Константин Гоппе понемногу расширяет географию своих поездок и не боится экспериментировать с видами транспорта. Что из этого получается - смотрите в очередном отчете. 
Оригинал рассказа можно посмотреть здесь.

Далее текст автора. Орфография и эпитеты сохранены.


Часть первая. Подготовка и доставка.

Уже не первый год планы следующего лета начинали формироваться буквально по приезду с очередного летнего круиза. 
Так же было и летом 2006 года. Путешествуя через Алтай в Туву и затем Хакасию, принимая участие в решении технических проблем больного «Форда-Эксплорера», я обратил внимание на красивейшие места Южной Хакасии и речку Ону, живо напомнившую мне прошлогодний (2005 года) приятный «курортный» сплав по Чарышу. А поскольку Алексей, с которым мы плавали по этой алтайской реке, приобрел на свой школьный турклуб аж целых два катамарана, желание поплавать по более серьезным рекам подспудно росло. Поскольку прошлогодние технические проблемы не позволили еще и подробнее осмотреть природу и исторические места благословенной Енисейской котловины, в голове созрел план комбинированного водно-автомобильного путешествия, объединяющего в себе освежающий легкий экстрим категорийного сплава (не слишком, конечно, фанатичного) и драйв познавательного автотура. 
Подумано – сказано. Алексей весьма живо откликнулся на предложение. Вновь приобретенные школьным турклубом катамараны, один из которых Алексей вовсе практически своими руками сшил, нужно было опробовать не только на Сисиме, и, тем более, Берди. Катамаран – средство для более серьезных мероприятий.
Поскольку мы не крутые распальцованные сплавщики, а всего лишь любители, хотя и с кое-каким опытом, Она – самое то. Река, в средней части течения спокойная, а внизу достаточно бурная, до 3-4 категории, позволяет новой команде вначале попривыкнуть друг к другу, поизучать методику, да и просто отдохнуть на фоне красивейшей природы южной Хакасии. Ну и «на десерт» шли пороги нижней Оны.
Достаточно подробно изучив имеющиеся материалы, в том числе видео, решили, что для нас сплав не составит большой трудности. А закаленные в походах ребята турклуба будут надежными коллегами и партнерами. Ворчание и сопротивление женщин преодолели уверенностью и настойчивостью.
Рассказ о сплавной части путешествия не будет носить отчетного «правильного» характера. Это просто личные впечатления одного из участников.
Подготовка к путешествию с моей стороны заключалась в личной экипировке и составлению своей дополнительной программы, потому что я не ограничился сплавом, продолжив его уже самостоятельным автомобильным походом. Вкладом в «общее дело» была сама идея, поиск информации, в том числе по наиболее удобной доставке, а также довоз на своем авто наиболее тяжелой части экипировки – катамаранов и продуктов.
Изначально я вроде как не собирался использовать машину, однако привычка быть полностью независимым от капризов транспортной судьбы, а также стойкое желание посвятить часть времени познанию иных сторон обширного края сделали своё дело. Тем более, что при приобретении билетов на прицепной вагон от Новокузнецка выяснилось, что на всех-то билетов и не хватило бы. Еще и со мной отправились два члена экспедиции, помимо меня и сына Ивана.
Для сплавщиков, кто не знает, сообщаю дополнительно: заброска из Новосибирска до места начала сплава по Оне и отъезд обратно достаточно просты, что делает эту реку еще более привлекательной. Из Новосибирска каждый день ходит электричка до Новокузнецка. Отправляется она в первой половине дня, но не слишком рано. Через час после её прихода в Новокузнецк оттуда отправляется поезд Новокузнецк – Абакан, в котором через день есть прицепные вагоны до Абазы. В половине девятого местного времени следующего утра вы уже в Абазе, потратив на всё про всё около 16 часов пути с одной вечерней пересадкой. Правда, те члены экспедиции, кто ехал на поезде, были «осчастливлены» жуткой духотой в вагонах и температурой около 35 градусов. Но и на улице было не меньше. От Абазы достаточно легко нанять микроавтобус. Если его нет у вокзала, можно просто пройти 200 м. до автовокзала и заказать транспорт официально, благо это нетрудно. В этом году нам обошлось удовольствие в 4000 руб. на 10 человек и снарягу. Расстояние до места начала (если вы не идете в верховья) – около 100 км. Этим местом является бывший поселок Большой Он, где в Ону впадает этот самый Большой Он и делает её полноводной настолько, чтобы можно было просто забыть о проблемах мелкоты и узости русла в любой сезон.
Вернемся, однако, к началу путешествия. Загрузив накануне снарягу и договорившись, где будут ожидать меня парни, я осмотрел последние штрихи на подготовленном авто и собрал свой скарб, в число которого, помимо обычного походного оборудования были еще каска, а также неопреновые носки и шорты. Полный неопреновый костюмчик мне отсоветовали, жарковато в нем, да и не такая уж великая категория для него. Кстати, и шорты я не каждый день надевал, а вот носки – отличное дело, поскольку ноги весь день были в воде. Произошел небольшой облом со спасжилетом. Алексей вначале пообещал общественный, но потом оказалось, что где-то он просчитался, и мне пришлось искать спас уже в дороге, в Кемерово.
Состав команды был очень молодежный. Алексей – капитан, учитель большинства участников, я – как бы соорганизатор и самый старший по возрасту в команде. Ну а далее – сплошная зеленая по возрасту, но вовсе не по опыту и духу молодежь. Ваня 20 и Ваня 13 лет. Еще один Ваня, две Насти, Артем, Женя и Кирилл – все выпускники одной школы этого года, 17 лет. В мой автомобильный экипаж были назначены, кроме меня и младшего Вани, моего сына, еще Женя и Ваня-средний.

