Каждый, кто стал обладателем внедорожника (или машины, на него похожей), через некоторое время начинает использовать его все более смело. Владелец автомобиля повышенной проходимости съезжает с асфальта, забирается в непролазную чащу, посещает ранее не освоенные места. Как правило, поначалу, он это делает в компании таких же владельцев внедорожников. Соответственно, если во время путешествия машина застревает, то всегда находится кому ее вытянуть. Но рано или поздно возникает ситуация, когда выдернуть одну машину другой не получается. То ли сам "спасатель" застрял еще на подъезде, то ли сил у него не хватает, то ли просто подъехать на длину троса не представляется возможным. Но зато вокруг часто (думаю, что в 70%-80% случаев) в относительной близости находятся какие-либо деревья или кусты или крупные камни и т.д. Вот тут то и возникает первая мысль о спасительной лебедке.

Лебедка (она  же лебеда, лебедь) - устройство, стационарно установленное на автомобиле и позволяющее путем наматывания на барабан троса перемещать (вытаскивать) его из сложной дорожной ситуации. Привод барабана может осуществляться от электрического мотора, либо непосредственно от двигателя машины через раздаточную коробку и коробку отбора мощности (КОМ), либо от гидромотора.

Электрическая лебедка - пожалуй, самый распространенный вариант, используемый и спортсменами и туристами. Привод барабана с тросом осуществляется через понижающий редуктор от электрического мотора, питание для которого берется со штатного аккумулятора. Мощность мотора в электрической лебедке составляет 4-6 л.с., но с учетом редуктора тяговое усилие может составлять и 4 и 6 тонн и даже больше. С учетом имеющегося на настоящий момент предложения от китайских производителей (надо признать уже вполне качественного), цена на электрические лебедки представляется наиболее выгодной.

Автомобильная механическая лебедка - второй по распространенности вариант, наиболее часто встречающийся на "тяжелых" внедорожниках. К раздаточной коробке подключается КОМ, а уже от неё идет привод на редуктор с барабаном. Эти лебедки очень мощные, хотя и неторопливые, очень надежные. Скорость намотки можно регулировать оборотами двигателя, то есть газом. Единственное слабое место механической лебедки - это шпонка, которая по сути является предохранителем. Ломается обычно в самом неподходящем месте и менять ее приходится, лежа в луже или в грязи.

Гидравлическая лебедка - лебедка, работающая от гидромотора. Обычно для привода гидромотора используют гидроусилитель руля. Лебедки эти надежные, устойчивые к перегрузкам и герметичные, а значит могут работать и под водой. Если нагрузка на такой агрегат превышена, то он просто останавливается, но ничего не ломается. Конечно у них есть и недостатки - медленная скорость сматывания троса, не работают при остановленном двигателе, иногда производительности насоса гидроусилителя не хватает для одновременной работы лебедки и гидроусилителя.

Естественно, что каждая лебедка должна быть укомплектована тросом (обычно длиной около 25 - 30 метров), проводным пультом (это электрические) и крюком на конце троса. Также для использования лебедки необходима корозащитная стропа, чтобы удобно было цепляться за деревья, и пару шаклов. Вместо корозащитной стропы вполне можно использовать динамическую стропу, единственное условие - чтобы она была достаточно широкая, хотя бы миллиметров 40-60. Для увеличения тягового усилия дополнительно используют блоки. Однако будьте осторожны - слишком большое усилие может и повредить вашей машине.

Ну и несправедливым будет не упомянуть о ручных лебедках. В простейшем случае это несложные рычажные механизмы с коротким тросом длинной полтора - три метра и небольшим усилием. Для полноценного внедорожника этого явно недостаточно. Хотя, для того, чтобы сдвинуть с места обычную легковушку, возможностей ручной лебедки должно хватить.

Во время первой поездки на Тигирек, когда лебедок на наших машинах еще не было, быстро пришло осознание их необходимости. И уже, например, во время нашей последней, четвертой поездки туда же, мы пользовались лебедками буквально каждый ходовой день.

В свое время, после нескольких поездок, я также решил оснастить свою Toyota Hilux Surf электрической лебедкой, установив её в штатный бампер. Устанавливал, правда не смостоятельно. Но дальнейшая эксплуатация и обслуживание позволили мне хорошо понять устройство автомобильной лебедки.