... "А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта" ...
Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."

Идея этой поездки родилась в голове очень давно. Наверное еще весной 2004 ... Однако обстоятельства, работа и множество других факторов откладывали поездку. Только к середине лета 2006 идея наконец начала обретать конкретные очертания и, сначала в голове, а затем и на бумаге и на карте начал вырисовываться план этого небольшого путешествия. Основными пунктами этого плана стали места, уже описанные ранее другими туристами.
Пунктом первым в плане стала река Кумир, вторым пунктом - перевал Кату-Ярык и третьим - неоднократно посещенное, но от этого не менее любимое озеро Телецкое. Не все задуманное суждено было реализовать, но поездка от этого не стала менее интересной.

Практическая подготовка к поездке началась примерно в середине июля 2006 с уточнения маршрута и составления списка необходимых мероприятий по подготовке. Маршрут был частично списан и просчитан с "Атласа автодорог Республики Алтай 2001 г", частично с сайта АвтоТрансИнфо, на котором есть калькулятор для расчета расстояний между населенными пунктами.
Маршрут в том виде, в котором он использовался при поездке, буду приводить ниже по тексту повествования.

Подготовка машины состояла в проведении операции сход-развал (кстати, давно требовавшейся); смене масла и масляного фильтра (подходило время); проверке всего и вся (до чего смогли дотянуться руки); покупке кое-каких расходников (масло на доливку, лампочки и т.д.) и переобувании ведущих колес в пару стареньких, но еще крепких "Матадор-Омск" (зимние, но не шипованные) на штампованных дисках. При этом пара летних Bridgestone B700AQ на литье оставалась сзади, а такая же пара стала выполнять роль "запасок". Исходя из рассказа Вадима Табунщикова, совсем недавно посетившего Алтай, такая предосторожность явно не казалась лишней. Кроме того (на всякий случай) брал с собой 20-ти литровую канистру с 96-м бензином. Она так и вернулась обратно в гараж, но (честное слово!) когда канистра побулькивала сзади проверенной горючкой, мне было спокойнее.
Подготовка же всего остального состояла из трех частей:
питание (здесь рекомендаций давать не буду за исключением того, что мы на двоих брали 15 литров питьевой воды и все их использовали, остальное каждый сможет рассчитать сам);
снаряжение (здесь ставлю ссылку на отдельный раздел, который недавно появился у меня на сайте и еще пополняется);
одежда: из рекомендуемого мной - обязательно сменная обувь (две, а то и три пары); несколько пар носков, в том числе и теплых шерстяных; ветровка или куртка (лучше непромокаемая); один или два свитера или теплых кофты; вторые штаны или брюки; головной убор, лучше непромокаемый. Белье и майки каждый считает для себя сам.

Изначально мы с женой планировали ехать вдвоем на своей машине. С последней поездки в 2003 году прошло не так много времени, а тогда мы, не задумываясь, ночевали в машине на берегу Чуи и на Телецком. Никакими мерами безопасности особо не заморачивались, только в необжитых местах старались возле дороги не останаливаться на ночлег. Сейчас же, после некоторых топиков, поднятых на Новосибирском Городском форуме (www.ngs.ru), а также страшных событий, произошедших на Алтае с семьей омского журналиста, мы задумались - а так ли безопасна наша поездка именно в свете возможного воздействия человеческого фактора. Вот ведь странно - едем в достаточно необжитые места и боимся не зверей, а людей ...
После обсуждения ситуации между собой, я кинул клич на своем форуме с предложением присоединиться к поездке, а в ответ - тишина. Спрашивал всех знакомых, которые когда-либо интересовались подобными поездками - у кого-то не было времени, у кого-то возможности. Но буквально за неделю до намеченного срока один из форумчан (Митька) свел меня с двумя парнями, имеющими и желание, и возможность, и время. Новосибирск город маленький, и один из них оказался моим давним знакомым еще по временам первого курса института. При встрече с ним (его зовут Андрей) рассказал о маршруте, описал приоритеты и наши пожелания. Он с изложенным согласился и мы договорились о месте и времени встречи.

27.08.06. Воскресенье. День старта.

Новосибирск - Бийск - Солонешное - Усть-Кан - Кумир

Легенда (день 1-й)

Участок Расстояние, км Примечание
1 Новосибирск - Тальменка 170 -
2 Тальменка - Бийск 200 -
3 Бийск - Смоленское 35 АЗС
4 Смоленское - Солонешное 114 -
5 Солонешное - Черный Ануй 41 АЗС
6 Черный Ануй - Усть-Мута 17 -
7 Усть-Мута - Яконур 26 пер. Келейский
8 Яконур - Усть-Кан 16 -
9 Усть-Кан - Усть-Кумир 40 -
10 Усть-Кумир - р.Кумир (стоянка) 1 -
. Итого пробег за день, км 660 -

6.12 утра, на спидометре 0 км - старт из Новосибирска (Северо-Чемской ж/м)
Дорога давно знакома и проходится "на ура". Погода прохладная, но день ясный и явно будет теплее. Впоследствии так и оказалось. Так как Андрей по трассе обычно ездит быстрее меня, договорились что они нас нагонят по дороге. Поэтому ехали в свое удовольствие с приемлемой для меня скоростью 90 - 100 км/ч.
06.42 - Бердск
07.03 - Искитим
07.58 - граница с Алтайским краем
08.08 - Тальменка, где мы традиционно останавливаемся попить кофейку из термоса и съесть по паре местных пирожков. Остановка занимает обычно около получаса, но того стОит.
09.15 - поворот перед Барнаулом на Бийск
Где-то посредине между Барнаулом и Бийском нас нагнала Хонда Андрея. А мы как раз притормаживали сфотографировать местные просторы. Познакомились с четвертым участником поездки - Артемом.

Отпустили ребят вперед искать в Бийске какие-то специальные рыболовные снасти, договорившись о связи и месте встречи.
11.05 - Бийск. На въезде в город пополнил опустевший примерно на половину бензобак и спокойно покатил к месту встречи. Местом встречи мы назначили поворот в сторону Белокурихи и Смоленского сразу после моста через Бию.

Дождались ребят и с небольшими плутаниями (вместо Смоленского сначала на круге свернули на Советское) покатили в сторону Белокурихи. По дороге тормознули на перекус, ибо времени уже было много да и мужики не завтракали.
12.50 - остановка после Точильного

Поворот на Солонешное находится между 55-м и 56-м километровыми столбами (это расстояние от Бийска). На самой дороге велись работы и прямо на повороте стояла строительная техника. У рабочих мы и уточнили, на всякий случай, направление.
После этого поворота дорога идет вдоль невысокого горного хребта

вплоть до достаточно крутого перевальчика, который заставляет переключать селектор автомата на "2", но в качестве компенсации открывает замечательную картину справа.

