Подготовка маршрута – процесс довольно длительный и сложный, с одной стороны, с другой стороны, многие едут, наметив себе две-три точки по маршруту и, типа, дальше разберемся по ходу дела. Если оформляете поездку как автопоход, то такой подход не годится, потому что вы должны на утверждение маршрута квалификационной комиссии должны представить подробный маршрут с описанием сложных участков, с определением категории этих участков, должны доказать, что ваша команда имеет достаточную квалификацию для прохождения этого маршрута – это с одной стороны.

С другой стороны, очень часто бывает такая ситуация, когда оказывается, что вы проехали по маршруту, что-то случайно увидели и посмотрели, а потом выясняется, что вы были в 30 км от интереснейшего места, о котором вы просто не знали до поездки. Поэтому, для того, чтобы поездка была интересной эффективной и потом не кусать себе локти, что что-то не посмотрел, к поездке нужно готовиться. Подготовка распадается на несколько частей. Во- первых , собственно составление маршрута. С одной стороны, он должен быть интересным, чтобы что-то посмотреть, с другой стороны, достаточно сложным, чтобы выполнить нужную категорию или просто для того, чтобы получить адреналин, если вы не оформляете это как автопоход. Это один из самых сложных моментов. Какие здесь существуют подходы?

Самое простое и эффективное – это воспользоваться чужим маршрутом, т.е. когда человек уже прошел маршрут. Не зря в туризме, в том числе и в автотуризме, обязательно пишется отчет, где можно взять и посмотреть, что за маршрут, какие дороги, какие препятствия, какие есть интересные места. Существует и свое «но»: не так много размещено отчетов, с одной стороны, а с другой, не всегда хочется ехать маршрутом, пройденном другими людьми. Хотя некоторые мои отчеты, например Алтай - Бугузун - Тува, часто использовался, многие прошли этим маршрутом, потому что там было подробное описание, были треки и достаточно просто было его пройти, ну просто, в смысле, что не нужно готовиться. Сам маршрут достаточно сложный, но подготовка минимальна в том плане, что люди знали на что они идут.

Как делаю я? Во-первых, можно взять перечень маршрутов, который существовал еще в советские времена, каждый год или раз в несколько лет обновлялся по всем видам туризма, но для нас это автомототуризм. Указывался маршрут конкретной категории сложности, в определенном районе и 5-10 точек, через которые он проходит, длина маршрута указывается. Это хотя бы что-то, хотя бы есть основные пункты через которые нужно пройти. Сейчас эти маршруты достаточно сильно устарели: там, где не было дорог, появились дороги, поэтому претендовать на то, что маршрут 5 категории сложности, который был 20 лет назад, можно сейчас заявить на 5 категорию сложности – это сомнительно, хотя в некоторых местах мало что изменилось.

Но есть такой подход, что можно взять готовый маршрут, а дальше уже начинать подробно его разрабатывать. Что делается? Идешь по маршруту, по карте, смотришь дороги, уточняешь маршрут. Скажем, проходит маршрут через 2 города, которые можно и так пройти, и так – т.е. выбираешь вариант, который тебе интересен. И уже подробно пишешь маршрут, буквально, до каждого населенного пункта, через которые проходишь. Ну, а если пользоваться картографическим ПО, кстати, я пользуюсь OziExplorer, то сразу ставятся маршрутные точки, т.е. делается материал для загрузки в GPS-навигатор, делается rout, т.е., файл маршрута. Параллельно, если какие-то места вызывают сомнения, то ищешь в Интернете (кто когда-то проезжал) или связываешься с местными, в форуме ищешь, если непонятно и это какая-нибудь проселочная, лесная или, хуже того, зимник, то выясняешь состояние этого зимника – сколько потребуется времени на его прохождение, что нужно для его прохождения и т.д. В любом случае, сразу по ходу подготовки маршрута смотришь и готовишь выходы, так называемые, с маршрута или обходы. Т.е., подошли в какое-то место и по каким-то причинам не можете его пройти (времени не хватает или технических возможностей автомобиля), в таких случаях делаются объезды. Для всех сложных участков должны быть подготовлены объезды. Эти объезды включаются и в заявочные документы, где ты показываешь, что если не получится, то ты будешь выходить определенным образом. Естественно, выходы должны быть проще, чем основная часть маршрута, как правило, асфальт либо хорошая проходимая в любую погоду дорога.

