ОТЧЁТ

 

Автомобильный маршрут второй категории сложности

по югу Алтайского края

(Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский районы)

совершенному с 06.05.11 по 09.05.11

 

По маршруту:

 

Новосибирск – Барнаул – Алейск – Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Барановка – Первокаменка – Шипуниха – Семеновка – Белорецкий (нежил.) – Андреевский – Тигирек – Чинета – Маралиха – Харлово – Березовка – Новобураново – Усть-Калманка – Чарышский – Алейск – Боровское – Буканское – Корчино – Шарчино – Тюменцево – Ключи – Камень-на-Оби – Ордынское – Новосибирск.


 

I. Справочные сведения

1. Категория

Вид туризма: автомобильный

Категория сложности: II

Протяженность: 1276 км

Продолжительность: 4 дня

Сроки проведения: с 06.05.11 по 09.05.11

ТССР Новосибирская областная федерация туризма, маршрутная книжка № 07-99-11

 

2. Район

Новосибирская область, Алтайский край, бассейн реки Белой, предгорья Тигирекского хребта

 

3. Подробная нитка маршрута

Новосибирск – Бердск – Искитим – Евсино – Линево – Черепаново – Безменово – Тальменка – Казачий – Зудилово – Новоалтайск – Барнаул – Калманка – Алейск – Поспелиха – Курья – Змеиногорск – Барановка – Первокаменка – Шипуниха – Семеновка – Белорецкий (нежил.) – Андреевский – Тигирек – Чинета – Маралиха – Харлово – Березовка – Новобураново – Усть-Калманка – Чарышский – Алейск – Боровское – Буканское – Комсомольский – Корчино – Шарчино – Тюменцево – Камень-на-Оби – Крутиха – Спирино – Кирза – Ордынское - Новосибирск

 

4. Краткая характеристика района

Географическое положение. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири между 50 и 55 градусами северной широты и 77 и 87 градусами восточной долготы. Протяженность территории с запада на восток около 600 км, с севера на юг — около 400 км.

Рельеф. Территория края относится к двум физическим странам — Западно-Сибирской равнине и Алтай — Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон — Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера — Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Кулундинская степь. В крае присутствуют почти все природные зоны России — степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края характеризуется развитием степной и лесостепной природных зон, с ленточными борами, развитой балочно-овражной сетью, озёрами и колками.

Климат. Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Абсолютная годовая амплитуда температуры воздуха достигает 90—95 °C. Среднегодовые температуры — положительные, 0,5—2,1 °С Средние максимальные температуры июля +26…+28 °C, экстремальные достигают +40…+42 °C. Средние минимальные температуры января −20…−24 °C, абсолютный зимний минимум −50…−55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

Наиболее сухой и жаркой является западная равнинная часть края. К востоку и юго-востоку происходит увеличение осадков от 230 мм до 600—700 мм в год. Среднегодовая температура повышается к юго-западу края. Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20—45 % случаев скорость ветров юго-западного и западного направлений превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30—50 дней в году.

Снежный покров устанавливается в среднем во второй декаде ноября, разрушается в первой декаде апреля. Высота снежного покрова составляет в среднем 40—60 см, в западных районах уменьшается до 20—30 см. Глубина промерзания почвы 50—80 см, на оголенных от снега степных участках возможно промерзание на глубину 2—2,5 м.

 

Категорийная часть похода проходила по охранной зоне Тигирекского заповедника, о чем состоялась договоренность с руководством заповедника и получены соответствующие пропуска.

Тигирекский заповедник — государственный природный заповедник, образован 4 декабря 1999 года. Расположен в юго-западной части Алтайского края, включая приграничные с Казахстаном участки Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов. Площадь более 40 тысяч га.

Цель создания — охрана слабонарушенных горных экосистем западного Алтая.

Территория занимает водораздел между правыми притоками реки Чарыш и верховьями истоков реки Алей. Площадь заповедника 40 693 га, с охранной зоной площадью 26 257 га. Первоначально территория заповедника должна была составлять около 300 тысяч га.

Заповедник состоит из трех участков:

  • Белорецкий — верховья реки Белая.
  • Тигирекский — прилегающий с юга к посёлку Тигирек.
  • Ханхаринский — верховья реки Большая Ханхара.

Рельеф заповедника среднегорный с куполообразными вершинами. Абсолютные высоты достигают 2200 метров над уровнем моря. На территории много рек, самая крупная из которых — Белая.

 

 

5. Состав группы

Поход проводился на четырех автомобилях – Toyota HiLux Surf (лифт 2", резина 32" МТ, автомобильная лебедка электрическая, шноркель), Toyota Land Cruiser 80 (лифт 5", резина 35" МТ, лебедка, шноркель), Toyota Land Cruiser 80 (резина 33" МТ, лебедка, шноркель), Toyota Land Cruiser Prado 90 (резина 33" МТ). Запас топлива у каждого экипажа рассчитан на пробег не менее 300 км по бездорожью. Имелось 4 сэнд-трека длиной по 1,5м, удлинительные тросы для лебедки общей длиной 60 м, рывковые стропы, два внедорожных домкрата Hi-Jack, две бензопилы, топоры, лопаты. Автомобили были оборудованы радиостанциями на 27МГц с внешними антеннами для связи между машинами, экспедиционными багажниками, а также GPS навигаторами.

