Движение в колонне имеет некоторые преимущества, по сравнению с движением в одиночку. Во-первых, вместе гораздо более безопасно и ехать, и ночевать. Во-вторых, при возникновении каких-то проблем, их будет легче решить. Однако движение в колонне требует от водителей и некоторых дополнительных усилий. Известно также, что чем больше в колонне машин, тем ниже средняя скорость движения колонны.

Ниже будут приведены некоторые правила движения в колонне.

Основное правило – не потерять позади идущую машину. Каждый экипаж впереди идущей машины следит, за машиной, следующей в колонне за ним. Например, когда она отстает, то нужно сбросить скорость, впереди идущая машина увидит, что вы отстаете, и то же сбросит скорость и т.д. до головной машины. Набор скорости происходит в обратном порядке.

Перед каждым не очевидным действием, передняя машина должна убедиться, что задняя видит ее маневр. Пример: при повороте с основной трассы нужно показать поворот заранее, убедится, что позади идущая машина вас видит. Особенно в городе, при частых поворотах. Завернули, перед следующим поворотом убедитесь, что следующая машина повернула за вами, и видит ваш следующий маневр. Это психологически трудно – смотришь за впереди идущим, что бы не потеряться, а нужно смотреть назад, что бы не потерять. Но при четком выполнении всеми – работает безукоризненно.

Правило второе - дистанция. Первый подход – плотная колонна, так что бы не дать никому вклинится в колонну. При плотном трафике – опасно, все равно будут лезть, вклиниваться в колонну, создавая аварийные ситуации. Второй подход – идти так, что бы между машинами было расстояние для безопасного обгона колонны. Те, кто обгоняют колонну, в ней обычно не задерживаются и уходят дальше. Смысл им обогнать одну, две машины колонны и идти с их же скоростью? Если же попадаются особо непонятливые, то их выдавливаем в хвост колонны обгоном. Когда позволяют условия, то лучше держать дистанцию метров в пятьдесят-сто, тогда не будет неожиданностью машина, обгоняющая колонну. Если держать короткую дистанцию, то обгоняющую машину не будет видно в зеркало, ее загородит следующая машина в колонне.
Тем не менее, решение о выборе дистанции должно приниматься по ходу движения. Как-то я ехал в совершенно не знакомой команде, т.к. меня не знали, то поставили ближе к голове колонны, за мной УАЗ-буханка, у которой не было радиосвязи. Команда – держать колонну плотно. Еду, аккуратно слежу за дистанцией, не давая буханке сильно отставать. Вижу, что водитель буханки нервничает, периодически разрывает дистанцию. Замечаю, что делает он это перед затяжными подъемами. Понятно, ему нужен разгон перед подъемом. Начинаю уходить от буханки перед подъемами, сбрасываю скорость на вершине подъема, все становится на свои места. Буханка держится за мной, как привязанная. На следующий день, когда меня попытались поставить ближе к концу колонны, водитель буханки, попросил оставить меня перед ним.
Важно правильно расставить машины в колонне. Зависит от многих факторов – скорость и разгонная динамика машины, уровень водителя, уровень штурмана и т.д., вплоть до предпочтений каждого экипажа. Правильная расстановка машин – искусство руководителя.

Не допускаются обгоны внутри колонны. Если какая-то машина вышла из колонны и потом догонят колонну, то эта машина занимает место в конце. При очередной остановке ей оставляют место и она занимает свою позицию в колонне.
При старте с обочины автомобили стартуют строго по очерди, начиная с первой. При этом в начале движения ведущая машина не должна резко ускорятся, а должна двигаться не спеша, пока вся колонна не тронется и не наберет скорость. При первом старте утром нужно несколько километров проехать с небольшой скоростью, давая прогрется двигателям (особенно дизилям) и дать водителям втянуться в работу.

Принцип движения в колонне можно выразить тремя словами - думай о других.

Некоторые стандартные приемы движения в колонне

Трасса
Обычно, при движении по трассе первой ставится самая медленная машина, а за ней по мере возрастания разгонной динамики. Это связано с тем, что чем дальше от головы колонны, тем более рваный ритм движения, разгоны и торможения более резкие, чем в голове колонны. При медленной машине в голове колонны, скорость сразу задается первой машиной, и каждой последующей машиной проще держать дистанцию, не отставать от впереди идущей машины. В первой машине должен быть хороший штурман, что бы не заблудится.
Последняя машина – самая подготовленная, что бы оказать техническую помощь, отбуксировать и т.д.
В случае остановки одной из машин, можно не останавливать всю колонну, а оставить с ней замыкающую машину (или, как вариант, следующую за остановившейся).
При наличии радиосвязи в колонне и напряженном трафике – первой ставят скоростную машину. В этом случае, она совершает обгон и затем по радиосвязи ведет колонну, предупреждая о встречных.

