Реки и озера Алтая. 09 - 16 августа 2011.

Фотоотчет.

В силу некоторых причин цели основного отпуска этого года пришлось менять на ходу. В результате родился короткий недельный тур, который имеет рабочее название "Озера и реки Алтая". В ходе его мы старались посетить некоторые интересные водемы Алтайского края и республики Алтай, чтобы полюбоваться видами и, может быть, немного порыбачить.

 

Забегая вперед скажу, что рыбалка, по большому счету не удалась, поэтому я и упоминать о ней не буду. А вот некоторые фотографии из этой поездки приведу, как приведу и основные характеристики дорог, километраж, а также некоторые словесные описания посещенных нами объектов. При этом претендовать даже на подобие технического отчета я совершенно не собираюсь. Что получилось, то получилось. Смотрите и читайте.

Список посещенных в результате поездки точек выглядит следующим образом:

Гилевское водохранилище в верховья реки Алей, озеро Колыванское (оно же Саввушка), озеро Белое, река Белая, слияние рек Иня и Чарыш, река Чарыш в районе Сентелека, река Большой Ильгумень, река Катунь в районе села Инегень, озеро Узун-Кель, река Чулышман, озеро Телецкое.

Общий километраж поездки составил порядка 2600 км, времени мы потратили 7 дней.

09.08.11

Новосибирск - Рубцовск. 516 км. Асфальт. Ничего интересного.

10.08.11

Рубцовск - Новониколаевка - Покровка - Гилево - Гилевское водохранилище - Змеиногорск - Саввушка - озеро Колыванское - Казанцево - Колывань - озеро Белое - Подпалатцы - река Белая. 240 км. В основном разного рода грунтовки, немного асфальта.

Гилевское водохранилище создано в верховьях реки Алей для аккумулирования речного стока.

Алей - река в Алтайском крае России, левый приток Оби. Самая длинная река Алтайского края - 858 км. Берет начало на территории Казахстана и протекает около 5 км по территории Восточно-Казахстанской области. В верховьях Алей протекает в отрогах Тигирецкого и Колыванского хребтов, в среднем и нижнем течении — по Приобскому плато.

test

Берега Гилевского водохранилища оказались пустынны, видимо из-за буднего дня. Места для стоянок есть, берег умеренно загажен. Рыба, по заверениям бывалых рыболовов здесь есть, но мы особенно задерживаться не стали и объехав водохранилище с севера, двинулись на Змеиногорск. Город прошли ходом и направились на север, в сторону деревни Саввушка и озера Колыванское. На подходе к озеру рассматривали возобновляемые разработки полиметаллических руд и какой-то объект, связанный с космосом (как потом оказалось - телескоп траекторных измерений с лазером).

Озеро Колыванское (или Саввушки) само по себе очень интересное, в том числе и тем, что в нем водится водяной орех "чилим". Но еще более интересным оно выглядит в обрамлении небольших скал, скорее каменных образований, из которых за многие века ветер и вода сотворили совершенно замечательные фигуры. Жаль только, что даже в будний день на берегах полно народу, заняты все более-менее доступные подходы и подъезды к воде, а также активно развивается матрасно-туристическая инфраструктура с непременно сопутствующим ей мусором и прочими "прелестями".

Дальнейший наш путь лежал в сторону Колывани. Но так как легких путей мы не ищем, то решили выбираться туда не по дорогам, а по тропинкам местного значения. Обогнув озеро с севера и пару раз (безуспешно) попытавшись пройти прямо по берегу, в результате мы отправились в гору. Немного поплутали по местным покосам, но навигаторы в результате все-таки вывели нас на Казанцево/Рудовозово, а уж оттуда до Колывани шел вполне приличный асфальт. Саму Колывань проскочили как-то незаметно и махом выбрались на берега озера Белое.

Озеро Белое несколько более пустынное, нежели Саввушки. Но и сюда понемногу добирается цивилизация в виде замков местных "хозяев жизни", огороженных высокими заборами. Непосредственно по берегам озера места еще пока доступны для стоянок и, при желании, наверное можно было бы найти полянку. Но нам хотелось спокойствия и уединения. Поэтому мы обошли Белое с юга (дорога есть практически везде) и отправились на одноименную речку.

Река Белая нам уже была знакома по весеннему Тигиреку, но в этом месте мы к ней еще не подбирались. Дорога (вполне проезжая) довела нас до бывшего поселка Подпалатцы, теперь по сути представляющего из себя небольшую частную базу. Непосредственно около нее на берегу, конечно, стояли палатки. Но мы рванули чуть дальше, два-три раза прошли Белую вброд (совсем неглубоко, август все-таки) и нашли для себя уединенное местечко в устье безымянного притока.