20 июля. День первый – рекордный во всех отношениях.
Рекорд первый – жара 35 весь день. Может, это и не температурный рекорд погоды вообще, но мой личный рекорд для столь дальней поездки точно.
Рекорд второй – авто было загружено «по самое не могу». Теперь мне точно нужно ставить моему Акцентику памятник при жизни. Не подвел старичок, всё выдержал.
Рекорд третий – проехать в такую погоду и при такой загруженности, по разным дорогам, за день 1200 км., ни разу не закипеть, бодро держать 100-120, весьма ограниченно кушать и вообще не капризничать – это надо быть хорошим и уважающим себя автомобилем, особенно при таком почтенном возрасте в 12 лет. Ну и водитель, конечно (сам себя не похвалишь, никто не похвалит) выдержал это вполне достойно. Как и пассажиры, впрочем. Особенно ехавшие позади парни, сидевшие в группе с двумя рюкзаками.
Итак, выехали около 7 утра. В районе 8, после собирания всех пассажиров, выехали на М-53. У города бешеный встречный трафик, народ едет на работу. На выход машин немного. До Кемерово доскочили за 3 часа, причем вначале я очень боялся пробить подвеску из-за большого загруза и ехал 80-100, потом понял, что ничего не сделается амортизаторам и пружинам и перешел на режим 110-130. Пацаны досматривали сны.
В Кемерово, по причине отсутствия у меня спасжилета, пришлось заехать. Потратили около получаса на поиски требуемого, а в общей сложности, наверное, около часа по сравнению с тем, если бы пошли сразу на выход дальше. По дороге Ваня-младший запомнил местонахождение фирменного магазина ФК «Спартак» и взял с меня клятвенное обещание на обратном пути обязательно заехать. В Новосибирске такого магазина почему-то нет.
Около 12, на выезде из Кемерова в сторону Мариинска пообедали в кафе. Названия не помню, да и ни к чему, еда так себе, цены тоже не сказать чтобы малые. В городе порадовала новая качественная развязка на первом мосту через Томь.
Трафик в Кемерово по сравнению с новосибирским просто как отдых. Никаких тебе пробок и долгих стояний на жаре. На выезде из города тоже не особо напряжно, а после Березовского (прикольно, когда читаешь это как фамилию) так и вообще дорога практически свободна. Дальше трасса пошла по отрогам Кузнецкого Алатау, вверх-вниз, вправо-влево, качество не особенно хорошее, местами неприятные провалы и ямки. Но ремонтируют. Обогнали колонну желтых школьных автобусов, перегоняемых из Кургана куда-то на восток.
Населенных пунктов между Кемерово и Мариинском немного, ощущение глухомани, виды весьма и весьма красивые. Интересно наблюдать недалеко от большого города глухую тайгу.
Мариинск встретил плакатом «Мариинск – это судьба». Как-то стало немного жалко местных жителей… Немного поплутав по городу и невзначай заехав в какой-то глухой угол, всё-таки вырвались и сразу нарвались на ремонт дороги. Дальше до Итатского дорога местами ремонтировалась, местами оставалась очень хренового качества. Ощущение, что асфальт изначально не раскатывали, а просто разбрасывали и он так и застывал неровными кочками.
После Итатского стало веселее, качество дороги заметно улучшилось. Боготол проскочили незаметно и быстренько доехали до Ачинска. Его проезжать тоже несложно. Сделали остановку в магазине, закупились водой и рванули дальше, на Назарово. Время было, кажется около 16 новосибирского. Дорога стала интереснее, а после Назарово я понял, что народ здесь такой же, как и в Новосибирске – в пятницу вечером все резко стартуют в южном направлении, в горы. Если у нас это Алтай, то здесь – хакасские Саяны. Поток был что тебе на М52. Номера в основном местные, а также кемеровские и томские. Главное направление – Шира.
Народ в машине с интересом позвонил едущим в поезде, пожаловавшись на некоторую тесноту и жару. Однако тем было не в пример хуже – в Новокунецке они сели в вагон с температурой внутри под 40. Настоящая баня!
Доехав до Ужура, мы свернули налево, в направлении Новоселово. Так быстрее добраться до места. Шира и прочие прелести будут позже, а сейчас – доехать. Машин резко стало меньше, в основном местные. Лишь пара кемеровчан увязалась за нами и только через 30-40 км. они поняли свою ошибку, спросив, а не в Ширу ли мы так целенаправленно едем. Получив отрицательный ответ, чертыхнулись и повернули обратно.
В Малом Имыше не забыли повернуть направо, сократив путь к Усинскому тракту М54. И, поднявшись на перевал, увидели впереди пространства Красноярского моря и оживленную дорогу, по которой красноярцы прямо-таки потоком рвались к югу, к горам Хакасии.
Вечерело, мы продолжали движение уже по Хакасии, по огромным пространствам Енисейской котловины. Добрались до Абаканской агломерации, состоящей из собственно Абакана, а также Черногорска, Минусинска и нескольких поселков. Абакан обошли по объездной и взяли направление на Аскиз – Ак-Довурак.
Уже в районе Абакана я понял, что до Абазы мы сегодня не доедем. Оставалось еще около 150-180 км. отличной, в общем-то, дороги, но и усталость брала своё, и время шло к глубокому вечеру, а еще нужно было найти место для ночевки, и лучше засветло. По моим прикидкам мы должны были доехать минимум за Аскиз, максимум за Таштып. Увы, судьба распорядилась иначе. Не успели мы отъехать от Абакана, как лопнуло переднее правое колесо. Именно лопнуло, как выяснилось позже. Не покрышка, а камера (у меня старорежимные камерные колеса). Скорее всего, из-за жары и долгой езды с перегрузками давление поднялось выше нормы.
Колесо заменили минут за 10, с учетом выгрузки багажника и загрузки обратно. Было принято моментальное решение искать место для ночевки. Благо, ехали уже недалеко от реки Абакан, на которой, как я подумал, таковое место найти будет несложно. Собственно, так и оказалось, за исключением некоторых нюансов. А именно, мы нашли место для устройства палатки в приречных зарослях, но до реки так и не добрались, запутавшись в болотистых старицах. Ночевали где-то недалеко от улуса Катанов. Улус – это населенный пункт, по-нашему деревня. До места назначения оставалось немного меньше 100 км. По хакасским дорогам это около часа. Не найдя доступа к чистой воде, ограничились припасенной пятилитровой бадейкой, быстренько сварганили себе ужин, опробовав новую газовую плитку и завалились спать. Одновременно с нами в ближайшей старице местные рыбаки ставили сети.

