На сайте еще один новый автор - Элина, опытный путешественник, хороший фотограф, надежный товарищ по поездкам. Текст выкладываю с моими легкими правками. И добавил чуть фотографий.

5-8 марта повторили поездку в районе оз.Телецкого, северная часть, с небольшими изменениями программы и места жительства. На этот раз выезжали в 8 вечера из Новосибирска 05.03 , ехали через Бийск - Турочак - Артыбаш. Дорога так себе, хотя и чищеная. Базировались на вертолетной площадке (т. н. санаторий Алтын-Кель, принадлежащий Новосибирскогму стройтрубопрвод чего то там). Строятся капитально, добротные полностью из дерева корпуса, евро внутри, отличная баня и совершенно восхитительный вид на озеро, которое мы увидели с утра.


Добрались где-то к половине пятого, чуть отметили приезд и где то в 5 утра уже спали. В 11 следующего дня ослепительый вид озера, солнце и буйство весны привело нас еще сонных в чувства. Резкий контраст между Телецким 23 февраля и 8 марта поразил. От всего исходит такая мощь, весна чувствуется во всем бурно и неистово, несмотря на увеличившиеся местами завалы снега, по дорогам, отчасти из-за небольших лавин. 6 марта планировали поехать на перевал Обого. Где-то 30 км от Иогача южнее. Как-то, несколько лет назад, летом ездили туда на седане. Лесовозная с колдобинами дорога не пустила далее моста через Пыжу. В этот раз решили увидеть зимний пейзаж и проехать до перевала Обого и далее как время позволит. Перед поездкой скатались по правому берегу Телецкого в сторону Какаихи. В прошлом году проехали на 1 км меньше, в этом через километр видно по следам что что-то большое застряло и далее только снегоходный ход. Снега по-прежнему по колено или по пояс, но весна во всем. Прогулялись, попробовали пролезть к островку-возвышению рядом с озером, забурились в снег, развернулись, поехали на Обого. Дорога вполне сносная, только вот проблема с лезовозами именно там и возникла. Все-таки достаточно узкая. Первый лесовоз попался нам застрявшим на обочине. Как раз подкладывал под колеса цепи и откапывался. Лопаты опять пошли в ход, откопали себе проезд, и прехали в 3-5 см от лесовоза впритирку. Как раз и лесовоз откопался. Далее встретили еще одного, минут пять ехали задом, возвращаясь к более широкому месту для разъезда. Далее был третий, который предупредил, мол 5 машин с дистанцией 2 км едут друг за другом, там узко, мол не разъедетесь... Постояли подумали... решили рискнуть, если что - также задом. На наше счастье за третьим лесовозом ехал грейдер и расширил дорогу. Так что по дороге на перевал разъезжались без проблем. Только дорога скользкая. Перевал зимой по своему красив, пейзажи как с картины Рериха, действительно было с чего ему рисовать.
Куски снега, уже сырые и тяжелые и кое-где с сосульками в невообразимых формах на деревьях, кустах и где только можно - Дали обзавидовался бы формам. Время позволяло, решили доехать до пересечения с р. Пыжа и далее пару километров вдоль Пыжи. Колея становилась глубже, вечерело. По карте разветвлений у дороги много. Закольцовка с возвращением в район Новотроицка, есть и нтересное направление на юг, в сторону озер, куда и хочеться съездить летом, посмотреть, что там.
На обратном пути залезли в охотничий дом, похожий на сказочную избушку, полюбопытствовали и поехали до дому. Вечером традиционный шашлык и на завтра планироваласся выезд в Яйлю, уже второй за 2 недели.


Алтын-Кель (база)


"Летник"


Алтын-Кель


Здравствуй весна! В больших количествах уже и непонятно откуда?


