Мечты надо осуществлять ... В самой первой самостоятельной зарубежной поездке 2010 года мы совсем немного задели краем прекрасную страну, которая уютно расположилась посреди Европы - Альпы. Появилась мечта: побывать в Альпах подольше, изучить их более детально. С тех пор информация по Альпам постепенно копилась во внутренних регистрах памяти: какие-то картинки, неясные ощущения, ожидания. Поэтому, когда еще даже не съездив в Испанию, мы уже начали задумываться о том, как будем использовать свой годовой Шенген, то одним из приоритетных направлений стали именно Альпы. Весенние Альпы.

 

В этот раз немного поменяли процедуру подготовки поездки. Мы не стали рисовать жесткий маршрут с бронированием заранее гостиниц по нему, а склонились к варианту, испытанному в 2010: на месте ежевечерне определяемся с дальнейшим направлением и бронируем отель на следующую ночь-две. В качестве "точек интереса" в отдельный файл выписали достопримечательности, находящиеся в определенных странах с указанием адреса, координат и краткого описания. А уже на месте, исходя из доступности и погодных условий решали, куда именно мы поедем. Жестко определенной была только точка влета-вылета в Шенген: первая постоянная величина. В качестве таковой, исходя из предложенных цен, выбрали аэропорт имени Вацлава Гавела в Праге. Перевозчиком выступил Аэрофлот. Там же, в Праге решили взять и машину. Это, кстати, было осуществлением второй мечты (пусть и помельче) - поездить за рулем Volkswagen Golf, так сказать протестировать истинно немецкий автомобиль, "das auto". Это вторая постоянная величина. Все остальное в нашем уравнении под названием "Весенние Альпы" являлось величинами переменными. Таковыми величинами в качестве возможных стран пребывания определили Чехию (как страну въезда), Германию, Австрию, Швейцарию, Италию, Францию, Лихтенштейн. А в качестве "точек интереса" набросали несколько десятков объектов, от конкретных пивных до музеев и природных объектов.

26.03.2016г. Новосибирск - Прага - транзит.

Новосибирск, 9 утра. Погода хмурая, мелкий дождь, прохладно. Нам пофиг - такси и мы в Толмачево. Так как рейс не международный, то терминал внутренних авиалиний. Ждем минут сорок, идем на посадку. Аэрофлот, а отличии от, казалось бы "родного" для Толмачево, S7 - Сибирь, подает борта к телетрапу. Это удобно. Еще несколько минут, рулежка, разгон, взлет. Путешествие началось :) По дороге, внизу сплошная облачность, ничего интересного :)

 

Промежуточная точка - Москва, пересадка 6 часов. Посадка в Шереметьево, терминал D. Чтобы не вялиться в аэропорту, решаем двигать на Красную площадь. Катя там не была ни разу, я был, наверное, лет 25-30 назад. Ничего не помню. Погода гораздо лучше, чем в Новосибирске. Солнце и не так прохладно. Аэроэкспресс до Белорусского вокзала. Цена примерно тысяча за оба конца. Схема метро, одна пересадка, Площадь Революции. Здание исторического музея, досмотр (просят открыть рюкзаки) и вот она, Красная площадь.

Несколько фотографий, гуляем до Храма Василия Блаженного (очередь, китайцы с фотоаппаратами и телефонами, любители сэлфи). Галочка поставлена, топаем обратно. Находим отметку "нулевого километра". На неё встают люди, кидают на счастье монетку через плечо, фотографируются. На монетки, как чайки на хлеб, кидаются две женщины вполне приличного вида, выхватывают друг у друга. Неприятно :( Едем обратно в аэропорт. Аэроэкспресс - благо. Стоимость, хоть и великовата, но заранее известна. Время в пути, время отправления - все понятно и четко. Легко можно посчитать, успеваешь ли ты куда-либо, если использовать только Аэроэкспресс и метро. В поезде чисто, удобно, не хватает, пожалуй, только розеток для подзарядки телефона.

 

Снова Шереметьево, нам в терминал Е. Это совсем рядом со станцией Аэроэкспресса. Досмотры, паспортный контроль, чистая зона. Посадка в самолет, рулежка, очередь на взлет, летим :) Перелет небольшой, пара часов, внизу уже зеленые поля и мелкие городки сначала Польши, а чуть позже и Чехии. Заходим на посадку в аэропорт Рузине. Паспортный контроль, багаж, два билета на 90 минут, выходим на площадь перед аэровокзалом. 119 автобус останавливается тут же. Едем до станции метро 'Nádraží Veleslavín', дальше ветка метро А до станции "Malostranská". Выходим, ищем остановку трамвая. Нужен 12 или 20. Со второй попытки уезжаем :) Добираемся до остановки "Švandovo divadlo", пять минут пешком и наша квартирка. Нашли через airbnb. Удобная, уютная (хоть и в полуподвале), практически центр: Zborovská 48/506. Знакомимся с Маркелой, она все рассказывает и объясняет на неплохом английском. В квартирке кухонька, санузел, душ, кровать, диванчик и длиннющий пароль к Wi-Fi :) Бросаем вещи, переодеваемся и топаем в Ямайку "Jamajka" (Staropramenná 458/23, 150 00 Praha 5-Smíchov, Česká republika). Недалеко, минут 10 пешком. В пивнице только чехи, пьют пиво. Немного накурено, но не страшно. Отличное Postřižinské světlé и Postřižinské tmavé, есть еще пара сортов. Забавная система подсчета выпитых кружек. Здравствуй, Прага! Надеемся, нам у тебя понравится :)

 

27.03.2016г. Пасхальная Прага и пасхальное пиво.

Прага, 7 утра. Подъем по "своему" времени. Умылись и на улицу. Яркое весеннее солнце. Свежо и немного празднично. Сворачиваем за угол, сразу набережная и Детский остров. Вот преимущества проживания в центре :) По набережной гуляем в сторону Карлова моста. По дороге обгоняем группу ранних туристов. Карлов мост еще почти пустой, туристов мало. Несколько снимков, поворачиваем налево. Организм просит завтрак. Находим лавочку с разнообразным имбирным печеньем. Берем пару вкусняшек и кофе. Подкрепив силы, поднимаемся наверх, мимо костела святого Николая к Страговскому монастырю, одному из старейших монастырей ордена монахов-премонстрантов. В честь пасхального воскресенья многие деревья украшены яйцами и другими игрушками. Мимо постоянно проезжают экскурсанты на сигвеях. Добравшись до монастыря, обнаруживаем, что там служба и посторонних не пускают. Зато слева открывается отличный вид на Прагу и холм Петршин. Фотографируем и лезем на холм. Там обнаруживаем небольшую очередь на Петршинскую башню, внешне немного похожую на Эйфелеву. Очередь не пугает, берем билеты. 299 ступеней и мы наверху. Отличный обзор, прекрасные виды, куча народу. Фотографировать лучше со средней площадки, там свободнее и нет застекления. Но и наверху удалось сделать пару снимков. После спуска с башни и с холма решаем вознаградить себя кружечкой специального пасхального зеленого пива прямо у стен Strahovský klášter. Пиво реально зеленое и очень вкусное, плотное и свежее. С каждым часом Прага нам нравится все больше :)

 

Следующий шаг - Пражский град и собор святого Вита. Вторично удивляясь тому, что в действующую резиденцию президента можно попасть совершенно свободно и бесплатно, идем вовнутрь крепости. Многонациональная речь, щелчки фотоаппаратов, селфи-палки. С трудом удерживающий серьезный вид часовой у входных ворот. Длинная змея очереди на вход в Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Половина очереди с какими-то неизвестными билетиками, но входят вроде все. Очередь двигается быстро. Внутри оказывается, что с билетами пускают на обход вдоль стен, а безбилетным можно осматривать только все издалека. Довольствуемся малым. Этот готический католический собор заслуживает внимания. Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: 1344—1419, 1490—1510, 1556—1593 и 1873—1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия. В соборе погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии. С моей личной точки зрения - самый красивый готический собор из тех, что я видел.

 

Спускаемся к Карловому мосту. Днем, да еще в такую хорошую погоду, здесь настоящий людской водоворот. Продавцы сувениров, художники, фотографы, музыканты. Если не торопиться, а остановиться и попытаться войти в этот ритм - может даже понравиться. Мы же не спеша переходим мост и двигаемся к следующей цели. Время обедать :) Для обеда выбрали Lokál Dlouhá, что находится на Dlouhá 33, 110 00 Praha 1-Staré Město. Для обеда место нормальное. Еду носят быстро, порции нормальные, пиво есть. Но, как то без души, что-ли... :( Ладно, для души есть другие пивницы :) А пока ноги в руки и быстро-быстро идем в сторону St. Salvator Church Klementinum (адрес Křížovnické náměstí 2, Praha 1, практически возле Карлова моста). Там у нас запланирован концерт органной музыки, билеты взяли заранее. Классические органные произведения Моцарта, Баха, Шуберта, Дворжака. Бесподобно! Первый живой органный концерт, на котором мы были. Отличные ощущения!

Нагруженные впечатлениями под завязку, топаем пешком через центр на "свой" берег. На Карловом мосту все еще выступают музыканты, люди стоят вокруг, слушают, хлопают. Художники и продавцы сувениров частично расходятся. Наступает вечер. Тепло. По дороге, поглядываем по сторонам в поисках подходящей пивницы. В конце-концов завернули в какой-то переулок и успешно попробовали Свияны и Радагаст. Вполне приличное пиво. А вот адреса этой пивницы не запомнили, даже название не отложилось :( Правда, как обычно, в таких заведениях практически нечего съесть. Пришлось по пути домой, завернуть еще и поужинать :) Отличный вышел день, насыщенный ;) Эмоций и ощущений было столько, что во второй половине дня перестали фотографировать, только впитывали ощущения.

