Монголия 2012. Дороги Коня Ветра

с 10.08.12 по 24.08.12

 

Отчет об автомобильном спортивном походе III категории сложности по территории Западной Монголии

по маршруту:

Новосибирск - Бийск - Майма - Ташанта - погранпереход - Ульгий - Улаанхус - Джалгаз-Толгой - оз.Цаган-Нур - з.Хотон-Нур - Буянт - Ховд - Мянгад - Дэргэн - Дзабхан-Мандал - Эрдэнэ-Хайран - Ургамал - оз.Хяргас-Нур - Улангом - оз.Увс-Нур - оз.Урэг-Нур - оз.Ачит-Нур - Ульгий - погранпереход - Ташанта - Майма - Бийск - Новосибирск.

I. Справочные сведения

1. Категория

Вид туризма: автомобильный

Категория сложности: III

Протяженность: 4050 км

Продолжительность: 15 дней

Сроки проведения: с 10.08.12 по 24.08.12

2. Район

Новосибирская область, Алтайский край, республика Алтай, Западная Монголия

3. Подробная нитка маршрута

Новосибирск – Бердск – Искитим – Линево – Черепаново – Тальменка – Новоалтайск – Налобиха – Троицкое – Бийск – Верх-Катунское – Сростки – Березовка – Быстрянка – Суртайка – Долина Свободы – Майма – Соузга – Манжерок – Известковый – Усть-Муны – Барангол – Усть-Сема – Камлак – Черга – Барлак – Мыюта – Шебалино – Туэкта – Онгудай – Иня – Акташ – Кош-Агач – Ташанта – погранпереход – Цаган-Нур - Ульгий – Улаанхус – Ойгур – пер.Кок-Майнак – Джалгаз-Толгой – пер.Монгол-Голын-Даба – пер.Хагийн-Даба – р.Цаган-Гол – оз.Их-Хаг-Нур – оз.Цаган-Нур – р.Могойтын-Гол – оз.Хотон-Нур – оз.Хурган-Нур – р.Ховд-Гол – р.Годон-Гол – р.Цагаан-Асгын-Гол – пер.Тикашаны-Хэтэл-Даба – Буянт – оз.Том-Нур – пер.Буратын-Даба – пер.Хашани-Даба – Ховд – р.Кобдо-Гол – Мянгад – оз.Хара-Ус-Нур – Бурэг – рз.Хара-Нур – р.Дзабхан-Гол – Дэргэн – Дзабхан-Мандал – р.Хунсуй-Гол – Эрдэннэ-Хайран – пески Нарийн-Голын-Элс – Эрдэннэ-Хайран – Дзабхан-Мандал – Ургамал – оз.Хяргас-Нур – Наран-Булак – Улангом – оз.Увс-Нур – Улангом – пер.Улан-Даба – оз.Урэг-Нур – оз.Ачит-Нур – Ульгий – погранпереход – Ташанта – Кош-Агач – Акташ – Иня – Онгудай – Туэкта – Шебалино – Мыюта – Барлак – Черга – Камлак – Усть-Сема – Барангол – Усть-Муны – Известковый – Манжерок – Соузга – Майма – Долина Свободы – Суртайка – Быстрянка – Березовка – Сростки – Верх-Катунское – Бийск – Троицкое – Налобиха – Новоалтайск – Тальменка – Черепаново – Линево – Искитим – Бердск – Новосибирск

4. Краткая характеристика района

Географическое положение. Монго́лия (монг. Монгол Улс) — государство в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет.

Рельеф. Монголия имеет площадь 1 564 116 км² (18 место в мире, после Ирана) и в основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.

Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.

На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно уменьшается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Жёлтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.

Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Тэсийн-Гол (568 км), Онон (300 км), Халхин-Гол, Кобдо и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-Гол, Чулутын-Гол, Дэлгэр-Мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал.

Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр.

В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине к северу от Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.

Климат. В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В столице, городе Улан-Баторе, расположенном примерно посередине между горными массивами северо-запада и пустынной засушливой зоной юго-востока страны, температура колеблется от минус 25° С — 35° С зимой, до плюс 25° С ÷ 35° С летом. Улан-Батор — одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц — январь. Самый тёплый месяц —июль.

Если на северо-западе ежегодно выпадает 250—510 мм осадков, то в Улан-Баторе — лишь 230—250 мм, ещё меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби.

В горных районах, на севере и западе страны бывает часто холодно. На большей части страны летом жарко и очень холодно зимой, со средними показателями января понижающимися до −30 ° C (-22,0 ° F).

Часть похода в районе озер Хотон-Нур и Хурган-Нур проходила по приграничной зоне Монголии, поэтому были оформлены и получены соответствующие пропуска.

5. Состав группы

Поход проводился на двух автомобилях – Toyota HiLux Surf (лифт 2", резина 32" МТ, лебедка, шноркель), Toyota Land Cruiser 80 (лифт 5", резина 33" МТ, лебедка, шноркель). Запас топлива у каждого экипажа рассчитан на пробег не менее 300 км по бездорожью. Имелось 4 сэнд-трека длиной по 1,5м, удлинительные тросы для лебедки общей длиной 60 м, рывковые стропы, два внедорожных домкрата Hi-Jack, бензопила, топоры, лопаты. Автомобили были оборудованы радиостанциями на 27МГц с внешними антеннами для связи между машинами, экспедиционными багажниками, а также GPS навигаторами.

ФИО участника,

должность в походе

Год

рождения

Адрес проживания

Транспортное средство

1

Быков Дмитрий – руководитель, механик-водитель

1972

Новосибирск

Toyota Hilux Surf

2

Михина Екатерина - штурман

1975

Новосибирск

Toyota Hilux Surf

3 Быков Даниил - младший штурман 1997 Новосибирск Toyota Hilux Surf

4

Табунщиков Вадим – механик-водитель

1969

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

5

Устинова Марина - штурман

1976

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

II. Содержание отчета.

1. Цели путешествия

1. Совершить туристический поход по Западной Монголии.

2. Выяснить состояние дорог в горах Монгольского Алтая, а также в Западной Монголии в целом.

3. Посетить различные ландшафтные зоны Западной Монголии, ознакомиться с бытом и занятиями коренного населения.

4. Посетить водоемы Котловины Больших Озер, ознакомиться с рыбалкой в этих водоемах.

5. Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников похода.

6. Отработать движение по труднопроходимой местности с прохождением разного рода препятствий

7. Отработать движение в команде по тяжелым горным дорогам и при отсутствии таковых, при разной степени внедорожной подготовки автомобилей

8. Отработать движение в колонне с использованием радиосвязи для управления колонной

 

2. График прохождения маршрута

 

День

Дата

Участок маршрута

Км/ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

1

10.08.12

Новосибирск – Бийск – Майма – Ташанта

940км

11:00

Асфальт

+10° .. +12°, низкая облачность, дождь

2

11.08.12

Ташанта – погранпереход – Цаган-Нур – Ульгий - Ойгур

220км

9:15

Гравийка грейдированная, гравийная колея, брод до 40см

+6° .. +12°, низкая облачность, дождь

3

12.08.12

Ойгур – пер.Кок-Майнак – Джалгаз-Толгой – пер.Монгол-Голын-Даба – пер.Хагийн-Даба – р.Цаган-Гол – оз.Их-Хаг-Нур – оз.Цаган-Нур – р.Могойтын-Гол – оз.Хотон-Нур

180км

10:00

Гравийная колея, перевалы 2195м, 2888м, 2711м, высокогорное болото, брод до 1м

+2° .. +8°, переменная облачность, дождь, мокрый снег

4

13.08.12

Дневка

 

 

+10° .. +23°, солнечно, сухо

5

14.08.12

Хотон-Нур – Хурган-Нур – Хотон-Нур.

Полудневка

30км

4:00

Гравийная колея, броды до 40см.

+10° .. +20°, солнечно, сухо

6

15.08.12

оз.Хотон-Нур – оз.Хурган-Нур – р.Ховд-Гол – р.Годон-Гол – р.Цагаан-Асгын-Гол – пер.Тикашаны-Хэтэл-Даба – Буянт

150км

8:45

Гравийная колея, верховые болота, перевалы 2870м, брод до 50см

+11° .. +18°, переменная облачность, к вечеру дождь и сильный ветер

7

16.08.12

Буянт – оз.Том-Нур – пер.Буратын-Даба – пер.Хашани-Даба – Ховд – р.Кобдо-Гол

280км

9:30

Гравийная колея, местами грейдированная, перевалы 2650м, 2561м, десяток километров асфальта

+9° .. +23°, переменная облачность, ночью дождь и сильный ветер, во второй половине дня солнечно

8

17.08.12

р.Кобдо-Гол – Мянгад – оз.Хара-Ус-Нур – Бурэг – оз.Хара-Нур – р.Дзабхан-Гол – Дэргэн – Дзабхан-Мандал – р.Хунсуй-Гол

330км

10:00

Гравийная колея

+15°..+23°, переменная облачность

9

18.08.12

р.Хунсуй-Гол – Эрдэннэ-Хайран – пески Нарийн-Голын-Элс (Монгол-Элс)

80км

(из них 20км пешком)

4:00 + 4:00 пешком

Гравийная колея, песчаная пустыня

+12°.. +16°, переменная облачность, ветер, к вечеру дождь

10

19.08.12

пески Нарийн-Голын-Элс – Эрдэннэ-Хайран – Дзабхан-Мандал – Ургамал – оз.Хяргас-Нур

