Отчет 
об автомобильном спортивном походе
четвертой категории сложности по территории Урала и Западной Сибири

по маршруту:

Омск – Ишим – Тюмень – Туринск – Нижний Тагил – Серов – р. Улс – р. Б. Лямпа – Карпинск - Кизел – Березники - Пермь – Барда – Уинское – Ачит – Касли – Шадринск – оз. Медвежье - Ишим – Омск
10 августа – 22 августа 2009 года

 

 

I. Справочные сведения
1. Проводящая организация

Клуб спортивного автотуризма  "Бывалец"

2. Категория

Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: IV
Протяженность: 4009 км (в зачет – 3675 км)
Продолжительность: 13 дней
Сроки проведения: с 10.08 по 22.08.2009

3. Район

Омская область, Тюменская область, Свердловская обл. Пермский край, Челябинская обл. Курганская обл.

4. Подробная нитка маршрута

Омск – Красный Яр  – Тюкалинск – Абатское – Ишим – Омутинское – Заводоуковск – Ялуторовск – оз. Андреевское  – Тюмень – Тугулым - Завьяловское – Байкалово – Туринская слобода – Туринск – Назарово – Волково – Ключи – Удинцова – Невьянское - Нижняя Синячиха – Верхняя Синячиха – Акинфиево – Нижняя Салда – Верхняя Салда – Нижний Тагил – Серов – Воронцовка - Североуральск – Покровск-Уральский – водопады Жигалан – р. Б. Лямпа - Баяновка – Покровск-Уральский – Североуральск – Карпинск – Кытлым – Усть-Тылай (нежил.) – Усть-Тыпыл (Лесоучаcток, нежил.)  – Верх. Косьва (нежил.) – р. Косьва – Гашковка (нежил.)– Семеновка (нежил.)– Сев.Коспашский – Шахта – Александровск – Яйва – Березники – Вогулка – Челва – Кунья – Полазна – Пермь – Бол.Савино – Култаево – Ключики– Юго-Камский – Паль – Крылово – Елпачиха – Барда – Печмень – Красногорка – Аспа – Уинское - Ниж. Сып – Межовка – Денисовка – Вторые Ключики – Красный Ясыл – Орда – Голдыревский – Быково – Ачит – Александровское – Красноуфимск – Манчаж – Верх. Бардым – Арти – Перевоз – Нязепетровск – Верх. Уфалей – Касли – Булзи – Багаряк – Зотино – Окулово – Пирогово – Катайск – Далматово – Щадринск – Юлдус – Каргаполье – Курган – Варгаши – Макушино – Петухово – Курорт Озеро Медвежье – Частоозерье – Бердюжье – Ишим – Абатское – Тюкалинск – Кр. Яр – Омск.

Карта маршрута (460 Kб)

5. Краткая характеристика района

Маршрут проходил по территории Западной Сибири, Северного и Центрального Урала.

Состав группы

Экспедиция проводилась на трех автомобилях – Toyota Land Cruiser 80 (лифт 4”, резина 35” MT, 2 лебедки, шнорхель), Toyota HiLux Surf (лифт 2”, резина 32” MT, лебедка, шнорхель), Nissan Terrano, резина 31" MT. Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 600 километров. Имелось 8 сэндтраков (трапиков), длиной по 1,5 м., удлинительные тросы для лебедок общей длиной 100 м, рывковые стропы, два внедорожных домкрата Hi-Jack, ручная лебедка, две бензопилы, топоры, лопаты.

Автомобили были оборудованы радиостанциями на 27 Мгц, для связи между машинами и GPS навигаторами. Для аварийной связи экспедиция была оснащена спутниковым телефоном и КВ радиостанцией с набором антенн.

ФИО участника, должность
Год рождения
Домашний адрес
Транспортное средство
1.
Гехт Евгений – руководитель, механик-водитель
1954
г. Омск
TLC-80
2.
Гехт Наталья врач, главный штурман
1954
г. Омск
TLC-80
3.
Быков Дмитрий - механик-водитель
1972
г. Новосибирск
Toyota HiLux Surf
4.
Михина Екатерина - штурман
1975
г. Новосибирск
Toyota HiLux Surf
5
Табунщиков Вадим - механик-водитель
1969
г. Новосибирск
Nissan Terrano
6
Устинова Марина - штурман
1976
г. Новосибирск
Nissan Terrano
II. Содержание отчета
1. Цели путешествия
  1. Совершить туристический поход по Омской, Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской областям и Пермскому краю.
  2. Выяснить состояние дорог на участке водопады Жигалан – Золотанка.
  3. Выяснить состояние дорог на участке Карпинск - Кизел.
  4. Посетить различные ландшафтные зоны западносибирского и уральского регионов.
  5. Посетить достопримечательности по маршруту.
  6. Взять тайники игры Геокешинг (www.geocaching.su) по маршруту.
  7. Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников похода.
  8. Освоить движение по горным дорогам и перевалам Северного Урала.
  9. Отработать движение в колонне с использованием радиосвязи для управления колонной.
  10. Отработать движение в колонне по тяжелым горным дорогам при разной степени внедорожной подготовки автомобилей.
2. График прохождения маршрута
День
Дата
Участок маршрута
Км/ходовое время
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки.
Метео-
условия
1
10.08
г. Омск – Красный Яр  – Тюкалинск – Абатское – Ишим – Омутинское – Заводоуковск – Ялуторовск – оз. Андреевское
613 км
8:30
Покрытие – асфальт 612 км, лесные дороги – 1 км.
+15 +17°С, пасмурно, дождь
2
11.08
– оз. Андреевское – Тюмень – Тугулым - Завьяловское – Байкалово – Туринская слобода – Туринск – Назарово – Волково – Ключи – Удинцова - Невьянское
434 км
09:15
Покрытие – асфальт - 422 км, разбитая грунтовка – 12 км, лесные дороги – 1 км.
+9 +14° С пасмурно, временами дождь
3
12.08
Невьянское – Нижняя Синячиха – Верхняя Синячиха – Акинфиево – Нижняя Салда – Верхняя Салда – Нижний Тагил – Серов - Воронцовка
406
10:45
Покрытие – асфальт 343 км, разбитая щебенка, местами грунтовка – 60 км,
+5 - +19°С, переменная облачность
4
13.08
Воронцовка – Североуральск – Покровск-Уральский – водопады Жигалан – р. Б. Лямпа
178
9:45
Покрытие – асфальт 66 км, разбитая щебенка -11 км, лесовозная дорога – 101 км, брод до 0.5 м с каменистым дном
+10 - +15° С, пасмурно, дождь, временами сильный
5
14.08
р. Б. Лямпа – вдоль р. Улс по зимнику
8
9:00
Тракторный зимник – 8 км, колеи до 70 см. заболоченные лужи до 1 м, уклоны.
+5 +12°С, туман, дождь
6
15.08
Возвращаемся р. Б. Лямпа – р. Вагран
33
9:30
Тракторный зимник – 8 км, лесовозная дорога 25 км, брод.
+5 +12° С, пасмурно
7
16.08
р. Вагран – Баяновка – Покровск-Уральский – Североуральск – Карпинск – Кытлым – Усть-Тылай
205
9:15
Покрытие – асфальт – 88 км, разбитая щебенка – 64 км, лесовозные дороги – 53 км, промоины до 70 см глубиной, брод 0,3 м с каменистым дном
+8 +18° С, пасмурно, дождь, вечером ливень
8
17.08
Усть-Тылай – Усть-Тыпыл (Лесоучасток) – Верх. Косьва – р. Косьва
78
7:15
Покрытие – лесовозная дорога 78 км, промоины до 70 см глубиной, разрушенные мосты, до десятка каменистых бродов глубиной до 40 см, брод через Тапыл - 100 метров, глубина до 0.6 м
+8 + 15° С, туман, переменная облачность
9
18.08
Дневка
+8 + 15° С, до обеда туман, потом ясно
10
19.08
р. Косьва – Гашковка – Семеновка – Сев.Коспашский – Шахта – Александровск – Яйва – Березники – Вогулка – Челва – Кунья – Полазна – Пермь – Бол.Савино – Култаево - Ключики
355
10:45
Покрытие – асфальт 303 км, булыжная мостовая – 7км., лесовозные дороги – 45 км, колеи до 70 см глубиной, промоины до 1 м глубиной, разрушенные мосты, каменистые броды и лужи глубиной до 50 см, камни
+8 - +28, до обеда туман, потом ясно.
11
20.08
Ключики – Юго-Камский – Паль – Крылово – Елпачиха – Барда – Печмень – Красногорка – Аспа – Уинское - Ниж. Сып – Межовка – Денисовка – Вторые Ключики – Красный Ясыл – Орда – Голдыревский – Быково – Ачит – Александровское – Красноуфимск – Манчаж – Верх. Бардым – Арти – Перевоз – Нязепетровск
523
10:15
Покрытие – асфальт 414 км, разбитая щебенка – 84 км, полевые и лесные дороги – 25 км
+15 - +27, переменная облачность
12
21.08
Нязепетровск – Верх. Уфалей – Касли – Булзи – Багаряк – Зотино – Окулово – Пирогово – 1Р354 – Катайск – Далматаво – Щадринск – Юлдус – Каргаполье – Курган – М51 -  Варгаши – Макушино – Петухово – Курорт Озеро Медвежье
676
12:00
Покрытие – асфальт 656 км, щебенка – 14 км, полевая дороги – 6 км
+12 - +25, утром туман, ясно.
13
22.08
Курорт Озеро Медвежье – Частоозерье – Бердюжье – Ишим – Абатское – Тюкалинск – Кр. Яр - Омск
500
7:45
Асфальт
+18 - +25, Переменная облачность, после обеда короткий, но сильный ливень
Итого: 4009 км./114 час
3. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута

