К Белухе с юга. Технический отчет.

 

Даты поездки: 7-15 июня 2008 г.

Автомобили:

1. Хюндай Акцент, 1995 г.в., экипаж 2 чел.

2. Судзуки Эскудо, 1996 г.в., экипаж 2 чел.


Маршрут: Новосибирск – Барнаул - Алейск – Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Староалейское – Михайловка – Шемонаиха – Усть-Каменогорск – Горная Ульбинка – Серебрянск – Зыряновск – Катон-Карагай – Урыль – Берель – Язевка – Язевое озеро – Язевка – Рахмановские ключи – Берель - Урыль – Катон-Карагай – Зыряновск – Голубой Залив – Горная Ульбинка – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – Новосибирск.

Общая протяженность маршрута 2600 км.

 

Район путешествия – Алтай в пределах Восточного Казахстана. Общую информацию о регионе можно почерпнуть здесь: http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/eastern_kazakhstan.shtml
Подготовка к путешествию:
Поскольку Казахстан – отдельное государство, а район Белухи является пограничной территорией, для иностранцев обязательно наличие пропусков. Конечно, можно на свой страх и риск поехать без соответствующего документа, тем более, что погранпост в Урыле не работает, но в целях полной безопасности рекомендуем все-таки получить пропуск, тем более, что это нетрудно.
С картами Казахстана туго, в том числе в самом Казахстане. Мною были распечатаны генштабовские карты – 5 и 2 километровки с сайта http://maps.poehali.org. В Усть-Каменогорске купили только карту города со схемой области, очень приблизительной.
Про наклейку RUS я, честно говоря, забыл. Но лучше всё-таки её купить, не каждый раз везет при встрече с дорожной полицией.
Бензин 92-93 в Казахстане на июнь 2008 г. стоил в пересчете на рубли примерно 19-50.
При общении с дорожной полицией (Жол полициясы) следует помнить, что правилами определено, что превышение скорости более чем на 20 кмч означает возможное лишение прав. Внешне сотрудники и автомобили дорожной полиции выглядят как и наши, ошибиться трудно.
Алгоритмы получения пропусков и прочих разрешительных документов для поездки в район Белухи в Казахстан:
1. Не менее чем за 10 дней (а лучше раньше) до поездки необходимо позвонить в миграционную полицию ДВД Восточно-Казахстанской области по тел. +7-7232-23-43-48, 23-42-46, 23-42-92. Нам пропуска оформляла Гульмира. По факсу или мейлом отправляются заявление на получение пропуска и копии паспортов заявителей включая страницу прописки. По прибытию в Усть-Каменогорск заявление получается бесплатно по адресу Ворошилова,1. Никаких проволочек не было.
2. На границе в Михайловке с российской стороны порядок прохождения следующий: по разрешению инспектора въезжаете на территорию поста, выходите из автомобиля, подаете инспектору права и техпаспорт, получаете пропуск на въезд-выезд. Затем проезжаете вперед к таможне, входите и от имени водителя заполняете декларацию. В декларации не нужно указывать все багажные места, достаточно указать, что он есть. Подаете декларацию, паспорт водителя, документы на автомобиль (в том числе генеральную доверенность, если есть), пропуск. Таможенник заносит сведения в компьютер и отдает паспорт с документами, пропуск, декларацию оставляет себе. Выходите, предоставляете автомобиль на досмотр, который, как правило, заключается в осмотре багажника, бардачка и заглядывании под сиденья. Далее проезжаете вперед к домику пограничников. Туда по очереди заходят с паспортами все, в том числе пассажиры. Водитель с паспортом подает пропуск. Затем подъезжаете к посту выезда, где пограничник проводит еще один осмотр автомобиля, забирает пропуск и вы едете к казахской таможне 2 км.
3. На границе с казахской стороны подъезжаете так же к первым воротам, въезжаете внутрь, получаете у инспектора на въезде пропуск по тому же сценарию. Оставляете автомобиль и вместе с пассажирами входите в здание. Берете бланк миграционной карты и заполняете. В графе «принимающая сторона» можно написать просто «Усть-Каменогорск». Отдаете пограничнику паспорт и заполненную миграционную карту, а также пропуск, смотрите в камеру. Не забудьте, что миграционная карта действительна только 5 дней, после чего её ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо продлевать в местных отделениях полиции. После пограничника пассажиры идут через помещение на выход, водитель направо к таможеннику, показывает документы на автомобиль, заполняет обязательство на вывоз автомобиля из Казахстана. В обязательство ставится отметка, документ отдается водителю. Водитель идет к автомобилю и проезжает на досмотр. В отличие от российской таможни, досмотр проводится один раз. Сценарий примерно тот же. Далее проезжаете к выезду, отдаете пропуск инспектору – проезд свободен, вы в Казахстане. Не забудьте тут же, в кафе, купить страховку ОСАГО, цена около 200 руб. Деньги можно не менять, если заправились в России, бензина хватит до Усть-Каменогорска, где обменников больше и курс может быть выгоднее. На июнь 2008 г. он составлял примерно 5,1 теньге за 1 руб.
4. Миграционную карту лучше всего продлевать в полиции Катон-Карагая. В заявлении целью приезда пишите «туризм», место проживания мы написали как есть, Язевое озеро. Миграционка продлевается в течение нескольких минут.
5. Для посещения Катон-Карагайского природного парка необходимо получение пропуска в управлении парка по адресу: Катон-Карагай, ул. О.Бокеева,115, тел. +7-72342-2-13-45, 2-17-96. Пропуск получается легко и быстро, стоил на июнь 2008 г. около 50 руб. за день пребывания с человека. Пропуск проверяется инспекторами в Язевке и на Язевом озере.
6. На выезде из Казахстана алгоритм прохода такой же, как на въезде, за исключением того, что вы отдаете таможеннику обязательство о вывозе автомобиля, а пограничнику – миграционную карту.

День первый, 7 июня. Новосибирск – Алейск, 350 км. Федеральные трассы М52 и А349 во вполне удовлетворительном состоянии. Через Барнаул лучше проезжать по новому мосту, потому что таким образом город практически минуется. По указателям держим направление на Рубцовск. Ночевка у моих родителей.

День второй, 8 июня, Алейск – Усть-Каменогорск, 500 км. Ехали с 10.00 до 18.00, с таможней и остановками в Усть-Каменогорске. С трассы А349 сворачиваем в районе Поспелихи по указателю Курья-Змеиногорск. Дорога Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Староалейское – Третьяково в хорошем состоянии. От Третьяково до Михайловки всего 5-7 км. ровной щебенки. Курью проходим по объездной, берем направление Змеиногорск, в последнем ищем указатели на Староалейское, в Староалейском появляется указатель на Шемонаиху.
Время прохождения таможни непредсказуемо. В сторону Казахстана мы прошли обе таможни за полтора часа, обратно – более шести. Причем оба раза мы подъехали примерно в одно и то же время, в 2-3 часа дня по-новосибирски. Время в Казахстане отличается на 1 час в меньшую сторону, т.е. 2 часа от московского.
В Казахстане очень аккуратные водители, что в городах, что на трассах.
До Шемонаихи дорога вполне приличная по казахским меркам, без неровностей и разбитых мест, потому что заасфальтирована несколько лет назад. В Шемонаихе выезжаем к аварийному мосту через Убу, по которому движение осуществляется с помощью светофора только в одну сторону по очереди, примерно как на Айском мосту или в Бирюзовой Катуни. После моста пост, с которого поворачиваем налево. Далее до Усть-Каменогорска по дороге несколько поворотов, ехать по указателям. Дорога по нашим меркам плохая, с неровностями и разбитыми участками. По казахским – вполне хорошая, дальше будет хуже. В Усть-Каменогорск въезжаем со стороны аэропорта, едем прямо не своричивая, вначале по ул.Бажова, затем проспекту Независимости (бывший Ленина). После площади Ушанова перед мостом через Ульбу поворачиваем мимо дворца спорта налево на проспект Абая. Через пару кварталов заезжаем в миграционную полицию на ул.Ворошилова,1. Меняем деньги, затем продолжаем движение по пр. Абая. По пути можно заехать на рынок «Дина» (будет дальше по проспекту Абая, по левую руку) и купить фруктов и овощей.
По проспекту Абая движемся не сворачивая, выезжаем из города вдоль железной дороги. Проезжаем пос. Каменный карьер, после него слева будет Конный двор. Сразу после него сворачиваем налево и едем к узкому подвесному мосту через Малую Ульбу, еще более узкому, чем Айский. Большой джип вряд ли пройдет по ширине.
После моста сворачиваем направо и едем через деревню Новоульбинка. Дорога плоховатая, каменная, но вполне проезжая для седана. Общая протяженность до места стоянки 3-4 км. После первой части деревни проезжаем небольшой подъемчик с прижимом, на развилке вверху сворачиваем резко направо вниз, затем вдоль реки проезжаем вторую часть деревни, выезжаем на небольшое плато вверх, спускаемся резко вниз (обратно будет тяжеловато, но подняться можно на любой машине, в том числе переднеприводной), переезжаем ручеек, сворачиваем направо – и мы на прекрасной поляне для стоянки. От города всего 15-20 км., а ощущение как далеко в горах Алтая.

