Заметки и фотографии предоставлены автором - Коныром Лазковым. Лексика и орфография сохранены.


...Вернувшись месяц назад домой в Новосибирск из поездки на Байкал, сделал для себя несколько выводов, главным из которых можно считать окрепшее убеждение - автотуризм - это главное завоевание современности человека кочующего. О впечатлениях можно рассказывать часами. Но... В одном и том же камне (дереве, реке, облаке и т.д.) каждый видит свое и мнения при этом могут оказаться полярными. Поэтому оставлю составление красочных описаний на долю тех, у кого это лучше получается и поделюсь своими заметками, которые могут пригодиться при планировании путешествия на Байкал. А то, что на Озере просто обязан побывать любой уважающий себя автотурист, лично у меня сомнений нет.

Дорожные условия.
- До Канска проблемами о дороге можно не забивать себе голову - сейчас это некий диапазон от "вполне приемлемо" до "идеально".
- Забудьте об объездной дороге вокруг Канска!!! Нет, пожалуйста - если есть желание попрактиковаться в ненормативной лексике, потренироваться в танцах по педалям и виртуозном владении штурвалом вашего судна - добро пожаловать! Я же настоятельно советую проехать прямо в город мимо доброжелательного указателя налево. Дорога на порядок лучше (хотя и здесь надо учитывать характер наших городских дорог), значительно короче и не такая уж запутанная (ну спросите вы пару раз, "как пройти в библиотеку")! 
- Сразу за Канском остановитесь, сядьте в позу "лотоса" и запрограммируйте себя на "спокойствие, только спокойствие". Диапазон здесь значительно шире. Есть куски в несколько километров, по которым не замечаешь набора скорости до 140км/ч. Есть "направления", обозначенные кажущимися совершенной абракадаброй в таких условиях - М53. Встретите все - разбитый асфальт, гравий, крупную щебенку, набитую "стиральную доску", песок, глину, объезды… и все это - непредсказуемый калейдоскоп. Но, не так страшен черт, как его малютка! Надо просто настроить себя на примерно 500 км такой дороги, заканчивающейся где-то за Талуном. В качестве десерта рекомендую не забывать, что осенью 2009г. несколько километров трассы именно в этом месте смывало и движение было парализовано на несколько суток. Следите за сообщениями через Интернет!
- До Иркутска, Листвянки проблем нет.
- Если решили из Иркутска поехать на Ольхон, Малое море - есть нюансы. Шикарная дорога идет через Усть-Бурятский округ до Еланцов. До цели - рукой подать! Но, где-то за Еланцами мы прощаемся с асфальтом (не считая небольшого кусочка в поселке МРС). Начинается щебеночная дорога со значительными кусками набитой гребенки ("стиральная доска") при вылете на которую начинается вибрация вплоть до отрывания отдельных кусков салона. Местные летают здесь со скоростью под 80км/ч, реализуя принцип "больше скорость - меньше ям". Не советую следовать их примеру (нам же еще в обратный путь более 2000 км)! Выходов несколько: снизить скорость до разумной (иногда это - 20км/ч, иногда - 60); снизить на пару десяток давление в шинах; максимально использовать параллельные грунтовые дороги (имеются практически на всем протяжении щебенки).
- Переправа на Ольхон. После введения в строй второго большого парома проблемы если не исчезли, то значительно уменьшились. У меня было четыре переправы в разное время - дольше часа ни разу не стоял. Правда, надо иметь ввиду, что я был в начале-середине июля, это чуть раньше пиковой нагрузки.
- Ольхон. До Хужира дорога абсолютно идентична предыдущему куску. Далее, до северо-восточной оконечности острова - в основном ровная грунтовка. Экзотическое исключение составляет хороший кусок в районе Песчанки. Подъезды к ней - лесная разбитно-ухабистая дорога. С непривычки (или, точнее - с отвычки) несколько раз останавливался, чтобы разведать более безопасный, сносный для проезда путь. В районе самой Песчанки - как следует из названия - песок. В принципе, при хороших навыках бездорожья - проехать можно даже на классике. Учитывайте только погоду - если прошел хороший дождь (что на Ольхоне летом маловероятно), лучше не рисковать.
- Побережье Малого моря. Та же знакомая до боли крупная (местами - очень крупная) щебенка. На скорость больше 40 км/ч лучше не рассчитывайте.

