Сидя в бане на турбазе "Тушканчик" во время выезда в выезды в январе 2017 года я (по-моему) задал очередной сакраментальный вопрос: "Куда поедем в следующий раз?" И, то ли голова в бане была легка и воздушна, то ли придумывать было лень, но кроме Усть-Кабырзы в голову ничего не пришло и решено было принять ее за рабочую версию. Усугублялось все тем, что до ближайших "длинных" праздников времени было всего ничего - чуть больше полутора месяцев до 23 февраля.

Рабочая версия плавно перетекла в бронирование дома в Усть-Кабырзе (базы уже заняты были) - Костя постарался, спасибо ему в очередной раз. Ну и пришла пора собираться в дорогу. Ориентировались в этот раз на меня, т.к. мне нужно было тащить прицеп, а в прицепе снегоход. И этот момент, как раз, требует небольшого отступления :)

Покатавшись на Рыжике я достаточно быстро понял, что кататься "в одного" на нем интересно и проходимости более-менее хватает. Он здОрово крутится между деревьев и в прочих узких местах. Там, где он "запиливается" в силу своей узкой гусеницы, его несложно даже одному приподнять и переставить. Но вот двоих он вывозит на пределе своих возможностей. И если по относительно неглубокому снегу ездить вдвоем еще как-то можно, хоть и не быстро, то с увеличением глубины снежного покрова или при движении в гору, езда превращается в мучение.
Оглядевшись по сторонам и прикинув свои финансовые возможности, решено было искать б/у Yamaha Viking VK540. Надежная и проверенная временем утилитарная машинка должна была удовлетворить мои скромные потребности: таскать двоих с санями по мелко- и среднеглубокому снегу, по равнинной и холмистой местности, с крейсерскими скоростями 40-60 км/ч, минимально ломаться и требовать к себе не слишком много внимания, а также, при крайней необходимости, ремонтироваться с помощью ключей и молотка. Судя по форумам, Яамаха этим требованиям вполне удовлетворяет, требуя, правда, взамен, приличное количество бензина в пересчете на 100 км.
Экземпляров в отведенные деньги для рассмотрения в округе оказалось не так много. В результате был приобретен аппарат со сравнительно небольшим пробегом, но, правда, побывавший в эксплуатации у "ездюков" и "обслуженный" после них рукожопыми механиками. Если честно, просто жалко стало машинку ... Но, ничего. Приводить технику к приличному техническому состоянию я даже люблю, надеюсь, справлюсь и с японским снегоходом.

Вот именно этот агрегат (пока не поименованный персональным именем), укрытый чехлом, расположился на прицепе, который следовал след в след за нашим Слоненком по трассе на Ленинск-Кузнецкий навстречу восходящему солнцу рано утром 23 февраля 2017 года :)
Дорога до Журавлево качеством была так себе, частично перегорожена заносами. Видели пару аварий, одну легковушку занесло прямо следом за нами. Но - обошлось. В Журавлево нас догнали Костя с Линой, сделали совместную техническую остановку, поздоровались, потрещали и поехали дальше. Выйдя на трассе Кемерово-Новокузнецк чуть прибавили ходу. Трасса, хоть и изрядно пообносившаяся, все еще позволяет держать спокойный крейсер 100-120, с прицепом, конечно, несколько поменьше. На отрезке от новокузнецкого кольца до Таштагола температура за бортом пыталась устойчиво перейти в плюс. Снег на дороге и вокруг активно таял и машины превратились в два куска грязи на колесах. Примерно также выглядел и снегоход на прицепе. Успокаивал себя только тем, что снегоход под тентом должен был выглядеть получше.
В Таштаголе нас перехватил Аркадий Николаич. Опять поздоровались, потрещали, взяли на будущую баню пива в уже известном магазине и двинули дальше. Собственно от Таштагола до Усть-Кабырзы и расстояние то всего ничего. Но дорожка очень скользкая (после Таштагола грязь на дороге как отрубило), укатанная, узкая и извилистая. Больше 50 км/ч не разгонялись. Уже на подходе к Пызасу думали, что приехали, ожидали теплый дом, радушный прием, ужин и т.д. Но случай распорядился иначе. За очередным поворотом посреди дороги обнаружился Камаз и легковушка рядом, а чуть дальше - сошедшая с горки лавина. Вот и приехали ...
Походили вокруг, поржали. Камазист звонил кому-то в Кабырзе и, вроде бы, оттуда обещали трактор. Созвонились и мы с хозяином дома, тот уже был в курсе ситуации, но быстрого решения вопроса не обещал. Походили еще. Становилось скучно. Темнело. Созрела свежая идея: сгрузить снегоход, на нем перебросить наших девушек в поселок с минимумом вещей и возложить на них вопрос готовки ужина, а тем временем и вопрос с трактором бы решился. Так и поступили. Девушек, правда, для ускорения вопроса, забрал с той стороны завала хозяин дома на машине, а мы тем временем вернулись еще за одной партией шмоток. Сгоняли с АркадиемНиколаичем к жилью, разгрузились. А уже на обратном пути обнаружили и подошедший трактор. В общем, пока загружали снегоход на прицеп, пока сворачивались, дорога была уже свободна и основная часть машин и рейсовый автобус, приехавшие за нами, проехала через расчищенный завал в Усть-Кабырзу.
В целом, день выдался не из простых, поэтому после ужина и коротких посиделок быстро срубились спать.