Пломбир


Пломбир 2


Буранка на Какаиху


Возвращаемся к машинам


Цепи - наше все


Впритирку


Впритирку 2


Грейдер


Район перевала


Район перевала 2


Спуск с перевала к Пыже


Спуск с перевала к Пыже 2


Обого


Пыжа


Пыжа 2


Пыжа 3


Зимовье


К перевалу от Пыжи


Краски Рериха на Обого


Краски Рериха на Обого 2


Урочище недалеко от Обого


Цвет неба

7 марта поехали в Яйлю. В этот раз погода порадовала ярким солнцем, теплом , правда 7 марта задула верховка, и довольно сильно. Кроме того не обошлось без прикллючений в виде завалов на дорогах и откапываний. Те самые "нюансы" про которые я писала выше имели место быть. Не смотря на предвыборную компанию дорогу, видимо, не чистили каждый день, а поскольку задули ветра, дорогу местами переметает капитально. Небольшими отрезками, кое-где даже и небольшими наметами, но достаточно тяжелый и плотный снег, очень быстро заветривающийся, создает для колес без цепей непроходимые условия. Если кто-то еще и побуксовал хорошенько, то для последующих машин "каша" непролазная. По дороге на перевальчик перед Телецким втрестили легковуху хотя и 4ВД, забурилась, вытянули. ОКазалось местный депутат ехал на агитацию в Яйлю. Плюнул, развернулся, не стал искать проблемы на 8 марта. Далее увидели сноубордистов и лыжников, прямо на дороге, из-за ветра на Телецком катание проблематично, решили покататься по целине, прыгая с кромки дороги вниз в овраг, спускающийся к озеру. У шлагбаума несколько машин, сторож вышел уже никакой в честь 8 марта, тщетно пытался сфокусировать глаза на номерах машин! :) Хотя потом доложил в контору сколько кого приехало. У Визит-центра море машин (это кайтеры). Программа в Яйлю сама по себе не отличалась от предыдущей, за исключением поездки по льду. Пешком уже было не очень комфортно ходить, кое-где через снег проступала конкретная вода, ботинки мокли, лед хрустел. Гроты ледяные заметно уменьшились и поменяли форму. Видимость в этот раз была идеальной, просматривался мыс и горы южнее, но недолго, ветер поднимал снег с озера..... На льду боролись с ветром пара кайтеров. Снегоходы катали туристов в сторону юга. Экстримальные коровы экстримально шли на водопой исключительно со стороны озера, а не берега, стоя на совсем тонкой кромке льдя. Море дорогой техники (катера и лодки), отттаяло из-под снега, даже моторы не сняты. Ждут своего часа. Лед с трещинами. Высокий берег весь оттаял и уже сухой местами с прошлогодней хвоей и листвой. Скоро здесь проснутся клещи. Опять натрясли мороженых яблок, вернее уже не мороженые, а оттаявшие слегка, скорее моченые и еще более вкусные. Обратно нужно было успеть к 7 вечера, ждала баня. По пути нас "поймала" хозяйка одного из домов у озера. Сдают домики на лето. Опять взяли координаты. У машин подошел навеселе мужик, хитро так спросил "А ВЫ знаете, что там на перевале"? Ответили, что ехали пару часов назад сюда. Он сообщил, что полтора часа пробуксовал там, пытаясь выехать с Яйлю и поднятся на перевальчик на 4вд микроавтобусе тойота что-ли и разворотил там все, как оказалось, по самое нихачу. Мы не особо испугались, поскольку колеса у него были маленькие... Но мысль пришла надеть цепи на одну из машин. Но как она пришла, так и ушла почему-то. В результате увеиденное зрелище впечатлило. За нами ехало еще 3 машины, одна из которых местная и которая послала за трактором.
Дороги просто не было, а с колеи стаскивало вниз на обочину, ведущую в обрыв... Копка и цепи бы помогли, но ухлопали бы на это часа 2 наверное. В общем пока копались, пришел трактор. Мужик, который нас предупреждал был еще более пьян, потирал руки и страшно радовался что мы застряли..., приговаривая, "ну че не едем, да, стом, да, ха ха. эх ВЫ", в общем смешно. :) Трактор на гусеницах и без грейдера разворотил еще больше все, а потом вытянул всех. В результате добрались в Артыбаш в 8.30, где нас ждала баня, которая была очень кстати, польскольку вымокли и устали. Баня отменная, хотя и не новая. Моченые, холодные яблоки в бане просто пошли на ура. На след день планировали возвращение через Горно-Алтайск с обязательным заездом в Урлу-Аспак, где расположен таинственный Алтай Village, на который есть на трассе даже указатель и от которого делают дорогу прямую и асфальтовую на Каракольские озера. Действительно, проехав Кызыл-Озек и Бирюлю, где-то там начинается гладкая, новая дорога, по качеству как на Чуйском, далее въезжаем в Урлу-Аспак, деревня как деревня, но следуя по этой новой дороге чуть левее, попадаем в тупик, ворота, охранник и за воротами стройка. Строящиеся здания и видимо дорога, ниже видны крыши готовых строений, но не видно что и какое. Охранник подтвердил, что это и есть Алтай Village, что частная территория, владения Москвичей и простым смертным дорога туда заказана. Что же касается дороги "сквозной" до Каракол, пока вопрос открыт, как именно пойдет и каков будет проезд, непонятно. До Каракол судя по карте, идут какие-то дороги, со стороны Урлу-Аспака, следуя правой дорогой проехать до Верх-Куюма и далее на Караколы или со стороны Паспаула. Но что это за дорога и что за тур получится требуется дополнительное исследование.


Телецкое


Весна на озере!


Лед


Кайтеры


Цвет неба


Хорошая техника ждет своего часа


Сосна


Там, на юге


Дорога туда


Здравствуй, Телецкое!


На спуске


"Дорога" обратно


Застрявший депутат


Охрана на шлагбауме!


Фрирайд


Друг наш - трактор


Прошлогоднее воспоминание


Урлу-Аспак , дорога, строящаяся на Караколы и частная территория Алтай Village


Там же

Но закончить лучше на позитивной ноте :)

Телецкое снова ждет нас
Лина, Костя! Спасибо за компанию!