Славное море, Священный Байкал.
Народная песня.

Байкал. С далекого детства слово "Байкал" в основном ассоциировалось у меня со словами этой песни, да с газированной водой начала-середины 80-х годов. Но было и еще одно, с годами ставшее полустертым, но все-таки памятным, воспоминание. Как цветными карандашами нарисованная картинка: справа широкое озеро, на другом берегу которого едва угадываются синеватые горные вершины, слева крутой склон, уходящий вверх и покрытый осенней, разноцветной тайгой, разрезан нешироким распадком, из которого вытекает горный поток. Посредине неширокая горизонтальная полочка, на которой проложены железнодорожные пути, бегущие через короткий мостик над потоком. Вдалеке из черного отверстия тоннеля выбирается на полочку состав из зеленых вагонов, возглавляемый красным тепловозом ...

 

До настоящей поездки я был на Байкале всего один раз, мимоходом в Листвянке и видел Байкал, можно сказать, издалека. Но эта картинка частенько встает перед глазами, лишь размываясь с годами, как будто я смотрю на нее сквозь начавшийся и усиливающийся дождь.
Сам я рисовать не умею, хотя в детстве и пытался изобразить что-то похожее. Но покопавшись на замечательном сайте, посвященном Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), нашел фотографию, отдаленно напоминающую мое воспоминание. Вот она ...

Откуда у меня это картинка, видел ли я ее по телевизору или в книге, а может быть сам нарисовал своим воображением - я уже не вспомню. Видимо это детское воспоминание и погнало в дорогу меня, а уж Катерину не нужно было долго убеждать - она давно хотела побывать на Байкале.
Процесс подготовки к поездке описывать не буду. Частично он был описан в истории эксплуатации Сюрфа, частично не отличался от всех предыдущих подготовок к поездкам. Отмечу лишь, что перед самой поездкой приобрел GPS приемник, в связи с чем у меня появилась возможность "протоколировать" свое передвижение, ориентироваться на местности (как оказалось не везде :)) и делать еще кучу полезных дел. Чуть подробнее  спутниковая навигация в автомобиле описана в соответствующей статье.

День первый. Испытательно-блудильный.

14.07.07 Новосибирск - Бородино, Красноярского края. Старт 07:04, финиш 21:54 (здесь и далее время Новосибирское). Ходовое время почти 15 часов, прошли 994 км.


Задача-минимум на первый день была предельно простой - доехать до Красноярска и, в случае позднего времени, заночевать в городе или где-то около. Ночевка в городе была немного туманна - либо в гостинице "Кедр", либо у знакомых форумчан на диванчике (BlackPage - привет!). Однако воплощена была в тот день программа-максимум - это выбраться из Краснояска в сторону Канска как можно дальше. По территории Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края до самого вечера мы ехали по асфальту разного качества, но все-таки по асфальту.
Первый город, встретившийся на пути - Кемерово - мы прошли быстро, так как я более-менее знал город (во всяком случае в нужном нам направлении). При въезде в Кемерово несложно попасть на Кузнецкий проспект и далее выбраться через новый мост на улицу Нахимова, по которой выезжаешь в нужном направлении. Если же вы не очень хорошо ориентируетесь в городе, сначала изучите 2GIS по Кемерово, а лучше пользуйтесь версией для КПК, которая дополнительно к карте дает навигацию.
В целом, общее мнение о том, что Кемерово крайне сложно проехать, я не поддерживаю ;).
Далее мимо поворотов на Кедровку, Промышленный и Березовский спокойно выбрались в направлении на Мариинск. Как только выбрались, так и тормознули перекусить, прямо не выходя их машины. Перекусили на скорую руку и отправились дальше. Надо сказать, что примерно здесь мы видели карьерные БЕЛаЗы на технологической дороге, идущей параллельно с трассой М53.
Следующий город по трассе - Мариинск. Кстати это первый город, в котором нас ненавязчиво отправили в объезд. Правда, объезд в основном тоже проходит по городским улицам, но видимо, менее загруженным. По дороге искали взглядом фирменный магазин Мариинского ликеро-водочного завода, однако он нам не попался. Не расстроились и решили, что шансы попасть на паленую водку в новосибирских супермаркетах, наверное, даже ниже, чем в неизвестном нам магазине. Тем более, что водки-то нам и не надо было :). Для крайних случаев была наполненная фляжечка, а больше и не нужно.
Лишь краешком зацепив Боготол, двинулись на Ачинск. Перед самым Ачинском попался населенный пункт с забавным названием Зерцалы. Сам Ачинск видели только издали - объездная дорога. Надо сказать, что все объездные, попавшиеся нам по пути, не блещут качеством покрытия. Видимо, чтобы транзитники не портили асфальт города, их отправляют по разным дебрям. Знаками с указанием направлений объездные также оснащены достаточно скупо и тут выручал GPS приемник, указывающий хотя бы общее направление движения, чтобы уж совсем не заблудится. Безусловно можно использовать и средство "язык до Киева", но для правильного и более-менее короткого проезда надо брать двух-трех "языков", а это потеря времени.
После Ачинска попадались названия не менее забавные - Козулька или Памяти 13 Борцов. Кстати, вскоре после второго, судя по улучшившейся дороге (местами по две полосы в каждую сторону) и увеличившемуся потоку транспорта, стало понятно, что мы приближаемся к Красноярску. Вот тут то и началось самое интересное ...
То ли на подъезде к Красноярску мы зевнули нужный указатель, то ли его вовсе нет с той стороны. Но только-только въехав в пригород Красноярска, мы потерялись. Что у нас было с собой из инструментов ориентирования: GPS, 2GIS Красноярска (правда, не для КПК, а значит без привязки к текущему положению), три снимка Красноярска со спутника и трек в двух направлениях с запада на восток и обратно (Ender, привет!) и очень крупная карта с того же Гугля, по которой можно только оценивать общее направление. К сожалению предоставленными нам снимками Красноярска с маршрутом воспользоваться не смогли. Сначала пытались дождаться, пока указатель текущего положения появится на карте, потом плюнули, пошли интуитивно, блуканули, вернулись, пошли в другую сторону, вроде опять не туда (а потом то оказалось, что правильно было) ... в общем, проехали пол-Красноярска, причем далеко не по лучшим дорогам. Однако хорошо все то, что хорошо кончается, и после двух часового блуждания по безусловно красивому городу мы все-таки выбрались на трассу в сторону Канска.
С одной стороны из города выбрались, но с другой - потеряли много времени и потому, уже никуда не торопясь, поехали дальше, попутно присматривая место для ночлега. Времени было около 19.00 и за рулем я к тому моменту был уже около 12 часов, хотя и с отдыхом, конечно, и с остановками. В общем, после Красноярска проехали суммарно около 170 км, когда начало темнеть и пора было устраиваться отдыхать. Ничего подходящего не присмотрели, да и зная свою натуру, предпочли более-менее безлюдное место. На самом деле фактически свернули в придорожный березовый колок, немного поерзали там в кустах, чтобы нас было не видно с дороги (а до нее по прямой не более 50 м). Перекусили чуток и спать, решив что гигиену и нормальное питание оставим на завтра и на завтрак. Поначалу нам пытались мешать какие-то трактора со слепящими фарами, а потом мы отрубились.
Фотографий в первый день что-то немного - по сути всего пара ...

 

День второй. Трясуче-удивительный.

15.07.07 Бородино, Красноярского края - Иркутск. Старт 05:46, финиш 22:37. Ходовое время порядка 16,5 часов, прошли 930 км.


