Идеи о путешествиях на мотоцикле привлекают меня уже очень давно. Сначала было прочтено и перечитано множество историй о дальних и не очень путешествиях, как по разным направлениям нашей необъятной родины, так и по территориям других государств. С приобретением своего мотоцикла стало возможным начать понемногу кататься самому. Как оказалось, даже сравнительно небольшие поездки на расстояния 300-400 км в одну сторону позволяют полностью сменить обстановку, отвлечься от рабочей рутины и погрузиться в совершенно иной мир со своими ценностями и приоритетами. Даже за пару дней в пути возможно посетить удивительные места, познакомиться с интереснейшими людьми и при желании найти себе приключений на пятую точку :) Постепенно стало хотеться более серьезных маршрутов и дальних расстояний. Прошлой осенью в компании единомышленников мы стали думать, куда бы нам отправиться в следующем сезоне. В итоге решили поехать на Байкал.

 

Байкал притягивал уникальной природой, множеством достопримечательностей и восторженными отзывами побывавших там. Как обычно бывает, находились различные дела и причины, препятствующие выезду, поэтому в итоге старт состоялся только в конце августа. Первоначально планировали ехать исключительно на мотоциклах, однако, на момент выезда состав нашей команды получился весьма разношерстным по технической части: Вадим ехал на максискутере Honda SH 300, Вика на небольшом круизере Honda Rebel, я на Yamaha XV 1100 Virago и Мария на Toyota Allion ZRT 260. Предвосхищая события, можно отметить, что в пути на некоторых участках дороги мы с Марией уезжали немного вперед, т.к. крейсерская скорость Ребела составляла 90-100 км/ч и иногда хотелось чуть большей скорости. Что касается маршрута, то было решено добраться за три дня до Иркутска, посетить курортный поселок Листвянка, после чего отправиться на юго-восточное побережье Байкала, заехав в Слюдянку и на Теплые озера. Слюдянка знаменита железнодорожным вокзалом из белого мрамора. Теплые озера были привлекательны потому, что согласно информации из Интернета, вода в них прогревается до 25 градусов и мы предвкушали пляжный отдых в случае, если окажемся недостаточно суровы, чтобы купаться в Байкале (напомню, что выезд планировался на конец августа).

День первый, 17 августа. г. Бердск-пос. Козулька (880 км).

 

В четыре утра зазвонил будильник. Туговато соображая с утра, спускаюсь в гараж и выкатываю загодя заправленную под горлышко бензобака Вирагу. На улице еще совсем темно. Последние проверки, мотоцикл заводится с пол оборота и мерно гудит двигателем. Через некоторое время подъезжает Мария, несмотря на столь ранний час, очень позитивно настроенная. Простившись с родными, мы выдвигаемся в путь. Двигатель мерно гудит, вселяя уверенность. Дорога практически пустая, только изредка встречаются автомобили. Мимо проносятся темные улицы Бердска и безлюдные остановки. Проезжаем мост через Бердь, пост ДПС, повороты в Академгородок и подъезжаем к месту встречи - Музею паровозов. Именно эта точка чаще всего служит отправной для наших поездок, дальних и не очень. Вадима с Викой пока нет. Пытаюсь согреть замерзшие руки, на улице холодно. Ждем минут десять, и, наконец, видим два огонька. Через несколько мгновений наша компания уже в полном составе, мы весело здороваемся и смеёмся над известными только нам шутками. Делаем первые фотографии, перемещаем часть багажа в багажник автомобиля и отправляемся в путь. Первые километры дальнего пути проходят по ирреально пустым улицам Новосибирска, на выезде из города видим группу велосипедистов с рюкзаками и приветственно сигналим им. Становится светлее, автомобилей вокруг прибавляется. При наборе скорости вновь ощущается холод, руки резко замерзают, и я остро сожалею о том, что горнолыжные перчатки остались дома. Перспектива проехать не одну тысячу километров, постоянно обмерзая, совсем не радует. Дорога периодически ныряет в низинки, заполненные туманом. Останавливаемся в Болотном, чтобы позавтракать в кафе. Набрав еды, перемещаемся за дальний столик, тут же становясь центром всеобщего внимания и обсуждений. Обнаруживаем, что корреляция между наличием майонеза под видом сметаны в борще и нашими предварительными пожеланиями отсутствует совершенно, решаем, что майонез кладется в борщ автоматически, через одну тарелку. Подкрепившись, заправляем мотоциклы и двигаемся дальше. Проезжаем границу Новосибирской области, затем поворот в Юргу. Ненадолго останавливаемся неподалеку от кольцевой развязки у Топков. Раскладываем карты, распечатанные с интернета, обсуждаем, как лучше проехать через Кемерово. Кемерово встречает нас множеством машин, даже попадаем в небольшую пробку. На выезде из города меня охватывает странное чувство: дальше в эту сторону я никогда до этого не ездил, а впереди еще столько дней пути! Что ждет нас впереди, оправдаются ли наши ожидания, не возникнет ли непреодолимых препятствий? Сейчас ответов на эти вопросы нет, это можно только проверить временем и километрами дороги. Трасса становится все более извилистой, много спусков и подъемов, справа и слева – темные хвойные леса с острыми макушками деревьев. Машин почти нет, и мы прибавляем скорость: Вадим устремляется вперед, я стараюсь не отставать. SH 300 гораздо лучше приспособлена для прохождения поворотов и временами мне приходится притормаживать, чтобы Вирага прошла по намеченной траектории. На асфальте много стыков, встречаются неровности, некоторые из которых существенно встряхивают мотоцикл. Впереди показалась стела «Мариинск», и мы останавливаемся у нее передохнуть и сфотографироваться. Вид стелы очень необычен, она выполнена в виде старинного острога. Этим объясняется большая популярность этого места для свадебных прогулок: пока мы там были, к стеле подъехало несколько весело гудящих кортежей.