Одновременно просматриваешь информацию, что есть интересного по проезжаемым населенным пунктам, природные места – парки, музеи, заповедники. Источники этого – путеводители (неплохие путеводители фирмы Ле Птю), они сейчас есть практически по каждой области, где указаны все интересные места в данной области. Единственный их недостаток, очень редко указаны координаты и найти место и привязать его к карте бывает сложно. Не раз бывало, что мы напрасно пытались найти место без координат, а местные знают не всегда. Поэтому, с географическими координатами, конечно, значительно проще: имеешь точку и едешь на нее.

Второй источник информации – здорово нам помогают геокешеры. У нас в России так принято, что геокешеры располагают свои тайники в наиболее интересных природных, культурных либо исторических местах. Естественно, это все с координатами. Просматривая описания тайников геокешеров, можно найти места, которые стоит посетить по маршруту. У них же частенько бывают подсказки по тому, где можно остановиться на ночевку, потому что это тоже одна из проблем формирования маршрута. При подготовке маршрута обязательно нужно предусмотреть те места, где планируются ночевки. От этого зависят дневные пробеги, от этого зависит график движения. График движения и ночевки предоставляются в МКК. Больше того, нужно серьезно к этому подходить и стараться наверняка определять места ночевок, потому что когда выходишь на маршрут, то регистрируешься в поисково-спасательной службе, и для них это тоже важно, т.к. если вдруг что-то случается и тебя начинают искать, то они идут по твоему маршруту, по обозначенным стоянкам. Они прикидывают по твоему графику, где ты должен быть в данный момент. Кроме того, очень неприятно, когда ты идешь по маршруту и не знаешь где ты будешь ночевать и начинаешь искать место для ночевки, а оказывается, что мест таких нет, либо они безобразные, поэтому лучше заранее знать, где остановиться. Кое-какую информацию можно почерпнуть в местных туристических, рыболовных форумах. Это самый утомительный процесс, но делать эту работу нужно, иначе поездка может быть просто неинтересной.

Когда в черновике маршрут сделал, прикинул что можно посмотреть, тогда дальше начинаешь разбивать его на дневные переходы. Здесь уже учитываете возможности своей группы, сколько вы можете пройти, в каком темпе. Если, скажем, дорога по асфальту можно пройти легко 600-700 км в колонне, то по грунтовкам бывает и 300 км – это большой дневной пробег. Кроме того, всегда нужно делать запас в расчете на то, что дорога окажется хуже, чем предполагали, погода плохая. Бывает, что по грунтовке ехать быстрее, чем по асфальту, а если в дождь ее развезет, тебя таскает и скорость 20-30 км в час, то это совсем другое. Не исключены и поломки. Исходя из этого, я составляю дневные пробеги, делаю сразу табличку в excel'е.

