Рубцовск - ворота в Азию.

Так уж вышло, что нам - мне и Bagum'у - случилась необходимость доставить своих сыновей к нашим бабушкам. Мне в Рубцовск, а Bagum'у в Семипалатинск, по месту проживания наших родителей.

Задумались мы об этом еще в апреле месяце и тогда же стали планировать поездку.


После принятия решения о поездке проконсультировались о возможности посетить сопредельный Казахстан и необходимых приготовлениях в соответствующей конференции "Отдых и Путешествия" на http://www.auto.ru/и на сервере http://www.avtotalk.ru/.

Выяснилось, что единственным серьезным препятствием может служить только отсутствие российского паспорта нового образца, так что я взялся за его получение. Bagum получил его заранее.

*Bagum: На самом деле, на форумах описывали разные перспективы. От полной безнадеги (лучше ехать на поезде), до полной безпроблемности.

Но к 31 мая все приготовления закончились, паспорт получен, машина заправлена, провиант положен, дети посажены, итак ...

*Bagum: .. заменены передние стойки, ремень ГРМ с роликом, масло в АКПП

Краткое отступление:
Машина: Toyota Corona Premio 1997 года, японец, движка 1,6 4A-FE
Экипаж: Bagum - водитель, я - штурман (и запасной водитель).
Пассажиры: сын Bagum'а - Егор 5-ти лет, мой сын - Данил 4-х лет, жена моего брата Лариса - разводящая молодежи :)

31.05.02

4.40 утра, на спидометре 0 км - старт из Новосибирска (Северо-Чемской ж/м)

Предварительно посовещавшись, решили выехать пораньше, надеясь на свободную трассу. Надо сказать, что наши надежды оправдались.
Несмотря на раннее время, уже достаточно светло. За рулем Bagum, свою машину чуствует хорошо, скорость соответствующая. Затулинка, ОбьГЭС, Шлюзы, Бердск.

За Бердском зафиксировано время 5.15 утра. 35 минут на то, чтобы выбраться на трассу - приличный результат.
Дальше Bagum'а ничто не сдерживает ... и полетели :)

*Bagum: Неправда ваша! Меня сдерживали обещания мамашам наших мелких пассажиров, которым я клятвенно пообещал не гнать. Что я успешно и делал. До Барнаула :)

5.50 утра - Черепаново

6.04 утра - граница с Алтайским краем

Дорога до Барнаула сносная, недаром М52, с учетом раннего времени довольно пустая. Встречных мало, попутных еще меньше. Так обсуждавшийся обгон на машине с правым рулем выглядит так:
догоняем попутную, метров за 50 - 70 до нее следует вопрос от водителя штурману "Как там ?"
если в ответ - "Пусто", увеличивается газ, попутка обходится и все. Позже Bagum приноровился обходиться и без подсказок.

*Bagum: Вообщем есть плюс от штурама. Но! Штурман должен знать на что способна машина. Часто возникали ситуации, когда мне говорили, что есть встречная, а там еще два раза обогнать можно было бы :)

7.00 утра - Барнаул

Надо сказать, что дети до этого момента практически не отвлекали нас от дороги и возню не устраивали. Данил даже умудрился поспать минут 40. Егор же всю дорогу до Барнаула с удовольствием смотрел в окно.

Кстати, проезд через Барнаул теперь проще, чем три года назад. Раньше приходилось долго плутать по улицам города, при этом попадая чуть ли не в центр. Сейчас все гораздо проще: при подъезде к городу стоят указатели на Рубцовск. Придерживаясь их попадаете на отличную дорогу (правда достаточно короткую) по две-три полосы в каждую сторону. Дорога эта ведет к недавно открытому мосту через Обь. Правда мост платный, но 5 (!) рублей за проезд легковой машины - небольшая плата за удобства ? После моста, следуя указателям, через многоуровневую развязку выезжаем в сторону местного телецентра (можно ориентироваться на телевышку) и поварачиваем направо. Через несколько километров, минуя телецентр, подъезжаем к развилке, на которой, следуя указателям поворачиваем налево - и город практически пройден.
На выезде в сторону Рубцовска остановились в придорожной кафешке немного перекусить.

*Bagum: Со стороны Новосибирска, развязки еще не доделаны, поэтому есть участки, где дороги нет вообще. Старую сломали, новую еще не доделали. Стоит отдельно отметить про мобильные телефоны. Прокололся я с ним. Как только начали подъезжать к Барнаулу, мой телефон поймал сеть. Ну думаю, остановимся, позвоню. Но когда мы остановились (только только выехав из города), сеть потерялась. Возвращаться и искать где же она появится снова, было лениво. Т.е. в сторону Рубцовска сеть теряется еще до выезда из Барнаула. Мы стояли сразу за постом ГИБДД и там уже ни МТС, ни Билайн не было.

7.30 утра - двинулись из Барнаула по дороге А349.