Это мы вчера думали, что остановились в безлюдном месте. Стоило только выбраться из кустов на трассу, как буквально через пару километров нам попалась придорожная кафешка, возле которой просыпались и приводили себя в порядок после не очень спокойной ночи водители и их пассажиры. Поначалу думали здесь и позавтракать, но соседство не показалось приятным и мы двинули дальше, искать свободную, продуваемую от комаров ровную площадку для принятия пищи и утренней гигиены.
25 км - это не такое большое расстояние для трассы М53. И вот на боковом свороточке на деревню Завировка, почти на асфальте, поставив машину носом на трассу, мы развернули свою походную кухню. Поднята дверь багажника, в нем установлена походная газовая плитка. Кипит вода, кофе, "растворимая" лапшичка, к ней банку консервов - а что еще надо туристам? ;)
Позавтракав и умывшись, двинули дальше, в сторону Канска. Перед ним опять указатель и опять объездная. Причем если начинается она "за здравие", то заканчивается "за упокой". Перед самым выездом в сторону Тайшета асфальт резко превращается в отвратительную щебенку и далее так и идет кусками, местами вздыбливаясь на высоту около метра, местами просто пропадая и превращаясь опять в щебенку, а иногда даже и просто укатанный грунт. Поначалу я было думал, что реально будет написать "с ХХХ км по YYY км" нет асфальта и т.д.", но проехав туда и обратно стало ясно - что количество таких переходов велико, они меняют границы и очертания и то, что актуально сегодня, будет ненужным завтра.
Если писать кратко, то можно с уверенностью сказать, что плохая, а местами и отвратительная дорога, начинается прямо в самом Канске, на его объездной, а заканчивается за Тулуном в районе Новотроицка. В принципе, дорога проходима для легковушек, что подтверждалось стаями и стайками перегонов, среди которых на 80% идут всякие Витцы, Исты, Капы, Марчи, Фиты и прочие "мелкие", хотя мне, безусловно, было несколько проще передвигаться, но тоже неприятно. В основном день прошел под знаком разбитой, трясучей дороги.
Раз уж затронули тему перегонов ... пара наблюдений. Действительно, парк перегоняемых автомобилей сильно измельчал. Видимо, что пользуется спросом, то и гонят. "Бутербродов" на дороге видели не так много - около двух-трех десятков, не более ("мелкие" шли сотнями). "Бутерброды" только из двух машин, больше не видал. Зато все большее распространение получили сцепки, это когда впереди идет машинка помощнее и побольше (тоже далеко не всегда), а за ней на жесткой сцепке тащут какую-нибудь мелкую машинку, буквально обмотанную слоями скотча и с фанерным щитом между машинами. Вот интересно - привода у ведомой снимают или гробят коробку? Еще момент - все встречные перегоны увешаны красными или синими брызговиками для защиты порогов и бамперов от камней. Видимо, на рынке надо смотреть наличие отверстий от саморезов в качестве дополнительного аргумента за то, что машина - самоход.
Вообще задача на второй день пути была и минимальной и максимальной одновременно - добраться до Иркутска. В Иркутске нас уже ждал знакомый, коллега по работе, по собственной инициативе предоставивший нам жилье на несколько ночей (Дима, привет!). Причем, как он сказал, у них там есть некоторые проблемы со стоянками в ночное время, а потому надо было добраться обязательно до 24.00 местного времени (нашего это 22.00). Поэтому больше для собственного спокойствия, чем для эффекта, выпил банку Burn километров за 200-250 до точки назначения. Кстати, действительно "вставляет". Пить приятно, если прохладный. После него чуствуешь себя посвежее. Однако рассчитывать на него, как на "живую воду" я бы не стал.
Последние несколько сотен километров практически ничем не запомнились ... несколько интересных названий: Тыреть, Залари, Кутулик, Зибитуй, Мальта. Зато в деревне Тельма, что почти сразу за Усольем-Сибирским, нас ждало чудо - освещенная вечерним заходящим солнцем розовая церковь на фоне послегрозового неба (кстати, в оригинале она голубая). И пусть мы и торопились, но проехать мимо не смогли. Остановились, сфотографировали, посмотрели, поахали. Отложили в копилку впечатлений и двинулись дальше. Оставалось совсем чуть-чуть.
Но нас ждала еще одна объездная, на этот раз вокруг Ангарска и дальше неплохая трасса до Иркутска. А вот в самом Иркутске мы опять плутанули, но на этот раз уже совсем немного. 30-40 минут по ночному уже городу и мы въехали во двор дома моего коллеги. Остальное можно рассматривать как уже послефинишное передвижение. Нас еще немного проводили до стоянки, потом до дома, потом до квартиры, все показали, рассказали, пожелали спокойной ночи и все ... спать!




 

День третий. Ожидательно-поисковый.

16.07.07 Иркутск - Сарма. Старт 08:51, финиш 17:48. Ходовое время порядка 8,5 часов, прошли 314 км.