До самого Солонешного дорога имеет вполне приличное асфальтовое покрытие, а вот после этого села дорога превращается в достаточно укатанную гравийно-грунтовую дорогу. Много пыли, изрядное количество камней, но она все же приводит нас к тому самому месту, на котором мы зимой сворачивали на поселок Чегон.


К тому времени окружающие горы обрели растительность, а вот дорога гуляла то вверх, то вниз, то влево, то вправо и периодически пересекалась небольшими ручейками, которые я с удовольствием разбрызгивал по сторонам.

По дороге до Черного Ануя показали ребятам поворот на водопады реки Шинок и Денисову пещеру. Впрочем, кажется это их не очень впечатлило :)

От Денисовой пещеры до Черного Ануя примерно километров 7. Из них последние четыре уже по территории Республики Алтай, о чем вас известит стоящий справа от дороги транспарант. Само село Черный Ануй представляет из себя центральную улицу, по совместительству являющуюся той самой дорогой до Усть-Кана и несколько десятков домов по обе стороны. После села начинается Канская степь в виде межгорной котловины. По дороге от Черного Ануя до Яконура, практически не заметив, прошли перевал Келейский. Высота его небольшая и длина подъема/спуска также невелика. А вот в селе Яконур неожиданно начинается асфальтовая дорога, ведущая до районного центра - села Усть-Кан.

Усть-Кан - довольно большое село. Оно расположено в 284 км к юго-западу от Горно-Алтайска, на месте впадения реки Кан в Чарыш и основано в 1876 году. Дорога на Усть-Кумир, куда мы направлялись, проходит через центр села. Находится дорога практически интуитивно - был только один указатель. В центре много магазинов, разных заведений. В селе работает МТС и Билайн (остальное не проверяли).
Практически через пару километров после выезда из села асфальт заканчивается и превращается в разбитую гравийку с камнями размером от куриного яйца до хорошего мужского кулака. Тогда я думал, что это самый плохой участок дороги :) Благо, что он не такой большой - до цели нашего сегодняшнего маршрута оставалось немногим более 40 км.
Доехали до моста через реку Кумир и перед ним повернули налево на накатанную дорогу вдоль реки вверх по течению. Сначала она была неплоха, справа между дорогой и рекой видели пару-тройку мест стоянок (костровище, что-то похожее на дрова, полянка под палатку). Потом начались лужи. Сначала небольшие, потом во всю ширину дороги.

Потом дорога пошла в гору. Я было подумал, что луж больше не будет ... но я ошибался. Дорога то круто забирала вверх, то спускалась вниз. Лужи становились все глубже и шире, а камни по обочинам и на самой дороге все больше.

В результате, когда мы на обоих машинах по два-три раза крепко цепанули бамперами и быстренько сбегали в разведку ногами, но не нашли достойной площадки для ночлега, было принято решение отступать на ранее разведанные позиции. Скажу сразу - решение возвращаться назад я принимал сам, беря во внимание позднее время, практически севшее солнце и абсолютную неизвестность проходимости дальнейшей дороги для наших машин.
19.30 - мы вернулись на самую дальнюю от дороги доступную площадку и стали разбивать стоянку.

Дров на этой стоянке не было, все собрали до нас, однако для ужина нам хватило лапши, заваренной на вскипяченной воде (газовая печка рулит!) и подогретых на небольшом костерке сарделек + чай.
Ребята улеглись в палатку, мы залезли в спальники в машине. Отбой!
За день прошли 678 км, что примерно совпадает с разработанным графиком.

28.08.06. Понедельник.

река Кумир

За прошедшую ночь температура в машине опустилась до 4 градусов ниже нуля. Однако спальники наши испытание выдержали с честью (спальники рулят однозначно!). Внутри было тепло и комфортно настолько, что на следующую ночь я спал уже без верхней одежды.
Солнце с утра встало рано, но некоторое время пряталось за ближайшей горкой и окончательно осветило место стоянки только часов в 9 утра. Подъем, утренний моцион и приготовление завтрака не отняло слишком много времени.

Ввиду отсутствия программы развлечений каждый отдыхал как мог. Артем устроился почитать и заодно понаблюдать за местным животным и растительным миром через видоискатель фотоаппарата. Андрей распаковал свои рыболовные снасти и подался испытывать рыбацкое счастье чуть ниже по течению. А мы с Катей, захватив бинокль и фотоаппарат, двинули вверх по течению - туда, куда не смогли добраться вчера на машинах. Плюс надо было набрать дровишек на вечернюю готовку еды.
Справа шумел на камнях Кумир, слева громоздились горы. Дорога наша взлетала вверх и спускалась вниз.


Пейзаж по сторонам впечатлял живостью красок. Справа от дороги иногда появлялись небольшие полянки, но спуск к ним отсутствовал абсолютно, а это значило, что разведанные нашими предшественниками места находятся еще впереди.

Но вот после очередного подъема (достаточно крутого, но скорее всего, проходимого по сухой погоде) внизу, практически на самом берегу открылась отличная площадка, годная для установки доброго десятка палаток и нескольких машин. Судя по установленному столику, площадка давно была обжита людьми. Спустившись, мы в этом убедились в полной мере.

Площадка была не то чтобы загажена - просто завалена мусором и разнообразными отходами человеческого отдыха. Банки, бутылки, арбузные корки и прочий мусор валялись абсолютно везде, по всем кустам и на берегу реки. Какие уроды "отдыхали" здесь буквально пару дней назад (а это было видно по свежему мусору)? Местные или приезжие - в данном случае все равно ...
Только Кумир по прежнему шумел в камнях, видимо смыв своей водой доступный ему мусор и был также великолепен. Тем более что чуть выше места стоянки он пробирался через небольшой порог, за которым образовалась приличная заводь. Конечно, мы тут же расчехлили фотоаппарат и занялись пейзажной съемкой.




По мере фотографирования мы продвигались выше по течению, идя по берегу реки там где было доступно и обходя и поднимаясь выше там, где не могли пройти. По дороге попадались крепкие подберезовики, которые уже было начали собирать. Но потом, прикинув объем работ по их готовке, забросили это занятие.


