Экспедиционный багажник - это, пожалуй, одна из первых опций, которой оснащает внедорожник его новоиспеченный владелец. Дело в том, что места внутри автомобиля много не бывает. А всякого оборудования и снаряжения для путешествия надо увезти, как правило, достаточно большое количество. Особенно мысль об установке экспедиционного багажника возникает после пары перевозок в салоне внедорожного домкрата или бензопилы.

Дело в том, что внедорожное оборудование как правило объемное, тяжелое, железное, неудобное ... В салоне хай-джеком можно с легкостью разнести пластиковые панели обшивки или, что еще хуже, стекло. С бензопилы может натечь масло или бензин. Грязные тросы или корозащитные стропы испачкают вещи. Поэтому всякое подобное внедорожное оборудование владелец старается вынести на "внешнюю подвеску". Туда же идут такие вещи как лопата, топор, дополнительные удлинительные тросы, канистры с горючим, треки и т.д.

Для меня начальным вариантом багажника стали две поперечины-релинга, на которые я смог прикручивать треки и домкрат, а также иногда ставил большой багажный бокс. Иногда удавалось даже комбинировать загрузку релингов и крепить одновременно бокс и домкрат. Однако этот способ крепления груза перестал меня устраивать, когда появилась необходимость грузить куда-то канистры с бензином для длительного путешествия и куда-то девать треки и весь этот груз возить одновременно.

Экспедиционный багажник в большинстве случаев представляет собой большую корзину (как правило по размерам крыши автомобиля) и системы крепления этой корзины на крышу. Основным вариантом крепления корзины является установка её на релинги (если они есть) или на водосточные желобки. Так как до недавнего времени практически все внедорожники обладали этоми самыми желобками, то и крепление это являлось самым простым и распространенным. 4-6-8 лап/упоров позволяют грузить багажник "по полной". Так как это сооружение оказывается на изрядной высоте, то неплохим дополнением к багажнику будет лестница на задней двери, чтобы можно было забраться и уложить вещи, либо осмотреть оттуда окрестности.

Однако в случае установки на Toyota Hilux Surf крепление приходилось изобретать заново. Крыша у него без водосточных желобков, зато на ней установлены полозья. С помощью найденных мастеров из Барнаула был изготовлен багажник общей длиной около 150 см (длина багажника выбрана с учетом необходимости укладывать в него треки), с расположением от задней двери до середины между передней и средней стойками. Стойки багажника закреплены в штатных полозьях на 10 болтов. На передней части багажника установлен дополнительный рабочий свет в виде двух фар Hella Oval 100 FF Long Range. На правой части багажника установлено крепление для лопаты, а на левой части - для домкрата. Багажник изготовлен из профильной трубы круглого и прямоугольного сечения, дно выложено металлической сеткой.

Допустимая нагрузка на багажник, по данным производителя автомобилей, как правило составлять 50-70 кг. Однако на экспедиционный багажник грузят гораздо больше. Сам экспедиционный багажник, изготовленный из железа, весит около 30-40 кг, плюс уложенное оборудование может составлять до 150-200 кг (и такие заявления встречались мне в интернете). Однако не надо забывать, что по сути, весь этот вес ложится на стойки крыши, которые под него не рассчитаны. Наибольшей проблемой это может стать на гравийке или покрытии вида "стиральная доска".

Но что делать ... Даже являясь противником перегруза, я на время длительных путешествий грузил на багажник пару железных треков-лесенок, две-три канистры с бензином, два удлинителя металлического троса по 25-30 метров, хай-джек, лопату, пару ящиков с продуктами и иногда, на стоянках, даже залезал сам.

Одним из способов уменьшения нагрузки на крышу - приобретение алюминевого фирменного багажника типа Aiba Works, ARB или Jaos. Однако это несколько другие деньги и другая концепция поиска готового решения. В любом случае, старайтесь вдумчиво относиться к загрузке верхнего багажника.