 

ФИО участника,

должность в походе

Год

рождения

Адрес проживания

Транспортное средство

1

Быков Дмитрий – руководитель, механик-водитель

1972

Новосибирск

Toyota Hilux Surf

2

Михина Екатерина - штурман

1975

Новосибирск

Toyota Hilux Surf

3

Табунщиков Вадим – механик-водитель

1969

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

4

Устинова Марина - штурман

1976

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

5

Монтотов Алексей – механик-водитель, фотограф

1976

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

6

Монтотова Наталья – штурман, видеооператор

1980

Новосибирск

Toyota LandCruiser 80

7

Третьяков Владимир – механик-водитель

1976

Новосибирск

Toyota LandCruiser Prado 90

8

Третьякова Анастасия – штурман, фотограф

1983

Новосибирск

Toyota LandCruiser Prado 90

 

 


II. Содержание отчета.

1. Цели путешествия

            1. Совершить туристический поход по югу Алтайского края.

            2. Выяснить состояние дорог в предгорьях Тигирекского хребта и долине реки Белой.

            3. Выяснить состояние и проходимость брода через реку Белую в районе заброшенного поселка Белорецкий

            4. Посетить различные ландшафтные зоны Западной Сибири в весеннее время и различные рельефные зоны Алтая

            4. Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников похода.

            5. Освоить движение по труднопроходимой местности с прохождением разного рода препятствий

            6. Отработать движение в команде по тяжелым горным дорогам при разной степени внедорожной подготовки автомобилей

            7. Отработать движение в колонне с использованием радиосвязи для управления колонной

 

2. График прохождения маршрута

 

День

Дата

Участок маршрута

Км/ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

1

06.05.11

Новосибирск – Барнаул – Змеиногорск

564км

8:00

Асфальт

+2° .. +8°, переменная облачность

1

06.05.11

Змеиногорск – Барановка – Семеновка

42,7км

1:15

Сухая грунтовка

 

1

06.05.11

Семеновка – г.Маячная

25,6км

6:00

Давно заброшенная колея, лужи, уклоны, завалы, промоины.

 

2

07.05.11

г.Маячная – северное подножие г.Становой

9,7км

11:45

очень давно заброшенная колея, сильные завалы, мелкие броды, болотины, уклоны, нерастаявшие снежные переметы

-2°..+9°, переменная облачность

3

08.05.11

г.Становая – Белорецкий (нежил.) – Андреевский – северное подножие г.Маяк

26км

14:15

завалы, брод через р.Белую, уклоны, оползень, глиняные колеи, нерастаявшие снежные переметы

-2°..+3°, низкая облачность, дождь, иногда со снегом

4

09.05.11

г.Маяк – р.Заячий – р.Мал.Чесноковка – Тигирек – г.Сердцево – с.Чинета

38км

4:30

глинистые размытые колеи, завалы, крутые подъемы и спуски, уклоны, броды

Утром туман, -5°.. +12°, переменная облачность

4

09.05.11

Чинета – Маралиха – Харлово – Березовка – Усть-Калманка - Алейск

192км

6:15

гравийка, асфальт

 

4

09.05.11

Алейск – Камень-на-Оби - Новосибирск

378км

6:00

гравийка, асфальт

 

 

Итого: 1276 км./ 58 часов

III. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута

День 1. (06.05.11)
Шесть утра. Стандартный сбор на пятачке на конце винаповского моста. Для этого времени года шесть утра - это норма, уже вовсю светло и можно использовать максимум светового дня для движения. А так как планы на сегодня просто грандиозные, то запас по времени нам не помешает. Выдвигаемся в сторону Змеиногорска, возглавляет колонну экипаж Сюрфа, замыкает экипаж второй 80-ки, т.е. Алексей.
Пока мы выбираемся по Советскому шоссе в сторону ОбьГЭС, можно представить экипажи:
1. Тойота Хайлюкс Сюрф, Дмитрий (Прибой), Екатерина (Волна)
2. Тойота ЛэндКрузер 80, Вадим (Мираж), Марина
3. Тойота ЛэндКрузер Прадо 90, Владимир (911), Анастасия
4. Тойота ЛэндКрузер 80, Алексей (Доктор), Наталья (Ассистент)
До плотины добираемся за полчаса, затем возле кафе "У Гарика", дожидаемся третий экипаж, здороваемся и выдвигаемся на трассу. Основной порядок оставляем тот же, добавив третий экипаж на его третье место. Замыкающим Доктор.
Дорогу до Змеиногорска можно практически опустить из описания. Были сделаны только короткие остановки в Тальменке и в Алейске, чтобы перекусить и размять ноги, а в Алейске еще и заправиться. Пугавший нас топливный кризис, слава богу, не коснулся основных операторов топливного бизнеса, и мы спокойно заправились в Алейске по ценам более гуманным, чем даже в Новосибирске.


