Прошлогодние снегоходные выезды в компании друзей безусловно удались. Решено было и в этом году укрепить традицию. Укреплять традиции придумали на "дальнем кордоне", а именно в национальном парке Ергаки, знаменитом своими снежными трассами и прекрасной природой. Определили даты с 3 по 6 января, чтобы не попадать в новогодний ажиотаж. Костя забронировал номера на базе "Спящий Саян" (бывшая "Тушканчик"), определили состав: две машины, в каждой по "карманному" снегоходу, мы с Катей, Костя с Линой и Аркадий Николаевич, уже знакомый читателям по поездке "В гости к снежному человеку".

Постараюсь не расползаться "мыслью по древу", а дать только краткую выжимку полезной (с моей точки зрения) информации и украсить ее некоторым количеством фотографий.

Расстояние от Новосибирска до турбазы составляет больше 1200 км, поэтому решено было разбить дорогу на два этапа и покрыть это расстояние за два дня. В первый день добраться до Абакана и заночевать там на съемной квартире, а во второй уже доехать непосредственно до турбазы. Кроме того, в первый день еще нужно было заехать в поселок Ижморский и забрать Аркадия Николаевича.

Второго января выезжали в шесть утра. До обеда (и до Ижморки примерно) погода нам не благоприятствовала, мела поземка, сыпал снежок, обгоны на трассе затрудненные, короче намаялись. После обеда у Аркадия Николаевича вышли на трассу через Троицкое на Красный Яр и здесь погода стала получше. Поземка прекратилась, средняя скорость выросла. Но до Абакана мы все равно добрались только примерно к 10 часам вечера, изрядно вымотанные. Заправлялись на трассе и в городах на АЗС "Газпромнефти", к коей у Кости были свои теплые чувства :) С качеством горючего проблем не испытывали. Абакан встретил нас полным отсутствием снега и пыльными, но зато не скользкими тротуарами. Двухкомнатная квартира в свежей многоэтажке на окраине Абакана обошлась нам в 2000 рублей. Спальных мест в ней было формально пять, но часть из них довольно скромных (двухспальный диван не особенно больших размеров), к тому же не работал лифт, а квартира на шестом этаже. Но все эти неудобицы были удачно преодолены. Быстренько поужинали остатками новогодних салатов и прочими домашними заготовками и отправились спать.
Третьего неспешно выбрались через центр Абакана (попутно его слегка посмотрев) и старый мост через Енисей на Минусинск, там заправились на АЗС до полного и ушли по Р-257 на Ермаковское и Танзыбей. Практически до самого Танзыбея снега вокруг дороги было крайне мало и если бы не вчерашний "звонок другу" с выяснением подробностей снежного покрова в Ергаках, мы могли бы до самой "полки" серьезно беспокоиться о возможностях покататься на снегоходах. Однако добрый друг Саша Сунчугашев еще вчера вечером успокоил меня, что снега в Ергаках просто завались и мы ехали ни о чем не переживая. Действительно, непосредственно перед "полкой" (противолавинная галерея, построенная новосибирским Сибмостом) и после нее снега вокруг дороги и на ней было уже более чем достаточно, к тому же небо явно собиралось снега еще добавить.
Заехали в Визит-Центр Ергаков, попытались уточнить состояние снегоходных трасс и возможности доехать до основных достопримечательностей. Однако инструкторы центра нам не особенно помогли, а вот поговорив со снегоходчиком у центра, заправлявшего свой снегоход, узнали гораздо больше. Правда, информация была не сильно утешительная. Дело в том, что турбаза "Спящий Саян" находится несколько обособленно от Визит-Центра, турбазы Ергаки, основных снегоходных трасс и горнолыжки, несколько дальше по трассе в направлении Кызыла. Поэтому оттуда на снегоходах до центра парка практически никто не ездит, а если и ездит, то на серьезных "горниках" и нам их следы ничем особенно не помогут. Но это значит только, что придется до начала снегоходной тропы довозить снегоходы на машине, собирать их, а на обратном пути собирать и добираться до базы в обратном порядке. Т.е. прогулки получаются такие "одного светового дня". Но такой вариант нас тоже устраивает!
После уточнения информации добрались по трассе до своего "Тушканчика". Базейка вполне уютная, хоть и мелкая. Но персонал нетороплив и не очень обязателен, парковка тесная и неудобная (а на трассе не встанешь - туда-сюда носятся громадные грузовики с углем), зато природа вокруг прекрасная, а к вечеру еще и подморозило, небо прояснилось, вышел месяц со звездами и настала КРАСОТА! Красоту усугубили вкусным шашлыком и дружеским общением :) Спать расходились поздно ;)

 