Наснимавшись вдоволь и помедитировав на камнях, стали выбираться обратно на дорогу. По пути набирали веток и прочий горючий материал. Набрали прилично, тащить было тяжеловато, но нам хотелось теплой жизни вечером. Навстречу нам попались трое местных ребятишек на велосипедах. Судя по их бодрым физиономиям - они сюда ездят достаточно часто и тяжелой эту дорогу не считают. Также навстречу проскочила Нива в милицейской раскраске, заполненная народом, водитель которой приветливо помахал рукой. Вернулись, перекусили и стали ждать возвращения Андрея, который обещал накормить нас сегодня куриными крылышками собственного приготовления. Андрей вернулся с пустыми руками (в смысле без рыбы) и занялся приготовлением еды. Первая партия подоспела достаточно скоро, но это было только начало ... весь оставшийся день у нас прошел под знаком курицы :)
Когда мы уставали есть, Андрей опять брал удочку, а мы ходили пешком на ближайшую горку (не смогли залезть из-за зарослей крапивы, но хотя бы попробовали) и пытались найти место слияния Кумира и Чарыша (тоже безуспешно - дикие кусты и крутые склоны). Попытки эти были честно запечатлены на фотоаппарат.


Движение по дороге, от которой было кстати всего метров пять, было не очень интенсивным и мы напрягались каждый раз, когда кто-то проезжал мимо. Тем более мы сделали стойку, когда из притормозившей сверху желтой Нивы вышла женщина и направилась к нам. Однако все закончилось предложением купить меда или медовухи - это оказались люди с пасеки, находящейся вверх по течению Кумира. С медом мы что-то протормозили, а вот медовухи взяли полторашку. Заодно выяснили, что по дороге даже на наших машинах можно ехать еще километров 8, а то и 10. А вообще километров через 12 по этой дороге будет еще и деревня ... Вот и верь после этого картам ...
Местная медовуха - отличный пенистый напиток со слабым медовым вкусом (правда, с непонятными составляющими) неплохо бьет в голову, но быстро выветривается.
Поедание курицы (надо отметить, очень вкусной) закончилось уже в глубокой темноте и сопровождалось наблюдением падающих звезд, спутников и общением на разнообразные темы. День заканчивался, а первая составляющая плана - Кумир и Девичьи плесы - была выполнена не до конца ... Что ж - это лишний повод вернуться сюда еще раз. А напоследок - замечательная фотка для медитации с загадочными водными растениями реки Кумир.

29.08.06. Вторник.

Кумир - Усть-Кан - Онгудай - Иня - Акташ - Узун-Кель

Легенда (день 3-й)

Участок Расстояние, км Примечание
1 р.Кумир - Усть-Кумир 1 -
2 Усть-Кумир - Усть-Кан 40 -
3 Усть-Кан - Ябоган 20 -
4 Ябоган - Ело 49 пер. Ябоганский
5 Ело - Теньга 11 -
6 Теньга - М52 15 -
7 М52 - Туекта 3 -
8 Туекта - Каракол 5 -
9 Каракол - Онгудай 17 -
10 Онгудай - Хабаровка 17 АЗС
11 Хабаровка - Купчегень 39 пер. Чике-Таман
12 Купчегень - Малый Яломан 21 -
13 Малый Яломан - Иня 8 -
14 Иня - Иодро 32 АЗС
15 Иодро - Акташ 53 -
16 Акташ - турбаза Узун-Кель 26 АЗС
. Итого пробег за день, км 357 -

Основной задачей этого ездового дня было максимально подобраться к перевалу Кату-Ярык и найти достойное место для ночевки и последующей дневки.

09.20 - подъем, завтрак, сборы
11.40 - старт. Поехали сначала в сторону Усть-Кумира, пытались найти устье Кумира, т.е. место его слияния с Чарышом только с другого берега. Нас снова постигла неудача - место слияния находилось в стороне от дороги, а на пешеходные поиски уже не было времени.
12.18 - Тюдрала
13.00 - Усть-Кан. Здесь сделали остановку, в первую очередь, чтобы наговориться по сотовым, а во вторую - чтобы купить хлеб и газировки в местном магазине.
13.35 - Ябоган. До него и после него в основном идет асфальт, периодически прерываемый достаточно приличной гравийкой (правда пыли многовато). Общая картина покрытия дороги такая (по километровым столбам):
Усть-Кан /асфальт/ 280 км /гравийка/ 284 км /асфальт/ 294 км /гравийка/ 319 км /асфальт/ М52

Между Ябоганом и Ело, на 286-ом километре дороги от поворота перед Белокурихой, начинается Ябоганский перевал. Он тоже невысокий и не очень длинный (3 км подъем и 3 км спуск), но в копилку перевалов лег на свое место.

По дороге попадались и пещеры (между 313 и 314 км слева), и место празднования алтайского праздника-фестиваля "Эл-Ойын 2006" (на 319 км). Конечно, и то, и другое следовало поизучать поподробнее - но "график, у меня есть график" (с) ... и на память остаются лишь фотографии.


14.53 - выезд на Чуйский тракт (М52) на 613 километре трассы. Дальше километраж по столбам идет именно по М52.
Бензин пока есть, но начинаем подыскивать приличную заправку. До Онгудая ничего не попалось. Между 647 и 648 километрами спустились влево от дороги к реке Урсул. Там стоит приличный такой камень, на фоне которого классно фотографироваться и возле которого ест уже не первое поколение туристов (судя по замусоренности). Поворот я немного проскочил, поэтому пришлось подсовывать камни под колесо, чтобы спасти бампер (спасибо Андрею, я в это время давил на тормоз, так как ручник на таком уклоне не держал).

На 648 км трассы есть кемпинг, его найдете по рекламной вывеске (но для нас это слишком рано). Примерно здесь же видели трех серьезно подготовленных байкеров и заграничных гостей на джипе с иностранными номерами. Оставили мужиков доедать тушенку, а сами поехали вперед - на Чике-Таман.
16.35 - обзорная площадка Чике-Тамана (670 км М52). Была у меня идея пройти Чике-Таман по старой дороге, но сходу съезд с современной трассы на старую не нашел, а для возвращения не было времени. Опять гонка, опять фотографии на память и опять надежда на следующий раз.




Чтобы не расстраиваться, двигаемся дальше. Невысок Чике-Таман, не то что Семинский, но крут ... ох крут. Спуск практически всегда проходится на тормозах и горе тому, у кого они неисправны.

