В прошлом году, на мартовский традиционный выезд, ездили с Костей и Линой на одну базейку на Алтае. Отдохнуть, прокатиться посмотреть на лебедей на озеро, где они зимуют, плюс покататься на снегоходе (Ирбис Динго 150), который к тому времени они только-только купили и едва успели обкатать. На снежике я покатался совсем чуть-чуть, но мне эта игрушка сильно понравилась. Где-то в глубине души зародилась мысль, что хорошо было бы такой же приобрести. Тогда в две "машинки" уже можно кататься куда-то относительно недалеко. Все-таки в компании веселее и безопаснее.
В начале снегоходного сезона 2015-2016 мы финансово напряглись и приобрели "старшего брата" Костиного снегохода - Ирбис Динго 125 (он был раньше выпущен). Снежику дали кличку "Рыжик". Идеи о совместных снегоходных покатушках стали приобретать реальные черты. Оставалось только обкатать его. А в качестве цели для первой серьезной вылазки наметили Каракольские озера, неоднократно посещенные нами, в том числе и зимой.

Текста будет немного, больше фотографий и подписей к ним. Постараюсь выделять то, что касается именно снегоходной составляющей нашей поездки.

Прелесть снегоходов Ирбис Динго в том, что они - разборные, и по частям умещаются в багажник обычной легковушки. Для нас же это означало, что ехать до базы или места пересадки на снегоходы можно обычным темпом, не заморачиваясь прицепом, скоростным режимом и т.д.

План был такой: первого января в обед выезжаем по направлению на Горно-Алтайск, ночуем в Горно-Алтайске в гостинице. Второго января добираемся до базы Алтай-Ресорт, что находится в Урлу-Аспаке, километрах в 30 от столицы Республики Алтай. Там бросаем машины около базы, пересаживаемся на снегоходы и пилим еще примерно 30-35 км до Каракольских озер, где забронирован домик. Третьего и четвертого катаемся там по озерам. Пятого спускаемся обратно загружаем снежики в машины и добираемся до дома.

Первая часть плана была выполнена на отлично. С учетом шикарной новой гостиницы Игман в Горно-Алтайске (реально на пять с плюсом!) и хорошей дороги прямо до самого Алтай-Ресорта, все прошло без сучка, без задоринки. Около базы обнаружилась большая, свободная, бесплатная (sic!) стоянка, да еще под присмотром охраны. Лучшего сложно было бы пожелать. Поставили рядышком две машины, разгрузились. По задумке к обоим снегоходам должны были прицепить сани, на них погрузить рюкзаки с вещами и провизию. Однако вышел прокол, от одних саней не нашлось дышло и пришлось выбрать из двух саней одни, попросторнее и дышло прикрутить к ним. Сани прицепили к Костиному 150-му, как более мощному. Нам на Рыжика достался рюкзак на багажник. Снегоходы собрали без особых вопросов, все погрузили и прикрутили. Нагрузки вышло килограмм по 150 на снегоход (а может даже и поболее) + у Кости сани. С учетом того, что снегоходы не очень полноценные, а скорее снегоходоскутеры, нагрузка изрядная. Потом битых минут сорок пытались завести наш снежик. Бензин есть, искра есть, не заводится. В результате свалили вину на аварийную чеку, как-то по особому ее подоткнули и завели снежик. Прогрелись, закрыли машины на сигналку, выехали на дорогу. Времени было самое начало второго.

В принципе, мы знали, что Алтай-Ресорт надо объехать справа, а далее вроде как накатана колея до самых озер. Поэтому чуть сдали назад, перевалили через бруствер на обочине и полезли в горку. Ибо там если не территория базы - сразу в горку. Хорошо, что у нас на виду из деревни проскочил в нужном направлении один снегоход. На его след мы и выбрались, немного побарахтавшись в снегу. А дальше его след уходил по склону с левым креном вдоль территории базы. Она оказалась длинной, километра под два. Потратили мы на них не меньше часа, зато приобрели некоторый опыт, который в дальнейшем пригодился. Учиться управлять снегоходом приходилось прямо в деле (до этого я ездил на 99% только по ровной поверхности).

На другом краю базы обнаружились ворота (из которых выезжают снегоходы на экскурсию на Каракольские озера) и накатанная колея. По ней ехать стало гораздо проще и скорость наша возросла. Но дорога от Урлу-Аспака до Каракол практически постоянно идет в гору, хоть иногда и не явную. А два человека плюс рюкзак на не сильно раскатанном снегоходе - это почти постоянный перегрев. Ну вот с ним мы и боролись с переменным успехом. Тянуть - тянет, но красная лампочка постоянно давит на мозг. Как загорится, останавливаемся, остужаем несколько минут. Едем дальше. У Кости лампочки такой на снегоходе нет, поэтому он поднимался гораздо быстрее :) Немного болтали по рации, но чаще проще было нас дождаться. По дороге попался один очень крутой спуск к истокам Куюма. Пришлось отстегнуть сани и спускать их на руках. Костя повис сзади в качестве тормоза, упираясь башмаками в склон, я направлял сани руками. Потом по очереди на малом газу спустили снегоходы, загнав их в пухляк (там лучше тормозит гусеницей). Тут обнаружился еще один плюс старой версии Динго 125 по сравнению с новым 150-м. Это ручная КПП с полуавтоматическим сцеплением. На первой передаче она позволяет отлично тормозить двигателем. У 150-го уже вариатор и он тормозит на спуске существенно хуже.