На четвертое января план был простой: добраться до Каменного города и сходить в баню. Сначала Каменный город. Завтракаем, садимся в машины, расталкиваем тех, кто нас подпер (очень тесная стояночка) и выбираемся на трассу. Доезжаем до поворота на Оленью речку, проезжаем еще с десяток километров. Дальше не чистят. Но площадка широкая, перед нами разгружается УАЗик. Мужики из прицепа выкатывают Бурана, достают сани. Перекидываемся парой слов, знакомимся с их лайкой. Они на охоту и по своим делам, нам немного не по пути. Но самое начало можно будет пройти по свежеутоптанной буранке. Пока собираем снегоходы - мужики уже уезжают на Буране, наконец-то уговорив лайку выбраться из УАЗика. Тот тоже разворачивается и уезжает обратно к трассе. Так как нас пять человек, то используем санки-волокушу. Они хоть и небольшие, но для одного сидячего человека, в принципе, годятся. Конечно в них жестко и холодно, но это лучше, чем идти пешком :)
Вперед выдвигаемся мы с Катей, за нами Кузнечик, на нем Костя и Лина, в санках Аркадий. Лина с Аркадием периодически меняются. До урочища Васильев ключ едем по накатанной Бураном колее, мы в нее влезаем как раз. Ехать комфортно, напрягают только поперечные бугры - сильно не разгонишься, подбрасывает. Костин снегоход вполне прилично тянет троих и скорость можно держать 10-15 км/ч. В урочище буркина колея уходит влево и мы сначала тоже суемся туда. Но направление явно не наше и, немного прокатившись, решаем возвращаться. Урочище - это большая поляна, по ней в разных направлениях есть следы от горников, но явной основной колеи нет. Немного попрыгав по снегу, находим выход с поляны в нужном направлении. Здесь тоже есть следы и, вроде, даже не одного, а как минимум двух снегоходов. По ним идти гораздо проще, чем по пухляку. Вроде начинаем движение, но тут снегоход у Кости глохнет. Оказывается перегорел предохранитель. Вставляем запасной, пытаемся завести - из-под снегохода начинает валить дым :( ООоо!! Глушим!
Оказалось, что расплавилась и потекла пластиковая оболочка троса газа. Немного покопавшись, появляется версия, что из-за вибрации воздушный фильтр, подключенный к карбюратору, протер колпачок на плюсовом проводе, приходящем на стартер. Плюс попал на карбюратор и дальше на массу по самому тонкому месту - как раз пружинке оболочки троса газа. Подвязываем карбюратор веревочкой так, чтобы он не касался злополучного провода. Пробуем - вроде заводится. Привязываем к багажнику пластик облицовки и едем дальше. Скорость по прежнему невелика, направление верное, но светлое время ограничено. Решаем, что двигаться "туда" мы можем себе позволить только до 15.00 максимум. Потом надо начинать ехать обратно, даже если не достигнем цели. Плохо еще и то, что чем дальше, тем глубже становится снег и мы чаще заваливаемся, к тому же Рыжик опять греется. Догоняем группу лыжников, человек в 15, которые с рюкзаками потихоньку двигаются в сторону Каменного города. Обгоняем и вот уже слева видна знакомая вершина. Еще чуть-чуть - приехали!
Фотографируемся на фоне арки, отползаем назад к беседке, которая засыпана чуть менее, чем полностью. Устраиваем легкий перекус и обмен впечатлениями. Все-таки здОрово, что мы сюда добрались, несмотря ни на что! Следы от горников, конечно, уходят вверх справа от официального подъема к Каменному городу, но та дорога нам, скорее всего, не по зубам. Во всяком случае, в такой полной загрузке.
Отдохнув, отправляемся в обратный путь. Время 15.02, практически как и планировали. После обеда небо расчищается, подмораживает и даже слегка выглядывает солнце. Колея теперь утоптана двумя снегоходами и волокушей, бежать по ней существенно веселее. К тому же, в основном, дорога идет с легким постоянным понижением. В результате, обратная дорога занимает существенно меньше времени. Полчаса на разбор снегоходов и мы едем обратно к трассе. Снегоходная часть на сегодня закончена. Пройдено порядка 30 км, 15 туда и 15 обратно, перепад высот 300 метров. Средняя скорость "туда" примерно 5 км/ч, время почти три часа. "Обратно" полтора часа и средняя 10 км/ч. Выезд в 11.30, возвращение в 16.30, примерно за полчаса до заката. Расход топлива: у меня неполный бак - литра три с половиной, у Кости примерно литров 5-6. С учетом загрузки снегоходов (у меня двое + кофр с едой, у Кости двое + сани с третьим), снежного покрова и общей погодной обстановки - считаю расход вполне приемлемым.

Вечером ходили в баню и всячески расслаблялись. На завтра запланировали покатушки в районе Визит-центра.