В Змеиногорске были к двум дня. Еще раз заскочили на заправку, так как фактически заходили уже на категорийный участок, далее заправок не предполагалось до самого возвращения в цивилизацию.
Быстро уходим на Барановку, до нее плохонький, но асфальт и можно спокойно держать скорость около 80 км/ч. Проходим село около половины третьего. После нее начинается пыльная грунтовка, и экипажи растягиваются, чтобы не донимать друг друга пылевым шлейфом. Попутных и встречных машин нет, поэтому можно занять любое положение на дороге, которое нравится. Скорость по такой дороге, конечно, падает. Между Первокаменкой и Шипунихой попадаются даже отдельные участки очень древнего асфальта, но положения они не спасают. У поворота возле Семеновки мы оказываемся в районе 15:07. Немного забываем, что он достаточно крут и сразу тропинка лезет в горку. Но погода сухая и забираемся даже на заднем приводе. Все, теперь мы точно "на маршруте". Время примерно 15:35


Дорожка дальше знакомая. И хотя и прошло два года, такое ощущение, что было это только вчера. Вот знакомая лужа на полке на повороте, а вот сосновая аллейка с подъемом вверх по склону. Лужи пока что все спокойно проходимы, грязь не очень жидкая, пилить/рубить ничего не надо. Кое-где встречаются следы нашей позапрошлогодней работы - распиленные и растащенные с дороги завалившиеся деревья.
16:30 - первый раз подсел экипаж Миража. Тяжелая 80-ка порой тонет там, где проскакивает более легкий Сюрф. Побуксовав, второй экипаж самостоятельно выбирается на твердое, оставляя после себя симпатичную канаву.
Параллельно начинаем скакать с берега на берег речки Глубокой, которая вовсе даже не глубокая, но каменистая и вертлявая.
16:37 - проходим место, где ранее стояла деревенька Ключи. Она пропала с карт генштаба где-то между 1965 и 1983 годами. Сейчас на этом месте ничего не напоминает о жилье.
17:06 - первый раз достаем бензопилу, чтобы убрать с дороги упавшую ель. Она совсем свежая, опилки моментально пропитывают все вокруг замечательным ароматом. Но елку уже не посадишь обратно - приходится пилить и оттаскивать.


Дальше большинство кустов мы даже не пилим, жаль времени и кусты. Мы проедем - они распрямятся и будут расти дальше. Правда, это чревато поцарапанным ЛКП на машинах, но мы давно уже перестали замечать эти мелочи на шкуре своего "слоника", а второй-третьей-четвертой машине несколько попроще - кусты примяты и им достается меньше.
18:38 - первый раз "садится" Доктор, идущий на этом участке вторым. Его 80-ку стаскивает в колею. Глубина - размером с 33" колесо. Машина вывешивается и сама выбраться не может. Идущий следом 911 разматывает веревку и вытаскивает Доктора назад.


18:50 - проходим урочище Усова - развилку, где еще одна колея уходит вдоль по руслу Глубокой вправо, в сторону границы с Казахстаном. Наша дорога раньше проходила по руслу ручья Банный, сейчас же русло размыло, огромные ступеньки не дают проехать. Приходится искать объезд. Где-то примерно тут же садится экипаж Сюрфа, шедший на участке вторым за 80-кой Миража. Неудачная колея, которую Мираж прошел на всех блокировках, не дала возможности пройти засаду ходом. Пришлось просить его вытащить.


После развилки узкий гребень и колеи, которые надо проезжать по уклонам. Во всяком случае, так было два года назад. Сейчас же легко нашли обходную трассу и, немного попрыгав по кочкам, перебираемся через сложный участок. 911, шедший третьим пару раз подсаживается при диагоналке, но выбирается сам и в результате тоже проходит засаду.
19:50 - дело к вечеру, тени удлиняются, хотя пока солнечно. Целью на сегодня определили добраться до места нашей первой ночевки в позапрошлогодней поездке. Выходим на поляну, выезд с которой проходит через овраг с ручейком и двумя 90-градусными поворотами. Штурмана протопали трассу ножками и дали "добро". Я прохожу все ходом, за мной неторопливо лезет Мираж. Володя долго прицеливается, боясь зацепить бампером и фаркопом, но под наши уговоры, наконец, едет. Доктор, трижды посмотревший прохождение засады, замыкает прохождение участка.




Дальше пара поперечных промоин, которые закладываем треками, а также глубокая засадная лужа уже почти перед самой ночевочной поляной. В ней я традиционно сажусь, а остальные традиционно объезжают ее низом. Цепляюсь за подъехавшего Владимира лебедкой и вытаскиваюсь на сухое. Два остальных экипажа уже на поляне и устраиваются на ночлег. Времени 21:12


Сегодня почти праздник, потому что прошли мы прилично, страшных засад не было, в целом дорога суше, чем была в позапрошлом году. Все не слишком устали и есть хороший душевный настрой. Жарим привезенное мясо, ужинаем - и спать. На завтра выезд назначен на 9 утра.



День 2. (07.05.11)
Вчера наше движение закончилось у северо-западного подножия горы Маячная, на уже знакомой полянке, где мы останавливались два года назад.
Сегодня, даже несмотря на то, что вчера договаривались выехать в 9 утра, реально мы двинулись в путь уже в 8.30. Способствовали этому ранние пташки в лице Доктора и Ассистента, а также Миража. Зато сразу с утра мы уже имели на завтрак горячий супчик и вчерашний недоеденный шашлык. Правда, температура с утра явно была ниже нулевой и суп надо было есть очень быстро, чтобы не застыл на губах.
Самые нетерпеливые с утра уже сгоняли вперед на разведку и принесли неутешительные новости - впереди засада, надо пилить и непонятно, как проходить приличный снежный сугроб. На деле оказалось чуть проще - распилить упавший ствол действительно пришлось, объезд еще одного завала нашелся сразу, а вот сугроб проходили в лоб, прямо по верху, перескакивая сразу после него с одного края колеи на другой.