В этот день даже поспали с утра маленько. Но это только по сравнению с тем, что в основном во время отпуска мы просыпались в пять, полшестого утра (по новосибирскому, конечно). Собственно, время старта указано уже от офиса, где работает мой коллега. А чтобы добраться до него, мы встали, конечно, раньше.
Встретились мы в офисе для того, чтобы забрать у него билеты на экскурсионный поезд по Кругобайкальской железной дороге, которые Дима нам заранее приобрел. Причем приобретать билеты на эту экскурсию нужно действительно примерно за месяц, так она популярна. Кроме билетов я получил от него еще добрую толику напутствий, советов и просто добрых пожеланий и со всем этим бесценным грузом отправились искать выезд из Иркутска в сторону Усть-Ордынского. Процесс поиска был не менее интересен, чем все путешествие. Опять повернули не туда, стали выбираться, ездить кругами, сильно этому "помогало" наличие одностороннего движения на многих улицах и ремонт, казалось, всего и вся. Однако все когда-то заканчивается, выбрались из города и мы.
Погода способствовала отличному настроению, дорога ровная, асфальт свежий, машин немного (полдень понедельника). Полдвенадцатого проскочили Усть-Ордынский - прошли его почти по касательной. Невысокий (в пределах видимости с дороги) город, видимо, количество проживающего населения тоже невелико. Природа вокруг - поля с перелесками, во всяком случае до Баяндая. Зато там крутой, на 90 градусов поворот направо и уходим в горы с нормальным таким уже лесом. Перевальчики здесь, правда, не особо высоковаты - немного недотягивают до 1000 м, но все равно ехать интереснее, чем по равнине. Около часа дня прошли Еланцы и двинулись далее. Целью номер один в этот день стояло посещение Сахюрты и МРС, откуда ходит паром на остров Ольхон. Но заранее начитавшись про дикие нравы очереди на паром, решили не переправляться на остров, а поставив цель номер два - найти место для стоянки и ночлега на берегу Малого моря. Плюс манило нас загадочное название Сарма ...
До МРС добрались без проблем - дорога приличная и даже по гравийке удавалось держать около 60 км/ч. Маленький поселок на берегу, несколько магазинчиков, причал для парома. А берега вокруг и около уже застраиваются свежими базами отдыха. Видимо, недолог тот день, когда на берегу просто некуда будет ступить ногой, чтобы не попасть на частную территорию. Поглазели на очередь, которая к моменту нашего приезда состояла примерно из десятка машин общей очереди, двух-трех автобусов с туристами и пяти-шести машин с "местными", которые в очередь не становились, но явно занимали места для удачно-внеочередного въезда на паром. И видимо, это было еще мало народу. Но прослышав, что паром вмещает от 7 до 10 машин, стало понятно, что на первый и второй паром мы не успеваем, на третий - может быть, на четвертый - наверняка. Но на это надо от 4 до 8 часов, так как частоту рейсов парома вычислить не удалось - за все время нашего там пребывания паром стоял на стороне Ольхона и двигаться куда-либо не собирался.
Поэтому осмотревшись по сторонам, забрались на гору слева, на которой стоит памятник погибшим. Несколько фотографий и портящаяся прямо на глазах погода, сильный ветер и накрапывающий, а затем и поливший дождь, согнали нас вниз, в машину. Общим собранием решили двигать чуть назад и в сторону Малого моря, в направлении на Сарму (указатель соответствующий нам попался). Правда, я хотел повторить подвиг какого-то универсальчика, пытавшегося взобраться на горку справа и беспомощно выбрасывавшего из-под колес кучки земли (чтобы, так сказать, показать преимущества полного привода над неполным), но меня устыдили и отговорили ;)
Вернулись обратно к развилке и ушли налево по ходу от Иркутска. Именно там нам впервые попался участок дороги (пока еще дороги), отсыпанный крупным щебнем и изрытый ямами настолько, что из легковушек высаживали пассажиров и отправляли их пешком, чтобы хоть как-то поднять машины. Между Сахюртой и Сармой в берег вдается достаточно большой залив и береговая линия очень прилично изрезана, образуя всякие бухточки. Однако все это пространство уже плотно застроено базами, частными домиками, стационарными палатками и прочими человеческими строениями. Поэтому берега этого залива мы отмели даже в качестве места для обеда. Дальше дорога пошла в гору и вскоре, чуть свернув вправо под свежевозведенную ЛЭП, мы попали на площадку, возвышающуюся над берегом, с которой открывался очень красивый вид на еще хмурящееся небо и суровое, с волнами озеро. Внизу же, если заглянуть за краешек гребня, весь берег был застроен разнообразным туристическим жильем. Здесь же, наверху было почти безлюдно. Сильный ветер не помешал развернуть машину нужным образом и раскочегарить в багажнике походную плитку, спокойно пообедать, прибраться, изучить в бинокль все, что было доступно для глаз, ну и, конечно, пофотографировать. Поставили себе заметку на карте, чтобы в случае чего, вернуться сюда ночевать, так как место в принципе годилось - от ветра прикрыться есть чем (кое-какие лиственницы), народу почти никого (но и недалеко от людей). Но времени до вечера еще много, а потому - вперед!
Кстати, пока мы обедали и выбирались на дорогу, тучи убежали в сторону Ольхона и за него, выглянуло солнце. Природа заиграла просто другими красками. Скоро дорожка спустилась с горы и пейзаж вокруг понемногу превратился в почти степной. Слева, не на расстоянии около километра стеной возвышались горы, изредка покрытые лиственницами, справа тоже на приличном расстоянии темнел (пока еще) Байкал, посредине относительно ровная каменисто-щебенчатая дорога, которая вывела нас к поселку Сарма и мосту через речку Сарма, вытекающую из однименного ущелья.
Ну а коли мы на внедорожнике, тут же свернули с наезженной дороги, свернули в сторону ущелья, насколько удавалось разглядеть следы машин строителей ЛЭП, которая к этому участку перешла на другую сторону дороги и зашагала ближе к горам. Вдоль по течению Сармы, в отличие от пустынных окрестностей, растут деревья и кустарники и это место мне больше всего напомнило Горный Алтай. С открытого холмика отлично было видно Сарминское ущелье, которое славно сильным, зачастую опасным ветром. Можно было лезть и дальше, но особого смысла не было. Отметили на карте, что здесь, в зарослях, можно заночевать и двинулись дальше вдоль по берегу. Впрочем, частенько встречающиеся вдоль кромки озера основательные стоянки туристов красноречиво говорили о том, что устраиваться на ночлег нужно в ближайшем подходящем месте. Выдающийся мыс с небольшими скалами, правда изрядно "заселенный" людьми, показался нам кандидатурой, которую стоило рассмотреть подробнее. Свернули с дороги, полазили по горкам, посмотрели на обустроившихся туристов и в результате нашли неплохую полянку, с видом на скормненький внутренний заливчик и, что характерно, тупиковую. То есть за нас проехать было уже невозможно ввиду отсутствия дороги, что впрочем не мешало отдыхающим совершать вокруг нас прогулки "на край земли".
Здесь решили устроиться покомфортнее, что значило задействование всей грузовой площадки багажника и сложенные задние сидения в качестве "лежбища". Это потребовало некоторого времени для перебрасывания груза и его попутного переупаковывания. Собрали все имеющиеся дрова, которых на данной площадке было немало, о чем позаботились предыдущие проживающие. Однако они же "позаботились" и о большом количестве мусора, который мы при всем желании не увезли бы с собой. На него частично закрыли глаза, частично собрали на место предполагаемого костра. Дрова попилили на удобные чурбачки и вроде бы даже приготовились к спокойному вечерку у костра, но тут поднялся ветер. Вообще, ветер на Байкале поднимается резко, внезапно, так же как меняется погода. Подувший ветерок быстро нагоняет приличные тучи и вот уже вместо комфортной для загорания, а то и попыток искупаться, погоды, по озеру гонит барашки, ветер норовит задуть плитку и разбросать вещи и уже накрапывает дождь. Но, к чести байкальской погоды, в обратную сторону она меняется с той же быстротой. Но сегодняшний вечер был уже подпорчен, пришлось менять тактику, готовить ужин на плите, надувать матрас, устраивать весь шмурдяк внутри машины и ложиться спать. Опять же темнеет здесь, как и на Алтае, т.е. быстро, поэтому засыпали уже в темноте. Ожидания этого дня оправдались полностью, мы нашли свою первую ночевку на Байкале ...













 

День четвертый. Внедорожно-плавательный.

17.07.07 Сарма - мыс Ото-Хушун. Старт 08:48, финиш 17:56. Ходовое время порядка 9 часов, прошли 55 км.


Хм. Прочитав заголовок этого дня кто-то может решить, что мы с утра до вечера рубились на тяжелейшем бездорожье. Скажем, это было немного не так. Точнее совсем не так ;) Но обо всем по порядку.
Утро встретило нас, проснувшихся как обычно в 5 утра по новосибирскому времени, ярким солнцем, синим небом, прекрасной погодой, легким ветерком и отсутствием малейших напоминаний о вчерашней непогоде. Хотя ночью, по слухам, шел дождь. Чайки тоже встретили нас утром.
Совершив утреннее умывание в байкальской водичке мы отправились осматривать свои владения, которые мы вчера заняли успешным броском, буквально перед носом неприятеля (это вчера вечером, когда мы подбирали место для стоянки за нами по пятам следовала черная Honda CR-V, но мы успели раньше).

В наших владениях оказалось достаточно и флоры, и фауны. И, конечно, бесконечное разнообразие форм горной поверхности, пусть и небольшой высоты. Метрах в 15 от нас жила, видимо в гнезде, местная птичка, подпускающая к себе на расстояние двух метров для фотографирования. Весь полуостровок зарос прикольными шишками - не мох и не лишайник. В одну сторону мы были последними на этом полуострове, ну или первыми, смотря откуда смотреть. С другой же стороны народу было очень много, компаний с десяток. Ну и устроились они конечно основательно - по нескольку палаток, обязательно шатер для столовой, неподалеку копают яму, ставят переносной туалет - четыре матерчатых стены. Но мы-то птицы перелетные, нам такой комфорт не нужен.








