В августе 2014 по инициативе Миши Чабана собрали компанию для поездки на Укок … Компания получилась подготовленная, три TLC-80, один Hilux Surf 185 и квадроцикл. На одной 80ке ехал сам Миша "Чабан" с семейством в общем количестве 6 человек, на второй Вадим "Мираж" с Мариной, на третьей Дима "Нарколог" с семьей, на Сюрфе ехали мы с сыном, а на квадроцикле нас сопровождал Алексей "Доктор".

Поездка получилась разнообразная, с разными внедорожными препятствиями. С погодой нам в основном повезло, дождей не было и на плато было не сильно холодно. Укок оказался маленьким. Длинный рассказ писать нет нужды, поэтому набросаю "техничку" с цифрами, фотографиями и комментариями.

Треки поездки находятся в профильном разделе.

Напомню, что такое Укок.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай.
Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: "Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи". (Топонимический словарь Горного Алтая, стр. 324).
По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии.

09.08.14. Суббота.

Новосибирск - Бийск - Майма - Онгудай - Акташ - ночевка на Чуе.

Народ выдвинулся из Новосибирска рано утром, а я, волей случая, выезжал из Артыбаша. Встретились в Майме, поздоровались, отправились дальше. Ночевали за двумя перевалами, за Акташом, справа от трассы на берегу Чуи. Место было вполне "перевалочное" и таких туристов там было много.

Сервис ati.su до Акташа рисует 777 км и 15 с лишним часов дороги. Километры, думаю, правильные, а времени, с учетом всех остановок, мы затратили поменьше. На ночевку вставали в девятом часу вечера.

 

 

 

 

10.08.14. Воскресенье.

Ночевка на Чуе - Акташ - Курай - Кош-Агач - застава "Тархатинская" - перевал Теплый ключ.

С утра, еще не вкатившись в бивуачную жизнь, собирались несколько лениво. В Кош-Агаче залили до полного баки и канистры на АЗС на въезде в село. Определили на постой тягач Алексея "Доктора", а он пересел на квадрик. Пытались найти администрацию Зоны покоя (все-таки вроде заповедник или что-то такое), но сначала не нашли, потом нашли по новому адресу и обнаружили полную неработоспособность оного заведения. Махнули на разрешения рукой и поехали так.

Дорога от Кош-Агача до Тархатинской заставы почему-то совершенно не напрягла. То ли щебенку, так впечатлявшую нас в 2008, отгрейдировали, то ли мы стали старше и мудрее :)

На заставе, как обычно, проверка документов (пропуска мы оформляли заранее и забирали в Горно-Алтайске, но вроде, если не заезжать в 5-ти километровую зону, то можно и без них), занесение данных всех паспортов в реестр и шлагбаум поднят!

После Тархатинской заставы и до перевала Теплый ключ почти ничего не беспокоило, кроме начавшего подтекать доп.бака у Сюрфа и менявших колесо на уазике-буханке полупьяных алтайцев. Бензин из дополнительного бензобака постарались максимально перегнать в основной (подтекало какое-то верхнее соединение), алтайцам предоставили хай-джек, помогли поменять колесо и отправили восвояси. Сами тормознули там же, недалеко от развилки на Беляши-Джазатор, и перекусили.

До перевала добрались без проблем и вопросов . На радоновых ключах останавливаться не стали, практически сразу ломанулись на подъем. На подъеме интенсивное движение вверх и вниз. Идут пешики, едут велосипедисты и автомобилисты. Если не торопиться и заранее включить пониженную, то никаких особых проблем подъем не доставляет. Если конечно машина не перегружена. У Миши Чабана в машине наблюдался явный перегруз, поэтому пассажиры иногда шли пешком.

В общем, забрались на перевал, отчаянные даже слегка искупались в озерце, что присутствует на перевале. Так как времени было уже около шести вечера, то решили спускаться и присматривать местечко для табора. Подходящую полянку нашли в районе брода через речку Калгуты.

За день прошли 207 км. Утром движение начали в 9 утра, вечером затаборились около 19. Ходового времени часов 7.

 

11.08.14. Понедельник.