280км

8:00

Гравийная колея

+6°..+20°, переменная облачность

11

20.08.12

оз.Хяргас-Нур – Наран-Булак – Улангом – оз.Увс-Нур – Улангом

230км

9:00

Гравийная колея, местами грейдированная, десяток километров асфальта

+15°..+18°, в основном солнечно

12

21.08.12

Улангом – пер.Улан-Даба – оз.Урэг-Нур – оз.Ачит-Нур

200км

6:00

Несколько десятков километров асфальта, гравийная колея, перевал 1971м

+13°..+25°, в основном солнечно

13

22.08.12

Дневка

 

 

+10° .. +23°, переменная облачность

14

23.08.12

оз.Ачит-Нур – Ульгий – погранпереход – Ташанта – Кош-Агач – Акташ – р.Б.Ильгумень

480км

10:00

Гравийная колея, асфальт

+8° .. +16°, переменная облачность

15

24.08.12

р.Б.Ильгумень – Майма – Бийск - Новосибирск

650км

9:00

Асфальт

+11°.. +22°, переменная облачность

 

Итого: 4050 км./ 100,5 часов

 

II. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута

 

Ну, в Монголию мы собирались уже несколько лет. Как минимум два, а то и три года. В прошлом уже было практически собрались, да напугал нас топливный кризис в Монголии. Планы поменяли и одни поехали на Тянь-Шань, другие на Алтай. Но в этом году решили точно – едем. Оттягивать то уже некуда.

Прошлогодние поездки ОРМа, нынешнегодние поездки Артема на Лапокрузере и многочисленные отчеты других автопутешественников придавали силы. В качестве чернового варианта был взят прошлогодний лайт-маршрут ОРМа «В страну золотого Соёмбо». Поговорили с участниками, взяли треки. Списались с Артёмом, получили от него также треки и ценные указания. Уложили все свои пожелания в свои же сокращенные сроки.

 

Вчерне маршрут стал выглядеть так:

1. Новосибирск – Ташанта. 926км по АТИ.СУ

2. Ташанта – граница - Цаган-Нур - перевал Оботын-Даба - Улгий (обмен, пропуска в погранзону) - Улан-Хус. Порядка 200км. Как вариант, при долгом оформлении пропусков – ночевка на реке Кобдо-гол возле Улгия.

3. Улан-Хус – Ойгур – пер.Кок-Майнак – Джалгаз-Толгой – пер.Монгол-Голын-Даба – река Цаган-Гол – подход под г.Найрамдал (нац.парк Алтай-Тован-Богд). Порядка 150км

4. река Цаган-Гол – оз.Их-Хаг-Нур – оз.Цаган-Нур – оз.Хотон-Нур. Порядка 170км

5. Дневка

6. оз.Хотон-Нур – р.Годон-Гол (погранпункт) – пер.Тикашаны-Хотол-Даба – Буянт (заправка, магазин, вода) – оз.Том-Нур. Порядка 230км

7. оз.Том-Нур – Толбо – пер.Буратын-Даба – пер.Хашани-Даба – Баян-Энгэр – Хонго – пер.Хату-Хутэл-Даба – Ховд (Кобдо) – вал ЧингисХана – Мянгад – оз.Хара-Ус-Нур (заповедник) – Дэргэн (дацан) - оз.Хара-Нур – р.Дзабхан-Гол (рыбалка). Порядка 380км

8. р.Дзахан-Гол – Таван-Толгой – Дзабхан-Мандал (заправка, магазин, вода) – Эрдэнэ-Хайрхан – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - озХара-Нур Порядка 300км

9. Дневка

10. оз.Хара-Нур – воронка в песках Нарийн-Голын-Элс - Дзабхан-Мандал - р. Хунгий-Гол. Порядка 190км

11. р. Хунгий-гол – Ургамал – оз-Хяргас-Нур Порядка 170 км

12. оз.Хяргас-Нур – Наран-Булак - Улангом – оз.Увс-Нур. Порядка 200км

13. Увс-Нур - Улангом – пер.Улан-Даба – оз.Урэг-Нур – пер.Оготор-Хамар-Даба - Бух-Мурэн – Ногон-Нур – Цаган-Нур – Ташанта. Примерно 270 км

14. Ташанта – Новосибирск. 926 км

Итого, мы планировали уложиться в краткий двухнедельный отпуск и покрыть примерно 4200-4300 км, в том числе более 2000 км по Монголии. Значимыми пунктами этого путешествия должны были стать Монгольский Алтай с озерами Хотон-Нур и Хурган-Нур, Котловина Больших Озер (Хара-Ус-Нур, Хара-Нур, Хяргас-Нур), пустыня Монгол-Элс с барханами и «блуждающими» речками, конечно, планировалось выделить время и рыбалке.

Стали собирать команду. Предложений, поучаствовать в экспедиции, было сделано несколько. Однако, «несмотря на», кроме двух стандартных экипажей Toyota Hilux Surf 185 (Прибой, Волна, Ручей), Toyota Land Cruiser 80 (Мираж, Фиалка) никого в попутчики найти не смогли. Надо признать, что причины у всех были разные, но все, без исключения, уважительные.

Визами в Монголию и пропусками в Национальные парки занялись в начале июня. Оформили все через компанию Альтаир-Тур. Документы они все приняли в Новосибирске, отправили в Москву для оформления, обратно прислали уже паспорта с визами. С монгольской стороны партнером Альтаир-Тура выступала компания Blue Wolf во главе с известным уже многим Канатом.

Надо отметить, что последние две недели перед поездкой пытался решить вопрос установки второго бака, так как наличие подходящего бензина на всем протяжении пути в Монголии представлялось проблемным. Однако вопрос до конца решен не был (в основном из-за катастрофической нехватки времени) и на багажнике поселились три канистры по 20 литров (у Миража был дополнительный запас на 90 литров), которые с разной интенсивностью использовались в поездке. Вопрос наличия бензина в Монголии и его качества буду освещать по ходу.

Итак, старт …

 

День 1. (10.08.12)

Датой старта выбрали именно 10-е, пятницу. Идея – добраться за пятницу до границы с тем, чтобы в субботу с утра перейти ее. Из общения с Артёмом было известно, что в воскресенье погранпереход не работает, да и вообще – граница там работает, как обычное госучреждение с 9.00 до 18.00, обед 13-14, выходные дни - воскресенья и в государственные праздники наши и монгольские.

С утра выехали в 6.00, в 11.00 проезжали Бийск, примерно в половине первого были уже в Сростках. С утра погода была не очень – туман, дождь. Лишь к Республике Алтай небо разъяснилось и обзор окружающей действительности стал доставлять удовольствие. Однако нам было в основном не до обозревания окрестностей. Покрыть за день почти тысячу километров на перегруженных внедорожниках – дело нешуточное.

По дороге, в районе Бийска и далее по дороге стали обгонять подготовленные внедорожники с итальянскими номерами. Встречались они группами по две – три машины и поначалу мы немного беспокоились, что вся эта колонна в результате окажется перед нами в очереди на прохождение границы. Однако после обзорной площадки Чике-Тамана, где нам попались последние из этой колонны «итальянцев» два Мерседеса-Унимога, мы их встречать перестали, да и позже, на границе, мы также никакой очереди не обнаружили.

Кроме итальянцев достаточно много встречали и других иностранцев, в частности колонну мотоциклистов и даже, вроде бы, участников Монгол-Ралли. Около 18.00 прошли Акташ, а уже в 20.05 подкатили к Ташанте, предварительно залив все имеющиеся емкости и баки до полного в Кош-Агаче.

Надо сказать, что теперь на трассе Кош-Агач – Ташанта, сразу после Кош-Агача, стоит погранпост и проверяют легитимность нахождения в погранзоне. Нам для проезда хватило показать монгольские визы в паспортах.

Перед воротами погранперехода мы обнаружили только одну машину с казахскими номерами и в ней 4 или 5 человек. Поговорив с пареньком-казахом, выяснили, что они не успели до закрытия буквально несколько минут и теперь будут ночевать здесь.

Пристроившись за ними в рядок, решили ночевать здесь же и мы. Туалеты обнаружили в нескольких десятках метров, мусорный бак тоже. А больше нам ничего особенно и не нужно было. Разложили в машинах спальники, пожарили припасенное из дома мясо, почаевничали и разошлись на ночевку.

 

День 2. (11.08.12)

Сами проснулись в 6:30. На улице +6. За ночь за нами никакой очереди не появилось, итальянцы так и не приехали. Стоящие перед нами казахи тоже проснулись и принялись за утренний моцион.

Мы убрали спальник в походное положение, выпили чаю, не выходя из машины. В 8 пошли смотреть всякие плакаты, как проходить границу. Определили, что сразу надо подъезжать к воротам, минуя железную арку-ангар и всякие таможенные службы в самой Ташанте. Пообщались опять об этом немного с водителем стоящей перед нами машины, а также с пареньком пограничником, пока он ждал приезда начальства. Особенно нас интересовал вопрос провоза через границу топлива, т.к. у меня с собой было 60 литров в канистрах и у Миража тоже было литров 90. А провозить вроде как можно не больше одной канистры на 20 л. Но пограничник посоветовал рассказать все как есть: «едем далеко, местность безлюдная, с горючим могут быть проблемы, мы первый раз». Забегая заранее скажу, что нас про канистры даже ни разу не спросили.