День третий, 9 июня. Ульбинка – Большенарымское. 270 км. Ехали с 17.00 до 23.00. От Ульбинки до Катон-Карагая очень мало мест для палаточной стоянки! Выезжаем обратно к Конному двору, сворачиваем налево. Дорога – сильный серпантин, к тому же не очень ровная, с разбитыми участками. Через 30 км. она соединяется с новой трассой от Усть-Каменогорска на Катон-Карагай. Серпантин продолжается дальше, до Серебрянска и немного за него, всего около 60-70 км. Направление нужно держать на Зыряновск. На трассах АЗС очень мало, как у нас примерно лет 15 назад.
После Серебрянка дорога становится менее извилистой, выходит из леса, затем подходит к Бухтарме. Вдоль дороги свертки в сторону водохранилища, к базам и местам отдыха. Качество дороги не улучшается, ровные участки асфальта часто перемежаются с полностью разбитыми, разогнаться быстрее 80-90 не удается.
После Тургусуна дорога переходит по мосту Бухтарму. Вокруг Зыряновска есть объездная дорога, по указателям едем в сторону Большенарымского. Качество дороги остается прежним. У Большенарымского видно вновь водохранилище, но подъезжать к нему мы не стали, район вокруг него там заболоченный. Встали в жутковатом месте на речке Нарым между Большенарымским и Малонарымским.

День четвертый, 10 июня. Большенарымское – Катон-Карагай – Язевое озеро. 200 км. Ехали с 10.00 до 18.00, с заездом в Катон-Карагай и 2,5 часами подъема от Язевки до озера.
Дорога от Большенарымского до Катон-Карагая и дальше почти до Урыля – самый лучший участок из встреченных в Казахстане. Дорога асфальтированная, ровная, почти без кочек, прямая, идет по межгорной котловине.
В Катон-Карагае продлили миграционки, получили пропуск в природный парк, приобрели немного продуктов, пополнили запасы воды в источнике, заправились под край. Дальше АЗС я видел только в Урыле.
Перед Урылем асфальт кончается. В Урыле есть погранпост, неработающий. Далее щебенка, уходящая в лес. Перед Берелью сворачиваем через мост налево в деревню, проезжаем её насквозь по главной и едем дальше, в сторону Рахмановских Ключей. Первый мост пропускаем, далее на развилке прямо дорога идет на Рахмановские ключи, налево – в Язевку (теперь называется как-то по-казахски, о чем есть табличка) и далее на Язевое озеро. В Язевке останавливаемся у первого дома слева, там живет молодой инспектор, который должен проверить пропуска и открыть шлагбаум в конце деревни. Он же может организовать заброску к Белухе на лошадях.
Дальше полевая дорога с постоянным подъемом вверх, примерно как в сторону Кату-Ярыка после Балыктуюля на нашем Алтае. В дождь местами могут быть проблемы. Через 8-9 км. дорога подходит к самому сложному участку – каскаду водопадов. Уклон большой, много камней, для переднеприводного седана самостоятельный подъем проблематичен. Тропа к каскаду ведет от таблички, стоящей у дороги. Шум слышен с дороги, каскад совсем рядом, метрах в трехстах. До озера остается 7 км. каменистой дороги.

День пятый, 11 июня. Пробег минимальный. Съездили обратно к водопадам и вперед до границы с Россией. Граница проходит в районе старой лесопилки, в 5 км. от базы. Обозначена только ржавыми табличками «Катунский заповедник» Дальше не поехали, но дорога для джипа есть вполне проезжая и дальше. Координаты начальника смены инспекторов базы Язевое озеро: Толеубек Елеукенов, с.Урыль, ул.Кирова,75-2, т. +7-72342-63-3-30. Обращайтесь, поможет.
Коней для похода к Белухе (Нижний лагерь, около 30 км. от Язевого озера) можно через него, либо через инспектора в Язевке, либо самостоятельно добраться до зимовья Серсембай (12 км. от Язевого озера в сторону Белухи, проезжих на джипах) и нанять коней там. В начале июня хозяин зимовья туда еще не прикочевал.

День шестой, 12 июня, Язевое озеро – Язевка – Рахмановские ключи – Берель – Катон-Карагай – Зыряновск – Голубой залив. 450 км. Ехали с 11.00 до двух часов ночи, с нахождением на Рахманах около 2 часов. Дорога на Рахмановские ключи от развилки первые 7 км. вполне нормальная щебенка, затем 10 км. очень тяжелого подъема, местами с трудом проходимого для седана по причине булыжников и сильных неровностей, совпадающих с крутыми подъемами. Дальше 5 км. нормального спуска.
Указатель на Голубой Залив стоит на дороге в районе пос. Селезневка, после поворота на Новую Бухтарму. Около 8 км. пыльной дороги. Где там можно остановиться, там и не разобрались, ночевали в машинах.

День седьмой, 13 июня. Голубой-Залив – Ульбинка. 80 км. Дорога обратно на первую стоянку. Заняла около 2 часов.

День восьмой, 14 июня, плавно переходящий в девятый, 15 июня. Ульбинка – Новосибирск. 850 км., ехали с 10.00 до 6.00 утра следующего дня. Останавливались в Усть-Каменогорске примерно на 3 часа, стояли на таможнях более 6 часов. С российской выехали в 9.30 вечера. В Новосибирск прибыли в 6.00 утра 15 июня.

Общая Карта маршрута, подробные карты алтайской и казахстанской части маршрута.

Общая обзорная карта маршрута.
Общая обзорная карта маршрута.

Первая часть подробной карты.
Первая часть подробной карты.

Вторая часть подробной карты.
Первая часть подробной карты.

Третья, основная часть подробной карты.
Первая часть подробной карты.

Наряду с общей картой предоставлены карты с обозначением маршрута. Карты масштаба 1:500000, генштабовские.

 

Поездка с точки зрения второго участника.

Часть первая.
Свершилось, мы едем.
Еще пару лет назад мои полу-мечты - полу-желания насчет Казахстана как-то не приветствовались мужской половиной в основном по причине страшилок, на тему Казахских полицаев, но поскольку желание было обоюдным, оно постепенно превратилось в идею, со временем оказалось, что и доблестные Жол ПолицияСЫ не так страшны, во всяком случае, в Восточном Казахстане, и время можно найти подходящее, и информацию можно добыть, если сильно захотеть.
А лежащие на полке красочные альбомы по Восточному Казахстану стали вытаскиваться каждый вечер , листаться и читаться. Покоя не давали виды юга Белухи.
За год до этого команда друзей - сплавщиков стала планировать на лето 2008 сплав по реке Бухтарме, но из-за непоняток с пропусками в приграничную зону сплав перенесли на Оку Саянскую. Кроме того, в преддверии весенне-летних праздников опять по всему дому стали валяться карты, путеводители, Костя стал загадочно уединяться по углам и чего-то замышлять... Ближе к майским праздникам вопрос встал ребром - куда? Ведь уже столько объездили, а страсть к путешествиям не ослабевает, но вписаться по времени нужно было в неделю.
Это была первая попытка спланировать путешествие к югу Белухи. На палаточный вариант отдыха в мае, хоть и в Казахстане, но на высоте не отважились. С базами у Белухи не разгуляешься. Прозвонив варианты, в том числе Рахмановские ключи и посчитав бюджет, направление было выбрано несколько другое - Хакасия с Тувой, о чем на этом сайте уже есть повествование. Тем не менее, на июньские решили действовать по палаточному варианту и действовать решительно.
Главный вопрос - куда, был решен давно, к Белухе, и чем ближе, тем лучше. Маршрут выбрали через таможню в Михайловке-Шемонаихе, как наиболее демократичный пункт и беспроблемный в плане очередей.
Наметили маршрут:
Новосибирск- Алейск - Михайловка – Усть-Каменогорск – Зыряновск – Катон Карагай – далее Язовое озеро - если оставалось время то Рахмановские ключи – и обратно с возможной остановкой на Бухтарминском водохранилище . Даты: с 7 июня вечера до 14 июня, так чтобы успеть 15 июня привести в порядок себя и отдохнуть перед работой.
Оставалось решить вопрос - как?
Компания активистов набралась сразу: 2 машины (семьи) 4 человека. Причем мы собирались именно прорваться к Белухе. А вторая пара грезила Бухтармой, поскольку рыбаки, хотя у нас Хюндай Акцент переднеприводной, а у них – джип Судзуки Эскудо, который впоследствии показал себя молодцом, хотя и седан как всегда тьфу-тьфу не подвел. Но без Судзуки мы бы не справились, за что нашим друзьям огромное спасибо.
Программа максимум - добраться до Язевого озера, где по свидетельствам местных оставалось 12 км пешком до зимовья и далее 12 км до подножия на конях.
Коней можно было взять на зимовье. На туда-обратно, пеше- конную часть планировали три дня. Наши друзья готовы были остаться на Язевом отдыхать и рыбачить, дожидаясь нас, с условием, что на обратном пути заедем еще и на Бухтарму.
Женщины как обычно занимались провиантом, мужчины готовили машины и всевозможные документы и письма , которые могли бы помочь в дороге, поскольку в Казахстане официальные бумаги это 90% дела, что подтвердилось впоследствии. Уточню, что цели наши были познавательно - отдыхательная и деловая, если можно так сказать. Нас интересовали туристические возможности в районе Белухи, на что у нас имелся соответствующий документ от администрации.
Справочной информации в Новосибирске, такой, как путеводители и карты нужного масштаба по Казахстану сколько ни искали, не нашли, в Интернете тоже не густо, только основная, описательная. Поэтому мы, отчаявшись найти что либо в наших книжных магазинах и вдохновляемые только красочными альбомами и фантазией, активно искали и рылись на Казахских форумах путешествий, общались по аськам со специалистами из Усть-Каменоргорска, уточняли где какие цены , где лучше закупать продукты, постоянно следили за погодой, прозванивали Рахмановские ключи, уточняли скудную информацию по местам стоянок на Бухтарме и самым главным вопросом были пропуска в погранзону и заповедник, и регистрация.
Информация приходила самая противоречивая, в гос.органы в Усть-Каменогорске поначалу не рискнули звонить, поскольку зная, как «любят» давать информацию в Новосибирских паспортных столах и других гос.структурах по телефону, даже не подумали о том, что телефон миграционной службы можно узнать по справочной или в инете и прозвонив, все узнать по человечески. Узнавали окольными путями.
В результате информация пришла такого рода.
1. Заезжая в Казахстан, на границе получаем миграционные листы, в которых делается отметка о прибытии. В случае, если мы проводим на территории страны не более 5 суток выезжаем без проблем обратно. У нас получалось 6 суток. В этом случае мы должны были продлить пребывание и получить регистрацию по месту конечного пребывания.
Это сделать довольно просто, если бронируешь гостиницу, или просто с целью туризма в УВД ВКО в Усть-Каменогорске на ул. Пролетарской. Но мы ехали далеко и ничего не бронировали. Где ставить отметку и как?
2. Вопрос второй, на который нам ответили положительно, это то, что пропуска в приграничную зону нужны и на основе этих пропусков делается пропуск в заповедник. Но вот, за сколько дней, как и где, информация расходилась.
Где-то в инете я нарыла телефоны миграционной службы в Усть-Каменогорске.
Отвечали мне везде вежливо, но не сразу понимали чего хотим, отсылали с телефона на телефон, пока я не дозвонилась до миграционной службы ДВД ВКО что на улице Ворошилова 1, в г.Усть-Каменогорске . Трубку взяла веселая превеселая девушка, и подтвердила радостно, что пропуска делают. Срок изготовления был назван аж 10 дней !!!!! Благо я звонила дней за 14. В общем, переслав копии паспортов по мейл, договорились созвониться накануне поездки, и подтвердить приезд.
Одновременно, мы общались с путешественниками, из Усть-Каменогорска по аськам, которые подробно нас консультировали и специально выясняли вопросы погрантонкостей, оформления в заповеднике и т.д. за что им огромное спасибо. Кроме того, снабдили нас мобильными телефонами своими, предложив свою помощь в случае чего в Усть- Каменогорске.
Нас заверили, что пропуска в заповедник мы можем оформить в конторе у егерей в с.Катон-Карагай, которое и является началом приграничной зоны с Россией.
Накануне поездки я созвонилась с девушкой из миграционной службы, все было в порядке, нас ждали.
Попутно порылись в инете, посмотрели таможенные правила, чего можно вести , чего нельзя и сколько. Прикинули, что основную валюту менять будем в Усть-Каменогорске. Продукты решили закупить в Новосибирске кроме пива, зелени и фруктов. Карты склеили сами, распечатав из электронного варианты на А4 и склеив «простыню» размером 1 м на 1.5 м интересующего нас района. Масштаб получился не стандартный, в 1 см приблизительно 3.5 км. Километраж не был указан, да и дороги на карте несколько устарели.