К десяти примерно утра добираемся до той злополучной лужи, в которой два года назад мы провели около четырех часов. Но сейчас мы подготовлены существенно лучше - лебедки есть на трех машинах из четырех. Но все равно вперед отправляем самого подготовленного - Миражевского крузака на 35-х тапках и со всеми блокировками. Вадим медленно погружается в жижу и, понемногу раскачиваясь вперед-назад, сносит почти весь междуколейный гребень. Почти, но не весь и последние метра полтора приходится подтягивать его на лебедке. Это не сложно и относительно быстро. По результатам мы имеем тяжелую машину на другой стороне и серьезно почищенный фарватер.


Вторым иду я и прохожу тоже почти всю лужу, ну может чуть поменьше, чем Мираж. Лебедимся уже за 80-ку (короче размотка троса) и выбираемся на сухое. Сразу разворачиваемся и готовимся вытаскивать Прадика 911-го. Делаем это быстро. Уже почти празднуем победу, но тут Доктор выясняет, что лебедка у него почему-то отказалась разматываться. Разворачиваемся еще раз и помогаем перебраться и ему. Правда приходится зацепить себя за ближайшую березу, чтобы тяжелая 80-ка не стаскивала Сюрфа к себе. Чуть позже Доктор нашел неисправность в проводке пульта управления и восстановил её работоспособность.


Дорога дальше идет в гору, но более-менее сухо. Только недолго - выше опять попадаются серьезные нерастаявшие сугробы. Здесь первой идет 80-ка Миража и ей приходится нелегко - машина тяжелая и снег она должна продавить до грунта, иначе цепляться ей на за что, несмотря на блокировки. Здесь у Вадима первый раз рвет шпонку на лебедке при попытке затянуться в горку по глубокому снегу и менять ее приходится лежа в сыром снегу под бампером. Решаем в дальнейшем немного поберечь лебедку, чтобы не заниматься этой нудной и небыстрой процедурой слишком часто.


Здесь же, пока под 80-ку прокапываем или точнее рыхлим сугроб, я иду чуть низом и лебедкой затягиваюсь обратно в колею почти под прямым углом к ней. Здесь же у Вадима рождается фраза: "Чего только люди не сделают, чтобы обойти меня на вираже". На самом деле это помогает протянуть его моей лебедкой по части сугроба, а из остатков выдернуть его стропой. Волна при этом творит чудеса, строя из тросов, шаклов и блоков сложные геометрические комбинации для вытаскивания 80-ки и разворачивая нашего Сюрфа на пятачке, размером чуть больше самой машины. Зато после Миража, 911 и Доктор могут идти по образовавшейся колее почти ходом.
Здесь фотографий нет, у всех руки были заняты. Возня эта отняла много времени и сил, а закончили мы ее здесь около половины второго, а прошли мы с 9 утра всего-то 2,2 км ... День явно переставал быть томным :)
Еще несколько спусков и несколько подъемов. Снова снег в колеях, но на этот раз меньше, и в основном на спуске. То есть, машина едет как хочет, главное, что вниз.


Наконец, примерно к 16 часам мы попадаем к точке нашего позапрошлогоднего возврата. Вылетаем на эту полку как-то разом, без предупреждения. Именно тут я слегка мандражирую, ибо совсем нет представления, как ее проходить. Но команда - это сила! Десять минут ходьбы вокруг, прицеливания и промеривания и вот уже есть готовый план: сейчас спускаемся вниз на заболоченную полянку, немного пилим сухостой, потом перескакиваем через ручей и мы почти на месте, надо только взобраться обратно на полку. Но это лучше, чем ничего...


Все дружно сдают назад, пускают меня вперед. Проезжаю, немного пилю, потом на треках проскакиваю через ручей и вот уже кочковатый подъем. Примерно до середины или чуть выше заезжаю сам, а дальше лебедка и дело рук штурмана. Поднявшись на полку, сразу протягиваю подальше. Пока народ поднимает на полочку все остальные машинки, я успеваю распилить и растащить несколько сушин, что перегородили дорогу и подобраться к совсем уже размытой трубе, что положена в основание дороги ... ведь кто-то когда-то эту дорогу строил ...


Здесь у нас есть две новости - одна хорошая. Бобры завалили ручей и теперь в основании трубы почти сухо, хотя спуск к ней и крутой, но все относительно проезжее. Вторая новость похуже - ручей теперь повернул и пересекает дорогу чуть дальше, снова размыв полотно насыпанной дороги, правда проезд там все-таки возможен.
По очереди, на всех мыслимых блокировках, понижайках и тормозах спускаемся с горки к основанию трубы-мостика и по трекам, на цыпочках переезжаем остатки ручья. Кому-то чуть проще, кому-то немного сложнее, но всем доступно.




Примерно час у нас уходить на преодоление препятствия и примерно к пяти вечера мы, наконец, проходим этот ручей. Вечереет, но на сегодня установка идти до окончания светового дня. А это еще добрых четыре часа. Команда все понимает и двигается вперед.
После ручья некоторое время было чуть полегче - пара объездов, немного запилов, но в целом относительно ровно и без особой грязи. Зато мы вышли на берега безымянного ручья и здесь нужно чаще прыгать по камням. Местами даже попадается что-то типа старой гати в тех местах ручья, где русло его топкое, а не каменистое.