К девяти утра за нами выстроились три бензовоза с 22 номерами, но так как грузовики идут по отдельной очереди – нас они не взволновали. В девять (плюс-минус пять минут) пограничник из будочки у шлагбаума позвал всех к себе, оформлять пропуск на погранпереход. Нужны загранпаспорта всех людей в машине и техпаспорт (свидетельство о регистрации) на машину. Потом машина загоняется на территорию и все идут в современный уютный терминал.

Деклараций никаких не заполняли ни на нашей стороне, ни на монгольской. У себя только паспортный контроль, да поверхностный осмотр пограничников и таможенников. В 9:28 уже прошли нашу границу, в 9:55 были на монгольской. Там между нашим и монгольским терминалами около 20 км ничейной территории, причем до формальной границы с нашей стороны идет асфальт, а вот на монгольской – уже разбитая щебенка.

У монголов система примерно та же – шлагбаум, будочка, монгольская пограничница. Документы те же, оформляем пропуск на территорию и заезжаем. Заполнили arrivle card, потом таможня слегка досмотрела машины и вперед. В 10:40 прошли монгольских пограничников, получили местную автостраховку за 1400 руб. и заплатили транспортный налог 200руб (берут рубли). Самбайну, Монголия!

Тут же подбежал предприимчивый монгол, предложил поменять рубли на тугрики. «Дальше хуже курс будет, у меня по 40, а в Ульгии по 35-37». Не поверили, поверили Артёму – он утверждал обратное. Отъехали, спустили колеса. Вадим до 1,8, я – до 1,6. Чуть перекусили, сфотографировались у стеллы начала «дороги тысячелетия» с флагом СиБири.

Ну и вот они – дороги Монголии. Обычно есть некоторая «основная» колея – типа официальной, гравийная, иногда она даже подсыпана и пройдена грейдером. Но, как правило, по ней никто практически не ездит, за исключением заездов на мосты или подобных узких мест, а все ездят по многочисленным параллельным дорогам, коих вокруг множество. Все они представляют собой очень каменистые колеи, иногда (часто) с явной поперечной гребенкой, вытрясающей душу из человека и крепеж из машины. Чем менее наезженная такая колея попадается, тем она более «гладкая» как правило, и по ней можно ехать с большей скоростью.

Ближайшая обязательная наша точка – Баян-Ульгий или просто Ульгий. Там нам надо получить пропуска в нац.парки и на приграничную территорию у Каната, а также поменять рубли на местную валюту. Звоним Канату, чтобы сообщить, что границу мы прошли и скоро будем. Выясняем, что у Волны МТС не хочет пускать телефон в роуминг, хотя вроде все было включено. У Данила Мегафон тоже не смог подключится к роумингу. Пришлось звонить с моего Билайна. Дозвонились, правда не сразу, договорились, что скоро будем. По дороге видны следы строительства дороги «millennium road», выраженные в гравийной насыпи, приличных бетонных мостах через речушки, а также не законченной выемке на самом высоком перевале по дороге до Ульгия. Но вот техники строительной не видно вовсе … Но, видимо чтобы не сильно пугать приезжих, и чтобы они привыкали к монгольской действительности постепенно, через несколько километров после перевала начинается асфальт и идет до самого Ульгия.

Баян Ульгий или просто Ульгий (Улгий, Улэгей) – это по сути областной или краевой центр, административный центр аймака — что-то вроде края или области Монголии. По факту же, это достаточно небольшой поселок городского типа с населением около 30 тысяч. По окраинам дома и заборы из саманного кирпича, в центре преимущественно кирпичные здания, бывают и многоэтажные. Название переводится как Богатый Край. Население аймака – преимущественно казахи, это заметно и на улицах Ульгия. Сам поселок достаточно современный, кое-где ведется строительство, дороги покрыты пусть и не очень качественным, но асфальтом. Есть магазины, рынок, музей, стадион, сотовая связь. На улицах присутствуют дорожные знаки, но, как я убедился, на них не особенно обращают внимание.

Доехав до Баян Ульгия, немного поплутали по улочкам. Еще раз созвонились с Канатом, уточнили место расположение его офиса. Нашли, наконец его, забрали пропуска, пообщавшись с сотрудницей офиса на английском. Уже на выходе столкнулись с самим Канатом, поблагодарили его за все, спросили совета, где менять деньги. Он посоветовал несколько обменников около нового спортивного центра. Деньги в результате меняли все-таки в банке (Golomt Bank), курс 42,1, так что монгол на границе мягко говоря врал. Поменяли для начала по 20К рублей на машину, получив на руки по 842 тысячи тугриков (но миллионерами не стали). Однако наша подготовка по продуктам позволила нам истратить не всю поменянную сумму и частично вернуть ее обратно.

Заправок в Ульгие несколько. Самые приличные – Петровис, есть даже 95. Но так как баки были достаточно полны (правда, я свой расход несколько недооценил), то заправляться не стали. А зря, литров 20 у меня бы наверняка вошло.

Теперь наша дорога лежала на запад, мимо местного аэропорта, в городок Улаанхус, что в 46 километрах от Ульгия. Дорога тряская, нудная, но очевидная – практически негде блудить. Небо за Улаанхусом по пути следования оказалось черным-черно от надвигающейся грозы. Периодически там хлещут молнии, явно идет ливень, а может и град. Решаем пока перекусить и переждать непогоду. Через полчаса-час, грозу немного протягивает и мы решаем ехать дальше, при необходимости договорившись сложить антенны в случае попадания в серьезную грозу.

Едем. Такое ощущение, что вся долина между горами залита водой. Неглубоко, примерно сантиметров 10-15, но вода везде. Поначалу еще осторожничаем, потом плюем на все и идем вперед на крейсерской скорости 40-50 км/ч, поднимая фонтаны брызг выше машины. Протекающие поперек нашего пути речки явно вышли из берегов и вода в них цвета кофе с молоком, да еще красноватого оттенка – тащит смытую почву. Вроде бы время вставать на ночевку, но совершенно негде – везде вода. Вот вам и «сухая» Монголия. Решаем двигаться еще с час, потом вставать на ночевку уже просто по факту, где придется.

В результате проехали небольшой поселок Ойгур, за ним, через несколько километров, свернули резко вправо, забрались на холм и в 19:20 встали на стоянку. Холодно. +8 и сильный ветер. Относительно ровно поставили палатку и натянули тент между машинами. Обнаружилась еще одна проблема Монголии – туалет. Чтобы «отойти в кустики», которых нет, приходится уходить за линию горизонта или прятаться в складках местности.

В общем поужинали и завалились спать. Так закончился первый день в Монголии.

 

День 3. (12.08.12)

Ночью небо прояснилось, было тепло, луна и звезды. Однако к утру поднялся очень сильный ветер и начался дождь. Вадим ходил ночью снимать тент, потому что тот грозил утащить машины. С утра холодно +6. Пока завтракали, попробовали завестись – аккумулятор разряжен в 0 по непонятной причине. Причем в полный ноль – ни один прибор не показывает ничего, даже обе радиостанции не включаются. Благо провода с собой - заряжались от крузера и стартовали от него же. Более за всю поездку подобный вопрос не возникал.

Думаю, что связана неполадка была со вчерашней ездой по залитым водой полям. Запросто могли подвиснуть щетки у генератора и аккумулятор сел сам по себе (хотя никакими лампочками машина не сигнализировала). За ночь генератор подсох и все встало на свои места. Но это рабочая версия …

За завтраком обсуждали дальнейшие перспективы. Погода нам в первый же день передвижения по Монголии выдалась нерадостная, особенно удручала плотная и низкая облачность. Решили, что если за перевалом Монгол-Голын-Даба облачность не рассеется, то идею добраться до предгорий Найрамдала оставим на будущее (так как все равно ничего не разглядим), а двигаться будем сразу к озерам Хотон-Нур и Хурган-Нур.

Выехали в 9.40. Сначала прошли относительно несложный перевальчик Кок-Майнак, высотой 2195м. Небольшой, потому что там все высоты больше 2000м. Спустившись с перевала, наткнулись на небольшой посёлочек Джалгаз-Толгой. Поселок с одной стороны вроде и небольшой и бедный, но в поселке есть очень приличная мечеть, аккуратная, свежеподкрашенная. Народ вокруг поселка работал на покосе, что для меня было немного удивительно. Я почему-то считал, что у них скотина весь год пасется самостоятельно и питается только подножным кормом. В этом же поселке в первый и в последний раз в Монголии увидели дюралевую лодку. Более нигде плавсредства нам не встречались, даже на крупных озерах.

К 11.30 поднялись на перевал Монгол-Голын-Даба, высотой 2888м, температура +2 и мокрый снег. Не доезжая этого перевала сели в конкретную грязь по пороги. Дергали назад, опять погнули и порвали второй лист защиты. С этого момента и до обеда гремели им по камням, стараясь загнуть обратно – очень не хотелось ложиться в лужу, чтобы открутить его остатки.

Под перевалом и за ним много юрт и, соответственно крупного и мелкого рогатого скота. На этих высотах наиболее комфортно чувствуют себя яки, которые выглядят как очень лохматые коровы, но повадки скорее похожи на больших собак – любят носиться задрав хвост и вообще очень подвижные. При подъезде к юртам из них, как правило, высыпали в полном составе их обитатели и взрослые и дети. С любопытством разглядывали наши машины и махали руками. В ответ, конечно, мы махали тоже. Монголы очень доброжелательны. Однако, мы как то так до конца поездки и не собрались с духом, чтобы попроситься заглянуть в юрту – только проезжали мимо. Практически возле каждой юрты стоит какое-либо транспортное средство – от УАЗиков и 80-к до, как минимум, китайских мотоциклов или, на совсем худой случай, коня. Оно и понятно – им без транспорта никак. Ни скотину выпасти, ни в ближайший поселок съездить.

