Как правило, когда вы начинаете планировать какое-то новое путешествие, вы сначала обдумываете идею. Типа "хочу побывать на Байкале". Потом эта идея должна трансформироваться в понимание того, как, когда и, самое главное, какими дорогами вы доедете на Байкал. И вот в этот момент вам необходимо будет поработать с картографическим материалом - посмотреть карты, наметить дороги и тропинки, отметить важные точки в пути и представить порядок их посещения. Вот именно об этом материал Вадима aka Bagum.

Для путешествий вне дорог общего пользования, я обычно использую программу OziExplorer. Карты у нее растровые. Как правило, используются генштабовские карты 70-х лохматых годов. Но как показывает практика они до сих пор очень и очень актуальны. Однако, в последнее время, стали появляться и более современные карты, правда, пока не для всех регионов. В случае, если нет достаточно детального "генштаба", можно загрузить спутниковые снимки с Google Maps.


Маршрут, как правило, начинаю строить в программе Google Планета Земля (Google Earth). Почему там? Как мне кажется, это наиболее удобная система для проработки маршрута. К тому же, эта программа умеет отображать фотографии, привязанные к местности и это позволяет оценить географию местности, представить её визуально. Также, как правило, на фотографиях могут оказаться местные достопримечательности, на которые стоит обратить внимание. Кроме того, при разработке маршрута, всегда держу открытым OziExplorer, на тот случай, если нужно сориентироваться по названиям населенных пунктов. У "Планета Земля" с этим есть определенные проблемы.


Для начала проставляю "Метки" в основных точках маршрута. Потом проще ориентироваться на глобусе :).
Следущим этапом начинаю рисовать "Путь". В общем и целом, строить маршрут по давно известным дорогам смысла нет, но иногда, двигаясь по маршруту, хочется знать сколько ориентировочно осталось до той или иной узловой точки маршрута. Да и потом, когда маршрут будет готов, можно оценить его полную протяженность. Путь рисуется по ключевым точкам будущего маршрута - крупные населенные пункты, реки, мосты, пересечения дорог. В случае если предстоит проезд по неизвестному крупному населенному пункту, масштаб увеличиваю и точки ставлю чаще, уже с детализацией по улицам, перекресткам и развязкам. Когда путь добирается до внедорожной части маршрута, то масштаб максимально увеличиваю, чтобы можно было различать на снимках направления движения - грунтовки, колеи, просеки, броды. Периодически, когда отсутствуют хорошие снимки или направление теряется, приходится обращаться к OziExplorer, чтобы понять дальнейший путь.


После того, как путь прорисован, экспортирую его в kml файл. Полученный kml файл можно загрузить в Google Map, получить ссылку и рассылать ее участникам поездки для ознакомления и обсуждения.


Следующим этапом импортирую kml файл в OziExplorer. Получаем в OziExplorer что-то похожее на трек. Используя карты разного масштаба и ориентируясь на условные обозначения (дороги, тропы, мосты, броды), проставляю "Путевые точки" (waypoints). Частота точек так же зависит от неизвестности маршрута и его сложности. Где есть затруднения с ориентированием на местности точки ставлю чаще. Всем точкам, по возможности, даю имена вместо цифр, чтобы при использовании маршрута было понятнее. Когда все точки готовы, сохраняем их в wpt файл.


Следующим шагом на базе точек формирую "маршрут" (route). Если точек немного, то все заносятся в один маршрут. Если точек много, то они разбиваются на логические блоки (по дням, по регионам и тд) и добавляются в разные маршруты. Полученный маршрут(ы) сохраняю в rte файл.


Всё. Теперь достаточно взять с собой wpt и rte файл и можно двигаться по маршруту. Обычно маршрут я делаю на OziExplorer для Windows на стационарном компьютере, а в автомобиле использую OziExplorer для Andorid уже на планшете или коммуникаторе. Поэтому в Ози для Андроид загружаю точки (wpt), маршрут (rte) и дальше нажимаю "Следовать по маршруту". Ози находит ближайшую очередную точку и начинает вести на нее.
Данный маршрут можно использовать и на обратном пути, если хотя бы часть обратного маршрута совпадает. В данном случае запускаю "Обратно по маршруту".