Пролог. Август, 2013г.
Полученная полугодовая шенгенская мультивиза не давала покоя: не зря ж мы ее получали, надо еще куда-нибудь съездить. Но куда? И когда? Лимит отпуска практически выбран. В ноябре, правда, длинные выходные и если прихватить еще несколько дней, то можно набрать дней 8-9. Но куда в ноябре? Темнеет рано, световой день короткий, да и погода… В Скандинавию точно нет, в Альпы рискованно – перевалы могут быть закрыты. Где мы еще не были? Да много где… Франция, Португалия, Испания, Италия… А почему бы и не Италия?

 

Почему мы решили заезжать туда именно через Милан, я не смогу объяснить :) Но решение принято, и мы летим в Италию, город въезда/выезда – Милан.

Следующий пункт – билеты. Сначала хотели полететь родной S7, и даже нашли билеты на нужные нам на даты по устраивающей цене. Пытались забронировать через интернет. Постоянно ошибка «Извините, произошел сбой в системе» или что-то типа того. Гугл написал, что такие вещи у них бывают, что тариф этот выставлен для ознакомления, и купить билеты по этой цене иногда невозможно. Обидно. Стали искать дальше. Оказалось, что в это же время и за аналогичные деньги летят в Милан через Киев Международные Авиалинии Украины. Ну и ладно, полетим МАУ. У них билеты купили без проблем.

Вопрос №2: на чем перемещаемся по Италии? На многих сайтах пишут, что лучше всего на поездах/электричках. Что в Италии очень много камер видеофиксации на дорогах, что в городах ZTL (зоны ограниченного въезда), а въезд туда карается серьезными штрафами, которые вы можете получить даже спустя год после поездки, что автомагистрали платные. Честно скажу: мы все это прочитали уже после того, как арендовали машину. Так что мы едем по Италии на машине, посмотрим, что у нас получится.

Глобально – Италия. Куда дальше? В этот раз разработку маршрута доверили мне. А я жадная, хочу все сразу и побольше. Поэтому пыталась охватить всю Италию. Но быстро поняла, что не получится. Милан, Генуя, Пиза, Флоренция, Рим… А дальше был выбор между южным направлением (Неаполь) и северо-восточным (Венеция). Начиталась, что в ноябре в Венеции наводнение из-за ветра, который дует с моря, и дождей. Что площади залиты водой и без резиновых сапог никак. Поэтому выбрала южное направление, да и честно говоря, Помпеи лично мне интересны больше каналов Венеции :) Нитка такая: Милан (Мальпенза) – Генуя – Пиза – Флоренция – Рим – Неаполь (Помпеи) – Римини – Верона – озеро Комо (Беладжио) – Милан (Мальпенза). Дальше будем смотреть по обстоятельствам. Техническая сторона вопроса (карты, навигаторы, интернет и т.п.) – Дима. Осталось собрать чемодан :)

02.11.2013г. Новосибирск, +6, пасмурно.
Взлетели вовремя. Самолет небольшой, Boing 737-500, оказались в самом хвосте.

02.11.2013г. Киев, +8, пасмурно.
Аэропорт "Борисполь". Внешне все очень цивилизованно. НО! На пересадку с рейса на рейс мы потратили 1,5 (!!!) часа. По неизвестным нам причинам в Толмачево не могут распечатать посадочный талон на рейс Киев-Милан. Для того, чтоб его получить, стоим в очереди. Затем стоим в очереди на контроль безопасности. Все объяснимо: одновременно прилетели несколько самолетов. Но количество транзитных пассажиров как-то можно спрогнозировать. Ну, посадите вы еще людей на оформление посадочных талонов. Еще и места достались не вместе :(
На этот раз Boing 737-400, он побольше. Летим в Милан.

