Еще одно, не очень подробно описанное у меня направление - это Хакасия. Чтобы немного исправить положение, предлагаю вашему вниманию рассказ Игоря Гошака о поездке в начале мая этого года.
Оригинал рассказа находится у него на сайте здесь.

Далее текст автора.

Новосибирск - (Кемерово - Мариинск - Ачинск) - Шира - Абакан - Аскиз (Казановка - Бельтырское - Полтаков - Сафронов) - Абакан (Черногорск - Бимжа - Знаменка) - Шира (Туим) - Новосибирск 

6 - 9 мая 2006 г.

Традиционное майское похождение по Хакасии начало планироваться в памятные морозы конца января. Сначала было просто желание снова съездить в Хакасию, однако его надо было чем-то обосновать, ибо "просто" уже ездили раньше. В позапрошлом году уже была попытка совместить поездку по Хакасии, Красноярскому краю и Туве с посещением древне-исторических мест, однако из-за постоянного дефицита времени удалась только поездка. Поэтому теперь было решено ездить меньше, а бродить и смотреть больше. Так в первоначальные планы попали Сулекская писаница, Салбыкские и Сафроновские курганы, Туим с "провалом" и древней обсерваторией. После поездки в Белокуриху в середине февраля планы пополнились полётами на параплане на горе Сарах. За оставшееся время смело были запланированы Сотый перевал и возврат в Абакан через Бельтырское - Бею - Саяногорск (Саяно-Шушенскую ГЭС). Кроме того, изучение путеводителей добавило Кюг - в качестве места ночёвки (хакасские юрты, национальные блюда), Казановку (музей под открытым небом) и Сундуки. Ивановские озёра с летним горнолыжным склоном и заброшенным золотым прииском тоже просились в планы - они же по дороге на Сулекскую писаницу, только подальше. А из Шира в Сорск надо проехать напрямую - там, где нет дороги, но по карте короче...
Это был пик планирования, после чего пришла пора подсчитать километры и часы. При разумном времени за рулём похождение оборачивалось за неделю, при неразумном - за пять дней. Было всего три - вечер 6-го, 7-е, 8-е и 9-е до вечера. План был жёстко секвестрирован путём отбора преимущественно исторических мест и перенесения остального в планы будущего года. Результат:
- вечером, 6-го - до Мариинска;
- 7-го - Ачинск - Копьёво (Сулекская писаница) - Шира - Туим ("провал", древняя обсерватория) - Абакан - Салбыкские курганы - Аскиз - Казановка - Кюг;
- 8-го - Казановка, Ах-тас, Хуртуях-Тас - Сафроновские курганы - Абаза - Сотый перевал - Абакан ч/з С-Ш ГЭС - Шира;
- 9-го - домой.
Но в середине апреля выяснилось, что в природе существует геокэшинг, и планы вновь были слегка подкорректированы - совершенно необходимо приобрести GPS-навигатор и найти тайники "Большой Салбыкский курган" и "Чёрная берёза". Это как минимум, а ведь есть ещё "Древнее захоронение" и "Наскальные рисунки", вроде тоже в пределах досягаемости. Навигатор был приобретён за два дня до поездки (JJ navigator connect 100), по планам решено ориентироваться на местности. Поехали.

6 мая 2006 г., 17-00. Старт. Полчаса на сборы всей команды, и около 18-00 мы выезжаем из Новосибирска по Ленинск-Кузнецкой трассе. Машин немного. Плотниково проезжаем с некоторой опаской, вспоминая позапрошлый год, когда нахватали в колесо всякой дряни - но в этот раз без проблем. По обочинам кое-где лежит снег, солнышко собирается к закату. Впереди печально известный участок перед границей с Кемеровской областью. Пока всё по-прежнему - мерзкая тряская дорога, убитый асфальт, ралли между выбоин, где по встречной, где по обочине. Как-то всё тягостно, неуютно. Такое ощущение, что на следующей яме похождение закончится, так и не начавшись. Однако взгляд направо успокаивает - за бортом уже не окрестности Новосибирска, а пруд Танаев, значит, скоро слева от дороги появятся лошади, и дорога волшебно переменится. Предчувствия не обманули - сначала лояльный знак возле ДПС "Рекомендуемая скорость 50 км/ч" (какие там 50, когда под колёсами нормальна дорога), потом долгожданные лошади, а впереди - радушное Журавлёво. В очередной раз было отвергнуто предложение дорожного указателя свернуть на Промышленную в центре Журавлёво - совершенно неприглядная дорога виднеется слева. Мы уж по-старинке, до перекрёстка на Ваганово, и только потом налево.