А через полчаса новый перевал – Хагийн-Даба, высотой 2711м. А вот за ним мы немного блуканули. Шли мы по треку, что получили от ОРМовцев. Но судя по всему, за прошедший год, в ландшафте произошли некоторые изменения. Судя по карте, у нас должен был быть выход в долину реки Цаган-Гол, немного напоминающей долину Чулышмана, только с краями пониже. Но спускающийся к реке трек привел нас к явным следам селя, полностью разрушившего дорогу и натаскавшего огромных валунов. Пришлось вернуться немного назад и сильно забрав к востоку, найти обходной путь.

Внизу, в долине Цаган-Гола мы обнаружили небольшой поселочек, однако не обнаружили моста через реку. Но еще с горы мы наблюдали, как местный 66-й штурмовал реку вброд, поэтому и сами стали искать место для брода. Нашли. Признали брод достаточно серьезным и, на всякий случай, зацепили страховочную веревку за меня и за 80-ку. Дно Цаган-Гола оказалось плотным, не илистым. Вода была глубиной около 0,9м – 1м, через капот не перехлестывала, но в салон чуть набрали воды по уплотнителям.

Место у брода через Цаган-Гол, безусловно, красивейшее. Но опять же, полностью оценить красоту природы помешала погода – постоянный дождь и низкая облачность. Но даже в этих, не лучших, условиях место показалось мне очень красивым и величественным. А вообще, из-за погоды и постоянно идущего дождя в эфир поступило предложение переименовать экспедицию в "Дороги коня дождя".

Примерно в половине четвертого вышли к озеру Их-Хаг-Нур, у которого устроили небольшой обед. Пока заваривалась лапша, я залез таки под машину и открутил злосчастный лист защиты. Он оказался порван почти пополам и скручен в бараний рог. Попутно обнаружил еще оторванную половину пластикового брызговика. Все оторванное и открученное разместили на багажнике и отправились дальше.

Вообще, нужно сказать, что окружающая природа сильно местами напоминала плато Укок с одной стороны и высокогорное плато Ештыккёль с другой, что мы проходили перед Мажоем в июне этого года. Местами просто до зеркального эффекта. Долго ли, коротко ли, но через еще один перевальчик высотой около 2900 и небольшое озерко Цаган-Нур спустились мы в долину речушки Могойтын-Гол и дальше, уже по ровной поверхности, без поднадоевших перевалов добрались до цели сегодняшнего дня - озер Хотон-Нур и Хурган-Нур.

Немного покрутились в поисках места для лагеря. В 20:30 встали на ночевку у озера Хотон-Нур. Песчаный пляжик, прикрытый от дороги небольшим холмом. Однако пограничники нас углядели и приехали на мотоцикле, проверили пропуска.
Закат обещал на завтра неплохой денек. И закат нас не подвел …

 

День 4. (13.08.12)

Дневка. Погода шикарная. Ни облачка. Тепло, легкий ветерок. Я убежал с утра попробовать поудить рыбу – ничего не поймал, только промочил штаны (переоценил высоту забродников) и поскользнувшись на камне, выбил себе палец. Ничего не поймал, вернулся в лагерь. Вместо меня ушла вторая партия. Мы пока позавтракали. Рыбаки вернулись, тоже без результатов. Начали думать, что делать с обедом. Девчонки устроили банный день - купались.

Решили съездить подальше, попробовать еще порыбачить. Недалеко впадала в озеро небольшая речка, нужно было добраться до ее устья. Пока ехали – встретили по пути монголов на лошадях, которые решили посоревноваться с нами в скорости. Монголы победили.

Оказалось, что устье речки сильно заболочено и все в кочкарнике, близко подъехать невозможно. Но самое грустное, что устье очень мелкое – ловить там абсолютно нечего. Поэтому проехали дальше по берегу озера, где были глубины побольше совсем рядом с берегом. Немного покидали спиннинг там. Все время, пока мы кидали, за нами наблюдал парнишка-пастух. Опять ничего не поймали.

На обратном пути, те же монголы, что гонялись с нами, показали жестами где можно ловить. Оказался совершенно песчаный берег с небольшим приямком вдоль берега, за которым параллельно берегу шла отмель. Несколько забросов и вот он – первый хариус! Да вполне приличных размеров! Это придало силы и спиннинги замелькали с удвоенной энергией. Усилия были вознаграждены еще парой хариусов аналогичного размера. И это все посреди дня, в три часа, в изрядную жару. Кстати, солнце пекло на совесть и мы обгорали просто на глазах. К тому же до нас добрались те самые ребята, что показали рыбное место и жестами попросили научить их кидать спиннинг. Провели для них мастер-класс, но не очень удачно – они так и не научились вовремя отпускать леску при забросе. А языковой барьер не давал возможности объяснить как это сделать. Ну а так как в наши планы не входило покрыться ровной коричневой корочкой, то решено было возвращаться обратно в лагерь, где девчонки уже приготовили обед.

Хариуса почистили и присолили, пообедали. Так как расход у меня явно превышал ожидаемый и бак подходил к концу, то я решился таки съездить на местную «АЗС», что приметили еще по дороге к озеру и влить в канистры сколько-нибудь немножечко бензина. Заодно нужно было посмотреть и оценить мост через протоку между озерами.

Заправка в этих краях представляет собой лежащую на склоне бочку по типу «из-под кваса» и стоящую рядом с ней ТРК времен царя Гороха. К тому же, из-за отсутствия электричества, насос в ТРК приводится в движение ручкой, которую для безопасности хозяйка бензоколонки уносит с собой. Что налито в той бочке – науке неизвестно, но монголка кивала головой на написанные цифры «80» и произносила слово «бензин». Кстати, по-русски она немного понимала и даже говорила, но совсем чуть-чуть.

Право крутить ручку было предоставлено мне и я «накрутил» себе 40 литров в канистры. За процедурой наблюдали два малолетних пацана (один совсем мелкий и без штанов) и две девушки-монголки в «парадном» - спортивных костюмах китайского производства, с прической и даже в макияже по-моему. Кроме того, у каждой был сотовый телефон (хотя связи в радиусе километров 200-300 в принципе нет), которые использовались для проигрывания музыки через динамик.

Мост оказался бревенчатым и мы проскочили его, обнаружили на другой стороне погранзаставу, вернулись на свой берег и отправились обратно в лагерь.

Для большего спокойствия решил разбавить в баке местный 80-й и свой 92-й в пропорции 50/50. Разбавил, завел машину – вроде работает. К вечеру надумал и добавил в бак вторую канистру 80-го. Назавтра машина начала подстукивать двигателем при попытке нагрузить его. Добавил в бак хайгировского октан-корректора, но это видимых и слышимых ощущений не дало.

Вечером ездили на рыбалку еще раз. Вадим поймал еще одного хариуса. Хариусов пожарили на ужин.

 

День 5. (14.06.12)

С утра Вадим, как ранняя пташка, успел сбегать недалеко порыбачить и поймал еще одного хариуса. Из него и одного вчерашнего сварили уху. Потом поехали на рыбалку на вчерашнее место, я поймал еще одного. Можно было, наверное и больше спиннингами помахать, но почему-то не было связи с лагерем и мы начали беспокоиться. Оказалось, что девчонки слишком были заняты приготовлением обеда и не всегда отвлекались на рацию. Когда мы вернулись, снова подъехал пограничник, снова проверил пропуска, сказал, что надо обязательно подъехать на заставу и отметиться. Про мост его спрашивали – выдержит ли 80-ку, но он, похоже, нас не понял, сказал почему-то, что через мост ездить нельзя, только пешком.

В 12:00 снялись с лагеря, поехали еще раз на АЗС залить две канистры. Я посчитал, что при таком расходе того бензина, что у меня есть, до следующей гарантированной заправки может и не хватить, а искать где-то посреди Монголии бензин совсем не хотелось.

Переехали через мост. Мост вдруг оказался платным, на другой стороне стоял монгол (не очень трезвый) и предъявив какую-то распечатанную бумажку, типа удостоверения, на смешанном русско-монгольско-казахском собрал по 2000 тугриков с машины (примерно 50 руб). 80-ку мост выдержал без вопросов.

Завернули на погранзаставу, отметились. Именно тут выяснилось, что при вваливании газа движок начинает брякать запчастями. Пришлось далее быть осторожнее, не пытаться резко стартовать и меньше нагружать движок.

Далее поехали было на Хурган-Нур, на его южный берег, поближе к дальнейшей точке выезда, но не смогли найти подходящего места для ночевки. Передумали и вернулись опять на Хотон-Нур, но на другой берег. Уезжать не хотелось, уж больно понравились озера.

Остались на полудневку в небольшом углублении между холмами. Недалеко стояли юрты, но к нам никто не приходил. Берег высокий, выше, чем на северном берегу. У берега мелко, рыба не ловится. Побегали немного по берегу, помахали спиннингом, без толку. Через 1-2 км дальше от места нашей стоянки, по правой стороне, нашли хорошую поляну для стоянки, с дровами. С после обеда небо затянуло тучами. Народ дремал, отдыхал. Вечером запалили костер из найденного сушняка, запекли последнего хариуса над огнем – вкуснотища! Ночью было звездно и спокойно.