Часть вторая, сплавная

День второй, 21 июля. Сбор команды, начало сплава.
Подъем был ранний, в 6 утра. Как ни странно, все поднялись бодро, усталости особой после вчерашнего переезда не было. Быстренько позавтракали и рванули дальше. Погода радовала: чистейшее небо, жарко, но без городской духоты, прозрачный воздух. И какое-то южное спокойствие, ощущение, что попал куда-нибудь в Крым. Только моря не хватало. В Аскизе заправились. Пацаны какое-то время любовались окрестными курганами и горами, потом их ненадолго сморил сон. После Таштыпа пошел нехилый серпантин и вскоре через перевал показалась Абаза. К вокзалу мы подъехали через полчаса после прибытия поезда, команда уже выгрузилась и успела обсудить доставку с микроавтобусом РАФ. В итоге он увез другую группу, меньших размеров, собиравшуюся в верховья. Нам нужен был транспорт побольше и ехали мы всего только до бывшего поселка Большой Он, за 90 км. от Абазы.
Поиски транспорта привели нас к местному автовокзалу. Как оказалось, правильно, потому что это наиболее легкий и быстрый способ нанять извозчика. Путем переговоров нам достался Мерседес на 16 мест, всего за 4000 руб. Хотя по новосибирским меркам это, конечно, многовато. На Бердь дешевле доставка.
Загрузившись в микроавтобус, поехали из города. Я с помощью водителя нашел стоянку и оставил там свою машинку. Цены на стоянку вызвали у меня тихую истерику: 15 руб в сутки!!! Я приготовился минимум рублям к 50, а тут такой подарок.
Дорога до Большого Она заняла около 2 часов. Красивейший серпантин, никакого жилья по дороге, очень мало машин и при этом дорога хорошего качества. Достаточно долго ехали вдоль Оны, которая в этом промежутке спокойна, что мы собирались использовать для того, чтобы набрать опыта и обкатать команды.
Ближе к обеду, в самую жару, мы высадились в устье Большого Она, где еще недавно существовал большой поселок, теперь закрытый. От двухэтажного деревянного дома, который стоял еще в прошлом году, осталась лишь печная труба. Хотя мы были не одни, вокруг сновали какие-то люди – отдыхающие и рыбаки.
Водила высадил нас недалеко от устья Большого Она, мы тепло попрощались и приступили к строительству катамаранов. Жара стояла неслабая, еле-еле нашли тенек. Строились часа 2, наверное. Благо, рамы были с собой, заготавливать новые не понадобилось. Попутно выяснилось, что в поезде забыто запасное весло, которое впоследствии ох как бы понадобилось.
Слегка перекусили бутербродами и тронулись в путь. Ах, как было интересно и приятно впервые сесть на настоящее «категорийное» плавсредство! Освоился достаточно быстро, хотя, конечно, на протяжении всего дальнейшего пути постоянно открывал для себя новые и неизведанное. На первом катамаране капитаном шел Алексей, на втором Артем. Мы с Ваней присоединились к Артему, еще с нами был «средний» Ваня и одна из Насть, в качестве балласта. Что я, что, в особенности, Алексей, парни немелкие, мягко говоря, поэтому нас нужно было «компенсировать». Девчонки, естественно, не участвовали в управлении, только в последние дни, уж совсем очумев от безделья, они слегка помахали веслами.
Плыли недолго, пару часов, и остановились на противоположном от дороги берегу. Река в среднем течении спокойная, располагающая к отдыху и созерцательности. Я оценил прелесть неопреновых носков. Ноги в них всё время были опущены в не самую теплую воду горной реки, но я совершенно не замечал никакого холода.
Вся вторая половина дня была посвящена отдыху и полной релаксации. Большой шатер поставили прямо на берегу. Две палатки поставили в глубине леса. Как оказалось впоследствии – зря. Погода в Хакасии немного отличается от алтайской. По крайней мере в этом путешествии. В течение вечера нас пару раз полил несильный дождик, а самое главное, что порывом ветра чуть не унесло шатер. В итоге он сложился и упал на мирно лежащих под ним девушек. Прямо под дождем шатер вновь поставили уже подальше от берега, прямо над нашей палаткой. Достаточно экстремальной стала ночевка для двоих, спавших прямо под шатром на мокроватых спасжилетах под мокроватыми же спальниками. Но Хакасия не северный регион, ночи достаточно теплые.