В поход было заявлено четыре машины, но на старт вышло только три. Один из омских экипажей попал под пресс финансового кризиса и вынужден был расстаться с подготовленным для туризма автомобилем.

День 1 (10.08.09)

Два новосибирских экипажа выехали из Новосибирска в субботу, прошли Омск и ночевали на берегу Иртыша под Красным Яром. Договорились встретиться за постом ГАИ в Красном Яру в десять часов утра. На выезде из города выяснилось, что у меня спускает переднее правое колесо. Заезжаем на шиномонтаж – боковой порез. Ремонтировать долго, да и опасно ехать с таким колесом в глухомань. Возвращаемся домой, предварительно перенеся место встречи с новосибирцами в Тюмень. Беру вторую запаску, перебортовываю три колеса - диски на запасках другие и протектор почти новый, пришлось переставлять колеса, чтобы хотя бы на одной оси были покрышки с одинаковым износом протектора. Выехали только в половину двенадцатого.

От Красного Яра выходим на трассу 1Р402. Дорога от Омска до Тюкалинска узкая и загруженная. Асфальт, качество среднее. От Крутинки до границы с Тюменской областью дорога хоть и узкая, но покрытие хорошее и машин поменьше. В Тюменской области дороги хуже, много ограничений, много гаишных засад. Причем с новой, для нас, тактикой  - ставят автоматическую камеру с радарам, маскируют ее, а патрульная машина стоит метров через 500. Включили СиБи станцию на канал дальнобойщиков и знали про все засады заранее. Между Омутинским и Тюменью особенно плохая дорога, много ремонтов и соответственно ограничений и почти под каждым ограничением – засада.

Весь день прохладно, пасмурно, временами дождь.

Новосибирские экипажи уже определились с местом ночевки. Место лагеря в лесу невдалеке от оз. Андреевское. Ребята сбросили нам sms-кой координаты лагеря, мы немножко поиграли в GPS-ориентирование. Нашли лагерь довольно быстро. Моросит дождь. Поужинали и спать.

День 2 (11.08.09)

С утра в плане был осмотр археологического музея-заповедника. Оказалось, что в понедельник/вторник у музея выходной. Прошли по территории, посмотрели старинные постройки и поехали.

Едем в таком составе первый раз, поэтому для тренировки периодически меняем ведущего и замыкающего колонны. К концу дня выяснили, что лучше всего получается, когда мой экипаж ведет колонну, а второй экипаж замыкает. Так, в основном, и ехали всю поездку. Правда, вести колонну всегда тяжелее, чем ехать в ней, поэтому к концу дня меня кто-нибудь подменял, на час-два. Опять же, лишняя тренировка не помешает ;)

Тюмень объезжаем по объездной и уходим на трассу 1Р351. Примерно 25 км от Тюмени отличная четырехполосная дорога, дальше две полосы, асфальт хороший, трафик средний. Но в нескольких местах ремонт. Один из них длинный - 11 км, ограничение 50, естественно, гаишники в засаде.

Уходим с трассы на Завьяловское – Байкалово. Асфальт, две полосы, машин мало. Туринскую Слободу обошли по новой объездной (на картах нет), до Туринска ремонтируют дорогу, километров десять, ограничение 30. В остальном дорога до Туринска хорошая, машин мало. Заехали в город, посмотрели монастырь, дом-музей декабристов, краеведческий музей. К сожалению, оба музея не работали.


Выехав из Туринска, ушли по указателям на Волково – Ирбит. Через несколько километров поняли, что едем не совсем по тому маршруту, что планировали. Мы просто не знали, что существует прямая дорога на Ирбит. Не стали возвращаться, т.к. неизвестно, сохранилась ли старая дорога, да всего через несколько километров старая и новая дорога должны соединится. Дорога до Ирбита хорошая, асфальт, две полосы, машин мало. Но не обошлось и без гаишных подстав – 5 километров великолепного нового асфальта с ограничением 30 и запретом обгона.