02.11.2013г. Милан (Milano), +16, пасмурно.
Прилетели, забрали багаж, пошли искать офис нашей прокатной конторы. Нашли не сразу (если что – надо спуститься на -1 этаж). Мы бронировали маленькую экономичную машинку типа Nissan Micra, но достался Opel Meriva. Посмотрим, сколько кушает этот бегемотик. Загрузились, настроили навигатор, вбили адрес гостиницы – поехали! Похоже, ZTL Милана мы проехали насквозь :( Посмотрим, чем нам это обойдется.
Нашли гостиницу (Hotel Garden, вполне себе), заселились, оставили машину (у отеля своя бесплатная парковка), поехали смотреть Duomo de Milano. Поднялись на террасы (билет пешком на взрослого 7 евро, на лифте 12, кассы с правой стороны собора, а лестница с левой, лифт еще дальше слева). Вечер уже, конечно, но все равно – зрелищно. Походили по центральной площади, поужинали – и в гостиницу. Мы на ногах уже больше 20 часов. У отеля небольшой минус – слышимость хорошая, но мы это только утром заметили, спали как убитые.

Перелет в этот раз дался как то проще. Расстроила только совершеннейшая апатия сотрудников МАУ и отсутствие внимания к собственным пассажирам. Ну да ладно, в конце концов это всего лишь перелет. Хотя перелет (хороший) - это уже часть путешествия :)
В аэропорту Мальпензы не сразу нашли стойку Goldcar, навигация по аэропорту не очень. Пришлось побегать. Если вдруг потеряетесь - ищите снаружи парковки с прокатными машинами, а там вас направят в нужную сторону.

То, что бесплатно повысили класс автомобиля - это, конечно, хорошо. Но вот что расход у Меривы больше, чем расход у Микры - это совершенно точно. Это надо учитывать при планировании затрат.
Кроме того, по моему теперешнему ощущению, не нужно связываться с системой "полный бак при получении машины и пустой бак при возврате". Дело в том, что по факту вы просто оплачиваете стоимость полного бака при получении машины дополнительно к стоимости проката, причем цена горючего за литр будет явно завышена. Проконтролировать это сложно, так как на момент получения машины (а тем более если повышают класс) вы вряд ли будете знать объем топливного бака и текущую точную стоимость горючего за литр.
При получении ваучера на бронирование Микры стоимость аренды составляла 114,29 евро, а ответственность выражалась фразой Full Insurance, ZERO Deductible (refundable). При внимательном изучении ваучера обнаруживалась еще одна цифра - Excess: 800 EUR. Потенциально я был готов к тому, что эту сумму заблокируют на карточке до возврата автомобиля. Но это же за Микру. А вот аналогичная сумма за Мериву была уже в два раза больше, а таких средств на карточке просто не было предусмотрено. Поэтому пришлось взять полную страховку, которая обошлась еще в одну стоимость аренды. Итого, на стойке Голдкара мы отдали чуть больше 360 евро. Зато ездили с легкой душой, защищенные на все сто.
В общем, внимательно читайте условия аренды, имейте запас средств в наличке или на карточке и не ищите совсем уж дешевых условий. Это никогда к хорошему не приводит :)

 

 

03.11.2013г. Милан (Milano), +14, пасмурно.
Проснулись, конечно, рано. Ночью был дождь. Позавтракали, выселились, поехали в Геную (Genova). Туман. Выехали на автобан. На выезде на него берешь билетик (просто берешь, ничего не платишь), при съезде с него предъявляешь этот билетик, посчитают, сколько должен.
Долетели до Генуи, дорога очень живописная, но извилистая. Тепло, +20. Остановились на стоянке Марина-парк. Там, кстати, есть парковка для кемперов и станция метро рядом. Оттуда пошли к маяку Латерна (Lanterna di Genova). Идти изрядно, почти 5 км. Дошли. Не ожидали такого облома. Я знала, что на маяк можно подняться только в выходные и праздничные дни с 10 до 18. Но оказалось, что с 14:30 до 18:30. Времени – 12:00. Ну обидно же! (Уже после поездки, с трудом, нашли расписание работы на сайте маяка) Расстроились, пошли обратно. Ладно, у нас в планах поездка по ж\д до Касселы. Дошли до ближайшей станции метро, доехали до станции де Феррари, дальше пешком до площади Манин (piazza Manin) и по указателям до вокзала. Если вы решите пойти туда пешком, то на площади Манин есть заправка Essо. Так вот, стоя лицом к заправке с правой стороны будет лестница. Поднимаетесь по ней и попадаете на вокзал. Пришли. Ближайший поезд почти в 3, а сейчас еще и 2 нет. Но район вокруг сплошь старой застройки. Решили остаться и походить вокруг (porto de S. Bartolomeo). Выпили местного итальянского пива в ближайшем баре (оказалось весьма неплохо), дождались ближайшего поезда и поехали. Да, действительно, очень красиво.
Каселла (Casella) – место, где я хочу встретить старость. Маленький, чистый, уютный городок. Прямо на улице стоит будочка-автомат по продаже молока. При нас привезли свежее. Купили (1литр/1евро). Поезд стоит около получаса (но можно уехать и на следующем или остаться там). Мы возвращались на этом же, чуть не опоздали. В Геную вернулись уже затемно, а нам еще до Пизы ехать. Отель забронировали чуть дальше Пизы, навигатор привел к повороту, а там кирпич – частная дорога. Поехали искать другой свороток, петляли, не нашли, плюнули и поехали под знак по частной дороге – не расстреляют же. Добрались до отеля, заселились, поужинали и спать.