После Купчегеня, на 679 километре трассы шел ремонт дорожного полотна длиной порядка 2-3 километров. Потом асфальт лежал какими-то несерьезными кусками, потом вообще завернули в объезд по грунтовке. Кроме того, здесь же, между Большим и Малым Яломаном находятся самые впечатляющие прижимы (с моей точки зрения) - это когда справа от тебя отвесная скала, а слева, всего-то в паре метров обрыв вниз к Катуни. Сначала не чуствуешь особой опасности и идешь с хорошей скоростью, но как только на очередном повороте вместо дороги видишь заграждение и понимаешь, что при такой скорости есть все шансы не вписаться в поворот, вспомнаешь про осторожность.
18.00 - Иня. В селе Иня, не зная, каким будет вечер сегодняшнего дня, решил плеснуть 20 литров 92-го. Заправка с виду не фонтан, но машина вроде переварила это горючее, значит, было неплохое.
На 714 км гостиница, кафе. Едем дальше. Начинает вечереть. Между 759 и 760 км находится смотровая площадка с которой можно любоваться водопадом слева от дороги.

На 771 км еще один водопад, но рассматривать его уже нет времени. Фотографировали с дороги на ходу.
Не доезжая Чибита увидели щит "Турбаза Надежда" и ниже приписка "Продается". Судя по описаниям, это была первая из тех трех баз, на которых я надеялся заночевать. Спустились к базе - закрыта, никого нет. Сама база достаточно аккуратная, но небольшая - всего один жилой домик, банька и достаточно много места под палатки. Что ж, вечер переставал быть томным. Двинули дальше. Тут появилась сотовая связь, буквально сразу после знака о начале Чибита или чуть дальше. Звонок другу. Он рассказал, что за Акташом на озерах база должна быть точно, что она рабочая и проехать мимо нее невозможно. В качестве запасного варианта еще раз описывается база/гостиница в поселке Кызыл-Таш. Что-то записали, что-то запомнили, что-то пропустили мимо ушей. Поехали.
Закончился Чибит, начался Акташ. Сразу заправка (приличная). Залились под горлышко. Выспросили у заправщика насчет дороги до Улагана. Обещал асфальт. Поехали дальше, повернули на Улаган. Почти совсем стемнело. Асфальт закончился почти сразу за границей Акташа. Где-то в районе Мертвого озера асфальт появился снова, но закончился после реки Чибитки. На 24-м километре асфальт появился снова. И буквально через километр слева, на берегу озера, как обещали, увидели свет электрических лампочек. База! А точнее даже "туркомплекс Узун-Кель", как свидетельствовал придорожный щит. Притормозили. Пошли выяснять возможность ночевки. Только зашли за шлагбаум, как с другой стороны дороги к нам вышел парень с топором. Немного напряглись. Но выяснилось, что это работник базы, что ночевать можно, что стоимость небольшая и вообще - вэлком!
Загнали машины на территорию, посмотрели жилье - летний домик на две комнаты и веранду (стоит 250 рэ с человека, 50 рэ за машину в сутки); выяснили, что есть и работает кафе, в котором можно заказать ужин (чем ребята и не преминули воспользоваться); что на территории есть баня (100 руб с человека без ограничения времени). Вот тут я и почуствовал, что напряжение прошедшего дня начинает меня отпускать ... Чего-то перекусили и спать ...

30.08.06. Среда.

Узун-Кель - Улаган - Балыктуюль - Узун-Кель - Акташ - Курай

Легенда (день 4-й)

Участок Расстояние, км Примечание
1 База Узун-Кель - Усть-Улаган 30 АЗС
2 Усть-Улаган - Балыктуюль 16 -
3 Балыктуюль - ур. Пазырык 2 -
4 ур. Пазырык - Балыктуюль 2 -
5 Балыктуюль - Усть-Улаган 16 -
6 Усть-Улаган - база Узун-Кель 30 -
7 База Узун-Кель - Акташ 26 -
8 Акташ - Курай 37 -
9 Курай - Акташ 37 -
10 Акташ - база Узун-Кель 26 -
. Итого пробег за день, км 222 -

Вчерашний вечер ознаменовался небом, потепенно затягиваемым облаками, и постепенным похолоданием. Сегодняшнее утро и градусник в машине показали, что температура ночью опять была в районе трех градусов выше нуля. И, хоть мы и спали в дощатых летних домиках, их стены особо не грели. Грели, как обычно, спальники. Сегодняшний день у нас был, в принципе, не ездовой, но попытку доехать до перевала Кату-Ярык мы решили предпринять еще вчера.
А пока мы ждали заказанный в местной кафешке завтрак (блинчики, каша, чай и все за 45 руб), мы пошли оглядеться. А посмотреть было на что ... Разительное изменение окружающего ландшафта от горных речек к почти заполярной лесотундре со всеми положенными атрибутами. Из деревьев практически одни лиственницы, большие россыпи камней, на которых растет брусника и голубика. Шикарное тихое озеро, в котором, по рассказам хозяина базы, водится пелядь и форель. Заснеженные вершины, изредка выглядывающие из-за низких уже облаков И абсолютная тишина, лишь изредка нарушаемая гулом мотора и шумом колес (все таки дорога от Акташа на Усть-Улаган находится всего в 15-20 метрах за базой). Описывать такое великолепие нет смысла. Поймет только тот, кто видел. Я же попытаюсь передать свои ощущения в фотографиях.