В районе села Волково планировалась ночевка, но было еще рано, решили сделать задел на завтра. Обойдя Волково по объездной, свернули на Ключики, переехали р. Ница и в Рудном решили поискать место для ночевки. В центре села ухоженный колодец, пополнили запасы воды. Доехали вдоль реки до Удинцева, хорошего места не нашли. Вернулись на трассу, проехали еще километров 20 и в районе села Невьянское встали на ночевку. Рядом благоустроенный родник "Поповский ключик".

День 3 (12.08.09)

Ночью было холодно – пять градусов. Выехали по плану - в девять утра по нашему, восемь - местного. Мы на протяжении всей поездки старались придерживаться графика – старт в девять, начало поиска стоянки в 19, полчаса перерыва в районе обеда на перекус и небольшой отдых. Десять ходовых часов позволяли пройти намеченные километры и, в то же время, не изматывали экипажи. Благодаря такому режиму, удалось сохранить работоспособность группы в течение 13 дней, имея всего одну дневку.

Въехали в Нижнюю Синячиху. Великолепный вид на старинные постройки, свезенные сюда во всего района. И хотя музей закрыт (выходные понедельник – среда, что же за непруха нам с музеями!?) и внутрь построек попасть нельзя, но снаружи там есть на что посмотреть. Минут сорок смотрим и снимаем.

Уходим на Верхнюю Синячиху, через 3,5 км, по левой стороне виден строящийся монастырь Новомучеников Российских, там же место, где сбросили в шахту членов царской семьи. Останавливаемся, смотрим, снимаем.

В Верхней Синячихе находим музей, осматриваем экспозицию на улице, сам музей не работает – нет электричества.

Из Верх. Синячихи уходим на Акинфиево. Если до этого был неплохой асфальт, то здесь началась разбитая щебенка, местами просто грунт. Такая дорога до Нижней Салды. Заправок нет. Между Верхней и Нижней Салдой заправка, не внушающая доверия, заправляемся, т.к. баки уже пустые. Нижний Тагил проходим за полчаса по заготовленному маршруту, ни разу не ошиблись и не заблудились. Указатели были, но не везде. Заправились, новосибирцы подкупили продуктов. Рано потребовался магазин, что-то не рассчитали при подготовке. Мы, обычно, все основное берем сразу на весь поход. Это тушенка, консервы, крупы, картошка, чай/кофе, сахар, сгущенное молоко, сухари и пр. Во-первых, дома можно, не спеша, найти и купить качественные продукты, а во-вторых, так дешевле. Подкупаем хлеб, молочные продукты, некоторые овощи, яйца. В отличие от других видов туризма, нам на себе не тащить, можно питаться почти как дома.

В Нижнем Тагиле несколько километров ехали по брусчатке, трясет изрядно даже на небольшой скорости.

Из города вышли на трассу Екатеринбург – Серов. Отличный асфальт, разметка, но обгонять сложно из-за ограниченной видимости (повороты, спуски/подъемы).

На объездной Серова заправляемся, звоним в Уральский ПСО и регистрируем выход на категорийный участок. Не заезжая в город, уходим на Североуральск и начинаем искать место для ночевки. Применяем уже отработанную схему – разъезжаемся в разные свертки с трассы и поддерживаем связь по радио. В этот раз долго не могли найти ничего приемлемого, свертков мало, и они идут либо в деревню, либо на какие-то закрытые территории, а съехать в лес невозможно – или болотина или лес очень густой. В конце концов, встали на обочине какого-то проселка, на старых делянах. По ходу всей поездки мы не особенно заморачивались со стоянками, главное, чтоб было достаточно места для машин и палаток. Вода с собой, газ с собой. Тратить время отдыха и сна для поиска красивой и удобной стоянки на одну ночь - неправильно. Когда не удавалось быстро найти удобную площадку, я успокаивал себя тем, что альпинисты, при такой же категории похода, бывает, вообще спят сидя на узком карнизе.

День 4 (13.08.09)

Стартуем в девять часов. Нужно сказать, что на протяжении всего похода у нас не было проблем с утренними сборами. Все экипажи относились к этому серьезно, и никто никого не ждал. Мы не объявляли утром общий подъем, каждый вставал так, чтобы успеть позавтракать и собраться к назначенному времени.

В районе Волчанска (примерно 20 км до Североуральска) гостиница, автосервис, кафе и АЗС Сибнефть. Заливаем полные баки и канистры, дальше заправок может и не быть. В Североуральске осмотрели симпатичную церковь, набрали воды. Немного покружили по городу – типичный провинциальный городок. Если в городе ничего не нужно, то можно сразу за мостом через Вагран, уходить налево по главной. После железнодорожного переезда, примерно через километр, сверток налево, под трубы – это дорога на Покровск-Уральский. Покрытие – разбитая щебенка.

Покровск-Уральский - небольшой городок, скорее поселок, пыльный, кругом какие-то отвалы, механизмы. Зелени очень мало. Ни заправок, ни магазинов не видели, да и людей тоже почти нет. Город прошли по ранее намеченному маршруту (обогнули севернее), возможно, более короткий путь – на входе уйти налево и обогнуть город с юга, но какая там дорога не знаю. По нашему маршруту – щебенка. В городке есть сотовая связь Билайн.

Все, что мы знали о дороге от Покровск-Уральского до водопадов Жигалан, это то, что по ней можно проехать на легковой машине. Проехать, действительно можно, но какой ценой? До моста через р. Улс покрытие – разбитая щебенка, ямы, лужи, кое-где камни на дороге. Причем, чем дальше, тем дорога хуже. Дорогу используют для вывозки леса в хлыстах. Нам навстречу попалось четыре лесовоза – Кразы-лаптежники. Есть места, где разъехаться с таким автопоездом можно только остановившись и прижавшись к обочине. Идти со скоростью больше 30 км/час невозможно – сильно трясет. В районе моста – погрузочная площадка, здесь склад леса, стоит погрузчик, есть вагончик и сторож.

Километров за 10 до этого места граница Европы и Азии, стоит знак, мы остановились, сфотографировались на фоне знака.

От моста до водопадов дорога становится еще хуже, узкая, в одну колею, крупные камни. Разъезд со встречной машиной – проблема. Эти 10 километров мы шли минут сорок.

Дорога упирается в разрушенный мост через Жигалан, хотя еще два года назад мост был проезжим. Возле моста несколько небольших стоянок, и, хотя день был не выходной, все стоянки были заняты. Оставили машины на небольшом пятачке слева от дороги. Новосибирцы быстренько убежали вверх, а мы решили сначала перекусить и немного отдохнуть – дорога изрядно умотала. Минут через пятнадцать выдвигаемся и мы. Тропа хорошо натоптана, ясно, что это место пользуется популярностью. Идти по тропе непросто - скользко, много упавших поперек тропы деревьев, камней. Метров через восемьсот первый водопад. Не очень высокий, но мощный, обрамлен огромными глыбами камней. Устроили небольшую фотосессию. Нельзя сказать, что водопад произвел уж очень большое впечатление, на Алтае есть водопады и повыше и помощнее. Начал накрапывать дождь, тропа стала совсем скользкой, решили не рисковать и начали спуск. Только дошли до машин – дождь разошелся не на шутку. Ребята же успели посмотреть все четыре водопада, но на обратном пути изрядно промокли под дождем. На все про все, ушло часа два и в пять часов вечера мы выдвинулись обратно. Сверток на категорийный участок  - за мостом.

