Тигирек 4, или Мы заходим с Востока

с 05.05.12 по 09.05.12

 

Снова весна, снова майские выходные, снова вопрос, как и где их провести. Когда спросила об этом у WildDim'а, получила ожидаемый ответ, который меня совсем не обрадовал: "В Тигиреке". Вспоминая о прошлогодней поездке, как-то не очень хотелось повторять такое прохождение. Но раз решили на Тигирек, значит, на Тигирек.

Изначально планировали ехать той же командой: экипаж WildDim'а aka Прибой, экипаж Вадима aka Мираж, экипаж Алексея aka Доктор и экипаж Владимир aka 911. В экипаже Прибоя пополнение - взяли с собой Даниила, а у Доктора в силу обстоятельств другой штурман - Пух aka Андрей. Но за несколько дней до поездки выясняется, что 911 ехать не может. И тогда в нашей команде появился Владимир aka Пож@р_NiCK.

Планы такие.

Маршрут: Новосибирск(0) - Барнаул(200) - Алейск(150) - Чарышское (170) - Сентелек (25) - Покровка(10) - Усть-Ионыш(40) - Тигирек(15) - Чинета(30) - Алейск(190) - Барнаул(150) - Новосибирск(200) - расстояния округленно
Продолжительность: 5 мая - 9 мая.
Спецучасток: Покровка - Усть-Ионыш - Тигирек - Чинета
Задача: Разведка дороги от Покровки к р.Иня через хребет Горький белок.
Альтернативные варианты прохождения: Покровка - Майорка - Алексеевка - Усть-Ионыш - Тигирек - Чинета

День 1. (05.05.12)

5 мая в 18:00 планировали стартовать от бердского Колорлона. Но вечер последнего на этой неделе рабочего дня внес свои коррективы в виде пробок, в итоге в точке сбора собрались только в 19:00 и двинули в нужном нам направлении. До Черепаново шли в довольно плотном потоке машин, потом стало немного полегче. Короткая остановка в Тальменке - и дальше, Барнаул - Алейск - поворот на Чарышское. Ненадолго останавливаемся из-за какого-то стука у нас в машине. Прибой что-то быстро чинит, стук прекращается, и уже без остановок едем до планируемого места ночевки, не доезжая с. Маралиха Чарышского района. Подъехали к мосту через одноименную речку, свернули вправо, чуть проехали и оказались на приличной полянке на берегу, не видной с дороги. Короткий ужин и спать, завтра спецучасток.

 

День 2. (06.05.12)

Утром проснулись позже всех. Все уже на ногах, Доктор готовит вкуснейший бурятский супчик (для меня поездка почти удалась :). Завтрак, сборы и старт. По привычной уже дороге едем до Чарышского, заправляемся, Сентелек, Покровка и вот он, спецучасток. Дорогу, точнее ее подобие, находим не сразу. Наконец попадаем (судя по навигаторам) на нужное нам направление - и вперед. Но не так быстро, как хотелось бы. По этой дороге никто не ездил уже несколько лет. Если в начале она как-то определялась, то после ближайшей вырубки пропала среди деревьев. Встреченные нами местные жители на вопрос, доедем ли мы до Тигирека, делали большие глаза и говорили, что тут никто не ездит. Мы не поверили :) Штурманы идут в разведку. Да, дорога есть. Точнее, когда-то была. Сейчас это русло для ручьев, текущих со всех сторон. Глинистые размытые колеи, чередующиеся с каменными завалами. На одном из таких завалов решено было остановиться на обед/перекур, а я решила сходить посмотреть, что там дальше. Дальше было невесело. Дорогу пересекал изрядной ширины ручей, создавший хорошую такую промоину с высокой ступенькой. Такая преграда попадалась нам в прошлом году, но там была полка в горе, которая помогла выбраться. Здесь такой полки не было. Следовательно, надо будет пилить валежник, заваливать эту промоину, выстилать все треками. Тогда можно пробовать перебраться. Но времени на это уйдет много. Зову Прибоя. Вместе с Пожарником оценивают ситуацию. Возвращаемся к остальной команде, рассказываем, что увидели (жаль, фотоаппарат не взяли с собой). Становится понятным, что пробираться дальше можно, но нам просто не хватит времени пройти весь маршрут за 4 дня. Решаем вернуться на дорогу, встать на ночевку на берегу Чарыша за Сентелеком, а завтра пробовать альтернативный маршрут.
Возвращаемся к Сентелеку и уходим за него, переезжаем через брод и встаем на берегу Чарыша. Народу - никого. Небо хмурится, натягиваем тенты на всякий случай. Данил с Пухом разводит костер, Пожарник готовит вкусную яичницу, разбираем столы, устраиваем спальные места. Вадим готовит свой фирменный плов (поездка однозначно удалась :). Посиделки у костра до глубокой ночи, расходиться не хочется. Но завтра у нас второй рывок, поэтому - спать.