 

День 6. (15.08.12)

Старт в 9:00. +11, ясно. Хоть нам и очень понравилось на озерах, нужно ехать дальше. Выбираться решили постепенно – сначала до восточной оконечности озера Хурган-Нур (куда мы пытались проехать вчера) и немного вдоль реки Ховд-Гол, вытекающей из Хурган-Нура. Там у Артёма вроде бы получалась рыбалка, а хариус нам всем очень понравился. В качестве конечной же точки на сегодня обозначили поселок Буянт. Там мы надеялись пополнить запасы топлива, а также продуктов. Надо отметить, что основным продуктами мы запаслись на всю поездку и даже кое-что привезли домой, но вот пополнять запасы хлеба, воды, соков/лимонада было необходимо.

По дороге к восточной оконечности озера осмотрели несколько каменных изваяний, оленных камней, а также древний мавзолей. Пытались рыбачить на Ховд-Голе, но безуспешно. Хотя река явно промысловая, может быть просто нужно больше упорства и удачи.

В Буянт мы поехали по прошлогоднему треку ОРМ. Поначалу все шло хорошо – в долинах рек Ховд-Гол и Годон-Гол местность достаточно ровная, хоть и каменистая, не болотистая и проезжая практически по азимуту в любом направлении, только не торопись. Далее, после моста через Годон-Гол (там кстати есть еще одна АЗС, подобная той, что на озерах) колея начинает подниматься вверх и после реки Цагаан-Асгын-Гол уходит в местность верховых болот. Местами пришлось немного поплюхаться. Скорость упала до 10-15 км/ч. Высоты там достигают 2870 метров в районе перевала Тикашаны Хэтэл Даба. Наиболее «мокрое» место находится в районе урочища Цалгар, где все высоты не опускаются ниже 2700м. Дорога (точнее колея) там постоянно скачет с одного на другой берег маленькой речушки Желтын-Гол, постоянные лужи, болотца, огромные кочки. Немного успокаивало только постоянное наличие юрт в шаговой доступности. Ну а возле юрт практически везде стояли УАЗики и иногда даже грузовики, обычные старые ЗиЛы. А значит, в принципе (хотя бы в сухую погоду), дорога тут проезжая. От урочища дорога резко взбежала наверх, прошла траверсами пару хороших уклонов и в районе горы Чигиртай после резкого поворота открыла красивый вид вниз, в долину реки Нигиртайн-Гол и стоящий вдалеке Буянт.

Собственно в Буянт мы приехали уже в 18:00. Оказался небольшим, но аккуратным поселком, с магазинами, сотовой связью, современными уличными светильниками, работающими от солнечных батарей. Открыт был только один магазин (попозже нашли еще, но не очевидный). Купили Спрайт младшему члену экипажа и пиво Боргио (1500 тугриков за бутылку), о котором много писали ранее бывавшие в Монголии. 92-го бензина не обнаружили, солярки на заправках тоже сразу не нашли.

Перед мостом через Сагсай-Гол обнаружили три АЗС, две из них с современными ТРК. Однако одна современная ТРК еще не работала – не было электричества и бензин раздавали из старой, по привычке крутя ручку. На той, что пострашнее, не очень трезвый монгол предлагал 80-й бензин и какой то октан-корректор. А вот на самой левой (если стоять лицом к мосту) оказалось, что у хозяина (двухэтажный дом напротив через дорогу) есть солярка в канистрах. В результате Вадим заправился у него. Мы же налили 80-го, который оказался на проверку вполне приличным, во всяком случае, мотор его переваривал без ругательств.

Пока заправлялись, пообщались с приехавшим на УАЗике пожилым монголом, который немного знал русский язык. Он очень обрадовался такой возможности и, припомнив весь запас слов (вплоть до «куда держишь путь, товарищ»), рассказал нам про дальнейшую дорогу до Ховда.

Заправившись и пополнив запасы воды, выдвинулись через мост с намерением встать неподалеку на ночевку. За мостом повернули налево, встали на берегу Сагсай-Гола. Место оказалось не очень: сильный ветер и пахнет болотом, но выбирать особо было не из чего. Зато от места стоянки прекрасно был виден Буянт во всем его великолепии ночной подсветки. К ночи поднялся сильный ветер и начался дождь. Спать из-за непогоды легли в 9 вечера.

 

День 7. (16.08.12)

Ночью была сильная гроза и ветер. Первый раз за все время использования опасался за палатку и ее устойчивость, хотя еще с вечера, предполагая недоброе, поставил на палатку штормовые растяжки. Наш домик ходил ходуном, пытался улететь. Дождь шел такой, что были реальные опасения, что протекающая в 10 метрах река вздуется и затопит палатку. Просыпались посреди ночи, щупали землю в тамбурах. Палатка устояла, нас не затопило.

Утром проснулись в 7, стартовали в 8:40. Облачно, +9. Сфотографировались у вывески Буянта и решили следовать вчерашним советам пожилого монгола. Уж не знаю, какая должна была быть «плохая» дорога, обещанная им, но «хорошая» тоже была не очень. Но, все-таки, терпима.

Задача на сегодня была добраться до Ховда (он же Кобдо ибо названия Ховд монголы не знают). Поначалу, до озера Том-Нур, на федералку дорога явно не тянула – обычная монгольская колея, периодически проходящая по обширным зеленым полям, почему-то перегороженным каменными стенами. Количество сил и времени, потраченных на постройку таких стен мы даже представить себе не могли – длина стен достигала нескольких километров по периметру.

За озером Том-Нур колея добежала до участка строящейся дороги, судя по всему – той самой, южной трансмонгольской. А уже эта строящаяся дорога довела нас до развилки у поселка Толбо. Там мы обнаружили очень лаконичный (как и все остальные) монгольский дорожный плакат с указаниями расстояний и названий населенных пунктов. На знаке этом обнаружили несколько наклеек разных экспедиций и решили, что не грех оставить и свою.

Участок дороги от Толбо, через перевал Буратын-Даба (2650м) и до перевала Хашани-Даба (2561м) вполне себе приличный, ехать можно с хорошими скоростями 50-60 км/ч. В районе озера Олон-Нуруд (Нур) встречаем попутный экипаж участников «Монгол-Ралли», стоящий у дороги. На наше вопросительное «are you ok?» получили утвердительное «ok!» и поднятый большой палец.

Доехали до Ховда примерно к 16.30. В Ховде заправились наконец-то настоящим 92-м, пообедали в кафе (2300 тугриков солянка, 4500 мясо с овощами, порции огромные), заехали на рынок.

Уже в районе семи часов вечера выбрались из Ховда и поехали в сторону Мянгада. От Ховда и до Мянгада (точнее до моста через Кобдо-Гол) асфальт, непривычно. На картах отмечен был вал Чингис-Хана, пересекающий дорогу. Хотели посмотреть. Однако в месте пересечения (по карте) про вал ничто не напоминало. Искать не стали. Перед мостом через Кобдо-Гол остановил местный гаишник. Судя по всему попросил документы. Повертел их в руках, ничего не понял. А так как английского или русского не понимал, то махнул рукой, мол, проезжай. Причем местных машин, остановленных блюстителем порядка, стояло много. За что останавливали – непонятно.

За мостом свернули налево, проехали пару километров, встали на берегу Кобдо-Гола в 19.30. Место отличное, только много комаров. Если убрать с горизонта силуэты гор – чисто среднерусская картинка. Кидал спиннинг – безрезультатно.

 

 

День 8. (17.08.12)

Стартовали в 9:00. Ясно, тепло +15. Первая заметная точка у нас на сегодня – озеро Хара-Ус-Нур – первое в Котловине Больших Озер, до которого мы добрались. Второе по площади пресноводное в Монголии. Целиком находится на территории национального парка, поэтому вчера мы и не старались добраться до него, т.к. была информация, что на берегах озера нельзя разводить костры, ловить рыбу, да и вообще непонятно – можно ли находиться. Когда же мы добрались до озера, выяснили, что берега совершенно пустынны, сильно пахнет рыбой, много мошки и гнуса, а также много чаек и другой птицы. В общем, на Кобдо-Голе реально оказалось лучше. Котловина, на то она и котловина – вокруг все плоско и безжизненно. Ровную поверхность немного разбавляют только валяющиеся то тут, то там трупы и скелеты домашнего скота.

На берегу озера стоит небольшой поселок Бурэг, около которого обнаружили дацан, окруженный забором. Объехали вокруг, пофотографировали со всех сторон. Немного покрутили священные барабаны, попросили хорошей погоды.

Здесь же попробовали диагностировать весьма неприятные звуки, что доносились у меня спереди-слева. Мираж пнул по колесу и отдиагностировал почти оторвавшийся передний бампер. Временно притянули его промышленной стяжкой с трещоткой.

Заехали в поселок, купили мяса на плов и затарились водой. Вообще-то надо было тут же заказать и поесть бузы, но времени с завтрака прошло немного и есть еще не хотелось.

Совсем недалеко от Хара-Ус-Нура находится озеро Хара-Нур, соединяющееся с первым протоками. Пейзажно выглядит точно также, северный берег, где мы проезжали, также для ночевки не очень пригоден. Википедия говорит, что озеро богато рыбой. Скелеты рыб на берегу подтверждали это.