И после поворота на Кемерово, когда позади осталось километров 170, а впереди - на сто больше, наконец-то приходит благодушие и успокоенность. Тепло (хотя на самом деле холодает), светло (хотя на самом деле смеркается), машинка уверенно гудит и летит вперёд. До Кемерово долетаем без проблем, прикупив в Промышленной вкусного хлеба. А вот в Кемерово сюрприз - закрыт Кузнецкий мост, и предлагается поискать Кузбасский. Это дорогу явно не сократит, короче пути через Кемерово на Берёзовский, чем по Кузнецкому проспекту, наверное, нет. Надежда, что дорога, уйдя вправо на таинственный Кузбасский мост, не вернётся назад, а выведет на трассу где-нибудь за Берёзовским ближе к Мариинску, быстро растаяла. Крюк вправо, мост, крюк влево… Выбрались из Кемерово около девяти вечера. Теперь хорошо бы пройти серпантин и горки засветло, хотя бы в сумерках, а дальше можно и по темноте. Так и получилось.
В Мариинск въехали в 10-40, гостиницу "Россия" искали недолго. В отличие от прошлогодней ночёвки в "Кии" здесь есть стоянка для машин (год назад пришлось шарашиться по тёмному Мариинску в поисках места ночёвки авто). "Россия" - гостиница небольшая, аккуратная. Перекусили своими припасами, и спать.
Увеличить

7 мая 2006 г. Выезжаем из Мариинска. Дозаправились перед мостом через Кию. Дорога первые 50-70 километров побитая, но вполне пригодная, а потом хорошая, но нудная. Пока впереди не замаячат дымные трубы Ачинского глинозёмного (километров за 40 до Ачинска)- глазу не за что зацепиться. Разве что характерный асфальт под Боготолом, уложенный так, что бы полностью имитировать звук пробитого колеса. Но всему приходит конец, и вот уже Ачинск. Наконец-то поворачиваем на юг, на Назарово. До Назарово дорога совершенно прямая (в смысле вправо-влево), и извилистая (в смысле вверх-вниз). В лесу рядом с дорогой очень уверенно лежит снег. Но в Назарово теплеет - уже на 30 км. южнее, да и день понемногу расходится. Дальше на Ужур - дорога совершенно прямая во всех смыслах, уже пошли открытые поля и степи. Чувствуется, что ветер дует нещадно, гудит и завывает.
Вот и Ужур, маленький пуп земли: отсюда разбегаются дороги направо - на М-54, налево - на Шира, а сзади (на фото - вверх) - на М-53.
Увеличить
На выезде зашли в магазин "Домовёнок" - вот это настоящие "тысяча мелочей". Есть всё, абсолютно всё, очень плотно и друг на друге, в несколько рядов, на любой вкус и цвет. А снаружи вроде небольшой павильончик. Теперь впереди Копьёво, но до того мы уже пересечём границу Хакасии. Теперь время и километры летят совсем быстро, и вот мы уже ищем поворот от Копьёво на Саралу, что бы проехать 18 километров и найти столь долгожданную Сулекскую писаницу. Точных указаний нет, всё сводится к тому, что "сами увидите". Единственная схема обещает, что будет это слева от дороги. Ещё одно описание обещает накатанную колею. Пролетаем километров 15, дальше крадёмся, внимательно осматриваясь слева. Ничего нет, степь да чахлые деревца. Зато справа стоят три горки со скальниками, весьма подходящие под описание. Почему-то хочется большего, поэтому продолжаем искать обещанное слева. Проехали подальше, развернулись, и снова ищем, теперь уже справа, следы творений древнего художника. То, что теперь справа, разительно напоминает то, что раньше было слева. Однако замечается полевая дорожка, уводящая в сторону, через степь куда-то за отдалённые холмы. И что-то там виднеется вдали. Значит, надо сворачивать, поехали. Сначала показались какие-то постройки, явно современные, но разрушенные почти до основания. И сразу же, метрах в пятидесяти, обнаружились весьма странные сооружения. То ли полуразрушенные, то ли такие и должны быть…
Две невысокие стены, параллельные друг другу, сложенные из красно-коричневых плоских камней, уложенных друг на друга плашмя, и скреплённых каким-то составом. Мало того, они еще укреплены контрфорсами со стороны уклона. Выгладит всё это на склоне пологого холма достаточно экзотично, лежащий здесь же череп неизвестного существа и кости, наверное, его же, органично дополняют картину. Немного надо труда, что бы уверить себя в том, что это остатки древней крепости, тем более что таковые в Хакасии встречаются нередко. Однако истина всё же дороже, и хотя назначение этих сооружений неочевидно, всё же скорее всего они созданы в наше время. Одна из версий - снего и/или водо-задержание для защиты того, развалины чего стоят чуть ниже.