 

День 3. (07.05.12)

Да, такого сюрприза от погоды мы не ждали. Прекрасное новогоднее утро. Все в снегу, который падает крупными хлопьями. Как говорится, "вечер перестает быть томным". Теперь даже выбраться на дорогу к Сентелеку будет не просто - у Пожарника не самая подходящая резина. Нехотя выбираемся из машины, готовим завтрак. С надеждой смотрим на небо: вдруг прояснится? Нет, пока не собирается, но снег прекратился. Завтракаем, собираемся и потихоньку стартуем. Дорога в горку, скользко. У Пожарника не получается заехать, Вадим поддергивает его стропой. Добираемся до брода, аккуратно переезжаем, потихоньку едем до Сентелека. Тем временем небо проясняется, что не может не радовать, и в Сентелеке уже солнечно. Едем до Майорки, в ней уходим налево. За деревней поле с несколькими дорогами. С Прибоем уходим по правой на разведку. Вроде, с направлением угадали, сообщаем об этом остальной команде, едем. Снег, видимо, и здесь был, но к нашему приезду уже растаял. Дорога мокрая, скользкая.
Въезжаем в лес. Здесь совсем сыро, часто попадаются заболоченные лужи. Ищем объезды, потихоньку продвигаемся вперед. Т.к. экипаж Прибоя не всегда шел первым, не все довелось увидеть. Эпизод, где Доктор засел в большой луже и его вытягивали назад, увидела только дома на фото и видео :) Дорога пошла вверх, приходилось частенько разматывать лебедку. Пока лебедились и затаскивали машину в горку, я, оставив Прибоя с младшим штурманом, пошла вперед на разведку. Дорога не радовала. Участок ровный, но огромные лужи одна за другой. И если одну лужу можно было бы попытаться пройти ходом, то несколько подряд - не реально. Слева вроде бы возможный объезд, но скользкий и с изрядным креном, даже заехать на него непросто. Справа - уклон, на котором запросто перевернуться. Пускаем первым Миража, получаем предсказуемый результат: Мираж застрял, лебедится, вытаскивает себя. Подобным образом переезжает все лужи, останавливается перед въездом в небольшой лесок. Мы вытягиваемся из лужи, переползаем в следующую. Чтобы вытянуться из нее, не хватает лебедки, достаем удлинитель. Выбираемся. Следующие удается обойти. Пока оставшиеся два экипажа преодолевают это участок, мы с Мариной организуем небольшой обед - уже середина дня, все проголодались. Все выбрались, перекусили. Едем дальше. Дорога вновь упирается в лужу. Мираж проходит ее ходом, но нам не советует повторять. Идем искать объезд. Находим, потихоньку выбираемся на относительно сухую полянку. Явная колея уходит влево вверх, а вправо уходит чуть заметная, но ровная. Иду по ней в поисках лучшего пути. В это время Прибой по рации просит подойти к левой колее: Мираж поехал по ней и на повороте практически лег в глубокую промоину на левый борт. Цепляем его лебедкой, потихоньку вытягиваем, я пытаюсь откренивать, но толку мало. Буквально по сантиметру, но вытягиваем его из промоины в нужную колею, сам забирается на ровную площадку. Пока тянулись лебедкой, сорвали шпонку на ней. Вадим пытается ее чинить, а мы возвращаемся к машине: надо и нам выбираться. Уходим по правому объезду, но промоина справа оказалась коварной. Лебедимся, вытягиваемся, добираемся к Миражу. Доктор и Пожарник повторяют наш маршрут. Пока чинят лебедку, ухожу вперед на разведку. По сути, мы добрались до вершинки, дальше водораздел, дорога вниз. И дорога хорошая: сухая, ровная. Починив лебедку, дальше едем довольно быстро. Встречаем много бродов, но все легкопроходимые, смутил лишь один - с выездом градусов под 45. Но и его прошли достаточно легко.
Судя по навигатору, приближаемся к деревне Алексеевка, обозначенной как нежилая. На самом деле обнаружили там и жилые дома, и людей, и всяких домашних животных. Возможно, только летники.
Проезжаем Алексеевку, не останавливаясь и попутно отмечая для себя свороток на Тулату (так, на всякий случай). Вроде все сухо и ровно. "Ну, - говорю, - можно вздохнуть, спецучасток прошли практически". "Да,- отвечает Прибой, - осталось Иню перебродить". Оказалось, все интересное было впереди.