28.03.2016г. Новый коник и встреча с друзьями.

 

Сегодня мы должны обрести колеса. Чтобы не терять времени, встаем рано, собираемся и, оставив по договоренности с хозяйкой ключи на столике, отправляемся к главному железнодорожному вокзалу Праги, Hlavní nádraží. Там находится офис компании Budget, в который нас отправил старый знакомый агрегатор Autoeurope. Добираемся пешком до вокзала за полчаса с учетом другого берега Влтавы и мощеных тротуаров, которые не нравятся нашим чемоданам. Офис в здании вокзала находится не сразу, нам не совсем ясна планировка и указатели. Но находим. После неторопливого оформления документов и завтрака в вокзальной кафешке отправляемся на стоянку, где нас поджидает белый Volkswagen Golf. "VW Golf или схожий, компакт 4-х дверный, механическая, с кондиционером" обошелся нам в 270 евро на 12 дней. Конечно, был шанс получить Шкоду, особенно в Чехии :) Но повезло и мы получаем именно этого Гольфа. Машинка оказывается свежей, сентябрь 2015, с пробегом 24898 км, немного поцарапанная, но зато навороченная. Турбомотор 1.2, шестиступка, двухзонный климат, дисплей, круиз-контроль, парк-ассистент, автопарковщик, система старт-стоп и даже массажер в водительском сидении :) Перефотографируем все коцки, находим пару не отмеченных, отлавливаем сотрудника Баджета и спрашиваем. Тот ручкой ставит на схеме машины еще один крестик, улыбается и спрашивает "ОК?". "ОК!" Укладываем багаж, разбираемся с управлением, ставим под лобовое стекло "говорилку" навигатора, задаем адрес. Наша цель на сегодня - небольшой городок под Ансбахом, в Германии. Там нас ждут Настя с Мишей. Едем!

Из Праги выбираемся в направлении на Пльзень (Pilsen) и Нюрнберг (Nürnberg). Вначале некорректно ставим условия маршрута и из Праги "говорилка" выводит нас огородами, вместо того, чтобы сразу "поставить" на Е50. Но после того, как уперлись в ремонт и тупик на второстепенной дороге в районе Loděnice и объезд искали полями, переправили маршрут, вышли на Е50 и скорость передвижения существенно выросла. По объездной обошли Пльзень и вот уже Е50 превращается в А6. Границы, как таковой, нет. Только знаки говорят о том, что мы в Германии. Здесь можно дать волю и себе и турбомоторчику :) И если в Чехии средняя скорость по трассе у меня в районе 110, то в Германии среднюю поднимаю до 140-150, а в попытке немного пошалить достигаю "морального" потолка в 198 км/ч :) Надо было бы, конечно, взять границу в 200 км/ч, но, видимо, прямой участок кончился :) Вообще, надо признать, что в Германии ремонтов попадалось относительно немного. Видно, что к весенним ремонтным работам они только еще приступают.

 

Примерно полпятого вечера мы добираемся, наконец, до точки назначения, покрыв 357 км за четыре с половиной часа (с учетом остановок, перекусов). Дальше встреча, много разговоров, прогулки вокруг городка и снова разговоры-разговоры-разговоры ... Насте с Мишей огромное спасибо за все! За встречу, за кров, за компанию, за общение. Разговариваем так много, что даже ничего не фотографируем и не догадываемся сделать общий снимок на память :(

29.03.2016г. Мотоциклы и пиво.

Утром встаем достаточно рано, завтракаем с ребятами свежими булочками из ближайшей пекарни и Мишиным шикарным кофе. Как ни жаль, но надо прощаться :( Напоследок Миша дает еще пару рекомендаций, куда можно заехать за красивостями. Прощаемся, садимся в машину ... до следующего раза!

Программа на сегодня определена: Мюнхен, Hofbräu, музей BMW, вечером Freising и старейшая пивоварня в мире Weihenstephan. Программа плотная и интересная :) Но сначала надо добраться до Мюнхена. "Говорилка" возвращает нас на А6, потом вокруг Нюрнберга на А9, через Ингольштадт (Ingolstadt - кстати можно было бы заскочить в музей Audi, но решил что многовато музеев на один день будет) в Munich. Конечной точкой ставим BMW Museum, Am Olympiapark 2, München и выходим прямо на подземную парковку музея. Спускаемся на минус второй этаж, паркуемся, смотрим сколько стоит парковка (максимум 6 евро в сутки) и идем искать остановку метро. Она рядом. Со второй-третьей попытки покупаем билеты, т.к. непросто без опыта определить билеты на какие зоны надо покупать.

Спускаемся и едем до Marienplatz. Там до знаменитого Hofbräuhaus (Platzl 9, 80331 München) пять минут пешком. Внутри все очень плотно, свободное место можно найти с трудом, хотя площадь заведения просто огромная. Тем не менее, удачно ловим столик и садимся. Рядом устраивается парочка вроде бы местных ребят. Меню не слишком пространное, заказываем поесть и, конечно, пиво: Hofbräu Dunkel, Hofbräu Original и, обязательный Münchner Weiße. Попробовать надо все, хоть и понемногу. Пока официантка милой азиатской (!) внешности, но в традиционном баварском костюме, несет еду и пиво - осматриваемся. Мы находимся в зале Швемме — главном зале на первом этаже. В этом помещении раньше производилось пиво, и оно легко может разместить 1300 человек. Массивные деревянные столы стоят здесь с 1897 года и хранят выцарапанные имена и замечания гостей. Баварский оркестр в центре зала развлекает гостей национальной музыкой. 120 столов в этом зале зарезервированы для завсегдатаев ( Stammtisch). Здесь же находятся сейфы для пивных кружек, принадлежащих постоянным клиентам, и место в этих сейфах передается из поколения в поколение. Вообще, весь Ховбройхауз может вместить до 4000 человек одновременно. Уже при нас вновь приходящие люди стали размещаться за столами во внутреннем пивном саду. Обстановка очень прикольная, хотя немного "натянутая", может быть еще нет той правильной вечерней атмосферы - все таки середина дня. Но становится понятно, почему сюда любил захаживать Владимир Ильич с Надеждой Константиновной в свою бытность в Германии :) По результатам дегустации признаем еду годной, пиво правильным, а за аутентичной атмосферой нам, видимо, сюда еще придется вернуться :)

 

Теперь уже размеренно, как полагается настоящим бюргерам после сытного обеда, идем опять до Мариенплатц, спускаемся в метро и едем обратно в музей BMW. Музей - изрядное здание со сложной многоуровневой архитектурой. Представлены многие (но не все) из автомобилей и мотоциклов, что выпускались BMW за все время. Мне, конечно, более интересны мотоциклы. Но вот беда - основная их часть расположена так, что не то, что потрогать, но и разглядеть-то их детально невозможно :( Они как бы висят в воздухе за стеклом на изрядном удалении от зрителя. Так что даже и заглянуть с другой стороны нельзя. Но, что есть - то есть. В качестве компенсации, видимо, при нас служитель музея открывает капот, багажник и двери интересной BMW 700CS 1964 года. Рассматриваем, удивляемся, фотографируем. Безусловно за весь музей и особенно за организацию его просмотра надо сказать большое спасибо. Очень интересно! Это как раз тот самый случай, когда лучше показывать фотографии, чем рассказывать. Но фотографии, к сожалению, не очень хорошего качества :(

 

Потом, правда, удается немного потрогать технику и даже посидеть на ней. В здании напротив - BMW Welt, там есть зона с выставленными мотоциклами и скутерами. Все можно трогать руками, дергать, открывать и закрывать, сидеть и подпрыгивать. Только что мотор не заведешь. Но посидел почти на всем :)

 

Времени уже изрядно, поэтому весь BMW Welt решаем не посещать, а едем устраиваться в отельчик "Gasthof Lerner" (Vöttinger Straße 60, 85354, Freising, Deutschland), который выбрали непосредственно во Фрайзинге, в пешей доступности от знаменитой пивоварни Weihenstephan (Alte Akademie 2, 85354, Freising, Deutschland). Точнее будет «Баварская государственная пивоварня Вайенштефан» (Die Bayerische Staatsbrauerei Weihenstephan). История самой старой пивоварни в мире Weihenstephan неразрывно связана с бенедиктинским монастырем и Святым Корбинианом Фрайзингским (Korbinian), прибывшим во Фрайзинг в 725 году и основавшим церковь святого Стефана (Saint Stephen). Однако Епископ Энгельберт Фрейзингский дал монахам официальное разрешение варить пиво и право продавать его в коммерческих целях только в 1040 году. Собственно этот год и считается официальным годом основания пивоварни. Подумать только, через 24 года ей будет тысяча лет! Хорошо бы съездить на празднование :)

На сегодняшний день баварская пивоварня Weihenstephan, выпускает 12 сортов традиционных немецких пивных стилей (не считая коллаборационистский эль Infinium):
- Weihenstephaner Hefeweißbier Leicht
- Weihenstephaner Hefeweißbier Dunkel
- Weihenstephaner Hefeweißbier Alkoholfrei
- Weihenstephaner Kristallweißbier
- Weihenstephaner Original Bayerisch Mild
- Weihenstephaner Korbinian Doppelbock
- Weihenstephaner Pilsner
- Weihenstephaner Tradition
- Weihenstephaner Festbier
- Weihenstephaner Vitus
- Weihenstephaner Hefeweißbier
- Weihenstephaner Original Alkoholfrei

Вот туда мы и топаем после размещения в отеле. Надо сказать, что вход в ресторан при пивоварне достаточно невзрачный. Мы его чуть не пропускаем. Но все-таки беремся за ручку изрядной деревянной двери и попадаем в царство пива :) Все описывать не буду - описывать вкус пива так, чтобы читатель почувствовал его на языке, я еще не научился. Просто скажу, что это пиво я считаю лучшим из всех, что удалось попробовать в этой поездке.