Но это относительно быстрое передвижение недолго, скоро мы попадаем в настоящие лесные завалы. Видимо, здесь на колесном и гусеничном транспорте никто не ездил уже несколько лет - стволы, перегораживающие дорогу, есть и старые, и новые. Местами завалы следуют друг за другом на расстоянии десяти метров. Приходится одновременно ехать по речке, разлившейся здесь и захватившей бывшую "проезжую часть", и пилить настоящий бурелом. Часам к семи мы полностью вязнем в этом лесоповале. Пилим около часа. Конца ему не видно. Вернувшиеся "короткие" разведчики докладывают, что дальше идет подзаваленная снегом полянка с буреломом, а дальше ручей и за ним опять стволы. Времени много, нужно ужинать и сушится. Принимаю решение вставать на ночевку там, где стоим - на узкой полке между крутым склоном с наклонившимися деревьями и таким же крутым спуском к довольно широкой здесь (около 2-3 метров) речке. Но на полке хотя бы относительно сухо и ровно ...
Вадим и Владимир уходят вперед на длинную разведку, штурмана начинают готовить ночлег и ужин, а мы с Доктором, заправив бензопилы, идем вперед разбирать завалы, насколько это возможно. Начинает портиться погода, на завтра все метеослужбы обещали в этом районе дождь ... и они не обманули ...
Разведчики вернулись без особых радостных вестей, но зато стало понятно, как идти ближайшие пару километров. По прямой отсюда до Белой остается всего около трех километров, несколько больше, видимо, по извилистой колее.
Народ валится с ног, но Мираж находит в себе силы и готовит плов. Порубав его и приняв фронтовые 100 грамм, разбредаемся по машинам. Спать ... За весь день, почти 12 ходовых часов, прошли всего 9,7 км.


День 3. (08.05.11)
Вчера вечером решили, что сегодня стартуем в семь. Стартовали всего с 15 минутной задержкой. С утра пока еще нет дождя, хотя и очень пасмурно. Но еще вчера мы прикинули, что, по сути, у нас впереди еще целых два дня, в течение которых надо кровь из носу выбраться к цивилизации. А уж там, по дорогам, можно будет доехать до дома и ночью. Но это крайний вариант. А сегодня ближайшая цель - река Белая и Белорецкий кордон Тигирекского заповедника.
Благодаря вчерашней вечерней работе, ближайший снежник проходим ходом. Проходим также и ручеек за ним и, растащив распиленные вчера стволы, выходим к болотинке, с которой надо упасть в русло ручья. Первая попытка взять это место нахрапом не получается. Мы зарываемся и буксуем. Мираж оттаскивает нас назад стропой и лезет вперед сам. Ему это удается тоже не с первой попытки, но зато удается. И пока он моет колеса в ручье, мы цепляем за него Сюрф лебедкой и протягиваемся через болотинку.


Видя такое положение, Володя немного расчищает себе дорогу слева от наших колей и проходит место ходом. Вадим стоит у него на страховке.
Вообще, замечено было, что Прадик 911-го лучше и легче проходил многие засады ходом. Мне кажется, что это было серьезной заслугой его новых BF Goodrich MT. У них достаточно серьезные грунтозацепы на плече и, видимо, за счет них ему удавалось и выгребаться из колеи и лучше проходить грязь.
Следом за 911-м также выбирается Доктор. Я ухожу дальше по ручью, чтобы распилить лежащие на пути стволы.


Надо отметить, что этот порядок следования - Surf (Прибой), TLC 80 (Мираж), TLCP (911), TLC 80 (Доктор) - был в основном оправдан и оптимален. Наиболее легкий Сюрф с лебедкой проще шел впереди и чуть что - подтягивался на лебеде, за ним разгребала дорогу тяжелая 80-ка Вадима. При необходимости он мог стянуть Сюрфа назад с помощью стропы или своей лебедки. Кроме того, в Сюрфе была бензопила и, ускакав вперед, мы могли начать распиловку завалов, пока подтягивались остальные машины. Между двумя 80-ками шел Прадик. После двух прошедших машин ему, в основном, становилась понятна траектория, где-то что-то он подправлял, что-то придумывал свое, но в 90% случаев он шел ходом, не требуя особой помощи. Ну и наконец, замыкал кавалькаду Доктор на своей резвой 80-ке на механике и с лебедкой. В колеи и ямы он частенько бросался почти сломя голову, но благодаря машине и той самой голове, он имел кучу шансов пройти засаду ходом, несмотря на вес машины. Да и лебедкой он мог при необходимости зацепиться за 911-го или за ближайшее дерево. А уж если впереди обнаруживался большой завал, с которым долго было бы справляться в одну бензопилу, то он приходил на помощь со своим Штилем, а остальные собравшиеся экипажи растаскивали распиленное.
Где-то в это же время наконец начался дождь ...
Дальше маршрут некоторое расстояние проходил по ручью. После того, что было на берегу - по ручью ехать, все равно, что по автобану. Скачи себе по валунам поаккуратнее и все. Но и из ручья надо когда-то выезжать. На выезде пришлось опять пилить упавшие стволы. Ветки толщиной до пары сантиметров пилить уже бросили, так как и горючего было жалко, да и времени и сил.
Проезжаем чуть вперед и около 9 утра встречаем некоторые следы цивилизации - слева в нашу дорожку вливается тропа, скорее конная, и на ней стоит шлагбаум и обращенный от нас лицом плакат с предупреждением о границе охранной зоны заповедника Тигирекский.
Чтобы перебраться к этому своеобразному перекрестку, сначала надо пройти немелкий поток и каменистую ступеньку в русле. Сначала бродим все в сапогах, затем проходим машинами.