Спокойно поставили палатку, приготовили ужин, почти безуспешно пытались ловить рыбу. Но общая идиллия и спокойствие места компенсировали нам неудавшуюся рыбалку.

11.08.11

Река Белая - Бугрышиха - устье реки Иня - Усть-Чагырка - г.Поскотная - г.Данилова - Усть-Тулатинка - Долинское - Тулата - Комендантка - Березовка - Сентелек - река Чарыш. 147 км. В основном разного рода грунтовки, чуть-чуть оффроада, немного щебенки.

Сегодняшний маршрут был в вариантах. Была идея спуститься от Подпалац до Андреевского через перевал Осиновый, а потом знакомыми путями через Тигирек уйти на Чинету. Но мы решили пойти совсем незнакомым путем и пройти от Бугрышихи до Чинеты просто полями (как потом оказалось, скорее холмами). Никаких особенных препятствий мы не встретили, зато погода и природа очень доставляли ...

 

После Чинеты путь наш лежал к устью реки Ини, к месту, где она впадает в Чарыш. С точки зрения рыбалки место представлялось достаточно перспективным и мы потратили некоторое время на поиски проезда к точке наиболее приближенной к идеалу. Таковую точку мы нашли и, судя по следам жизнедеятельности, перспективной считали ее не только мы одни. Наверняка настоящие рыбаки сумели бы что-то выловить в этом интересном месте (там даже я сам жил бы с удовольствием), но нам опять не повезло и мы потихоньку двинулись в сторону предполагаемого места ночевки. Таковым мы избрали уже известное место на берегу Чарыша за Сентелеком. Но чтобы туда добраться, мы опять рванули вверх в горы ... По пути сфотографировались на горе Поскотной, напротив Усть-Пустынки.

 От Усть-Чагырки верхами добрались до Усть-Тулатинки, оттуда по уже щебеночной дороге до Тулаты. Здесь немного тупанули и вместо того, чтобы напрямую отправиться в сторону Сентелека, повернули на Чарышское. Но, так как мост через Чарыш нам проходить было не нужно, то и встречи с пограничниками можно было не бояться. По факту оказалось, что на посту никого и не было. Тем не менее, от Тулаты можно было через Майорку добраться до Березовки и уже оттуда выйти на Сентелек. В следующий раз так и попробуем.

Дорога до Сентелека лучше не стала, все та же пыльная и тряская щебенка. За Сентелеком обнаружили, что на мосту через Чарыш висит "кирпич" и долго размышляли, как же добираются до дома жители деревень Аба и Машенка. Сами же проскочили за первый брод через Малую Татарку, который надежно отсекает все низкосидящие машины и затаборились на берегу Чарыша в полном одиночестве на прекрасной полянке. Единственную досаду вызвали только коровьи лепешки, щедро разбросанные повсюду, но эту неприятность мы пережили. Сготовили ужин, покидали немного спинниг в Чарыш и отправились спать.

12.08.11

Река Чарыш - Сентелек - Березовка - Чарышское - пер.Сваловское седло - Мал.Бащелак - Бол.Бащелак - Тальменка - Солонешное - Топольное - Черный Ануй - Усть-Мута - Калей - пер.Келейский - Яконур - Ябоган - пер.Ябоганский - Теньга - Туэкта - Каракол - Курата - Шашикман - Онгудай - Хабаровка - пер.Чике-Таман - река Большой Ильгумень. 382 км. В основном щебенка, кое-где асфальт.

Собственно, сегодняшний день по сути для нас являлся траспортным. Задача была (с) "добраться до перевала Чике-Таман и заночевать на стоянке на Большом Ильгумене". Задачу мы эту с честью выполнили.

С утра проснулись раненько и к 9.45 уже позавтракали, прибрали лагерь, упаковались, выдвинулись. К 11 утра добрались до Чарышского. Там посетили несколько магазинов, пополнили продуктовые запасы и закупили немного мяса - захотелось вечером шашлыка. Мясной киоск там, кстати, находится навъезде в Чарышское со стороны Красного Партизана, прямо на развилке. Конечно, выбор не ахти, но кое-что вполне можно купить. Заправляться в Чарышском не стали, пропустили обе заправки. Хотя привычка держать бак насколько возможно полным у нас уже образовалась, но НЗ - канистра 20 литров - еще булькала на крыше, поэтому до Солонешного должно было хватить в любом варианте.

Дорога до Бащелаков уже езжена неоднократно и вполне привычна. В качестве легкого приключения только подкачали сильно порепанное колесо какой-то бричке, на которой человек шесть стара и млада добирались до Малого Бащелака от Большого и не добрались буквально пару километров. В качестве благодарности не дождались даже и "спасиба", правда и не особенно ждали.