Увеличить
Возвращаемся обратно да трассу. Ещё раз, теперь уже в бинокль осматриваем окрестности - ничего похожего на надписи современников, выдающие местонахождение писаницы, не видно. Остаётся последний способ отыскания - взятие "языка". Дорога, мягко говоря, не очень оживлённая, на раз в пять-десять минут кто-нибудь проезжает, из них каждые второй останавливается. Первый из остановившихся, в хороших годах, впервые от нас услышал о древних рисунках, второй - молодой парень, лет двадцать с небольшим, отправил нас к тем горкам со скальниками, которые были-таки справа от дороги. Ещё не потеряв нашей веры в схему, мы выслушали его с благодарностью, но последовали советам с некоторым скептицизмом. Снова вернулись назад, обнаружили ещё одну колею, уводящую вправо, к средней горке. Слегка подъехали по ней, дальше пешком, по тропинке, вверх. Тропинка заканчивается прямо у скальников, и первое, что бросается в глаза - современная роспись. Имена, фамилии, годы, всё самых разных размеров и способов нанесения. Нарисовано, нацарапано, выдолблено… Начиная с 20-х годов прошлого века, особенно многочисленны 30-е - 40-е года. Всё с размахом, даже не между, а поверх рисунков. За автографами большей части рисунков не видно, лишь по характерным выбитым точкам можно догадаться, что под современными буквами и цифрами скрывается вязь древних рисунков.
Ещё не был основан Рим, не было государства Российского, в Египте возводились пирамиды, когда на этом самом месте кто-то старательно выбивал на камне изображения людей и животных, складывая их в сюжеты и сценки. Почти все изображения состоят из отдельных точек, выбитых каким-то острым инструментом. Похоже, на создание одного рисунка мог уйти не один день. А здесь их несколько десятков, может, и сотен. Причём если люди изображены в привычных пропорциях, то звери, на которых сидят люди, какие-то худые и вытянутые в длину. Может, такими и были древние лошади?
Увеличить
Рисунки тянутся на протяжении более сотни метров, где-то чаще, где-то реже. Слева от тропинки часть рисунков замазана чем-то розовым и зелёным - это место снимали для фильма, и цвет позволял более контрастно получить изображение на плёнке. На самом хорошо сохранившимся рисунке изображён человек на лошади, держащий в поднятий руке что-то вроде палицы.
Увеличить
Прошлись по несколько раз вдоль писаницы, всё снимали - фотографировали, ещё по горкам полазили, и вниз. Тут-то нас и настиг голод. В жертву ему были принесены ачинские окорочка (косточки забрали с собой, рука не поднялась здесь же и выбросить). И, несмотря на всё только что увиденное, некоторые сомнения в том, что мы нашли то, что искали, видимо, остались - выехав на дорогу мы медленно проехали в сторону Саралы ёще километров пять, внимательно оглядывая окрестности. Слева от дороги обнаружили два небольших, разрытых кургана, где впервые увидели, что под курганами, между возвышающимися менгирами, находится ограда из более мелких камней. Обычно ограда скрывается под курганной насыпью, и сверху видны только выступающие менгиры.
Увеличить
В конце концом, переехав речку Печище, решили вернуться, но перед этим взять ещё одного "языка". Первый же остановившийся подтвердил, что видели мы то, что искали, а вот чуть вперёд и налево будет ферма, а за ней гора, и там тоже есть рисунки, правда, немного. Поблагодарив, решаем всё же возвращаться в Копьево - на этот день были ещё планы, а время уже давным-давно перевалило за полдень, ещё в Ужуре. Теперь уже без оглядки полетели в Копьево, но на самом подъезде полёт был прерван ДПС. Превысили на 14 км, поэтому больше беседовали о тех же древних рисунках. Лейтенант ещё раз подтвердил, что нашли мы то, что искали, и отпустил с протоколом на 50 руб.