 

30.03.2016г. Озеро Walchensee, монастырь в местечке Ettal, Garmisch-Partenkirchen.

Фрайзинг, с утра моросит мелкий дождик. Пока умываемся и собираемся, прямо под окнами наблюдаю, как несколько машин и велосипедисты спокойно дожидаются, пока автобус заберет на остановке пассажиров. Велосипедисты, Карл! Они бы давно его объехали, никому не мешая ...

 

Сегодня мы должны подобраться, наконец, к Баварским Альпам. Поэтому направление на юг, через Мюнхен (хорошо, что не через центр). Миша дал нам наводку на одно симпатичное озеро, где есть подъемник на ближайшую гору. Судя по данным с интернета, подъемник должен работать. Едем. До парковки возле подъемника недалеко, примерно 130 км. Но добираемся небыстро, часа за два с половиной. Много стоим в Мюнхене, какие-то ремонтные работы. Особенно живописная дорога начинается при съезде с А95 в сторону Grossweil. Там между первым озером Kochelsee и Walchensee есть отличный серпантинчик. Гольф позволяет немного поотжигать, даже если придерживаться установленного скоростного режима. Не карт, конечно, но очень устойчив. К тому же (как я позже вычитал) у него есть межколесная электронная блокировка дифференциала, думаю что-то типа трекшн-контроля, которая реально не дает пробуксовывать вывешиваемому колесу. Зачетно!

 

На набережной Вальхензи встречаем деловито топающего навстречу чувака в гидрокостюме, с аквалангом, маской и ластами в руках :) На фоне не до конца растаявшего снега и на асфальте чувак смотрится забавно. Добираемся до парковки (47.5963028, 11.3161717) у подъемника, собираемся, выясняем, что "паркинг фри" и идем покупать билеты наверх. Подъемник наверх короткий, но высота приличная, 1620 метров. Отличная панорама в сторону озера. Народу немного, т.к. в основном подъемник работает на лыжников, а сейчас уже здесь не сезон. Мы, что характерно, сначала идем не туда, лезем по лестнице и крутым тропинкам и выходим как раз на лыжный склон. Туда же приходит бугельный подъемник с обратной стороны. Но подобраться отсюда к небольшому ресторанчику, около которого виден народ, не представляется возможным. Тогда спускаемся к площадке подъемника и справа видим чуть-ли не асфальтированную дорожку :) По ней спокойно гуляют и стар и млад, в том числе и с колясками. К сожалению, дальше ресторанчика идти к ближайшей вершине затруднительно - скользкая из-за мокрого снега дорожка по склону к седловине, а потом несколькими поворотами серпантина она выходит к вершине. Поэтому не лезем, а возвращаемся к ресторанчику и еще немного поглазев по сторонам спускаемся вниз.

 

Так как от короткой прогулки наверх остается какое-то чувство не полного варианта развития событий, пробуем объехать озеро вокруг. Оказывается, что дорожка есть, в основном правда шириной в одну машину. Но по причине начала летнего сезона встречных и попутных машин немного. Заодно тормозим на площадке у озера, чтобы перекусить. Пока перекусываем, ищем варианты следующей цели. И, что характерно, находим. Недалеко от Гармиша, где у нас забронирован ночлег, и не доезжая до Обераммергау есть местечко Этталь, в котором и находится знаменитое Эттальское аббатство (Kaiser-Ludwig-Platz 1, 82488 Ettal, Deutschland). Сама коммуна небольшая - десяток другой домов и несколько сотен жителей. А вот бенедиктинский монастырь известен с 1330 года. Аббатство было полностью перестроено после пожара в первой половине XVIII века в стиле интернационального барокко, с тех пор это один из крупнейших памятников барокко на юге Германии. Кроме того, при аббатстве имеются винокуренный завод (производство ликёра), пиво- и сыроварни, типография и гостиница. Вот туда мы и едем, чтобы оценить все воочию. По дороге случайно попадается роллербан-парк. Это что-то вроде санок, только по летним трассам. Либо по рельсам, либо по специальному желобу. Заезжаем. Я пробую короткий спуск по рельсам. Прикольно, но очень коротко, скорее для детей.

 

Добираемся до Этталя полпятого. Успеваем быстренько пробежаться в главную базилику и даже заскочить в монастырский магазинчик, откуда нас почти сразу начинают выпроваживать, так как магазинчик до пяти. Покупаем несколько бутылок на сувениры и, сложив их в машину, отправляемся сначала обедать в ресторанчик при монастыре, а потом гулять. Гулять там особо некуда, но мы топаем прямо по снегу и выходим на прогулочную тропинку. Буквально через пару недель тут будет здОрово! Отличный лес, даже водопад где-то недалеко шумит, наверняка можно подобраться поближе. Тут очень неплохо, но вовремя вспоминаем про время заезда в гостинице в Гармише. Звоним, предупреждаем, что будем часам к восьми. Не проблема, говорят :)

 

Действительно, когда добираемся до Гармиш-Партенкирхена, уже темнеет. "Говорилка" четко выводит на нужную улочку, а там отель "Gästehaus Hohe Tannen" (Zoeppritzstraße 13, 82467 Garmisch-Partenkirchen, Deutschland) узнается и без нее. Отель - дом в пару этажей, небольшой дворик, много всякой рукодельной всячины. Входная дверь закрыта, но на двери висит конверт "Для Герра Быкова" :) В конверте ключи и инструкция: где найти комнату, как брать пиво и вино из стоящего в коридоре холодильника, во сколько завтрак и как подключиться к Wi-Fi. Комната наша оказывается на первом этаже, изрядных размеров и к тому же с эркером, из окон которого открывается неплохой вид на горные вершины, в том числе и на Цугшпитце. Но ему мы посвятим завтрашний день :)

 

31.03.2016г. Цугшпитце, дверь в Австрию, прогулки по Гармишу.

В Гармише с утра ясно, свежо, но чувствуется, что днем будет тепло. Завтракаем и, не мешкая, собираемся. Основная цель на сегодня - Цугшпитце (Zugspitze) - самая высокая точка Германии. Высота ее 2962 м. Добраться до вершины можно двумя путями: сначала на поезде с зубчатым рельсом (Zahnradbahn) до ледника на плато Zugspitzplatt, а оттуда на вершину с помощью канатки; либо сразу добраться на машине через Grainau до озера Eibsee и там, поставив машину на стоянку, на канатке Eibsee-Seilbahn подняться сразу на Цугшпитце. Выбираем второй вариант, так как прочитали, что поезд значительную часть пути идет в тоннеле. Едем до паркинга у озера Айбзи (47.4562763, 10.9926531). Паркинг фри, что приятно. Но, наверное, это компенсируется ценами на канатку - 43,5 евро с носа :) Несмотря на цены, у нижней станции фуникулера уже стоит и постоянно увеличивается армия лыжников с редкими вкраплениями сноубордистов и пешеходников. Со стороны выглядит (и особенно звучит) это все как войско тевтонских рыцарей :) Народ не парится, обувает лыжные ботинки еще на парковке, прямо у автомобилей и наверх едут стуча ботинками, палками и лыжами.

 

Приходит кабина подъемника, которая вмещает, наверное, человек 50 сразу. Лыжники и все прочие набиваются в нее как селедки в банку, но никто никого не раздражает - все в предвкушении каталки :) От перспективы подъема захватывает дух. Если высота у озера составляет 1055 метров, то сама Цугшпитце еще почти на два километра выше. Канатка - это несколько тросов, две кабины, поочередно спускающиеся и поднимающиеся в противофазе и всего четыре опоры. В общем, когда кабина ползет от третьей до четвертой опоры около километра по вертикали, то лучше всего любоваться окружающими видами и ни о чем не думать :)

Зато, поднявшись наверх, мы забываем обо всем... Открытая площадка дает возможность увидеть горные вершины сразу четырех стран: Германии, Австрии, Италии и Швейцарии. В числе прочих можно увидеть самые высокие пики Восточных Альп, такие как Großglockner (3,798 m), Wildspitze (3,768 m), Ortler (3,905 m) и Piz Bernina (4,049 m). Погода способствует и не мешает даже сильный ветер :) К тому же, почти все лыжники уходят сразу на вторую канатку, которая спускает их к леднику. Покрытые белым снегом горы, синее небо с прожилками легких облаков и расчерченное следами самолетов, солнце... Как дети бегаем по площадке, фотографируем и фотографируемся, глазеем во все четыре стороны, стараемся запечатлеть эту картинку в памяти на всю жизнь. Находим "Большую Красную Кнопку". Оказывается это система "PhotoStop Zugspitze". Жмешь Большую Красную Кнопку, принимаешь соответствующую моменту позу, смотришь в камеру, ждешь птичку. Потом можно живьем за денежку забрать распечатанные фотографии в сувенирном магазинчике или позже скачать их с сайта. Не знаю, как долго хранятся они на сайте, но наши лежат до сих пор. Их можно найти по ссылке, выбрав в календаре 31 марта, время 10.19. В общем, полный восторг!!! Кому-то там наверху огромное спасибо за погоду! ;)

