До недавнего времени, вопросы ориентирования в пространстве среди автомобилистов решались исключительно путем устной передачи информации от человека к человеку в формате: "едешь прямо, потом на втором светофоре налево, проедешь большую лужу, сразу после нее тормози и справа увидишь нужный тебе дом". Самые продвинутые автомобилисты использовали бумажные карты и даже умели в них ориентироваться. Однако даже для них вопрос поиска нужного города, улицы, дома, а тем более какой-то точки на местности, составлял определенные трудности. Главная проблема в этом вопросе - правильно сориентироваться на местности и правильно определить собственное местоположение, грубо говоря поставить точку на карте в том месте, где ты находишься. Но все изменилось, когда появились они - спутниковые автомобильные навигаторы.

Сразу оговорюсь, что все далее неписанное, представляет собой лишь мое текущее видение вопроса. Причем тех вопросов, в которых я не имею опыта, я постарался не касаться. Это может вызывать некоторые пробелы в общей схеме описания автомобильных навигаторов. В случае, если этот опыт у меня будет появляться, я буду дополнять и публиковать новые материалы.

В общем случае, очень грубо, спутниковая система навигации представляет собой комплекс из нескольких спутников, приемного оборудования (приемника спутниковых сигналов - автомобильного навигатора) и программного обеспечения, преобразующего принятые от спутников сигналы в понятный пользователю вид. Нам, как пользователям, важны и интересны два последних компонента, то есть приемник (суть навигатор) и программное обеспечение.

Сначала поговорим о приемниках, то есть о "железе" спутниковых автомобильных навигаторов.

Спутниковые навигаторы (GPS приемники, системы навигации), решают по сути единственную задачу - это определение положения самого навигатора в пространстве. В общем их можно разделить на два класса: самостоятельные навигаторы, определяющие координаты в пространстве и самостоятельно отображающие их в виде какой-либо картинки и приборы, которые определяют координаты и передают эти данные на какое либо устройство (в общем случае компьютер) для отображения уже силами стороннего программного обеспечения - их правильнее называть GPS-приемниками.

Есть еще одна ветка подобных устройств - это GPS-трекеры, устройства, которые определяют свои координаты в пространстве и передают их по какому-то беспроводному каналу, либо через сети сотовой связи, либо через тот же спутниковый канал, на специализированный сервер, где информация отображается визуально.

Самостоятельные навигаторы в настоящее время представлены тремя основными группами: туристические портативные приборы, наиболее ярким представителем которых являются устройства Garmin, устройства, которые можно назвать общим словом автонавигаторы и коммуникаторы/планшеты/телефоны, которые могут стать навигатором с помощью установки соответствующего программного обеспечения.

 

 

Отличительными особенностями туристических приборов являются малый вес, длительная работа от батареи, пыле- и влагозащищенность для некоторых моделей. По сути это портативные навигаторы, которые в основном используются в пеших походах или более экстремальных условиях, но также имеют возможность установки в автомобиле и подключения внешнего питания. Минусами можно назвать небольшой размер экрана для отображения карты, а у наиболее недорогих моделей отсутствие возможности отображения карты совсем. В этом случае на экранчик выводится только текущее местоположение в виде координат и трек вашего перемещения и дополнительно приходится пользоваться бумажными картами. Где используются: в пеших, водных, горных походах, где необходимо иметь привязку к местности и понимать, что ожидает впереди по маршруту. Также часто используются в экстремальных автомобильных внедорожных экспедициях, в первую очередь из-за своей "неубиваемости". Программное обеспечение у навигаторов Garmin свое собственное, формат картографического материала также собственный.

 

 

Автонавигаторы же, как правило, обладают гораздо большим экраном (5" - 7" и более) и дополнительными возможностями в виде проигрывания музыки, выхода в интернет и проч. Производителей автонавигаторов множество и среди них сложно выбрать наиболее достойного. Из тех, что вспоминаются сразу - Lexand, Prology, Texet, Ritmix и т.д. Основное применение они находят в городах для поиска необходимого адреса, построении оптимального маршрута с учетом дорожных затруднений, а также в междугородних поездках и для поиска "точек интереса" (POI - point of interest) - автозаправочных станций, кафе, музеев. магазинов и т.д. Если и имеют встроенное питание, то на относительно короткое время. Основной же источник питания - 12 вольт от автомобильной сети. Для пеших прогулок использоваться могут, но не очень удобны из-за размеров и веса, а также упомянутых проблем с длительностью автономной работы.

 

Напротив, с коммуникаторами / телефонами / планшетами все более-менее понятно. Во многих моделях современных коммуникаторов и планшетов встроены GPS/Глонасс модули. Это позволяет использовать данные устройства в качестве навигаторов, если установить навигационное программное обеспечение. Вот о программном обеспечении нужно рассказать подробнее.

Очень грубо навигационное программное обеспечение можно разделить на две части по видам картографического материала с которым это ПО работает. Дело в том, что карты могут быть представлены в виде растровых файлов  - обычных картинок с расширениями .jpeg, .tiff, .png и т.д., а могут быть представлены и в виде векторных  файлов, т.е файлов, представляющих собой описание географических объектов, а не их изображение.

С первой группой файлов работает достаточно ограниченное количество программ. Наверное, основной и наиболее известной программой является Ozi Explorer в различных вариантах: для обычного компьютера под управлением MS Windows, для коммуникатора под WinMobile, для коммуникатора под Android. Этой программе надо посвящать отдельную статью, так как возможности ее очень обширны. Второй подобной программой является SASPlanet, однако ее возможности мной еще не до конца изучены. Наверняка можно найти еще программы, умеющие работать с растровыми картами. Тем более это направление становится популярным в последнее время, когда появилась возможность использовать в качестве карт спутниковые снимки, например с сервиса maps.google.com или подобных ему. А спутниковые снимки есть не что иное, как те же растровые файлы.

Со второй группой файлов (кстати в совершенно разных форматах) работают специализированные программы навигации. Как правило, у каждой из подобных программ свой формат карты и свой формат объектов, изображаемых на этой карте. Возможность конвертации из одного формата в другой существует далеко не всегда. Навигационных программ великое множество. Из наиболее популярных можно назвать Navitel Navigator, Tom-Tom, iGo, Sygic, Garmin, Navigon, SityGuide и многие другие. На автонавигаторах в большинстве своем установлены первые три программы. На коммуникаторы/планшеты под разными операционными системами можно установить большинство из этих программ, естественно с учетом версии под соответствующую ОС.

Мой текущий опыт таков. Для передвижения на автомобиле в родном городе и России по дорогам я предпочитаю свежую версию Navitel Navigator под Android с соответствующими картами. Считаю, что у этой программы наиболее актуальные дорожные карты именно по России. Для передвижения за рубежом (в первую очередь при путешествии по Европе) использую iGo Primo под Android с обновленными картами и POI. Для зарубежных поездок возможностей этой программы мне хватает на 99%. А вот для внедорожного путешествия я использую Ozi Explorer для Android и для Windows (на ноутбуке) с генштабовскими картами. Как правило, на них можно найти почти все дорожки и тропинки, которые можно встретить на местности. Иногда в одном путешествии приходится использовать несколько программ на двух-трех навигаторах одновременно.