Перебравшись, замечаем странную картину - чуть выше колеи проходит почти горизонтальная полка, выложенная их крупных остроугольных камней. Такое ощущение, что ее создавала тяжелая техника. Но, конечно, вряд ли - строительной техники здесь не было и в помине ... Скорее всего, просто так создано природой.
Полчаса идем спокойно, потом Вадим случайно проваливается правым боком в колею. Приходится разворачиваться и вытаскивать его стропой. Ничего страшного, но крен внутри машины всегда представляется гораздо более серьезным, чем он есть на самом деле. Девчонки по привычке висят на подножках, морально поддерживая водителя.


9:30 - еще немножко идем по руслу и снова надо вылезать из него. Снова немножко пилимся, но это не помогает - выезд из русла крутоват и можно поломать бампера. В результате чуть возвращаемся и заскакиваем на берег в другом месте. Еще чуть кустов - и выбираемся на относительно крепкую колею, которая буквально через триста метров приводит нас к болотинке, поперек которой лежит свежеупавшая елка. Приходится пилить ее и попутно выстилать болотинку спиленными ветками. На ветки сверху кладем треки и проскакиваем засаду ходом. Все эти вещи делаются уже на автомате, не особенно замечая что и как.


Наконец, еще полчаса ходу и мы добираемся до шлагбаума, в очередной раз предупреждающего нас об охранной зоне. Переезжаем вброд небольшой ручей, открываем его и ломимся через кусты. Теперь уже совершенно ясно, что Белая вот она - за поворотом, совсем подать рукой. И действительно, через 100 метров упираемся в забор, за которым стоит Белорецкий кордон заповедника. Навстречу нам идут два егеря, догнавших нас вчера (как это было давно!), проверивших пропуска и запугивавших нас тяжелой дорогой до Белой. Дорога и правда оказалась непростой, но мы ее прошли!


Немного общаемся с егерями. Они, с одной стороны удивлены, что мы сюда все-таки добрались. С другой - явно пытаются показать нам, что дальше будет еще хуже. Обещают брод через Белую по пояс и выше и плохую дорогу дальше до Андреевского. Нас это немного огорчает, конечно, но асфальта мы и не ждали, да и до брода доехать еще надо. А это надо развернуться и снова пилить и ехать. Разворачиваемся, пилим и едем.
Егеря, видимо поняв, что нас теперь проще отправить дальше, чем вернуть назад, идут впереди машин, показывая дорогу. Потом отбирают у Доктора бензопилу и самолично режут ветки, мешающие проезду. Километр, пятьсот метров, двести, сто ... вот она, Белая!


Для начала подтягиваю забродни повыше и лезу в реку. Дно каменистое, чуть топкое только на спуске. До ближайшего островка глубина не выше колена. Если с него подняться чуть вверх по течению и забирая пологую дугу выше, то можно пройти почти не замочив дверей. Это подтверждает и второй егерь прошедший туда и обратно в обычных забродниках. Решено, едем, ничего страшного тут быть не должно.
И действительно, легко проходим русло. Вода лишь коснулась дверей по правому борту. Видимо нам повезло, что давно не было дождей.
Выбираемся на правый берег, идем фотографировать проезжающих за нами. Дожидаемся, когда пройдет Вадим, и лезем дальше вверх по склону по ясно видимой, даже как бы накатанной дорожке. Вадим же страхует остальных и ведет фотосъемку.


Дорожка поначалу радует, вокруг простор, нет даже кустов и ничего не надо пилить. Даже дождик вроде перестал. В душе теплиться надежда, что так будет до самого Андреевского. А уж за ним (как нас напоследок ободрили егеря) так и просто автобан. Лезем выше, оставляя красивую излучину реки слева и внизу. Колея зажимается в складке местности, становится глубже, появляются рытвины и вдруг дорога кончается. Совсем ...


12 часов дня. Дорогу перегородил классический оползень. Просто верхушка бугра съехала вниз в ложбину между холмами. Съехала вся, вместе с кустами и деревьями на ней. Произошло это, видимо, совсем недавно, так как егеря про оползень ничего не знали. А ходили они тут на лошадях не далее, как с неделю назад. Дожидаемся всех участников. Коллективный разум и в этот раз находит выход из положения. Оказывается, если немного покопать и чуть-чуть подровнять, то можно заехать на склон справа, а оттуда спустится на продолжение дороги. После небольших земляных работ, первого загоняем Сюрфа и он на удивление легко заскакивает на склон, а оттуда спускается в колею. За нами следует Вадим и тоже преодолевает препятствие. А вот под 911 оседает свеженабросанная земля, а упереться в противоположный склон он не смог. В результате - диагоналка, и приходится тянуть его наверх 80-кой Вадима, а для этого ее надо немного спустить вниз по колеям. Но получается и то, и другое. Раскачав Прадика и подталкивая его руками, вызволяем. Доктор проходит сам, произнося ставшую потом крылатой фразу: "Понаберут тут паркетников" :)