В 17-40 уходим с лесовозной дороги на север, сразу за поворотом лужа и отчетливый отпечаток медвежьей лапы. Девять километров до реки Большая Лямпа прошли за полчаса. Лужи, кое-где грязь, но все проходится ходом. Подъехали к броду, ярко выраженный слив дугой – по нему и нужно идти, вода прозрачная, камни видно, камни большие, но ничего сильно страшного нет. Рядом мост, но он наполовину разрушен, на мотоцикле может и можно проехать, на машине проще в брод. На пониженной, аккуратно,  ближе к дуге слива проходим брод. Глубина до полуметра,но камни на дне достаточно большие.

Ставим лагерь, периодически накрапывает дождь, прохладно, температура 13-15 градусов. Поужинали, обсудили план на завтра. На той стороне появляется подготовленный уазик – лифт, шнорхель, лебедка, все дела… Видит нас, но к нам не спешит, видимо в лесу на том берегу ставили лагерь. Через некоторое время видим штурмана проверяющего брод (зачем? нас спросить не проще?). Штурман прошел, машет - езжай. УАЗ сходу врезается в воду и начинает напрямую прыгать по камням, так что звон стоит от ударов снизу. Выехали, я уже понял, что это не туристы, но все равно тормознул. Так и есть - охотники/рыбаки. Машина новая, подготовили "на все деньги", а ездить пока не научились. Спросил их про дорогу на Золотанку - нет, говорят, дороги. Ладно, завтра посмотрим.

По плану у нас должна быть дневка. Но погода плохая, проблем с техникой нет, решили создать запас по времени и выйти на категорийный участок. Единственное послабление – старт намечен на десять утра.

С вечера положили поближе стропы, удлинители, повесили шаклы, проверили лебедки, достали боевую одежду. Нагрели воды, помылись на берегу реки, одели чистое белье, в голове вертится - как перед боем.

День 5 (14.08.09)

Ночью холодно, градусов пять, дождя нет, но туман. Туманы на Урале бывают часто и, по сравнению с Сибирью, держатся долго. У нас, как только солнце встало и начинает пригревать – туман рассеивается, здесь же солнце чуть не в зените, а туман стоит.

От места стоянки каменистый подъем, довольно крутой, пришлось включать пониженую. После подъема дорога уходит вправо, и с километр вполне приличная щебенка. Потом начинается грязь, глубокие лужи, колеи. Проходим ходом. Через 3,5 км мостик, вернее настил через речку, грязь, колеи, бревна. Штурмана проводят по одной машине. Начинается подъем, глубокие колеи, идем вразрез, даже с моей тридцать пятой резиной в колее делать нечего – слишком глубоко. Штурмана ведут буквально по сантиметрам. Подъем прошли удачно. Дальше все те же глубоченные колеи, иногда камни, лужи по полметра глубиной, бревна. Так, за два часа, прошли семь километров.

А вот серьезная засада. Ручеек разлился по дороге, образовалось небольшое болотце, навалены бревна, но пройти можно. А вот дальше все грустно. Глинистый подъем, правая колея сантиметров семьдесят, а левой просто нет – небольшой овраг, боковой крен градусов 40, подъем градусов тридцать. В колее бревна, деревья, камни. Как следы былых боев – вросшая в землю порванная гусеница на обочине. Штурмана думают. Ясно, что в лоб не пройти – одна машина без лебедки, да и тащиться вверх на мостах с таким креном -  то еще удовольствие… Слева лес, куда и направили свои взгляды наши девочки. Пробежали раз – вроде повеселели, пошли на второй, уже прокладывая траекторию и тыкая пальчиком – это спилить, это обрубить, это убрать. Беремся за бензопилы и топоры. Спиливаем несколько пней, распиливаем и убираем упавшие бревна. Чтобы попасть на вновь проложенную дорогу, нужно пройти засаду: подъем на ступеньку высотой сантиметров 40-50, с нее попасть левым колесом на бровку, ограниченную по левому краю деревьями и пнями, а правым – в лужу, глубиной в ¾ колеса, выложенную бревнами, утопленными в жидкой грязи. Проехать метров 40, а после этого уйти влево на подъем с шириной дороги в машину, ограниченную с одной стороны деревьями, а с другой – обрывом около метра.

И здесь я делаю ошибку – ставлю первым Сюрфа, за ним Террано без лебедки и сам в хвост. Мысли были такие, если я начну своими катками рыть, то за мной точно никто не проедет, а так ребята могут и проскочить. Террано поддернем или первой машиной или через блок моей лебедкой. В жизни все оказалось по-другому.

В лес заходим легко, подъем, но трава держит, по лесу проходим метров тридцать, медленно, вертимся между деревьев и глубоких промоин, но проходим. Нужно выходить обратно на дорогу, там колея, грязь. Сюрф с горем пополам, подтягиваясь на лебедке вышел, но изрядно расковырял обочину, Для Террано находим другой выход, но он немногим лучше. Стелим сенд-траки, ветки и пр., все равно сел, да хорошо сел – на пороги. Попытались подтянуть его Сюрфом – бесполезно, угол почти прямой, Сюрф елозит, а тяги нет. С трудом нахожу позицию, чтобы через блок подтянуть его своей передней лебедкой, я зажат между деревьями, другие деревья не дают провести трос вперед. Вот тут я сильно пожалел, что я не впереди Терраника. Стоя на дороге, задней лебедкой я б его вытащил через направляющий блок в нужном направлении. Все же находим просвет, цепляем через блок и тащим, но поперек колеи. Перетащили на другую сторону, там посуше и потверже. Стали разворачивать машину параллельно дороге и ее стащило на пень. Бензопила, трапики, Hi-Jack, эй-ухнем…. Не прошло и пары часов, как все машины оказались на дороге.

Дальше опять засада, но опять есть проход по лесу, теперь справа. Довольно шустро проходим, трапики, бензопилы, немного подтянулись лебедкой, снова на дороге.