День 4. (08.05.12)

Накануне наш маршрут закончился на берегу Ини, на месте существовавшего когда-то поселка Усть-Ионыш, о котором напоминали только старое кладбище да разрушенный фундамент, заросший деревьями. Остановились на поляне, к которой нас вывела дорога, но спуска к броду и выезда из него не видно. Я иду по берегу на разведку, экипажи тоже едут искать брод. В итоге сходимся в одном месте. Да, вот он съезд, вот на том берегу выезд. Интересный, правда, выезд - Т-образный. Т.е., машине надо будет выйти на противоположном берегу вправо или влево и вверх, т.к. обе дороги в горку. Нам, по идее, направо. Хотя левая дорога выглядит более наезженной. А между въездом и выездом метров 70 бурной реки со здоровенными булыганами. Как говорила Скарлет О'Хара, "Я подумаю об этом завтра". Мы тоже решаем подумать об этом завтра, а сегодня ужин и спать, т.к. завтра начинаем бродить в 8 утра.
Утро. Сегодня не хочется даже кофе, мыслями мы уже перебираемся через Иню. Все собраны и в 8 утра мы уже на берегу. Заезжаем потихоньку в воду. Порядок пока такой: Мираж, Доктор, Прибой, Пожарник. Камни огромные, глубина по пороги почти сразу у берега. Мираж выходит на стартовую позицию - несколько метров от берега, но вода чуть ниже его порогов. Цепляем Доктора лебедкой и удлинителем к Миражу и выводим его на позицию сразу за Миражом. Нас через лебедку - к Доктору, за нами на лебедке Пожарник. Т.к. уже стоим в воде, я не могу выйти из машины. Всем этим занимаются Пух, Прибой и Доктор.

Первым идет Мираж. Проехав примерно 1/3, застревает на камне, но переезжает через него. Дальше движется довольно быстро, но выезд на берег сложный, не сразу находит. Выбирается и встает на берегу. Кормой он почти в реке, за ним натянутый удлинитель и трос лебедки Доктора, при этом Доктор стоит уже метрах в пяти от нашего берега.