Прогулялись по владениям, посмотрели, занесли на память (на карту памяти в фотоаппарате) и потянуло в дорогу. Опять потянуло. Хотя с утра была такая мыслишка - заняться матрасным отдыхом :). Но решили что не по нам это все, собрались и поехали далее вдоль по берегу Малого Моря. А во время выезда на дорогу встретили знакомые машины и номера регионов ... Здесь надо сделать небольшое отступление ...
Дело в том, что по дороге от Новосибирска до Иркутска нам неоднократно попадалась парочка - Honda Capa и Mitsubishi Delica. Первая с новосибирскими, вторая с томскими номерами. Так как дорога попадалась отвратительная, то местами мы обгоняли Капу, а ее дожидалась Делика, то они нас обходили по хорошему асфальту. Потеряли мы их где-то после Канска на подъезде к Тайшету, когда основательно оторвались вперед. Однако это была не последняя встреча.
Выезжая с места ночевки, смотрим: "Ба! Знакомые все лица!". Та же Капа и та же Делика. Причем ребята, видимо, приехали лишь немного позже нас и устроились на пятачке между берегом и дорогой. Вот так - проехать около 2000 км и встретиться с теми, с кем по сути выезжали одновременно из Новосибирска. Кстати, мы с этими ребятами пересекались и на обратном пути. Правда, вот почему то так и не собрались познакомиться.
Надо сказать, что ездили мы в этот день очень медленно и печально. Зато снимали гораздо чаще. За часик прокатились не торопясь вдоль берега, проехали деревеньку Курма (три домика), крутанулись вокруг одной горки, немного потеряли дорогу, пытались проехать через разлившийся ручеек (уж больно болотисто там было), вернулись, по пути встретили красивые цветы - остановились, сфотографировали

и ... решили пообедать :) После обеда же двигательная способность возросла и, щелкнув, напоследок пару раз местный заливчик (в котором, кстати, активно крутились рыбаки на лодке) выдвинулись немного в гору, так как дорожка вела именно туда.


Пробежав мимо детского палаточного лагеря, дорога стала еще каменистей и забирала все выше, одной стороной постоянно свисая над прибрежной каемкой, а другой стороной взбираясь на уступы скалы. Погода опять поменяла знак с плюса на минус, натянуло тучки, стало пахнуть предстоящим дождиком. А мы все прыгали по камням.


Местами даже пришлось разъезжаться с шедшей навстречу "Газелью". Она, конечно, мужественно забралась вверх по склону, чтобы пропустить нас, но начала сползать вниз на тормозах - пришлось ее быстро проскакивать. Чем дальше, тем все менее пригодной для легковых казалась дорога, однако то тут, то там, на любых удобных полянках стояли большие компании. С детьми, колясками, собаками, лодками ... и все это были далеко не джипы. Порой просто оторопь брала - как они туда доехали?! Однако дальше нам повстречалось и препятствие посерьезнее, которое мне почти понравилось (полностью понравилось на обратном пути) и которое было практически не проходимо для обычных легковушек. Мы приехали к броду. Точнее, даже к двум.





Броды эти - русла двух ручьев, достаточно полноводных, чтобы вода доставала до капота в самых глубоких местах. Остановились конечно, посмотрели как резво переправляются иркутяне. При нас навстречу бодренько прошла группа из TLCP-коротыша и микроавтобуса за ним, потом ехал УАЗик (вроде). Перед бродом остановились, заглушили двиг на автобусе, накинули веревку на Прадика, тот перетащил автобус, его завели и поехали далее. Причем за рулем Прадика сидела женщина - видимо у них так принято ;) То что мы поедем дальше - я даже и не обдумывал, а иначе зачем покупать внедорожник? ;)
С нашей стороны за переправой наблюдала семья на "десятке" - явно для нее это было глубоко. Предложил им перетащить машину на веревке - отказались, сказали что подумают и скорее всего вернутся. А я мысленно перекрестился и мы поплыли. Примерно по тому фарватеру, по которому бродили встречные машины. Первый брод чуть помельче и покороче. Вода скрывала пороги (я думаю) и покрывала верх колес. За первым бродом неглубокая лужа, чуть дороги и второй брод. Явно поглубже и пошире. Причем с вариациями по въезду и выезду. Если переправу через первый брод нам "продемонстрировали", то на втором встречных машин не было. Стоял только Харриер и мужчина из него задумчиво смотрел на воду. Поставив машину в сторонке, решил пройти пешочком. Ноги махом закололо и обратно из воды я уже вылетал прыжками, что затруднялось острыми камнями на дне. Как раз подошел УАЗик навстречу, не останавливаясь располовинил воду, обдал всех кучей брызг и уехал по своим делам. Я же натянул сандалии и, опять же мысленно перекрестясь, поплыл второй раз. Во всяком случае рейд УАЗика показал, что ям нет и обозначил фарватер. Вот по нему я и прошел второй брод. Здесь было немного глубже, но как я сейчас понимаю, некритично глубоко, чтобы набрать воды в двиг, благо воздухозаборник у Сюрфа расположен достаточно высоко. Но, конечно, для дальнейших водных процедур желательна установка шнорхеля. После прохождения бродов вспонил про сапуны в мостах, АКПП и раздатке. Но подумал и решил, что перед самим окунанием машина некоторое время стояла и охлаждалась и, к тому же, сама переправа было достаточно короткой, чтобы в масло набралось какое-то заметное количестве воды. Уже уезжая от брода в зеркало увидел, что Харриер не полез за нами в воду, а отправился вверх по ручью и, видимо успешно, так как в дальнейшем он нас обогнал (кстати там же мельком видели и ту десятку, что стояла перед бродами). А это значит, что наши подвиги по преодолению водных преград вовсе не обязательны.
Дорога после бродов лучше становиться не хотела и местами была просто нагромождением камней с такими же каменистыми объездами, правда в основном сухая. Здесь люди стояли уже значительно реже и чаще попадались свободные полянки. Стоянки были не менее, а порой и более обстоятельные. Легковушек практически не было (все таки не зря мы обзавелись внедорожником :)). При такой скорости движения, а также расходе топлива уже маловероятной становилась первоначальная (не очень серьезно поставленная) цель - добраться до Замы. Решили, что доедем до одного из описанных в путеводителе мысов и поставим на нем самую дальнюю в этом путешествии точку. По дороге нас захватило дождем, как обычно быстро начавшимся и быстро закончившимся. Вот несколько фотографий с пути от бродов до дальней точки нашего маршрута.


Про сам мыс Тонкий (мыс Ото-Хушун) в путеводителе написано немного - это самая крупная, интересная по форме коса-стрелка на Байкале. Она сформирована наносами встречных течений. Галька на косе хорошо окатана и весьма пестра по составу. На этой косе пытались организовать добычу галечного материала, из-за чего понизилась высота мыса и его стало размывать во время штромов.
Когда мы выехали на сам мыс, погода опять изменила характер на противоположный, что способствовало повышению настроения и хорошей фотосъемке. Правда, дорога по мысу все также оставляла желать лучшего. Камней много и разных размеров, однако в целом передвигаться можно, во всяком случае не забуксуешь.