 

Осматривая мотоцикл, обнаруживаю пропажу декоративной крышечки, которая должна закрывать аккумуляторный отсек. Вероятно, она отцепилась при встряске на одном из жестких стыков асфальта. Мария говорит, что видела что-то на дороге, поэтому мы возвращаемся километров на 20 назад, внимательно разглядывая асфальт и обочины, но крышку так и не находим. Что же, Yahoo/eBay в помощь по возвращении домой! Прошу Марию впредь собирать все детали, которые отвалятся от наших мотоциклов. На заправке в Мариинске встречаем странный трайк с двумя мужчинами и решаем, что это местные жители. Вадим подходит поинтересоваться, что это у них за конструкция такая, но в ответ на вопрос мы слышим что-то вроде «Рашн – ноу!». Выясняется, что это граждане Ирландии с машиной поддержки совершают мотопробег по маршруту Европа-Россия-США с заездом в Монголию, конечной точкой пробега является Нью-Йорк. Трайк у них самодельный, на нем установлен французский турбодизельный двигатель. Скромно потупив взор, сообщаю им, что мы всего-навсего едем на Байкал из Новосибирска.

 

Пожелав друг другу удачного пути, прощаемся с ирландцами и отправляемся далее. Сам Мариинск город запомнился домами с резными наличниками и множеством светофоров главной улице.

 

При подъезде к Ачинску справа видим огромные отвалы Ачинского глиноземного комбината, которые вызывают ассоциации с марсианскими пейзажами из фильма «Вспомнить всё». Становится пасмурно, затем начинается мелкий дождик и постепенно темнеет. Наконец, добираемся до гостиницы у пос. Козулька (примерно в 100 км не доезжая до Красноярска). Работники гостиницы предоставляют нам закрывающийся гараж для мотоциклов, машину ставим на охраняемую стоянку за воротами. За ночь с нас берут по 500 рублей с человека. Располагаемся в номере и спускаемся со второго этажа на первый, где расположено кафе. Сверившись с местным временем, перевожу свои часы на час вперёд: мы пересекли часовой пояс. Цены в кафе оказываются достаточно высокими, но с другой стороны порции просто огромны. После ужина, возвращаемся в номер, где делимся впечатлениями от первого дня пути и, немного посмотрев телевизор, проваливаемся в сон.

 

День второй, 18 августа. пос. Козулька – г. Нижнеудинск (650 км).

 

Ночью шел дождь, утро промозглое и пасмурное. По мокрому асфальту в облаках мелких брызг проносятся фуры. Парень, открывавший гараж с мотоциклами с подозрением спросил: «А они заведутся?». Я ответил, что они японские. В Красноярск не заезжаем, едем по объездной дороге. Впечатлил новый мост через Енисей. Перед Канском асфальт портится, встречаются огромные ямы.

 

Едем по знакам М-53, не через город. Асфальт заканчивается, начинается разбитая грунтовка. В тучах пыли и песка вереницей ползут фуры, дышать совсем нечем. Дорога словно ведет в какой-то лес, и тут, чтобы развеять наши никчемные сомнения в том, что мы двигаемся по федеральной трассе, на дереве показывается кем-то заботливо прибитая табличка «M-53». Наконец, снова выбираемся на хоть и разбитый, но асфальт. Постепенно увеличивается число автоперегонщиков, едущих нам навстречу, на запад. Нельзя сказать, что их очень много, но встречаются они стабильно. Перегоняют в основном японские автомобили с объемом двигателя до полутора литров, часто встречаются кей-кары (у них рабочий объем двигателя и вовсе 660 см3). Иногда видим машины на жесткой сцепке, или грузовик везущий в кузове другой грузовик поменьше (об этом раньше я только читал). При въезде в Иркутскую область качество дорожного покрытия существенно улучшается, дорога почти новая и можно прибавить газу. Судя по показаниям одометра, скоро будет пора заправиться (заправляться я стараюсь каждые 100-110 миль). Проезжаем Тайшет, слева виднеется небольшая заправка, но разворачиваться не хочется. Решаю заправиться на следующей. Однако следующей заправки все нет и нет, впереди широкая полоса отличного асфальта, по бокам - стены тайги. Спустя несколько десятков километров, впереди показывается участок еще недостроенной дороги и указатели направляют нас в объезд. Снова грунтовка, периодически сменяющаяся разбитым асфальтом. Проезжаем через несколько деревень, потом возвращаемся на шоссе. Заправок впереди по прежнему не наблюдается. Вскоре на приборной панели загорается лампочка «fuel», как бы намекая на грядущее интересное времяпровождение в поисках бензина посреди тайги. Ещё через несколько километров мотоцикл начинает глохнуть, переключаюсь на резерв. Время начинает тянуться всё медленнее и медленнее, темные деревья все плотнее обступают трассу… Наконец в впереди показывается вывеска широко известного мотеля «у Петра», а там и щит заправки с ценами на бензин. Довольный, заправляюсь, в это время ко мне подходит Мария, говорит, что вроде бы мы собирались заправиться километров через пятьдесят от последней остановки, а проехали уже под сто пятьдесят, и что у нее в машине бензин тоже почти закончился. А я-то полчаса назад наивно утешал себя мыслью о том, что в случае чего можно будет на машине за бензином съездить!

 

Спускаемся поближе к дороге, ставлю мотоцикл на видное место, чтобы Вадим с Викой нас увидели, поскольку мы уехали вперед. Делимся с Марией впечатлениями о поездке, отдыхая от дороги. Ждем около часа, скоро начнет темнеть. Видим два огонька вдалеке, но это оказываются два мотоциклиста на ТДМах, которые, не доезжая до нас, тоже сворачивают заправиться. Еще через некоторое время подтягиваются Вадим и Вика, заправляются, общаются с мотоциклистами (как выяснилось, это парни из Москвы тоже едут на Байкал). Первоначально во второй день мы хотели добраться до Тулуна, но, поскольку уже начинает смеркаться, решаем дотянуть хотя бы до Нижнеудинска. Трогаемся, мы снова уходим вперед, впереди дорога с отличным асфальтом и плавными поворотами. Идем хорошо, около 120 км/ч, в зеркала вижу два резво догоняющих нас мотоцикла, в голове мелькает мысль, что Ребел не может так быстро ехать и тут мимо поочередно проносятся, поприветствовав меня, два уже знакомых ТДМа. На одном из них на задней сумке прикреплена табличка с надписью «на Байкал 2013». Решаю тоже разогнаться, благо, дорога пуста и качество асфальта позволяет, но ТДМы играючи уходят вперед, легко входя в повороты. Между деревьями виднеются яркие краски заката, затем цвета постепенно тускнеют и наступает ночь.