Город
При движении по городу очень важно грамотно вести колонну. Лучше, что бы впереди был человек знающий маршрут, либо тот, у кого есть GPS-трек или заранее составленный маршрут. При плотном трафике длинную колонну провести очень сложно, поэтому имеет смысл разбиться на группы по три-четыре машины.
Перед входом в город нужно собрать колонну как можно плотнее, в идеале, чтобы в колонне не было никого постороннего. Двигаться нужно со скоростью потока, совершая минимум обгонов. В целом, лучше вообще не разрывать колонну. Так же необходимо правильно выбирать полосу, что бы минимизировать перестроения. При трех полосах, занимайте среднюю. Это позволит не попасть на светофоре под стрелку, не упереться в стоящие на первой полосе машину, автобусы на остановках и т.д. При необходимости перестроится – показывайте поворот заранее, что бы вся колонна успела перестроиться. Помогайте друг другу перекрытием полосы. Например, нужно перестроиться в левую полосу. В этом случае, одна из последних машин перестраивается и сбрасывает скорость, не обгоняя колонну, под этим прикрытием перестраиваются все впереди идущие медленные машины. Необходимо стараться идти как можно плотнее, чтобы не дать никому вклиниться в колонну.
Ведущий должен думать за всю колонну. Например, не стоит ехать на мигающий зеленый – все колонна не успеет пройти светофор и разорвется. Так же не стоит обгонять, если вы не уверены, что вся колонна успеет обогнать до следующего поворота, светофора и т.д.
Если колонна разорвалась на светофоре, те, кто проехал перекресток, сбрасывают скорость, вплоть до полной остановки и ждут хвост. Но место для остановки нужно выбирать так, что бы потом вся колонна могла легко тронуться, иначе опять разрыв. Не стесняйтесь остановиться на второй полосе, включив аварийку, при условии, если вас можно объехать, и вы не создадите затор.
Как-то мне пришлось вести колонну из пяти-шести машин по Улан-Батору. Город длинный, движение плотное и водители ведут себя некорректно, постоянно подрезают, перестраиваются из ряда в ряд без особой необходимости. Города я не знал, но знал, что ехать долго и никуда сворачивать не нужно. Я встал во второй ряд из трех, пристроился за грузовиком, колонна за мной, дистанция минимальная, и мы, не спеша, но без нервотрепки доехали в нужное место. Все, кто торопился, не пытались встроиться в колонну, так как наша скорость их не устраивала. Пару раз колонна разрывалась на светофорах, но низкая скорость движения позволяла, не останавливаясь, дождаться отставший хвост, т.к. “торопыги” к тому времени уходили в соседние ряды, двигающиеся быстрее.

Бездорожье
При движении по бездорожью, первая машина или первые две машины, как правило, самые подготовленные с опытными экипажами. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, они могли показать менее опытным водителям как именно проходить препятствие, а во-вторых, для того, чтобы вытаскивать застрявшие машины. Вообще, всегда нужно стараться вытаскивать вперед, а не назад, так как иначе придется то же самое препятствие преодолевать снова.
В большинстве случаев идти нужно по следам первой машины, ее опытный экипаж выберет оптимальную траекторию. Исключение – болото. В болоте нужно идти “в пол колеи”, то есть, смещаясь на пол корпуса машины в сторону.
Кроме того, следующая машина не идет на препятствие, пока предыдущая его не пройдет. Например, при взятии крутого подъема, первая машина может покатиться назад, а на спуске позади идущую машину могут не удержать тормоза, и она покатится вперед. При движении по грязи, если застрянет первая машина, второй придется остановиться и, скорее всего, она тоже застрянет. Исключение – опять же болото. При движении по длинному болоту (более ста метров) необходимо идти в две машины, с одинаковой скоростью, на расстоянии длинны троса лебедки.
После преодоления препятствия, перед остановкой всегда оставляйте место для следующих машин. Однако, не забывайте, что впереди стоящей машине может потребоваться сдать назад – не ставьте машины вплотную.
Не следует сильно растягивать колонну, потому что в случае необходимости нужно будет далеко возвращаться, что бы помочь отставшим, а ведь едем не по асфальту. На бездорожье лучше двигаться группами по две-три машины. В такой группе машины не разъезжаются дальше чем на длинну троса лебедки. Но и такие группы должны быть не далеко друг от друга (200-300 метров).
Грубой ошибкой является лихачество и неожиданные действия. Все действия должны быть согласованы. Как-то в группе "лихих безбашенных парней" я оказался на весеннем раскишем поле . Буксую враскачку, но машина подвигается слабо, В какой-то момент зацепилась, и начала резко выскакивать. Чем я почуствовал тот Чероки, я не знаю, но я бросил газ и в этот момент он пронесся сзади впритирку со мной на скорости под шестьдесят (разогнался на сухом и ходом решил пройти). Страшно подумать, что было бы, если б я сдал назад еще на пол метра.
Не следует на скорости проходить рядом с застрявшей машиной, грязь хуже льда легко может понести в сторону и вы въедете в своего же товарища.

 


При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2009-2011

 

Оригинал материала находится здесь