Количество авторов на моем сайте понемногу увеличивается. Вашему вниманию предлагается рассказ Ларисы Сливиной о поездке на озеро Тус в Хакасии.
Надо упомянуть, что она живет в Томске.

Далее текст автора. Повествование ведется от имени Ларисы.

Поездка на озеро Тус.
Машина: Nissan Wingroad
Экипаж: Владимир (водитель)
Лариса (штурман)
Эдик - пассажир со стажем (возраст 1год 10 мес)
Значит так. В среду 17 августа главе нашего семейства приспичило сгонять в Хакасию. Причем вернуться надо было к 21 августа. Буквально за полчаса мы собрались, купили продуктов, взяли напрокат фотоаппарат и рванули. Сначала ехали по трассе Томск - Мариинск. Посмотрели место печально известной аварии. После границы Кемеровской области пошла хорошая и ровная дорога, чему мы сильно обрадовались. Тут же вспомнили, как кто-то из знакомых нахваливал дороги Кемеровской области. Но радость была недолгой. Вскоре пошел участок ремонта дороги, а затем разбитая, в ямах трасса. Я предположила, что это от обилия сельскохозяйственной техники. Добрались до Мариинска, благополучно проехали его почти до конца, но перед выездом муж свернул направо, хотя, судя по всему надо было ехать прямо. Он мотивировал указателями, а мне кажется, гаишников испугался, там как раз пост стоял. Сделав круг по Мариинску, вернули к посту ГАИ и торжественно выехали из города, почему-то, сопровождаемые их улыбками. Дальше, судя по рассказам, можно было ехать в двух направлениях. Одно: свернуть на Тисуль, ехать от Тисуля до Шарыпово по гравийке (судя по атласу - не меньше 100 км), от Шарыпово - к Ужуру и дальше - к озерам. Этот путь ближе. Но мысль о гравийке нашего пилота не вдохновила, и мы поехали длинной дорогой, через Ачинск. Его мы проезжали уже в темноте, ничего не увидели. С Ачинска свернули на Назарово. Там на кольце наш водитель опять зазевался и свернул в Назарово. Прокатились и там. Что впечатлило - много молодежи в 12 часов ночи. И куча открытых цветочных магазинов. От Назарово ехали в сторону Ужура. Перед Ужуром встали на ночевку около какой то заправки. Утром около 5.30 двинули дальше. И что вы думаете! Опять ничего не увидели из-за тумана. Он был такой густой, что кроме краев дороги ничего не было видно. А иногда и дорогу тоже. В эти моменты супруг объявлял: "Видимость ноль, иду по приборам". Наконец мелькнул указатель на озеро Тус, но мы туда сначала решили не ехать. Добрались до озера Шира. Зрелище открылось такое: поселок на берегу. Какие то строения типа заводиков с трубами. Везде легкий налет разрухи. И всюду таблички: сдаю жилье. Берег, поросший осокой. В общем, мне не понравилось. Или мы не туда заехали. Потыкались в поисках других дорог. Оставаться здесь я категорически отказалась и потребовала отвезти меня на Тус. На Белё дороги мы не знали. Выехали на трассу и попилили назад. Наконец, достигли указателя и свернули на дорогу, вернее грунтовку. Ни за что не подумаешь, что она ведет в какое-нибудь путное место. Через 4 км. показалось озеро Тус. Природа впечатлила: озеро, кругом холмы. Из следов цивилизации - только палатки и турбаза на берегу. Там мы и остановились. Домики, переделанные из строительных вагончиков, внутри хорошо, обои там, розетки, две большие кровати, мебель, холодильник, плитка, посуда. Постельное белье, разумеется. На территории базы два душа (типа дачных - бак с водой наверху, от него трубка с душевой насадкой). Сходили у озеру, убедились, что оно действительно соленое и залегли отдыхать. Проснулись от того, что по комнате бегал суслик и подбирал с полу крошки. Как выяснилось впоследствии, суслики тут наглые, прогрызают палатки и воруют продукты. Наш маленький деть погнался за сусликом, тот успел юркнуть под машину. Малыш обозвал суслика (почему-то) Димой. После обеда я рискнула искупаться в озере, хотя вода и холодновата. Слева от озера проходит дорога, нам объяснили, что отсюда до Белё 10км по этой дороге.
Провели мы там двое суток. Я честно купалась, маленький Эдя всегда следовал моему примеру, чем сильно умилял местных женщин. По их заверениям, дети в этом озере купаться категорически не любят. Думаю, дело в противных зеленых водорослях, которые клубами плавают в воде, и в мелких красных рачках, коих тоже много. Прям кишмя кишат. Кроме соленой воды обнаружилась лечебная грязь, вонючая. И голубая глина. В субботу утром, набрав воды в бутылки и грязи в мешки, мы двинули назад (причем боялись даже думать, что будет, если мешок с грязью прорвется - машина бы воняла до конца своих дней). Персонал базы пожелал нам счастливого пути, приглашали вернуться следующим летом, сезон открывается с 5 июля. Специально поехали в светлое время суток, чтобы оглядеть окрестности. И не пожалели. Природа красивая, холмы с редкими рощицами, среди них равнины с деревеньками. Хотя после Ужура, вообще то смотреть было не на что. Но по дороге встретили аварию: Тойота въехала в зад Жигулям. Зад Жигулей пострадал меньше, а тойоту, похоже выбросят. Жертв не было (поскольку я врач, мы остановились, предложили помощь), только у женщины - водителя тойоты поцарапан нос. Не буду судить, но, похоже, она превысила скорость, и не успела затормозить, а Жигули как раз притормозили перед поворотом. Судя по длине следа, оставленного резиной на асфальте летела прилично (в салоне в ней ехали два ребенка). По просьбе участников аварии, поехали в Ачинск искать гаишников. Но когда они нужны, их не встретишь. Сообщили о происшествии в какой то автопарк, диспетчер тут же принялась звонить.
Ну а мы продолжили свой путь.
К вечеру были дома.
Для уточнения повторяю наш маршрут: Томск - Ишим - Постниково - Мариинск - Тяжинский - Боготол - Ачинск - Назарово - Ужур - Копьёво - Шира - (обратно) Тус.
Всего в обе стороны прошли 1300 км. Одно удивило: туда истратили 60 л. бензина, обратно - 40л. Кстати, встречали места, где бензин 13.90. на путь в один конец затратили 9 часов (с остановками)

По приезду выяснили два момента. Первое: если б ехали через Тисуль, то укоротили бы путь на 60 км, а гравийки там километров 20 всего. Второе: если б не заехали в поселок Жемчужный на Шира, а проехали дальше по трассе, то как раз увидали бы озеро во всей красе, а также смогли добраться бы до Белё, озера в "провале" и других замечательных мест. Так что у нас все впереди! Фото прилагаю, сделаны обычной мыльницей, так что, не взыщите!
Граница Хакасии
Виды Хакасии
Туманное утро на озере Шира
Домик на турбазе (озеро Тус)
Вид на озеро Тус из окна
Вот такая здесь вода
Вода настолько соленая, что выталкивает тело, как поплавок
Озеро Тус
Малыш с удовольствием здесь купался
Ребенок на отдыхе
Закат
Обратная дорога, фото на прощание