В точке, где наш маршрут развернулся на 180°, прятной неожиданностью стало то, что погода позволила увидеть, пусть и в бинокль самую северную оконечность острова Ольхон - мыс Хобой или Клык. Это треугольная скала на самом краю острова. И если мы не добрались до нее по острову, то мы добрались до нее по берегу Малого моря!
Отсюда я с легкостью поговорил с мамой, находившейся на самом юге Алтайского края, почти на границе с Казахстаном, в добрых трех тысячах километров от меня. Сотовая связь дала нам такую возможность.
Полюбовавшись красотами, повернули назад. Обратно ехать было безусловно проще и если бы я знал, насколько проще, возможно и решился бы продлить маршрут может быть и до Замы. На обратном пути снимков тоже хватало.


Объектов для съемки хватало, подвел фотоаппарат - сели батарейки. Перешли на резервное оборудование - телефон Sony Ericsson K750i. Дальше в этот день съемки велись им, что даже местами и лучше - у него в снимке автоматически отображается дата и время снимка.



Не торопясь подобрали местечко на берегу, не слишком далеко и не слишком близко от соседей. Оборудовали спальник в машине. Развели костер (пригодились взятые с прошлой ночевки чурбачки). Приготовили ужин. Приняли по рюмашке из потайной фляжечки за успех сегодняшнего дня. Улеглись спать. К темноте опять поднялся ветер, но нас он не беспокоил.

 

День пятый. Показательно-возвращательный.

18.07.07 Мыс Ото-Хушун - Иркутск. Старт 09:32, финиш 16:47. Ходовое время порядка 7 часов, прошли 298 км.


На самом деле этот день стал днем неторопливого возвращения в Иркутск. Возвращения с небольшими остановками, фотографированием, преодолением препятствий. К тому же вчера мы созвонились с Димой и договорились, что сегодня вечером у нас совместное пиво ... но обо всем по порядку.
Утро этого дня было солнечным и немного ветренным. Хотя и проснулись как обычно рано, но долго укладывались, разбирая спальник, готовили завтрак, умывались, в общем, подсознательно оттягивали время отъезда. Уж больно нам тут понравилось. Но двигать нужно. Пару снимков напоследок - и в путь.

Примерно через полчаса мы были уже возле бродов. Теперь все было спокойнее. Постояли, немного остудили мосты. Я прогулялся в поисках более короткого пути. Катя перебралась на другой берег, чтобы запечатлеть процесс "взятия" брода. Ну и потихоньку двинулись.


Теперь, после вдумчивого преодоления брода и после изучения фотографий, конечно видно, что ничего особо страшного в этом купании не было. Вода едва доставала до капота, кроме нас там ездило достаточно активно много машин, дно каменистое, забуксовать можно, только если специально или по незнанию лезть в брод с глинистых размытых ручьями кочек. Ну, может, если не соблюдать фарватер, можно нырнуть поглубже ... Ну, может, вода после дождя будет выше ... Но в целом-то ... голова на плечах гарантирует отсутствие проблем при достаточном клиренсе ;)
Второй брод практически пролетели. Правда, на другом его берегу стояла целая компания девушек с одним мужчиной средних лет и очень активно махали руками, показывая куда же надо ехать и какие при этом осуществлять маневры. Но мы, не обращая внимания, проследовали тем путем, которым проехали сюда и не ошиблись. Как выяснилось - они очень хотели помочь и, видимо, не очень хотели лезть в воду. А лезть скорее всего пришлось, так как они по дороге "туда" потеряли в ручье номер с сотого Крузера. Боюсь, что за два-три дня номер давно снесло водой ниже по течению, или замыло песком и илом. В конце концов, по нему могли раз 20 проехаться переправляющиеся машины. В общем, поиски скорее всего ничем не увенчались. Жать их окончания мы не стали, а понемногу двинулись далее.
Погода способствовала созданию отпускного настроения. Светило и пригревало солнце, стрекотали кузнечики, дул легкий ветерок. Периодически тормозя, мы пополняли копилку кадров в фотоаппарате (аккумуляторы его, кстати, зарядили вчера вечером с помощью преобразователя 220В > 12В, думаю его чуть попозже нужно описать в разделе про оборудование). Вот некоторые из них.





Обратный путь ничем особенным не запомнился. По дороге пытались покушать столько раз упомянутые позы на развилке дорог на Сарму/Черноруд и Сахюрта. Однако народу в кафе было достаточно много, а вот упомянутых в табличке поз мы так и не увидали. Позы - это бурятские манты и все, кто их пробовал отмечали замечательный вкус. Захотелось попробовать и нам, но в данном случае неудачно. Пришлось довольствоваться традиционным походным обедом где-то в районе населенного пункта Косая Степь. Стандартная стоянка "на покушать" отнимала у нас в среднем около 40-50 минут. Это с "подходом" и "соскоком", то есть со сворачиванием на подходящее ответвление, развертыванием походной кухни и столовой, выбора блюд, готовки, поеданием, питьем чая, уборки. Сильно способствовало уменьшению времени на такие остановки наличие газовой плитки и размещение ее в багажнике, закрыто от ветра.
Да, и еще один момент. По дороге из Иркутска на Байкал и обратно мы отметили большое ... нет, БОЛЬШОЕ количество продаваемой по обочинам клубники! Порой было ощущение, что все окрестные поля просто засажены клубникой, а все трудоспособное население занимается ее продажей. Безусловно - это лишь взгляд со стороны и связано это явление наверняка далеко не с самыми радужными перспективами по части заработка у местного населения ... Правда попробовать мы ее так и не собрались. Продавалась земляника ведрами, а нам вдвоем такой объем был бы не под силу, к тому же грозил полнейшим поражением аллергией.
Так, понемногу, мы и добрались до Иркутска, в этот раз плутанув по нему самую малость. И то это было связано только с ремонтом большинства крупных улиц города. На вечер уже была договоренность с Димой о совместном посещении позной, что и было сделано ближе к 6 часам вечера (опять же по нашему времени). Еще раз спасибо ему за гостеприимство!

 

День шестой. Экскурсионно-познавательный.

19.07.07 Иркутск - Листвянка - порт Байкал - Половинная - Култук - Слюдянка - Иркутск.


Точный километраж и время пребывания в пути не рассчитывались, так как передвигались мы не на машине.
В целом идея этого дня была такова: мы полностью отдаемся на волю организаторов экскурсии по Кругобайкальской железной дороге (далее КБЖД) и расслабляемся максимально возможно. Этот день был единственным из всей нашей поездки, когда я не сидел за рулем.
Маршрут экскурсии был следующий:
Иркутск - Листвянка (автобус)
Листвянка - порт Байкал (теплоход)
порт Байкал - Слюдянка (поезд/тепловоз)
Слюдянка - Иркутск (поезд/электричка)
Для того, чтобы попасть на эту экскурсию, надо раненько встать и успеть примерно к 9 часам приехать к зданию Оперного театра. Там вокруг предполагаемого места остановки автобусов будет постепенно собираться толпа людей, приглядываясь к которым начинаешь сомневаться в том, что ты попал в нужное тебе место. Большинство этих людей объединяет одно - все они с корзинками, сумками, пакетами, рюкзаками, в которых находится разнообразная еда и выпивка (причем в основном алкогольная). Правда, надо отметить, что малая часть из пришедших людей, видимо, оказалась не готова к массовой борьбе с голодом и взяла с собой теплые вещи и путеводители по местам предполагаемой экскурсии. В их число вошли и мы с фотоаппаратом, биноклем, телефоном и бутылкой минералки.
К назначенному времени количество народу видимо увеличилось до критических пределов и наконец-то появились представители турфирмы - девушка и молодой паренек. Появившись, они тут же начали звонить куда-то по мобильникам и, видимо, уточнять обстановку. К этому времени в готовности принять туристов уже стояли два автобуса, однако даже невооруженным взглядом было видно, что количество посадочных мест и количество туристов резко различаются в сторону большинства последних. Из-за этого народ стал понемногу волноваться ... Дополнительную неразбериху вносило то обстоятельство, что некоторым из пришедших накануне вечером звонили из турагенства и просили прийти на полчаса раньше.
В результате народ стал грузиться в автобусы, постоянно уточняя - "на полдевятого ли этот атобус или на девять?". Но садились все-таки в основном на свободные места. Трезво рассудив, что экскурсионный поезд все равно один и по КБЖД не ходят ежечасные электрички мы устроились на свободные места и стали ждать отправления. Минут через 15 автобусы двинулись в путь и прибыли в Листвянку с небольшим разрывом, за исключением последнего припоздавшего автобуса. Однако так как все приехавшие раньше все время ожидания стояли на пирсе и ждали теплоход, видимо опоздавшие оказались в выигрыше. Раньше на другой берег успела перебраться только партия самых ранних туристов, скорее всего уехавшая на 8 часов. Для них дополнительным бонусом стала возможность побродить по порту Байкал и познакомиться с местными доистопримечательностями.