Навигация.
Если не планируете экспериментировать с дальними радиальными выездами, то наличие GPS-навигатора - не более, чем понты. Примерно то же касается и топографических карт. Указатели на всем протяжении маршрута вполне удовлетворительны для безостановочного проезда. Желательно иметь подробный атлас дорог (просто веселее ехать, когда знаешь, куда едешь). Рекомендую заранее запастись отдельными картами-схемами Кемерово, Красноярска, Иркутска. Если Кемерово можно без проблем проехать по указателям, а Красноярск - по объездной дороге (настоятельно рекомендую - отдельное удовольствие в прямом смысле слова!), то Иркутска вам не миновать. У меня за штурмана была жена. Большого опыта в этом у нее не было. Тем не менее, определение места положения и требуемого направления движения по названиям улиц особой сложности не представила. Следует учесть только то, что в Иркутске необычайно популярны улицы с односторонним движением, что придает дополнительное веселье при движении на машине по незнакомому городу!

Питание.
На трассе.
(Общее замечание - когда я пишу "кафе", это означает пункт питания с горячими блюдами. Вывеска над ним может быть какая угодно.)
Каждый имеет свое представление, как лучше всего питаться на маршруте. Мы с утра готовили термосы с чаем и кофе, плюс нарезку из колбасы, сыра и хлеба. Этим перекусывали в первой половине дня (иногда - не останавливаясь, а прямо на ходу машины). Пообедать (позавтракать, поужинать) можно в многочисленных кафе на трассе на всем ее протяжении. Соотношение цена-качество нас вполне устраивало (и это с учетом того, что в команде были две женщины и ребенок).
Прибайкалье.
Малое море. Кафе есть, но меньше. Мы обедали на какой-то турбазе, возле которой висело радушное приглашение.
Ольхон. Центр цивилизации - Хужир. С питанием проблем нет (магазины, кафе).
Отдельная поэма про байкальские "изюминки". 
Позы. Для тех, кто не знает - позы напоминают манты, но только меньше по размерам. Состав фарша может варьироваться. Самые вкусные мы ели в Ельцах: рубленая говядина с луком и салом. Продают повсеместно. Очень часто слово "позы" (без пояснений и добавлений) можно увидеть вместо вывески. Мы были готовы их есть три раза в день в неограниченных количествах.
Омуль. Наиболее часто встречаемые варианты - холодного или горячего копчения и вяленый. Я - любитель пива, просто забыл на Байкале, что его можно пить еще с чем-нибудь другим. Продают также практически повсеместно. Цена смешная: 30-40 руб. за приличный хвост.

Проживание.
Комфортабельные гостиницы (мотели, номера и т.д.) по трассе есть, но мало и дорого. Мы для ночлега выбирали придорожные кафе, имеющие свою территорию, на которой уже стояли "дальнобойщики". Женщины спали в машине, мы с сыном ставили рядом палатку. Получался достаточный уровень комфорта (туалет, горячий завтрак, а в одном месте - баня) плюс безопасность.
В Иркутске рекомендую снимать квартиру. Номер телефона фирмы (к сожалению потерял) увидите на билборде на подъезде к городу или заранее пошукайте в Интернете. На наш взгляд - это идеальный вариант: за полторы тысячи вы получаете благоустроенную однокомнатную квартиру. Количество проживающих фирму в принципе не интересует. Возможна доплата за дополнительные комплекты белья.
Ольхон. Огромное количество предложений в частном секторе Хужира от 200 до 700 руб. с человека в сутки. Цена зависит от степени комфорта и набора дополнительных услуг. Варианты остановок на базах не изучал, но они, безусловно, есть.

В заключение - несколько общих замечаний.
Если у вас в запасе меньше семи суток - лучше выберите другой маршрут. Оптимальный вариант: 12-14 дней. Обязательно хотя бы один полный день подарите себе на Ольхоне. Если времени мало - пожертвуйте Листвянкой.

Желаю всем хорошей дороги и приятных впечатлений!

Коныр Лазков.


Далее фотографии автора.

Разноликая М-53




Интересная топонимика


Первое знакомство с Байкалом


Паром на о.Ольхон


Паромы в Ольхонских воротах


Бурхан (о.Ольхон, с.Хужир)


Ольхон. Мыс Бурхан. Скала шаманка


Ольхон. Для тех, кто не знает


Ольхон. Залив у с.Хужир


Ольхон. Сосны на пляже у с.Хужир


Ольхон. Храм в с.Хужир


Ольхон. Вечер


Ольхон. Путешествуя по кромке Байкала



Ольхон. Завтрак туриста


Ольхон, Песчанка


Ольхон, Песчанка. Ходульные деревья


Малое море


Малое море. Мыс Уюга


Устье р.Анга (близ с.Еланцы)


Какая у нас, оказывается маленькая машина!


Жилищные условия