День третий, 22 июля. Дневка и расслабон.
Следующий день решили сделать дневкой. Торопиться нам некуда, мы отдыхаем. Погода продолжала преподносить сюрпризы, становящиеся уже стандартными: первая половина дня солнышко и жара, вторая – набегающие тучки и несколько раз принимающийся дождь. Теперь понятно, почему природа южной Хакасии такая буйная, почти тропическая. В лесу гигантские заросли, а там, где их нет – мягкая мшистая почва. При этом, однако, не ощущается большой сырости, как это бывает в более северных местах. Немного похоже на прителецкую природу.
Пацаны переплывали Ону на другой берег, температура воды в принципе позволяла купаться, хотя и недолго. В этот день одна из Насть отмечала день рождения. Ребята устроили ей настоящий праздник с вечерним фейерверком. Очень прикольно в горах увидеть это городское развлечение.
Рабалка не принесла особого успеха, как, впрочем, во все последующие дни. Не знаю, может это я такой невезучий. Я, собственно, не рыбак, но почему-то, если я нахожусь в компании рыбаков, их преследуют неудачи.
Слегка омрачил отдых клещ, найденный на имениннице. Ей не повезло дважды, как и старшему Ване, с которого через пару дней сняли аж 2 клеща. Хорошо, что всё в итоге обошлось. Остальные клещей даже не видели.

День четвертый, 23 июля. Тихая средняя Она.
Как и планировалось, первые дни сплава посвятили самообучению и притирке команд. Как-то получилось, что, несмотря на малый опыт, общий язык мы нашли быстро. Средняя Она – спокойная река, безо всяких категорий. Примерно то же, что и Чарыш, пройденный ранее на резиновых лодках. И почти тех же размеров, чуть меньше. Препятствий, нет, вдоль реки идет дорога, множество мостов и линий электропередач. При этом, однако, ни одного населенного пункта. На радостях от хорошей погоды, я не стал надевать поверх неопреновых носков и шорт непромокаемый камуфляж, заготовленный заранее. И зря. Коленки сгорели напрочь. Так сильно, что потом пару дней горели нестерпимо, а к концу путешествия попросту облезли неровными клочками. Спасала только чудодейственная мазь, выданная мне Настями.
Ваня средний развлекался прыжками с катамарана в реку.
Сплавлялись часов 5-6, не больше. За это время прошли в район Онинской заставы, нежилого пункта, и остановились на противоположном от дороги береге, невдалеке от старенького деревянного моста.
В этот вечер пацаны впервые за поход лазили на кедры за шишками. Зеленоватые липкие шишки вываривали на костре в котле и затем сосредоточенно лузгали в темноте. Неплохое витаминное добавление к рациону.
Как обычно, пару раз ливнул дождь и дул нехилый ветер по ущелью реки.

День пятый, 24 июля. Вновь средняя Она, с переходом в нижнюю.
Расслабленность сплава по совершенно спокойной воде средней Оны привела в нашем экипаже к небольшому инциденту, слегка взбодрившему. Обсуждая какой-то очередной животрепещущий вопрос и совершенно не обращая внимание на происходящее на реке, в самый последний момент краем глаза я увидел, что мы практически "надеваемся" на небольшой камень, одиноко торчащий среди водной глади. Надо же было именно на него попасть! И тут сразу выяснилось, что течение не такое уж и слабое, нас чуть не перевернуло, поскольку встали мы сразу боком. Опытный капитан – Артем – мгновенно спрыгнул на камень и стал сильно раскачивать катамаран. Мы пытались помогать, наконец, кат соскочил с острого камешка.
Взбодрившись, дальше уже внимание не отключали.
Приплыли в Кубайку – единственную полноценную деревню на всём пути в Абазу. В магазине не оказалось хлеба. Купили макарон, сгущенки, чего-то там еще, пообщались с новокузнечанами, приехавшими к родственникам. Работавшие на каком-то объекте строители спросили – вы из Москвы, Питера или Новосибирска? А почему именно этот набор – поинтересовался я? Да других тут и не бывает… Странно, я читал отчеты не только жителей этих мест.
Поплыли дальше. После маленькой деревни Малый Анзас, согласно лоции, начинается нижняя Она – цель нашего путешествия, с препятствиями до 4 категории. У деревни остановились, проверили катамараны, снарягу, чтоб была хорошо привязана, и двинулись дальше. Решили подойти без разведки как можно ближе к Большим Онским порогам.
Рельеф стал заметно меняться, горы подступили к самой реке, течение понемногу усиливалось. Стало слегка тревожно на душе – я еще ни разу не участвовал в достаточно серьезных сплавах. У Артема был опыт Средней Катуни, у остальных максимум – Сисим.
Препятствия нижней Оны характерны тем, что начинаются резко, с шиверы под номером 50 по лоции, и продолжаются практически без перерыва, вплоть до Онских порогов и немного ниже них. Общая протяженность, думаю, от 15 до 20 км.
Лихо войдя в первое препятствие, мы моментально оценили силу реки. Если до того мы вяло и даже скучно убивали время, то сейчас минут за 50 проскочили все препятствия до района Первого Онского порога. Они шли по нарастающей, приблизительно до 3 категории. Мелькали весла, Артем громко и четко командовал, Настя сидела позади, вцепившись в катамаран. Первый экипаж мелькал в валах и бочках недалеко впереди. Все моментально промокли до нитки. Кроме того, начала портиться погода, закрапал дождь. Время пролетело мигом, мы вдруг поняли, что до порогов всего ничего. Остановились перед шиверами 62-63, чтобы разведать Первый Онский. В разведку ушли капитаны – Алексей и Артем, остальная команда соорудила из шатра защиту от усиливающегося дождя.
Разведчики пришли через час в довольно оптимистическом настроении. Методика прохода порога была ясна. Поскольку остановились достаточно далеко, решили со снарягой пройти до последнего препятствия перед порогом, где капитаны увидели улово, в котором можно было зачалиться. И здесь вновь наш экипаж испытал небольшой стресс. Подходя к улову, мы как-то растерялись и нас потянуло прямо в порог. Ситуацию спас Женя, профессионально бросивший нам «морковку». Тяжеловато было бы без разведки, да со снаряжением, уйти в порог.
С катамаранов было всё снято и перенесено по натоптанной тропе в конец порога, к плановой стоянке.
Первый порог я и Ваня-младший не проходили. Я решил пока просто посмотреть методику и результаты. Оба экипажа при прохождении возглавлял Алексей. Пройден порог был спокойно, без приключений. Пацаны «на бис» протащили один из катамаранов обратно, чтобы в третий раз пройти порог вместе с девчонками. Охота пуще неволи – протаскивать кат через кусты с полкилометра – занятие тяжелое.
Вся процедура, от снятия снаряги до всех прохождений, заняла часа 2. Второй порог решили оставить на завтра.
Недалеко от лагеря обнаружили местный «музей», созданный сплавщиками. Чего там только нет: и телевизор с пультом, и какие-то куклы, и таблички, и, самое неожиданное – унитаз! Вот как и зачем его сюда приперли – непонятно. Буйная фантазия туристов не знает границ.