Видно, что в порту Байкал ведутся работы по приведению станции в вид, соответствующий виду начала века, когда и была построена КБЖД. Но работы еще предстоит очень много. И пока мы загружаемся в экскурсионный поезд, состоящий из нескольких вагонов электрички, ведомых маневровым тепловозом (на КБЖД нет электрической тяги), позволю себе некоторый экскурс в историю ...

Краткая хронология строительства по участкам
Иркутск - Байкал
Начало строительства - 1896 г.
Укладка рельсового пути - июль-октябрь 1898 г.
Первый поезд прошел - 21 октября 1898 г.
Принята в постоянную эксплуатацию - 1 июля 1900 г.
Байкал - Култук (ныне исторический участок)
Начало строительства - весна 1902 г.
Первый поезд прошел - 18 сентября 1904 г.
Принята в постоянную эксплуатацию - 16 октября 1905 г.
Култук - Танхой
Начало строительства - вторая половина 1901 г.
Первый поезд прошел - 1 апреля 1904 г.
Принята в постоянную эксплуатацию - октябрь 1905 г.
Танхой - Мысовая
Начало строительства - конец 1899 г.
Мысовая - Мишиха: первый поезд прошел - 21 апреля 1901 г.
Мишиха - Танхой: первый поезд прошел - апрель 1902 г.
Принята в постоянную эксплуатацию - лето 1903 г.
Паромная переправа через Байкал
На воду спущен паром "Байкал" - 17 июня 1899 г.
На воду спущена паром "Ангара" - 25 июля 1900 г.
Открытие регулярного сообщения - 24 апреля 1900 г.
* Все даты даны по старому стилю.

Аналогов Кругобайкалки нет в мире. Это уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии.
О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных:
тоннелей - 41 (сохранилось 40: 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки (сейчас используется 38) и еще один - восточнее Слюдянки), каменных галерей - 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей - 3, мостов и виадуков - 248, подпорных стенок - 268, памятников архитектуры - 172.
Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.
Современный маршрут Кругобайкальской железной дороги сформировался в конце 50-х годов, после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г. и затопления участка, проходящего вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала. Несколько ранее, в 1947-49 гг. была построена более короткая перевальная дорога Иркутск - Большой Луг - Слюдянка и после завершения строительства на нее был переведен основной ход Транссиба. 89-км ветка Слюдянка-2 - Култук - Маритуй - Байкал стала после этого тупиковой, и именно она сегодня понимается под Кругобайкальской дорогой. Основным ходом Транссиба сейчас также является 171-километровый участок от Мысовой до Слюдянки-2, который ранее строился как часть Кругобайкальской дороги.
В настоящее время на дороге находится 4 станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и 1 разъезд (137 км). Дорога однопутная, второй путь (ближний к скалам) демонтирован.
Местное время - Иркутское, + 5 часов от московского, + 8 часов от Гринвича.
Количество населенных пунктов вдоль дороги - 12 (Култук, 154 км, Ангасольская, Шарыжалгай, 134 км, Баклань, Маритуй, Половинная, Пономаревка, Ивановка, Шумиха, Байкал); турбаз - 5 (134 км "Таёжная", 102 км "Шумиха", 98 км "Хвойная", 80 км "Ретро" и "Серебряный ключ").
Наиболее значительные водные преграды на пути - реки Култучная, Ангасолка, Большая Крутая Губа, Шабартуй, Маритуй, Большая Половинная, Большая Пономаревка, Ивановка, Большая Шумиха и Большой Баранчик.
Сроки строительства: строительство восточной части Кругобайкальской дороги от Мысовой до Танхоя началось в конце 1899 г.; затем прокладывался путь от Танхоя до Слюдянки, на более пологом и равнинном южном берегу Байкала; весной 1902 г. началось строительство самой сложной части дороги - от Слюдянки до станции Байкал. Работы по сооружению тоннелей начались 1(14) декабря 1902 г. Рабочее движение поездов по всему маршруту Кругобайкальской дороги открылось 18 сентября (1 октября) 1904 г., а 16 (29) октября 1905 г. она была принята в постоянную эксплуатацию и стала частью Забайкальской дороги в административном отношении.
Весь материал взят на сайте КБЖД.

Тем временем, все взявшие билеты расселись по вагонам. Нам, благодаря Диме, достался мягкий вагон. Сиденья развернуты попарно друг к другу, между ними столики, над проходами висели телевизоры, транслирующие передачу и материалы о Байкале. В динамиках вела рассказ экскурсовод, в проходах ходила проводница, помогала, предлагала кипяток. Поезд понемногу тронулся, народ начал понемногу раскрывать сумки, пакеты и прочие емкости и стал переходить к питанию ...
Делаем пару снимков в сторону уходящего вдаль порта Байкал.


Рассказывала экскурсовод интересно, за окнами потихоньку проплывали инженерные сооружения начала 20-го века, крутые скалы, лиственницы с одной стороны и постепенно раздающийся вдаль Байкал по другой стороны. Правда, фотографировать через стекло оказалось не очень здорово, получалось слегка размыто. Да и погода не способствовала особо красочным снимкам. Немного прошло времени, а мы уже сделали первую остановку - Шумиха. Открыли двери, проводницы устанавлили лестницы, по которым можно спуститься из вагонов на землю, народ вывалил на свежий воздух. Оказалось, что экскурсовод тоже вышла на воздух и взяв в руки мегафон продолжала рассказ. Здесь речь шла об инженерных сооружениях: упорных стенках, гидросооружениях, устройствах подачи воды в тендеры паровозов. Народ не сильно слушал, лез на скалы, вставал в картинные позы, делал постановочные кадры - "я на слоне", "я на слоне на плоту", "я под мостом" и т.д. В общем, люди вели себя по простому, не заморачиваясь ... Немного уподобились им и мы.


Проехали еще чуть-чуть - опять высадка. На этот раз нас ведут показывать галлерею, через которую мы пройдем пешком, а также "итальянскую" упорную стенку. Чуть дальше нее еще одна галерея. Все это можно было пройти ногами, осмотреть с близкого расстояния и оценить работу строителей. Все подробности того, как это строилось, что из себя представляют эти сооружения и все-все-все можно по уже указанной мной ссылке. Мне же остается показать несколько фотографий.