Сначала вводятся все точки, через которые вы должны проехать, расстояние между точками, и еще одна колонка, где указано, что из этого расстояния асфальт, а что грунтовка или, скажем полевые дороги, там же в таблице указываются средние скорости, которые доступны команде на каждом типе дороги. На основании этого определяется количество ходового времени для достижения данной точки и можно прикинуть в каком месте тебе нужно запланировать ночевку, используя карту, геокешерскую либо другую информацию. Для тех, кто только начинает, сразу хочу предупредить – обязательно нужно делать запас. Во-первых, я считаю, рассчитывать можно, максимум, на 8 часов движения. Реально это будет часов 10-11, учитывая остановки, заправки, перекусы, поломки и т.д. 8 часов движения для лета – это нормально, с тем, чтобы не ехать ночью, не искать в темноте ночевку. Нет ничего хуже, чем искать место для отдыха ночью, тогда точно ничего хорошего не найдешь и может оказаться, что ночевать придется где-нибудь посреди болота или другом, не совсем подходящем для нормального отдыха, месте. Поэтому, у меня правило – обычно в 7 часов вечера, если у нас нет точно запланированного места ночевки, мы начинаем искать стоянку. Обычно это занимает около часа, если за час не нашли, то становимся в ближайшем месте, где можно расположить машины и палатки даже если не очень по душе…. Это для того, чтобы можно было спокойно разбить лагерь, приготовить ужин, выспаться и утром со свежими силами поехать. Это правило действует даже если мы отстаем от графика, потому что я не считаю правильным нагонять график за счет сна и отдыха. Ночная езда приводит только к тому, что на следующий день задерживается выезд (вместо, скажем 9 часов, стартуем в 12) , команда опять не укладывается в график и т.д. Можно нагнать график, стартовав на час раньше, сократив дневные остановки, но ночью не ехать. Тем более, что ночная езда более опасна. Сколько раз было, что днем колонна идет без проблем, а ночью, особенно не щебенке или грунтовке, начинаются остановки из-за неисправностей. Ночью на щебенке легко пропустить острый камень и порвать колесо – вот и еще полчаса, как минимум, задержки. А если еще дождь, грязь, то проблемы решаемые днем легко и быстро, ночью отнимают значительно больше усилий и времени. Поэтому лучше не рисковать и весь маршрут рассчитывать на прохождение днем. Т.е. нужно закладывать реальные дневные пробеги и обязательно оставлять время на осмотр достопримечательностей. Если заложен, например, музей деревянного зодчества, то это минимум 2-3 часа, потому что если он интересный как в Тальцинке на Байкале, так мы потратили полдня и не хотелось уходить. Зачем лишать себя удовольствия посмотреть уникальные вещи ради того, чтобы проехать лишние 200-300 км в день. Прохождение маршрута на скорость не является самоцелью, должны пройти маршрут интересный, запоминающийся. Все-таки в первую очередь, мы едем, чтобы отдохнуть. Кроме того, что делается запас времени в дневном перегоне, обязательно закладываются дневки или полудневки, когда вы заранее планируете, что в этот день у вас будет отдых.

На самом деле, это не всегда просто отдых, т.к. в ходе поездки накапливаются проблемы с машинами: фильтры продуть, что-то посмотреть, что-то подремонтировать, просушить палатки, спальники, постирать, устроить банный день, наконец, просто отоспаться. Поэтому дневки планируются в интересных и красивых местах и лучше всего у воды. По моему опыту, если вы планируете двухнедельный поход, то 3 дневки нужно делать обязательно. Кроме дневок, всегда планируются резервные дни, потому что нет ничего хуже, когда начинаешь гнать. Если поход зарегистрирован, то должен выйти с маршрута во время, потому что если ты опоздал больше, чем на день, тебя начинают искать спасатели и т.д. К тому же, люди тоже планируют свой отпуск в расчете на заложенное время, поэтому желательно пройти в срок. Если случилась непредвиденная задержка, чтобы не начиналась ненужная гонка, и закладываются 1-2 резервных дня. Если они не понадобятся, их всегда можно использовать для дневок. Отдых в хорошем месте еще никому не повредил. Резервные дни тоже указываются в маршрутной книге и использовать их можно на свое усмотрение – нагнать отставание, для дневок либо посетить интересные места, не заложенные в маршруте.

Я заполняю маршрутную книжку, делаю себе копию маршрутного листа, чтобы во время поездки можно было контролировать и плюс маршрутные точки – роут для навигатора. Каждому экипажу выдается график движения, чтобы все понимали где мы находимся, что должны посмотреть. И по интересным местам делаем информационные листки, чтобы люди могли понимать что они посещают.