Генуя - это для меня первое откровение Италии. Милан как то не впечатлил, хотя наверняка есть на что посмотреть. А может уставшие были, да и времени немного. Но Генуя! Температура за двадцать тепла, пальмы, море ... Ноябрь? Не, не слышал! :)
Трассы Италии (т.н. autostrada) - отличные, ровные, с хорошей разметкой, а в воскресенье с утра еще и пустые. Один минус - платные, но ведь за все надо платить :). При проезде пункта оплаты нужно выбирать синие или белые полосы - там рассчитываются наличкой или карточкой. На синих через автомат, на белых - вручную через сотрудника. Желтые - система Telepass, на прокатных машинах она отсутствует. Если въезжаете на автостраду, то просто подъезжаете к шлагбауму и берете уже выдвинутый из автомата билет. Шлагбаум открывается - вперед! При съезде заправляете билет в автомат или отдаете сотруднику, на мониторе рядом указывается сумма для оплаты. Оплатить можно банковской картой или наличкой - монетами и бумажными деньгами. За одним надо следить - при подъезде к таким пунктам оплаты машины начинают вразнобой рассыпаться по разным полосам, будьте внимательны, следите по зеркалам за обстановкой. Ну и чтобы там не было нарисовано на асфальте, ориентироваться надо на большие вывески над шлагбаумами. Пару раз пришлось сдавать назад и переезжать в соседний ряд. Ничего страшного, аварийка и медленно задний ход. Подъезжающие сзади, конечно, посигналят, но скорее для порядка, чем всерьез. Вот темнело только рано, но по автострадам ездить вполне можно.
В Каселлу на узкоколейке надо съездить. Во-первых очень аутентично, один маленький вагончик, старенький, но чистый. Попутчиками оказались итальяно-англичане с кучей детишек, было прикольно. Во-вторых сама Каселла стоит того, чтобы там погулять до следующего поезда (рассчитывайте время). Глядишь, по дороге до Каселлы, вы найдете деревеньку своей мечты :)

 

 