 

На въезде в Нижнеудинск останавливаемся у гостиницы, цена за проживание высоковата. В центральной гостинице города, цены оказываются еще выше. Посовещавшись, решаем, что палатки взяли с собой не зря и отправляемся за город. Километров через 10-15, сворачиваем в лес, где находим неплохую полянку, ставим палатку в свете фар, достаем газовую горелку и, за приятным общением, наслаждаемся походной романтикой, готовя суп из консервов на ужин.

 

День третий, 19 августа. г. Нижнеудинск – г. Уссолье-Сибирское (430 км).

 

С утра мы бодренько поднимаемся и продолжаем путь. Вскоре начинаются длинные участки грунтовки, один сменяет другой. Дорога совершенно разбита, мотоцикл весь содрогается и пляшет, руль выбивает кисти рук. Снова вереницы фур в облаках пыли. Забавляют знаки ограничения скорости в 70 км/ч, поскольку ехать быстрее 30 совершенно невозможно.

 

В Тулуне на кольцевой развилке я взял направление на Братск вместо Иркутска, километров через десять после выезда из города меня догнала Мария и сообщила, что мы двигаемся немного не туда. Позже Вадим рассказал, что на этой же развилке он поехал в центр города, прямо заколдованное кольцо какое-то! Что же, возвращаемся обратно, лавируя мимо уже знакомых ям в асфальте. Решаем пообедать и, на выезде из города в сторону Иркутска, видим с левой стороны надпись «Столовая». Всем рекомендую это место, еда была по-домашнему вкусной и совершенно недорогой! Полноценный обед с первым, вторым, салатом и сдобой (которой я большой любитель) обошёлся нам в районе 100 рублей с человека. За Тулуном асфальт местами неплохой, местами со стыками, трещинами, залитыми гудроном или идет волнами, на которых мотоцикл может неслабо подлететь. Вокруг раскинулись поля с перелесками, пейзажи очень красивые! Судя по карте, мы должны проехать через город Зима, и я всё гадал, как будет называться район? Оказалось, что Зиминский! Ближе к вечеру под моросящим дождем въезжаем в небольшой город, и, уже изрядно проголодавшись, видим надпись «Позная».

 

Наконец-то! Одной из целей нашей поездки было вдоволь поесть национальной бурятской еды под названием позы (буузы). Позы родственны мантам и хинкали с той разницей, что в тесте сверху оставляют отверстие. В процессе трапезы через это отверстие выпивается сок из начинки (мясной фарш, лук, чеснок, специи), после чего уже можно есть все остальное. Вкусно так, что не описать словами! В позной шокируем работницу вопросом «Какой это город?». Посмотрев на нас как на ненормальных, она говорит «Уссолье». По карте понимаем, что мы в Уссолье-сибирском. Ситуация с нашим неведением вполне объяснима, за день перед глазами мелькает столько табличек с названиями небольших городов, деревень, рек и т.д., что совершенно перестаешь на них реагировать. :) Через некоторое время звонит телефон: Вадим говорит, что у него отказал аккумулятор и он заглох на трассе (кикстартера у максискутеров, как правило нет). Решаем, что они попробуют переставить аккумулятор с Ребела, а самого Ребела завести с толкача. Мы тем временем отправляемся на поиски магазина с аккумуляторами, где нам сообщают, что человек, продающий аккумуляторы уже уехал домой, в Свирск и, поскольку уже 7 часов вечера, то другие магазины тоже закрылись. Соответственно, купить аккумуляторы сегодня нам уже не светит. Отзванивается Вадим, говорит, что они потихоньку едут, но, поскольку контакт плохой, скутер периодически глохнет. Договариваемся, что мы дождемся их в городе, а там уже будем думать, что делать. Ждали мы их часа 2-2,5, за это время успели подремать в машине, потом Мария съездила в магазин и попутно узнала, где можно остановиться на ночь. Судя по полученным сведениям, где-то поблизости от стадиона «Химик» расположена гостиница. Подъезжают Вадим с Викой, и мы отправляемся искать то самое место для ночлега. У стадиона решаем отправить Марию вести переговоры о цене за проживание с просьбой сделать лицо пожалостливее, чтобы сбить цену. :) Вскоре она возвращается и сообщает, что договорилась о том, что ночевка обойдется нам по 250 рублей с носа. ;) Отгоняем мотоциклы на стоянку, размещаемся в номере. Место весьма колоритное, по сути, гостиница расположена в здании стадиона. Вокруг антураж советских времен: многократно покрашенные бежево-розоватой краской стены, бетонные полы. Вахтер на входе спросила, во сколько мы собираемся завтра уехать и, узнав, что около 9 часов утра, объявила, что миграционную карту на нас она заполнять не будет. Наш скромный номер, судя по всему, был рассчитан на футбольную команду и вмещал штук пятнадцать железных кроватей. Душ, предназначенный все для той же футбольной команды, располагался отдельно и чтобы попасть в него, нужно было пройти метров десять по темному и зловещему коридору. Огромная пустая раздевалка, холодная белая плитка, тускло светящая лампочка… Лично у меня душ вызвал стойкие ассоциации с японскими фильмами ужасов с соответствующей эстетикой. Но на удивление, спалось в гостинице хорошо, было тихо и спокойно.