 

Пятого января в планах было покататься в районе Визит-Центра. Там, вроде бы, можно было доехать до озера Радужное, покрутиться в округе и (с небольшой долей вероятности) подняться к Висячему камню. Однако точной информации нам никто не смог дать - ни звонок другу, ни позавчерашний снегоходчик. Следы какие-то снегоходные там присутствовали, поэтому решено было действовать по обстановке.
С утра традиционно пасмурная погода, также традиционно уже с проблемами выбираемся с парковки, попутно вытащив на дорогу легковушку тувинца с семьей и отправляемся к базе МЧС, что находится в паре километров от Визит-Центра на север. Там есть что-то типа расширения на дороге, где народ бросает свои машины. Там же мы собрали снегоходы и, перевалив через снежный бруствер, отправились в сторону озера Радужное. Перед нами туда же уехал позавчерашний снегоходчик на Ямахе с двумя пассажирами, видимо на экскурсию. Ехать оказалось не сложно и не далеко. Обогнали каких-то пеших туристов, которые топали в том же направлении. Повстречали возвращающуюся уже с озер знакомую Ямаху. Поговорили немного, информации по снегоходным следам в сторону Висячего камня не добавилось. Поехали дальше. Правда поначалу свернули не туда, но здесь, в окрестностях Визит-Центра более оживленно с точки зрения снегоходов. Навстречу попалась какая-то белая Тайга с мужчиной и пареньком. Они и подсказали нам, что мы пытаемся уехать в сторону озера Уютного, он туда сунулся, но не поехал - "снега много и копать не хочется". Пропустили его и вернулись обратно к развилке. Оказалось, что в сторону озера идет достаточно набитый путик. По нему и снегоходы ездят и пешеходы ходят. От развилки до озера чуть меньше полутора километров. Гонять между елок на Рыжике одно удовольствие, главное не свалиться с натоптанной тропинки в пухляк. Встаешь рядом - снег по пояс и приходится побарахтаться, чтобы выставить снегоход на дорожку.
Радужное зимой - величественное зрелище. Висячий камень как на ладони и Спящий Саян на расстоянии вытянутой руки буквально. Красиво! Фотографируем и фотографируемся, немного отдыхаем и советуемся. Вроде по дороге на озеро видели пару своротков направо, возможно там можно найти нужную нам тропинку. Едем обратно и пытаемся уйти на эти своротки. По сути - единоразовые следы горников, им то везде раздолье. Но честно пытаемся подняться в один крутой подъемчик. Снегоходы заезжают с третьего раза, пассажиры идут пешком. Не то ... Может и можно попытаться проехать, но только в одного. А топать по этому снегу пассажирам будет очень непросто. Разворачиваемся. Спускаемся к развилке и вновь пытаемся уйти к озеру Уютному. Роемся на подъеме, но потихоньку едем. Догоняет нас пара Полярисов по два человека на снегоходе. Даем им дорогу и едем вслед за ними. Оказалось, они уехали недалеко. Проехали сколько-то по следам той самой белой Тайги и разворачиваются. Подумал было, что составят нам компанию, даже попробовал поехать вперед. Но им, видимо, идея не понравилась и они уехали обратно. А мы чуть продернулись дальше, но по карте оказалось, что уже уезжаем от Уютного. Снова вернулись к месту, где разворачивались Полярисы и Тайга, огляделись по сторонам ... Оказалось, что озеро скрывалось за кустами, буквально в 50 метрах от точки разворота :)
Туда надо было только немного пройти пешком. Озеро оказалось действительно уютным, небольшим, окруженным елками и кустами. Там же уютно расположилась палатка каких-то зимних туристов - лыжи, воткнутые в сугроб, труба печурки из палатки, дымок и выглянувший на шум парень со сковородкой в руках :) Мешать не стали, поснимали немного и поехали обратно. Карбюратор на Костином снегоходе вел себя все хуже и хуже (еще со вчерашнего дня) и решено было возвращаться. По дороге мы с Катей попробовали еще немного подняться по притоку Нижней Буйбы. Там тоже можно было порубиться, но проехать относительно беcпроблемно не получалось. Снегоходную активность решено было сворачивать ...
Напоследок Ергаки подарили нам немного солнца и прекрасных зимних красок.
Тщательно разобрали и упаковали снегоходы перед дальней дорогой. Забрали Аркадия Николаевича с горнолыжки, не без приключений прокатились до турбазы Золотой Ус (очень красивая базейка). Вечером дожаривали шашлыки, опять много разговаривали, вспоминали, планировали ... Следующие два дня ушли на дорогу домой через Ижморку и Томск.

 

P.S. При подготовке отчета использованы фотографии всех участников вылазки.