День шестой, 25 июля. Второй Онский и выход в Абакан.
С утра погода была получше. Капитаны отправились на разведку Второго Онского порога. Вернувшись, сообщили, что он примерно такой же по сложности. Я решил, что этот порог мы с младшим Ваней пройдем наравне со всеми.
Вещи обносили прямо от лагеря. Шли довольно далеко, больше километра. На обратном пути я чуть не наступил на гадюку, которая с недовольным шипением уползла с тропы. Как-то повезло Ване-старшему, шедшему впереди меня, он её даже не заметил.
Катамараны перегнали к началу порога. Вновь все экипажи возглавлял Алексей. Порог прошли просто, обойдя наиболее опасный слив правее. Мои личные ощущения – практически никаких ощущений. Просто не успел ни напугаться, ни понять, что к чему, как порог уже кончился.
Вновь был проход «на бис», с перетаскиванием катамарана по кустам.
Итак, пороги пройдены. Как мы считали, на этом всё, основная часть окончена, дальше только отдых. Немного ошиблись…
Снаряжение разместили на катамаранах и двинулись дальше. По лоции впереди было несколько несложных препятствий. Однако нам так не показалось, в особенности на последнем. Это был нехилый слив со здоровенной бочкой и валами по полтора метра, в которых закрутило оба экипажа. Катамараны буквально нырнули. Благодаря слаженным действиям, мы вырвались, но было, честно говоря, страшнее, чем на порогах. Катамараны груженые, рамы скрипели и трещали. Как оказалось, на обоих экипажах они лопнули, но в целом выдержали. Так что предупреждаем всех последующих – «несложные препятствия» после Онских порогов не такие уж несложные. Одно из них по сложности соотвествует этапу любого из Онских порогов.
После последнего препятствия река постепенно успокаивается, но течение остается резвым. Мы быстро проскочили последние километры и красиво вошли в Абакан – здоровую реку, размером примерно как Бия. Устье Оны очень красиво. Горы расступаются, но не становятся ниже. Красивая глухая тайга, чистейшая вода Абакана, хорошая погода прибавляли настроения. Еще около 2 часов мы плыли по реке. Навстречу и в обгон стали попадаться катера и лодки. Вверх по течению они шли натужно. Характерное плавательное средство – длинная узкая лодки, метров 10, наверное. С мотором. Оно и понятно, с широким днищем плыть вверх по течению хоть и не сложной, но всё-таки горной реки трудно. Похоже, лодочники зарабатывают тем, что доставляют туристов из Абазы вверх по Абакану на места стоянок. Населенных пунктов там нет, но присутствие людей чувствуется.
Стоянку нашли справа, в хорошем сухом месте. Конец этого и весь следующий день решили посвятить отдыху. Вечером, как всегда, вываривали кедровые шишки и сосредоточенно грызли молодые орешки.
Проверили, что такое сильное течение. Вроде бы на вид ничего страшного, но когда заходишь по колено, то уже начинает сильно стаскивать. А если поддашься и поплывешь, то, когда будешь пытаться останавливаться, неизбежно побьешься коленками о камни.

День седьмой, 26 июля. Дневка на Абакане.
Дневка прошла в купаниях, сушке снаряжения, стирке, походах по окрестностям и традиционном шишковании. Возможно, остались бы и еще, но заканчивались продукты. Осталось на один завтрак.

Часть третья. Окончание сплава и новые впечатления.