Дальнейшие планы слегка пришлось скорректировать - Туим на завтра, он недалеко от Шира, так что всё равно сюда возвращаться. Сейчас надо выбраться на М-54, по ней до Абакана, дальше по А-161 до Аскиза, там на запад, на Казановку, и где-то там, на базе Кюг, нас ждут хакасские юрты и хакасская еда. Но это вечером, а пока впереди Шира. По дороге, где-то в районе Солёноозёрска, вдалеке виднеется гора с чётким прямоугольным сооружением наверху - это "сундуки", вернее, первый Сундук. Не попал он в сегодняшние планы, остался пока не достигнутой мечтой. Дальше Шира - обходим с левого бока, Жемчужный - санаторий на озере Шира, ещё озеро справа. Решили ехать по другой дороге, которая выходит на М-54 в Троицком (раньше всегда через Знаменку ездили), просто хотелось новую дорогу посмотреть. Ничего интересного, обе дороги равно хороши - через Знамеку более степная, через Боград-Троицкое более лесистая. Выехали на М-54, включили GPS. Тайник "Чёрная берёза" оказался в другой стороне от Абакана - ещё раз пожалел, что не поехали через Знаменку, она севернее (впрочем, "Чёрная берёза" оказалась севернее и Троицкого, и Знаменки). Теперь в Абакан. В Черногорске GPS начал склонять к повороту вправо, на Салбыкские курганы, однако часы (и не только они) протестовали. Была принята ещё одна поправка к плану - Салбыкские курганы завтра. Больше корректировать было нечего. Заехали в Абакан - город хорошеет с каждым днём, а вот мультикасс не нашли, один телефон заблокировался. Уже девятый час, едем в Аскиз.
До Аскиза сто километров простой, прямой и ровной дороги. Едешь себе и едешь, только столбики километровые мелькают, да смеркается помаленьку. В Аскизе поворот на Казановку не очевиден, надо сначала уехать на станцию Аскиз, да потом ещё и расспрашивать, да неправильно понять, и снова вернуться, и снова расспрашивать. Перепробовав все варианты, выехали-таки в сторону Казановки. Сумрачно, безлюдно. Тридцать шесть километров быстро пролетели, наконец указатель "станция Казановка". Никаких юрт, маленькая деревенька. Становится печально, но надо действовать. Опасливо заезжаем в деревеньку, навстречу парнишка с отчётливым запахом перегара. Но вполне вменяемый, похоже, был даже рад помочь. Долго рисовал прутиком на земле то, что можно было тремя словами сказать - "дальше ехать надо". Под конец, смущаясь, попросил и получил десять рублей, честно сказав, что опохмелится надо. Едем дальше, зачем-то сворачиваем вправо, хотя сказано было - "дорога сама повернёт". Ещё поблудили, вернулись на дорогу, и снова вперёд. Вот, наконец-то и обещанная "афиша" "Музей" после мостика. Снова сворачиваем вправо, впереди грунтовка, уводящая куда-то в лес, в ущелье. Уже не смеркается - темнеет, выбора нет, едем. Ущелье постепенно переходит в долину, появляются коровы. Справа переговаривается река, слева уже луг. Еще немного вперёд - юрты! И даже над одной горит лампочка. Но как-то безлюдно.
Тут бы и конец пути сегодняшнего дня, ан нет. Выбегает собака, выходит сторож. Говорит, что ждали нас днём, а потом все по домам уехали, а у него ключей нет, и без администратора он никого пускать не намерен. А администратор в той же Казановке, да там её все знают. Возвращаемся в Казановку - и действительно, её все знают. Сразу же дом показали, Так что посадили её в машину, и снова на базу. Наконец-то юрта открылась. Внутри она гораздо больше, чем снаружи, пол устлан толстыми коврами из овечьей шерсти, есть свет. Посреди юрты очаг, над ним в крыше дыра - правда, сейчас закрыта чем-то для тепла. Две кровати, раскладушка. Одеял принесли по две штуки, ночью совсем не лето.