Часть вторая.
Встречу с друзьями назначили в Алейске 8 утром. 9 утром в понедельник мы планировали забрать пропуска в миграционке и двинуть в путь. В этот день мы рассчитывали добраться аж до Катон-Крагая - всего то около 400 км, но по казахским дорогам это оказалось не просто, а события, последовавшие 8 июня, вечером и 9 июня утром несколько нарушили планы.

День 1. Новосибирск-Алейск-Осколково (350 км)

7 июня поехали после работы к родственникам в с.Осколково Алейского района, которое часто является нашим транзитным пунктом.

ДЕНЬ 2. Осколково-Алейск-Михайловка-Шемонаиха-г.Усть-Каменогорск –р.Ульба 450 км

8 июня рано утром встретились в Алейске с друзьями. Погода радовала.
Ехали бодро, по пути посетилим родину Калашникова - с. Курья и запечатлели на фото компанию на фоне бюста прославленного изобретателя.
Где-то к обеду подъехали к таможне. Впереди нас была одна машина. Оформились очень быстро и без проблем. Все вежливо, четко. Также прошли Казахский пост.
Отличие: у Казахов очень хороший офис, с кондиционерами и пластиковыми окнами. На российской стороне, офисом это не назовешь, сарайка с двумя окнами. Но вежливые были и те и другие. Вполне. Особо нигде не шарили.
На прохождение российской и казахской таможни , одна от которой в 2.5 км, со всеми пограничными оформлениями ушло часа полтора. Нам очень повезло, как потом выяснилось.
Вообще эта поездка - поездка контрастов. Мы получили все. От нереальной сказки и пьянящего чувства счастья до жесткой реальности, описать которую можно лишь не цензурно. Нам помогал наш командный оптимизм и любопытство.
Дальнейший путь наш пролегал до г. Усть - Каменогорск и далее до берега реки Ульба, дорогу до стоянки у которой нам объяснил Евгений Михель из Усть-Каменогорска, про которого я уже упоминала.
Усть-Каменогорск - уютный, теплый, приветливый город, несколько напоминающий старые советские времена, даже не знаю чем. Вроде и реклама есть, но меньше и супермаркеты и иномарки, но все как-то мягче, проще. Люди на улицах нам помогали с дорогой, на базаре не было намека на обман или обсчет, в общем, все милые и улыбающиеся. Наши друзья рванули на базар, там они погрузились в наркотический кайф выбора черешни, уточнения цен, щупанья, нюханья и попытки торговаться………Это повторялось потом еще не раз когда мы попадали на базар………Тяжело было их отрывать, но надо было ехать на стоянку. Вечерело.
Мы пожалели, что не поменяли денег, потому что в воскресенье в обменных пунктов - укороченный день, с собой имелось всего 2000 теньге, а это 400 рублей, смысла покупать продукты не было. Решили сделать все утром 9 июня. Приехали на берег реки Ульба , дорога проходила через дачи, затем - узкий мосточек, так что пришлось сворачивать зеркала у машины и крутейший спуск, так что не не знали, поднимется ли седан сам, но с нами был Судзуки.
Приехали на стоянку, которая чем то напоминала уют Горного Алтайского Чарыша. Плакучие ивы, довольно теплая и мелкая горная речка, неподалеку детский лагерь то ли каякеров, то ли байдарочников и удивительно чистая поляна, если не считать коров и отходов их жизнедеательности. Во всяком случае, не реально, чтобы такое чистое место было в 15-10 км от Новосибирска. В дальнейшем, оказалось что и туристов мало, практически нет. Так и не поняли, где же отдыхает народ в выходные, то ли на дачах, то ли на Бухтарме. На стоянке была одна компания, которая собиралась отъезжать домой (воскресенье, вечер же) Игорь - это наш друг-со-путешественник, как человек, который найдет общий язык даже с инопланетянами, пошел на контакт, через 15 минут послышался смех, завязался разговор, Усть-Каменогорцы уточняли у Новосибирцев про дорогу, и как подняться на гору, они, как и мы спустились, не будучи уверенными, что поднимутся, кроме того Игорю задарили банку червей для рыбалки, так что все ладилось.
Быстро смеркалось, поляна опустела, мы остались вчетвером и поскольку все были ну очень уставшие, разжарившиеся по дороге, голодные и не выспавшиеся, поспешили начать готовить еду , а мужчины начали процесс отмечания прохода границы.
Небольшое отступление: мы пьем мало (обычно). В поездки как правило берем только пиво и вино, и то в умеренных дозах. И на этот раз мы скромно взяли бутылку водки, и планировали прикупить литров 6 пива. Накануне поездки Игорь позвонил нам и сообщил, что берет, хотим мы этого или нет бутылку водки, 5 литров вина и 2 бутылки коньяка, и планирует еще закупить пива на месте. Я поинтересовалась целями его поездки, на что мне ответили «отдыхать и рыбачить». Вспомнив кадры из фильма «Особенности национальной рыбалки», подумалось, что добром это не кончится, но роптать не стала.
Мы с Надеждой, как ни старались, не сумели приготовить закуску быстрее, чем мужчины с призывами «между первой и второй, перерывчик небольшой», начали праздновать.
За 10 минут были приготовлены яичница с помидорами, картошка с тушенкой и салат и еще какая-то закусь. Все бы ничего, но усталость, голод и жара, а также некоторое время, которое как ни крути, нужно для приготовления закуски, сделали свое дело.
Вечерело ... Опять, как когда-то на сплаве по Ине, пели соловьи, как одуревшие.
За час нашими доблестными водителями было выпито не так уж и много, но эффект превзошел все ожидания. А ведь еще не были поставлены палатки.
Наши героические мужчины отвергли всякую помощь, не сговариваясь, встали и пошли каждый строить свое жилище. Костя довольно быстро справился с задачей, правда, почему то вручил мне букет колышков, сказав что это - лишние. Впоследствии, оказалось что он просто решил не натягивать тент, но это - мелочи по сравнению с тем, что происходило у Игоря. На фоне смеркающегося неба я увидела нечто среднее между ожившей пирамидой Хеопса и «сипатишным» приведением из мультика про Карлсона.
Игорь, залез стоя в палатку и вел отчаянную борьбу с ней . Учитывая, что она брезентовая и довольно тяжелая, можно было ему посочувствовать, но я живот надорвала от смеха, со стороны выглядело так, что он яростно ищет выход и не может найти.
О, как я жалею, что не запечатлела это на видео, меня отвлек Костя, который надувал матрас ртом, который ножным то насосом надувается минут 20. В общем мною чуть надутый матрас был отправлен в палатку. Костя поставил машину на сигнализацию, оставив вещи на улице, а окно в машине открытым и ушел спать. Игорь к этому времени как ни странно, стал вполне трезв, поставил таки палатку, и даже проконтролировал все ли ОК с машиной и правильно ли я поставила ее на сигнализацию.
Все погрузились в сон. Палатку пришлось открыть настежь. Мне хотелось остаться трезвой.