В начале четвертого остановились под бетонным мостом у реки Дзабхан-Гол, команда давно просилась устроить банный перерыв. Поначалу опасались, набирали воды в ведра и мылись на берегу, но потом осмелели и полоскались уже непосредственно в речке с достаточно сильным течением. Вода в реке, конечно, мутновата и теплая, но это все равно лучше, чем ходить пыльным и грязным. Заодно перекусили. Здесь же, у моста через Дзабхан-Гол есть небольшая кафешка и, вроде, даже заправка. Но мы ее услугами не пользовались. Уезжали от Дзабхан-Гола уже в пять.

У бригады Таван-Толгойн немного блуканули. Более-менее приличная колея рассыпалась в траве и выбираться пришлось по практически незаметным следам. Местность конечно ровная, можно ехать просто по направлению, но скорость невелика из-за сильной кочковатости. В общем немного покрутились, нашли нужные следы, поехали дальше. Шли мы опять же по прошлогоднему треку ОРМ, а он сильно забирал на юг против нужного нам направления на поселок Дзабхан-Мандал. Можно, наверное, было поискать более прямую дорогу, но так как шли прямо по треку и он в основном совпадал с имеющимися «дорогами», то я решил не упираться.

После горы Бурхэр-Хара-Ула слева по курсу обнаружили большую песочницу – огромные барханы песков Монгол-Элс.

К 18:30 наконец добрались до Дзабхан-Мандала. На заправке обнаружили солярку, Мираж не преминул заправиться. 92-го не было, только 80-й и я решил немного потянуть. Обратный путь все равно лежал опять через Дзабхан-Мандал и заправиться здесь я мог бы на обратном пути. Пока заправлялись, подъехали полицейские, проверили паспорта. Не очень, правда, понятно, что они там рассматривали. Немного покатались вокруг, пытались подъехать ближе к пескам. Но через речку соваться как-то было не с руки и решили поехать немного дальше, примерно к месту, где по карте был указан брод.

Брода не обнаружили. Встали на ночевку на речке Хунсуй-Гол. Готовили плов, попивали пиво. Уже совсем вечером из темноты приехал монгол на лошади. Остановился метров за 10 от стола, спешился, встал на одно колено. Вадим пытался с ним поговорить, но друг друга они не поняли. Судя по интонациям, похоже, что монгол рассердился. Вскочил на лошадь, уехал. Ночь прошла спокойно.

 

 

День 9. (18.08.12)

Старт в 9:00. Пасмурно, ветер, +12, но из-за ветра холодно. Сегодня день выделен на посещение загадочной воронки, которая являет из себя реку Мухартын-Гол. Воронка совершенно песчаная, огромная (высота стенок несколько десятков метров) и вытекающая из нее река теряется снова в песках через десяток – полтора десятка километров.

Сначала, часам к 10 доехали до Эрдэннэ-Хайрхана – небольшого, но аккуратненького поселка. Обнаружили заправку, правда без заправщика. Бензина не оказалось, только ДТ. Немного покружили по поселку, отметили большие солнечные батареи для питания (видимо) вышки сотовой связи, а также бригаду китайцев (как нам показалось), которые активно строили какой-то домик. Один из них в строительной форме и каске нам приветственно помахал.

Выбрались из поселка, сфотографировались около арки на выезде. Дальше поехали к воронке в песках Нарийн-Голын-Элс. Все это происходило на высотах около 1800-1900 метров. Чуть промахнулись на выезде, слишком далеко рванули (дорога была хорошая относительно). Вернулись. В месте, где река растворяется в песках, обнаружили (естественно) несколько юрт и пасущийся скот. Не сразу сообразили как пересечь речку, впадающую в Мухартын-Гол (да, в нее еще что-то и впадает). До точки, от которой не отважились ехать дальше, а пошли пешком, добрались примерно к часу дня.

Сложили пару бутылок с водой, фотоаппараты и бинокль в рюкзаки и пошли пешком к воронке. По предположениям до нее было около 4 км по прямой, т.е. не больше 10 км туда-обратно. Усугублялось дело тем, что из карт района у меня почему-то оказалась в наличии только пятикилометровка. Реально же от места, где мы бросили машины и до воронки по прямой вышло около 7 км, а с учетом «кривизны» пути – около 20 км туда-обратно.

Машины мы собственно оставили уже на песках, так как не хотелось еще сильнее сдувать колеса, да и непонятна была плотность песка. Мухартын-Гол же течет по своеобразному каньончику, одна сторона которого сложена из скальных пород, а противоположная оторочена барханами высотой в несколько десятков метров. Сама река тоже очень своеобразная – очень мелкая, вряд ли выше, чем по середину колена и несущая водами очень большое количество песка. Из-за этого песок постоянно замывает одно русло и вода тут же начинает течь рядом образовывая новое, неглубокое русло. Затем и оно забивается песком и снова поиск пути. Из-за того, что песок влажный, он достаточно плотный и вполне способен выдержать машину. Во всяком случае ноги не вязнут. Но вот меняющиеся русла вынудили народ переходить их в берцах, поначалу не сильно глубоких, но в конце уже изрядных, в которых все набрали воды в ботинки. А я, так как шел в кроссовках, просто разулся и потопал босиком – вода конечно ледяная, но через пару километров привыкаешь. Надо сказать, что Ручей еще шел в кроссовках, но он просто игнорировал все русла и шлепал прямо по ним.

Видимо в награду за смелость и упорство Мухартын-Гол преподнесла нам подарок в виде банки пива, которую, видимо, утащила у каких-то монголов и сохранила для нас.

Пешком до воронки мы топали с 13.10 до 15.50, то есть больше двух с половиной часов. Впрочем с учетом малого опыта ходьбы, да еще в не совсем тривиальных условиях – вроде вполне нормально.

Наверняка к воронке можно подъехать ближе, так как километрах в трех от воронки мы обнаружили следы стоянок, костровища, мусор и следы колес. Однако в таком случае нужно искать другие заезды, так как дорога там неочевидна и неясно, где выходит к более проторенным путям.

Сама воронка, конечно, впечатляет масштабами и безграничной фантазией матушки-природы. Есть информация, что она настолько велика, что видна даже на космоснимках. На старых, детальных картах, мощность источника, пополняющего реку, указан как 1200 литров в минуту. В принципе, это не очень много, в Монголии есть и более мощные источники. Но тут уникальный случай, когда вода просто проступает сквозь пески.

Обратно двигались немного быстрее, но уже явно устали, ноги мокрые (или холодные) и путь давался тяжело. До машин добрались часам к пяти и некоторое время релаксировали, заодно перекусили и употребили пива, в том числе и ту самую «подарочную» банку. Ввиду нежелания сегодня куда-то двигаться и общей усталости решили отскочить немного за ближайшие кусты и заночевать у Мухартын-Гола.

Встали на ночевку в 19:00. Вечером опять поднялся сильный ветер и пошел дождь. С небольшими перерывами дождь шел и ночью.

Мираж: Воронка очень хорошо видна на снимках со спутника. Я ее сразу нашел. Измерил ее диаметр - 770 метров. На снимках видно, как река уходит в песок и потом опять появляется.

 

 

День 10. (19.08.12)

Старт в 9:00. На улице +6, ветер, но солнечно.

Сегодня наша дорога начинает вертеться в обратную сторону. Мы находимся в самой юго-восточной точке нашего путешествия и, начиная с сегодняшнего дня, мы, по сути, начинаем возвращаться домой.

Через 40 минут после старта были уже в Эрдэннэ-Хайрхане. Снова заехали на заправку, не обнаружили ничего нового и отправились дальше. Обнаружили другую дорожку между Эрдэннэ-Хайрханом и Дзабхан-Мандалом. Что-то типа грейдированной полосы вдоль телеграфно/телефонных столбов. Она, конечно, тоже не идеальна, но позволяла держать скорость 40-50 км/ч без изнуряющей тряски на стандартной «гребенке».

В Дзабхан-Мандале быстренько «накрутили» в бак 30 литров местного 80-го. Рядом с бензоколонкой мерились силой и задирали друг-друга несколько местных. А так как было не очень понятно – это они под влиянием сосудорасширяющих средств или просто юмор такой, то мы сильно не задержались. Пытались пробраться сквозь центр поселка к реке, надеясь обнаружить там нужную колею, но не преуспели. В результате снова вернулись на грейдированную «федералку». Справа нас сопровождала картина все той же реки Хунгуй-Гол и высокие песчаные барханы.

Между Дзабхан-Мандалом и Ургамалом (центром местного сомона, что-то типа нашего района) всего-то около 65 км, но по времени это полтора часа даже не смотря на «хорошую», по местным меркам, дорогу. В Ургамале налили еще канистру 80-го, не обнаружив ничего лучше, и купили минералки в магазинчике.

Сегодняшней целью у нас было озеро Хяргас-Нур. Хяргас-Нур - в переводе с монгольского - озеро киргизов. Соленое озеро, расположенное в Котловине Больших Озер у подножия хребта Хан-Хухий. Площадь озера около 1400 кв. км., находится на высоте 1028 метров над уровнем моря. В озеро впадает река Дзабхан-Гол, текущая с Хангайского хребта. В месте впадения реки образуется пресное озеро Айраг-Нур на высоте 1030 метров, отделенное от озера Хяргас-Нур узким перешейком.

Само озеро открывается задолго до берега, если ехать к нему со стороны Ургамала. Блестящая водная гладь и ровные просторы во все стороны напоминают мираж в пустыне. Однако в этом мираже нам повстречался вполне реальный рейсовый ПАЗик с надписью «Улгий – Улан-Батор». Мы еще сильно подивились выносливости монголов, ведь преодолевать расстояние между этими городами ПАЗик по нашим понятиям должен примерно за неделю, ну или чуть меньше.