 

 

День четвертый, 20 августа. г. Уссолье-Сибирское – пос. Листвянка (160 км).

Проснувшись где-то в половину девятого, мы стали собираться, в девять часов к нам постучалась вахтер и сказала, что раз на нас не завели миграционные карты, то нам нужно быстрее выселяться, поскольку скоро должна прийти проверка и гостиницу оштрафуют. Почувствовав себя нелегальными иммигрантами, мы сели на мотоциклы, но выдвинулись не к мексиканской границе, а в магазин аккумуляторов. Пока Вадим устанавливал на SH новый аккумулятор, я снял с Вираги разболтавшийся от тряски задний багажник (сумка с вещами всё равно ехала в машине).

 

Вскоре все дела закончены, 70 километров пути и вот он, Иркутск! Фотографируемся у стелы и уславливаемся ехать через город вместе.

 

Сначала ориентировались по распечатанной карте, однако, поплутав по городу, непостижимым образом выехали на трассу в направлении Новосибирска. Решаем изменить тактику: вперед отправляем Марию: у нее в телефоне есть навигатор. Пару раз пропустив нужный поворот, поскольку стояли не в той полосе, попадаем в глухую пробку с односторонним движением на ул. Фурье. Минут через двадцать нам надоело дергаться в ней, и, заглушив двигатели, мы просто перекатываем мотоциклы в освободившееся пространство, отталкиваясь ногами. :) Зрелище было сильным, прохожие никак не могли понять, в чем дело и их реакция была очень забавной!

 

Наконец, отстояв перед бессчетным числом светофоров, выбираемся из Иркутска. Дорога с прекрасным асфальтом становится извилистее, временами ныряет вниз или взмывает вверх. Немного омрачал ситуацию только мелко моросящий дождь. Оторвавшись от нашей группы, я быстро продвигался вперед, обгоняя попутные машины. Еще несколько поворотов и мое сердце замерло: справа показалась сначала Ангара, а затем и Байкал. Остановившись у знака «Листвянка», снимаю шлем. Дождь всё моросит, по блестящему асфальту проносятся автомобили, серые воды Байкала исчезают в туманной дымке.

 

Описать словами всю мощь бескрайнего озера я даже не буду пытаться, это можно только увидеть. Вскоре подъехали остальные участники нашего путешествия, несколько фото на память и мы отправляемся искать место для ночлега. На ночь сняли комнату в доме у местных жителей, как выяснилось, хозяином дома был церковный батюшка. Он сказал, что к ним периодически приезжают мотоциклисты и поведал историю о супругах из Новосибирска, тоже приехавших к ним на мотоцикле, у которых долго не было детей. Случилось так, что спустя год они приехали сюда уже втроем, с маленькой дочкой. Разместившись в очень уютной комнате, мы решаем немного прокатиться на машине по окрестностям.

 

Поскольку все очень проголодались, сначала заезжаем в кафе-юрту с аутентичной бурятской национальной кухней. Съели по 4 позы, потом, немного подумав, взяли еще по две (кстати, там были самые вкусные позы за нашу поездку или, может быть, мы были самыми голодными. Очень понравился шарбин – что-то вроде круглого чебурека с сочной начинкой из мяса, как и позы, нам подали его обжигающе горячим, что было очень кстати с учетом установившейся дождливой и прохладной погоды.

 

Немного подкрепившись, отправляемся на обзорную площадку – камень Черского. Автомобиль оставляем внизу на стоянке и, поскольку подъемники не работают, начинаем пешее восхождение. Крутая асфальтированная дорожка вилась вдоль склона, периодически резко поворачивая, из-за густого тумана не было видно ни того, что выше нас, ни того, что осталось внизу, очень интересное ощущение! На вершине обнаружилась небольшая беседка. Ветки деревьев и поручни, согласно местным обычаям были обвязаны ленточками. После некоторого времени ожидания, туман ненадолго расступился и нам удалось увидеть прекрасную панораму: исток Ангары и порт Байкал.

 

 

День пятый, 21 августа. пос. Листвянка – г. Байкальск (213 км).

Утром сходили в нерпинарий, где посмотрели на представление дрессированных нерп, было очень интересно. Умные звери с огромными глазищами танцевали, пели и даже рисовали! После этого заезжаем в дом, где останавливались на ночлег, тепло прощаемся с приютившими нас хозяевами и берем курс обратно на Иркутск.

 

Неспешно катясь по прекрасной дороге со скоростью 80-90 км/ч, я впал в почти медитативное состояние, любуясь окрестными пейзажами. Мы уже приехали, добрались, не смотря ни на что, мы на Байкале! Иркутск снова долго не хотел отпускать нас, подготовив очередную серию пробок, но мы кое-как вырываемся из них и выдвигаемся в сторону Слюдянки. Местность вскоре становится гористой, дорога превращается в настоящий серпантин с резкими и крутыми слепыми поворотами (некоторые почти под 180 градусов). Асфальт поблескивал мраморной крошкой, я разгонялся на прямиках (двигателю Вираги была безразлична крутизна подъемов), притормаживал на поворотах, попутно пытаясь успеть посмотреть на потрясающие виды вокруг.

 

Ирреальности происходящему добавил догнавший меня скромный Роллс-Ройс Фантом цвета слоновой кости, который, немного повисев на хвосте, плавно покачиваясь, ушел вперед и скрылся за очередным поворотом. На автомобиле были 77 транзиты, видимо его перегоняли из Москвы на восток. Дорога стала спускаться вниз, местами ехать было страшновато, особенно, когда подъезжаешь к небольшому пригорку, не видя, что впереди, а там крутой уклон. Долго не мог понять, что мне это напоминает, потом сообразил, что ощущения очень близки к ощущениям при езде на горных лыжах: постоянно меняешь центр тяжести, тебя то вдавливает вниз, то подкидывает вверх почти до состояния невесомости. Справа открывается очень красивая панорама на пос. Култук и Байкал, еще пара крутых поворотов и перевал преодолен.