 

На следующий день устроили небольшую вылазку в Кантусскую пещеру. Еще вечером вчера договорились с проводником, который на своем снегоходе должен был нас довести до пещеры. По возможности, собирались немного исследовать пещеру и просто подышать свежим воздухом. На вечер собирались сгоношить баню, хозяин обещал натопить. Но, к сожалению, Лина вчера вечером прихворнула, поэтому оставили ее на хозяйстве, а отправились укороченным составом. Впереди на своем снегоходе проводником Александр, с АркадийНиколаичем за спиной. За ним мы с Катей на Ямахе. А уж за нами Костя на Кузнечике. В одного он ехал за нами очень даже бодро, тем более, что, в основном, путь пролегал по хорошо укатанной снегоходной колее.
Собственно, нам надо было перебраться на другой берег Мрас-су, потом по Кабырзе подняться мимо Парлагола до устья ручья Тузас, далее вдоль по ручью подняться до водораздела, перевалить в долину реки Таяс и уже по ней подняться до устья Кантуса. Где-то там, в районе устья и должна была ожидать нас искомая пещера.
Мрас-Су в районе Усть-Кабырзы вовсю используется как снегоходная трасса. Хотя, в этом году снега много, а морозов, видимо сильных не было. Или наоборот, лед уже начинает подтаивать и наверх выдавливает воду. В общем, местами вдоль снегоходных следов тянется наледь (или наслуд, как еще кое-где называют). Страшновато, но в целом проходимо. Нам на Ямахе только газу добавить, а Косте чуть сложнее, но в одного пролетал нормально.
На правом берегу Мрас-Су за Таской забрались на прибрежную полку и оттуда сделали несколько фотографий, в том числе и ту, что на заглавном снимке в этой статье. Утро выдалось морозным, но солнечным - самая красота. И фотографии получались сочные и яркие. За Таской быстро проскочили по глубокому утоптанному снегоходному следу и вышли на наезженную лесовозами дорогу уже за Кабырзой. Около Парлагола видели стоящий на обочине лесовоз с взорвавшимся колесом (видать буксовал отчаянно), дальше до брода (а по зиме переправы) через Кабырзу доехали минут за 20. По той переправе вполне еще ходят лесовозы с лесом, но нам они не встречались, видимо, в силу праздников.
Вскоре лесовозная колея закончилась, а осталась только снегоходная, хорошо протоптанная тропа. Ехать было просто и не напряжно, в удовольствие. Частенько останавливались и Александр рассказывал и показывал на местности направления и подходы к местным достопримечательностям. Примерно к часу добрались до устья Кантуса, проехав 27 км за пару часов. С учетом частых остановок и общей расслабленности - нормальный результат :) Тут Александр взял тайм-аут, так как детально не знал подъезда к пещере, но минут за 20, пока мы перекусывали, отыскал ее. Вслед за ним подъехали к подножью скалы, в которой, примерно на высоте метров 10 находился вход в пещеру. Чтобы до него добраться, нужно было переправиться через ручей, в снегу по пояс доползти метров пятьдесят до основания скалы и подняться непосредственно ко входу.
Через ручей перешли по лесине с палкой в руке, тропинку в снегу утоптали совместно, ко входу поднялись, выдолбив в плотном снегу ступени и подталкивая друг друга. Пещера оказалась настоящая, с гротами, узкими лазами, грязью под ногами и летучими мышами на потолке. Измазались, пытаясь найти тупик, но так и не нашли. Из тупика обязательно находился какой то лаз или проход дальше. Особенно интересные ощущения испытываешь, когда посреди пещеры отключишь свет фонарика и рядом никого нет. Голоса пропадают сразу за ближайшим выступом и ты остаешься один на один с толщей камня ... Вставляет :)
Обратно добрались быстрее, как это обычно и бывает. По Мрас-Су в конце проскочили прямо до начала поселка, почти до моста, насобирав еще больше наледей. Местами было прямо не очень :) Но все обошлось без эксцессов, добрались до дома, попрощались с Александром, стали готовиться к ужину и делиться с Линой впечатлениями о проведенном дне. А я напоследок еще залез на ближайшую горку, на которой было начали рубить деревья под горнолыжный спуск. Крутоватый подъемчик, перепад высот 272 метра по GPS и некоторое количество адреналина. Жаль что фотографии слабенькие, так как начинало смеркаться. В целом день вышел очень зачетный, богатый на впечатления, эмоции и краски. Все как мы любим :)