День восьмой, 27 июля. Окончание сплава, прибытие в Абазу.
Погода стала меняться. С утра было довольно мрачно, накрапывал дождь. Сплав по Абакану в целом малоинтересен. Большая река, красивые окрестности – только это привлекало внимание. От нечего делать устроили небольшие догонялки со столкновениями катамаранов. После обеда прибыли в Абазу под накрапывающим дождем. Довольные, но голодные.
Я пошел за машиной, Алексей на вокзал покупать билеты. Как оказалось, проблем с ними не было. Постепенно машиной перевезли всё снаряжение к вокзалу. Катамараны и спасжилеты остались у меня в машине. Основная часть команды отправлялась домой на поезде, а я с младшим Ваней планировал путешествие по Хакасии. Нам вызвался составить компанию Ваня-старший.
Тепло попрощавшись, мы двинулись дальше. Планов было громадьё, впереди еще целая неделя отпуска. А в Хакасии есть что посмотреть. Первое, что сделали – совершили набег на местный супермаркет, сделав одной из продавщиц, наверное, половину дневной выручки, судя по её сияющим глазам.
После красивейшего перевала из Абазы в Таштып в машине почувствовался запах гари. Я в принципе сразу понял, что это, скорее всего, моторчик вентилятора охлаждения, до этого гудевший как-то неправильно громко. Плохо, но терпимо. Погода была нежаркая, с дождем, впереди пока сильных перевалов нет, машина загружена также не сильно, до Абакана доедем. А там – знакомое СТО с мастером Андреем, спасшим в прошлом году нашего Форда.
С таким оптимистичным настроением двинулись дальше.
Первая достопримечательность, которую мы планировали посетить – Сафроновский могильник тагарской культуры. Вообще, вся Хакасия – один большой могильник сотен культур. На протяжении тысячелетий там жили люди. И было их, судя по количеству захоронений, всегда очень много.
Впрочем, все достопримечательности хорошо описаны в справочнике Ле При Фюте «Хакасия», вышедшем в 2003 году. Поэтому не буду подробно всё описывать. Лишь предложу наиболее оптимальный, на мой взгляд, маршрут для максимально подробного осмотра за неделю.
Чтобы увидеть Сафроновский могильник, нужно от улуса Полтаков повернуть налево, на улус Сафронов (налево, если едешь из Абазы). Через несколько километров справа будет сам улус, а чуть дальше вперед, за улусом, хорошо видны стелы могильника, мимо проехать невозможно. Нужно повернуть в деревню, проехать её поперек и по полевой дороге проехать до самого памятника. Его возраст – 2,5 тыс. лет. Как люди сюда притащили эти глыбы – непонятно.
Пока мы осматривали могильник, машиной заинтересовался молодой бычок, который начал её бодать. Бычка отогнали, но на боку он успел оставить пару царапин.
На этот день планы были исчерпаны, уже вечерело и мы отправились искать место ночлега. Недалеко за улусом Полтаков выехали к одному из рукавов Абакана и поставили палатку. Вечер был красивейший.

День девятый, 28 июля. Бельтирское – Бея – Саяно-Шушенская ГЭС – Саяногорск – Белый Яр.
Утром еле-еле успели свернуться до начала дождя. Всё-таки китайская газовая плитка рулит – готовится всё моментально.
Целями этого дня было посещение музея-заповедника Казановка и Саяно-Шушенской ГЭС.
Музей-заповедник Казановка находится на достаточно обширной территории недалеко от с.Казановка. В Аксизе нужно повернуть в сторону от реки (направо если ехать из Абакана и налево, если из Абазы), проехать около 30-35 км. до Казановки, далее есть указатели прямо с дороги. Там еще 5-6 км. по проселку и попадаете в юрточный комплекс «Кюг», где, собственно, можно найти проводника. У нас был непосредственно сам директор. На территории заповедника находится масса древних археологических комплексов, а также весьма красивая природа. Конечно, за пару часов мало что можно успеть посмотреть, туда хорошо съездить на несколько дней. Юрточный комплекс достаточно комфортен, теплые туалеты и душ, чистые стационарные юрты хакасского типа, из дерева.
Мы посетили писаницу на скале у дороги, родовую гору Майнагашевых и камень Ах-Тас, который, по утверждениям местных, обладает целебной силой. Видно, что около него бывает много людей. Стоит этот камень неизвестно сколько тысяч лет, он сильно истерт от постоянных «обниманий».
Погода не очень жаловала, шел дождь, но всё-равно рассказы экскурсовода и сама природа впечатляли. С удовольствием пожил бы там с неделю. Но планы у нас были пока другие.
Вернулись к Аскизу, повернули направо на Бельтирское и затем свернули с основной трассы налево, через мост и поехали в сторону Саяногорска. Дождь шел сильный, тучи низко стелились. Ехали поначалу в размышлениях, что там дальше будет с погодой. Памятуя про изменчивость погоды в горах, я надеялся на лучшее. Надежды впоследствии оправдались.
По идеальной трассе, которых в Хакасии очень много, мы довольно быстро добрались до Саяногорска, и, объехав его справа по пригородам (для этого нужно в с.Сабинка повернуть направо), выехали к Енисею и двинулись в сторону знаменитой ГЭС, одной из крупнейших в мире. После Саяногорска резко вновь начинаются лесистые горы (до этого была горная степь), плотно прилегающие к могучему Енисею. Где-то в районе Майны проехали поворот на гору Гладенькая, горнолыжный курорт. Там же большие разработки мрамора. Из Майны же можно проехать в Шушенское.
В Черемушках нам открылась панорама громадной плотины высотой 250 метров и длиной до километра. Она настолько впечатляюща, что стоит отдельного путешествия к ней. Меж двух гор сооружен бетонный монстр, подпирающий реку. Страшно представить тот объем воды, чей напор сдерживает циклопическое сооружение. Перед плотиной есть большая смотровая площадка. От ней до плотины километра полтора, ближе не пускают. Не доезжая плотины есть мост, по которому можно переехать на другой берег. Там раньше тоже была площадка, с которой можно было увидеть водохранилище и воочию убедиться в монструозности всего сооружения. Но площадка была закрыта, там велись взрывные работы, на ГЭС постоянно что-то достраивается.
Полюбовавшись на виды, двинулись обратно. Не доезжая Саяногорска устроили привал на обед на берегу Енисея. Погода стала заметно улучшаться. Через Саяногорск, мимо алюминиевого завода поехали в сторону Абакана. Дорога шла вновь по горной степи – самому привычному пейзажу Хакасии. Недалеко от каких-то озер увидели оригинальную автобусную остановку с большим памятником арбузу, с отрезанной красной долькой. Арбуз метра три в диаметре.
Ночевку наметили ближе к Абакану, вновь на берегу одноименной реки. Нашли хорошее место между Белым Яром (фактически прирогод Абакана) и с.Изыхские Копи. Некоторое время рядом были рыбаки, потом и они уехали. Место очень приятное, рядом большая тополевая роща-парк. Палатка была мокроватой, но быстро высохла.