Работы по вызволению Прадика подталкивает возобновившийся опять дождь. На это раз он сильнее и явно не собирается прекращаться.
В ложбинке между холмами опять лежит снег, но в этот раз неглубокий и плотный, его удается проехать сверху. Потом большое ровное поле, с которого дорога ныряет вниз. Здесь опять засада - большой и плотный сугроб. Сверху его не проехать, копать - слишком долго, глубиной он примерно с полтора-два метра в самом глубоком месте. Машину вряд ли выдержит - провалится, но снег плотный, поэтому растолкать весом его тоже не удастся. Осматриваем окрестности - оказывается, если объехать справа, то можно попробовать спуститься с косогора прямо в колею за сугробом. Если бы не дождь ... Склон слишком крут и мокр, чтобы спустится по нему в лоб. По сухому можно было бы еще попробовать, но по мокрой прошлогодней траве и глине - нереально. Но у нас же есть лебедки! Чуть меняем траекторию, чтобы в самом конце спуска сначала упираться в сугроб, а уж потом съезжать в колею. Сверху ставим Миража, цепляем за него Сюрфа и полегоньку начинаем спуск. В сугробе машина действительно продавливает глубокие колеи, но по краю сугроб надо проехать совсем чуть-чуть. Все удается, и машина встает в колею как на рельсы. Чуть сдвигаем машину, чтобы дать место другим. Миража цепляет Доктор, спускает его. Но разматывает слишком много и трос слетает с барабана. Пятнадцатиминутный консилиум под проливным дождем и трос намотан, но теперь пользоваться можно только последними 15-ю метрами. Тем не менее, цепляем за Доктора Прадика и спускаем также и его.
Приходит очередь Доктора. Он решает спуститься сам, что и делает, отчаянно визжа тормозами и скользя по склону и сугробу. Но сугроб уже размят и немного задерживает скольжение. В качестве крайнего варианта, рассматривалась возможность спускать его задним ходом, зацепив за одно из удачно расположенных деревьев. Но эти рискованные варианты не пригодились. Время около двух дня.


Далее идущий спуск уже совсем размыт дождем. Колея глинистая и очень хорошо, что она идет вниз. Нужно только внимательно следить, чтобы машину не поставило под углом к колее или тем более не развернуло. Спускаемся почти удачно, лишь немного застревает одна из машин и ее долго вытягивают. Внизу нас ждет очередной брод через очередную речушку, въезд и выезд спокойный, ровный. Дорога, наконец, выходит на более горизонтальный участок и можно чуть расслабиться. Правда, не надолго. До очередного брода, вход в который крутой и под сильным уклоном, хотя и короткий. Проходим все, но медленно и печально, зато без потерь.


Дальше, примерно до половины пятого, забыв про обед, рвемся уже без фотографий и остановок. Постоянные мелкие бродики, постоянно какие-то лужи, еще какая-то грязь ... Зато почти не надо пилить. Но дальше опять проще ехать по руслу и русло местами очень глубокое. Вперед отправляем самую высокую машину, а по результатам ее проезда Володя на всякий случай цепляется за Доктора и тот протаскивает его на тросе опасный участок. Мы проходим сами. Еще какие-то лужи, колеи, в которых барахтается даже Мираж, наконец, образцово-показательная бобровая запруда по правую руку в качестве антуража.


Дальше опять засады за засадами. Дождь, правда, моросил уже не слишком сильный и мы про него почти забыли. Два раза чуть не легли в глинистых лужах на борт, потом застревали в какой-то болотине, были вытащены назад 911-м, а он в свою очередь Доктором. Потом разматывали зажеванный трос лебедки, опять ехали. Здесь показания путаются, а фотографий нет - народ просто не реагировал ни на какие внешние раздражители кроме грязи или веток. Какое-то просветление в головах наступило, когда мы выскочили на явную лесозаготовочную деляну и увидали по правую руку небольшой дощатый сарайчик с замком на дверях. Это могло означать только одно - здесь более-менее постоянно должны бывать люди и дорога сюда должна быть более проезжей, чем раньше. Так оно и оказалось.
Взяв еще один, последний на сегодня бродик, мы вышли на хорошую, хоть и сырую верховую колею. Если не торопиться, то ехать по ней можно было достаточно комфортно со скоростью до 10км/ч. Конечно, и тут пришлось пилить ствол в обхват толщиной, что свидетельствовало о том, что люди бывали тут достаточно давно. Но это уже была дорога. Она еще раз подкинула нам проблем, когда в узком каньоне ее перегородил снежный сугроб, но мы быстренько раскидали его лопатами. А когда вылезая из него Сюрф сорвался было правым боком в промоину, пришлось опять лебедиться за ближайшие кусты. Но это уже были мелочи ... дорога шла вниз и чем дальше, тем более скользкой и широкой она становилась.


Опять надо было следить, чтобы не развернуло, не стащило, не сбросило. Но к девяти часам мы вышли таки к Андреевскому. Не торопясь, проехали по селу и даже немного пообщались с местными жителями. Узнали от них, что наши коллеги из "Алтай-Оффроад" проезжали здесь еще вчера, что у них был один раненый, что дальнейшая дорога в Тигирек - вон там, направо и на сопочку наверх.


И мы рванули туда, направо и на сопочку наверх. Рванули так, что спидометры зашкаливало от 20-25 км/ч скорости. И только голос 911-го в рации вернул нас в реальность: "Я, кажется, горю". Он, общаясь с жителями Андреевского несколько отстал и мы в три машины убежали от него, наверное, километра аж на полтора. Зато эти полтора километра назад мы летели как на крыльях, судорожно вспоминая как дергать чеку огнетушителя и что надо сделать при пожаре в первую очередь.
Ситуация оказалась немного банальнее и проще. От тряски (видимо) у Прадика обломило трубку, идущую на заднюю печку. По этой трубке циркулировал антифриз. Вот он то, попав на раскаленный коллектор, и дал полное ощущение пожара. Пар во все стороны, в сумерках похожий на дым, убедил водителя в худшем.
Определив, что ситуация под контролем и приняв первые меры по ремонту, решили, что случай сам определил место нашей стоянки. Переоделись в сухое, слегка перекусили, поздравили друг друга с выходом с самой сложной части категорийного участка, приняли по пять капель за это дело и разбрелись по машинам.