 

Походив по одной площадке с помощью переходов и коридоров идем на другую ее сторону и, случайно попадаем в Австрию, в Северный Тироль. Отсюда, кстати, с помощью канатки Tiroler Zugspitzbahn можно спуститься в Австрию. Но мы не едем в Австрию, а находим сувенирный магазинчик и ресторан с обзором на 360 градусов. В сувенирном магазине забираем свои фотографии, а в ресторанчике берем кофе с пирожными и Zugspitzbier на пробу. Немного согревшись, идем изучать окрестности. Особо ходить на самом пике некуда, площадь самой вершины очень небольшая. Поэтому отправляемся на канатке на ледник. Именно туда сходятся все лыжные подъемники, там кучкуются глыжники и бордисты, там расположен большой ресторан для их нужд, там расположена Igloo Village (деревня иглу), туда же приходит и поезд Zahnradbahn. Канатка на ледник тоже входит в наш билет, поэтому ничего дополнительно покупать не надо. Спустившись, обнаруживаем огромное количество горнолыжников, катающихся, спускающихся, поднимающихся, сидящих на солнце, загорающих, едящих и отдыхающих. Короче, чистой воды горнолыжный рай :) К тому же, там существенно теплее и нет ветра. Пешком там особо тоже некуда ходить, но до деревни иглу дойти можно. Построена она, как я понимаю, не совсем по канонам постройки иглу. Суть - большой сугроб, в котором прорыты ходы, сделано подобие гостиницы с отдельными номерами, своим ресторанчиком, туалетами и даже сауной. В гостинице можно заранее забронировать номера и переночевать на настоящей шкуре (надеюсь дают еще и спальник) и почувствовать себя настоящим эскимосом. А еще там же находится верхняя станция длинной санной трассы с подъемником.

 

Когда возвращались, пришлось постоять в очереди на канатку Eibsee-Seilbahn. Видимо к середине дня народу наверх поднялось очень много. Кроме того, приближалось время закрытия подъемника в сторону Цугшпитце и некоторые, видимо решали спускаться пораньше, чтобы не попадать в трафик. Спустились вниз, забрали машину, попробовали доехать до озера Айбзи, но уперлись в парковки, к тому же платные. Да и по карте дороги вокруг озера нет. Вернулись в отельчик, предварительно заскочив в Lidl, чтобы взять продуктов на ужин. Там оставили машину и пустились в ленивую пешую прогулку по Гармишу. До Партенкирхена, правда не дошли, но просто приятно погуляли. Потрясающий день вышел, запоминающийся и богатый впечатлениями!

 

01.04.2016г. Ущелье Партнахкламм, долина Циллерталь, водопад Кримль, обзорная дорога Герлосштрассе.

 

В результате вчерашнего мозгового штурма решаем двигать в Австрию. С погодой в Циллертале должно быть получше, хотя такое ощущение, что после вчерашнего небесного счастья, начиная с сегодняшнего дня всю ближайшую Европу закрывает непогода :( Мы, правда, пытаемся лавировать, имея некоторую свободу передвижения, но без особого успеха.

Но для начала воздаем должное отличному завтраку в нашем отельчике, рассчитываемся и выбираемся из Гармиша. Однако, далеко выбраться не удается :) Нам попадается указатель на ущелье Партнахкламм (Partnachklamm). Находим парковку у Große Olympiaschanze (Karl-und Martin-Neuner-Platz, 82467 Garmisch-Partenkirchen, Deutschland) - одного из старейших в мире лыжных трамплинов. Платим несколько евро паркомату, берем рюкзаки, фотик, воду, пару яблок и идем к ущелью. Длиной ущелье около километра, вход в него стоит 4 евро. Сегодня пятница и народу в это время немного, буквально пара семей. С одной из них, из Югославии, нам потом еще раз пришлось пересечься и даже чуть поговорить. Само ущелье очень интересное, высокие скалы по сторонам, говорят, достигают 86 метров, правда в эту пору вода еще не достигает максимального уровня, но все равно виды вызывают уважение и восхищение. Сверху постоянно льет и капает, поэтому нужно прикрывать фототехнику.

 

Ущелье проходим примерно за час и, выбравшись, оглядываемся и решаем куда идти дальше. Более интересным кажется круговой маршрут, позволяющий вернуться к началу ущелья верхом по горным тропам, через деревушку Партнахкламм. Жаль, что закрыта для доступа старая тропинка, вьющаяся поверх ущелья с несколькими прикольными мостиками. Тем не менее, сначала поднимаемся к деревушке (дорога не сложная, но немного крутовато), а потом снова спускаемся к реке Партнах и переходим ее по шикарному железному мосту на изрядной высоте над водой. Оттуда короткий подъем к станции канатки Graseckseilbahn и уже на ней спускаемся к началу тропы. Когда идем обратно к лыжному трамплину, навстречу попадаются уже многочисленные группы и семейки организованных и не очень туристов. Кстати, тут практически каждый встречный улыбнется тебе и, возможно, чуть кивнет головой, как бы давая понять: мы с тобой одной крови, нам тоже интересно то, что и тебе, нам приятно тебя видеть здесь. Это здОрово!

 

На парковке забираем машину, в "говорилку" забит адрес парковки (47.1089496, 11.6727253) у горнолыжного подъемника на ледник Hintertuxer Gletcher, где-то в местечке Tux на юге долины Циллерталь. А это уже Тироль, Австрия. Дорога туда ведет через Инсбрук. Если вам придется ехать тем же маршрутом, то не стоит выключать автомагистрали в навигаторе. Проезд по второстепенным дорогам может быть и интересен, но гораздо медленнее. А так как в тех краях все очень плотно зажато между горами, то с автомагистрали вы, скорее всего, увидите почти то же самое, что и со второстепенной дороги. Но мы едем не по А12 и А13, а по параллельной 171. Она доводит нас до деревни Wiesing и передает дороге 169. А это уже самое начало долины Циллерталь (Zillertal). Далее по очереди следуют Фюген (Fügen), Целль-ам-Циллер (Zell am Ziller), Майрхофен (Mayrhofen) и Финкенберг (Finkenberg) плюс куча совсем мелких деревушек и хуторочков между ними. Божественные места. Но тут надо не наскоком, надо пожить, погулять пешком и, обязательно, в хорошую погоду.

 

На леднике Хинтертукс мы рассчитываем попасть в так называемый "Ледовый дворец" (Natureispalast) формировавшийся на протяжении многих лет естественным путем без какого-либо участия человека. Залы и коридоры дворца заполнены кристалликами льда разнообразных форм и размеров и подсвечиваются разноцветными лампами. Однако совсем упускаем из виду, что экскурсии проводятся только до 14.30 и мы категорически не успеваем. Ну что ж, значит нам здесь надо появиться еще раз :) А пока разворачиваемся и рулим в сторону обзорной дороги Герлосштрассе (Gerlos Alpine Road, 47.243638, 12.120775 - координаты западного въезда). Она заявлена как круглогодичная и мы надеемся туда попасть без осложнений. Кроме того, именно с Герлосштрассе должен быть доступ к каскаду водопадов Кримль (Krimmler Wasserfälle). Это каскад водопадов на реке Кримлер-Ахе (притоке реки Зальцах) в Австрии и один из самых высоких каскадов водопадов в Европе — его суммарная высота составляет 380 метров. Для того, чтобы попасть на Герлосштрассе, надо со 169 дороги перед Целль-ам-Циллером свернуть направо на 165 дорогу и через примерно 30 км будут указатели на обзорную дорогу, а потом и пункт оплаты. Стоимость проезда невелика - 6 евро.

Сама Герлосштрассе оказывается не особенно сложной, но вполне живописной. Откровенного серпантина тут всего несколько километров и я даже не особенно успел "въехать" в рулежку по крутым поворотам, как все кончилось. Есть неплохая смотровая площадка на водохранилище Speicher Durlaßboden (правда оно по эту пору оказалось практически безводным) и отличная смотровая площадка с видом на весь каскад водопадов Кримль. Тут мы тормознули подольше, немного пофотографировали. После это смотровой собственно с десяток крутых "шпилек" и мы уже внизу. Там большой паркинг, в это время года бесплатный и указатели до нижней смотровой площадки на водопады. Ходу до нее минут 10-15. Выше по каскаду идет тропинка и там еще около десятка смотровых площадок, но не сезон - закрытая калитка, предупреждающие надписи. Поэтому идем к подножию водопада. Там облако брызг, неплохой вид и пара семейств арабов (один мужик и 4-5 его жен, с детьми каждая). Причем ездит такое семейство, как правило, на дорогих прокатных Мерседесах-микроавтобусах. Нам они не мешают, мы не мешаем им. Немного фото и идем обратно.

