- Ну ладно, - сказал Ойра-Ойра, застегивая зеленое пальто.
- Пойду вскрывать консервы и откупоривать бутылки.
Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."

Местом встречи Нового 2008 года, снова с помощью Элины и Кости, была выбрана турбаза "Берель", что находится в нескольких километрах от поселка Усть-Сема в сторону Чемала. Снова потому, что 2006 Новый год мы встречали в их же компании и с их же подачи. Так что им еще раз большое спасибо! Кроме Кости и Элины в компании состояли мы и Алексей с Надей.

Вот общая фотография всей честной компании

Само проживание на турбазе, турбазу и дорогу туда и обратно я, пожалуй, описывать не буду. Скажу только, что турбаза вполне достойная, кормят хорошо, новогодняя программа интересная, Дед Мороз прикольный, Снегурочка активная. Добираться до Усть-Семы и Берели не просто, а очень просто. Вариантов пути много. Туда мы добирались классическим путем через Бийск и Майму, обратно выезжали старым Чуйским трактом через Чергу - Алтайский. В текущем отчете дам лишь краткое описание двух интересных с моей точки зрения вылазок, сопроводив их изрядным количеством фотографий. Смотрите фотографии, читайте всплывающие подписи к ним.

31.12.07. Понедельник. Вылазка первая, предновогодняя.

т/б "Берель" - Узнезя - Элекмонар - Чемал - Еланда - Куюс - водопад на реке Бельтертуюк

Основной идеей вылазки сегодняшнего дня стало посещение водопада. Нет, конечно, сами водопады мы все видели неоднократно. Но вот, например, водопад в зимней обстановке, я до сих пор не видел не разу. Как раз всего в 80 километрах от базы, на правом берегу Катуни, в нескольких километрах за Куюсом, имелся подходящий водопадик. Так как состояние дорогм, по которой мы собирались передвигаться, было известно не до конца, решили, что лучше всего будет поехать на нашей машине. Грузоподъемности у Сюрфа должно было хватить (хотя из шести человек трое - это мужчины в самом расцвете), но вот с сидячими местами засада - их всего пять. Значит, надо задействовать и багажник. Задействовали, получилось вполне себе ничего:

Вообще говоря, до Куюса мы добрались без проблем. До Еланды вообще идет асфальт, а до Куюса вполне приличная щебенка. А вот в самом Куюсе надо перебраться через две речки: Нижний Куюс и Верхний Куюс. Через Нижний-то мы перебрались без вопросов - там местные жители достаточно часто ездят по льду и накатали вполне приличную колею и видимо достаточно тяжелыми машинами. А вот с Верхним вышли некоторые вопросы: он перемерз также, как и Нижний, но переезжавший перед нами автомобиль проломил колею и из-подо льда доносилось журчание воды да и сам лед не внушал доверия.

Походили вокруг, спустились чуть ниже по течению. Нашли местечко, в котором русло было максимально узким. После некоторого исследования примеченного участка потихоньку перебрались через замерзшее русло под наблюдением всей команды.

Две последние фотографии взяты из видеоролика, потому "вытянуты" с разрешения всего 640*480. К сожалению, само видео великовато, чтобы его выкладывать целиком на сайт.
После взятия первого препятствия расселись по местам и двинули далее. Надо сказать, продвинулись не слишком далеко. Дорогу преградила серьезная наледь. Ручей, который летом бы переехали не заметив, замерзал, постепенно слоями образуя возвышение над уровнем дороги толщиной порядка двадцати с лишним сантиметров. При этом вода постоянно искала новые пути, обходила намерзшие наплывы и образовала ощутимый боковой уклон в сторону реки. Сваливаться с дороги не хотелось, потому пришлось опять выгрузить всех, изучить местность и после этого буквально на цыпочках проскочить скользкий участок.

После этой наледи дорога тянулась недолго. Вскоре она подошла вплотную к последнему на этом участке деревянному мостику, переброшеннуму через речку Бельтертуюк. Причем слева от мостика речка падала к Катуни приличным таким водопадом. Но падала-то она летом, а сейчас водопад выглядел совсем по-другому. Я по незнанию думал, что водопад будет выглядеть как множество сосулек, свисающих со всех окрестных камней. Однако то, что мы увидели, представляло собой совсем иное зрелище ...

Водопад представлял собой толстый ледяной панцирь, вздувшийся большими прозрачными куполами и причудливыми округлыми формами, под которыми журчала и омывала лед снизу чистейшая вода. Весь водопад как бы спрятался за стекло. Вид оказался настолько фантастическим, что мы позабыв обо всем, фотографировали и снимали все это великолепие на фото- и видеокамеры.

Но оказалось, что не все увлеклись съемками :) Кое-кто подобрал отличную площадку для шашлыка и активно зазывал всех собраться на ней.

Долго уговаривать нас не пришлось. Машину перегнали поближе к выбранной площадке, выгрузили провиант и необходимую утварь, поставили мангал и наконец зашашлычились. Попутно все вокруг снималось и фотографировалось.

Пока готовили шашлыки и разливали разнообразные напитки, было время запечатлеть и окружающую красоту.

Зашашлычивание вышло на славу. За то время, что мы там были, мы даже замерзнуть не успели. Зато успели надышаться свежим горным воздухом и очистить легкие от городского смога. Обратный путь дался существенно проще, как и любая обратная дорога. Правда, для полноты ощущений мы не поехали сразу обратно на базу, а перебрались на другой берег по подвесному мосту (это дорога на Ороктой) и вернулись вверх по течению Катуни, но уже по другому берегу. Так как ближайшая переправа через речку Ороктой не показалась нам достаточно надежной, пришлось подняться несколько выше по ее течению и переехать реку по льду там. Намеченная Костей площадка находилась практически напротив Куюса. Там-то мы и запустили предновогодний салют из домашних запасов.