День 4. (09.05.11)
Сегодня дали себе расслабиться - в путь отправились аж полдевятого. Но так как с утра стоял сильнейший туман, то, в общем, поздний выезд был даже оправдан - к моменту выезда туман начал рассеиваться и открывающиеся виды стали гораздо интереснее.
Дорога до Малой Чесноковки (брод в позапрошлом году) занимает всего полтора часа. Расстояние небольшое - 8 с чем-то километров, а дорожка хорошая - в основном полевая колея. В дождливую погоду она может быть неприятной, но особых проблем, думаю, не принесет при должном к ней обращении.


К броду подходим сверху. Сначала, правда, пешочком прохожу ответвление, которое подходит к броду справа с крутым спуском, но там явно ситуация хуже. Поэтому идем по основной, к тому же именно здесь шли барнаульцы - в грязи видны следы мудовой резины. На самом выходе на поляну - небольшая лужа, грязь. Но проходим все без подсаживаний. Река в месте брода по-прежнему быстрая и относительно глубокая, но явно мельче, чем в прошлом году. Тогда и противоположная поляна была почти вся под водой, а сейчас там сухо. Но, тем не менее, за Миража, которого отправляем первым, на всякий случай, цепляем страховочную веревку. Он проходит брод легко. Для успокоения прицепляю веревку к себе - если подсяду на середине, Вадим поддернет. Но этого не требуется, дно более-менее твердое, на выходе не буксуем.
Остальные проходят брод ходом, причем Доктор даже трижды - два раза вперед, один раз назад. Все, теперь мы на уже знакомой нам территории, маршрут можно считать закольцованным.


Однако это еще не все - нам предстоит еще несколько десятков километров пройти по горам, и эта дорога тоже вряд ли окажется простой. Вчера и тут активно лил дождь, поэтому колеи в основном замыленные, и даже мудовая резина махом забивается качественной тигирекской глиной.
В сам Тигирек решили не заезжать - особой цели в этом нет, отмечать пропуска нам не надо, да мы там уже и были. Просто поднявшись на ближайший склон, остановились и в бинокль, и фотообъективы разглядели этот, ставший для нас притягательным поселок.


Дорога до горы Сердцево в основном идет по пупырям и ветром там колею в основном просушило, да и камней в почве немало. Хотя и тут приходится немного порулить - все-таки очень липко. Зато на самом верху устраиваем обычную фотосессию с видом на все горы вокруг сразу. Мы почти празднуем победу ...


Но оказывается, что это еще не все ... Тигирек не хочет отпускать нас просто так. Чем дальше от горы - тем более мокрой и липкой становится грязь, а вкупе с мыльными колеями, прохождение некоторых мест доставляет немало неприятных минут. Один раз меня даже ставит поперек колеи и приходится возвращать себя на путь истинный лебедкой. В целом нервы немного помотало ... Дорога вдоль Ини тоже доставляет - крутые склоны вниз и глинистая колея заставляют напряженно и внимательно рулить. Но мы проходим и это. Единственная неприятность - Доктор пробивает колесо и приходится его менять, благо, что у 911-го та же резина и та же размерность.


А вот и Чинета. Время 13:10. Мы вышли в цивилизацию и с полным правом можем поздравить друг друга с окончанием категорийного участка. Остановка на обед запланирована за мостом через Чарыш, где ночевали два года назад. Сейчас светит солнце, и мы с легкостью тратим полтора часа на ленивое приготовление и поглощение полноценного обеда. В результате выдвигаемся только полчетвертого и нам надо еще преодолеть почти 170 км до Алейска через Маралиху, Березовку, Усть-Калманку. И потом еще почти 400 км до Новосибирска. Но это уже мелочи, это дорога и описание ее не представляет никакого интереса.
Дома были в районе 12 ночи, все-таки трасса ближе к Новосибирску плотно запружена возвращающимися дачниками, да и сами сильно устали. Но мы завершили маршрут и завершили его без потерь.




IV. Выводы и рекомендации
1. Маршрут соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам в качестве похода II категории сложности, при условии увеличения времени для прохождения хотя бы на один день.
2. Нитью маршрута охвачена вся юго-восточная, наиболее интересная, часть Алтайского края. Маршрут проходил по предгорьям Алтая. Особенный интерес вызывает природа вокруг самого поселка Тигирек. Кроме того, Тигирек может вызывать интерес и с исторической точки зрения, но в нашей поездке мы не ставили цели ознакомиться с историческими объектами.
3. Маршрут живописен, природные виды разнообразны.
4. Из-за наличия большого количества поваленных деревьев, необходимо в обязательном порядке комплектовать автомобили бензопилами, минимум одной на команду, лучше двумя.
5. В весеннее время, в горах может достаточно долго оставаться снежный покров, что безусловно затрудняет передвижение. Кроме того, основным препятствием на данном участке является река Белая. В случае дождливой погоды или большого снега зимой вполне возможен высокий уровень воды в реке, что потребует наличие на автомобилях шноркелей. Наличие на автомобилях электрических или механических лебедок является необходимым, хотя бы на половине машин.

В отчете использованы фотографии участников похода.

Ссылка на ролик в YouTube