 

Чтобы не повторяться, обратно решаем закрутить маршрут и мы уходим по Герлосштрассе последовательно через Oberkrimml, Krimml, Unterkrimml и Vorderkrimml :) на 165 "старую" дорогу. Поворот налево перед Wald im Pinzgau. Дорога там оказывается очень узкой с крутыми поворотами и, пожалуй, с драйверской точки зрения, даже интереснее основной ветки Герлосштрассе. К сожалению, погода не очень и виды мало впечатляющие. Тем же путем выходим обратно в долину Циллерталь и поднимаемся к северу. Наше жилье на сегодня в городке Alpbach. Добираемся до него уже к девяти, в темноте. Кроме того, спускается низкая облачность. "Говорилка" промахивается с адресом и мы уходим за Альпбах, забираясь в потемках по каким то склонам все выше и выше, пока не утыкаемся в добротный деревянный дом, стоящий метров на триста выше городка (по вертикали). Там приходится прибегнуть к помощи местных жителей, которые объясняют, что наш отель "Gasthaus Jakober" (Alpbach 169, 6236 Alpbach, Österreich) находится в самом центре Альпбаха, сразу за церковью. Туда мы и спускаемся, со второго раза находим вход. Хозяева определяют нас на постой, объясняют где нужно будет завтракать, а где можно поужинать и что машину можно оставить прямо там, где она стоит :) Вкусный ужин и добротное пиво завершают сегодняшний непростой денёк.

 

02.04.2016г. В Швейцарию через Лихтенштейн, по следам Шерлока Холмса.

 

Сегодня нам нужно перебраться в Швейцарию. А это порядка четырехсот с лишним километров. Даже по автобанам это в Альпах довольно значительное расстояние. Поэтому много на сегодня не планируем: дорога, плюс проскочить и засвидетельствовать почтение Княжеству Лихтенштейн, плюс посетить знаковый для всех любителей знаменитого сыщика Рейхенбахский водопад. Для одного дня должно быть достаточно.

Но сначала завтракаем в расположенной рядом пиццерии (завтрак входит в стоимость проживания), грузимся, расплачиваемся с гостеприимными хозяевами, забегаем в расположенный рядом SPAR. В таких супермаркетах всегда можно найти свежий хлеб, фрукты, немного нарезки на перекус в дорогу, ну и обязательно в продуктовую корзинку приблудится либо бутылка вина (скорее всего местного), либо пара бутылок пива с интересными для нас пробками :) Что ж ... вперед!

"Говорилке" задаем маршрут с учетом автобанов, в надежде добраться побыстрее. Она действительно выводит нас на А12, но среди гор особо не разбежишься и даже автобан идет через Инсбрук. Зато не надо стоять на светофорах и побольше туннелей. Где-то за городом Landeck трасса А12 переходит в Е60 и та приводит нас как раз к границам карликового княжества. Лихтенштейн настолько мал, что при прокладке маршрута "автоматом" есть реальный шанс пролететь мимо, так как навигатор стремится обойти эту страну стороной. Приходится перед самой границей взять управление на себя и в результате мы въезжаем в Fürstentum Liechtenstein немного "с заднего крыльца", через деревеньку Mauren, буквально огородами. Собственно разницу между Австрией и Лихтенштейном можно отследить только по знаку ZOLL и сменившейся форме указателей населенного пункта. Более никаких отличий я из-за руля не вижу. Собственно вся страна с севера на юг это череда небольших деревенек и городков вдоль основной дороги номер 28. Vaduz на общем фоне также не выделяется :) Попытка найти кафешку, чтобы чашкой кофе отпраздновать посещение новой для нас страны, оканчивается полным провалом. Видимо всё население в количестве тридцати с небольшим тысяч в честь субботы и обеденного времени находится дома и обедает :) Ну и ладно, магнитик из Лихтенштейна нам уже привезли друзья, так что задерживаться не будем. Умудряемся на заправке купить только швейцарскую виньетку и пристраиваем ее под зеркало заднего вида. Едем в Швейцарию. А вот, собственно и она, как раз на мосту через речку Rhine. Снова включаем автобаны в навигации и сначала по Е43, а потом по трассе 3 нас выводит мимо озер Walensee и Obersee с поворотом налево к Люцерну. От него продолжаем спускаться на юг по "восьмерке", переходящей в "четверку". Вот она то и выводит нас в местечко Meiringen...

 

3 мая мы пришли в местечко Мейринген и остановились в гостинице «Англия», которую в то время содержал Петер Штайлер-старший. Наш хозяин был человек смышленый и превосходно говорил по-английски, так как около трех лет прослужил кельнером в гостинице «Гровнер» в Лондоне. 4 мая, во второй половине дня, мы по его совету отправились вдвоем в горы с намерением провести ночь в деревушке Розенлау. Хозяин особенно рекомендовал нам осмотреть Рейхенбахский водопад, который находится примерно на половине подъема, но несколько в стороне.
Это — поистине страшное место. Вздувшийся от тающих снегов горный поток низвергается в бездонную пропасть, и брызги взлетают из нее, словно дым из горящего здания. Ущелье, куда устремляется поток, окружено блестящими скалами, черными, как уголь. Внизу, на неизмеримой глубине, оно суживается, превращаясь в пенящийся, кипящий колодец, который все время переполняется и со страшной силой выбрасывает воду обратно, на зубчатые скалы вокруг. Непрерывное движение зеленых струй, с беспрестанным грохотом падающих вниз, плотная, волнующаяся завеса водяной пыли, в безостановочном вихре взлетающей вверх,- все это доводит человека до головокружения и оглушает его своим несмолкаемым ревом.

Ну, положим, шибкого рева мы не услышали, да и поток был скорее похож на небольшой ручеек :) Мы добрались до нижней станции подъемника (46.7190554, 8.1873934) в виде одного вагончика, который поднимает туристов к водопаду. Однако подъемник в начале апреля еще не работает. Заработать должен (судя по объявлению) только с 14 мая. Нет, так долго мы ждать не можем. Поэтому ноги в руки и лезем вверх, благо дорожка какая-то есть. Есть даже указатели, но подъем они обещают какой-то очень уж длинный. А мы, похоже, ошибаемся с направлением и слишком забираем вправо. Тропинка там идет через вырубленные в скалах гроты. А скалы сложены из какого-то слоистого камня, обваливающегося целыми кусками из-за сырости. И, похоже, что этой весной тут еще никто не ходил. В общем - страшновато и непонятно, туда ли идем.

 

Решаем спускаться обратно и ехать в наш отельчик Ufem Egg Ferienwohnungen (Eggweg 9, 3862 Innertkirchen, Switzerland), который расположен в местечке Innertkirchen, буквально в нескольких километрах от Мейрингена. Отель находим сразу, он совсем новый, постояльцев не видно. Нам выделяют комнату на первом этаже с широкими окнами и шикарным видом на горы. Заодно спрашиваем, можно ли подняться к водопаду. Оказывается, что туда есть вполне проезжая дорога и хозяин объясняет нам куда свернуть и как проехать. Поэтому бросаем вещи и снова едем в сторону Мейрингена. Перед ним крутая и узкая дорога уходит налево в горы и через пару километров мы оказываемся чуть выше каскада Рейхенбахского водопада. Бросаем машину на подходящем пятачке (46.7119434, 8.1817925) и спускаемся к смотровым площадкам. Обустроенные смотровые расположены на левом берегу потока, а знаменитое место, где почти 125 лет назад, 4 мая 1891 года произошла знаменитая схватка Холмса и Мориарти, находится на правом берегу. Туда ведет круговая тропинка "на грани фола". Местами скользкая и осыпающаяся, но в самом конце огороженная перилами. Место действительно впечатляющее и знАчимое. Легко себе представить как тут все выглядит в полную воду, действительно должно быть очень сильное зрелище. Фанатам Шерлока Холмса и Конан Дойля "маст си" однозначно. Ну а мы, налазившись по тропинкам и намерзнувшись (очень сильный пронизывающий ветер), возвращаемся в отель, греться красным сухим и строить планы на завтра.

 

03.04.2016г. Юнгфрау, Трюммельбахский водопад, фондю в Вайлдерсвиль.

 

Ю́нгфрау (нем. Jungfrau) — одна из самых известных горных вершин Швейцарии. Её высота — 4158 метров над уровнем моря. Это третья по высоте гора Бернских Альп, которая образует вместе с горами Эйгер (нем. Eiger) и Мёнх (нем. Mönch) примечательное трио.
Гора необычайно своеобразна. На севере и северо-западе видны её снежные вершины Венген-Юнгфрау, Шнеехорн, оба Зильберхорна и Шварцмёнх. На западе на ней почти нет снега и она ничем не примечательна, поднимается на 3250 м над долиной Лаутербруннен (это самый протяжённый склон в Альпах после Монблана). Её южная часть поднимается над скрытыми от взора ледниками Ротталя, а восточная часть — над покрытой вечным снегом седловиной перевала Юнгфрауйох.

Собственно именно перевал Юнгфрауйох (Jungfraujoch) и есть самая высокая точка, которая доступна в Швейцарии обычному, неподготовленному туристу, которыми мы и являемся. Чтобы туда добраться, сначала едем на нашем Гольфе до Гриндельвальда. Там, по заранее найденным координатам, находим вполне бюджетную парковку (46.622179, 8.024075) - всего 6 франков в сутки. Парковка находится на одной стороне железнодорожных путей, а с другой стороны стоит здание станции Wengernalpbahn и билетная касса. Берем два билета до станции Юнгфрауйох, она же "Вершина Европы" и минут через 15 уезжаем на поезде с толпой китайцев. Думаю, что не совру, если скажу, что в поезде процентов 80 пассажиров было из Поднебесной. Есть ощущение, что для них посещение Юнгфрау является обязательным в европейской поездке.