ДЕНЬ 3. Ульба- Серебрянск- Зыряновск- Большенарымское – Малонарымка (Около 300 км) 310 км

Прекрасное солнечное утро 9 июня.
Постепенно стали просыпаться обитатели лагеря. Игорь был бодр и даже весел в отличие от Кости . На всю поляну звучала походная песня бардов назло Косте про пиво и утро... Приняли мудрое решение: мы с Игорем после завтрака поехали на его Судзуки в Усть-Каменогорск за пропусками и затариться продуктами, а также обменять валюту. А Надежда и Костя остались в лагере.
Немного поплутав, нашли таки Ворошилова 1, на улице стояла очередь, не знаю кто и зачем. Мы прозвонились с пропускной по внутреннему номеру, вышла довольно серьезная и непреступная девушка, медленно и с выражением лица, свойственным большинству сотрудников налоговых инспекций и паспортных столов. Мы не знали чего ждать. Она нас пригласила в прохладный кабинет. Перебросились парой фраз о погоде и как они бедные в такой жаре живут и работают. Переписали заявление и нам вынесли готовенькие пропуска, расписались в книге выдач, а дальше девушка разулыбалась и пошел очень дружелюбный разговор на тему куда едем вообще, где были раньше и т.д. т.п. В общем, милейший человек. Потом она спросила не боимся ли мы? Мы поинтересовались, чего именно, но девушка хитро уклонилась от ответа пару раз назвала нас почему то экстрималами, покачав головой . НА последок мы спросили что мы должны заплатить, она смутилась сказав, что ничего, что мы же должны дружит или что то в этом роде. Мы вручили ей в подарок коробку ассорти Новосибирских, и неплохой коньяк, она не ожидала видимо, смутилась и обрадовалась одновременно, пожелала доброго пути и пригласила приезжать еще. Сплошные приятные эмоции. На пропускной пока ждали Гульмиру (так звали сотрудницу миграционки) , выяснилось, что в ВКО разница с Москвой 2 часа а не 3. Это было приятным сюрпризом, потому как время поджимало.
Жара была просто невыносимая. Мы заехали на базар, (их кстати несколько), где Игорь опять завис несколько над черешней. Купили недостающие фрукты и овощи, зелень. Цены ниже, чем в Н-ке, но процентов на 10%. Зелень вдвое. Водка в 2 -3 раза дешевле чем в Н-ке. Пиво местное дешевле , импортное практически также как в Н-ке. Продукты покупали в основном на оптовом рынке на улице Абая – Дина. Поменяли без проблем валюту. Но, времени ушло на все многовато. Пока доехали до Ульбинки, где уже оживший народ был готов к обеду, приготовили и собрались – время близилось к 5 вечера.
А еще нужно было проехать по максимуму до упора, но желательно до Катон-Карагая, где то 360-380 км. По М52 мы преодолели бы это расстояние часа за 4. Здесь же мы ехали 280-270 км больше 5 часов из за серпантина и ужасного асфальта, положенного мелкой гормошкой. Ощущение, что едешь по стиральной доске. Местами асфальт вздыблен, как будто кроты нарыли, а местами просто отсутствует. Объезды из-за ремонта дорог. Ну и ограничения скорости, кстати и не кстати. Из за ремонта - пылища, и неубранные знаки ограничения, даже там, где уже можно нормально ехать . Кстати сказать, хоть правила и международные, штрафы очень казахские, например превышение 2 км уже карается штрафом, а за превышение от 20 км отъем прав. Жол Полициясы измеряет скорость с камерой, так что фиг открутишься. Ездят гораздо аккуратнее, чем в Н-ке, во всяком случае по трассе , правда и машин раз два и обчелся, в городе правда есть свои гонщики.
Серпантина километров 60, подьем не большой , но повороты иногда на 360 градусов.
Преодолев серпантин, проехав мимо пары стоянок с кафе и шашлычными, «промчались» по берегу Бухтармы. Несколько заболоченная пойма, никаких баз и стоянок, голая местность. Смеркалось. Смотрели съезд. Приняли решение съезжать километров через 10 после Большенарымского, в районе с.Малонарымка , не доезжая до Катон-Карагая километров 80. Решение было правильным. Хотя, место конечно оказалось «сказочное», не хватало Ильи Муромца, Соловья разбойника и бабы Яги, весь остальной антураж и герои присутствовали с болотцем, комариками, кучей борзых ворон, кваканьем лягушек , угуканьем кикимор и еще какими-то звуками птиц.
Нам все было нипочем. Мы организовали уютные посиделки. Достали копченую пелядь, купленную накануне с пивком. Оставалась ложка паштета в банке, Игорь ее долопал.
Легли спать, завтра надо рано подняться и успеть приехать к открытию к егерям и пограничникам в Катон, то есть к 10 утра.

Часть третья.