Красота! Причем красота немного диковатая и страшноватая, но от того не менее захватывающая ... Но нам пора, тем более что и завтракать уже позвали. Перекусили - и в путь.
12.00 - двинулись в сторону Улагана. А погода тем временем не радовала. С юга, со стороны Акташа понемногу сгущались тучи.
До 37 км идет вполне приличный асфальт, затем с километр гравийки и опять асфальт. По дороге попадается вполне солидный перевальчик, высота которого (потом уже по карте) определяется как 2080 м. Так потихоньку-полегоньку докатили до Усть-Улагана (или просто Улагана, везде по разному). Село большое, районный центр, расположено на реке Башкаус, притоке Чулышмана. Сотовой связи здесь нет - и это хорошо. По селу, абсолютно не плутая (ибо прямо), мы проехали до выезда в сторону Балыктуюля. Сзади нас все ближе и ближе накатывала свинцовая дождевая туча ...
До Балыктуюля всего-то ничего - 16 км, однако я теперь считаю, что это одни из худших километров дорог в Горном Алтае из тех, что я проехал. Мелкая стиральная доска из не слишком хорошо укатанной гравийки не позволяла развивать скорость больше 20 км/ч - начинало нещадно трясти. Хотя сама дорога достаточно широкая и совсем не горная - ни тебе прижимов, ни крутых поворотов. Только вытрясающие из тебя душу, а из машины последние болты, ухабчики.
Не долго, не коротко, но добрались и до Балыктуюля. Особенно впечатлил въезд в деревню - жаль не сфотографировали - стоящие в чистом поле подобие ворот с надписью (очевидно, приветственной) на алтайском. Сразу начали искать обещанный поворот на 90 градусов направо в сторону Балыкчи и Кату-Ярыка. Похожий оказался совсем недалеко от въезда. Для уверенности уточнили у местного населения - они подтвердили. Начал накрапывать дождик ...
Дорога после поворота оказалась не длинной - всего несколько сот метров. Она упиралась в небольшую речушку - очевидно приток Большого Улагана, судя по картам с названием также Балыктуюль. Через нее начали строить мост, судя по всему, уже достаточно давно, и не закончили. Начали искать брод. Пока искали, сверху спустился УАЗик, сходу взял переправу, встал посредине и посоветовал выбирать место правее основной колеи. Посоветовались и стали переправляться. Дождик стал монотонным и слегка усилился ...
Может конечно речушка и не представляла из себя ничего особенного. Но наши две машины с точки зрения внедорожности точно ничего из себя не представляли. В общем, когда пересекали поток, вода перехлестывала пороги и норовила забраться в салон. Спасли только качественные уплотнения и короткое время переправы. Для облегчения высаживали пассажиров и они пересекали речку по досточкам. После речушки дорога круто брала вверх, причем само покрытие состояло в основном из достаточно крупных камней. Поднялись на горку, увидели множество следов от колес, разбегающихся в разные стороны. Самое нехорошее было в том, что все следы шли по полю, а значит в дождь с нашими машинами есть большой шанс засесть. Я выбрал наиболее, как мне показалось, каменистую и двинул дальше. Дорожка быстро стала забираться вверх. Дождь припустил еще сильнее и фактически превратился в ливень ...
Когда подъехали к склону стало видно, что подъем представляет из себя очень каменистую тропу даже не отсыпанную гравийкой, а фактически выдолбленную в камне. К этому моменту камень был мокр и скользок от дождя. В сухую погоду можно было пытаться понемногу, на первой передаче взбираться вверх, стараясь не сесть брюхом (или картером двига/коробки) на камень. Сейчас же пришлось фактически на скорости подъезда вскарабкиваться вверх, лавируя между камнями и стараясь оставить побольше пространства под днищем. Короткий бросок и мы наверху ... но только наверху очередной ступеньки.
И опять я принял решение отступать. Короткое совещание и мы пошли вниз, уже цепляясь бамперами и днищем за камни. Дождь все не переставал ...
Безумно жаль было проехать несколько сот километров до цели и повернуть назад всего лишь в двух - трех десятках ... Но для меня это лишь еще один повод вернуться сюда снова.
В качестве компенсации по дороге мы увидели справа несколько каменных насыпей, в которых позже единогласно признали знаменитые курганы урочища Пазырык.
Написано много, реально это заняло не больше получаса. Уже при подъезде к Улагану дождь стал стихать, а вскоре перестал совсем. Из-за скоротечности и нервности обстановки фоток просто нет. Вот только одна, которую мы сделали, оглянувшись назад после выезда из Балыктуюля.

На обратном пути остановились пофотографироваться на том самом перевале. Вот несколько снимков.



Вернувшись на базу, расстраиваться долго не стали - сготовили обед, собравший на запах всех местных собак ...

... и двинули вдвоем с Катей в сторону Курая.
17.00 - выезд на Курай.
17.45 - Акташ. По дороге пытались заснять все то, мимо чего проехали вчера вечером уже в сумерках. Виды отличные, читайте подписи к фотам.


Погода после Акташа в сторону Курая тоже не радовала солнцем и самые высокие вершины остались нами неувиденными. Однако нас это уже не смущало. Все более хмурая природа, высокие и безлесые горы, частые снежные вершины, холодный воздух - все это стоит того, чтобы быть увиденным, услышанным и оцененным по достоинству. Смотрите и вы ...




А по дороге обратно я увидел абсолютно неожиданную здесь Чую - спокойную и плавную, как будто где-то под Новосибирском. Ради такого зрелища я даже залез повыше.


Вернувшись, поужинали той самой знаменитой жареной пелядью и пошли в баньку. Банька там заслуживает отдельного слова. Она хорошо протоплена, имеет отличную парилку, хорошую мойку, расположена в стороне от основных построек базы. У нее только одна пикантная особенность ... раздевалка у нее устроена на улице. То есть входя в баню, ты входишь сразу в моечное отделение :)
Поначалу нам это показалось забавным и не совсем удобным, но когда помывшись и пропарившись душа запросилась на волю - выходили и остывали лишь слегка прикрывшись полотенцем. После баньки - банка припасенного еще с Новосибирска пива - и в спальник. А ночью ... ночью природа подбросила нам сюрприз ...

31.08.06. Четверг.

Узун-Кель - Акташ - Иня - Онгудай - Усть-Сема - Майма - Горно-Алтайск - Чоя - Артыбаш - Иогач

Легенда (день 5-й)

Участок Расстояние, км Примечание
1 База Узун-Кель - Акташ 26 -
2 Акташ - Иня 85 -
3 Иня - Онгудай 68 пер. Чике-Таман
4 Онгудай - Туекта 20 -
5 Туекта - Шебалино 67 пер. Семинский
6 Шебалино - Черга 32 -
7 Черга - Усть-Сема 18 АЗС
8 Усть-Сема - Майма 59 АЗС
9 Майма - Горно-Алтайск 9 -
10 Горно-Алтайск - Чоя 63 -
11 Чоя - Верх-Бийск 49 -
12 Верх-Бийск - Артыбаш 43 -
. Итого пробег за день, км 539 -

Еще с вечера прошлого дня зарядил мелкий противный дождь. И когда мы легли спать, он продолжал барабанить по крыше нашего временного жилища. Не то, чтобы это мешало спать, нет. Но к этому фоновому шуму привыкаешь и когда он прекращается, первое время становится неуютно от тишины. Видимо это и послужило сигналом выглянуть ночью из своего дома на улицу. А на улице ...... сначала стало не по себе от картинки, потом она показалась несколько фантастической и мы побежали за фотоаппаратом: на улице лежал толстым слоем и шел снег ... Времени было полпятого утра.

Страсти, конечно, улеглись, улеглись и мы. Но примерно полдевятого поднялись, чтобы успеть позавтракать и собраться в дорогу, ибо ехать сегодня предстояло долго. Разбудили попутчиков и первый возглас их был, когда они открыли дверь домика - "Вау!!! Где мой фотоаппарат!" Пока ждали завтрака, успели немного прогуляться вокруг базы. Результаты смотрите на фото. Ну разве не красота?!




