Сложность автопохода может быть от первой до пятой. Поход первой категории самый простой, пятой – самый сложный. Последние годы я встречаю упоминания о шестой категории сложности, но никаких официальных документов о введении шестой категории я не нашел. Хотя некоторые данные для расчетов встречаются, ниже я их приведу.

Есть два способа определения категории автопохода. Первый простой – по перечню стандартных маршрутов. К сожалению, очень редко бывает так, что едешь по стандартному маршруту, второй расчетный, вот его-то мы и рассмотрим в данной статье.

Сразу предупреждаю, что я нигде не нашел нормального описания расчета, поэтому все ниже написанное, это то, как я понял те обрывки информации, что мной были найдены в интернете.

Сложность автопохода определяет категория трудности (к.т.) встречающихся протяженных препятствий (ПП).

Таблица 1. Оценка категории сложности автомобильного маршрута
Параметр маршрута
Категория сложности маршрута
I
II
III
IV
V
VI
Продолжительность похода минимальная дни
6
8
10
13
16
20
Протяженность маршрута минимальная, км
1500
2000
2500
3000
3500
?
Максимальное количество баллов, идущее в зачет, за протяженные препятствия соответствующей категории сложности:
1 к.т.
6
3
3
3
-
-
2 к.т.
-
14
5
5
5
-
3 к.т.
-
-
24
10
5
5
4 к.т.
-
-
-
39
15
10
5 к.т.
-
-
-
-
59
40
6 к.т.
-
-
-
-
-
60 и более
Категория сложности в баллах (КС)
2-6
7-14
15-24
25-39
40-59
60 и более

Протяженное препятствие имеет следующие категории трудности:

Таблица 2. Категория трудности ПП в зависимости от балов (П)
к.т.
1
2
3
4
5
П
1.1-1.5
1.6-2.5
2.6-3.9
4-5.9
6-8

Количество баллов П рассчитывается по формуле:

П = Кпк х Кпр,

где численное значение Кпк для разных дорожных покрытий составляет:

·         0,8 - асфальтированная дорога;
·         1,0 - профилированная гравийная или сухая укатанная грунтовая дорога;
·         1,5 - разбитая щебеночная или грунтовая дорога, плотный песок;
·         2,2 - лесовозная дорога или полевая грунтовая при дожде, песчаные колеи;
·         2,5 - сыпучие пески;
·         2,8 - зимник летом:
·         3,5 - тракторный зимник в горах;
·         4,0 - конная тропа.

Расчет Кпр производится по формуле:

Кпр =1+ Дпп/250, где Дпп - длина ПП в километрах. Причем, Кпр не может быть более 1,8. Т.е. если длина ПП больше 200 км, то все что больше 200 км не дает прироста трудности участка.

Что бы посчитать категорию сложности похода в баллах (КС), складываем баллы за все ПП. Но не все ПП идут в зачет. Смотрим Таблицу 1. Так если мы планируем поход III категории сложность, то за ПП 1 к.с. можно зачесть только 3 балла, за ПП 2 к.с. – 5 баллов и т.д. Сделано это для того, что бы нельзя было наращивать сложность похода за счет большого количества простых препятствий.

Есть еще одно ограничение – движение по тому же маршруту обратно не засчитывается. Поэтому туристы всегда стараются закольцевать маршрут, что бы не возвращаться по своим следам.

Для учета автономности и сезонности в дальнейших расчетах используется формула:

КС = П * А + СГ где П - сумма баллов по всем протяженным препятствиям.

А - показатель автономности,

СГ - сезонно-географический показатель из Таблицы 3.

В найденных мною документах, показатель автономности для автопоходов не описан, а дана ссылка на велопоходы. Для велопоходов написано следующее -  Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров.

  • А = 1.4 - высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута.
  • А = 1.0 - средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода.
  • А = 0.6 - неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

Если следовать этим правилам, то Автономность автопохода в большинстве случаев будет  0,6. Для велотуристов все понятно, они в день проходят в среднем по 50 км, один населенный пункт в день – обычное явление. И нужен населенный пункт, что бы продукты подкупить, а не тащить их на себе на весь поход. Для автомобилистов средне дневной пробег – 250-300 км. Редко в какой местности не встретишь на таком расстоянии 2-3 населенных пункта. И что нам с того? Продукты мы везем минимум на неделю, а то и на весь поход, горючего то же всегда минимум на 500 км. Поэтому, я считаю, что использовать понижающий коэффициент нужно только, если ночевки не полевые – турбазы, мотели и пр.

При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1.0 и 1.4 определяется путем интерполяции.

При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле:
А=А1*m12*m2 +... +Аn*mn (6) где A1, A2,..., An - показатели автономности отдельных участков маршрута,
m1, m2,..., mn - доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Ti) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:
m=Тi/Тф

Таблица 3. Сезонно-географический показатель
Район
Сезонность
СГ, баллы
Равнины и низкогорье
Средняя часть России
март, ноябрь
6
зима
12
Север европейской части России, север Канады, Аляска
апрель, октябрь
6
март, ноябрь
10
зима
15
Сибирь
апрель, октябрь
10
март, ноябрь
15
зима
20
Пустыни государств Центральной Азии, Северной Африки и другие аналогичные им районы
лето
20
май, сентябрь
10
март, апрель, октябрь, ноябрь
6
Горы
Среднегорье (2000 - 2500 м)
март, апрель
6
ноябрь, зима
12
Высокогорье (свыше 2500 м)
май, октябрь
6
март, апрель
10
ноябрь, зима
20
Горы Заполярья, Восточной Сибири, Северный и Приполярный Урал
апрель, май
10
октябрь, ноябрь, зима
20

Значения в строках 2 и 3 Таблицы 1 (минимальная длительность и минимальный пробег) не являются основополагающими и приводятся для справки.

Пример расчета сложности маршрута

На примере нашего зимнего похода 2007 года посмотрим, как считать категорию сложности автопохода.

Маршрут: Омск – Курай – альплагерь Актру – Курай – Омск.

До Курая 1520 км, асфальт, от Курая до альплагеря – 32 км, снежная целина, крутые подъемы/спуски, наледи. Сибирь, февраль. Ночевки в тепле.

1-е ПП Омск - Курай, покрытие асфальт, значит Кпк=0,8. 1+1520/250 больше 1,8, значит берем 1,8. Итого П=0,8 * 1,8 = 1,44. По таблице 2 это ПП 1 к.с.

2-е ПП Курай – альплагерь, покрытие выбираем – лесовозная дорога Кпк=2,2. Итого П=2,2 * (1+32/250) = 2,48. По таблице 2 это ПП 2 к.с.

Сумма по всем ПП – 3,9. Применяем к-т автономности – 0,6 и к-т сезонности – 20, итого получается 3,9*0,6+20=22,3. Смотрим по таблице 1 – III категория. Проверяем, не перебрали ли мы баллы по категориям – нет, за препятствия 1 к.с. можно 3 балла, у нас – 1.44, второй можно 5, у нас – 2,48.

Летом, мы бы ночевали в палатках, и при П=3.9 это был бы поход I категории. Правда в жизни мы этот поход оформляли как I категорию :-). Просто местный МКК выпускает только на первую, а оформлять через Новосибирскую МКК времени не было.

Внимательный читатель уже должен был найти небольшую ошибку в расчетах, которую я умышленно допустил. Впрочем категория похода от этого не изменилась. Кто нашел ошибку - пишите в форуме.

 


При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2009-2011

 

 Оригинал материала находится здесь