Ну ладно, жить можно. Запустили горелку, накипятили чаю - совсем хорошо. Даже косточки куриные, что с писаницы привезли, пригодились - собака Динга слопала, и потом всю ночь охраняла нас. Ночью было совсем холодно, но два одеяла выручили - мерзли только носы. Летом здесь, должно быть, совершенно замечательно - живописная долина, с двух сторон горы, внизу бежит речка Аскиз. Есть и "удобства" - в отдельной юрте биотуалеты, душевая, баня. На территории стоит менгир с плоским верхом, на нём много монет, от гостей прошлых лет. А в этом году мы были первыми.
Увеличить

8 мая 2006 г. Утром совсем хорошо - отлично выспались, солнышко сверху в юрту пробивается, собака вокруг крутится. Позавтракали и поехали смотреть чудо, которое нам ещё вчера в темноте пытались показать.
Увеличить
Немного назад, в сторону Казановки, и на лугу справа стоит двухметровая стела Ах-тас. Стоит она с незапамятных времён, и обладает могучей силой исцеления болезней различных. Стела сделана из белого гранита - материала, которого в здешних местах просто нет. Кто-то когда-то очень давно, около пяти тысяч лет назад, смог доставить сюда тяжеленную стелу и установить её. Бока Ах-тас хранят прикосновения многих тысяч (а может, и миллионов, за многотысячелетнюю историю-то) рук. Мы здесь были одни и рано утром, однако местные утверждают, что не бывает и дня, что бы не приезжали сюда люди из разных мест поговорить с могучим божеством и попросить у него здоровья себе и своим близким. Говорят, что этот камень, как и много других хакасских менгиров, установлен на тектоническом разломе земной коры. По этим разломам из-под земли поднимается неведомая энергия, которая и наполняет силой эти божества. Раньше здесь совершались жертвоприношения, но сегодня это необязательно, и коровы без опаски бродят по поляне рядом со священным камнем.
Увеличить
Справа, в ложбине течёт ручей, за ним небольшая горка, по которой взбираются три лиственницы. Чуть выше и левее верхней видны небольшие скальники. Здесь-то мы и заложили свой первый тайник.
Снова выбираемся в Казановку, потом на А-161, и дальше, на юг. Где-то впереди следующее чудо - Улуг Хуруях-Тас. Это где-то в районе улуса Анхаков, рядом с дорогой, в стеклянной юрте. Не заметить невозможно. И действительно, увидели издалека. Стеклянная юрта, вокруг забор, ещё пара строений, традиционные ленточки. Рядом небольшая стоянка для машин. Зашли внутрь, оказалось всё немного платно - вход в юрту, фото и видео. Мы опять были одни, так что директор музея всё для нас рассказала (а кое-что и раньше сами знали-читали).
Хакасия изобилует свидетельствами старины - курганы, менгиры с рисунками и без, писаницы и прочие древние чудеса.
Однако далеко не все из них обладают таинственной, священной силой. Улуг Хуртуях-Тас - одна из самых могучих. Название с хакасского переводится по-разному - дословно "Большая каменная баба", ближе к сути - "Мать всех матерей", или "Чрево земли". Даже из названия видно, что на понимание и помощь могут рассчитывать в основном, женщины, однако в старые времена и мужчины пытались испросить у Хуртуях-Тас удачи в делах.
Женщины же почитают её, как женское божество, символ плодородия, помощницу беременных и бездетных. Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас:
"Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка - помоги мне!"
В прошлом веке тысячелетнее пребывание Хуртуях-Тас на своём месте было прервано - с 1954 до 2003 года бабушка гостила в столице Хакасии Абакане, в краеведческом музее. И там её навещали поклонники, приносили дары, кормили и поили, смазывая губы маслом и брызгая молоком. Вполне возможно, что почти полувековое гостевание (хотя что такое полвека в сравнении с многотысячелетней историей) спасло Хуртуях-Тас - во время освоения целинных земель, да и позже, с менгирами, стоящими на полях, не церемонились.
И только в нынешнем столетии, после четырёхкратного обращения Совета старейшин хакасского народа, было принято решение о возвращении бабушки на прежнее место. В гостях хорошо, а дома лучше - осенью 2003 года состоялся переезд Хуртуях-Тас на старое местожительства, но уже не под открытое небо, а в специально выстроенную стеклянную юрту, в которой летом и зимой поддерживаются постоянные температура и влажность.