 

25 февраля с утра нас покинул АН, ему надо было забирать родственников. Мы же, в оставшемся составе, позавтракали и отправились в сторону горы Каратаг. По рассказам нашего вчерашнего проводника, в ту сторону должны были "протоптать" снегоходную тропу и, возможно, мы бы доехали до какого-нибудь местного "мирадора" (суть обзорной площадки).
Поехали. Мы на Ямахе, Костя с Линой сзади на Кузнечике. Так как сегодня было явно теплее, чем вчера, да и выдвинулись мы уже в 12 (ну да, бывает, что любим мы поспать :) ) то решено было не ехать по реке вдоль, так как возможна наледь, а на Динго вдвоем может быть сложновато. Пока искали короткий выход на реку, крутились по улицам Кабырзы, прошло еще полчаса. В полпервого мы начали штурмовать подъем с Мрас-Су на берег в устье Эрлена. Ямаха заскочила с первого раза, забросив наверх двоих. А вот Кузнечик что-то заартачился. Утыкался лыжами в подъем, рыл гусеницей, но категорически не хотел забираться. При попытке затащить его тросом якорил Ямаху так, что та сама начинала зарываться. Благо выбиралась она сама, только отцепи веревку. В результате в три человеческие силы и 46 лошадиных затащили его все-таки наверх. Как ни странно, дальше Кузнечик вполне исправно повез двоих и даже почти не брыкался.
В ущелье, по которому течет Эрлен, почти сразу посадили на Ямаху третьей Лину, так как липкий и тяжелый снег не давал Косте ехать внатяг - чуть что, сразу буксовал. Да и уехали то недалеко - буквально пару километров. Там встретили группу туристов с парой снегоходов, которые внизу устроили небольшой пикник, а наверх на склон забирались на снегоходе, скатываясь вниз на ватрушках и ледянках. На нас они посмотрели с явным сомнением и даже (вроде) немного поржали. Мы же поначалу попытались полезть на склон прямо втроем, но опыта у меня недостаточно и мощности у снегохода явно не достаточно для такой нагрузки, поэтому быстро завалились набок. Оставив Катю с Линой на месте постарался выбраться на поверхность снега, но удалось это только поставив снегоход мордой вниз по склону. Подумал был, что сейчас развернусь вниз, наберу скорость и набрав инерцию, развернусь и смогу забраться опять к девчонкам. "Но что-то пошло не так". Внизу опять зарылся. Подъехали парни на снегоходах, посетовали, что снег тяжелый и каталка уже не та, что с утра. Помогли вытолкать снегоход и посоветовали съездить полукругом на соседнюю горку, откуда должен быть хороший вид. Мол, по нашим следам ты без вопросов доедешь. В одного я действительно смог стартануть в горку и, если не бросать курок газа, даже шел с небольшим набором высоты. Но опыта езды на нем по пересеченной местности у меня очень мало и снеж норовил при малейшей возможности вставать мордой вниз по склону. Надо активнее скакать с подножки на подножку, так как просто переноса веса тела на одну ногу для управления не хватает. Кое-как забрался на указанную площадку, развернулся и свалился обратно к Косте. Надо признать, что с понижением высоты, да еще если не бояться газовать, то снегоход может вытягивать и в таком снегу. Косте же с трудом удалось развернуть Кузнечика на моей колее. Со своей узкой гусеницей он даже по ней не хотел ехать, рыл снег. Тут как раз и Катя с Линой спустились, где на четвереньках, а где на спине. В общем все четверо мокрые, хотя еще никуда не доехали. Порешили спускаться.