День десятый, 29 июля. Абакан – Салбык – Шира.
Утро порадовало ясной погодой. Наконец-то появилась возможность подсушить снаряжение и палатку, что мы и сделали. Первой задачей дня стоял ремонт моторчика привода вентилятора, для чего мы поехали в Абакан к старому знакомому мастеру Андрею.
Вокруг Абакана построена шикарная кольцевая дорога. Как мне рассказали, сделана она на теле плотины, построенной после большого наводнения 1969 года, когда было полгорода затоплено. Чтобы построенная плотина не пустовала, по ней построили многополосную кольцевую дорогу.
Андрея нашли быстро, он даже не удивился, что мы приехали. Говорит, ждал, что наверняка заедем. А тут еще и повод. На одном из авторазборов нашли близкий по типу моторчик, который Андрей подогнал. Моторчик работает до сих пор, менять на стандартный я не собираюсь.
Прокатились по городу, поснимали. Абакан – один из самых чистых и красивых виденных мною сибирских городов. Он производит впечатление даже не сибирского, а какого-то южного теплого городка. Очень зеленого, спокойного.
Основной целью дня было посещение Большого Салбыкского кургана, расположенного в так называемой Долине Царей, где тагарцы (культура, близкая скифской), хоронили наиболее знатных воинов.
Выехали из Абакана в сторону Красноярска по трассе М54. У Пригорска решили завернуть направо, проехать к Енисейским Воротам. За Пригорском, мимо заброшенного завода и затем просто в сторону Енисея, проехать проблем не составляет. Кстати, сам завод и несколько полузаброшенных многоэтажек производят сами по себе впечатление. Как в «Сталкере» прямо...
Это красивое место с широчайшим размахом Красноярского моря и гор, похожих на крепости. Вообще, странное впечатление производят некоторые горы в степной части Хакасии. Они - словно кем-то построенные крепости. В особенности такое впечатление производят горы в районе Енисейских Ворот и в долине Белого Июса.
Енисейские Ворота интересны еще тем, что в этом место могучая река просто поперек прорезает сразу два хребта. Говорят, что Енисей старше Саян, но я всё равно не понимаю, как это может быть, чтобы река пробила два хребта?
Вернувшись обратно, мы пересекли М54 и поехали в направлении на Сорск. Приблизительно через 35 км., за с.Вершино-Биджа стоит указатель налево на Большой Салбыкский курган. Курганы видны в степи издалека и уже так производят впечатление своим видом. Это здоровые крепостные стены, внутри которых захоронение, а сама крепость засыпана высоким курганом, так, что стены торчат по его краям. И таких курганов по степи десятки. Большой Салбыкский раскопан, представляет собой просто большую открытую крепость, сооруженную из гигантских камней, типа как в Стоунхендже. Курган находится в нескольких км. от дороги, ехать по проселку. Хакасский проселок прост для проезда, болот, камней и говен там нет, почва твердая и ровная.
Около кургана обнаружили прикольное место – знак «стоянка» посреди голой степи. Не удержались, сфотали машину на его фоне. До ближайших скал, где можно было взять такие камни, из которых сооружена крепость, километров 15-20. Как они таскали эти булыганы весом не один десяток тонн, непонятно? Понятно одно – народу тогда жило в Енисейской котловине, наверное, больше, чем сейчас.
Осмотрев курганы, вернулись на М54. Поскольку в дальнейшем у нас явно не будет времени посетить пещерный край в районе с.Малая Сыя, решили заглянуть в пещеру Бородинскую, у с.Толчея. Как сейчас я понимаю, мы могли проехать туда по гораздо более короткой дороге, свернув у с.Вершино-Биджа налево, возвращаясь с Салбыкского кургана.
Найти пещеру не так-то легко. В с.Толчея нужно свернуть в конце налево, проехать мимо коровников, держаться правее и вдоль склона горы ехать, не сворачивая. Дорога приведет в тупик между гор. Где-то 4-5 км. от деревни. В тупике можно оставит машину и подняться по тропинке влево вверх. Вначале виден большой провал, куда спуститься можно только со снарягой, а выше есть пещера. Пацаны пролезли недалеко и попали в тупик. Возможно, там есть где-то еще ходы, но у нас не было времени на исследования.
Вернувшись на М54, взяли курс на Ширу. Повернули с трассы у Знаменки, посчитав, что это короче, чем через Боград. Время близилось к ночи, становилось темно. После с.Борец, с очередного перевальчика, увидели блестевшее в лунном свете озеро. Подъехав к нему, увидели у дороги беседку с бьющим из-под ней ключем. От беседки в сторону озера шла накатанная дорога. Перед нами повернули Томичи, мы двинулись за ними. С правой стороны всё время попадались грозные таблички, что дальше заповедник. Мы ехали вдоль его границы. Наконец, выехали к озеру. Берег твердый, с мелким камнем, на берегу высокие кусты и небольшие березы, растущие прямо из озера. Рядом довольно много машин с палаткой, вдалеке виден сам курорт с огнями. Это место оказалось на порядок лучше палаточного лагеря рядом с курортом, расположенным на открытом всем ветрам берегу.
Быстрый ужин и спать…

Часть четвертая. Окончание путешествия.