Еще до завтрака у меня были некоторые сомнения - а получится ли проехать? Но по скорости таяния снега и по состоянию дороги у базы стало ясно - опасения напрасны. И действительно, по пути к Акташу дорога была уже практически сухой.
10.40 - старт на Акташ
11.15 - Акташ. Снега тут не было и в помине. Здесь мы расстаемся на время. Андрей с Артемом едут покорят Курайскую степь, чего не успели сделать вчера, а мы двигаемся в сторону Горно-Алтайска, договорившись связаться в районе Семинского перевала. Погода поначалу радует почти летним солнцем.

12.10 - Белый Бом
12.50 - слияние Катуни и Чуи. По-видимому, это место действительно обладает особой энергетикой, так как мы стараемся обязательно заехать сюда во время поездки по Чуйскому тракту.


Обратите внимание на небо. Практически лето и солнце ощутимо греет.
13.30 - Купчегень. При подходе к Чике-Таману обогнали серьезно подготовленных ребят с явно не отечественными привычками. Они притормозили, помигали правым, дали себя обогнать и добродушно помахали вслед. А мы их сфотали на память.

13.45 - проскочили Чике-Таман. После 647-го км отметили кемпинг с указателями "отдых, баня, стоянка".
14.05 - Онгудай. Шиномонтажка. Пошел дождь.
14.55 - Семинский перевал. Идет мелкий мокрый снег. Нас догнали ребята. Пытались найти хоть немного шишек в знаменитом кедраче, но, видимо, год неурожайный. Андрей нашел пару на сувениры, я только одну с откусанным боком. На 573-м километре есть кафе и эстакада.
15.40 - Шебалино. АЗС. Шиномонтаж. На 528-м километре справа кафе и туалет. Это между Мыютой и Чергой. Тормозим на перекусить.
16.40 - Черга. АЗС. В Камлаке строят турбазу.
17.00 - Усть-Сема. Впервые за три дня увидели ГИБДДшников.
18.00 - Майма. До нее успели остановиться и показать ребятам Золотой Ключик, точнее базар на его месте и заправится на подступах к Майме до полного - АИ-96 всего-то по 20 руб/литр.
18.30 - выехали из Горно-Алтайска. Андрей просил найти заправку поприличнее, но я, решив что ему нужен 96-й, проскочил АЗС в Кызыл-Озеке. Запасная 20-ка в багажнике дает право на поиск следующей. В Сугуле купили меда 2-х литровую бутылку. На выезде из него нашли, наконец, приличную заправку и даже с 96-м. На 50-м километре от Горно-Алтайска, похоже, есть база. Проверять не стали. Еще раз тормознули за медом в Туньже (в прошлый раз не всем хватило). После Чои начинаются американские горки, когда можно ехать на приличной скорости, к тому же подгоняет надвигающийся вечер, но дорога все время скачет вниз-влево, вверх-вправо и обратно и с хорошей амплитудой. Езда утомляет, пожалуй, даже больше, чем прижимы между Большим и Малым Яломанами. Хорошо, что опасное место с трамплином теперь обозначено серьезными знаками и мы к тому же были к нему готовы. Прошли его ровно.
Примерно к девяти вечера были в Артыбаше. Честно говоря, я сильно вымотался. Хорошо, что Андрей заранее, еще в начале путешествия, по наводке какого-то знакомого договорился по телефону с хозяином дома в Иогаче и приехав, мы искали только его. Это заняло у нас минут 15, учитывая что шел дождь, было темно, а в Иогаче я был пять лет назад и плохо его помню.
Нас уже ждали. Загнали машины в ограду, нам показали комнаты (две двухместных на втором этаже), показали кухню, туалет, баню. Все выглядело просто отлично. Разместились, разобрали вещи, сготовили нехитрый ужин. Пропустили по чуть-чуть коньячка и стопке водки для согрева и разошлись ночевать. День выдался нелегкий.

01.09.06. Четверг.

Иогач - Корбу - мыс Кырсай - Малые Чили - Чоодор - Иогач

Утром встали не рано - отсыпались после вчерашнего. Еще вчера вечером порешали, что сегодня попробуем арендовать катер и поездить по Телецкому. Дело в том, что мы здесь были уже в третий раз, но так до сих пор и не совершили эту грандиозную поездку. Погода правда с утра не радовала солнцем. Точнее просто зарядил мелкий и противный дождь, а небо все сплошь было в низких тучах, которые к тому же закрывали даже невысокие окрестные горки. Но у причала призывно покачивались разноцветные лодки ...


Завтрак готовили уже на кухне, где был чайник, газовая плита, холодильник, водопровод, набор кухонной посуды, ложки, вилки и все прочее, необходимое для готовки. Причем все это входило в стоимость проживания, которая, кстати, была недорога - 250 руб с человека в сутки. Здесь же на кухне поговорили с постояльцами, которых было немного: молодая пара из Новокузнецка и семья из Алтайского края. И те и другие сидели в ожидании хорошей погоды уже третий день. Нам же особо тянуть было некогда - на изучение озера всего один день и завтра надо было ехать домой. Пришел хозяин, показал лодки для выбора, после чего отправился вызывать рулевого выбранной лодки. Мы же пока отправились собираться. Так как день был явно прохладным, да предстояло еще провести его на воде, одевались потеплее и взяли немного продуктов для перекуса. Пришел проводник, он же водитель катера, представился Николаем. Погрузились и в путь. Лодку мы, кстати, арендовали на экскурсию по озеру, а значит время у нас было неограниченное с фиксированной платой - 7 тысяч за лодку без учета занятых мест.

Поначалу приходилось постоянно вытирать стекла нашего катера, потому что он остыл, а мы впятером с водителем надышали теплого воздуха. Но потом в корме открыли окошко, стало немного продувать и появилась возможность сосредоточится на осматривании окрестностей. Ближайшим пунктом был знаменитый водопад Корбу.

Поднялись на верх. Против ожидаемого, все чисто, прибрано, мусора нет, как впрочем нет и народу - неудивительно в такую то погоду. Ну что сказать ... Корбу впечатляет. Причем не высотой (он невысокий, всего 12 метров), а своей внутренней мощью. Наш малословный поначалу проводник понемногу разговорился и выяснилось, что такая лафа как сегодня - бесплатно и народу никого - всего дня три-четыре. До того Алтайский заповедник (а именно на его территории находится водопад) брал плату за посещение водопада в размере 200 рублей. Дело в данном случае, в общем-то, не во взимании платы, а в установлении ее размера и использования вырученных средств. Я, скажем, вполне готов был платить определенные деньги, если бы они шли на поддержание чистоты вокруг водопада, вывоз мусора и его утилизацию. Но вот дальнейшая судьба денег-то как раз и не ясна. А плату отменили как раз перед нашим приездом чуть ли не постановлением суда.