Недолго мы ползли по дороге, впереди топкая лужа с колеей, на выходе между колеями торчит камень, справа травянистый уклон с полуметровым обрывчиком в эту же лужу. Если стащит – "уши" обеспечены. Уходим на склон, под колеса трапики. Играем в "железную дорогу" – перекладываем сенд-траки, так, чтобы колеса не попали на скользкую траву, отвешиваем машины на склоне, страхуем лебедками напрямую и через блок (в голове крутится - "от борта в лузу"). На выходе на дорогу - скользко, колея. Еще пару часов и 15 метров пройдены,

Дальше пару сотен метров полегче, ползем, но хотя бы движемся. На дороге лежит круглый домик - балок на боку, или потерял кто-то, или зачем-то уронили на бок. Заглянули внутрь – когда-то это было хорошее утепленное жилье. Объехали, использовав в одной из луж, дверь от балка, впереди очередная засада, время шесть часов вечера, идет дождь. Итого за последние шесть с половиной часов пройдено 435 метров. Осталось 62 км – грустно, учитывая, что дорога представляет собой засады плавно переходящие одна в другую.

Идем в разведку. Результаты не радуют, дальше дорога еще хуже – колеи 50-70 см глубиной, в них навалены бревна и вдоль и поперек и в колеях и между колеями. Много камней по центру колеи, заболоченные лужи глубиной до метра. Объезды по лесу не возможны, т.к. лес очень густой. Много медвежьих следов.

Возвращаемся к машинам, короткое совещание, решаем вставать на ночевку (куда?) и завтра возвращаться назад. Дорога не для нашей команды. Здесь нужны трофийные машины, каждая минимум с одной лебедкой, а лучше две и минимум на 35-ти дюймовых колесах. Протащить же по такой дороге машину без лебедки нереально. Без лебедки здесь не пройдет ни одна машина, разве что подготовленная по ТР3.

И тут появился слабый звук работающего мотора. Звук приближается, и звук-то такой, как будто на постоянных оборотах работает двигатель, т.е. идет не шустро, но неуклонно… Автомобиль – исключено, ГТС-ка? Лязга гусениц нет, да и движок вроде не мощный, а звук все ближе. И вот из-за пригорка появляется кабина УАЗ – Нет! Не может быть! Потом капот, потом колеса… А, теперь понятно - колеса низкого давления, в диаметре больше метра, мосты с бортовыми редукторами. Грязевой протектор, похоже, наклеен. По рисунку и по ширине напоминает шины от К-700. Так вот в чем дело! Я видел эти следы, причем это были единственные более-менее свежие следы, но я ни как не мог понять, чьи они!? Вроде К-700, но колея узковата, да и отпечаток не глубокий. Оказалось охотники, они были сильно удивлены, увидев нас здесь. По их словам, по этой дороге, сейчас, кроме них никто не ездит, ее сильно размыло за последние два года. Дорога дальше еще хуже, даже на своих катках они иногда разматывают лебедку. Едут они только до половины нашего пути на Золотанку, дальше дороги нет вообще. С той стороны ходят ГАЗ-66, ходят по реке и парами, чтобы было кому с камня сдернуть, если что. Постояли еще, поохали, как это нас сюда занесло и кто это нас надоумил, потом сели в свой шайтан-арба и по молодому лесу, аккуратно укладывая деревца, объехали нашу колонну и ушли вдаль.

А мы начали ставить машины на ночевку. Рядом была полянка, но заваленная старыми упавшими деревьями и утыканная пнями. Часа за полтора расчистили место, затащили машины с дороги на лебедках на полянку, разбили лагерь, по сто грамм и спать.

День 6 (15.08.09)

Ночью моросил дождь, с утра пасмурно, туман, дорога еще больше раскисла. Выползаем с поляны в колею, теперь ставим Террано за мной. Все, что было вчера, проходим в обратном порядке. Объезд лужи с камнем по склону сегодня оказался сложнее, трава не держит, Сюрфа, который шел первым, стащило к самому обрывчику, осталось сантиметров двадцать. Пришлось зацепить его лебедкой сзади в сторону (через блок). Он своей лебедкой подтягивался, я свою отпускал по чуть-чуть. Потом я просто в лоб залез по уклону на самый верх, прошел по верху и так же в лоб спустился. Террано не смог залезть наверх, поэтому вели его по сенд-тракам, постоянно их перекладывая и придерживая моей лебедкой. Так и шли, большей частью на лебедках. Спуск с уклоном и промоиной прошли быстро, а вот внизу в ручейке подсели, опять лебедились, где-то подкладывали бревна и трапики, где-то, наоборот, выковыривали бревна из-под машин.

Подъем, который вчера был спуском, то же оказался непростым. После вчерашнего и ночного дождя грунт промок, и первые несколько метров пришлось тянуться на лебедке. Уклон там приличный, 60 метров набора высоты на 400 метров по горизонтали, процентов 15 получается.

За шесть с половиной часов прошли свои 8 км, на пару часов быстрее, чем вчера. Хотели остановиться на ночевку на том же месте, где ночевали позавчера, но оказалось, что понаехало рыбаков (суббота!) и встать негде. Пообедали, переоделись в сухое и поехали дальше. Дима предусмотрительно на пути сюда отмечал на навигаторе места, где возможна ночевка, одна из его точек "стрельнула". Километров через 25 оказалась неплохая стоянка, там и заночевали. Вечером и ночью шел дождь, температура 10-12 градусов.

Дальнейшие планы у нас такие – пройти по запасному маршруту – Карпинск - Кытлым – Кизел. О маршруте известно, что его периодически проходят велотуристы, и рыбаки/охотники ездят и со стороны Свердловской области и со стороны Пермского края. Ни треков, ни точек нет. По спутниковым снимкам поставил примерные точки в ключевых местах.

День 7 (16.08.09)

Стартуем в 10 утра. Последние три дня старт на час позже, т.к. накапливается усталость, нужна дневка, но ни места, ни погоды нет, да и с графиком ситуация напряженная. Устраиваем очередную тренировку управления колонной, Дима ведет, я замыкаю колонну. За два часа доходим до Североуральска. Перед Покровск-Уральским немного заблудились. Вроде, когда ехали туда, была одна дорога, обратно на Y- образном перекрестке ушли налево, на Баяновку, а надо было направо, сразу на Покровск-Уральский. Ну, ничего, проверили дорогу через Баяновку, она не хуже и не лучше дороги по прямой, да и длиннее не намного.

В Североуральске заехали в магазин, купили хлеба, набрали воды. Вышли на трассу, заправились. Расход получился около 24 литров на сотню, значит, мне не показалось, что гОвна были реальные :). Дальше предстоит незнакомая дорога, встали в колонну в стандартном порядке. По первому же указателю, свернули с трассы на Карпинск, довольно долго ехали по этому городку и, наконец, вышли на дорогу на Кытлым.

Первые километров двадцать дороги – разбитая щебенка, мы уже начали привыкать к тому, что стоит уйти с основных трасс, и это - основное покрытие. Причем, если у нас такие дороги хоть иногда грейдеруют, то на Урале мы ни разу не видели выровненной дороги. Дальше хуже – появилась глина, "выперды" высотой с полметра, какие-то полуразрушенные гати. Ближе к Кытлыму ямы становятся все глубже, камни больше, скорость упала до 10-15 км/час. 55 километров от Карпинска до Кытлыма шли 2 часа 20 минут.