Собственно поезд «Венгернальп» идет только до станции Кляйне-Шайдег. Там надо быстро пересесть на поезд Jungfraubahn с теми же билетами. В вагоне опять в основном китайцы. До станции Айгерглетчер первые пару километров дорога идет по открытой местности и, хотя погода хмурая, но высокая облачность еще позволяет рассматривать панораму перевала. Однако скоро дорога уходит в тоннель и за окном нет ничего интересного до станции Айгерглетчер. Там железная дорога выныривает наружу и на станции даже можно выйти и прогуляться. Потом поезд опять уходит в тоннель и до станции Айгерванд идет в нем. Айгерванд находится в центре знаменитой северной стены Эйгера. Поезд делает остановку на несколько минут, и пассажиры могут полюбоваться через три смотровые окна на открывающийся с высоты 2865 м вид долины. Пока фотографируем, понимаем, что снаружи погода становится все хуже. Собственно на следующей станции Айсмеер в обзорных окнах мы уже видим только полное молоко :( Печаль ... Немного легче лишь от того, что подобная погода будет стоять здесь еще до недели, поэтому мы ничего бы не выиграли, если бы перенесли подъем на более поздний срок. А отпуск, все-таки, не бесконечный.

Конечная станция Юнгфрауйох («Вершина Европы») является тупиковой. Практически целиком она находится внутри горы и ледника, так как седловина перевала Юнгфрауйох покрыта фирном и льдом. В скалах и леднике прорублены галереи для железнодорожной станции и всех помещений.

Так как высота расположения станции составляет 3454 м, то находится здесь уже не так просто. Во всяком случае бегать или даже быстро передвигаться, как внизу у меня не получается. Ходим степенно, медленно, привыкая к высоте. Смотрим на китайцев, выскакивающих на мороз и фотографирующихся полунагишом. Если бы была хорошая погода, то можно было бы увидеть самый длинный ледник в Альпах — Алеч. Однако не видно ничего, кроме "молока". Поднимаемся на смотровую площадку "Сфинкс", однако и там с обзором не везет. Остается только погулять в ледовом дворце и там довольно интересно. Пытаемся было выйти наружу, чтобы хотя бы увидать дорогу до хижины Мёнхсйох, но там не видно даже тропу и стоят указатели с предупреждениями о трещинах на леднике. В общем, немного расстроенные, собираемся обратно. Но, все-таки, на самой высокой железнодорожной станции Европы мы побывали - а это уже достижение :)

 

В качестве компенсации едем в сторону Лаутербруннена. Находим парковку (46.5718368, 7.9108574) и топаем осматривать Трюммельбахский водопад (Trümmelbachfälle). Интересен он тем, что практически полностью находится внутри горы, высота его 150 метров и имеет он 10 каскадов. Зрелище действительно вдохновляющее. Вода ревет так, что кажется дрожат каменные стены. Водяная пыль везде, надо прятать фототехнику. Кстати, та же пыль сильно мешает снимать - сбивается настройка фокусировки на телефонах. Но водопад проходим полностью - от верхнего каскада, куда поднимают на лифте и до самого последнего у подножия горы. Интересно, стоит посетить.

 

А по пути обратно, в сторону отеля, решаем восполнить еще один пробел в познании Швейцарии - попробовать фондю. Немного поколесив по Интерлакену, с третьего раза, находим в Wilderswil подходящий ресторанчик с незатейливым названием "Alpenrose" (46.6650174, 7.8663171). Хозяйка ресторанчика и гостиницы с одноименным названием понимает нас с полуслова, приносит горячий супчик для согревания, пару бокалов белого вина и завершает ужин несложным швейцарским блюдом. Но как все это ложится в тему - не описать словами :) Спасибо ей большое!

 

04.04.2016г. Дорога в Италию, Чёртов мост, перевал Сен-Готтард, мимо Милана, Больцано.

 

Сегодняшний день снова вынужденно становится днем переездов. Отпуск переваливает за экватор и нам надо оказаться поближе к Австрии. Но сделать это нужно, по возможности, не бесполезно и красиво. А у нас еще с прошлого посещения Италии осталась одна "недосмотренная" точка. Это церковь Santa Maddalena в Южном Тироле, чуть севернее Больцано, замечательно смотрящаяся на фоне острых пиков Доломитовых Альп. Но, чтобы попасть туда, надо проехать чуть больше полутысячи километров. Поэтому с утра не мешкаем, собираемся, расплачиваемся с хозяевами и выдвигаемся. Завтракаем в дороге, взяв в придорожной кафешке кофе на вынос и собрав свои остатки последнего посещения магазина. Ну и, чтобы по пути в Италию совсем не заскучать, намечаем пару точек. Одна из них - это знаменитый по суворовским походам Чёртов мост, он же Teufelsbrucke (46.64664, 8.590369). Собственно это название целых трех мостов через реку Рёйс в Швейцарии близ селения Андерматт, в Альпах, в 12 км к северу от перевала Сен-Готард. Деревянный мост у Андерматта существовал с 1230 по 1707 год. Первый каменный мост был перекинут через ущелье Рёйс в 1595 году. По преданию, давшему название мосту, местным жителям долгое время никак не удавалось построить мост, так как бурный поток сносил все время возобновлявшуюся постройку. Тогда в сговор со строителями вступил чёрт. Он предложил помочь в строительстве моста, с тем условием, что заберёт душу первого, кто перейдет по мосту. Мост был построен, однако местные жители перехитрили чёрта, пустив по мосту козлёнка. В память о легенде на скале возле Чёртова моста красной краской были нарисованы чёрт и козлёнок. Эти изображения сохранились до сих пор. Чёртов мост представлял собой узкую каменную арку длиной около 25 метров, переброшенную над ущельем на высоте 22 — 23 метра над бурным грохочущим потоком. (с)

В 1888 году этот мост, простоявший почти три столетия и помнивший Швейцарский поход Суворова, рухнул. От него сохранились остатки левобережных опорных сооружений, напротив которых находится так называемая «французская площадка», на которой был разгромлен французский отряд, оборонявший выход из Урзернской дыры. Однако ещё в 1830 году рядом с ним был построен новый мост, который так же стал называться «Чёртов мост». Наконец, в 1955 году рядом со вторым мостом, который стоит и ныне, был открыт современный автотранспортный «Чёртов мост». (c)

Интересно, что швейцарцы помнят и чтут те времена и весь Швейцарский поход Суворова 1799 года. Об этом напоминают и таблички и картины и надписи на русском языке. В целом, место очень памятное и интересное, достойное посещения. С удовольствием бродим вокруг мостов, хотя еще довольно много снега и, например, к памятному кресту, высеченному на скале, просто так не подойти.

 

А вот со второй точкой, к сожалению, не выходит. Собственно, когда мы в интернете смотрели в онлайне состояние перевалов, Сен-Готард (Gotthardpass) был помечен как "закрытый", но до последнего же остается надежда :) Подбираемся вплотную к началу подъема на перевал и под мелким, противным дождем упираемся (46.616829, 8.562990) в перегородившую проезжую часть технику. Видимо и кроме нас хватает желающих попробовать свои силы в попытках покорить перевал в неурочное время. Высота перевала больше двух тысяч метров, поэтому наверняка на седле еще лежит снег. Да и ездить в обход шлагбаумов и запретов не в наших правилах. С сожалением разворачиваемся и едем в сторону Сен-Готардского автомобильного тоннеля, третьего по протяженности автомобильного тоннеля в мире. Длина его почти 17 километров и выводит он нас из кантона Ури в кантон Тичино.

 

Далее автомагистраль А2 выводит нас к к городку Кьяссо на границе с Италией. Там мы и пересекаем границу под взглядами итальянских полицейских. Впрочем, никакого интереса к нам, да и к остальным проезжающим машинам они не проявляют. Автострада А9 доводит нас почти до Милана и передает с "рук на руки" автостраде А4, по которой мы и добираемся до южного берега озера Гарда. Немного покрутившись по развязкам, уходим на А22 и через Тренто добираемся, наконец до Больцано.

В Больцано у нас две цели. Одна прагматическая - воспользоваться прачечной, а вторая более возвышенная - именно в Больцано существует официальный магазин Sacher Shop (Piazza Walther, 21, 39100 Bolzano BZ, Italy), в котором можно купить Original Sacher-Torte, то есть торт «Захе́р». Дело в том, что посещать ради торта Вену мы не планировали, а вот попробовать торт хотелось. Поэтому мы и заезжаем в Больцано, где успешно выполняем обе поставленные задачи. Помимо них обнаруживаем в Больцано какое-то невиданное нами ранее в этой поездке количество мигрантов. Они сидят кучками, вертят в руках телефоны, общаются о чем то своем. Прохожим не мешают. А еще обнаруживаем в магазине «Захер» русскоговорящую продавщицу, соскучившуюся по родной речи. С удовольствием общаемся с ней некоторое время.

 

Ночевка на сегодня запланирована в том самом Фюнесе (Funes), от которого рукой подать до церкви Santa Maddalena. Но она запланирована у нас на завтрашнее утро, тем более, что и погода обещает быть неплохой. А сегодня мы уже в темноте добираемся до гостевого дома Kabishof (Josefweg, 2, 39040 Funes, Italy), предварительно по традиции немного поблукав в разновысоких улочках поселения. Хозяйка встречает нас, показывает жилье. Волею судеб становимся владельцами на ночь огромного номера с двумя спальнями, гостиной, сауной и кучей интересных с исторической точки зрения предметов, в некотором беспорядке размещенных по всему жилищу. Слегка поужинав чем бог послал, смотрим на большом экране телевизора отснятые фотографии и ложимся спать.

 

05.04.2016г. Церковь святой Магдалены, две границы, Европамост, Шёнау-ам-Кёнигсзе.