04.11.2013г. Рядом с Пизой, +14, пасмурно.
Вернулись в Пизу (Pisa) – как же не увидеть пизанскую башню. Нашли парковку рядом с Пьяцца де Мираколли (Piazza dei Miracoli). Пошли смотреть. Я видела Пизанскую башню на фотографиях. Ну да, наклонилась. Но живьем это гораздо больше впечатляет. Еще чуть-чуть – и упадет. Гнетущее впечатление. Походили вокруг башни, собора, баптистерия. Все закрыто, еще слишком рано.
У нас в планах крепость Верукка, до которой надо идти пешком в гору, а небо хмурится. Не стали ждать открытия, поехали в Кальци (Calci). Там поблудили немножко, но нашли начало маршрута, рядом с церковью 13в. Еще и у местных уточнили. Да, все верно. Переобулись в трекинговые ботинки и пошли. Маршрут категории «hard walk», по лесу, дорога каменисто-глинистая, в дождь скользко будет. Шли-шли, вот уже просвет между деревьями, вышли – дорога. Без асфальта, но подъехать можно. Не к самой крепости, конечно, но достаточно близко. И табличка чудесная: здесь с ноября по январь охота на кабанов. Кого больше бояться… Ладно, немножко осталось, крепость уже видно. Залезли. Панорама – дух захватывает. Сама крепость не реставрируется, как построили в средние века, так и стоит, разрушается потихоньку, с 16 века без ремонта. Правда, все входы в нижние помещения аккуратно закрыты бревнами, но спуститься посмотреть можно (там темно и мусорно). К сожалению, погода портится, надо спускаться. Едва успели сесть в машину – пошел дождь. У нас на сегодня еще Флоренция была в планах, но вот почему-то не хочется. Хочется в маленький городок с местной кухней и вином. Так что Флоренция в другой раз, едем в Панцано-ин-Кьянти (Panzano In Chianti), отключив в навигаторе движение по автобанам. Петляли-петляли, добрались. Видимо, это и есть сиеста. 4 часа дня, все закрыто. Даже то, что обещают открыть в 4. Подождали - подождали, да и решили ехать в соседний городок, где у нас забронирована гостиница, но напоследок все-таки пошли в винотеку еще раз. Вау! Открыто! Хозяин лет 65, ни слова по-английски, все на итальянском, но мы друг друга поняли. Итог – 3 бутылки вина. Едем в гостиницу.
Добрались, нашли гостиницу. Чудесная хозяйка, тоже, правда, ни слова по-английски. Но парень (сын или сосед) помог. Спросили, где можно поесть - в городе, Кастелине т.е (Castellina In Chianti). Но по их меркам еще очень рано для ужина (и это около 6 вечера), заведения м.б. еще закрыты. Но мы сегодня только завтракали, потому поехали найти хотя бы продуктовый магазин. Поехали. Начался дождь. Нашли пиццерию. Пиццу готовят в печке, на огне, пицца вкуснющая. Дождь перешел в ливень. Тем не менее, надо возвращаться. Не зря я зонтик с собой взяла. Завтра у нас по планам Рим.

Тоскана - это второе откровение Италии. Шикарные холмы, мельчайшие городишки, кипарисовые рощи, виноградники ... Периодически на холмах проглядывают башни крепостей или из деревьев вдруг возвышается колокольня церкви. Все очень спокойно и умиротворенно. Про крепость Верукку мы прочитали заранее и ехали туда специально, но, такое ощущение, что там возле каждого городишки можно найти подобную крепость.
Тропинка от закрытого монастыря к крепости не совсем чтобы простая, но и не слишком сложная. Однако, если покрутиться вокруг, то можно найти автомобильную грунтовку почти на самый верх холма Монте Верукка. Оттуда до самой крепости ходу 15 минут с крутым подъемом к самим остаткам крепостных стен. А от монастыря наверх прогулка займет около часа в одну сторону. Но мы не пожалели. Даже низкая облачность не испортила впечатления от крепости. Чем-то она похожа на Бездеж в Чехии. Этим камням почему-то веришь сразу ...
Ну и хозяин винотеки в Панцано - это конечно пять баллов! Поначалу немного расстроило нас, что в четыре часа дня никому ничего не надо - магазинчики и кафешки закрыты. Записка, что откроется в четыре - в четыре никого нет и вообще движения не видать. Но, если проникнуться духом Тосканы и перестать куда-либо торопиться ...
Вот тут вам и попадется такой замечательный специалист по вину и все вам расскажет и даст попробовать и, даже если вы совершенно не знаете итальянского, вы все равно его поймете и купите у него пару бутылок отличного вина, чтобы потом, дома, вспомнить о тех замечательных местах.

 

 

05.11.2013г. Кастеллина ин Кьянти, +10, туман.
Остановились на ночь в B&B отеле La Roverella. Если вам случится остановиться в тех местах – вот просто очень рекомендую. По пути в Рим заехали в Чивиту-ди-Баньореджо (Civita di Bagnoregio), умирающий город, как его называют. Город основан более 2000 лет назад, в эпоху этрусков. ИМХО – простоит еще столько же. Место очень туристическое, но посетить стоит. Мы были там в 10 утра, еще никого нет, пиццерии/траттории закрыты. Весь городок можно обойти за полчаса. Основное население – кошки.