Следующая остановка в деревне Половинная, на берегу реки Большая Половинная. Здесь самая продолжительная остановка, около полутора часов. За это время желающие (да и мы тоже) пообедали у местных жителей, осмотрели доистопримечательности, среди которых старый американский паровоз, сохранившийся старый пролет моста через реку. Желающие (и таковые нашлись) успели искупаться. Правда, не в самом Байкале, а фактически в речке, но думаю температура воды от этого не стала выше. Опять фотографии.


Дальнейший путь до станции Слюдянка был уже не столь запоминающимся. Туристы все чаще предпочитали пить пиво и что-то жевать, чем смотреть по сторонам и восторгаться. Нам же периодически надоедало сидеть в мягких сидениях и мы выходили в тамбур, где через более высокие стекла удавалось рассмотреть больше. Опять же подпортилась погода и Байкал затянуло пасмурной дымкой. До После Култука, когда параллельно пошла действующая ветка Транссиба, я фактически перестал смотеть в окно. Осталось только несколько фотографий через стекло.


В Слюдянке весь поезд перецепили на электрическую тягу и после короткой остановки (мы слегка запаздывали из-за ожидания "матани" и потому стоянку сократили) отправились в Иркутск.
В целом ощущения от экскурсии.
- Честно говоря, к концу дня я даже немного устал от ничегонеделанья. Ведь рулить то было не нужно!
- Рассказывает экскурсовод, безусловно, интересно, но ее рассказ рассчитан больше на усредненную публику и достаточно поверхностен. Хотелось бы узнавать больше технических подробностей не читая материал, а слушать его, рассматривая объект рассказа.
- Большое количество народа. Ну очень большое. Если пытаться слушать экскурсовода, то к ней в окружение во время стоянок можно просто не попасть. А если быть просто недалеко, то уже часть и не слышно.
- Расстроило поведение туристов. Лезут на все мал-мальски подходящие для фотографирования места, даже если это напрямую запрещает экскурсовод. Пьют пиво (а то и крепче) во время движения и совершенно не интересуются тем, о чем рассказывают через ретрансляторы. Общее впечатление - для большинства это цирк, развлечение, а не познание нового. И уж тем более никакого трепета перед творением рук наших предков. Видимо, это экскурсия, которую обязательно надо посетить, но сама по себе она им не интересна.
- Сделали вывод. Чтобы понять и посмотреть Кругобайкалку, надо пройти ее пешком от Слюдянки до Байкала. Это возможно, и над этим стоит крепко подумать. Однако в целом поездка этого дня очень интересна и запомнится нам надолго.
А день на сегодня закончился коротким ужином и крепким сном на надувном матрасе. Назавтра нас ждала Листвянка и обратная дорога.

 

День седьмой. Рыбно-ездовой.

20.07.07 Иркутск - Слюдянка - Иркутск - Нижнеудинск. Старт 07:07, финиш 22:32. Ходовое время порядка 13 часов, прошли 637 км.


На последний день пребывания в Иркутске у нас было запланировано два дела - поездка в Листвянку и покупка рыбы, а точнее повсеместно известного байкальского омуля. С первым делом было попроще - подъем опять около полшестого утра по новосибирскому времени, забрать машину со стоянки, подогнать ее под погрузку, собрать вещи и прибрать за собой в гостеприимной квартире. И вот мы уже колесим по городу в поисках Байкальского тракта, с которого доступен выезд на Листвянку. Попутно нам нужен был магазин для подзаправки продуктами. В результате некоторых поисков было найдено и то, и другое и мы спокойненько катимся вдоль Иркутского водохранилища. По сторонам явное засилье коттеджных поселков и, судя по всему далеко, не бедных людей. Чтобы здесь добраться до берега Ангары, а точнее водохранилища, надо, видимо, прорваться через кордоны шикарных дач. Но задерживаться не в наших планах. Около половины девятого мы уже в Листвянке. Конечно, она сильно изменилась за те два года, что я здесь не был. Построено большое количество приличных отелей, магазинчиков и прочих зданий, в первую очередь ориентированных на туристов, к тому же с явным уклоном в иностранную сторону. Даже того самостийного базарчика, на котором я покупал омуля два года назад, уже не было, а вместо него построили серьезный рынок, правда, со столь же серьезными ценами. Прогулка по Листвянке была лишь ознакомительной, а отнюдь не развлекательной, и потому мы не стали подниматься на подъемнике на ближайшую гору для обозревания окрестностей.


В целом, Листвянка не произвела впечатления. Нет в ней души. Одна коммерция осталась. Зато на обратном пути специально зашли, и надолго, в Музей Байкала. Точное его название, конечно, другое, но он целиком посвящен Байкалу, его флоре и фауне, его истории и настоящему дню. Мы долго ходили по его немногочисленным залам, слушали отличного экскурсовода, который сам является научным сотрудником, к тому же великолепным рассказчиком, любовались нерпами, живущими в холодном аквариуме, узнали наконец, кто такие гамарусы и чем они страшны ... Потом спустились в отдельное помещение, в котором мы совершили виртуальное погружение на дно Байкала. Из музея не хотелось уходить, но время уже звало в дорогу.

Добрались до Иркутска, добрались до офиса, встретились с Димой. Он довел нас до центрального рынка, помог с выбором омуля, проводил до выезда из города. Попрощались. Дима двинул обратно, а мы начали наматывать километры пути к дому. Около двух часов дня. Теперь перед нами маячили другие горизонты, солнце садилось прямо перед нами и сутки растянулись на лишний час. Обратная дорога, конечно, была проще, так как на ней уже не было неожиданностей. Скурпулезно ставились путевые точки, писался трек, и с каждым часом мы становились все ближе к Новосибирску. Фотографий на обратном пути, кстати, делалось тоже больше.





Тулун опять прошли по объездной, хотя явно просилось проехать его через центр, так точно было бы проще. К вечеру заходящее солнце и клубы пыли фактически сводили к нулю видимость. Только небольшое количество встречных и отвратительная, в огромных ухабах, дорога спасали от сложных ситуаций. В этот день ехали столько, сколько позволяли силы и видимость. Часам к 9 нашего, а соответственно 10 местного стали подыскивать подходящую площадку для ночлега. В результате освещенная стоянка возле какой-то круглосуточной кафешки под Нижнеудинском показалась нам приемлемой. Подоткнули машину поближе к фонарям, откинули передние сиденья и провалились в сон.

 

День восьмой. Культурношокирующий-финишный.

21.07.07 Нижнеудинск - Тайшет - Канск - Красноярск - Кемерово - Новосибирск. Старт 04:30, финиш 02:13 (22.07.07). Ходовое время порядка 20 часов, прошли 1278 км.


Ну на самом деле предварительно не было такой идеи, чтобы домой вернуться на восьмой день поездки. У нас был еще девятый день, воскресенье и все было рассчитано так, чтобы в Новосибирск приехать примерно в обед воскресенья. Но вышло все несколько иначе.
Где-то в 4 утра нас разбудили шум и гам подвыпивших ночных обителей кафешки. Как мы выяснили друг у друга, они же мешали нам спать и ночью и тогда мы порешили, что в дальнейшем места для ночевки будем выбирать подальше от людей. Во всяком случае, выспаться не помешают.
Уснуть уже не представлялось возможным, да и чуствовали мы себя достаточно бодро. Решили ехать. Сначала чтобы отъехать подальше и, возможно, еще поспать. Но буквально сразу мы въехали в Нижнеудинск, до которого вчера не доехали буквально чуть-чуть. Потом уже спать расхотелось. Потом понемногу разошлись и на завтрак тормознули уже около 10 часов. Пруд, возле которого остановились завтракать, присмотрели еще на пути туда. Теперь же нам компанию составляли три рыбака, периодически машущие удилищами и пяток новеньких КАМАЗов, водители которых, видимо, здесь ночевали, а сейчас разогревали моторы перед началом движения. Завтрак как обычно отнял около часа, но был плотным и серьезным, ибо в следующий раз питаться предстояло не скоро.