Сейчас к древней святыне приходят молодожёны, паломники со всей республики и из-за её пределов и многочисленные туристы. Хуртуях-Тас включена ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия, и оценена в 1.5 млн.$.
Увеличить
Как и научили, обошли трижды вокруг. Наверное, и вправду это женское чудо, так как я один не ощутил тепла, исходящего от Хуртуях-Тас. Здесь же набрали сувениров разных и попрощались с Бабушкой. Но перед отъездом ещё уточнили нашу дальнейшую дорогу, на Сафроновские курганы. Всё просто - опять вперёд, на юг, до улуса Полтаков. В самом улусе поворот на право, на запад, и километров двадцать до Сафроново. "Будете подъезжать, справа на горе сами увидите, проехать невозможно".
И впрямь, после езды по хорошей грунтовке, после небольшого перевала на спуске справа видны курганы с очень большими менгирами. Вниз, потом через мостик, и вот мы уже в Сафроново, а через три минуты уже поднимаемся к курганам. Курганов-то уже нет - наверное, раскопали давно. Зато менгиры впечатляют.
Всё, что мы видели до сих пор было, оказывается, совсем небольшим. Здесь же самый высокий менгир из-под земли вырастает метров на семь. Другие чуть меньше, но тоже ему под стать. Чувствуется какое-то величие этого места. Улус рядом, метрах в пятистах внизу, но его не видно, так что о живых людях здесь совсем ничего не напоминает. Только горы, сухая трава, пыльный ветер и огромные камни.
Увеличить
Многие, но не все камни чудно изрисованы, не так, как на писанице - там, в основном, люди и звери, а здесь орнамент, узоры, знаки, символы. Может, письменность какая. Бродим между камней, каждый рисунок рассматриваем. Вот спираль с множеством витков, вот человечек вниз головой внутри какой-то фигуры. Несколько небольших перечёркнутых кружков. Птица, много птиц. Но больше всего нераспознанных символов.
Увеличить
Ладно, почти всё посмотрели, пора обратно. Ещё раз прощальный взгляд, поднимаемся выше по склону, и последнее фото курганов и огромных камней на фоне гор. Обратная дорога до М-54, и вот мы снова на дороге Абакан-Абаза, но это уже самая южная точка путешествия. Дальше налево, на север. Следующее чудесное место - Салбыкские курганы, уже за Абаканом.
По пути заезжаем в Аскиз - маленький уютный город, неофициальная национальная столица Хакасии. Здесь нашли свидетельства того, что древние хакасы - это выходцы из Египта. Напротив здания ГУВД стоит египетский сфинкс, а рядом - верхушка большой пирамиды. Над землёй выступает только небольшая часть, остальное скрыто многовековыми земляными наслоениями. Очень интересно расписана стена напротив автовокзала. Дальше по уже известной дороге до Абакана. Здесь, у места с небольшой деревянной стелой с оградой, увешанной ленточками, заложили второй тайник, с лягушкой. По дороге перекусили в какой-то забегаловке слева от трассы. И девочка недоброжелательная, и невкусно.
В Абакане традиционно поблудили, но добрый люди подсказали дорогу, и вот мы снова на трассе Абакан - Красноярск. Но не надолго. Под Черногорском налево, дорога на Сорск. А нам надо около тридцати километров, и потом опять в степи. Первое же уточнение дороги принесло неожиданный результат - "да вы куда, там не проехать, грязь сплошная". Слушаем, не верим, едем дальше. И вот уже в последней деревне перед уходом в степи, в Бидже. Спросил у местных про дорогу на курганы, на что водитель "Нивы", по крышу заляпанной грязью, ответил, что "вам туда не проехать, там еще хлеще". Второй начал что-то говорить про ручей, который надо пересекать… Оба говорили очень уверенно, однако мы были непоколебимы. Поедем, пока можно будет - дальше посмотрим. На 38 километре опасливо свернули налево, в поля (на втором от кошары съезде). Ни малейшего намёка на грязь и ручьи, всё абсолютно сухо и чисто. Вскоре показались курганы, но после Сафроновских они уже не впечатляли.
Однако большой Салбыкский сразу внушил почитание и трепет. Большой квадрат, со сторонами в несколько десятков метров из каменных плит. Между ним, на расстоянии в несколько метров друг от друга стоят большие менгиры, всего 23 камня метров по 3-5 высотой. Считается, что каждый камень имеет своё предназначение. Каменная ограда не замкнута, имеет три разрыва - ворота. Двое ворот находятся на противоположных сторонах квадрата, друг напротив друга. А на третьей стороне - главные ворота, по два больших камня с левой и правой стороны.