В формате 3 и 1 вернулись обратно к реке и, пересадив Лину к Косте, поехали вчерашним маршрутом с целью посмотреть снегоходную тропу на Колхозный Карчит. По вчерашнему укатанному снегоходному следу легко и относительно быстро доехали до слияния Чебакола и Тузаса и примерно через километр свернули по путику вправо. Там тоже неплохая снегоходная тропа вывела нас через пару километров к месту, где когда-то находился Колхозный Карчит. От этой небольшой деревеньки осталась только пара развалившихся сараев, поляна, где были дома, изрисована следами снегоходов. Но даже горники не отваживались там сходу пересекать местный ручей (как раз с названием Карчит), это тоже было видно по следам. Свернули вправо, где по карте нарисованы были также остатки строений. Строений не увидели, но зато увидели, где снегоходы перебираются через ручей. Вполне можно было бы и нам, но мы с Катей оторвались немного от Кости с Линой. Вернулись обратно, оказывается они немного зарылись и вытаскивали снегоход. Так как времени было полпятого, а прогулкой езду в окрестностях Карчита назвать было сложно (проезжабельно, но не без вопросов), то решили поворачивать обратно. К тому же нам сегодня обещали баню взамен вчерашней, которая вчера так и не протопилась и дымила печкой.
Дорога обратно заняла примерно час. Дополнительно проскочили к музею ГУЛАГа, узнали время работы. Выяснили, что завтра с утра, перед отъездом, можем посетить его. Вернулись к дому, стали готовить ужин и ожидать баню. Я, традиционно не накатавшись, немного поелозил по местным кустам вдоль подножия вчерашней горы, тренируясь делать развороты и стараясь рисовать колечки как можно меньшего диаметра. Заодно заехал к музею ГУЛАГа так сказать с тыла. Сфотографировал. Мрачное здесь местечко было ... Вернулся, развернул машину, поменял ее местами с прицепом, загнал на прицеп снегоход, зачехлил его. Костя тоже разбирал Кузнечика и упаковывал его в машину. Потом был уютный вечер с баней, прошедший в "теплой и дружественной обстановке" :)

 

На следующий день, попрощавшись с хозяином и заехав в музей, отправились обратно. Погода хмурилась. Ехали долго, дорога грязная, много народа возвращалось с Шерегеша, приехали уже по темноте. Тяжеловата оказалась дорожка. Но снегоходная-то часть выезда в Кабырзу откаталась на отлично! Нужно будет расширять ореол катания, но, наверное, уже в следующем сезоне. А Кабырзе спасибо и до встречи!

 

P.S. При подготовке отчета использованы фотографии всех участников вылазки.