Еще о подготовке информации, если вдруг у вас что-то случилось в чужом городе. Во-первых, поскольку мы ездим на автомобилях, это информация о крупных СТО и эвакуаторах в больших городах. Как правило крупные, автоцентры имеют и свои эвакуаторы, поэтому несложно иметь 3-4 телефона, взяв их из Интернета.

Если вы везете деньги на карточке, то неплохо иметь координаты банкоматов и отделений банков в городах. Ясно, что в своем банке можно снять деньги без процентов, поэтому я всегда беру с собой список отделений своего банка. Хотя обычно автотуристы не ночуют в гостиницах и мотелях, но бывает всякое, поэтому желательно по маршруту иметь адреса и телефоны мотелей и гостиниц. Например, идет дождь, грязь, машина ваша на веревке, люди все измучены, в этом случае имеет смысл переночевать в мотеле. Я на навигаторе всегда отмечаю гостиницы, мотели, заправки и всегда, на всякий случай, эта информация с собой. Всегда можно посмотреть, что, скажем, через 15 км будет мотель и воспользоваться. На случай проблем с ГАИ хорошо иметь в электронном виде или в печатном , во-первых, ПДД, а во-вторых, Закон об административной ответственности. Если, не дай Бог, конечно, какая-либо авария, нужно заполнять протокол, и вот в этом случае, они здорово помогают.

Поскольку сейчас многие возят с собой ноутбуки, нет проблем закачать много справочных систем, в частности, информационную систему Дубль ГИС, содержащую карту города, телефонный справочник и т.д. Если по маршруту есть города, поддерживающие Дубль ГИС , можно специально не готовить информации по СТО, банкам, а воспользоваться системой. Какие еще телефоны могут понадобиться? Многие форумы делают списки помощи, когда люди добровольно дают свои телефоны на случай, если понадобится помощь для тех, кто идет транзитом и случились проблемы. Этому человеку можно позвонить, и он в этом городе поможет. Например, на форуме Land-Cruiser есть список порядка ста человек в разных городах, которым можно реально позвонить и они реально помогут. Мне приходилось пользоваться, когда был необходим ремонт. Еще за 100 км от Иркутска я позвонил этому человеку, объяснил проблему, и пока я подъехал, он уже все организовал, договорился с запчастями, объяснил куда подъехать, нас уже ждали. Без проблем.

И для себя, если у вас есть знакомый врач и юрист, нужны их телефоны, чтобы всегда можно было обратиться с дороги и получить необходимую консультацию. Кстати, неплохо еще телефон автомеханика своего, иногда бывает нужен совет. В ходе подготовки маршрута, когда делается раскладка по времени, следует учитывать, что если маршрут автономный (проходит не по дорогам общего пользования, а по проселкам, горным или лесовозным дорогам), то обязательно нужно считать расход горючего и прикидывать, где можно будет пополнить запасы в баках. Предварительно попытаться выяснить, где есть заправки, какой на них есть вид топлива и прикинуть расход, учитывая, что расход на асфальте порой значительно меньше расхода на том, что мы называем «гОвнами» - болота, лесные дороги и пр.

Исходя из этого, считаете сколько горючего вы израсходуете и какой следует иметь запас с собой в канистрах, чтобы не остаться с пустыми баками на категорийном участке. Естественно, эту информацию нужно довести до участников, чтобы люди знали какой они должны иметь запас емкостей под топливо. Ни в коем случае нельзя надеяться на последний населенный пункт перед категорийным участком, особенно, если там всего одна АЗС, потому может статься так, что в нужный вам момент там не окажется бензина, света, или она по любым другим причинам просто не будет работать. По опыту – это вполне возможный вариант. Если же вы двигаетесь по дорогам общего пользования, то можно не заморачиваться : через каждые 50-100 км есть заправки, поэтому делаете остановки по мере необходимости.

 


При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2009-2011

 

Оригинал материала находится здесь