 

Следующим крупным запланированным объектом мы назначили самое тирольское из озер - Кёнигсзе (Königssee), вытянутое по форме с юга на север озеро на юго-востоке Баварии, расположенное в районе Берхтесгаден в окружении высоких гор. В ряду наиболее глубоких озёр Германии Кёнигсзе находится на третьем месте. Оно сформировалось при таянии ледников во время последнего ледникового периода. Озеро и прилегающие окрестности пользуются большой популярностью среди туристов и путешественников. Однако до озера нужно еще доехать и попутно пересечь две границы: Италия - Австрия и Австрия - Германия.

 

Пока же завтракаем тем самым Original Sacher-Torte, пьем чай, фотографируем разные хозяйские раритеты, немного окружающую действительность. Прощаемся с хозяйкой и едем к Св. Магдалене (46.6444092, 11.7230679). В прошлый раз мы практически ничего не увидали из-за низкой облачности и постоянно моросящего дождя. Сегодня погода несколько лучше, хотя и не идеальная. Но, во всяком случае, облака не висят низко и позволяют разглядывать перспективу. Находится церковь совсем рядом, собственно даже и непонятно, где заканчивается одна деревня и начинается другая. А вот и она - стоит на холме, на фоне зубцов Доломитовых Альп, точно такая, как на картинке. Правда, рядом идет какое-то локальное строительство, но обзору оно практически не мешает. Идем прогуляться, тем более что стоят указатели на прогулочные дорожки. Находим наиболее живописное место, ставим треногу. Фотографируем. ЗдОрово! Но немного не то ... Возвращаемся к церкви, по дороге знакомимся с симпатичной собачкой. Немного крутимся по дорожкам, выискивая ракурс, наиболее близкий к известным фотографиям из интернета. И наконец, находим. В этом месте как раз стоит лавочка (примерно тут 46.6469331, 11.7158416), чтобы с удобством помедитировать. Отличное место, очень умиротворяющее. Я бы остался там жить :)

 

Но отпуск не бесконечен :( С сожалением собираемся и выходим на трассу. А трассой в данном случае является знаменитая Е45 - европейский автомобильный маршрут категории А, соединяющий города Каресуандо (Швеция) на севере и Джела (Италия) на юге, общей длиной 4920 км. Нам же достается только небольшой кусочек этой европейской магистрали от итальянского Больцано до австрийского Оберндорфа. Трасса отличная, граница Италии и Австрии практически незаметна. По дороге заскакиваем перекусить, выпить кофе и поймать Wi-Fi в придорожный Макдональдс (Europabrücke-Parkpl. 1, 6141 Schönberg im Stubaital, Austria). Оказываемся прямо у Европамоста (Europa bridge). Монументальное сооружение! Высота моста составляет около 190 метров и вниз смотреть страшновато, но интересно.

 

Часам к четырем добираемся, наконец, до городка Шёнау-ам-Кёнигсзе, расположенного практически на берегу знаменитого озера. Селимся в отель Tourist Hotel Boehm (Am Gschnaitbichl 5 - 7, 83471 Schönau am Königssee, Germany) с прекрасным видом на горы, знакомимся с хозяевами, бросаем вещи и едем на озеро, до которого чуть больше 2 километров. Большая парковка уже пуста, туристы разъезжаются. Кораблики по озеру уже не ходят. Зато по набережной ходят любопытные утки, выпрашивают хлеб. Изучаем расписание, составляем план на завтра. В кафешке на набережной удается только взять по бокалу пива, еды уже нет. Поэтому топаем обратно к стоянке и находим чуть подальше совершенно шикарную пиццерию Pizzeria Lago (Jennerbahnstraße 12, 83471 Schönau am Königssee, Germany). Там и заканчивается этот день под отличную пиццу и хорошее пиво.

 

06.04.2016г. Озеро Кёнигсзе, панорамная дорога Россфельдштрассе.

 

С утра завтракаем в отеле в компании с китайцами. Завтрак очень неплох. После завтрака покупаем тут же в отеле билеты на кораблик по Кёнигсзе. Попутно выясняем, что по нашей гостевой карте, выданной вчера в отеле, парковка обходится в половину стоимости. Вот мы вчера-то не догадались :) Едем на знакомую уже парковку у озера и некоторое время гуляем, так как время отправления первого кораблика еще не наступило. К сожалению, канатная дорога Jennerbahn, с которой, говорят, открываются лучшие виды на Кёнигсзе, еще не работает в это время года. Значит едем только на кораблике. А вот и он, как обещано на электрической тяге, очень тихий. В компании в основном с теми же китайцами мы садимся на кораблик, с нами садится команда из одного капитана (он же рулевой) и что-то типа гида, который немного рассказывает об озере и его особенностях по дороге на немецком и английском. В качестве обязательной программы - остановка посредине озера, чтобы подать сигнал в охотничий рог и услышать неоднократное эхо. Правда после этого нехитрого развлечения гид обходит туристов и собирает добровольные пожертвования :)

Вообще озеро сильно напоминает по структуре берегов наше Телецкое, только Телецкое больше примерно раз в десять. Но - те же крутые берега, обрывающиеся в воду, такие же удаленные кордоны, похожие водопады со всех сторон. Вот пожалуй только острова на Телецком нет. А на Кёнигсзе есть - остров Christlieger, расположенный в северной части озера. Остров известен установленной на нём в 1711 году мраморной статуей Яна Непомуцкого, а также другими постройками, среди которых грот (похоже рукотворный). Ну и, конечно, на Телецком нет самой главной туристической достопримечательности Кёнигсзи - Церкви святого Варфоломея.

 

Церковь святого Варфоломея на Кёнигсзее (St. Bartholomä) — католическая паломническая капелла на западном берегу Кёнигсзее, на полуострове Хиршау. Её можно достичь только по воде или долгим пешим маршем. Капеллу заложили еще в XII столетии, правда в XVII веке ее переоформили в стиле барокко. Святой Варфоломей считался покровителем пастухов и косарей, поэтому для данных мест церковь его имени очень подходящая.

До полуострова Хиршау (47.544706, 12.9718045) добираемся очень быстро, минут за тридцать. Кораблик наш был первым в этот день и, потому, не совсем полным. Кроме того, в апреле остановка у церкви святого Варфоломея - конечная, дальше к озеру Оберзе корабли еще не ходят. Поэтому весь китайский контингент быстро высыпается с борта на пристань и рассасывается в направлении церкви. Мы же решаем оставить церковь напоследок, а пока устраиваем себе легкую прогулку до водопада на речке Schrainbach. Легкая прогулка через полтора километра превращается в "хард волк", потому что дорожка лезет вверх и, к тому же, сильно засыпана листьями, по которым скользят ноги. Но до водопада (примерно тут 47.531029, 12.961985) мы добираемся, место очень красивое, достойное того, чтобы расчехлить треногу к фотоаппарату. К тому же, отсюда сквозь деревья, видно озеро Оберзи. Разглядываем его в бинокль и лезем дальше. Дорожка становится все круче и тяжелее. Надо решать что делать. Добраться пешком до Оберзи (а такая идея проскакивала у нас в головах) скорее всего можно, но времени надо потратить очень много. Да и дорожка не очень ясна, даже с учетом того, что она просматривается в OsmAnd'е. Решаем повернуть обратно и топать потихоньку вниз. Спускаемся, по дороге фотографируя озеро. Красота тут! И народу, что характерно, никого :)

 

Добравшись до полуострова заходим в церковь святого Варфоломея. Скромное убранство, робеем. Даже фотографировать не стали. Рядом отличная рыбная забегаловка с копченой рыбой. Пара рыбешек, пара бутербродов и пара пива. Блеск :) Дожидаемся очередного кораблика и на уже почти полном едем обратно. У озера пробегаем по сувенирным магазинам, примечаем один вроде бы неплохой ресторанчик на ужин. А пока садимся в машину (стоянка у нас на весь день оплачена) и едем искать обзорную дорогу Россфельдштрассе. Она недалеко.

 

Панорамная дорога Россфельдштрассе (Rossfeldpanoramastrasse) считается самой высокогорной дорогой в Германии и поездка по ней оставит незабываемые впечатления. Россфельдштрассе поднимается на высоту в почти 1,600 метров и частично проходит по территории Австрии. Южное начало дороги находится в местечке Obersalzberg (47.630674,13.0550794), северный конец дороги в Oberau (47.6446324,13.0749121). Со смотровых площадок Россфельдштрассе открываются великолепные виды на долину Salzach с одной стороны и на горные вершины Hohen Göll (2,522 м) и Watzmann (2,713 м) с другой. Ежегодно по дороге проезжает более 100,000 человек. Также рядом с южным въездом на Россфельдштрассе располагается туристический центр «Выставка Оберзальцберга» (Dokumentation Obersalzberg), откуда начинается автобусный маршрут к Kehlsteinhaus («Орлиное гнездо»). К сожалению, Кельштайнхауз опять таки закрыт, поэтому едем только по обзорной дороге. Шлагбаум открывается автоматически, надо только оплатить 8 евро. Вообще дорога заявлена как круглогодичная, но может быть закрыта по погодным условиям. Поэтому когда нас пропустили за шлагбаум, мы посчитали это хорошим знаком. Оказалось, что преждевременно :) При подъеме выше примерно тысячи метров мы попадаем в густую облачность с мелкой противной моросью. Видимость десяток-полтора метров, двигаемся не быстро - много поворотов и подъемов/спусков. Хорошо, что мы на дороге фактически одни. Видать желающих больше не нашлось :) Направо и налево не видно ничего, от слова совсем. Что-то это все напоминает ... а! точно! Юнгфрау! :) Дорогу проезжаем за полчасика и возвращаемся к озеру на оплаченную парковку искать тот самый ресторанчик. Ужинаем, потом гуляем вдоль восточного берега Кёнигсзи. К вечеру начинается дождь. Завтра к вечеру мы уже должны оказаться в Чехии ... Путешествие идет к концу.