 

В Слюдянке останавливаемся, чтобы узнать, как добраться до железнодорожного вокзала. Практически сразу к нам подъезжают двое парней на спортивных литровых мотоциклах и предлагают проводить нас. Пока мы общались, мотоциклисты все прибывают и уже в компании пяти или шести спортов и одного круизера мы отправляемся к вокзалу. Стоит отметить, что этот вокзал единственный в России, полностью построенный из белого мрамора, строительство было завершено в 1904 году, а в 2005 вокзал отреставрировали. Напротив вокзала расположена церковь Святого Николая.

 

Близится вечер и нужно отправляться дальше. Дорога идет берега Байкала, места очень живописные! Первоначально хотели добраться до Теплых озер, но пришлось остановиться в Байкальске - резко стемнело... Узнав у милых местных барышень, где гостиница, подъезжаем к зданию, где она должна была располагаться. В помещении кафе как раз праздновался день рождения: в полумраке играла громкая музыка, имениннику вручали бутылку дорогого алкоголя, многие гости уже изрядно отметили столь знаменательное событие. Атмосферу гармонии и уюта, царившую там, безцеремонно нарушили мы с Марией; я и вовсе зашел, не снимая шлема. В общем, протискиваясь среди уважаемых гостей, ошалело смотрящих на меня, как на инопланетянина, мы пробрались к стойке бара, где выяснили, что вход в гостиницу находится с другой стороны здания. Аккуратно ретировавшись, заходим в гостиницу и, договорившись о цене за проживание, возвращаемся к парковке у кафе, где стоит наша техника и нас ожидают Вика и Вадим, а также пара вышедших из кафе молодых людей. Стремясь не уронить честь города, они, покачиваясь, вежливо уточнили о возможности сфотографироваться на Вираге. После того, как я им разрешил, они поинтересовались о возможности сфотографироваться на мотоцикле еще двоим людям. Наши слова о том, что вообще говоря, мы несколько устали и вообще торопимся, были восприняты как положительный ответ. Вскоре все почтенные гости, половина из которых были в спортивных штанах, а также девушки и грудные дети, были на улице. Сфотографировались все и каждый, включая молодого человека на костылях, которого снимали с мотоцикла втроем, поскольку сам он этого сделать никак не мог по состоянию здоровья. Каждый фотографируемый давал ценные указания фотографу о постановке кадра и правильной композиции: «фотографируй оттуда, да не меня, а чтобы мотоцикл было видно!» В общем, после долгой фотосессии, вежливо попрощавшись с милыми местными жителями, мы наконец добрались до гостиничного номера. Продегустировав копченого омуля, которого успела купить Мария, ложимся спать под ненавязчивую музыку празднества, продолжавшегося через стену от нас до двух часов ночи (мое предложение вернуться в кафе и самим сфотографироваться с каждым находящимся там не получило поддержки).

 

День шестой, 22 августа. г. Байкальск – г. Улан-Удэ (310 км).

 

С утра мы наконец добрались до Теплых озер, которые, кстати, оказались совсем даже не теплыми: меня в воду загнать долго не могли.

 

После непродолжительного отдыха на пляже решили продолжить путь. На дороге встречались грунтовые объезды ремонтирующихся участков, местами асфальт шел волнами или был с огромными ямами. Начиналось все это внезапно и без предупреждения, что очень бодрило! Несколько раз я подлетел на мотоцикле в воздух, благо мотоцикл тяжелый и после приземления как паровоз продолжал ехать вперед, не сбиваясь с курса. На заправке перед границей с республикой Бурятия обнаружили, что на Аллионе пробито переднее колесо. Тут то и пригодился купленный в дорогу набор жгутиков. По ходу ремонта к нам присоединился водитель-дальнобойщик. Он рассказал, что везет гуманитарный груз из Москвы в Приморье, пострадавшее от наводнения, а сейчас ожидает других водителей, которые ещё в Иркутске. Приятно пообщавшись с ним и поблагодарив за помощь, отправляемся дальше. Дорожное покрытие улучшается, но временами стыки асфальта портят картину.

 

Остановившись передохнуть у березового перелеска, вижу на некоторых деревьях листочки, уже начинающие желтеть. Да, скоро осень, а за ней и зима. Еще греет теплое солнце, ласковый ветерок шевелит травинки. Почему-то вспомнился дом… Перед Улан-Удэ дорога снова превращается в серпантин, в конце спуска с перевала слева мелькаета гостиница, еще через несколько километров мы с Марией останавливаемся перекусить в кафе (мы снова немного уехали вперед). На этот раз свой выбор остановили на бухлере (это не вечером в пятницу у подъезда, а суп из баранины). Попробовав дозвониться до Вадима, слышим, что абонент недоступен. Решено пока поискать гостиницу. Прогулка по ночному Улан-Удэ (город расположен в горной впадине) очень впечатлила: освещенные мосты, деревья с подсветкой в виде капель, стекающих вниз, современная архитектура… Звонки в несколько гостиниц не очень обрадовали – цены высоки. В связи с этим отправляемся обратно в гостиницу, увиденную нами сразу после перевала. Уютный номер обошелся в 500 р с человека, также не отказали себе в удовольствии погреться в уютной натопленной баньке :) Вскоре с незнакомого номера позвонил Вадим и сообщил, что они остановились в Улан-Удэ, где мы и договорились встретиться утром. Как выяснилось, Билайн в Улан-Удэ не ловит, поэтому дозвониться до Вадима не получалось.

 

День седьмой, 22 августа. г. Улан-Удэ – с. Новый Энхэлук (240 км).

 

С утра мы снова заезжаем в уже знакомое кафе, затем в Улан-Удэ встречаемся с Вадимом и Викой и отправляемся в Иволгинский дацан.