Дальнейший путь к южной оконечности Телецкого был плавным перемещением от одного водопада к другому. Как сказал проводник, из-за дождей водопады появились даже там, где их никогда не было.

Так понемногу, перемещаясь от одного водопада к другому, слушая пояснения проводника о проезжаемых кордонах, мы и добрались к южному берегу Телецкого, в устье реки Чулышман.

Кстати, пристали мы к берегу на территории турбазы "Кырсай", по названию мыса Кырсай, на котором находится. База из-за погоды была фактически безлюдна, только хозяйка базы, сторож да пара человек ребятни. Приезжих не было совсем. Погуляли немного вокруг базы. Далеко там правда не уйдешь - вокруг вода. С одной стороны озеро, с другой Чулышман, с третьей и четвертой - болотца и протоки. С той стороны, где Чулышман впадает в озеро, приходит единственная наземная дорога, ведущая от перевала Кату-Ярык по долине Чулышмана. Дождик, кстати, здесь перестал накрапывать, да и теплее было немного.



Ну а мы, поговорив с радушной хозяйкой, собрались в обратный путь. Если по дороге туда мы восхищались каждым водопадом, то по дороге обратно (а шли другим берегом) водопады стали обычным делом. Проводник рассказывал о базе Кырсай, о порядках заповедника, о местных делах, о погоде. Но за разговором дело делалось, и проплыв устье реки Большие Чили, мы пристали к берегу в устье реки Малые Чили. Здесь и решили устроить небольшой обед, а заодно посмотреть местность. Она оказалась неординарной. По рассказам проводника, эту территорию пытался оформить в аренду один предприниматель. Параллельно с этим он завез сюда стройматериалы (все на катерах), построил нечто вроде базы для туристов и даже один сезон у него здесь жили люди. Но окончательно оформить аренду он не смог (или не дали), потому все постройки оказались частично разобранными, частично вывезенными, а в большинстве брошенными. Природа тут, конечно, шикарная, но остатки строений почему-то напоминают брошенный лагерь для заключенных. Может погода навеяла :)





В общем, место с одной стороны красивое, с другой - жутковатое. Но в целом интересно ... Пообедали, собрали свой мусор, погрузились на катер, пошли дальше. Еще одной точкой высадки стал водопад Чоодор. Это место стало альтернативой водопаду Корбу, когда тот закрывали на время для доступа туристов и брали с них плату. Предприимчивые люди попросили лесхоз, тот забросил сюда стройматериалов. Быстренько сколотили помосты, лестницы, смотровые площадки и стали возить людей сюда. Правда, длилось это судя по всему недолго - намусорить туристы еще не успели, да и стройматериалы еще есть, видимо строительство не закончили. А так место красивое ... мне понравилось даже больше, чем Корбу.


И опять в катер, теперь уже до Иогача. Суммарно поездка заняла часов шесть с небольшим, но могла бы быть и больше, если бы не погода. Не замерзли, хотя горячительного не принимали, много узнали, много посмотрели. Еще больше хочется посмотреть в следующий раз.

Приехали, выгрузились, пошли пешком прогуляться в Артыбаш через мост. Видели множество новостроя. Такое впечатление, что строятся в каждом дворе. Фантазия дизайеров просто поражает порой. Каждый хочет построить круче, чем у соседа и тем привлечь туристов. Здесь туристы - это бизнес. А для нас - это место, куда хочется возвращатся ...

Вечером ужин, ребята посетили баньку, а мы развлекались ночной фотосъемкой и созерцали вид ночного озера и Артыбаша.

Дождались попутчиков из бани, посовещались и решили, что они поедут завтра через Горно-Алтайск на Бийск (тем более, что по дороге на Телецкое Андрей похоже пробил оба передних колеса), а мы двинем в Бийск через Турочак. На том порешили и разошлись спать. Но уже с вечера было подозрение, что погода преподнесет очередной сюрприз ...

02.09.06. Суббота.

Иогач - Артыбаш - Турочак - Усть-Куют - Бийск - Тальменка - Новосибирск

Легенда (день 7-й, последний)

Участок Расстояние, км Примечание
1 Артыбаш - Верх-Бийск 43 -
2 Верх-Бийск - Турочак 25 -
3 Турочак - Усть-Куют 42 граница с Алтайским краем
4 Усть-Куют - Бийск 136 -
5 Бийск - Тальменка 200 -
6 Тальменка - Новосибирск 170 -
. Итого пробег за день, км 616 -

Хотя время отпуска еще позволяло подольше находится в столь красивых местах, но уже заранее мы решили, что обратно поедем в субботу, 2-го сентября. И по трафику на дорогах удобнее и дела в городе еще есть. Так что сегодня - в обратный путь. Чтобы хоть как-то скрасить момент расставания с Алтаем, буквально вчера вечером решил окончательно - домой поедем через Турочак. Не были ни разу, значит надо посмотреть, что там и как. Но до начала движения еще есть время, а пока встали, потянулись, вышли на улицу, а там ...

Только сравните вчерашнюю аналогичную фотку и нынешнюю ... Ну не обидно ли?!
Погода явно начала налаживаться. Уже заскучавшие было соседи начали оживляться, проявлять интерес к лодкам в частности и водным прогулкам вообще. Но решение есть решение, пора собираться. Переупаковка оставшихся продуктов и вещей, быстрый завтрак и пара фотографий напоследок.

09.20 - стартуем из Иогача. Через 18 км от озера (и 218 от Бийска через Турочак по километровым столбам) как раз и находится та горочка, на которой мы здорово подлетели три года назад. На 50-м километре стоит указатель на турбазу "Чертово озеро". На 56-м - указатель на турбазу "Зеленый дом". Здесь дорогу немного затянуло туманом.
10.12 - Санькино
10.17 - Турочак (есть хорошая АЗС). До Турочака дорога хорошая, асфальт. Местами просто отличная, ровненькая.
Дальше по картам у нас была река Лебедь. Река действительно была, а вот моста через нее не было ...