Все порываюсь после Большого Бащелака уйти не на Тальменку и далее Солонешное, а через перевал Тележинское седло на Тележиху и выйти на дорогу уже за Солонешным. Но нынешняя поездка в одиночку не способствовала авантюрам и порыв опять отложился до следующего раза.

До Солонешного добрались к двум, заскочили на заправку. Следующую заправку запланировали сделать уже в Акташе.

По дороге в обязательном порядке заехали в Денисову пещеру, показали ее Данилу. Обнаружили, что посещение пещеры теперь платное (50 р) и без экскурсовода не возможно. Однако у экскурсовода видимо был обед, поэтому обошлось и без оплаты и без экскурсии.

Дорога от Солонешного до Черного Ануя и далее до Яконура по-прежнему гравийка и качеством ниже среднего, а вот далее вплоть до М52 асфальт почти везде, за исключением небольшого участка. Видно, что асфальт свежий и положен недавно. Это значит, что дороги улучшаются и это радует. По дороге занимались своим любимым делом - собирали по обочинам дрова для вечернего костра.

Собственно на Чуйский тракт выбрались часам к шести вечера, а на стоянку становились уже в районе семи. С огорчением увидели, что привычной стоянки на Большом Ильгумене фактически нет. Территория за Ильгуменем огорожена забором и по сути, под стоянку остались лишь два небольших пятачка слева и справа от брода. После некоторых раздумий и поисков заняли правый, под самым выездом со старого Чике-Тамана. Площадка, правда, была густо унавожена коровами, но кое-как ее очистили и поставили палатку. За шашлыком дело тоже не стало. При наличии хорошего кострового это дело техники. Вот так, на позитивной ноте, и закончился этот день.

 

13.08.11

Река Большой Ильгумень - Купчегень - Иня - мост через Катунь - Инегень - начало тропы Иня-Тюнгур - Инегень - мост через Катунь - Иодро - Белый Бом - Чибит - Акташ - т/б Узун-Кёль. 206 км. В основном асфальт, немного щебенки и оффроада.

День сегодняшний решено было посвятить дороге до знакомого нам озера Узун-Кёль с одноимённой базой, также не менее знакомой. А чтобы не было скучно и был элемент новизны - настроились проскочить до начала тропы Иня - Тюнгур, что находится на левом берегу Катуни, за селом Иня.

Крайний населенный пункт в той стороне - село Инегень, которое стоит примерно в десяти километрах выше по течению Катуни от места впадения в нее Чуи. Но до него не так просто добраться - сначала надо перебраться на другой берег Катуни по подвесному мостику, не вызывающему особого доверия. Потом нужно проехать по вырубленной в скале полке, каковая едва вмещает в ширину одну машину, но, судя по знакам, предназначена для проезда легкового и грузового транспорта. И вообще, на картах 1985 года эта "дорога" обозначена как дорога районного значения Р-373

Само селе Инегень весьма добротное, все домики очень аккуратные, видно что много строятся и вообще, народ живет в относительном достатке. 

Сразу за селом, свернули на берег Катуни, чтобы посмотреть на остатки парома, который был обозначен на карте. И тут, пожалуй за все время поездок по Алтаю, мы обнаружили действующий паром именно там, где он должен быть. К своему немалому удивлению.

Паром, собственно, оказался небольшим настилом, устроенным на дву металлических понтонах. Двигаться поперек реки он, видимо, должен лишь управляемый рулем и направляемый течением реки. А не дать ему уплыть далеко должен провешенный между берегами трос. Судя по всему, паром используется лишь для перевозки скота на другой берег Катуни, на свежую траву. Немного покидали в Катунь спиннинги и отправились дальше.

Дальше довольно накатанная дорога поднимается от берега Катуни на небольшое плато и идет параллельно реке до зимника Сок-Ярык (это все с карты названия). А вот дальше, насколько нам было известно, никакого постоянного автомобильного движения нет. В интернете есть множество материалов относительно того, откуда взялась эта тропа и почему она до сих пор прорисована на картах, но все эти материалы сходятся в одном - автомобильной дороги там нет и, по сути, никогда не было. На мотоциклах, велосипедах или пешком там народ ходит и ездит регулярно. А вот на машинах проехали лишь однажды, в 2006 году члены клуба Оффроадмастер из Новосибирска.

После зимника мы, было рванули вверх, полагая, что тропа идет верхами. Этому способствовала вполне крепкая колея, которая, правда, неожиданно обрывалась в кустах, за которыми был лишь крутой склон. Когда же мы выбрались на косогор, чтобы детальнее разглядеть шумящую внизу Катунь, мы разглядели заодно и тропинку, точнее колею, идущую прямо по-над берегом. Правда продолжение колеи разглядеть не удалось - она терялась в кустах, но зато стало понятно, что надо спускаться вниз, благо своротки на нашей дорожке были. В общем немного покрутились по верхам, пофотографировали - и вниз.