Проходим Кытлым насквозь, на выезде встречаем легковушку с Кемеровскими номерами, почти земляк, останавливаемся, расспрашиваем про дорогу. Говорит, что здесь в гостях, сам далеко не ездил, но местные говорят, что дорога для грузовиков проезжая. Хорошие новости. Не сразу находим "верхнюю" дорогу – все изуродовано драгами. Наконец, попадаем куда надо и едем вдоль Косьвинского камня. Дорога в лесу, каменистая, узкая, в одну колею, много размытых/разрушенных мостиков через ручьи и промоины, камни. Все проходимо, но медленно и аккуратно, что делает движение небыстрым.

Вот очередная граница – Европа-Азия. Тоже стоит памятный знак, но это не главное - здесь есть геокеширский тайник " Азия-Европа" [TR/458]. Минут десять сравниваем описание 2004 года с существующей действительностью, многое изменилось, но находим правильное направление, а с ним и тайник. Настроение улучшается, а тут еще и солнышко стало проглядывать из-за туч.

Дорога все такая же, только луж больше стало, видимо были дожди. Подъехали к Усть-Тылаю, деревня заброшена, моста через Б. Косьву нет, кругом озерца (старицы?) заросшие камышом, переезжаем в брод Большую Косьву и решаем становиться на ночевку. С запада идет низкая черная туча, не успели разбить лагерь, как туча дошла до нас, хлынул дождь. Туча прошла, но дождь не перестал, хоть и стал не такой сильный. Ставим палатки, готовим ужин. Подъезжают охотники на уазике, спрашиваем дорогу на Усть-Тыпыл. Говорят, что лучше ехать новой дорогой и что сверток на брод через Тыпыл мы проехали. Ладно, завтра разберемся.

День 8 (17.08.09)

С утра опять туман, пасмурно, холодно. Палатка мокрая и изнутри и снаружи. Чтобы к вечеру палатка хоть немного просохла, бросаем ее развернутой в багажник прямо поверх ящиков. Вечером же перед установкой застилаем палаткой еще теплый капот машины, и минут за 15 палатка окончательно высыхает.

Перед нами дилемма, ехать по намеченному маршруту по левому берегу Косьвы или форсировать Тылай и идти правым берегом. По словам охотников, дорога через Тылай лучше и короче, при этом переходить Косьву нам не придется. Тылай приток Косьвы, и, по идее, брод Косьвы, после впадения в нее Тылая, должен быть сложнее. Решили для начала найти брод через Тылай.

Снова переходим Косьву и возвращаемся на дорогу, по которой мы приехали. Сворачиваем во все свертки в сторону Тылая. Для экономии времени разделяемся, и каждая машина обследует свою дорогу. Находим брод: скользкий глинистый спуск с колеей, ширина реки метров пятнадцать, сильное течение, глубоко и, главное, явная ступенька на выходе – без лебедки можно и не подняться. Вспоминаем, что охотники говорили что-то про разрушенный мост, рядом с которым брод. Продолжаем поиски. Километров через пять находим искомый брод. Перед ним небольшая база - пара вагончиков и какие-то металлически и железобетонные конструкции. Нашли сторожа, он подтвердил, что брод проходим, отсюда до Верхней Косьвы через Лесоучасток (местные говорят – Зона) ходят Уралы и Камазы, возят эти самые конструкции для строительства ЛЭП.

Брод шириной метров 80, глубина сантиметров 40, дно – щебень. Проходится по дуге по линии водослива и по островку в середине реки.

Дальше дорога, такая же, как вчера, разбитая глинистая щебенка, лужи, еще и туман идем со скоростью 15-20 км в час. Пропускаем попутный Урал, он идет на Лесоучасток, значит, едем правильно. Чуть позже мы его нагнали, он стоял на обочине. Остановились, спросили не нужна ли помощь, поболтали "за жизнь". Водитель предложил ехать за ним, он покажет дорогу. Доехали до брода через Тыпыл. Там встретили еще один Урал со спущенным колесом. Наш водитель остался, мы попрощались, подарили сувениры и поехали к берегу. Подъехали, вход в воду видно, выхода нет, и река шириной метров 100. Ближе к нашему берегу островок, и следы ведут туда. Переезжаю на остров, вот отсюда виден и выход из брода. Мимо островка проходит катамаран-четверка с водниками. Поздоровался от имени автотуристов, пожелал удачи. Девочка-водница пожелала нам хорошей погоды, и такая у нее была добрая улыбка, что у меня появилась надежда.

Без проблем проходим брод. На другой стороне остатки большого лагеря. От бараков уже ничего не осталось, а вот дома для охраны еще стоят, хоть и изрядно порушенные. Видимо здесь раньше шла добыча леса и вывозили его и в сторону Кизела, и в сторону Кытлыма, потому и дороги поддерживали в рабочем состоянии, и поселки вдоль этих дорог были жилыми.

Доехали до бывшего поселка Верхняя Косьва. Большой был поселок, но сейчас не осталось ни одного целого дома. Сразу за поселком база энергетиков, которые тянут ЛЭП в Свердловскую область. 16 км за час.

Дорога сразу стала хуже, появились промоины. Сначала я их считал, потом сбился, до Кизела их штук пятьдесят, с десяток разрушенных мостов. Средняя скорость упала, если от Лесоучастка до Верхней Косьвы мы прошли 16 км за час, то следующие 32 км до свертка на Кизел мы шли 3,5 часа. Промоины образуются там, где дорогу пересекают ручейки, раньше тут были настилы из бревен, теперь все обвалилось, глубина таких промоин до метра, ширина от 2 до 5 метров. Перед каждой промоиной приходится останавливаться, смотреть, как пройти, иногда нужна помощь штурманов. Углы съезда/выезда большие, даже на подготовленных машинах не раз цепляли за камни.


Через небольшие речки ни одного целого моста нет. Обычно, рядом объезд в брод. Неглубоко, но дно и подъезды каменистые, с большими камнями. Тоже, как правило, требуется помощь штурмана в проводке машины.


Уже перед самым свертком на Гашковку – Кизел, дорога идет вдоль небольшой речки, обрывчик в реку метра 2-3.В одном месте дорога обвалилась и от полотна осталось не больше метра. Есть уже накатанный спуск в реку и объезд по реке. За все время пока мы шли от Лесоучастка, мы встретили одну машину – на встречу шел КАМАЗ-вахтовка, рыбаки.

Наконец-то, доезжаем до поворота на Кизел. Нам казалось, что дальше должна быть приличная дорога, на ней стоит несколько деревень, в том числе Большая Ослянка с населением 500 человек (1987 год). Как мы ошибались!