С утра, пока собирались, нам навстречу проехала группа УАЗиков с другими внедорожниками. Народ даже подошел пообщаться. Мы у них узнали о бродах, они нас о состоянии перевала Теплый ключ. Вообще, раньше я бы этому совсем не удивился. А сейчас, когда количество машин на Укоке увеличивается уже почти в геометрической прогрессии - такое поведение скорее исключение из правил. В попутном направлении, например, проехал грузовик с охотниками-рыбаками и только рукой махнули, никто не останавливался. Мы их позже встретили на озерах. Также за день встретили еще группу москвичей и еще кого-то. Народ только махнул рукой в приветствии - вот и всё. Теперь каждый ездит сам по себе ... Грустно.

Сегодня почти полдня мы крутились в прямой видимости Найрамдала. Погода способствовала шикарным снимкам - солнечно, голубое глубокое небо. Пейзажи выходили отличные. На заброшенную погранзаставу Аргамджи заезжать не стали - не по пути, да и позже, уже в городе попадалась информация, что не такая она уж и брошенная, бывают там погранцы.
Зато когда взобрались на ближний холм, то открылась панорама Укока. Такого, как его себе представляешь. Но, видимо, за красоту надо платить и у Чабана на рулевой потек сальник. Несколько часов пришлось потратить на попытки заменить потекший сальник подручными средствами. Однако рабочая жидкость все равно вытекала и пришлось Мише качать мускулы, управляя машиной без гидроусилителя.
Дальше двинулись вдоль гор к Ак-Алахе. Погода, видимо, давно стояла сухая и дорога проблем не представляла. Даже знаменитые лужи "по капот" куда то подевались и даже я, временно пересев на квадрик, пересекал их только приподняв ноги над подножками. Новый мост через Ак-Алаху действительно оказался не в лучшем состоянии, проехать по нему, наверное, можно только на квадре, да и то при большой нужде. Зато старый мост еще вполне жив, хотя и серьезно горбится в середине. Надеюсь, что он переживет еще сезон - два. А там, глядишь, пограничники с Челябинской казачьей заставы починят новый или подлатают старый. Им-то на заставу надо ездить постоянно. Они, кстати, проезжали мимо нас следующим утром. Но новое положение о "5-ти километрах" избавило нас от общения с ними по служебной надобности.
Затаборились прямо возле моста через Ак-Алаху - нашлась ровная площадка, да и на завтра были планы податься в сторону озера Укок.

За день прошли 63 километра. Утром движение начали около 10 утра, закончили без 20 десять.

 

12.08.14. Вторник.

Вчера засиделись до поздна. Немного усугубляли. Но, несмотря на это все, вставали сегодня с утра рано. Возможно способствовало этому очень бодрое и прохладное утро. На восходе солнца над всей местностью около мостов через Ак-Алаху и до остатков Бертека стоял густой, но не высокий туман. В тумане мимо нашего лагеря проскочили пограничники на уазике, ничего не спросили и ничего не сказали. А нам особо и не надо было :)

В связи с ранним подъемом успели и позавтракать и собраться и даже кое-кто успел принять душ. Примерно в полдесятого мы отправились осматривать курган Принцессы Укока. Оказалось, что от места нашей стоянки до курганного комплекса всего-то около 5 км. Сам комплекс, конечно, уже не смотрится таким уж таинственным и древним. Его явно приводили в порядок и видно, что здесь часто бывают люди. Походили и мы, посмотрели, оставили пару монеток ... Поехали дальше.

Дальше собрались повернуть на озера Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас, надеясь половить рыбу, а заодно может быть и пообедать, если все сложится по времени. Берега озер заболочены и прходится тщательно выбирать направление для подъезда. Встретили там возвращающихся рыбаков на грузовике. Судя по разговору они больше потребляли алкоголь, чем ловили рыбу. Говорят рыбы особо нет. Когда через серьезный кочкарник мы добрались до перспективного, казалось бы местечка - протоки между озерами, то убедились и сами, что рыбы нет ... Времени было около часа, поэтому не преминули перекусить, заодно решая куда рванем дальше. Здесь я как то выпал из обсуждения, но по его результатам решено было не ездить через погранзаставу в сторону озера Укок, а отправиться искать брод через Ак-Алаху где-то между устьями речек Калгуты и Акколь.

Для этого вернулись к Бертеку и поехали вдоль Ак-Алахи на север. Дорожка тривиальная, сухая, почти шоссе. При подъезде к устью Калгуты обнаружили несколько строений - то ли летников, то ли зимников. Строения вполне себе целые и даже один явный недострой свежий - может еще достроят. Что интересно - форма у домика была вполне русская с двускатной крышей, в отличие от местных построек с плоскими крышами. Примерно тут же, в устье, попытали счастья и попрыгали по горам в поисках древних петроглифов. Кто-то вспомнил, что должны быть где-то тут. Однако не нашли ...