К озеру мы подъезжали с юга и объезжали против часовой стрелки. Самой восточной его части мы достигли часам к трем. Как раз тут было что-то вроде перекрестка дорог и мы даже обнаружили некие строения, похожие на советский пионерлагерь 60-х и указатель на кемпинг. Отсюда мы стали пытаться найти подходящее место ночевки, так как хотелось еще и порыбачить в столь большом водоеме.

Сначала заехали на восточную косу, выдающуюся с северного берега в озеро аж на 11 км. Немного перекусили, оценили обстановку. Место пустынное, никакого прикрытия от ветра, но в принципе ровное, для стоянки годное. Но так как по времени было еще рановато, решили попытать еще счастья. Чуть дальше, вдоль берега озера обнаружилась стройка. Присмотревшись, поняли, что строят дорогу, возводя насыпь из щебня и укатывая ее техникой. Пыли при этом поднималось неимоверно. При попытке осмотреть одно из предполагаемых мест ночевки, Вадим не заметил болотца и застрял в качественной чаче. А так как кроме собственно болота имелись в наличии еще и камни изрядных размеров, то вызволить его оказалось делом не столь тривиальным. Пока выбирались, подъехали два монгола на лошадях. Один из них стал активно помогать, таскать и кидать камни. Еле выбрались, монгола поблагодарили сувенирами.

В результате прошвырнулись еще дальше по берегу и завернули на косу, которая по картам имеет название урочища Шугам. Коса широкая, галечная. Нашлось место, слегка прикрытое от ветра. Пока готовили ужин и ставили лагерь, я побросал немного спиннинг. Безрезультатно. После ужина, уже почти в темноте, при повторной попытке удалось вытащить османа на несколько килограмм.

Ихтиофауна озера представлена фактически одним видом — алтайским османом, имеющим в этом водоеме две формы: растительноядную и рыбоядную. Максимальные размеры растительноядной формы османа не превышают 40 см при весе до 1,3 кг, для рыбоядной формы известны экземпляры длиной до 100 см. Wikipedia

Наш осман оказался длиной около 67 см, а значит не самый маленький. Рыба оказалась сильной, минут десять – пятнадцать мы с ней занимались перетягиванием лески с переменным успехом. Уже когда вытащили ее на берег, обмерили и сфотографировали, когда прошел адреналиновый взрыв от борьбы, мощную красивую рыбу стало жалко. Но и отпускать было уже поздно …

Ночь прошла неспокойно, с ветром и каплями дождя.

 

День 11. (20.08.12)

С утра ясно и солнечно, +15. Оказалось, что Вадим (он чистый «жаворонок») уже поймал с утра еще одного османа не меньшего размера прямо в десятке метров от лагеря. Соответственно утро началось с кулинарных работ – почистить, порезать, приготовить.

К сожалению, на тот момент мы не знали, что внутренности османа частично ядовиты (икра и пленка, выстилающая брюшину изнутри). Конечно при чистке все внутренности мы удаляли, но зная такую особенность, были бы гораздо внимательнее. Возможно, что именно это незнание нам потом и аукнулось.

Одного османа пожарили, оказалась очень вкусная рыба. Вчерашнего же порезали, присолили и забрали с собой.

В связи с готовкой стартовали только в 10:30. Основной задачей на сегодня было добраться до Улангома, административного центра Убсунурского аймака. Мы планировали пополнить там запасы топлива, кое-каких продуктов, а также, определив минимально необходимый запас тугриков, поменять ненужные обратно на рубли. Ночевать планировали на озере Убсу-Нур (Увс-Нуур), что находится северо-восточнее Улангома с прицелом устроить завтра на нем дневку.

Расстояние от места нашей ночевки на озере Хяргас-Нур до Улангома оставалось небольшое, всего то около 130 км, дорога шла по плоскому, ровному дну Котловины Больших Озер и преодолели мы ее достаточно быстро. Передвижение к тому же происходило либо вдоль, либо непосредственно по строящейся дороге, которая видимо должна соединять Улангом с южными районами Монголии. Кстати, виды с этой дороги открываются совершенно открыточные – уходящая вдаль ровной ниткой трасса дороги на фоне белеющих горных вершин хребтов Тургэн-Ула и Хархира и до полной идиллии не хватает только асфальта на дороге.

По дороге заезжали в небольшой поселок Наран-Булак – нарядно и даже как-то празднично. Немного поговорили с монголом на заправке: кто мы, откуда и куда. Сносно говорил на русском. Налили воды в канистру, раздали детям, заведующим колонкой, конфет. Что меня дернуло плеснуть в канистру 80-го, когда до Улангома оставалось всего ничего – не знаю … наверное уже привычка.

К Улангому подъехали в 13:45. Въезд оказался платный – 500 тугриков с машины, вроде и недорого, но непонятно за что. Сразу на въезде заправились 92-м (1880 тугриков/литр) на заправке Петролеум. Заодно Вадим попытался вытащить камень из под тормозного щитка на заднем левом колесе — сильно свистел. Не удалось, отложил. Деньги обратно на рубли, как оказалось, меняют не везде. Нашли обмен только в Хаан-банке. Вадим поменял лишние тугрики, мы же посчитали, что потери окажутся небольшими, даже если остатки не менять.

Сам Улангом (Красная долина) оказался очень даже современным городком с населением тысяч в 25-30, с многоэтажными домами и прочими прелестями цивилизации, причем километров за пять до города после бетонного моста через реку Хотатын-Хэв на дороге даже появился асфальт.

Потратив на город около пары часов, поехали на Убсу-Нур. К тому моменту меня уже основательно потряхивало, появились признаки недомогания, некоторая слабость, тошнота - чистой воды отравление организма. Очень хотелось поспать. Добраться до озера оказалось не так уж и сложно, но дорога в основном представляла из себя зубодробительную гребенку, доводящую до исступления. Причем машину трясло даже на невысоких скоростях около 10-15 км/ч. Оказалось, что берег озера, куда ведет накатанная колея, представляет собой платный (3000 тугриков/иностранца) общественный пляж с туалетами и бачками для мусора. Проехать куда-либо еще, кроме обозначенного для стоянки места, теоретически можно, но не хотелось нарушать правила. Денег на въезде мы не платили, к тому же у нас были пропуска в национальные парки как раз на сумму 3000 тугриков на человека, так что мы посчитали, что уже за все заплатили. Так как вокруг было несколько шумных компаний монголов, сначала решили отъехать от них подальше, насколько это возможно. Народ стал ставить лагерь, а я срубился сидя прямо в машине. Пока спал, наши наблюдали морозоустойчивых монголов, купающихся при температуре воздуха 18 градусов.

Вообще, Убсу-Нур или Увс-Нуур – это крупнейшее в Монголии озеро по площади водной поверхности, самое известное из Котловины Больших Озер. Северная его часть находится в России, в республике Тыва. Это замкнутый бессточный водоем площадью более 3350 квадратных километров на высоте 753 метра, своего рода внутреннее «море» Монголии. Вода в нем горько-соленая.

Часа через полтора, примерно в половине седьмого, когда я проснулся, мы совместно оценили обстановку и решили поискать другое место для ночевки. Вернулись опять к асфальту, пересекли трассу, нашли вроде неплохую полянку, прикрытую со всех сторон холмами, но, совершенно случайно обнаружили там человеческий череп и явные остатки человеческого скелета. Естественно быстро вырулили с этой полянки, рванули дальше, попутно размышляя «что это было??» и «не надо ли ехать в Улангом, заявлять в местную полицию об обнаружении трупа?». Отъехали от этого странного места еще пару километров и снова было прицелились в подходящую ложбинку, ибо уже вечерело и солнце заходило за горы. Но в этой «подходящей ложбинке» части скелетов и человеческие черепа валялись просто везде … В общем женская часть экипажей категорически отказалась ночевать даже близко к этому месту, да и мужской части данное соседство представлялось не очень приятным.

Уже потом, в России, пытаясь найти хоть какие-то объяснения этому, нашли разрозненную информацию, что у монголов есть или была традиция хоронить умерших без закапывания, открытым способом (ну собственно в каменистой местности закапывать затруднительно) и, по сути, оставлять покойников на растаскивание местному зверью. Наверное мы и наткнулись на подобное «кладбище» в поисках места для лагеря.

Решили поехать за Улангом. Если на въезд в город еще работали наши талоны, за которые мы уже заплатили, то на другом выезде из города с нас также потребовали денег. Мы пяток минут поупирались, доказывая, что однажды уже заплатили, но женщина в будочке то ли нас не понимала, то ли делала вид, что не понимает. В результате отдали еще 1000 тугриков, чтобы выбраться из этого не очень гостеприимного города.

В темноте с трудом нашли свороток с трассы. Не помогал даже верхний рабочий свет, кругом кусты и, изредка, юрты. Встали в поле, недалеко от юрт и загонов для скота. Палатку ставить не стали, развернули спальники в машинах. Сварили уху из вчерашнего османа и завалились спать. Сны были тревожные …

 

День 12. (21.08.12)

Ясно, солнечно, +13. Стартовали в 9:00. Когда выезжали на трассу, то оказалось, что по другую сторону дороги чуть дальше нашлись бы вполне приличные местечки для стоянки, причем даже с протекающей рядом речушкой. Но, вчера, в темноте, найти их не представлялось возможным.