Дорога от Барнаула до Рубцовска практически ничем не запомнилась. Минимальное количество машин позволяло доводить скорость местами до 150 км/ч. Мне, как ранее проходившему эту трассу, нужно было только самую малось предупреждать о поворотах. Остальное делал Bagum, категорически решивший вести машину до самого конца.
Надо сказать, что сидеть рядом с водителем и ничего не делать очень утомительно. Bagum с этим согласился на обратном пути :) Ранний подъем и ничегонеделание клонит в сон со страшной силой :) Вот всю дорогу со сном и боролся.
Детям последнюю часть пути видно стало скучно, поэтому они принялись буянить и хулиганить. Спасала только Лариса на заднем сиденье и постоянные обещания, что сейчас приедем.

*Bagum: Дорога от Барнаула до Алейска не очень. А вот после Алейска, километров сто, очень даже можно. Вот там вот и ехали 150, потому что машинка сама ехала, не тормозить же ее :)

10.20 - Рубцовск.

Вся дорога, за исключением перекура в Барнауле заняла чуть больше 5-ти часов. Причинами такого скоростного передвижения очевидно явились: ранний подъем, пустые (достаточно) дороги и мастерство Bagum'а, так как я сам на ВАЗ-2106 никогда быстрее 8-ми часов не доезжал.
В общем мои родители были застигнуты врасплох. Нас не ждали так рано, хотя в общем-то я сам и виноват - ориентировал их на три часа дня, а прилетели пол-одиннадцатого.

*Bagum: Хотя по моим прикидкам получалось, что в Рубцовск мы должны приехать где то в районе 12. 
Мастерство, мастерство ... Что там делать, рулить-то... наливай да пей :)

Первая часть пути закончена. Мой сын оставлен дома, дальше проще. Впереди только непонятная граница с Казахстаном ...

13.00 - выехали в сторону Семипалатинска.

До этого, правда, пришлось устыдиться собственного знания родного города. Попытка выехать из города увенчалась успехом только через полчаса. Я РЕАЛЬНО не знал, как выехать из города в сторону Семипалатинска!
Сильно разросшийся по окраинам за счет коттеджей город, мое долгое в нем отсутствие и полное отсутствие указателей сделали свое дело.

*Bagum: Вот тут-то мне была предоставлена куча шансов поерничать над Димкой :))))

13.30 - полчаса отвратительной дороги и в чистом поле показалась ТАМОЖНЯ.

Тут, наверное, стоит рассказать поподробнее.
Вообще-то между Казахстаном и Россией установлена система безвизового въезда (вроде так называется), однако кое-какие особенности есть.
Во-первых, как я уже говорил, таможне и пограничникам нужен российский паспорт нового образца, хотя по идее должно хватить и старого советского паспорта, но с российским вкладышем. Не знаю - не проверяли.
Во-вторых, если везутся дети одним из родителей, то второму нужно разрешение от отсутствующего родителя, что он не возражает, чтобы ребенок пересек границу.
В-третьих, если ребенка везет не родитель (например, бабушка) то ей нужна доверенность от родителей на право перевозки ребенка.

Ну, бумагами Bagum запасся заранее. А процедура переезда через границу была такая:
подъехали к первому посту - вроде как российская таможня, Bagum сходил в какую-то будочку, что-то там оформил, работник заглянул в багажник, проехали;
подъехали ко второй будочке - погранцы (?), отдали паспорта, нас вроде бы куда-то записали, опять проверили багажник подняли шлагбаум, проехали;
подъехали ко второму посту - это уже казахская таможня, мы сидим в машине, курим, Bagum опять пошел куда-то заполнять декларации и бумаги. Здесь его не было достаточно долго - минут 30. Вернулся вместе с каким-то парнем, как позже выяснилось - в некотором роде программист, обслуживает компьютеры на таможенных постах. Добросили его до Семипалатинска. Опять посмотрели в багажник и открыли шлагбаум.
В общей сложности на таможнях (и границе) провели что-то около часа. По-настоящему никто нас не досматривал, собаки машину не обнюхивали, проверили соответствие документов и дали добро. Просто бюрократическая машина, видно, неповоротливая, вот и долго.

*Bagum: Добавить можно следующее. Российская таможня записывает только данные машины и водителя. Все остальные ей поровну. Пограничникам нужны правильные документы на всех переходящих границу. Казахская же таможня, требует заполнить декларации на каждого взрослого и бумагу на временный ввоз авто. За последнее берут 140 рублей. А в декларации нужно заполнить кучу ненужной информации. Типа - куда, откуда, кто, зачем, оружие, наркотики, драгоценности, дети .... И так на каждого человека. Хорошо что нас было только двое :)
С местным программистом отдельная история. Заполняю бумаги, а меня спрашивают - сколько вас? Я - двое. Пассажира возьмете до Семипалатинска? Думаю, сказать нет, начнут придираться. Согласился. Когда вышли, спрашиваю, мол какими судьбами здесь оказался. Говорит программист. Утром привезли. Он решил проблему, а они ему - машин нет, жди попутку. Ну а так как у меня сразу проснулся профессиональный интерес, я начал узнавать в чем проблема то у них. Оказалось вообще смех. У них был сбой по питанию и комп при загрузке выдал - CMOS checksum error. Press F1 to continue. Вот эту F1 он по приезду нажал и был свободен :) Сказал - хорошо, что еще не на границу с Китаем вызвали :)))