05.11.2013г. Рим, +20, солнечно
Запуганные ЗТЛ, остановились где-то на задворках Рима: до метро около 2 км. Правда, у отеля есть бесплатный трансфер до метро. Ближайший в 4, а сейчас 2, не хочется время терять, пошли пешком. Идти по обочине дороге, тротуара нет, но зато со всех сторон есть развалины древнеримских строений. Дошли до метро, хотели успеть в Колизей. В этот период билеты туда продают до 15:30, а работает он до 16:30. Не успели, походили вокруг, пошли в Санта Мария Маджоре. Хотели подняться на колокольню, но неожиданно для себя попали на экскурсию в капеллу Боргезе. Экскурсия для итальянских туристов, но нам объясняли на английском. Интересно, но на колокольню не пускают, закрыто. Дальше прогулялись до фонтана де Треви и площади Пополо. Оттуда на метро и в отель.

Размещение в Кастеллине было выше всяких похвал. Написали по результатам исключительно положительный отзыв на Букинге, надеюсь им это поможет. Судя по предыдущим отзывам, для хозяйки такой уровень сервиса это норма :)
Civita di Bagnoregio я бы назвал третьим откровением Италии, не будь это место таким откровенно туристическим. В момент нашего посещения туристов был категорический минимум, но, исходя из площади города, там много туристов и не надо. Пара сотен человек создаст на улицах этого симпатичного городишки бурлящую толпу :) Однако, насколько я понял, при желании там даже можно найти комнату на сдачу ... Остается себе представить только, как просыпаешься в этом городе посреди облаков и идешь завтракать на балкончик с видом на скалистые обрывы Баньореджо :)
Рим. Мне очень понравились скульптуры этого города, его планировка, здания. Но, видимо, это как с Прагой. Общее ощущение сутолоки, многолюдья, какого-то Вавилона. Видимо, сюда надо приехать второй раз и остаться подольше. Это синдром "столицы" и большого города. Это надо пережить. К тому же, я не попал в Колизей :(

 

 

06.11.2013г. Рим, +20, солнечно.
Сегодня с утра в Ватикан, сначала в музеи, потом в собор Св. Петра. Приехали, нашли, встали в очередь за билетами. Оказалось, что именно сегодня музеи открыты с 9:30, а не с 9 как обычно. Очередь двигается быстро. Зашли, купили билеты и аудиогид. Аудиогид можно взять один на двоих и воткнуть в него наушники. Народу много, но к любому экспонату можно спокойно подойти и посмотреть. За день обойти все экспозиции и детально изучить невозможно, поэтому мы большую часть времени потратили на Сикстинскую капеллу. Еще забавный момент: в реальности увидели то, что видели в школьных учебниках истории в свое время: бюст Перикла, например. После музеев пошли в собор Святого Петра. Такое впечатление, что на площади перед ним собралась вся Италия. К сожалению, практически так и оказалось. Именно сегодня, 6 ноября, в собор пускают только каких-то паломников, которые все повязаны какими-то голубыми платочками. А у нас нет таких платочков. Короче, облом.
Поехали в Римские Форумы. Купили билеты, погуляли по раскопкам и рванули в Колизей. И опоздали на 2 минуты. Второй облом за день. Видимо, не судьба нам увидеть Колизей изнутри. С горя купили билеты на автобус City-tour и поехали на экскурсию по городу. На аналогичном автобусе мы катались по Гамбургу, нам понравилось. Понравилось и в этот раз. Я не люблю большие города, но Рим покорил. Надеюсь приехать сюда когда-нибудь на пару недель. Погуляли по вечернему Риму и поехали в гостиницу.
N.B. Информация для чайников типа меня. Музеи Ватикана – это не музеи, посвященные Ватикану и католицизму. Это несколько залов в одном здании, посвященных разным культурам и эпохам, например, культуре этрусков или Древнего Египта. Сикстинская капелла со знаменитыми фресками Микеланджело – один из этих залов.
Где в Риме можно поесть ВКУСНО?
У нас в остатке 3 дня. Можно, конечно, упереться и сгонять в Помпеи. Но после Рима вряд ли что-то впечатлит. И решили мы поворачивать обратно, на север, а по пути заехать в Сан-Марино.