ДЕНЬ 4. Малонарымка – Катон-Карагай – Берель –Язевка 180 км

10 июня. Проснулись от наглого карканья, желание было сорваться и уехать побыстрее.
Но приболел Игорь, поскольку, траванулся паштетом. С кем не бывает. Отпоили чем смогли, дали запасенные средства. Костя пошел мыть машину, я загорать. Где-то около 10 утра смогли выехать, доехали довольно быстро, часам к 11 утра. Суровый пейзаж встретил нас в Катоне, хмурилось, появились серьезные горы, кое- где со снежниками. Катон-Карагай - сочетание остатков советских сельпо, с разрушенными кирпичными двухэтажками, с окнами, заложенными кирпичем. Некоторые здания явно реконструируют, кое-где уже видны новые постройки, но в целом советская деревня, но с машинами дорогих марок. Егерей нашли быстро, и также быстро оформились. Стоимость пропуска 236 теньге в сутки на чел , то есть где то 47 рублей , мы взяли на всякий случай на 5 суток.
У пограничников, вернее в милиции, нас также быстро оформили, вежливо и бесплатно, поставили продление и отметку в миграционый лист.
Далее, мы направились на экскурсии по магазинам промтоварным и продовольственным. В промтоварном соседствовали эмалированные желтые кастрюли и чайники с цветочками, из советских времен, и вполне современные холодильники. Деревянные магазинчики, по Казахски - дукен и киоски образовывали центральную площадь кольцом как из какого то старого фильма. Неожиданно налетела пыльная буря, снося все на своем пути, очень страшно, я никогда не видела чтобы в трех-четырех метрах не было видно ничего, желтая не проходящая мгла. Летали бумажки, коробки, ветки, телята месяц от роду тоже почти летали около машин, да и машины раскачивались не слабо. Буря затихла через 15 минут так же неожиданно, как и началась. Мы заехали на святой источник, набрали воды. Рядом с источником - дерево в ленточках, удивились, были уверены, что в Казахстане такого языческого обряда быть не может. Заправились. Бензин, кстати, дешевый - 19 р за литр на наши деньги, сумма на колонке высвечивается в теньге а обозначается руб.
Все. Вперед. Преодолеваем около 60 км до деревни Урыль, где наш ждет пограничный пост, далее до деревни Берель 21 км, далее 11 км до развилки, налево - на Язовку и далее на озеро + еще 16 км, а прямо - до Рахмановских ключей 21 км. Дорога от Катона и почти до Урыля - ну прям отличная гладкий асфальт и даже разметка, дальше асфальт битый и ближе к развилке – щебенка, но сносная. Погода хмурилась, накрапывал дождь. Интересно то, что несмотря на подъем и уже серьезные горы, леса в основном встречались чисто березовые. Просто тайга из берез с торчащими горами останцами, а дальше уже серьезные горы со снегом. Странная картинка, совершено не характерная ни для Алтая, ни для Хакасии, и Шории. В Урыле пограничный пост был закрыт , шлагбаум поднят, тишина и никого. Также тихо и пусто было по дороге от Урыля до Язевки. Лишь одна машина стояла как брошеная на обочине дороги, и в степи, обратившись к мекке, совершал намаз водитель. Погода менялась, при подъезде к Язовке улучшилась, выглянуло солнце, стало жарко. Язовка - очень маленькая и уютная деревня. Одна улица, метров 200 насквозь со шлагбаумом и пропускным пунктом в конце деревни. У шлагбаума – информационный щит парка, карты заповедника и рисунки снежного барса. Остановились у первого же дома, спросить насчет дороги. Из дома выходил парень, как раз «открыватель шлагбаума», в последствии выяснили в разговоре , что он работает гидом, по конном маршрутам к Белухе. Тур центр у них в Катон-Карагае. Насколько поняла, в Катоне можно заказывать и оплачивать услуги. По дороге обратно сфотографировали прайсы и услуги, которые предоставлены тут же, у шлагбаума в небольшом пропускном пункте-избушке.
Парень поинтересовался насчет пропусков, но проверять не стал. Посмотрев на машину, спокойно и уверенно сказал, что на седане не проедем нипочем, предложил оставить машину у него на стоянке. Сказал, что ехать всего 10 км, «первые 7 км проедете, а потом серьезный подъем с булыганами около каскада водопадов». Но где наша не пропадала, везде пропадала.
Сдаваться мы не собирались, и хоть время дорого, решили попробовать. Быстро поинтересовались про расстояние от озера до Белухи – получили странную информацию - километров 60!!!! Ого, вот это ошибочка, а нам говорили 25. А судя по нашей непонятного масштаба карте, по дороге с изгибами, я определили 30-35, но не более.
Первые 7 км показались вполне сносными - щебенка и почти никакого подъема. Седан шел первым. Неглубокие лужи проезжали легко, но медленно и осторожно. Благоухали невиданных размеров травы, лекарственные в том числе: марьин корень или пион. Поляны огоньков, орхидей. Лес превращался в серьезную тайгу, березы исчезали, появлялись остроконечные, темнозеленые ели и кедры.
Через 9 км пути начался подъемчик, но пока седан выдерживал, мосточек через реку Язовку был со ступенькой, преодолели, положив несколько камней. Где- то уже недалеко шумел водопад, то есть, приближалось место, где мы должны были не проехать. Но мы надеялись, ведь уже преодолели 9-10 км и ушло на это не меньше часа. Оставалось по полученным данным 1-3 км (впоследствии оказалось 7 км) . Вопрос, где это чертово озеро опять встал, как и в прошлых путешествиях , мы продвигались, а не было не только озера, но и каскада.
Через 10 км от шлагбаума мы увидели то, о чем нас предупреждали, тот самый подъем с булыганами и с поворотом резко налево, за которым неизвестно что еще было. У седана начали гореть сцепления, камни полетели из-под колес. Решили пойти в разведку пешком. Где то метров 300-400 был жесткий подъем с камнями разной величины , и поворотом дороги налево.
Седанчик конечно не поднялся бы самостоятельно, но хорошо, когда есть такие друзья, да еще с такой машиной как Судзуки Эскудо. Несколько мест исследовали пристально, кое- где убрали лишние камни, и проложили новый путь, найдя более менее плоские камни под колеса, проложив их как рельсы. Груз перетащили из Седана в Судзуки . Мне пришлось выйти из машины для уменьшения веса а также для выполнения подстраховки во время движения. Седан продвигался довольно шустро, так что мне пришлось бежать на подъеме, да еще попутно снимать. Через 100 метров запахло сцепление, решено было прицепить Седан к Судзуки и ехать на первой скорости. Еще 100 метров пройдено, Судзуки едет без проблем, у Седана опять горит сцепление. Решили тащить волоком. Последние 100 метров Судзуки довольно легко справлялся, но лопнул трос, как раз в конце подъема, где то у каскада.
Еще пару км преодолели сравнительно легко, дальше опять была ж...а метров 200, но седан преодолел это уже самостоятельно, взлетев на пригорок, откуда открылся изумительный вид на Белуху, хоть и в дымке и в облаках среди деревьев. Буквально через 2 минуты еле видные вершины спрятались совсем, хотя и светло солнце. Последние 3 км пути, половина из которых пролегла через лес, половина вдоль озера прошли без особого труда. Первое что увидели на подъезде к берегу озера - шатер и пару палаток + 2 машины, страшно удивились как они то сюда заехали, ну ладно одна была полноприводная, но не джип, а вторая передне-приводная. Оказалось, переднеприводную просто затолкали наверх. От шатра нам навстречу шли люди, 2 мужчин – казахов, в егерской форме. Дружелюбно поздоровались, стали разговаривать. Мы показали все документы и попросили помочь с местом, где можно встать с палатками. Потом они предложили пройтись до домиков на высоком мысе над озером - это около километра от места, где мы сделали остановку. Усевшись в машины, мы с егерями двинулись к дому.
Дом - на пригорке – мысе над озером, обдуваемом всеми ветрами. С мыса открывался великолепный вид на горы, на темно синее озеро, неспокойное, местами с рябью, местами с волнами. Берега озера - местами лес, местами трясина, дальше - горы, на юге возвышались суровые глыбы, подернутые дымкой, проглядывали белые снега вершин Белухи, подкрашенные розовыми лучами заходящего солнца.
Мыс-полуостров - уютнейшее место. Дом – двухэтажный, с пристройками, две бани, чистые туалеты, беседка, летняя кухня с каменной печью и мангалом. Перед домом -поляна зеленая, и с непримятой травой благоухала цветами, рябило в глазах от них, желтых, синих. Дворик, окруженный плетеным забором, рядом аккуратно сложенные дрова. С мыса вниз к озеру бежала тропинка через кустарник и ельник, нагретый солнцем и благоухающий смолой. На бережке - небольшой пляжик, мелководье, на причале- лодка и 2 катамарана.
После короткой экскурсии по дому, егеря предложили заночевать в нем, поскольку в палатках было бы холодновато. Дом большой, человек на 8-12 из свежего дерева, с мансардой и балкончиком на восток, с 3 спальнями, огромным холлом - кухней, где есть все, стол для большой компании, газовая плита, посуда , умывальник и печь.
Решили разместиться мы на первом этаже, а друзья на втором, уж больно романтичным им показалась мансарда. Этим же вечером мы выяснили подробности по дороге на Белуху, по качеству дороги, по ситуации с российской границей близ Язового. До Белухи от Язового где то 35 км, из них километров 10 можно доехать на джипе до Катуни, или по крайней мере до заброшенной лесопилки 5 км. От лесопилки буквально 500 метров до границы с Россией, о чем свидетельствует ржавая-прержавая табличка «Катунский заповедник». Зимовье, где можно брать коней, где то в 20 километрах от Язового. У хозяина также имеется ГАЗ 66. Сезон только начинался, коней еще не пригнали. Поскольку километраж до Белухи оказался несколько больше ожидаемого, 35 вместо 25, и мы припозднились с приездом на Язовое, поняли что поход пеший на Белуху не удастся, на туда-обратно по незнакомой дороге надо было бы хотяб взять дня 3 пешком. Но несмотря на изменяющиеся планы, настроение было отличным, мы не ожидали такого приема, решено было проехаться до границы, в другую сторону - до 9 каскадного водопада, провести на Язовом по крайней мере 2 ночи и 1 полный день, а там решить оставаться ли еще на день или рвануть на Рахмановские и Бухтарму. Мы жутко проголодались, поэтому решили побыстрее устроить пир по поводу прибытия. На этот раз от души приготовили жирнющий супец с говядиной и свининой и кучей экзотических специй, понаоткрывали закуси, было достаточно вина и фруктов, в ужин обещал превратиться в праздничный банкет.
На огонек зашел старший егерь, мужчина лет 45-47. Очень спокойный , доброжелательный , выдержанный, чуть улыбающийся, с немного хитроватым прищуром проницательных глаз, мягкая походка, сдержанность притягивали внимание и располагали к спокойному общению. Не спеша, завязался разговор, пока мы готовили пищу. Я предложила к нам присоединиться в трапезе. Он вежливо отказался. Потом, собрался уходить, но я более настойчиво предложила. Он остался, пригласили его напарника. Напарник младше чином, но по возрасту такой же или чуть старше, усатый, худощавый, разговорчивый и веселый. Он, в отличие от своего старшого ел свинину и пил спиртное. Как же я не предусмотрительно положила свинину в суп, как я не подумала , что казахи не едят свинину...... Но, слава богу, было еще кое что, кроме супа. Как говорится, чем богаты ... Просидели, наверное часа 2, разговор перетек в шутки и смех, мы немножко захмелели, мужчины выпили за кулинарок, речь пошла про казахскую кухню. Я нахвасталась, что умею готовить бешбармак, только вот баранины нету с собой, так бы приготовила. Егеря, смеясь сказали, что баранина есть, мол завтра принесем. Я думала, пошутили...
Убирать не стали. Пошли спать, печь решили не топить, а зря. Дом хоть и большой, но не зимний, доски с щелями. Ветер на озере поднялся не шуточный и все тепло выдувал мгновенно. Мы немного подмерзли ночью. Мало того, полил дождь и полил он на голову мужу, хотя мы и были на первом этаже, а над нами вообще то была мансарда.
Мы удивленно похихикали и сдвинули матрас подальше от лужи. Больше, слава богу ничего не лилось.

Часть четвертая.