Уже выезжая с этой симпатичной полянки встретили москвичей на серьезных внедорожниках. Доктор пообщался с ними и выяснил, что брод через Ак-Алаху они проходили. Он серьезный, но не смертельный, глубина в районе метра. Решили, что нам это по зубам и поехали к нему. А вот моста через Ак-Алаху ниже устья Аккола уже давно нет. Брод обнаружился быстро и поначалу он выглядел просто несерьезно. Первым пустили Вадима на 35-х и он, похоже, даже не замочил порогов. Следом аккуратно переправился Доктор на квадре, ну а потом и остальные. Некоторые даже позволили себе проехать брод задом в обратную сторону :) Но оказалось, что это только первый, мелкий рукав ...

Второй даже с виду выглядел серьезнее и обещанный метр там явно был. По накатанной схеме вперед пустили самого большого крузака и того чуть сдвинуло течением уже почти под противоположным берегом. Пока снаряжали Доктора в "телепузики", в реку полез я. Ожидаемо набрал в салон воды и был серьезно подвинут течением. Однако все прошло благополучно. Квадроцикл привязали за Чабанов длинной стропой и он из-за отсутствия ненужной "всплываемости" вполне бодро пересек поток. Последним перебрался Дима Нарколог и все немного поделились впечатлениями. Однако надвигающаяся туча не особенно располагала к беседам под открытым небом и все дружно рванули к устью Аккола, где предполагали устроить табор. Место для него обнаружилось сразу за бродиком через Аккол на другой стороне, под прикрытием горки.

За день прошли всего 45 километров. Утром движение начали полдесятого, табориться начали примерно в семь вечера.

 

13.08.14. Среда.

Вставали сегодня рано, собирались долго, пытались ловить рыбу в Акколе, лазили по горам, много снимали. Выехали только полдвенадцатого. В конце сборов решили, что будем выбираться сегодня в Самаху. Но для этого нужно было перевалить Бугымуиз.

Однажды мы это уже делали, но тогда погода была, пожалуй, помокрее. Сегодня от устья Акколя до начала подъема на перевал мы добрались примерно за час, один раз перебродив Аккол (неглубоко) и один раз легко буксанув в грязи, когда перебирались через впадающий в Аккол ручеек. Перед подъемом спустили резину до привычного давления (у кого сколько привычное) и понемногу начали набирать высоту. Первая треть подъема никаких вопросов не вызывает - сухо и достаточно ровно. А вот дальше - чем выше, тем все более болотистым становится подъем. Примерно к его середине обнаружилось, что быстро и легко вперед едет только квадроцикл, а все остальные уже подбуксовывают и выпустили из салонов штурманов для оценки и внешнего управления. Доктор быстро нашел для машин оптимальную траекторию, но на нее еще надо было выехать. Крузак Миража немного не добрался до сухого места и немного подзастрял. Попрыгав на Сюрфе по окружающим кочкам, выставили его на нужную позицию и поддернули крузака до более проезжего места. А дальше особо останавливаться было уже нельзя и подпрыгивая и крутясь между кочками, выбрасывая фонтаны воды во все стороны, машины по одной выскочили на седло перевала. Уже под самым седлом Дима Нарколог еще поддергивал Чабана, так как тому было тяжеловато крутить руль без гидроусилителя, а соответственно нужным образом маневрировать.

И снова вон он - край земли :) Конечно побегали, пофотографировали, попозировали. Заодно сгоношили чайку, почаевничали с печеньками. Ну и, помолясь, отправились вниз к Джазатору. Спуск бы прошел совсем незамеченным, если бы я не потерял где-то на подъеме на перевал сливную пробку на заднем мосту. Обнаружил это лишь перебираясь через очередной ручеек. Стукнулся мостом об камень, полез на всякий случай проверить - обнаружил отсутствие пробки. Благо заливная пробка и сливная совершенно идентичны, за исключением наличия магнита в сливной. Перекинул пробку на слив, занял у Димы Нарколога два литра какой-то трансмиссионки и он собственноручно приделал мне в качестве заливной пробки пробку от коньячной бутылки :)

Спустившись, нашли подходящее место для брода через Джазатор, а потом долго и пыльно рулили до Беляшей. В Беляшах посетили местный магазин и были атакованы местным пьянчужкой. Заодно, в обязательном порядке отзвонились родным и близким - там есть сотовая связь. В Самахе уже по сумеркам носились в поисках спуска к устью Коксу. Добрались, а там оказывается все поменялось и на другой берег Коксу не попасть. Во всяком случае, дело это было явно не тривиальным и делать это надо было не в темноте. Оказалось, что удобные места заняты новосибирцами и завтра утром они планировали уезжать. Решено было переночевать "как есть", а с утра, после отъезда ребят, поставить лагерь и сделать, наконец, дневку.