Сегодняшний Ватикан - это вам не вчерашний Рим :) Особенно, конечно, музеи Ватикана (может, потому что в собор Св.Петра не попали?) доставили безусловное удовольствие. Завтрак во дворике музеев Ватикана, возле знаменитой шишки, тоже в целом прикольный, даже можно сказать знаковый :) Но честным третьим откровением Италии стала Сикстинская капелла ... Мы там сидели больше получаса, просто разинув рот. Там, наверное, можно сидеть и несколько часов. Рассматривать есть что. Микеланджело безусловный гений. Но для собственного внутреннего признания этого факта мне надо было увидеть роспись Сикстинской капеллы. Немного напрягают только папские жандармы, периодически громко, на всю капеллу, призывающие соблюдать тишину и не фотографировать. Но если у вас мало времени, я бы советовал идти целенаправленно в Сикстинскую капеллу и провести там некоторое время. Думаю, что вам тоже понравится.
И да, я опять не попал в Колизей :(

 

 

07.11.2013г. Рим, +15, солнечно.
Встали с утра пораньше и вперед. Позавтракали на заправке. В Италии в любой забегаловке можно выпить чашку приличного кофе с бриошей. До Сан-Марино (San Marino) около 400 км. Доехали, сначала хотели подняться на фуникулере, но потом передумали и припарковались под самыми крепостными стенами. В Сан-Марино дела с парковками обстоят гораздо лучше, чем в итальянских городах и ZTL не видно. Пошли на башни. Пока поднимались, подумали, что Сан-Марино часть РФ. Продавцы магазинов говорят по-русски, туристы в основном русские, а в уличном меню ресторанов предлагают борщ.
Поднялись на башни. Билет в обе башни (всего 3) стоит 4,5 евро. Башни отреставрированы, но очень аккуратно, нет ощущения новодела. Пожалели, что только 2 часа парковки оплатили. Панорамы с башен сказочные. Да и сам город как сказка. Небо стало затягивать облаками, и мы оказались над ними. Решили, что это нам компенсация за Рим.
Раз уж мы поменяли планы, то поедем в Маранелло (Maranello), в музей Феррари. Мы там забронировали номер в гостинице Drace. В отзывах про нее писали, что приезжаете, а номеров нет, поэтому вас селят за те же деньги в соседнюю гостиницу более высокой категории. Так и оказалось. Гостиница Planet, в 200 м от музея Феррари. Завтра с утра идем туда.

Государство Сан-Марино - это интересно. Второе карликовое государство, которое удалось посетить во время этой поездки (первым был Ватикан). Население чуть больше 30 тысяч, территория 61 квадратный километр. Что было неожиданно (ну плохо географию учил), что на территории Сан-Марино несколько городов. Столица, естественно, Сан-Марино, находится почти на вершине горы Монте-Титано. Ближайший город находится на полторы сотни метров ниже :)
Климат субтропический, средиземноморский. Это чувствовалось сразу по приезду, мы еще стоянку не подыскали. Пришлось переодеваться в шорты и трекинговые ботинки. Так как столица вся находится на горе, то перемещения в основном происходят вверх-вниз. Дороги хорошие, парковок много, свободные места присутствуют. Навигатор норовит затащить наверх, прямо под первую башню, Гуаиту. Однако встали подальше, зато прогулялись подольше, побольше посмотрели.
В целом восторг конечно. Какой-то фантастический город за облаками. Особенно когда вечером всю долину внизу затянуло облаками, зато над вершиной Монте-Титано небо оставалось чистым и прозрачным. Отлично посидели в ресторанчике этакими "богами на Олимпе" :) Немного смущало только обилие русскоязычных, если не сказать русских, продавцов в магазинах, туристов и вообще прохожих. Повеселила одна наша тетенька с вопросом "А где тут супермаркет?", обращенным просто к прохожим на улице. Но в целом, повторюсь, безусловно из разряда "Маст си", с оговоркой "В несезон".