В это время на противоположном берегу появляется всадник. Поговорив с Вадимом, переправляется на лошади через Иню. Судя по тому, до куда лошади вода, примерная глубина 1,2-1,3м. Спрашиваем, где брод. "Тут, - говорит, - но через него машины не ездят". Возможно, не ездили. Провожаем всадника и продолжаем перебираться.
Начинает движение Доктор. Мы зацеплены за него, Прибой потихоньку выбирает трос. "Скажи Доктору, он нас сейчас на камень затянет!". Заскакивает в машину, начинаем движением. А Доктор уже добрался до стремнины, стоит на самом глубоком месте и его заливает водой. Выбираться дальше ему не позволяет длина троса нашей лебедки. Начинаем двигаться к Доктору, чтобы дать ему возможность выбраться на берег и заодно уступить место Пожарнику, вода пошла в салон, Доктор движется к берегу. Мы добираемся до пресловутого камня, Доктор почти на берегу, лебедка жужжит, но мы не движемся. Все. Порвали трос лебедки. Как выяснилось потом - почти у самого барабана. Резко сдаем назад. Выбираемся на место, где вода хотя бы не льет в салон.
Ситуация невеселая. Две машины на одном берегу, две - на другом. Доктор, выбираясь, тоже сломал лебедку: прокрутил крюк через барабан. Пока решаем, что делать, Вадим возвращается на наш берег, перетащив за собой на тросе удлинитель лебедки. Теперь между двумя берегами протянута веревочная переправа :) Решаем поступить так. На противоположном берегу Доктор и Пух, загнав машину в правый поворот, через блок натягивают трос, который соединен с удлинителем. Удлинитель цепляем к лебедке Пожарника, он тянется на противоположный берег. Чуть застопоривается на самом глубоком месте, но быстро определяется с выездом - и он уже на том берегу. Мираж перетаскивает нас на стропе - сами мы не смогли перебраться через камень. Всё. Все перебрались. На переправу ушло 4,5 часа и куча сил и нервов.
Понятно, что обратно дороги уже нет. Что как бы плохо не было впереди, нам только туда. Поэтому сливаем воду из салонов, собираем оборванные тросы, удлинители, шаклы, блоки, выдыхаем и едем. Ехать решаем до первой засады, где без лебедки не обойтись. Тогда встаем и пытаемся ремонтировать лебедки.
А вот и первые засады. Лужа в повороте с подъемом. Вадим пытается пойти левым боком, садится, вытягивается лебедкой. Мы проходим справа, практически "облизывая" растущее на самом повороте дерево. Идем на разведку. Все те же болотистые лужи. Что ж, надо чинить лебедки, да и перекусить уже пора. Все, обеденный перерыв. Мираж, правда, смог проехать очередную лужу, но дальше опять засада: поворот налево в 90 градусов с дальнейшим крутым подъемом в горку, и на самом повороте - замечательная болотистая чача. Находим объезд: сначала вправо, потом немножко руслом реки, потом забираемся на берег и выходим на хорошую стартовую площадку, можно будет пробовать взять подъем ходом. Передаем это по рации остальным участникам: "Здесь засада, но ее можно вброд объехать. - Вброд?!! - Да он маленький". Возвращаемся, обедаем. Волшебник Пух за это время как-то сплел трос нашей лебедки. Ура! Мы опять все можем!
И все-таки бродом обходим лужу, взбираемся в горку. Снова лужи, заваленные (кто пилил этот валежник?) промоины, но дальше уже все берем ходом. Лебедки почти не разматываем. Доезжаем до бывшей деревни Камышинки. Там живет один житель, казах, переехавший сюда 20 лет назад, да так и оставшийся тут. Спрашиваем про дальнейшую дорогу до Тигирека. "Так все, - говорит, - дальше практически асфальт". Ну что сказать… По-моему, мы по-разному понимаем, что такое асфальт :) Сначала действительно все было неплохо, достаточно сухая, явно езженная полевка. Дальше лесок, а в нем чача. Да такая, что шагнув в нее, чуть без сапог не осталась. Пошли искать объезд. Нашли. Правда, пришлось изрядно вернуться. Снова выбрались в поле с мелким кустарником. Пейзажи уже знакомые. На таком поле с кустарником хорошо "прилипли" и мы, и Доктор в мае 2010г. Не хотелось бы повторить. Но в этот раз повезло больше - до Тигирека доехали без проблем. Попалась в одном месте огромная длинная лужа, но оказалась, что это разлилась река по каменистой дороге, поэтому проехали без хлопот.
И вот, наконец, Тигирек. Выстраиваем машины, коллективное фото. Мы сделали это!
А что дальше? Встать на стоянку здесь или ехать к Чинете? Глядя на обложные тучи и помня почти вертикальные подъемы и спуски, решаем сегодня выбраться к Чинете или за нее. Решили - поехали. Все по-прежнему. Все так же на подъемах едешь в небо, спускаешься носом в землю. Поднявшись на г. Сердцево, оказались в облаках. На спуске Мираж, который шел последним, чуть подотстал и свернул на другую колею. Ту самую, где в прошлом году мы "пытались" лечь на бок. В этом году он решил это сделать. К счастью, не получилось, выбрался сам. Иня - красивая речка. Решили напоследок встать на ночевку на ее берегу. Нашли подходящую полянку, разбили лагерь. Последний походный ужин. Обсуждаем детали поездки, особенного сегодняшнего дня. Понимаем, что в Тигирек мы заезжали уже со всех сторон. Даже Вадим, автор маршрутов на Тигирек, предлагает закрыть эту тему. Что ж, посмотрим. Через год снова будет весна, снова майские выходные…