Примерно в 7 часов мы миновали Тайшет. А вот после него ждал нас культурный шок. Потребности заставили посетить небольшое придорожное заведение. Однако класс этого заведения, безусловно, соответствовал семи звездам по пятибалльной шкале. Это было что-то типа придорожного комплекса гигиенического обслуживания. Внутри душевые, санузел, прачечная, гладильная. Все отделано кафелем, все блестит и сияет чистотой. И несмотря на 7 утра, все это заведение снаружи уже намывают три женщины. Класс!!! Когда бы все придорожные заведения были подобного уровня, да к тому же если бы сама трасса соответствовала им, то думаю, что жизнь на этой части трансроссийской дороги была бы совсем другой. Если вы захотите воспользоваться этим чудом, ищите его на трассе М53 примерно посредине между речкой Бирюса и Тайшетом. Точные координаты 55°58,285' 97°54,912'.
После Точильного (в сторону Новосибирска) асфальт идет кусками. За Ингашем он становится получше, но не появляется совсем, а как бы дразница то появляясь, то исчезая и не давая разогнаться и расслабиться. Иланский и вот наконец, последние километры дорожного кошмара - мы подъезжаем к Канску на его "шикарную" объездную.



От Канска до Красноярска по нашим теперешним мерками - рукой подать. Но именно здесь мы "потеряли" место первой нашей ночевки и ту кафешку, возле которой умывались рано утром 15.07. Вроде бы внимательно смотрели по сторонам, кафешка - не палатка возле дороги, но нам она так и не встретилась. Не иначе имеют под собой основания легенды о кораблях-призраках, инопланетных блюдцах и блуждающих кафешках. Заманит такая к себе усталых путешественников и пропадут они с трассы М53. В общем, будьте осторожнее ;)
К Красноярску мы уже подъезжали с чуством внутреннего недоверия. Старались не пропустить ни одного указателя и не пропустили - увидали указатель на Дивногорск и вспомнили про знаменитые столбы. Пытались даже рассчитать время, чтобы хватило немного посмотреть и не слишком задержаться. Однако очередной звонок другу развеял наши надежды - времени на "посмотреть" надо потратить достаточно много, примерно полдня минимум, иначе нет смысла. Значит откладываем Столбы на потом и смело двигаем в Красноярск.
В результате внимательного отслеживания дорожных указателей и некоторой доли здравого смысла, приправленной логикой, дали нам возможность не блукать по Красноярску и не искать нужных развязок в его центре. Суммарное время на прохождение города, безусловно, велико - минут около 50, но для гостей города, думаю, простительно. Вот мы уже миновали Дрокино и снова попали на неплохую двухполоску в каждую сторону. Но здесь нас стали догонять и обгонять перегоны. Причем если до Красноярска они шли пыльные и грязные, заляпанные и замотанные скотчем, то после Красноярска в основном стайками уходили вперед чистенькие, отмытые и ставшие враз разноцветными японские малолитражки. Так, наперегонки с ними мы и подобрались к Ачинску.

Где-то в районе Ачинска и пришла в голову мысль, сначала робкая, но укреплявшаяся с каждой сотней километров. Надо сегодня добраться до дому. Причем никакого аврала, никакого увеличения крейсерской скорости в 100км/ч. Просто по времени мы будем в Новосибе около двух - трех часов ночи. Ну ничего страшного. Во-первых, можно свернуть с трассы и поспать фактически в любых кустах, если будет такая потребность, а во-вторых ночью передвигаться должно быть попроще из-за уменьшающегося количества машин, а в-третьих самая "ночная" часть придется на перегон от Кемерово до Новосибирска, который я знаю достаточно хорошо. Ну что ж - раз решение есть, надо его выполнять. Немного блуканули в Мариинске, видимо "зевнув" или неверно трактовав указатель. Но зато наборали воды из колонки, чтобы перед самой ночью помыть стекло от разбившейся мошкары. Иначе свет встречных фар слепить будет нещадно на грязном стекле. В Кемерово мы въезжали без пятнадцати минут десять вечера. На город понемногу спускались сумерки. И вот последняя фотография и этого дня и путешествия целиком - газовый факел в Кемерово.

Как и планировали, перед выездным постом из города тормознули около "Подорожника", промыли стекло и фары, приготовились к финишному перегону. Только откатили с площадки - были остановлены скучающим сотрудником ДПС. Он поинтересовался ноутбуком, целью путешествия, погодой и количеством отдыхающих на Байкале. Информация, что я ему сообщил, его кажется расстроила - он, отдав документы, молча козырнул и отошел. Мы же мало помалу, не выходя за границы своей привычной скорости, двинулись в сторону Болотного. По дороге для лучшего контроля еще раз воспользовались энергетиками. Дорога была знакомой и уже практически не запоминающейся. Полдвенадцатого миновали юргинский пост. В двенадцать были в Болотном. А уже в полвторого ночи мы въезжали в Новосибирск. Улицы его вопреки ожиданиями были достаточно полны машинами, что, конечно, снизило скорость. Но уже в 2.13 мы закатили машину в гараж и пошли к дому. Байкальская экскурсия была окончена.

 

Некоторые цифры и замечания напоследок.
Общий пробег за время поездки составил 4683 км. Общий расход бензина (в основном 96-го, но местами использовался и 92-й) оказался 510 литров. Таким образом расход составил 10,9 л/100 км. Для трассы (в основном, примерно на 95%) на двигателе 2,7л считаю это неплохим показателем. Правда, и ездил в основном на заднем приводе, за исключением паршивых участков М53, да побережья Малого моря.
Перед поездкой никакой специальной подготовкие машина не подвергалась, за исключением пары моментов. На бампере была снята специальная заглушка, без которой удобнее цеплять трос. Это не пригодилось. А также перед поездкой я оклеил переднюю часть машины строительным скотчем, думая уберечь морду от мелких царапин и сколов. Фактически весь скотч облетел еще на первых сотнях метров пути. За то тот, что остался, пришлось смывать уайт-спиритом уже после возвращения. Ни от чего особого, конечно, эти остатки не защитили. Все прилипшие за поездку мухи были благополучно отмыты Керчером на мойке. Следы скотча смывал самостоятельно. Из поездки привез скол на стекле над левым дворником, в паре мест сколы краски по бамперу, да след удара камнем на фаре.
Безусловно, данную поездку можно назвать лишь экскурсией. Мы совсем немного посмотрели на священное море, узнали что за дороги ведут к нему. Но теперь мы знаем, что доехать до него можно, что на Байкале существует масса интересных мест, в которые мы, я надеюсь, еще вернемся.

 

Треки и точки


Треки по дням:
14.07.07 - 590Kb
15.07.07 - 549Kb
16.07.07 - 186Kb
17.07.07 - 36Kb
18.07.07 - 181Kb
20.07.07 - 366Kb
21.07.07 - 760Kb
Точки общим итогом:
Путевые точки - 47Kb