 

 

08.11.2013г.  Маранелло, +10, пасмурно.
Музей Феррари произвел впечатление даже на меня, особенно машины 50-60х годов выпуска. Автомобиль как произведение искусства. Выставка машин, есть симулятор (25 евро), есть тест-драйв (не знаю, сколько), есть магазинчик со всякой атрибутикой (цены пропорциональны стоимости а/м. Если кому интересно – в аэропорту Милана в чистой зоне есть магазин Феррари, цены гораздо ниже: перчатки, например. 145 евро, а не 240). На музей достаточно 1-1,5 часов. Дальше едем в Больцано (Bolzano). На съезде с автобана случился казус: вставляем билет в автомат, а он его не берет. Не читается, говорит. Пытаемся еще раз. Никак. И что делать? Вдруг автомат начинает говорить человеческим голосом, но на итальянском. English, please. Non parle English. И замолчал. Видимо, где-то на пульте операторов отображается заминка на выезде. И там нашелся человек, владеющий английским. Положите, говорит, билет в желтую коробку рядом. И заплатите картой или наличными указанную рядом сумму. Так и сделали. Выехали. Выдохнули.
Очень хотелось посмотреть на доломитовые Альпы, но, к сожалению, погода не дала этого сделать – все затянуло тучами. Остановились в отеле Bad St Isidor (Via Campegno 31, Bolzano (Bozen), 39100, Italy). Замечательное место, с чудесным видом из окна, но подъем туда покруче дороги троллей, ИМХО. Покатались по округе. Если бы начали свое путешествие с востока на запад, то зависли бы здесь на весь отпуск. К тому же, отличный ресторан. К вечеру весь был занят местными из Больцано, что, ИМХО, подтверждает качество. Сказывается близость к Австрии и, устав уже от итальянской кухни, заказали шницель и стейк. И порции уже как в Австрии: шницель размером с большую тарелку. И еще там шикарнейший вайс. Короче, Bad St Isidor – лучший отель за всю поездку.

Музей Феррари в Маранелло заслуживает внимания. Особенно, конечно, фанатам Формулы 1. Да и для себя (к фанатам не отношусь) открыл много нового. Вообще Феррари производило две ветки автомобилей: одну чисто спортивную/гоночную, занималась этим команда Scuderia Ferrari и вторую, более дорожную. Вот из первой ветки мне сильно понравился экземпляр Ferrari 225 S, выпущенный в далеком 1952 году. Историю Феррари, основные вехи ее пути, множество интересных экспонатов, вплоть до настоящего звука гоночных моторов можно найти в этом музее. Работники вполне говорят на английском, можно кое-что поспрашивать. Жаль аудиогида на русском языке нет.
Историю со съездом с автобана повторять не буду. Однако, кроме того, что хорошо бы конечно знать язык страны, в которую приезжаешь, могу заметить, что разработчики могли бы предусмотреть большую красную кнопку для экстренных случаев. В нашем случае, на билете просто очень плохо были пропечатаны принтером данные в пункте, где мы въезжали на автостраду. Такое бывает. А пропускных пунктов с сотрудниками в этом месте съезда не было совсем. Как я должен был решать вопрос штатно - непонятно. Видимо, система видеонаблюдения там все-таки есть. Это не может не радовать. В общем, включенная аварийка и интенсивные жесты руками в сторону автомата оплаты, дали знать едущим сзади, что тут не все в порядке. Никто не возмущался.
Ну и Альпы... Альпы - это наша любовь и, видимо, навсегда. После Больцано, разместившись в действительно шикарном отельчике, чтобы не терять времени даром, решили прокатиться в сторону границы. Есть там чудесное местечко Val di Funes и находится там церковь Santa Maddalena. Виды изумительные, места отличные, церковь прекрасная. Не повезло только с погодой. Даже фотографии не получились совсем. Поэтому есть смысл (если есть желание) поискать фотографии в Гугле. Надеюсь они вдохновят вас на новое путешествие.