 

Иволгинский дацан расположен в селе Верхняя Иволга (около 40 км от Улан-Удэ) и представляет собой центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. Как нам рассказали, территорию дацана нужно обходить по часовой стрелке и крутить молитвенные барабаны (хурдэ). Внутри барабанов находятся свитки с мантрами. Барабаны имеют разные размеры: от совсем небольших до огромных, которые очень тяжело провернуть.

 

Яркие краски буддистских храмов (дуганов), запах благовоний, монахи в красных одеждах напомнили мне храмы в Таиланде. На территории дацана царит совершенно особенная атмосфера, там чувствуешь себя очень расслабленно и спокойно.

 

Обойдя храмы, мы зашли в торговые ряды, где накупили себе сувениров и отправились обратно к Байкалу. Получилось так, что Иволгинский дацан был самой дальней точкой нашей поездки.

 

Проезжаем Улан-Удэ, Татаурово и, за два километра до поворота с М-55 на село Оймур на SH 300 рассыпается подшипник переднего колеса. Протянув пару километров, на заправке узнаем, что совсем рядом город Селенгинск, где есть автомагазины и СТО. Решили, временно разделиться: Вадим и Вика отправились в Селенгинск, чтобы утром отремонтироваться там (был уже вечер), а мы поехали разведывать обстановку на базе отдыха Энхалук и искать место для лагеря. Расстояние до базы отдыха составило 80 километров, асфальт периодически шёл волнами, местами встречались ямы, но последние километров двадцать (после села Дулан) качество покрытия приблизилось к идеальному. Для интереса узнали цены за проживание в Новом Энхэлуке: сначала нам предложили по 2400 за ночь с человека, затем цена опустилась до 1200. Решили остановиться непосредственно на берегу в палатке. Заплатили 100 рублей за проезд на базу отдыха (просто территория, растянувшаяся вдоль берега километров на 8-9) и пообщались с охранником, который посоветовал остановиться на седьмом километре, поскольку там наиболее красиво. Проехав по песчаной дороге, петляющей между соснами (вспомнился наш Караканский бор), нашли отличное безлюдное местечко: другие отдыхающие останавливались в основном не далеко от въезда. Байкал встретил нас потрясающим огненным закатом. Видимо, местных духов в тот вечер мы не ублажили, поскольку многократные попытки развести костер были тщетными. Связь постоянно пропадала, но мне кое-как (высоко подпрыгивая) удалось отправить Вадиму сообщение о нашем местоположении.

 

 

День восьмой и девятый, 23 и 24 августа. База отдыха Энхалук. (0 км)

К обеду приехали Вадим и Вика (ура, мы снова вместе!) и рассказали, что встретились с мотоциклистом в Селенгинске, который помог им быстро найти и поменять подшипники на SH 300. Эти два дня мы предавались пассивному отдыху: загорали, купались, гуляли по лесу, наслаждались видом Байкала, плеском волн, закатами и восходами, в общем, релаксировали после дороги. Когда ездили в село Оймур пополнить запасы провианта, на дороге встретили сначала стадо лошадей, потом стадо коров. Уходить с дороги они не желали, и пришлось проезжать прямо сквозь стадо, аккуратно объезжая бурёнок.

 

Уезжать домой совершенно не хотелось, но нас с Марией торопили некоторые обстоятельства, поэтому обратно мы решили ехать вдвоем в быстром темпе.

 

Путь домой. Дни с десятого по двенадцатый.

 

За первый день обратного пути добрались до села Залари в Иркутской области (650 км), во второй день проехали около тысячи и добрались до села Козулька (Красноярский край), а вечером третьего дня нас встретил Новосибирск нервными водителями автомобилей, перманентными пробками и непрекращающимся ремонтом дорог. Дома была горячая ванна и уютная постель. Вадим и Вика акцентировали внимание не на результат, а на процесс и благополучно прибыли на пару дней позже нас. Поскольку их путь домой был более насыщен событиями, передадим слово им:

Пока, пока, помахали ручкой. У Коли и Маши отпуск чуть короче нашего и им надо торопиться домой.

 

Наша замечательная компания распалась на две маленькие группы. Сразу стало как-то грустно, и мы, прикинув все «за» и «против», пошли сворачивать лагерь. Вот все упаковано и…, до свидания бухта Облом, двинулись в обратный путь.

 

Погодка продолжала баловать нас почти до самого дома. 60км до трасы по отличной, почти пустой дороге, освещенной полуденным солнцем.

 

Вот и «подсолнечная» заправка, где разлетелись подшипники в колесе скутера. Череда объездов по грунтовке ремонтируемых участков дороги, поворот на городок Селенгинск, место нашей вынужденной ночевки, и где нам очень помог найти запчасти местный байкер Леха. Обратный путь всегда насыщен разными напоминаниями о недавних событиях.

*Небольшое отступление. Хочется немного описать нашу остановку в Селенгинске. Итак, в скутере рассыпались подшипники в колесе.

 

С трудом докатившись до «подсолнечной» заправки, попытали местного охранника, где можно найти необходимые запчасти. Он-то нам и подсказал, что через 3км поворот на город Селенгинск, там есть автомагазины. Машу с Колей отправили на мост через реку Селенгу и дальше на озеро, а сами потихоньку, со скоростью 10-15 , попиликали в этот Селенгинск. Сразу за поворотом – переезд, а за ним начинается городок. На первой же улице встретились мальчики на мопеде, они проводили нас до автомагазина, но вот незадача – вечер, все закрыто. Нашли гостиницу, места были. Парковка оборудована камерами слежения. Подъехали местные байкеры, несколько ребят, мрачновато обозрели, но в контакт вступать не стали. Здание гостиницы – обычная пятиэтажка с раздолбанным серым фасадом. На первом этаже есть кафе, где проводит вечера местная молодежь. Просто и чистенько. Городок небольшой, ничем примечательным не отличается от прочих небольших городков. Подобие центральной площади хаотично ограничено гостиницей, домом культуры и сквером.

 

В центре временно расположился цирк «шапито». С утра, к 9-00 мы уже на СТО.