После спуска к Куюму повстречали парня с девушкой на серьезных горниках. Они со скептицизмом посмотрели на нас, поудивлялись, посетовали, что скоро стемнеет и наверху, на хребте будет уже ничего не разглядеть. Но видя, что мы не собираемся поворачивать назад, решили проводить нас к развилке, чтобы направить на более пологий подъем. Спасибо им!

Действительно, скоро стемнело. На хребет Иолго мы поднимались уже в темноте. Хорошо, что фары не подвели. Костя периодически укатывал вперед, дожидался нас. Мы доезжали до очередного зажигания лампы перегрева двигателя, остывали, двигались дальше. Частому перегреву двигателя способствовала еще и достаточно теплая погода. Было не ниже минус 3..5 градусов. Но мы ехали и ехали своим ходом. Пару раз буксовали, выбрав неправильную колею. Пару раз мы с Катей заваливались со снегохода, когда он умудрялся вырыть под собой яму. Небольшой вес снегохода в данных обстоятельствах - это большой плюс. Слез (свалился, скатился), отряхнулся, взял снеж за багажник, переставил на полметра в сторону, залез и поехал дальше.

Собственно после того, как забрались на хребет, дела пошли лучше. Один только раз пришлось вручную затащить сани с помощью длинной веревки на короткий, но крутой склон. Да и то потому, что нарыли в нем ям по неопытности. Возможно, что "Рыжик" на первой передаче и с одним седоком затащил бы сани и самостоятельно. Надо проверять :)

В общем, до базы на Каракольских добрались в самом начале восьмого, потратив таким образом на 31 километр дороги шесть часов. За время дороги мы набрали порядка 1100 метров в вертикали. Для нас, не имеющих практически никакого опыта езды на снегоходах в горах, это была хорошая практика.
Несмотря на не очень радушный прием и постепенно разваливающееся хозяйство турбазы на Караколах, мы закрыли глаза на минусы. Набрали дров, натопили щелястый домик до состояния комфортной температуры, разгрузили снежики, обустроили свой быт на ближайшие два-три дня. Короткий ужин, неспешное обсуждение прошедшего дня и усталость сморила нас в крепкий сон. Судя по усиливающемуся морозцу, завтра погода должна была быть получше ...

 

Погода завтра не подвела :) С утра небольшой, бодрящий морозец. Термометр на Рыжике показал минус 16 градусов. Заводимся. Немного танцев с приседаниями - и моторчик затарахтел более-менее ровно. Но окончательно обороты ХХ стабилизировались только после короткого пробега по озеру и хорошего поддавания газа. Такая же ситуация сохранялась и в последующие дни. Это, конечно, неприятно, но не смертельно. У Кости на 150-м, кстати, такой проблемы с заводкой нет. У него есть другая - нестабильные обороты ХХ. Но, в общем тоже, при езде не достает.

Теперь завтракать и кататься! Для начала прокатились до последнего озера в цепочке. Быстро, весело, приятно :) Из-за морозной погоды никаких перегревов и Рыжик едет гораздо веселее. Двоих таскает легко на второй даже в горку, а по ровному все чаще переключаюсь на третью. Из-за отсутствия амортизатора в подвеске гусеницы немного потряхивает на кочках, но в целом терпимо. На озерах попробовали брать крутые подъемы (и, соответственно, крутые спуски). На первой передаче в подъем вполне вытягивает двоих, на спуске уверенно тормозит. У 150-го нет проблем с подъемами, а вот при спуске вариатор слишком раскручивается и приходится идти на тормозах. В общем, на прогулку по озерам мы вместо полного светового дня, как несколько лет назад, потратили всего пару часов :) Солнце почти в зените, надо скататься еще куда-нибудь. Костя предлагает "разведать" подъем на Багаташ. Едем! На льду нижнего озера мы разгонялись уже до 25-27 км/ч. После этого озера снегоходная колея входит в лес и начинает вилять между елками, соснами и кедрами. Плюс постоянный подъем, но снегоходы тянут. Как только вышли из леса на прогалину, остановились передохнуть и, заодно, пропустили спускающуюся с Багаташа группу снегоходов Алтай-Тура (они возят наверх экскурсии). Пока стояли, подумали - а что, собственно, останавливаться на полпути? Поедем, пока едется. В результате, хоть и с трудностями, но залезли наверх с первой попытки :) На относительно длинном и крутом склоне снегоходы под полной нагрузкой стали срывать верхний плотный слой снега из-под себя и моментально закапывались. Пришлось ссаживать пассажиров и подталкивая снегоходы, идти рядом, держа курок газа. В общем забрались на Багаташ фактически меньше, чем за час. По вертикали 300 метров и достаточно крутой подъем. Мы снова молодцы! Наверху походили, пофотографировали, сделали кружок, обнаружили уходящую дальше снегоходную колею. Но уже не поехали. Не рассчитывали мы так просто залезть наверх, поэтому не брали с собой ни чай, ни перекусить. А есть уже хотелось. Решили спускаться. Внизу еще немного погоняли по озерам и к сумеркам угомонились в своем домике. Вечером была баня и шашлыки. За день накатали почти 20 км.