День одиннадцатый, 30 июля. Шира – Туим – оз.Инголь.
Это был последний наш день в Хакасии, и не менее насыщенный, чем предыдущий.
Утро выдалось таким чудесным, что просто не поддается описанию. Пацаны спали, как сурки. Светило яркое солнце, ветра не было совершенно, ласковые волны солоноватого озера напоминали теплое южное море. Я с превеликим удовольствием опустил своё уставшее тело в приятнейшую, чистейшую, теплую воду. Пока я купался, наш лагерь посетил наглый толстый суслик, который меня даже не испугался, лениво уйдя, а затем опять вернувшись.
Пацаны встали, а на горизонте появилась здоровая грозовая туча. Пока мы еще раз купались, она обрушилась на курорт проливным дождем. По ровной глади озера вначале пошла рябь, а потом довольно серьезные волны. Мы успели собраться до начала дождя, не позавтракав. Пока проехали до беседки с источником – дождь кончился, и мы решили тут же и позавтракать, недалеко от большой таблички «Всё для вас, отдыхайте!»
Цель дня – Туимский провал, красочно описываемый в справочнике. Это бывшая гора с шахтами, которую взорвали, после чего она провалилась куда-то в тартарары. На месте горы образовался гигантский провал типа жерла вулкана, на дне которого озеро неизвестной глубины, а высота стен провала – 135 метров. Чтобы попасть в Туим, нужно с трассы в сторону Ужура повернуть в Ширу, проехать через весь город мимо базара и вокзала, и далее 20 км. в сторону Туима.
Туим – шахтерский поселок, в котором, похоже, большие проблемы с работой. Пацаны прямо на дороге стоят с табличками «покажу провал». Но и без них проехать проблем не составляет. Мы немного промахнулись и проехали туда с обратной стороны, мимо ледяных пещер. А можно проехать быстрее, повернув в городке на заброшенный завод, хорошо видный с правой стороны. На повороте там еще идет теплотрасса поверх дороги, большой дугой. На этом заводе тоже впору снимать «Сталкера». Мимо него, держась левее, можно проехать к подножию горы, туда, где проводят экскурсии внутрь провала, через шахту. Далее ведет дорога вверх, к площадке у края верхней части провала. Мы вначале оказались вверху. Вход там платный, деньги небольшие, рублей 30. На краю есть смотровая площадка. Зрелище, конечно, впечатляющее, описать слов не хватит! Тут же купили сборник фильмов о Ширинском районе.
Спустившись вниз, взяли экскурсию внутрь провала. 100 руб. с носа. Нам дали шахтерские каски и болотные сапоги. Проводник провел нас через холодную шахту по не менее холодной воде, достигавшей местами почти под край сапога, гораздо выше колена. Изнутри провал не менее впечатляющ. Ваня-старший не преминул искупаться в ледяной воде провального озера.
На провал мы потратили часа два. Далее наш путь продолжился на выход, в сторону Ужура. По дороге заехали на местное «Мертвое море» - оз.Тус. Не впечатлило, Яровое гораздо лучше и соленее, кстати. А вот внешний вид долины Белого Июса впечатлили еще как! Фотографии никак не могут передать природный размах и ощущение сказки. Это настоящий мир «Властелина Колец»! Огромная гора-крепость слева, гигантская долина реки. А вдалеке видны так называемые «Сундуки» - мистическая горная гряда, которая, по мнению академика Ларичева, не один сезон там работающего, является большой природной обсерваторией, которую использовали древние.
Уже подуставшие от почти двухнедельных впечатлений, мы двинулись в сторону дома. Копьево, затем Ужур, после которого мы повернули на Шарыпово. Оттуда двинулись мимо промзоны ГРЭС в сторону Тисуля. Ночевку решили сделать на оз.Инголь. Озеро, конечно, красивое, слов нет, но вокруг него всё настолько загажено туристами – сил нет никаких. Ну что за свинство! Палатку ставили посреди вонючих куч мусора, недалеко от пионерского лагеря.
В озере, видимо, много рыбы. И вечером, и утром она постоянно выпрыгивала из воды по всей глади озера.

День двенадцатый, 31 июля. оз.Инголь – Кемерово – Бийск.
Вновь становилось очень жарко. Выехали не очень рано, в Кемерово были к обеду. Отправили Ваню-старшего вместе со снаряжением и катамаранами автобусом в Новосибирск, а сами вдвоем отправились в сторону Бийска, к родственникам, чтобы отдохнуть еще пару-тройку дней, до окончания отпуска. От Кемерово поехали на Ленинск-Кузнецкий, затем по автобану до Белово, откуда повернули на трассу Кузбасс-Алтай. Можно было, конечно, через Новокузнецк – Кузедеево, так было бы даже ближе, но уж больно хотелось посмотреть на дорогу, построенную по железнодорожному полотну. Единственное, что я не рассчитал – это бензин. На трассе от Белово до Залесово одна-единственная АЗС, примерно посередине. Мне еле-еле хватило бензина, как-то забыл заправиться, расслабился.
Дорога, несомненно, красива и качественна. Идет она по Салаиру, таежным невысоким горам. Но всё-таки горам. И при этом нет ни подъемов, ни спусков, ни резких поворотов. Через каждое ущелье построены огромные, плавно изгибающиеся путепроводы. Едешь по ним – как летишь над ущельем. Такие я видел на немецких автобанах в районе Альп. Сказка, а не дорога. До Залесово долетели на одном дыхании и на последнем бензине. Дальше решили повернуть на Заринск. Дорога резко ухудшилась. От Заринска – на Новоалтайск и дальше по привычной уже М52.
У родственников гостили пару дней. Купались в Песчанке, ездили на праздник – спортивный турнир им. Евдокимова в Верх-Обское.
Итого за всю поездку мы прошли более 3500 км. на авто и где-то 150 на катамаранах. Получили массу приятных впечатлений и заряд бодрости на предстоящую зиму. Открыли для себя удивительную страну – Хакасию, во всех её проявлениях.
Советую, поезжайте туда, не пожалеете!

Фотоальбом поездки
Ниже фотографии и комментарии к ним автора. WildDim.

Фотоальбом экспедиции




































Карта автомобильной части маршрута.

Лоция Нижней Оны.