 

07.04.2016г. Озеро Кёнигсзе, Халльштатт, Чехия, замок Дивчи-Камен, Глубока-над-Влтавой.

 

Нам пора возвращаться. Но просто так возвращаться скучно и не правильно. Поэтому по результатам вчерашних вечерних изысканий в интернете и домашней заготовки в качестве промежуточных пунктов назначаем всемирно известный городок Халльштатт, расположенный на одноименном озере и замок Дивчи-Камен, что расположен в районе Чески-Крумлов Южночешского края.

 

Завтракаем в компании с теми же китайцами и с сожалением покидаем славный отельчик. Погода соответствует настроению - крупный и мелкий дождь, хмурое небо. Опять уходим в Австрию и разворачиваемся на восток. До Хальштатта всего под 80 км. Добираемся примерно за час с учетом региональных дорог. Здесь погода не лучше, тоже хмуро и периодически сыплет мелкий дождь. Несмотря на плохую погоду, те же компании китайцев бродят по всему городу и фотографируют всё и вся. Но для них это вообще Мекка: в 2012 году в городе Лоян провинции Гуандун в Китае горнодобывающая и металлургическая корпорация Minmetals построила копию деревни. Видимо с тех пор всякий приезжающий в Австрию китаец должен заехать в оригинальный Хальштатт и сравнить оригинал с копией.

Hallstatt городок миниатюрный, расположен на узкой полоске буквально в сотню метров между озером Халльштаттерзее и скалами. Население его около тысячи человек и, такое ощущение, что основная их масса в настоящее время так или иначе обслуживает туристов. Кроме того, соляные копи Халльштатта — древнейшие в Европе, разрабатываются вот уже три тысячи лет. Собственно соль также является туристическим сувениром и продается тут же в многочисленных магазинчиках. Бродим по городку, немного фотографируем. В церковь святого Михаила не попадаем, там какой-то ремонт улиц вокруг. Поднимаемся уровнем выше и смотрим на город со стороны туннелей и падающего тут же водопада. Очень красиво. Но вряд ли есть чем тут заняться хотя бы в течение дня, если не присовокупить следующий городок Obertraun с находящимся рядом горным массивом Dachstein. Но, судя по сайтам, там все еще закрыто. Поэтому погуляв по городку и прикупив пару бутылочек Das Bier + сувениры, отправляемся в сторону Чехии. Из Хальштатта выбираемся около часу дня и, немного перекусив по дороге, держим путь на север. Линц проскакиваем стороной и примерно к четырем часам въезжаем в Чехию.

 

Так как любимыми местами для нас в любой стране являются разнообразные развалины древних строений (чем древнее и разваленнее - тем лучше :) ), то и выбрали вчера в качестве объекта посещения замок Dívčí kámen (48.8894333, 14.3555104) или Maidstein по-немецки. В настоящее время практически разрушенный, готический средневековый замок Рожмберков находится в районе Чески-Крумлов Южночешского края и построен он в XIV веке. Замок расположен на одноимённом скалистом мысе над слиянием Кршемжского ручья и Влтавы. Этот стратегически важный скалистый холм, позволяющий контролировать водный путь по Влтаве и тропы вдоль реки, был заселён с древнейших времён. Археологические исследования свидетельствуют о существовании здесь обширного поселения начиная с XVII века до н. э. Следующее большое поселение существовало на мысе Дивчи-Камен в период Гальштатской культуры (о! опять Гальштатт!).

Место безусловно интересное. Правда, чтобы добраться до подходящей парковки (48.883516, 14.348753), приходится изрядно покружить по сельским дорожкам Чехии. Они, хотя и асфальтированы, но качество так себе. Да и от парковки до самого замка топать еще километра полтора, хотя, опять же можно по вполне асфальтированной дорожке (а может быть и доехать можно, но мы так не делаем). В самом замке по причине позднего времени уже никого, денег за вход никто не собирает, правда есть возможность бросить монетку-другую в специальную копилку. Пришедшая одновременно с нами молодая парочка гуляет отдельно и совершенно не мешает нам знакомиться с историческими руинами. Потрепанные непогодой бумажные плакатики дают представление о том, как выглядел этот замок в его лучшие времена. Сооружение было изрядное. Однако в 1506 году Петр IV из Рожмберка в целях экономии решил более не содержать Дивчи-Камен, освободил от обязанностей последнего бургграфа и перевёз всё движимое имущество в Чески-Крумлов. Замок опустел и начал ветшать. Как это часто бывает, обветшавший и брошенный на произвол судьбы замок окрестные жители начали постепенно разбирать по камням для использования их в строительстве жилых и хозяйственных зданий. В результате до наших дней дошли лишь впечатляющие руины, доминирующие своим видом над округой. В настоящее время, видимо, какую-то организационную деятельность здесь осуществляет Клуб чешских туристов.

 

Ночевать едем в Hluboká nad Vltavou, бывший Frauenberg, город в районе Ческе-Будеёвице, в Южночешском крае Чехии. Там есть достаточно известный замок Глубока, но его осмотр мы оставляем на завтра. А вечером ставим машину на парковку у отеля Hotel Podhrad (Náměstí Čsl. armády 30, 373 41 Hluboká nad Vltavou, Česká republika), немного гуляем по городу (он тоже невелик) и ужинаем в ресторане Švejk. Ресторанчик так себе, но Fenix в целом неплохой.

 

08.04.2016г. Глубока-над-Влтавой, Прага.

 

Сегодня, практически, последний день путешествия. Завтра рано утром надо добраться до аэропорта и вылетать домой. Но сегодня мы должны успеть сделать кое-что напоследок. Посетить Zámek Hluboká, добраться до Праги, сдать машину, купить подарки и попрощаться с Прагой. Ну и, конечно же, выпить напоследок какого-нибудь вдохновляющего чешского пива. Но это вечером, а пока завтракаем в разношерстной компании пожилых туристов и поднимаемся вверх от отеля в гору. Там, на верху холма стоит красивый светло-серый замок в готическом стиле. Его первоначальное название — замок Фрауенберг.

Замок в готическом стиле был возведён в конце XV века Вилемом II из Пернштейна. Позже замок перешёл в собственность короля Фердинанда I Габсбургского, который в 1562 году продал его панам из Градца. В 1571—1587 годах Адам II из Градца провел обширную реконструкцию замка в ренессансном стиле, которой руководил итальянец Бальтазаре Маджи. Кроме Маджи в реконструкции принимали участие итальянские архитекторы Винченцо Вогарелли и Доменико Бенедетто Комета.

В 1660 году замок стал собственностью рода Шварценбергов. Именно с этой фамилией связан современный облик замка. В XIX веке замок подвергся значительной реконструкции в стиле неоготики. В качестве образца для перестройки замка послужил Виндзорский замок, архитектором проекта реконструкции является венский архитектор Франтишек Бера. Идея создания «Чешского Виндзора», как неофициально именуется замок, принадлежала одной из владелиц замка — герцогине Элеоноре Шварценберг. Шварценберги владели замком вплоть до 1945 года. В 1947 году замок Глубока был национализирован и с тех пор является государственным музеем.

В сам замок, вовнутрь, мы не идем. Зато с удовольствием ходим вокруг, смотрим интересную замковую архитектуру, а также гуляем по парку. Парк у замка довольно большой, правда, показалось, что несколько запущенный. Есть несколько прудов. Наличие рыбы выяснить не удалось :) Так как совсем недавно была Пасха, то по всему парку стоят огромные расписные пасхальные яйца. Немного необычно. С тыльной части замка посажено много необычных деревьев и растений. Почти все подписаны. А еще оттуда симпатичный вид на Влтаву. Погода, правда, хмурая.

 

Спускаемся к отелю, выписываемся. Едем в Прагу. Со второго захода попадаем на парковку Баджета, предварительно заправив бак до полного. Сдаем машину сотруднику и, на всякий случай, идем в офис. Там нам выдают на руки бумаги и запускают процедуру возврата депозита за машину. Все, мы свободны. Почти 4000 км за плечами. Теперь чемоданы в руки и стуча колесиками по мостовым идем искать нашу гостиницу Novoměstský hotel (Řeznická 1890/4, 110 00 Praha 1-Nové Město, Česká republika). Находим. Немного удивившись, даем наши паспорта для прописки (давно уже такого не встречали). Нам рассказывают про завтрак (должны успеть!), про систему возврата ключей и т.д. Немного советская гостиничка. Но внутри номера более-менее прибрано и чисто. Да и ладно, нам только одну ночь переночевать. Переупаковываем вещи и топаем в город. Все-таки Прага со второго-третьего раза гораздо лучше, чем с первого ;) Бродим по городу, практически безуспешно пытаемся пошопиться. К вечеру заваливаемся в пивницу Jiná Krajina, дверь которой находится в двух метрах от входа в наш отель. Пивница пользуется популярностью у местных, свободных столов нет. И совершенно чумовая Поличка (Polička) ставит справедливо-позитивную точку в нашем путешествии :)

 

09-10.04.2016г. Прага, Москва, Новосибирск.

 

Долгая дорога домой ...