 

 

09.11.2013г.  Больцано, +9, пасмурно.
Сегодня мы едем на озеро Комо (итал. Lago di Como). Хочется живописной дороги. Можно поехать к озеру через юг, по автобану, а можно через север, через Альпы. Отключили автобаны в навигаторе и поехали через север. И оказались в Швейцарии. На переезде из Италии в Швейцарию и обратно есть пограничные пункты. Что-то я не помню такого из прошлой поездки. Но нас никто не остановил и не досматривал. Покивали с пограничниками друг другу и поехали. Едем, смотрим по сторонам. Видно, где проходила граница заморозка по горам, там снег уже лежит. Вот навстречу снегоуборщик проехал, ковш в снегу. И высоты как-то вверх идут. Оказались на перевале больше 2000м, снега – по колено. И продолжает падать. Вот забавно будет, если перевалы закроют, и мы застрянем в швейцарских Альпах. Но дорога пошла вниз, а температура – вверх. Дорога петлистая, перепад высот около 1800м. Короче, живописности хоть отбавляй. В Швейцарии пока межсезонье, отели закрыты. Около одного остановились – закрыт до декабря 2013г. Проехав километров 80, вновь оказались в Италии. Озеро Комо – очень популярное, видимо, место. Все берега застроены, в т.ч. и виллами всяких знаменитостей. Мы, например, остановились по соседству с виллой Джорджа Клуни. И что ему здесь нравится? Тесно, суетно, да и озеро – ничего особенного. В общем, мы как-то не прониклись. Сегодня последний день нашего путешествия. Завтра самолет.

Сегодняшний день и впрямь оказался забавным. Время у нас было, добраться до озера Комо - если по автостраде - дело трех часов. Но мы простых путей не ищем. В навигаторе отрубаются опции "платные дороги" и "автомагистраль" и он прокладывает дорогу как-то через Альпы :) Поверхностный взгляд на маршрут говорит о том, что он нас устраивает. Отлично, лезем в горы, прокатимся по итальянским Альпам!
Некоторые подозрения правда начались, когда мы стали встречать указатели на Швейцарию и Австрию. Но, поначалу, думали, что просто проскочим почти по границе. Не то, чтобы были какие то противопоказания заезжать в эти страны, но почему-то думали, что из Италии не будем выбираться. Ан нет. Навигатор решил по другому :)
Проскочив пограничный (или таможенный - кто его знает) пункт, сразу пришли мысли о том, что в Швейцарии вроде положены виньетки для передвижения по дорогам. Сразу на границе что-то растерялись, а потом кончились подходящие населенные пункты :) Кроме того, суббота ведь и поэтому встречающиеся заправки работали в автоматическом режиме. Также вспомнилось, что вроде бы при въезде в Швейцарию есть какие то ограничения по количеству ввозимых продуктов. А мы как раз везли несколько бутылок вина и задумались еще сильнее. Ну и самое сильное ощущение доставляла явно наваливающаяся сверху зима со снегом, скользкими дорогами и прочими радостями жизни. А мы то на летней резине :) Ну а когда навстречу проехал снегоуборщик с ковша которого крупными кусками сваливался снег, я решился задать вопрос вслух "А не развернуться ли нам обратно?" Правда при этом продолжал рулить вперед :) В общем тут же порешили, что вернемся сразу же, как только будет явный гололед. Пока таким образом размышляли, залезли на перевал высотой под 2300 и дорога пошла вниз. А раз вниз - значит теплее, значит не так страшно. К тому же, где-то в районе Санкт-Морица (нем. St. Moritz) купили виньетку за 40 франков и душа успокоилась совершенно. Вот теперь можно было бы ехать и наслаждаться видами, но сильнее испортилась погода, налетел зарядами ветер со снегом и Швейцария быстро кончилась. Зато какие эмоции она подарила нам в последний день путешествия! Я же говорю - Альпы наша любовь :)

 

 

10.11.2013г.  Лальо, +11, пасмурно.
Вещи упаковали еще с вечера. С утра загрузили в машину, позавтракали – и в Мальпензу, в аэропорт. Это недалеко, около 80 км. Быстро нашли нашу арендную парковку, отдали ключи. И даже никаких бумажек, и машину никто не смотрел. Нашли стойку регистрации. В этот раз все намного лучше. Нормально зарегистрировались через интернет, посадочные талоны дали сразу на оба рейса. Но везде очереди. Пока стояли на регистрацию, на досмотр, на паспортный контроль, в дьюти-фри – чуть не опоздали на самолет. Но успели. Все.
Arrivederci, Italia.

P.S. Италиком - комментарии от WildDim