Времени пять часов, стоим на перекрестке, направо Кизел (бесконечная череда луж), куда нам нужно, налево в 4 км р. Косьва (разрушенный мост). Люди устали, нужна дневка, берег реки - это то, что нужно, но четыре километра туда и четыре обратно по такой дороге… Смотрим брод у разрушенного моста – сложнее всего, что сегодня уже было. Уж очень большие валуны на выходе и круто на входе (обратно это будет выход). Штурмана (в том числе, мой) против того, чтобы ехать в сторону реки. Уговаривать бесполезно - это уже нервы на почве переутомления. Даю команду ждать здесь, а сам еду на разведку. Прохожу брод без помощи штурмана (рискованно, но нужно было показать, что здесь все не так страшно), за первым мостом еще два и тоже разрушенные, опять броды, причем приходится идти метров пятьдесят по реке. Выхожу на дорогу, еще несколько промоин и я на берегу реки. Прекрасный галечный берег, широкая река, на том берегу и вдоль дороги лес. Рассказываю по рации об увиденном, прошу еще раз посмотреть водителей первый брод, и решить: проедут они его туда и обратно или нет. По- моему, никто уже ничего не смотрел  :), все уже ехали к реке. Пока остальные машину едут, я проехал вдоль берега и нашел хорошее место для стоянки. Расставляемся, ставим палатки, устраиваем постирушки и помывку. Жаль, что нет с собой бани.

День 9 (18.08.09)

Дневка. Спим, пока солнце не начинает пригревать палатку. Да, солнце, пожелание девочки-водницы сбылось. Весь день было солнечно, тепло. Высушили вещи, отдохнули, проверили технику. Сварили очень вкусную солянку, выпили бутылочку конька, которая была приготовлена на финиш категорийного участка. Дневка удалась на славу.

День 10 (19.08.09)

Выехали со стоянки, еще не было 9 часов. Температура 11 градусов, туман. Туман держался до обеда. У нас была надежда, что дорога вот-вот улучшится, но она становилась все хуже и хуже. Все населенные пункты до самого Коспашного – нежилые. Нежилая и Большая Ослянка, рядом с которой мы стояли, мост через Косьву тоже разрушен.

Опять несколько разрушенных мостов, объезды вброд. Броды хуже, чем были до того, большие камни на входе и выходе, прохождение напоминает джип-триал. Особенно каменистым был брод через Няр (возле нежилой Семеновки), в дополнение к каменистым подъездам пришлось идти по реке метров двадцать.

Стали появляться машины, в основном Уралы и полноприводные КАМАЗ'ы. Они еще больше разбивают дорогу, да и грунт пошел более мягкий, глинистый. Появились колеи, порой очень глубокие, идем или в разрез или объезжаем по обочинам. Благо дорога достаточно широкая и место для маневра есть. Один раз я конкретно сел на мосты, правда, лебедку разматывать не пришлось, выехал в раскачку. 45 км до Сев. Коспашного шли 4,5 часа. За мной Ниссан с Сюрфом крутятся, как ужи, выбирают траекторию, штурмана постоянно в работе.

Нужно сказать, что наши штурмана отработали в этой поездке на отлично. Несмотря на то, что у Кати и Марины не было опыта работы с лебедкой, они под руководством Натальи освоились очень быстро. У них было главное, каким бы сложным препятствие не было, как бы страшно им не было, они просто работали, они искали и находили решение… А еще они нас вкусно кормили… ;)

От Коспашного начинается мощеная дорога, за Шахтами – асфальт. Пару раз остановились у магазинов, надо было подкупить хлеба, молочных продуктов, овощей. Выбор бедный, но все что необходимо купили. Заправились на Лукойле соляркой Евро-4. Расход на категорийном участке 22,5 литра на сотню.

Дорога до Березников асфальт, местами разбитый, ремонты, ограничения скорости до 20 км, естественно, под знаком гаишная засада. Березники проходим по объездной. Дальше тоже асфальт, две полосы, разметка, трафик средний. Спуски/подъему, повороты – обгонять тяжело. Часто метров за сто до перекрестка стоит знак ограничения скорости - 60 или 70 км/час, приходится притормаживать. Ближе к Перми машин становится больше. Начиная с подъездов к мосту через Камское водохранилище и заканчивая выходом с объездной – сплошной поток. Объездная почти вся – две полосы, и только в самом конце – четыре полосы. С объездной уходим на Юго-Камский.

Отъехали от города 25 км и начали искать место для ночевки. Нашли уютную полянку в хвойном лесу.

День 11 (20.08.09)

Первый раз за все поездку ночью и утром тепло, палатки практически сухие. Стартуем без нескольких минут девять. До Крылово дорога хорошая, асфальт, разметка, но много поворотов, спусков/подъемов. Много и ограничений скорости, но они все достаточно разумные.

Уходим на Барду, дорога стала похуже, но разметка есть, машин стало меньше. Сворачиваем на Уинское, разметка пропала, но асфальт есть.

От Уинского берем курс на Нижний Сып. Асфальт кончается, начинается грунтовка. До Ниж. Сыпа вполне приличная, но нам нужно дальше на Межовку. По карте дорога идет через весь Сып и дальше вдоль реки. Еще при подготовке смотрел спутниковые снимки, дороги там нет, но есть дорога севернее по полям. Вот ее-то мы и искали. Местные отвечали как-то не внятно, твердили одно – Езжайте верхней дорогой. Мы трижды выезжали из деревни по разным дорогам, пока не нашли ту, которая нас привела в Межевку. Как и ожидалось это полевая дорога, с лужицами, с колеями, есть пара подъемов. После хорошего дождя здесь можно и порубиться. Мы же прошли легко. От Межовки до Красного Ясыла щебенка, дальше асфальт.

В районе Голдыревского выходим на трассу 1Р242. В планах было посещение Кунгурской ледяной пещеры, Но сегодня уже не успеваем, да и от графика отстаем, поэтому уходим направо, на Екатеринбург. Трасса не плохая, но две полосы и только на некоторых подъемах есть дополнительная полоса для обгона. Что понравилось, в таких местах стоит знак запрещающий движение грузовиков по второй полосе. В районе Ачита уходим с трассы на Красноуфимск. До Старого Арти асфальт, на выезде началась разбитая щебенка. Широкая, но давно не грейдированная дорога, пыль. Трафик небольшой, но есть, встречные в пыли могут представлять опасность, поэтому головная машина предупреждает о встречных по рации. Такая дорога до Нязепетровска, а это больше 70 км. Проходим Нязепетровск (Нязя это речка, на которой стоит город) и начинаем искать место для ночевки. Находим поляну в хвойном лесу недалеко от берега Нязепетровского водохранилища. Везет нам последние дни со стоянками. Отстаем от графика примерно на сто километров, завтра будем нагонять.

День 12 (21.08.09)

За последние дни стало нормой, выезжать раньше намеченного срока. Вот и сегодня стартуем без пятнадцати девять, небольшой туман, 12 градусов. Сегодня весь день колонну ведет Дима, я замыкаю. Всю поездку я учил ребят хитростям движения в колонне, пришло время проверить, чему научились.