Пробег за день 74 километра. Утром движение начали полдвенадцатого, затаборились уже в половине десятого.

 

14.08.14. Четверг.

На сегодня была назначена дневка. Поначалу я вроде пристроился поспать, но спать не хотелось... Кто кинул идею скататься к устью Карагема - я или Доктор - неизвестно, но мы подорвались, сели вдвоем на квадра и поехали...

Дорожка до Карагема зачетная. Шикарные высоты, отличные виды налево на Самаху и на часть Аргута, называемую Карагемским прорывом. По дороге попадается один-два водопадика, которые надо преодолевать вброд, плюс надо проехать чью-то частную делянку, на которой косят сено, и открыть и закрыть пару ворот. Вся остальная трасса - это колея разной степени уклончивости, резкие и крутые подъемы и спуски, достаточно узко. По дороге туда нам навстречу попался уазик-головастик и не очень понятно было, как там могут разъезжаться машины.

Виды там совершенно потрясные, ехать туда надо однозначно. Более того, я думаю, что на машине с понижайкой и полным приводом дорога окажется не такой уж и страшной. Доехав до моста через Карагем мы малость отдохнули (времени было уже два часа дня) и порулили обратно. На обратном пути поначалу за руль сел я, однако не справился с управлением и мы кувыркнулись с небольшого обрыва. Сами целы, квадр укатился чуть ниже. Поставили на колеса, обнаружили что разбортовалось заднее правое. Так как резина бескамерная, то со второго раза получилось поставить ее на место путем заливания бензина в покрышку и его поджигания. Но ехать, да еще вдвоем, все равно было нельзя - надо было подкачивать хотя бы до 0,3-0,5. И тут, нам на удачу, увидели возвращающийся тот самый уазик. У него нашелся компрессор и квадрика поставили на "ноги". Более за руль я не рвался и вообще "сделал выводы" - не лезть в "боевых" условиях за руль незнакомой техники.

Обратно в лагерь вернулись уже без приключений. Оставшийся народ устроил к тому моменту походную баню на берегу Аргута и отличный праздничный стол. На завтра собрались выдвигаться в обратную дорогу.

На квадре проехали суммарно около 80 км. Точный километраж неизвестен, потому что без подзарядки я GPS на телефоне включал не постоянно. Выдвинулись утром часов в 11, вернулись вечером около 7.

 

15.08.14. Пятница.

Последний день путешествия.

Сегодня, собственно, нужно было выбираться в цивилизацию. Выбираться не хотелось, поэтому собирались медленно и печально. Ну а так как нам в Сюрфе особо собираться не нужно было, а Доктор смотал палатку по-моему еще часов в семь утра, то и решили мы рвануть вперед. Тем более, что Алексею нужно было еще забрать в Кош-Агаче свой тягач и загнать на него квадра.

Ехали мы быстро, на заставе Тархатинская отметились, что вышли с Укока и понеслись по гребенке в Кош-Агач. Пока мотались по нему, забирали машину с прицепом, загоняли квадрика на прицеп и Алексей переодевался - стало слышно в рацию и наши догоняющие экипажи. Решили их немного подождать. Пока ждали - перекусили. Догнавший нас народ пробежался по магазинам и мы поехали на АЗС, тем более, что горючки потратилось изрядно. Там же на АЗС и расстались - Алексей полетел вперед, надеясь сегодня к ночи быть дома. Остальные же с крейсерской скоростью пошли колонной. По дороге договорились, что найдем местечко под Чике-Таманом и там заночуем. А так как из Кош-Агача мы выехали достаточно поздно, около пяти часов с заправки, то на Большом Ильгумене мы вставали на ночевку уже около восьми вечера, предварительно отмахав с утра 376 км.

На следующее утро мы с Данилом оторвались от коллектива - нам нужно было добраться в Рубцовск. А это еще почти 900 км. Но это уже другая история ...

 

В отчете использованы фотографии от всех участников поездки.

И немного видео от Алексея Доктора...





И таймлапсы от Вадима Миража...