Увеличить
Два из них, наружные, считаются олицетворением мужского и женского начала - кто видел вживую или на фото, поймёт, о чём речь. Тот, который мужской - неровный, с множеством щербинок. Почти во всех щербинки вложены монеты - от 5 копеек до рубля. Земля вокруг покрыта упавшими монетками. Наверное, кто-то о чём-то просил…
Увеличить
Долго ходили снаружи и внутри, трогали камни, представляя себе, что было здесь пять тысячелетий назад. Хорошо, что кроме нас никого не было. Плохо, что камни расписаны нашими современниками. Самая свежая надпись была сделана позавчера. Огромный камень (второй правый главных ворот, от которого отломилась половина) просто обезображен огромной надписью "Черногорск 2006" (к счастью, надпись не выбита, может, дожди и время сотрут её).
Потом, когда всё уже было снято на фото и видео, перед самым отъездом я один вошёл в Главные ворота. Всё было так же, как и пять тысяч лет назад - степь, сухая трава, ветер, одинокое солнце, редкие вскрики птиц… И огромные камни слева, справа и впереди, которые помнят, для кого они были поставлены и хранят воспоминания о том, что здесь происходило пять веков назад.
Возвращаясь обратно, нашли ещё один менгир с рисунками на другом кургане.
День клонится к вечеру, мы снова на трассе. Теперь найти бы тайник "Чёрная берёза", и на ночёвку, в Шира. Хорошо, что это примерно по пути - тайник, на который выведет GPS, потом Знаменка, и Шира. Едем на север, теперь это заметно даже на глаз. Остаются позади степи, им на смену приходят сначала отдельно стоящие берёзки, потом они сгущаются. За Знаменкой уже начинаются берёзово-сосновые леса. Навигатор уверенно ведёт всё дальше и дальше. Постепенно смеркается, но дорога до Шира и ночёвка там уже неоднократно опробованы, так что туда можно спокойно ехать в любое ночное время. Наконец расстояние до тайника начинает измеряться сотнями метров, внимательно смотрим по сторонам. Есть! Но как-то не так… 
Берёза, чёрная берёза, увешанная тысячами ленточек, лежит на земле. Подходим ближе - спилена, и совсем недавно. Видимо, место это было очень почитаемо - ленточки не только на чёрной берёзе, но и на ветках её соседок. Раньше у этой берёзы загадывали желания, просили здоровья - считалось, что она помогает. Видимо, кому-то не смогла помочь.
Увеличить
Ну, теперь уже ночевать едем. Возвращаемся в Знаменку, и направо, на Шира. Уже темно, дорога хорошая и пустынная. По обочинам горит степь - огонь фронтом наступает на старую жёлтую траву, оставляя после себя выжженную чёрную землю, покрытую пеплом. До Шира долетаем быстро, устраиваемся. Душ, ужин, и спать.

9 мая 2006 г. Утром на стоянке обнаруживаю спустившее заднее колесо. Снимая, обломил одну шпильку. Две мелкие местные собаки были страшно рады утреннему развлечению, лаяли так, что чуть наизнанку не вывернулись. Быстро починились, и перед возвращением домой ещё и в Туим заехали, посмотреть на остатки древней обсерватории.
На холме выложен из камней большой круг, внутри квадрат, перечёркнутый диагоналями. Видимо, всё это как-то правильно сориентировано.
Увеличить
Всё, пора и домой.
Обратная дорога без приключений. В Назарово купили рыбы - там большой теплый рыбный пруд, разводят всех подряд - от карасей до осетров. Уже под Кемерово пообедали в ранее полюбившемся кафе - "Встреча", по-моему. Слева от дороги, уже в районе серпантина, на горке. Как-то там умудряются быстро и вкусно готовить. В Кемерово решил попробовать проехать по указателям на Новосибирск - напрасно, они пытались вывести на дорогу через Юргу. Однако мы своевременно ушли на Промышленную. НСО встретила тем же, чем и проводила - дохлой дорогой. Потом стали попадаться дорожные машины с рабочими, но правили они исключительно обочины. Дома были 19-30, позади осталось около 2750 километров.