Неизведанное рядом или Мажой 2012. 08 - 12 июня 2012.

Короткий отчет с фотографиями.

На сайте ОРМ вопрос о прохождении маршута от Белого Бома до Мажоя через плато Ештыколь поднимался еще в июле 2011 года. К тому моменту мы уже побывали на Мажое, но с другой стороны, со стороны Курая. Когда катались вокруг базы МЧСников на Мажое, мы видели колею, уходящую наверх на плато, но не придали ей должного значения. Позже почитав обсуждение, а также плотно пообщавшись с побывавшими там знакомцами, решили, что июньских праздников для этого относительно короткого участка будет как раз достаточно.

 

Кратко маршрут:

Нск - Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Шебалино - Онгудай - Белый Бом - оз.Каракель - плато Ештыкол - р.Мажой - Курай - Акташ - Майма - Бийск - Нск.

Общий километраж поездки составил 1815 км, времени мы потратили 4 дня. Соотношение бездора к асфальту и дорогам - не больше, чем 1:10. Места красивейшие, народу немного. Пока еще не очень тривиальный маршрут. В качестве бонуса - видели Белуху

08.06.12

Нск - Бийск - Майма - Усть-Муны
515км Добрались примерно в полвторому на стоянку, заночевали.

09.06.12

Усть-Муны - Черга - Шебалино - Онгудай - Б.Бом - зим.Ачик - оз.Каракель - плато Ештыколь
306км. Из них 265 км асфальт, остальное - бездор. Географически - от Белого Бома и далее.

10.06.12

плато Ештыкол - р.Мажой - р.Актру
54км. В основном бездор, после Мажоя полевки.

11.06.12

р.Актру - Курай - Акташ - Иня - Инегень - р.Катунь
175км. Полевки, асфальт, немного бездора.

12.06.12

р.Катунь - Инегень - Иня - Майма - Бийск - Нск
765 км. В основном асфальт.

Общий километраж 1815км. Соотношение бездора к асфальту и дорогам - не больше, чем 1:10. Места красивейшие, народу немного. Пока еще не очень тривиальный маршрут. В качестве бонуса - видели Белуху.

Далее текст Вадима aka Bagum. Смотреть фотографии, читать подписи.

Наверно многие ездили в Горном Алтае по Чуйскому тракту. И многие проезжали Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай. Вот и наша компания часто там бывала. А тут случайно узнали, что можно в Белом Боме пересечь р. Чую и подняться на плато. И по нему добраться до Курая.
А так как приближались праздники, то было решено пройти этот маршрут. Заодно посетить телевизионный ретранслятор, от которого открываются отличные виды и хорошо видна гора Белуха.

Вот краткий отчет о поездке.

Праздники мы решили немного растянуть, добавили один денек в счет отпуска и еще выехали в ночь, чтобы проснуться уже в Горном Алтае.
Выехали 8-го после работы. Заночевали на турстоянке после Усть-мунов. В 9-го, 12 утра, были уже в Белом боме. Дорога на ретранслятор нормальная. Из проблем были только крутые подъемы и в одном месте еще не растаял лед.

Закарабкались на высоту 2348 (по GPS). Вид действительно замечательный. Пофотали, прокатились по округе и двинули по запланированному маршруту.

test

Спустились в долину реки Ачик. После долины начали подниматься уже на плато. 

Из проблеем были высокогорные болота, камни и промоины.
Дороги как таковой нет. Была ли она там раньше тоже вопрос открытый. Направление угадывалось по изменению растительности, конной тропе, ну и по навигации.

Двигались мы на высоте 2000м - 2400м. Двигались аккуратно. В итоге заночевали наверху. Утром двинули дальше.

 

К обеду добрались до р. Мажой. Мажой находится в глубоком ущелье. Метров 300 перепад высот. Если со стороны Курая транспорт ходит, то противоположный склон редко используется.

Спуск достаточно экстремальный. Боковой крен в строну обрыва и круто вниз.

 

Внизу ждал сюрприз в виде льда, который закрывал метров 100 дороги. Объезда нет. Наша грязевая резина не желала цепляться за лед и машины отказывались на него забираться. Попробовали лед лопатой. Щаз. Только топор его брал. Было решено идти в лоб. Нашли пологую траекторию заезда на лед. Продумали как посайгачить по торчащим камням. А дальше как на санках вниз :) Лёд пройден.

Спустились к Мажою. Воды мало. Мост через Мажой живой. Можно ехать дальше. Пообедали. Была идея заночевать тут. Но после совещания решили ночевать наверху. Как потом выяснилось, это было правильное решение. Через час, весь небольшой клочок земли у моста был заполнен матрасными туристами, которых привезла шишига из Акташа. Ну как привезла. Пришли они сами, а шишига привезла их шмурдяк. Но в этом время мы уже двигались в сторону Курая.

 

Ночевать решили на реке Актру. Был соблазн забраться к альплагерю Актру. Но времени было уже много и ночью скакать по валунам желания маловато.
Нашли хорошее местечко на реке. Поужинали. Посидели у костра и баиньки.

Утром двинули в Курай. Оставался еще целый день и было решено посетить места "Тюнгурского прорыва", проехать за деревню Инегень.

 

К часу дня мы уже были за Инегенем. Дальше дороги для четырех колес нет. Повторять подвиг Сибирского марафона желания не было. Решено стать лагерем, а желающие пошли пешком изучать как оно там, на "несуществующей дороге".
Надо отметить, что дорога до Инегеня уже экстримальна. Прижимы вырубленные в скалах, узкая тропа, крутые повороты. Прокатитесь как-нибудь, не пожалеете. Только впереди пустите пешего, чтобы предупредил встречку, что дорога занята. Иначе разъехаться проблематично.

 

Утром двинули в строну дома. Последний день выходных, все кто выбрался в Горный Алтай, спешат домой. В итоге пробки, пробки и еще раз пробки.
Но все равно поездка получилась замечательной. Отличная погода. Новые и интересные дороги. Старые друзья.

 

P.S. В июле 2012, вследствие продолжительных дождей прорвало моренный вал озера Маашей. Озеро иcчезло. Прорвавшаяся из озера вода смыла мост через Мажой и до неузнаваемости изменила долину Мажоя. Повторить приведенный выше маршрут на стандартных внедорожниках в настоящее время вряд ли возможно.