ДЕНЬ 5. Язевое озеро

11 июня я встала первая, народ дрых напрополую. Я, ежась и потягиваясь, выскочила на крыльцо. Как можно спать в такое утро!!! Ослепительное солнце, пронзительно синее небо, прозрачный воздух, капли дождя искрились на ветках, спокойствие и счастье , воздух ... его можно было пить ... озеро успокоилось и отражало небо, тишину нарушало многоголосье птиц, я бы даже сказала ор. Я обежала владения, мне хотелось как можно быстрее прибрать на кухне, заварить чаек, сварганить завтрак и сесть спокойно на крыльце или в беседке с чашкой. Решила пойти на птичий крик, посмотреть что ж там такое происходит. За домом, чуть ниже к озеру, в ельничке, на уровне где-то полтора метра от земли – гнездо. Справа и слева на деревьях, волнуясь, возмущались пернатые родители ... Подкравшись поближе к ельнику, я увидела зАмершего птенца дрозда, который заткнулся в своем голодном крике по требованию родителей, но не успел залезть обратно в гнездо, так и застыл, вытянувшись по стойке смирно. Остальные три, менее наглых сидели в гнезде. Я сделала несколько удачным снимков, и, пошла, позвать Костю. Через 5 минут все 4 птенца уже плотно упаковались в гнезде, видны были только клювы и моргающие глаза. Родители же приступили к атаке. Откуда то сверху пикировали на нас, и было реально страшно. Мы поспешили убраться, оставив семейство в покое.
Подзамерзшие, но вполне счастливые обитатели нашего дома стали просыпаться. Подтянулись к завтраку, страшно голодные. Мужчины опять требовали еды. Зашел егерь, как всегда улыбающийся, с пакетом в руках, протянул мне и сказал « вот баранина, на вечер, щас зелени принесу» . Опа!!!! Все бы ничего, да только вот муки было мало. Брала я ее, для гурмана Игоря на блины, даже яйца взяли ради такого дела и молоко долгого хранения. Но для бешбармака ее явно было маловато. Надо сказать, что раньше я бешбармак в основном ела, и смотрела как готовят, в лучшем случае помогала и то больше разговорами чем делом, своей подруге родом из Казахстана, которая довольно регулярно делает бешбармак, чак- чак и прочие Казахские штучки. Эх, хорошо хоть баурсаки не пообещала, а то вообще бы спалилась. Ну да ладно, где наша не пропадала. Надежда - родом из Казахстана - в принципе тоже была в курсе, как готовят, только она в отличие от меня не подписывалась на эту авантюру.
В это день на базу приехал то ли по ошибке, то ли как, какой-то высокопоставленный товарищ из Астаны с женой, которая боялась что ей могут не понравится официанты!!!!!
Какого же было их удивление, когда проблем с официантами не возникло по причине просто их отсутствия, как и теплых туалетов, душа, кафе или столовой и прочих ценностей цивилизации. Жену мы так и не увидели, а гость, судя по виду, был ну очень доволен всем. С ним тоже успели побеседовать, кое-что узнать про Рахмановские ключи, и информация не порадовала. Подтвердилось, то, что уже слышали, не любят Казахи администрацию Рахманов.
На Язовом же вырисовывался хороший план. После завтрака наметили ехать на водопад, потом на границу, затем мы возвращались готовить бешбармак, и после застолья планировалась вечерняя рыбалка, и баня с купанием в вечернем озере, если оставались силы, то еще и лодки и катамараны заманчиво покачивались на берегу.
На водопад поехали вчетвером на Судзуки. От дороги и указателя ведет тропинка из досок до камней останцев, высоких, но удобных для прогулок. Гул слышится с дороги. 9 каскадов воды, мощным потоком с поворотами, кипя, бурля, пенясь несется с большой скоростью по довольно узкому ущелью. Лес вокруг разный, то буйная растительность с травой по пояс, то старые деревья, запутанные седым мхом.
Прогулявшись по – вдоль водопаду и нафотографировавшись вдоволь, часа через полтора вернулись к машине и поехали в обратную сторону через Язовое к лесопилке и границе.
Лесопилка старая, еще с советских времен похоже. Валяются гниющие лиственницы, развороченная земля колесами ГАЗ 66. Лужи, камни, воронье, коршуны. Мы не стали корячиться до Катуни 10 км, остановились чуть дальше лесопилки и решили прогуляться пешком, найти всеж таки, где проходит граница с Россией. Пройдя, буквально метров 500, увидели 2 таблички одна от дороги налево, другая прямо, указывающие что граница - вот она. Дальше виднелась вполне сносная, проселочная дорога, чистые луга , горы, и лес Катунского заповедника . Никаких пограничных постов и пограничников. Видимо они дозором на конях где-то ходили.
Приехали на базу уже, ближе к 4 вечера. Отметили пересечение границы винцом. За разговорами приготовили бешбармак. Правда, в основном готовила Надежда. Мы праздновали с Игорем второй день пребывания на Язовом, за отмечанием выяснилось, что я забыла положить яйцо в тесто и проболтав, сделала тесто не слишком крутым. Надежда умудрилась таки раскатать тесто, которое мы потом развешивали на крыльце и сушили Костя колдовал над костром и чаном, следил за бараньим бульоном. Топилась банька. Дополнительно, приготовили макароны с тушенкой (бешбармак по русски) по причине недостатка муки. Вскоре, подтянулись егеря.
Вытащили весь самый лучший провиант и уселись отмечать вшестером. Гудели часа три.
Закат был потрясающ. Нам повезло. Прозрачный воздух. Чистое небо. Штиль. Очертания Белухи отражались в озере. Я все пыталась узнать восточный и западный пик и никак не могла. Совсем по- другому Белуха смотрится с юга. Все-таки со стороны Тюнгура из за Аккемской стены она выглядит мощнее.
Откуда то приперлись гагары, полу-утки- полу-пингвины. Мы пробовали их фотографировать, они как назло ныряли и выныривали минут через 10 в непредсказуемом месте озера. Пингвины, пингвины и есть.
Банька удалась на славу, особенно в сочетании с нырянием в озеро. А вот рыбалка как-то не пошла. Че-то клевали какие-то худощавые гальяны.
На совете решили, что все-таки утром будем отъезжать. Хотелось заехать на Рахмановские ключи и Игорь очень хотел на Бухтарму, мы были не против, хотя и не рыбаки, но позагорать и покупаться хотелось.
Ночью морозец -1 сделал свое дело и хотя мы и затопили печку, народ замерз.

ДЕНЬ 6. Озеро Язевое – Рахмановские ключи – Катон-Карагай-Большенарымское – Голубой залив 420 км