Далее от таможни до Семипалатинска дорога идет средней паршивости, получше начинается только в ленточном бору (это местная доистопримечательность). До бора идет практически голая степь, немного разбавленная деревеньками. В бору вид приятнее, только на некотором расстоянии после прошедшего урагана повалены деревья и бурелом по обоим сторонам дороги.
Хоть и старались ехать быстрее, но видно усталость давала себя знать и в целом показалось, что ехали долго.

15.30 - Семипалатинск

Итого пройдено около 700 км за 6 часов 40 минут (без учета остановок). Средняя скорость получается больше 100 км/ч (ну местами гнали действительно прилично). Сколько бензина потратили - не знаю :)

*Bagum: Бензина ушло чуть больше 50 литров. 
А вот здесь я уложился в график. Маме звонил и говорил, что приедем с 15 до 16, в зависимости от того, насколько долго нас будут держать на таможне.
Опять хочу про мобильники вспомнить. Как только въехали в Семипалатинск, то сразу появилась сеть. Поймали K'CELL. В Семипалатинске два оператора GSM. Оба имеют роуминг с MTS. Удовольствие не дешевое, но все равно, как то себя ближе к цивилизации ощущаешь :)

Встретили нас. Сдали второго внука второй бабушке. Немного выпили ;) Поставили машину на стоянку под окно, немного прогулялись и спать.

01.06.02

Покатались по городу. Город, на мой взгляд, немного бестолковый. По размерам - небольшой. Новых строений немного, основная новостройка - подвесной мост через Иртыш. Строили его японцы и на японские деньги. Сразу видно, что японцы, так как все развязочки вокруг, все газончики, всё по линеечке, все блестит и сверкает. Однако, как только кончается развязка, сразу и без предупреждения начинается конкретное российское (пардон, казахское) бездорожье. В общем во всем проглядывается запустение и безденежье. Обычное дело для глубинки, где жизнь развивалась, только пока ее поддерживало государство.
Заехали на площадь, где по поводу Дня защиты детей шло празднование. Много детей, фонтаны, шарики и прочее. Здоровое белое здание - театр Абая (похоже, это единственный национальный герой). Кстати везде виден национальный уклон. Мое личное общее впечатление от города - грустновато :(

*Bagum: Хочу защитить немного Семипалатинск. Города ты всего не видел, поэтому так сразу судить не стоит. Да, не Новосибирск и не Барнаул. Новые строения находятся в основном на левом берегу, на который мы только частично заехали и то в самом запущенном месте.

Часов в 12 дня двинулись в обратную сторону. Bagum вывел машину из города и уступил руль мне. Обратно все проще и быстрее. Даже через границу и таможню проезжали как-то веселее. Гонять на чужой машине неосвоившись я не стал, но скорость 110 - 120 км/ч держал.

Часа за два (вместе с таможней) добрались до Рубцовска. Машину на стоянку, сами дегустировать местные напитки (например пиво "Волчихинское" :) есть и спать. Завтра - в обратный путь.

*Bagum: Таможня на обратном пути проходится легко. Казахская забирает бумагу, что машина выехала (декларации остаются на руках), делает досмотр. Потом пограничники. Те, зачем то внесли наши паспортные данные в компьютер. Ну и наши таможенники отметили, что мы въехали в Россию.

02.06.02

В 4.30 утра - подъем, завтрак, и в машину. За руль сел я, поехали. Моросит дождь, окна моментально потеют, спасает только кондиционер. Дорога понятна и не разнообразна, спасает музыка и разговоры. Попутных и встречных машин до Барнаула мало. Пользуясь спокойным режимом езды делаем несколько фотографий.

Общие выводы: прошли те времена, когда надо было везти с собой запас бензина, еды на неделю, спальники и прочее :) Теперь можно ездить налегке (во всяком случае если по обитаемым территориям), так как заправок, кафешек, СТО и прочих прелестей цивилизации на каждом десятке километров полным-полно. В материальном выражении передвигаться на автомобиле выгодно при полной или почти полной загрузке автомобиля. В моральном выражении - ИМХО лучше передвигаться на машине и чуствовать себя свободным. Японские автомобили вполне подходят для передвижения по российским дорогам, кроме того делая это передвижение более комфортным.

Справочная информация с сайта АвтоТрансИнфо

RUS Новосибирск ХХтрасса 0км 0ч0м
RUS Новоалтайск М52 221км 3ч10м
RUS Барнаул М52 235км 3ч23м
RUS Рубцовск А349 532км 7ч38м
государственная граница + 1ч
KZ Семипалатинск А349 682км 12ч24м