Правда, перед этим метров за двести была табличка (опять же написанная чуть ли не от руки) "Бийск" и стрелочка, показывающая туда, где, собственно, и должен быть Бийск. Это видимо все-таки серьезно и на Алтае стоит верить табличкам, написанным от руки. Вернулись к табличке, а там нас ждал мост, наведенный, очевидно, саперами и строгий многозначительный указатель "Водитель, высади пассажиров". Почему то возникает множество вопросов ... типа зачем высаживать? а кто из них выживет в случае чего? и так далее ... Но следуя мудрым знакам, высадил Катю, посмотрел, как она перешла мост и, помолясь, поехал.

Нет, конечно мост был вполне надежен. Знаки говорили, что ему доступны машины и до 10 тонн. Жена, когда переходила, даже дрожи его не ощутила, хотя речка там достаточно бурная. Но почему-то, после переезда дико захотелось покурить. Переехал, перевел дух, посадил Катю в машину и только было собрался ехать, даже через лужу одну перебрался ... а тут бац - вторая серия. Такой же мостик, только покороче. Видимо, через протоку. Ну здесь уже особо церемониться не стали, репетиций посадки-высадки решили не делать, а просто взяли и переехали. Поднялись на трассу за отсутствующим мостом, перевели дух, выпили энергетика, сделали пару фоток - и дальше. Тем более, что до Бийска нам было еще пилить и пилить. Вообще, прошедшее событие мы дружно определили как "адвентуре", т.е. приключение, и дальше называли этим емким словом все, что хоть как-то отличалось от монотонной обычной дороги.

На 81-м километре от Артыбаша заканчивается асфальт. Дальше идет гравийка. Сначала достаточно приличного качества, можно держать порядка 60-70 км/ч. Примерно на 86 - 87 километрах на скале высечен барельеф Ленина. Кто и зачем это сделал и в каком таком горячечном порыве - неизвестно. Но барельеф есть. Скала называется "Иконостас".

Издалека видна только скала, на которой он высечен и если не всматриваться внимательно в окружающие горы, можно запросто проехать. Для ориентира - дорога к этой скале подходит с хорошей петлей и скала стоит вплотную к дороге.
В Дмитриевке есть асфальт, потом он опять заканчивается. На 112 километре от Артыбаша (или на 125 от Бийска) находится турбаза "Огонек". От Озеро-Куреева тоже недолго тянется асфальт. Потом идет сплошная ... адвентуре. По другому это не назовешь. Сначала просто крупная отсыпка гравием, по которой быстро не поедешь - можно колеса порвать запросто. Потом, видимо когда то в незапамятные времена лежал асфальт, но за длительные времена его сносили, местами до гравийной подложки, местами еще ниже и все это в замечательных выбоинах, лужах, кочках, ямах. Не всякий раллист или трофист отважится угробить свою машину на такой трассе. В целом, если на этом участке поставить себе цель проехать его максимально комфортно - скорость рассчитывайте не больше 20 км/ч, а лучше 10.
11.50 - граница Республики Алтай и Алтайского края. Продолжаем бороться с дорогой.
Со 171 км от Артыбаша (или 76 от Бийска) начинается более-менее проезжий асфальт, на котором можно разгоняться до 60 км/ч. Потом он становиться лучше, доступные скорости выше.
13.45 - под бурные и продолжительные аплодисменты мы въезжаем в Бийск.
Суммарно совсем плохой дороги километров 40 - 50. Если настроиться, что проезжать их будете часа три - все будет нормально. Правда, я ехал по абсолютно сухой дороге. Что там будет в дождь - я предсказывать не берусь. Да ... там все силы (и мои, и жены) были брошены на борьбу с дорогой ... фоток нет, уж не обессудьте.
15.25 - свернули на четырехполоску у Барнаула
15.40 - свернули по указателю "Иоанно-Кронштадский женский монастырь" в поселке Казачий :) Посмотреть, что-же это такое, хотелось давно. Сколько езжу по трассе на Барнаул, столько и интересно. Нашли не сразу, поплутали и поспрашивали дорогу у людей. Оказалось, это не слишком большое подворье с несколькими зданиями (очевидно, жилыми), скромным храмом и кое-какими сельхозугодьями. Место, в котором стоит монастырь, особой красотой не отличается. Во двор заходить/заезжать не стали. Зачем тревожить людей. Внутри ограды видели почему-то одного мужика. Видимо, и в женском монастыре находится работа для мужчин.
16.50 - Тальменка
18.20 - Бердск. Мы уже почти дома
Последний участок пути от Бийска до Новосибирска был бы совсем скучен и неинтересен, если бы не одна встреча. Мы как-то обычно по дороге людей не подбираем. А тут заехали в Бийск, выбрались на улицу, ведущую на выезд из города. Едем неспешно, а по обочине идет в том же направлении парень, достаточно молодой, с большим рюкзаком и левую руку с оттопыренным вверх большим пальцем держит. Автостопщик. Чего-то стукнуло, тормознул. Куда, спрашиваю. До Новосибирска. Прикинул - полбагажника уже пустые, да и сзади место найти для одного можно. Бросили рюкзак в багажник, посадили его, да поехали. По дороге разговорились и познакомились. Зовут Антоном (Антон, привет!). Два месяца на Алтае жил, помогал строить дом каким-то знакомым в Ае. По складу характера - хиппи, по жизни такой же. Своеобразный такой. Много интересного рассказывал, да нас немного расспрашивал. Он из Подмосковья, туда и направляется. Довезли его до Ордынского кольца, он одел рюкзак и пошел той же походкой, неся левую руку с поднятым вверх большим пальцем, по направлению на Омск.
20.хх - дома.

Небольшое послесловие:
- За семь дней проехали 2458 км (по своему одометру), пешком прошли километров 20, на катере проплыли 2х80 км (Телецкое туда и обратно). Преодолели четыре именных перевала, причем один из них дважды (Чике-Таман) + несколько безымянных. Спалили 183 литра бензина (в основном 96-го, который, кстати, при желании вполне можно найти). Средний расход вышел порядка 7,44 литра на сотню. Из всего, что бралось с собой для машины - ничего не понадобилось, за исключением граммов трехсот моторного масла и то больше для профилактики (подъедает маслице на трассе немного). И слава Богу!
- Из путешествия мы привезли несколько литров меда, почти четыре сотни фотографий и уйму впечатлений, которые не поддаются числовому измерению.
- Из поставленных задач считаю решенными порядка 2/3. Оставшиеся не решались в тот момент, когда мы это пытались сделать. Но мы к ним еще вернемся.
- Карта-схема путешествия "Алтайское кольцо 2006":

P.S. "Приличная" заправка - в моем понимании это АЗС, на которой установлены современные топливораздаточные колонки, которые позволяют наливать бак "под завязку". Как правило находятся под навесом и выглядят цивилизованно. На Алтае их уже достаточно много.