Сразу за мостиком через водохранилище дорога пошла вверх, и только поднялись метров на сто, стали запотевать стекла. Включаю на полную обдув стекол, кондиционер – ничего не помогает, через лобовое стекло уже ничего не вижу. Что за черт, почему обдув не помогает!? И тут замечаю, что запотели и наружные зеркала, значит, и стекла запотевают снаружи, а не изнутри, как обычно. Включаю дворники – все становится видно. Еще один урок Урала – стояли внизу, где холоднее, на холодных машинах поднялись вверх, где теплее, и влага из воздуха конденсируется на холодной машине снаружи.

Доехали до Касли, свернули с объездной в город, посмотрели центр, нашли музей каслинского литья. Купили экскурсию, с интересом послушали, посмотрели экспонаты. Музей небольшой, буквально один зал, но интересно. Купили сувениры.

Возвращаемся на объездную, доезжаем до Трассы M-36 (Челябинск- Екатеринбург), проезжаем по ней около километра и уходим на Багаряк. От Нязепетровска асфальт, разметка, единственное плохое место на выезде из Верх. Уфалея метров триста безобразной бетонки с торчащей арматурой.

До Багаряка асфальт, машин мало, проходим его, и начинается щебенка, после границы Челябинской и Свердловской областей немного асфальта и снова щебенка. От Багаряка следующая точка по роуту была уже на трассе 1Р354 в районе Гравийного, т.е. планировалось двигаться по деревням вдоль реки Синара. Дима со своим штурманом что-то намудрили с навигацией и в районе Окулово ушли на север, по более хорошей дороге. Не стал поправлять, посмотрим, как выкрутится из ситуации. Дима выкрутился, правда, нам пришлось 6 километров ехать по разбитой грунтовке с колеями и грязью, но это было даже в кайф, асфальт уже надоел. Несмотря на небольшие ошибки, считаю, что Дима готов к руководству группой на маршрутах до IV категории сложности.

Вышли на трассу Тюмень – Курган. Асфальт, но плохой. Колея в асфальте, волны, узко. Трафик большой, много фур. Пожалуй, это был самый тяжелый асфальтовый участок за всю поездку.

В Кургане ремонт моста, перед ним пробка. Свободна одна полоса и пропускают по очереди большими пачками. Вот такую пачку фур выпустили перед нами, навстречу тоже сплошной поток машин. С большим трудом обогнали одну фуру, вторую, потом плюнули и расслабились – ехали со скоростью потока. Километров через семьдесят все само собой рассосалось. Асфальт неплохой, дорогу ремонтируют, расширяют, делают обочины. После Макушино машин стало мало, остались только казахские фуры, которые шли в Казахстан.

У Петухова сворачиваем на север, до Медвежьего - асфальт. Озеро видно с дороги, но берега голые. Проезжаем через сам поселок, съездов к озеру нет, все застроено. Объехали озеро с севера, картина та же. В одном месте стоят палатки, но деревьев нет, куча мусора. От Ильинского едем по перешейку, там виден лес. Подъехали, лес окопан, на дороге шлагбаум, проехали вдоль канавы в сторону берега, переехали канаву (джиперы мы или кто?), едем вдоль берега. Кругом кочкарник, берег покрыт коркой соли. Вышли посовещаться – набросились тучи комаров. Решили, что у озера, конечно, классно ночевать, но мы поищем место в лесу. Вернулись на трассу, отъехали несколько километров, свернули в лес. Нашли хорошую полянку в березняке, комаров почти нет.

Поставили лагерь, обсудили планы на завтра. Вадим решил попробовать за завтрашний день добраться до Новосибирска – работа зовет. Поэтому он стартует пораньше, а мы с Димой поедем в обычном режиме – не спеша.

День 13 (22.08.09)

Встаем попозже, не спеша собираемся и выезжаем только в половину одиннадцатого. По дороге берем виртуальный тайник "Дроновка – расформированная деревня [VI/1999]". Дорога от Петухова до Бердюжьего хорошая, особенно когда вышли на М51 (Макушино-Бердюжье), после Бердюжьего километров 30 разбитого асфальта, Остальные километров 50 до Ишима свежий хороший асфальт.

Вышли, на уже знакомую трассу до Омска, все как обычно, машин много, гаишники не дремлют. Неожиданно много машин было от Тюкалинска до Омска, просто сплошной поток и туда и обратно, обгонять очень трудно. В районе Ольгино попали под проливной дождь такой силы, что дворники не справлялись с потоком воды. Но дождь быстро кончился. Около шести часов вечера были в Омске, попрощались с экипажем Димы, они решили ехать сегодня до упора, в результате ночью они были в Новосибирске. Вадим то же добрался до дома успешно.

4. Выводы и рекомендации
  1. Маршрут соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам в качестве похода IV категории сложности.
  2. Нитью маршрута охвачена большая территория юга Западной Сибири, Среднего и Северного Урала. Маршрут проходил по лесостепи  Омской области, Тюменской, Курганской и Свердловской областям, Пермскому краю.
  3. Маршрут живописен, природные виды разнообразны.
  4. При подготовке и прохождении маршрута повышенное внимание уделить клещевой опасности.
  5. Из-за наличия большого количества участков дорог с жестким неровным покрытием, необходимо периодически (лучше ежедневно) проверять и протягивать резьбовые соединения и проверять крепеж груза на багажниках.
  6. Участок р. Большая Лямпа – Золотанка соответствует V категории сложности и проходим только группой автомобилей подготовленных для трофи.

Для более детального изучения туристских возможностей порекомендую больше времени отводить на осмотр достопримечательностей по маршруту. Например:

  • Ледяная пещера в Кунгуре
  • Музеи Нижнего Тагила
  • Невьянская наклонная башня
  • Карпинский краеведческий музей
  • Североуральский краеведческий музей
5. Список используемой литературы
  1. Омская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2006 г
  2. Тюменская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2005 г.
  3. Свердловская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2002 г.
  4. Пермская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2004 г.
  5. Атлас автомобильных дорог России, Урал, Астрель, 2007 г.
  6. Автомобильный атлас «Пермь. Пермский край», периодическое справочно-информационное издание, выпуск 2, 2007г.
  7. Свердловская область, серия автодорожные атласы России, ФГУП «Уралаэрогеодезия», 2005 г.
  8. Омская область, серия Автодорожные атласы России, ФГУП «Омская картографическая фабрика» 2005 г.
  9. Тюменская область, Ханты-Мансийский-Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа,  серия Автодорожные атласы России, ФГУП «ПО Инженергеодезия», 2005 г.
  10. Челябинская область, серия Автодорожные атласы России, ФГУП «Уралаэрогеодезия» 2005 г.

В отчете использованы фотографии и видео участников похода.

Приложения

Видео приложение к техническому отчету

Треки и точки по маршруту

Руководитель Гехт Е.Н. 08.10.2009


Оригинал отчета можно найти по ссылке.

Copyright © e-geht 2009