 

P.S. 09.05.2012 была привычная уже дорога от Чинеты до Новосибирска.
P.P.S. Команда - класс!!! Всем огромное спасибо!
P.P.P.S. Даниил - молодец! Хороший штурман. Вряд ли я соглашусь уже на подобные поездки без его участия.

Сухой остаток. Что реально вышло ...

5 мая Пробег 450км. асфальт
18:00 Старт из Новосибирска
0:00 Алейск
2:00 Ночевка сразу после моста через реку Маралиха. Перед п. Маралиха (Чарышского района)

6 мая Пробег 150км. асфальт, гравийка, спец.участок
9:00 Старт от Маралихи
10:30 Чарышское
11:00 Сентелек
11:30 Покровка
Далее спец.участок - лесовозка, глинистые размытые колеи, вырубки, каменный триал
Длина 3,5км, время 4,5 часа, перепад высот порядка 180м
В связи со сложной обстановкой решено было вернуться и пойти альтернативным вариантом.
Обратно "в цивилизацию" вернулись примерно минут за 40.
16:15 Покровка
16:50 Сентелек
17:15 затаборились на берегу Чарыша за Сентелеком

7 мая Пробег 70 км. Гравийка, спец.участок
10:30 старт
11:00 Сентелек
11:20 Березовка
11:35 Майорка
Далее спец.участок - глинистая глубокая колея, броды, лужи, уклоны. Очень сыро, что затрудняет. Постоянное пользование лебедками.
Длина почти 12км, время почти 6 часов, перепад высот порядка 300м
17:25 вышли на водораздел речек Белая и Ионыш.
Далее покатились вниз, в сторону реки Иня. Ионыш бродили примерно с десяток раз. Броды разные от тривиальных до сложных, глубина вплоть до метра - метра десяти.
19:20 бывшая деревня Алексеевка (чуть дальше встретили летник на два дома)
20:30 вышли к Ине
Длина участка от водораздела 21км, время 3 часа, перепад высот порядка 350м
Рассмотрели брод через Иню в первом приближении, затаборились на берегу Ини.

8 мая Пробег 45 км, спец.участок
8:00 старт
брод через Иню
12:35 окончили прохождение брода
16:00 Камышенка (один жилой дом, поговорили с местным жителем)
Длина участка 4 км, время 8 часов (с учетом брода), перепад высот порядка 100м
17:30 Тигирек (формальное окончание спец.участка)
Длина участка 10км, время 1,5 часа, перепад высот порядка 80м.
Далее уже знакомой дорогой до места ночевки на берегу Ини в районе села Чинета.
Затаборились примерно в 19:00

9 мая Пробег примерно 600км, гравийка, асфальт
Чинета - Маралиха (Краснощековского р-на) - Краснощеково - Курья - Поспелиха - Барнаул - Новосибирск

Выводы: самый сложный участок - это конечно брод через Иню. Изрядная глубина - до метра и чуть больше (сложно оценить), крупные валуны до 50-70 см, сильное течение. Недостаток такелажа - нужны удлинители для лебедок и обычные капроновые канаты. Остальная протяженность спец.участка была сложной, но вполне проходимой, вопрос только достаточного времени.

 

В отчете использованы фотографии участников похода.


Ссылка на ролик от Миража в YouTube


Ссылка на ролик от Доктора в YouTube