 

Сняли подшипники, думаем, где искать. Подходит парень, говорит, что он тоже байкер. Очень кстати он оказался работником магазина запчастей. Сам магазин еще был закрыт, но Леха (так зовут паренька) провел через черный ход. У них таких подшипников не оказалось. Тогда Леха проводил нас в другой магазин и помог найти нужное.

 

Между делом он рассказал, что выезжал уже в «дальняк» на своем, недавно купленном мотоцикле. Побывал в Чите. Спасибо тебе, Леха, за помощь. А мы готовы ехать дальше. Вчерашнего расстройства, когда мы думали, что все, приплыли, как ни бывало. Путь на Байкал, поселок Энхалук, хотим уже стационарно, конкретно отдохнуть на красивом берегу. Новый мост через Селенгу, он настолько новый, что о нем не знают даже некоторые местные жители, которые постоянно нас отправляли на паром в Турунтаево. Дорога хорошая, проезжаем 60 км. Коля прислал смс-ку, что нужно доехать до озера и еще 1км вдоль берега. Через деревню спускаемся к Байкалу, минуем шлагбаум с охранником и медленно, по песчаной дорожке продвигаемся вдоль берега. Километр, второй… Коли и Маши нигде нет, их телефон вне зоны. Что же делать, отчаялись воссоединиться с друзьями. Возвращаемся к шлагбауму и начинаем расспрашивать охранника: не видел ли мотоциклиста. Оказывается, он видел, запомнил и даже указал место на фанерной карте, куда мотоциклист хотел добраться. Это еще плюс семь километров по песчанке. Палатки, машины, палатки, машины, палатки машины… меньше палаток, меньше машин… кончились палатки, кончились машины… песчанка, сосновый лес, никого, справа появляется полоска озера, открывается широкий пляжик, и… о чудо! Стоят мотоцикл, палатка и машина. Неужели они? Да! Да! Радости нет предела. Мы дома. *

Незаметно влившись в поток многочисленных грузовичков и фур, пересекли границу с республикой Бурятия, не забыв отведать напоследок настоящих поз. Поворот на теплые озера, Байкальск. Дальше двигаемся осторожно по ужасной дороге, помня, что здесь на машине наших друзей было пробито колесо.
Начался серпантин, и уже к вечеру мы в Слюдянке. Слюдянка обладает уникальной способностью, если остановиться там на мотоцикле на любой улице, в любом месте и подождать несколько минут к тебе обязательно подъедет мотоциклист и спросит всё ли нормально. Уже знаем, как нам надо действовать. Встаем на центральной улице, ждем. Через несколько минут вдалеке пронесся мотоциклист, потом еще два, и вот группа байкеров проезжает мимо, приветствуя нас. Один из них отпускает руль, ногами встает на седло во весь рост (приветственный трюк – очень эффектно). Сильно машем руками, подъезжают, знакомые уже лица (Кирилл, Саня и еще несколько человек). Нам надо узнать, где можно безопасно поставить палатку, желательно на берегу озера. Ребята проводили нас, показали, спасибо им огромное. Это пляж, у местных называется «Шаманка». Примерно южная точка озера, бухточка, узкая полоска песка, отделенная кустами, травой и гравием от ж/д насыпи. Стемнело быстро - осень все-таки. Никого нет, но как-то неуютно. Мимо проезжает джип, вроде из Иркутска, прямо на пляж, начинают раскладывать палатку. Сомнения исчезли - встаем рядом. Ужинаем припасенным по дороге копченым омулем - божественно. Тихо, звездная бездна на небе сменяется облачностью. Красиво светится огнями Слюдянка.

 

Засыпаем под стук колес поездов и плеск волн Байкальского моря. Ночью слышится возня, все понятно, собаки трудятся над нашей едой. Утро туманное, низкие мрачные тучи.

 

Ну что ж, Байкал, как встретил нас, так и провожает. Завтрак отдали без боя местным псам, пришлось удовлетвориться чаем.

 

Собираемся быстро, хочется пораньше пройти сложный участок с серпантином, пока еще мало дальнобойщиков. Удалось, останавливаемся пообедать в придорожном кафе перед поворотом на дер.Шаманку, за 46км до Иркутска.

 

Обходим запутанный Иркутск по шикарной объездной.

 

Съезжаем на обочину отдохнуть, и обнаруживаем отсутствие швейцарского ножа, дорогого сердцу и кошельку. Подозрение падает на кафешку, где его доставали последний раз. Что делать, пропажу очень жаль, но теплется еще надежда его найти. Возвращаемся и, вот удача - лежит себе на красных перилах незаметненько. Приятно. Но времени потеряно много. Хотя мы совсем не спешим, отпуск же, а мы наслаждаемся путешествием. Уже в полной темноте въехали в какие-то огни, понимаем, что это Тулун. Возле кафе много дальнобойщиков, но никто не знает, где можно переночевать. Звоним по объявлению на столбе - предлагается номер «люкс». После недолгих переговоров с повышенными тонами сходимся на приемлемой цене. Удивляет, что в номере «люкс» нет душа. Но сначала пытаемся найти альтернативу. Мальчик на машине провожает нас по городу в гостиницу «Центральную» (название сразу настораживает, ну ладно), уверяя, что там дешевле. Возле входа тусуется молодежь, кто знает, может у них некуда больше пойти. Дежурная предлагает места в разных номерах с подселением по 1300 с человека. Привлекательно, но нет, тащимся разыскивать «люкс». После расспросов съезжаем с их и так отвратительной центральной улицы на вообще неизвестно что. Частный сектор, фонарей нет, лужи, ухабы, хоть рукой шарь. Несколько поворотов наугад и какой-то светодиодик нам сигналит – хозяйка вышла встречать. Но все оказалось гораздо лучше, чем мы уже настроились. Во дворе отдельный гостевой домик. Современная металлическая дверь.

 

Комната с камином и плазмой, уставленная всякими безделушками, увешанная светильниками с подсветочками разных цветов.