После салюта стемнело практически окончательно и от площадки до моста добирались по наитию и по памяти. GPS с ноутом в эту вылазку с собой не брали, а потому и трека на память не осталось. Но по соответствующей двухкилометровой карте не сложно найти все описанные выше места.
Вернувшись, мы вполне еще успели приготовиться к вечерней праздничной программе и даже немного передохнуть перед ужином.

02.01.08. Среда. Вылазка вторая, сказочно-экстремальная.

т/б "Берель" - Узнезя - пос.Элекмонар - река Элекмонар - река Каракол

Вторая вылазка сначала получалась как бы альтернативой развлекательной программе, которая организовывалась в этот день на турбазе. Но так как программа состояла в поедании шашлыка буквально через дорогу от базы, мы решили, что правильнее будет податься жарить тот же шашлык в более экзотическом месте. Не помню кто, но откуда-то прозвучала мысль о Каракольских озерах. Конечно, все прекрасно понимали, что до самих озер добраться не удастся. Зато решили, что зашашлычимся в том месте, докуда доедем. Я почему-то решил, что дорога известна буквально всем, кроме меня и даже не стал брать с собой GPS, о чем потом неоднократно пожалел. Турбаза вместо обеда выдала нам сухой паек в виде мандаринов, йогуртов, бананов и некоторого количества мяса на шашлык. Набрали с собой еще и своих запасов, наполнили термосы кипятком и двинулись в дорогу.

Собственно дорога в начале была проста и понятна. Добраться до Элекмонара и в самом селе повернуть налево с трассы. Дальше двигаться вдоль речки Элекмонар сколько хватит возможностей и терпения. До Элекмонара добрались, налево повернули, выбрались за деревню и тут началась сказка ...

На самом деле это видимо был миниатюрный водопадик, который летом вполне возможно никто бы и не заметил.

После водопадика сосулек мы некоторое время ехали постоянно перебираясь по небольшим мостикам с одного берега на другой. Направление вроде бы выдерживалось правильное и дорожка особых сюрпризов не преподносила. Заезды на мостки нормальные, колеи не разбитые, скользких мест нет, снега не много. Но, в основном, в случае возникновения развилок, дорогу мы выбирали наугад и вскоре добрались до того места, когда дорога в выбранном нами направлении двинулась вверх по склону горы. А еще через некоторое время мы добрались до подобия небольшой базы, приюта. Там решили спросить дорогу до Каракольских озер. Нам рассказали, что движемся мы в основном в верном направлении, но надо немного вернуться назад и переехать замерзшую реку в другом, более мелком месте.

Вернулись мы обратно до развилки, да поехали по другому ответвлению. Но очень скоро нам встретилась разлившаяся и не до конца замерзшая речка. Пришлось выходить, мерить глубину лопатой, срубать наледи, ну и конечно, фотографировать окружающую красоту.

Переправу преодолели без особого труда. В самом конце ее только была не очень хорошая ямка, в которой к тому же торчала боком отпиленная ветка дерева. Но и это место Сюрф проскочил. Только расселись, двинулись далее и, как обычно, тут же нашлась еще одна засада, правда меньше размером. Прицелились и проскочили ходом. В процессе проскакивания выяснилось, что она будет пострашнее предыдущей. Пронесло. Мало помалу добрались вдоль речки Каракол до небольшого плато за Турой, на котором нам попалась сосна с табличкой, говорящей о том, что мы на верном пути к Каракольским озерам. И тут же нас поджидал сюрприз :) На плато стояла Honda CR-V с прицепом и снегоход с прицепом, вокруг которых толпился народ.

Оказывается, что добраться сюда можно и на более гражданском траспорте ;) Это команда пеших туристов снаряжала вперед себя снегоход с вещами на прицепе, а сами в количестве 4 человек двигалась следом налегке. Мы уточнили у них верность направления и ... полезли в гору.

С плато мы стартанули достаточно резво и даже, преодолев короткий, но крутой уклончик, очень хорошо поперли в гору на пониженной. Но попали в засаду - канава, которая не далась с ходу. Пришлось применять пять человеческих сил в дополнении к 150 лошадиным. Помогло. Но пыл уже угас, да и понятно стало, что на оставшиеся семь-восемь километров с текущей подготовкой (а точнее - с ее отсутствием) мы можем потратить добрых часов шесть, а то и больше. У нас столько времени просто не было. Развернулись, пропустили мимо себя снегоход с прицепом и начали понемногу спускаться обратно, попутно присматривая площадку для шашлыка.

После тяжелого трудового дня и заслуженных шашлычков обратно, конечно, ехалось грустновато. Стемнело быстро, но дорога-то уже знакома. Главное было - проскочить пару засадных мест. Проскочили. Что характерно, мы ехали оттуда, а нам навстречу прошло с пяток джипообразных машин. Видимо, люди знают, где в таких местах ночевать. До базы добрались без приключений и уже в полной темноте.

В общем даже две коротких и несложных вылазки принесли множество положительных эмоций. Гораздо больше, чем обычная посиделка за новогодним столом. Для этого надо только одется потеплее, выбрать маршрут и выгнать машину из гаража ...

P.S. Уже вернувшись в Новосибирск, я узнал что буквально за несколько часов до нас на Каракольские озера поднялись как минимум три машины с коллегами-джиперами из Новосибирска и Барнаула. Что было бы, если бы мы встретились - я не знаю ... Может быть потянулись вместе с ними, а может и нет ...