Вчера вечером и сегодня с утра прикидывали свой ближайший маршрут. Хотелось устроить дневку, но рядом с водоемом, так как требовался банно-прачечный день. Кроме того, в пожеланиях также было, чтобы водоем был пресным. Ближайшим таким водоемом оказалось озеро Ачит-Нур. Кроме того, находилось оно примерно на пути в сторону погранперехода в Ташанте, через который мы собирались выходить обратно в Россию.

Выходящая из Улангома дорога в сторону Тургэна покрыта асфальтом на протяжении 40-45 километров. Собственно она и дальше идет асфальтовая, но уже резко поворачивая на север, даже на северо-восток, в сторону погранперехода с Россией в Хандагайты, что в Тыве. Мы же на развилке у подножия гор Харсайн-Ула и Цалгар-Ула двинули дальше на запад и полезли на перевал Улан-Даба уже по обычной щебеночно-грунтовой колее. Сам перевал достаточно короткий, всего около 4 км, но крутоват. Перепад высот достигает километра между долиной, в которой лежит Улангом и вершиной перевала Улан-Даба.

Вид, открывающийся с перевала, явно заслуживает некоторого времени для фотографирования или философского созерцания. Мне вообще показалось, что этот вид и сама местность от перевала Улан-Даба до озера Урэг-Нур, являются самыми «монгольскими» среди того, что мы видели на протяжении всей поездки. Этому наверняка способствовала прекрасная солнечная погода, практически полное отсутствие обязательных для Монголии юрт и близкие сверкающие снегом вершины.

От перевала Улан-Даба до озера Урэг-Нур всего около 50 км, дорожка не напрягает, ехать можно относительно быстро, виды прекрасные. Честно говоря, знай я о таком месте, я бы заранее позаботился о том, чтобы как минимум заночевать здесь, а то и устроить дневку.

Озеро Урэг-Нур по живописности также вполне годилось для стоянки, но мы слишком мало проехали с сегодняшнего утра, да и хотелось добраться именно до пресного озера. Поэтому мы не стали останавливаться и двинули дальше, к озеру Ачит-Нур.

Ачит-Нуур (до 1989г. по-русски именовалось Ачит-Нур, монг. Ачит нуур — «Благодетельное озеро») — озеро на западе Монголии. Западная половина озера входит в аймак Баян-Улгий (сомон Ногооннуур), а восточная половина — в Убсунурский аймак (сомон Бухемурен). Население восточного побережья озера составляют дербеты, западного берега — в основном казахи (около 2/3) и дербеты (1/3).

Озеро расположено в Ачитнурской котловине. Основные питающие реки — Бухемурен и Алтангадас-Гол и Улиастайн-Гол. Ачитнурская котловина ограничена с севера отрогами массива Монгун-Тайга, с востока массивомХархираа, с запада отрогами хребта Монгольский Алтай, а с юга горами Улаан-Лонх-Уул.

Озеро Ачит-Нуур — проточное: на юге оно соединено протокой с озером Зуун-Хол-Нуур, которое в свою очередь соединяется короткой рекой Усаны-Холоойн-Гол в качестве левого притока с рекой Кобдо-Гол.

Берега опустынены, по берегам преимущественно каменистый обрывы и скалы из песчаника. На севере и востоке берега низменные, заболоченные.

Озеро мелкое, при площади 297 км² средняя глубина составляет 2,2 м, максимальная глубина 5 м[1], объём воды — 0,665 км³.

В озере водятся чёрный осман, хариус. Примыкающие к озеру дельты рек образуют обширные заболоченные области, поросшие осокой и камышом, в которых изобилуют различные виды птиц. Wikipedia.org

К озеру мы подъехали рано, около трех, предварительно пройдя обширную ровную долину и обогнув горы Бурхадын-Улан и восточный берег. Первоначальное место стоянки предполагали выбрать у подножия горы Хара-Удзур, но оно не показалось нам идеальным. Относительно недалеко от загонов для скота, много комаров и сложный подход к воде, плюс монголы замусорили там все до невозможности. Поэтому обогнули гору Тахир-Ула и встали на южной стороне небольшого полуострова. Здесь оказалось поменьше травы, побольше ветра, сдувающего насекомых.

Лениво поставили лагерь, принялись готовить и занимались машинами. Вадим ремонтировал колесо, меняя шпильки на тормозном диске, вытаскивал пищащий камень из-за тормозного щита. Я снял, наконец, бампер (он практически оторвался и со второго кронштейна) и примотал его на багажник. К тому моменту на багажнике уже ехали рваный и мятый лист защиты и пластиковый грязевой щиток.

Погода стояла хорошая, желающие отправлялись мыться в озере. Озеро мелкое, но, похоже, рыба должна быть. Подъезжали две машины с монгольскими номерами (Лексус и УАЗик с лодкой на крыше), в них рыбаки – монголы и русские. Пока мы немного поговорили с одним из рыбаков, двое других успели сделать по паре забросов впустую. Сразу решили, что тут ловить не стоит и поехали искать другое место. На основании такого их поведения складывается ощущение, что ловля рыбы в этом озере должна начинаться прямо с первого запроса.

Ближе к вечеру у Волны ухудшилось самочувствие. По ощущениям выходило, что у нее тоже пищевое отравление. Утром она ела уху из того самого османа и, вполне возможно, что именно это явилось причиной. Решаем дать ей отлежаться, минимально нагружая организм.

На завтра однозначно решаем делать дневку.

 

День 13. (22.08.12)

Сегодня дневка. Катерина недомогает. Мы занимаемся хозяйством, немного машинами – крепим груз на багажнике, я оформляю переднюю часть Сюрфа – приматываю скотчем поворотники к лебедке и креплю номер. Желающие продолжают банный день. К вечеру погода портится. Ночью дождь и сильный ветер, почти срывает палатку.

 

День 14. (23.08.12)

Пасмурно и ветер. Вчера было решено, что цель на сегодня – перейти границу. Но утром сначала едем до Баян-Ульгия. Там заправляемся (я уже только в бак, канистры пустые), покупаем сувениры, меняем оставшиеся лишними тугрики и едем на границу. К границе подъезжаем к 12:30, а обед с 13:00. Вадим пытается успеть пройти, а мы остаемся попробовать местные бузы. Внешний вид кафе доверия не внушает, запах вокруг убивает всякий аппетит. Все-таки идем. Выбираем кафе с вывеской, рядом с которым стояли 2 машины с монгольскими номерами. В кафе стойкий запах козлятины, шумная компания казахов-монголов. Заказываем буузы, 9 шт. Этого мало, они небольшие, но очень вкусные. Готовят прямо тут же. В переводе на рубли 1 шт. 6 руб. Немножко общаемся с соседями, один из них хорошо говорит по-русски. Пообедав, едем на границу. Мы вторые в очереди, перед нами казахи из Караганды. Вадим все-таки не успел пройти паспортный контроль, ждет в отстойнике, разговаривает с калифорнийцем, участвующем в «Монгол-Ралли». Наконец запускают на территорию погранперехода. Сильно удивляют личности монгольско-казахской национальности в спортивных костюмах, шляющиеся по всем помещениям таможни. Я имел небольшой разговор с двумя таможенниками, праздно интересующимися способами лифтовки Сюрфа (по утверждению, у одного из них такой же – я все боялся, что открутят что-нить себе на память). Проходим все службы (суматошно и постоянно кто-то норовит влезть без очереди), едем до нашего погранпункта.

У нас все достаточно быстро: обработка колес (100 руб.), санитарный контроль («Все хорошо себя чувствуют?» - «Да»), паспортный контроль, таможня. Вроде все формальности прошли, спрашиваю «Всё, дальше на выезд?», мне смеются в ответ «На въезд!»

Всё, мы в России. Качаем колеса до положенных 2 очков, радуемся асфальту. Едем до Акташа, покупаем на перекусить минералку и беляши, дальше стараемся пройти как можно больше до наступления темноты. Находим подходящее место для ночевки на Большом Ильгумене – небольшой островок между основным руслом и протокой.

 

День 15. (24.08.12)

Старт в 8:30. Ясно, солнечно, +11. Сегодня пятница, поэтому есть надежда, что М52 в сторону Новосибирска будет посвободнее. Катерине существенно лучше. Поэтому цель на сегодня – доехать до дома. Добираемся действительно быстро. 13:30 Бийск, 17:00 Искитим, около 18.30 мы, наконец, дома.

 

Путешествие закончено. До свидания, Монголия! Баяртаа!

 

IV. Выводы и рекомендации

  1. Маршрут соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам в качестве похода III категории сложности.

  2. Нитью маршрута охвачена вся западная, наиболее интересная с точки зрения ландшафта, часть Монголии. Маршрут проходил по предгорьям Монгольского Алтая, полупустыне котловины Больших Озер

  3. Маршрут живописен, природные виды разнообразны.

  4. Из-за отсутствия достаточного количества АЗС на маршруте, необходимо наличие достаточного количества топлива на борту каждой машины. Кроме того, нужно учитывать повышенный расход топлива в условиях высокогорья и его невысокое качество.

  5. В весеннее время, в горах может достаточно долго оставаться снежный покров, что безусловно затрудняет передвижение. Кроме того, серьезными препятствиями на маршруте могут являтся броды через река, не во всех случаях имеются мостовые переправы. Желательно наличие на автомобилях шноркелей. Наличие на автомобилях электрических или механических лебедок является менее необходимым.

В отчете использованы фотографии участников похода.