 

За стеной симпатичная банька, в общем, отдыхай на славу. На самом деле это окраина города, последние дома, вдоль улицы течет речка с крутыми берегами. От каждого дома свои сходни к воде.

 

Над рекой туман, веет холодом.

 

После Тулуна начинается самое мерзкое место трасы – долгие объезды по гравийке.

 

На одном из них встретились с мотоциклистом из г. Шелехова, возвращающегося домой из отпуска. Андрюха (Старый), бывший военный, за два месяца странствий намотал 17 тыс. км, посетил «Золотое кольцо» и черноморские курорты .

 

А нам в Нижнеудинск, Канск. Пока продолжаем трястись по крупному и мелкому гравию. От вибраций раскручиваются винты, болты и весь крепеж. В какой-то момент что-то отлетело от мотоцикла, подумалось, что просто камень отскочил от колес. Лучше бы было остановиться – проверить, потому что оказалось – отвалилась передняя хромированная деталь с надписью «Honda».
Очень жарко. В Канске пробиваемся через пробки (пытаются хоть что-то сделать со своими дорогами). Закупаем продукты для ужина, планируем где-нибудь бросить палатку. На выезде заправились.

 

Город уже почти не видно, но и места подходящего тоже.

 

Через 20км попадается привлекательный съезд в поле с лесочком, мы, конечно, туда, подождав пока на трасе будет пусто. Уже почти темно, зажигать фары не хотим, ставим палатку на ощупь, готовим суп и чай, падаем спать. На рассвете все очень красиво.

 

Пшеничное поле постепенно освещается первыми лучами солнца.

 

От таких красок тепло и уютно.
Денек предполагается опять отличный. Серпантинов больше нет, но затяжные подъемы, крутые спуски и виляние дороги тянется до самого Красноярска. Сам город – по знакомой объездной. Вокруг заливные луга, бесконечные просторы, захотелось остановиться, полюбоваться. Жарко. Начала сверлить авантюрная мысль: искупаться в какой-нибудь из многочисленных речушек, которые мы пересекаем по мостикам. Нашли одну такую, уединенную, с приятным названием Косуль.

 

Судя по надписям на нижних балках моста, здесь местная молодежь отмечает выпускной бал. Речка мелкая, вода ледяная, искупались, отдохнули, двинулись дальше. Заехали в Ачинск, надо было найти моторное масло. Не удержались, на выезде остановились сфотографировать ачинский карьер.

 

Мариинск. Центр Мариинска кирпично – деревянный двух- трех-этажный . Дома старой постройки, украшены разноцветной деревянной резьбой. Много парков, детских площадок. Строгое ограничение скорости, пешеходам везде преимущество. Ну а наша цель – фирменный винный магазин, хотим привезти домой несколько их превосходных наливочек.

 

Из города выехали быстро. Сухо, тепло, хорошо, но дело к вечеру, надо искать ночлег.
Останавливаемся возле каждого кафе, спрашиваем про мотель. Наконец, есть места в мотеле «Медведь» по 400р. с человека. Пошли оформлять, тут дежурная поняла, что мы на мотоциклах и наотрез отказалась нас устраивать. Вся загвоздка в очень любопытных деревенских пацанах (деревня через дорогу), а в мотеле нет ни гаража, ни дворика. Говорит, есть еще мотель посредине пути до Кемерово, по ее словам, 40км. Решаем ехать, успеем. Проехали 40, 50, 60…, а (хочется сказать – а Германа все нету) его все нет. Наконец, при въезде в Березовский обнаружили (это уже за 14км до Кемерово), но не тут-то было, его уже оккупировали дальнобойщики. Нам предлагают диван в фойе. Даже долгожданный ужин здесь получить не просто, все занято мужчинками с пивасиком. Вроде имеется через 3км еще кафе. Решаемся ехать. Опять объезд. Уже совсем темно.
Встаем на обочине думать, заодно отдохнуть. Проезжающие мотоциклисты все останавливаются узнать, не надо ли чего. Подъехали и москвичи, которых мы встретили по пути на Байкал. Они добрались до Баргузинского залива. Показали фотографии, рассказали о дороге туда. Сейчас их ждут в Ленинск-Кузнецком, это почти 200км. Зачем вы в ночь, опасно! Ничто, пустое и растворились в темноте… На обочине собралось несколько дальнобойщиков, они спят прямо в кабинах своих грузовиков. Ну и мы решаем прямо тут, немного за кустами, ставить палатку. Утром дождь, но мы уже недалеко от дома (как вы помните, почти в Кемерово) и уже хочется спешить.

 

Въезд в Кемерово в час по чайной ложке, похоже, все хотят попасть в Кемерово. Дальше пристраиваемся за алтайским грузовичком, проходим город и…домой, домой. Новосибирск встретил солнышком.

По небольшому опыту знаем, что все впечатления и эмоции после, а пока мы сделали это!

 

Вот такая интересная дорога до дома была у наших попутчиков! В заключение хочу сказать, что, как мне кажется, каждый из нас в этом путешествии нашел что-то для себя, вернулся немного другим, с иным взглядом на привычные вещи и тысячами километров приобретенного опыта.
Теперь немного статистики. Всего мы проехали около 5300 км, сотрудники ГИБДД не останавливали нас ни разу. Вирага не подвела, никаких технических неисправностей не возникло. Стабильно заводилась и ехала вперед каждый день :). Расход топлива составил около 5,5 л/100 км, крейсерская скорость менялась от 100 до 120 км/ч. На серпантинах я понял, что не зря купил мотоцикл с более, чем литровым объемом двигателя: крутизна подъемов Вираге была совершенно безразлична. Также, высокий крутящий момент позволяет ехать почти всё время на пятой передаче (на скоростях от 50 км/ч), на пониженные нужно переходить только при очень крутых поворотах дороги.

 

Николай aka NSM, 2013, специально для www.scooternsk.ru