Много фоток :)

 

Четвертого с утра погода по-прежнему отличная! Ехать куда-то далеко лень, поэтому решили проверить одну вчерашнюю идею. А идея состояла в том, чтобы превратить поездку на Караколы в Каракольское кольцо :) То есть спуститься в Элекмонар на снежиках, там найти такси, сгонять в Урлу-Аспак, забрать машины и перегнать их к Элекмонару для погрузки снегоходов. Для этого нужно проверить - есть ли снегоходная колея по короткому спуску на Соргат. Поехали. Проутюжили всю дорогу от Караколов до подъема на хребет Иолго. Поворота не обнаружили. Точнее, наверное, можно было среди одиночных следов найти нужный, но явно, что массовой колеи в ту сторону нет. Это же подтвердили ребята на горниках, что встретились по пути. Помня информацию о вскрывшихся речках между Соргатом и Элекмонаром и о том, что в Элекмонаре последнюю неделю перед Новым годом вообще не было снега, решили, что наш путь - назад к Урлу-Аспаку по своим следам.

Вернулись на базу. Немного потупили, перекусили. Опять съездили к дальним озерам, уже не торопясь, впитывая впечатления и краски морозного ясного дня. К вечеру приехала очередная большая группа снегоходчиков с семьями. Пока они размещались и разгружались, немного поговорили. Жарили остатки шашлыка. Много говорили. Спокойный, релаксный день.

 

Пятого с утра погода снова не подвела. Позавтракали, собрались, упаковались и загрузились. Сделали ручкой не очень гостеприимному сторожу базы и двинули в обратную дорогу. Облегченные сани поначалу зацепили опять за Костин снегоход, но договорились, что ближе к крутым спускам перецепим ко мне и попробуем тормозить сани моторчиком на первой передаче. Обратная дорога всегда быстрее и уж совсем быстрая она, когда едешь с горки. По сути, на обратном пути было только два серьезных подъема - первый относительно короткий сразу от Каракол и второй, тот самый в истоках Куюма. На первый взобрались на первой передаче без чиха и шума. Морозец не позволял мотору перегреваться, да и к концу второй сотни моторчик на Рыжике ожил, стал легче раскручиваться и лучше тянуть. По хребту Иолго и дальше на спуске мы сильно обгоняли Костю, почти все время двигаясь на третьей передаче. По спидометру скорость легко уходила за 20 км/ч.

На подъем у Куюма вышли немного неожиданно, не успев оценить ситуацию и остудить мотор. Успел только воткнуть первую и пошел на подъем, несмотря на красную лампу перегрева, которая не преминула тут же загореться. В результате Рыжик затащил нас двоих на верх почти что самостоятельно (ну чуть подталкивали ногами уже почти наверху). Костя до половины подъема залетел с двумя седоками и санями, а дальше пробежался рядом со снегоходом, работая газом. При этом Лина сидела на снегоходе. В общем и целом подъем взяли относительно легко, легче, чем ожидалось.

После подъема немного потыкались в разные отворотки колеи в попытках найти пещеру (нам про нее рассказывали ребята на базе), но так как четких указаний не было, да и по карте мы не представляли, где она находится - то и не нашли. Уже перед спуском к Алтай-Ресорту перецепили сани к нам и 125-й спокойно пошел вниз на 1-2 передаче, не давая сцепке разогнаться. Перед базой опять ушли на склон. Благодаря появившемуся опыту прошли по нему достаточно свободно. Только из-за серьезного бокового уклона постоянно шли на первой передаче и движочку это не нравилось - зажигал лампочку. Приходилось сбрасывать обороты или притормаживать, чтобы он остыл.

Нашли на стоянке свои машины в целости и сохранности, только изрядно заиндевевшие. Кристаллы льда сметались с легким музыкальным звоном, отмечая окончание нашей снегоходной покатушки. Разборка, погрузка, дорога домой - это уже было как-бы "после" ... А сейчас ...

 

P.S. Мы сделали это! Хотя в некоторые моменты (не скрою) бродили в голове мысли - не повернуть ли обратно, не попробовать ли подняться пешком с рюкзаками, как несколько лет назад. Но мысли прогнали, техника не подвела (хоть и немного вредничала), поездка удалась на все 100%! А уж какая была погода!!! В целом отличные новогодние каникулы получились! Надеюсь, что подобные еще будут и еще не раз ;)

P.P.S. При подготовке отчета использованы фотографии всех участников вылазки.