Спуск вниз тоже не из самых простых, но по сухой погоде, оказался вполне себе ничего. Но от места спуска до фактического окончания тропы (во всяком случае автомобильной) всего чуть больше километра. Потом начинается то, что выглядит как искуственная насыпь, сделанная из плоских камней без всякого скрепляющего раствора. Ширины, чтобы проехать по насыпи на машине, уже не хватает. Здесь мы и развернулись.

Нам здесь понравилось, поэтому остались пообедать и немного покидать спиннинги (правда опять безрезультатно). 

Возвращались на М-52 уже быстрее, дорога относительно несложная и чуточку знакомая. На прижимах, конечно, немного побоялись ...

test

И вот уже знакомый мостик, короткий подъем и мы на Чуйском тракте.

Так как много времени потратили на заезд за Инегень, уже не успевали сегодня проскочить за Чибит к месту слияния Чуи и Мажоя. Но совершенно об этом не пожалели. Места, где мы побывали сегодня, стоят потраченного времени.

До турбазы Узун-Кёль добрались без приключений. Свободный домик быстро нашелся, хотя хозяин базы, Виктор Романович, нас видимо уже и не вспомнил. Спалось на Узун-Кёле, как всегда, отлично.

14.08.11

Т/б Узун-Кёль - Усть-Улаган - Балыктуюль - пер.Кату-Ярык - р.Башкаус - Коо - Балыкча - мыс Кырсай/оз.Телецкое. 161 км. Полтора десятка километров асфальта, остальное щебенка разного качества.

Этот день практически не нужно описывать. Мы должны были добраться до мыса Кырсай, что на южном берегу Телецкого озера. Этот маршрут мы проходили неоднократно и вся или почти вся дорога нам была знакома.

По этому маршруту мы и отправились спокойно, подробно рассматривая открывающиеся по сторонам окрестности и останавливаясь в понравившися местах. Заодно, конечно, добравшись до Чулышмана, помочили в нем спиннинги, но, как и во всей поездке - безрезультатно. Расстроились только чуть-чуть.

До Кырсая добрались без приключений. На турбазе "Кырсай" стоял народ, играла музыка и вообще было не особенно спокойно. Но мы как-то не догадались проскочить за базу и разместиться на песчаной косе за ней (там, правда, тоже стоял народ, но вроде бы было потише). Поселились в трехместный аил с твердыми кроватями. В качестве бонуса машина стояла прямо у дверей аила. Вечером, уже в сумерках, ходили смотреть как встает луна над восточным берегом Телецкого. Спали крепко, соседи угомонились не слишком поздно.

15.08.11

Мыс Кырсай/оз.Телецкое - Балыкча - Коо - р.Башкаус - пер.Кату-Ярык - Балыктуюль - Усть-Улаган - Акташ - Чибит - Белый Бом - Иодро - Иня - Купчегень - стоянка на Большом Ильгумене. 313 км. Сто сорок километров щебенки разного качества (в основном паршивого) и остальное - асфальт.

Собственно сегодня началась наша дорога домой. Поднялись раненько, собрались, выскочили за ворота базы ... и встали позавтракать. Пока Катя готовила завтрак, мы еще раз пытались поймать рыбацкое счастье.

Погода была изумительная. Почему то не дул обычный здесь по утрам ветер и гладь озера была, что называется зеркальной.

После завтрака прокатились до крайней в сторону северного берега базы. Поудивлялись серым журавлям, разгуливавшим практически между местными жителями, убирающими сено. Поставили себе точку на карте, в районе которой еще можно встать на ЮБТО с палатками и не на базе и отправились в сторону дома.

По дороге, конечно, еще пытались половить рыбу в Чулышмане. И рыба там явно должна была быть. Просто обязана. Но, видимо, она плавала где-то рядом :)

До места стоянки добрались посветлу, оно было свободно. Правда еще больше коров проходило на этом пятачке и тому были вещественные доказательства. Но площадку мы все-таки расчистили. Пока занимались хозяйственными делами, пастух пригнал и самих коров вперемежку с лохматыми яками, которые спасались от жары в Ильгумене. Зачем пригнал - неизвестно, потому что сам перебрался на противоположный берег реки и исчез, а стадо оставил на его усмотрение. Любопытные коровы пытались забраться в наш лагерь, но мы его отстояли. К темноте коровы разбрелись окончательно и мы более-менее спокойно выспались.

16.08.11

Стоянка на Большом Ильгумене - Новосибирск. 672 км. Асфальт.

Дорога домой.