12 июня проснулись не торопясь, и не рано. Не смотря на ночной мороз, солнце жарило, мы смогли сделать несколько хороших снимков озера, а также, искупаться в ледяной воде и взбодриться.
Расставание с хозяевами базы было трогательное. С удовольствием отставили отзыв в книге, взяли координаты и пожелав удачи гостеприимным егерям двинулись в путь. Вниз ехали гораздо быстрее, за полтора часа добрались до деревни Язовка.
Парень – гид долго смеялся и говорил, что мы ему лапшу на уши вешаем насчет того, что седан прошел. По-моему, они так и не поверили.
На Рахмановские по его словам дорога была попроще, но обычно, сказал, седаны там не проходят.
Дорога на Рахманы хоть и изобиловала ямами и камнями, подъемами с поворотами, не могла сравниться с подъемом на Язовое. Правда, по протяженности до санатория от развилки 21 км. Очень красивый перевал. На вершине потрясающий вид на Белуху, она кажется гораздо ближе, чем на Язовом, и совсем другой ракурс. Ради этого вида тоже стоило забраться и сюда.
Довольно быстро спустились в деревню. Дома все черные, видно, что сыро здесь. Подъехали к воротам санатория. Белки, редкой породы, черные, ушмыгали вверх по сосне, испугавшись видимо припарковавшихся машин.
При входе в санаторий, сидели охранники, большие лысые дядьки-братело, как из 90-х. Мы еле успели сказать здравствуйте, как нам сообщили «вход на территорию 2800 теньге» с носа, около 600 р . Мы объяснили, что просто хотим посмотреть территорию в деловых целях и останавливаться не собираемся, «2800 теньге» последовал ответ. Мы показали бумагу, что мы не просто отдыхающие, охранник отправил в дом поблизости, где сидела администрация. В администрации повторилось все то же самое и пришлось объяснять, почему не принято с представителей, едущих с деловыми целями брать деньги. Через минут 20 вопрос кое-как порешали. Администратор санатория - провела нас на территорию, устроила экскурсию по номерам, лечебным корпусам, и прочим местам. В санатории готовились к приезду Назарбаева. Срочно достраивали резиденцию. Работа кипела. Красиво взлетал вертолет. Мы шли за Александрой, так зовут девушку, глазели на достопримечательности и засыпали ее вопросами. Место очень красивое. Санаторий стоит на берегу озера, который по красоте берегов превосходит Язовое. Территория принадлежит санаторию, но только до озера. Тем не менее, если Вы хотите встать на берегу озера палаткой нужно будет платить 600 рублей с человека в сутки, + 60 рублей в сутки за стоянку машины. Это называется «за вход». Но даже если Вы неделю будете стоять и не выходить и не входить, все равно 600 рубчелсутки. Вот такая вот логика.
Справа и слева санаторий зажат горами. Из озера вытекает река Арасан.
Территория радует отсутствием асфальта, или каких либо плиток. Зеленые лужайки, естественный курумник, дощатые дорожки проложены как пешеходные, кое-где лужайки украшены альпийскими горками. Естественные термальные источники бьют прямо из- под земли. Горячие, и без запаха. На некоторых сделаны беседки с краном, некоторые просто естественно образуют озерца и ручьи и стекают, видимо в озеро, а на некоторых прямо сверху поставлен лечебный корпус, центром которого является мини бассейн с источником и естественным дном. Санаторий - это несколько очень приличных, деревянных коттеджей, каждый из которых на несколько номеров. Есть варианты попроще, с телевизором и душем на коттедж, а есть и апартаменты со всеми удобствами и кухней. Ремонт отменный везде, качественная мебель и сантехника. Небольшая столовая и банкетный зал, парочка кафе, вип зал для празднований в виде юрты, 2 лечебных корпуса. Баня и вип сауна, сделанная по всем лучшим правилам, вплоть до кондиционера. У санатория свой транспорт, электроподстанция, спутниковая тарелка.
Нет развлечений, только планируется бильярдный зал и еще что-то. Лечебных процедур не очень много, в основном общетерапевтические типа массажа, и профильные, то есть на термальной воде, ванны всякие. Но лечебные корпуса выглядят презентабельнее, чем в Белокурихе, очень добротно все сделано. Оборудование из Баден-Бадена, грязи из Израиля.
Цены конечно поднебесные. Сутки проживания, питания и лечения в номере с удобствами и телевизором на коттедж стоит 11000 теньге в сутки, то есть где-то 2200 рублей. Питание самое обычное, хотя и четырехразовое. Проживание в номере с удобствами, ТВ и холодильником, а также кухней - от 6 тысяч рублей на чел в сутки.
Где-то около часа мы осматривали санаторий, после чего получили прайсы, описание услуг, поблагодарили Александру, и распрощавшись поторопились отправиться в путь.
Обратно заехали на перевал с видом на Белуху, и романтично в беседке пообедали по быстрому. Набегали тучи, крапал дождь а нам еще надо было спуститься вниз, доехать до Катон Карагая и дальше до Бухтармы, вернее Голубого залива более 300 км. Ужина не предвидилось. Около шести вечера поехали дальше. Ехали бодро. Понимали, что до темноты ни за что не успеем, это нас не особо пугало. В голубом заливе мы были уверены. Во первых, слышали не раз и читали, что это место, приспособленное для отдыха, много баз, кроме того, в районе самой базы Голубой залив есть прекрасные места для стоянок –палаточников. Кроме того туристы мы бывалые, и не сомневались что также, как и на Алтае приедем ночью, и в свете фар спокойно найдем место для ночевки. Съезд «На Голубой залив» мы запомнили.
Указатель «На Голубое озеро» нашли быстро, свернули на жуткую дорогу, пыльная грунтовка с ямами и камнями. Судя по указателю, до базы (а, следовательно, до стоянок) еще около 8 километров. Слева светился залив. То, что меня сразу удивило и несколько напрягло это куча огней кольцом вокруг залива. Фонари разных цветов, горящие окна домов и еще какая то пестрая иллюминация. Смотрится красиво, но как то я ожидала встретить побольше воды и голых гор, поменьше домов и людей. Мы послушно ехали по указателю и поддерживали себя надеждой, что минут через 40 будем уже спать в палатках, где-нибудь на берегу. С правой стороны по ходу движения - несколько указателей, на какие то базы. Слева - подступали, все плотнее к дороге дома и коттеджи и конца края им не было видно. Проехав 8 километров, мы оказались на распутье, несколько поворотов: налево вверх, налево вниз и направо. Только не хватало указателей с надписями предупреждениями, как в сказке. Подумав немного решили что логичнее спуститься вниз к воде. Набережная, если можно так назвать меленький портовый причал, где валялся мусор, какие то арматуры, бетонные плиты и вдалеке с темными окнами стояла старая машина действовала удручающе. И за одной плиты показалась странная девушка , вышла на свет фар. Что она делала одна в пол- второго ночи в таком месте? Мы спросили ее о стоянках, она не знала, но предложила встать лагерем прям здесь. Ну уж нет. Мы решили вновь попытать счастья и выехали наверх, повернули налево вверх, там тоже выехали на развилку, одна дорога вела вообще к жилому пятиэтажному дому, другая в тупик к закрытым воротам какой то крутой базы. Вернулись к первой развилке, поехали направо, ехали довольно долго через какой то грязный лес, заборы, жуткие недостройки с зияющими окнами и опять попали в тупик. В общем, развилок было и тупиков как в лабиринте. Исследовали все, что смогли и везде натыкались либо на закрытые ворота, либо на обрыв, либо на стройку и свалку. Выехать к берегу не представлялось возможным, поскольку весь берег закрыт частными собственностями - коттеджами. Второе кольцо образовали частные дома, в виде дач. Мы двигались по кругу, объезжая залив, долго ехали в коридоре между коттеджами и дачами, пока не наткнулись на какие то гаражи и поняли что заблудились. Время уже близилось к трем ночи. Мы поняли что Голубой залив – это большой развод. Осознав, что ночь пропала и надо воспринять это все как приключение, двинулись обратно на основную дорогу, чтобы вообще не заблудиться окончательно. Выбравшись, попытались заехать в лесочек с табличкой «турист затуши костер или что то в этом роде», надеясь на наличие стоянок. Не тут то было, приехали опять, на какую-то стоянку заброшенной техники. Пару раз думали перелезть через забор, где ходили люди, хорошо не решились, это оказалась частная собственность. Единственным верным решением стала остановка прямо в машине в любом месте, хоть где, с целью - подремать до рассвета , а потом либо продолжить поиски и посмотреть все при свете дня либо поступить по ситуации. Этим «любым местом», оказалась поляна, грязноватая, но вполне пригоднпя чтобы развернуть машины и встать автостоянкой. На эту вот поляну Костя и свернул интуитивно, нашарив в темноте попавшуюся лесную дорогу. Подготовка к ночлегу заняла минуты три. Часы показывали пол четвертого. Лагерь быстро погрузился в сон.

Часть пятая.

ДЕНЬ 7. Голубой Залив – Ульба 80 км.

13 ИЮНЯ Я проснулась от духоты и жары. Окна задраены, на часах около 8 утра, а солнце уже жарило нещадно. Открыла окна, разбудила Костю. Полянка действительно служила местом для пикников, но не для палаток, пыльная и грязная, походила по состоянию на берег Обского моря. Наглая белка шуршала по деревьям и удивленно глазела на нас. С полянки можно было подняться на гору по камням останцам как по ступенькам на обзорную точку, с которой открывался вид на весь голубой залив . Мы планировали исследовать берег вдвоем, а потом вернуться к спящим друзьям с результатом либо позвонить им по мобиле. Игорь проснулся, они с Константином забрались на обзорную горку и застыли так оба в раздумье, смотря вдаль. В свете утренних лучей мы убедились, что голубой залив по причине наличия хоть какого то леса застроен весь под завязку так плотно, что озеру Ая на Алтае и не снилось. Баз было мало, в основном частные коттеджи. Вдалеке, где кончался лес, кончались и дома, голые горы, голый берег, слегка заболоченный и подвластный всем ветрам. Нам оставалось лишь найти подтверждение своим мыслям, что оставаться здесь не стоит, что мы и сделали, сели по машинам , съехали на «любимую» дорогу , спросили у первого попавшегося человека, строителя, работавшего на чьем то коттедже насчет стоянок, он нам показал место. Пятачок 20 квадратных метров грязного песка, окруженного гаражами, и развалинами старых домов, это был заливчик основного залива, так что ТОТ берег был уже метрах в 30 от ЭТОГО берега, и на ТОМ берегу высилась пятиэтажка, стройки и остальные довольно депрессивного вида строения. Кроме того, начинался дождь. Мы двинули на нашу любимую Ульбу, по дороге договорились позавтракать где-нибудь, съехав с серпантина. До Ульбы где то около 80 км.
Как выяснили уже после поездки на Голубой залив действительно не стоило ехать, и стоянок палаточных там нет. Но места отдыха на Бухтарме тем не менее есть, в том числе и для дикарей, также как и разные варианты подъездов к местам отдыха и паромные переправы, в частности район Бухты Алтайской, Аюда, и правое побережье в районе села Алтайка.
Продвигаясь по серпантину и предвкушая отдых, поняли что и завтрак можно отложить до прибытия. Впереди шло строительство дороги, знаки объезда и еще какие то плохо видные, стертые знаки, хаотично навешанные и запылившиеся. Ехали 60 км в час, за поворотом стояли ЖОЛ полициясы с замерялкой и камерой. Они остановили нас, и предъявили превышение 20 км, что каралось отъемом прав. В общем, разговор пошел такой, что вот мол будет суд и Вы обязаны явиться. Их не касалось, что нам послезавтра на работу в г. Новосибирск и т.д. Потом заговорили о штрафе 11000 теньге. Никакие доводы, что мол мы первый раз в Казахстане и вообще знаков не видно не помогали, но минут через 10 уже штраф упал до 2000 теньге и без всякого суда.
После этого пошла тяжелая артиллерия - Игорь. Не умолкая, он что-то говорил полицаям улыбаясь, и показывая какие то бумаги и корочки. В общем, минут через 10 доблестные блюстители со словами, «дааа, строители вообще оборзели, взрывные работы вели без разрешения. Все знаки позасыпали», отдали права, пожелали счастливого пути, и отпустили нас бесплатно. Мы уже ничему не удивлялись.
Добрались до Ульбы быстро, хотя и не нарушали правил. По дороге заехали в деревенский магазинчик. Купили вкуснейшего сыра –брынзы, а также муки и яиц – не оставили мечту пожрать блинчики.
Берег Ульбы, уже такой родной, показался курортом, что удивительно, никаких отдыхающих, не появились они и к вечеру пятницы, и утром в субботу. Только отряд пеших туристов выходного дня человек 10 прошагал вечером и остановился далеко от нас на берегу.
Народ разомлел , поставили палатки, вытащили шезлонги, матрасы, жарило солнце.
Я залезла в палатку и не успев упасть на подушку , заснула сладким, пресладким сном, какой бывает только в детстве. Проснувшись, обнаружила Костю, сидящего в шезлонге и стерегущего добро, единственного, кто не спал. Игорь и Надежда посапывали в палатке. Костя сменил меня в палатке. Я нисколько не пожалела, что мы вернулись на наше спокойное место, сколько можно колесить и искать приключения на свою пятую точку? Целые сутки спокойного отдыха после бессонной ночи было идеальным вариантом. Я наслаждалась солнцем, свободой, одиночеством, валялась в шезлонге и слушала любимую музыку, минут через 40 вылез из палатки Игорь и наконец то уединился неподалеку с удочкой. Часов в пять проснулся лагерь детский на другой стороне реки, каякеры и байдарочники начинали свои тренировочные занятия, плыли мимо нас. Жара спадала. Стоило позаботиться об ужине, съесть по возможности все, что осталось. Около кустов, неподалеку от машин спал Костя, жара заставила его вылезти из палатки, я и не заметила когда он успел ... В этот вечер мы очень томно посидели и не слабо похавали. Пока готовился основной ужин, народ лакомился блинчиками, которые я успевала жарить, колдуя над двумя плитками сразу . Жареная картошка тоже выглядела как деликатес и еще много чего было в удовольствие. К темноте сделали не слабый костерок, завершив романтично путешествие, там, где мы его начинали, и выпив за удачно предпринятую вылазку в Восточный Казахстан.

ДЕНЬ 8. Ульба-Усть-Каменогорск-Шемонаиха-Михайловка-Алейск-Барнаул-Новосибирск 900 км.

Спали сладко. Наутро лениво собрались и двинули в путь. На самом деле хотелось еще заехать на Колыванское озеро в Алтайском крае, посетить Усть-Каменогорск, купить карты и путеводители по Казахстану (мы надеялись, что там с этим лучше чем в Н-ке), плюс надо было найти какие-нибудь сувениры и купить сыра, черешни и рыбы.
Пока приехали, пока искали магазины и сувениры, пока посетили рынок , покатались по городу , посмотрели мечеть, дело близилось к часу дня. На таможню приехали, в три, и поняли, что попали, но еще не поняли насколько. Длинный хвост машин, мы были 22-ым и 23-им в очереди. Палящее солнце, отсутствие в магазинчике при казахской таможне холодного пива и мороженого, невозможность бросить машину и поспать, поскольку каждые 20 минут очередь сокращалась на 2 машины, и нужно было двигаться на 10 метров.
Народ слонялся без дела, кто то развлекался, сбивая камнями бутылки у дороги, кто то загорал, вытащив шезлонги. Впереди нас стояла машина из Талды Кургана, в ней ехали 2 Казахские семьи, 2 мамаши, 2 папаш и 2 смешные девченки приблизительно 5 и 6 лет, которые все это время ни на минуту не успокаивались и изобретали всякие штуки, шалили и не давали скучать своим родителям. Машина была забита баулами под завязку. Костя предположил, что семьи едут в Кош-Агач, к родственникам, в последствии, почти так и оказалось. Народ знакомился, болтал. Костя живо беседовал с Казахом, тыча пальцами в карту и что то рисуя. Казахское семейство ехало в Монголию в деревню Баян Ульги и казах попросил рассказать наиболее короткую дорогу до Кош Агача.
Мы с Надеждой прогуливались туда сюда трепались о том, о сем. Игорь жутко хотел спать, и единственной его мечтой было доехать до Алейска и снять гостиницу.
Очередь превратилась в хвост из 50-ти машин. Некоторые вновь подъехавшие, разворачивались и уезжали на другую таможню в Рубцовск, а некоторые наиболее «продвинутые » с Казахскими номерами объезжали очередь , заходили пешком на погранпункт и решали вопрос. Часа через 2 с половиной наша машина заехала, наконец таки на таможню. Ворота за нами закрылись, разделив нас с Игорем и Надей. Еще не дойдя до пограничного пункта, выяснилось, что отключили свет и пограничники бегали, звонили и выясняли. Суета подлилась минут 40. Все это время ни пропускали больше ни одной машины. Пограничник таки начал работать, пользуясь ноутбуком на аккумуляторах. Машину почти не проверяли. Отстояв скопившуюся в офисе пограничников очередь, мы таки минут еще через 20 получили разрешение на выезд из Казахстана. Какого же было наше удивление, когда мы подъехав к российской таможне увидели такой же хвост машин. Сразу подумали, что и у них какие то неполадки, но все было в порядке, а наши бравые Российские таможенники не давали объяснений почему стоим, но и не пропускали. И вся эта волокита, не смотря на то, что фуры, коих было штуки 2 всего проверяли отдельно, а автобусов рейсовых не было вообще.
Российская таможня также отличалась от казахской отсутствием туалетов в принципе, при этом наличествовала табличка "мусор не кидать". Народ шарился по кустам, рискуя наткнуться друг на друга. Мы фантазировали с Надеждой на тему зимы, ветра и голых кустов, радуясь, что сейчас лето. Никаких магазинов, в отличие от казахской таможни, не было, поэтому мы не возмущались по поводу отсутствия холодного пива и мороженого.
У Казахов пропускником служил электрический шлагбаум, у нас же большой детина открывал и закрывал в ручную покореженные ворота. Пограничникам Казахским также можно было порадоваться за себя в плане комфортности рабочего места, красивый, с кондиционером офис, с комнатами для персонала, у наших же как деревенская касса автобусных билетов, 2 окошечка в здании напоминающем деревенский автовокзал советских времен. На Российской постояли че-то около 3 часов.
Пол-десятого вечера наконец то и наши спутники выехали с таможни. Красиво садилось солнце. Речь не шла о Колыванском озере. Обычно мы планируем вернуться домой вечером в субботу, чтобы в воскресенье прийти в себя и в понедельник выйти на работу во вменяемом состоянии. В реальности получается что возвращаемся в ночь, в час, два, три. Здесь же нам было еще пилить около 700 км, хорошо что у нас был день в запасе, но Костя наотрез отказался останавливаться на ночевку где бы то ни было и ехать до упора.
Игорь сказал, что возможно будет брать гостиницу в Алейске и посмотрит по ходу дела.
Я не умею ездить за рулем без сна, Костя же может ехать 15 часов в любое время, при любых условиях, в любом состоянии, но выйдя из машины он падает почти там где вышел, и разбудить его представляется возможным часа через 24. Я же тем не менее сидя рядом не могу спать спокойно, постоянно или болтая, или когда нет сил, и глючит, засыпаю а потом резко просыпаясь задаю вопрос «ты не спишь», иногда получаю ответ, сплю и т.д. В любом случае мне эта затея не очень нравилась.
Опять поступило предложение где нибудь свернуть по дороге для ужина.
Проехали Змеиногорск. Мы остановились, поменяться с Костей рулем, повздорив несколько на тему правил вождения вообще и обсудив тему «женщина за рулем» в частности. Я решила в конце концов перекусить и возмущенно направилась к машине Игоря, потому что у него весь провиант был. Никто не хотел есть, но в результате прямо на капоте машины за 10 минут мы умяли кг копченой колбасы, с пачкой кетчупа, зажевав пучками зеленого лука, и опустошив термос чая. Приободрившись, с шутками, сели за руль, Игорь опять предупредил что все таки он будет останавливаться, о чем он предупредит, но не знает когда. Темнело, проехали Алейск, Игорь взбодрился и сказал что поедет дальше, но наверное скоро ему надо будет остановиться и поспать, что до Н-ка он не дотянет без сна. Довольно быстро и бодро продвигались. Дело шло к трем часам ночи, на очередной заправке около Барнаула, Игорь был радостен до невозможности, он сказал опять что наверное все таки где нибудь поспит, но в результате он где то нас даже обогнал, а потом мы так и ехали до Н-ка ни разу не останавливаясь даже по техническим причинам. Утром в пять часов, машина Игоря поравнялась с нашей в районе своротка на Новый поселок (они ехали не в город, а на дачу). Кто бы мог подумать что 10 часов назад этот водитель помирал от жары и желания упасть хоть где нибудь. На лице 60-летнего Игоря не было ни тени усталости, он был бодр, свеж, и весел, готов балагурить и могу предположить, что проехал бы еще изрядное количество км. Мы остались одни, надо было доехать последние километры до дома на левый берег. Машин было мало, слава богу. Приехали к шести утра к дому. Разгрузились из последних сил ... и упали ... Впереди воскресенье ... Карты и путеводители пролежали стопочкой несколько дней ... а через несколько дней я опять стала их находить в разных углах дома ...