... Юный сержант посмотрел на меня с большим недоверием и сказал: "Дорога? Что это вы говорите, гражданин? Какая же там дорога? Нет там никакой дороги" ...

Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."
.


Достаточно давно хотелось попасть на Телецкое озеро. Читал о нем много, фотографии красивые видел. Однако до этой поездки все, что касалось Телецкого - было только в теории.

И, как это бывает, за неделю ко мне подходят и говорят – "Со следующего понедельника ты в отпуске !" :-О

Ну что ж, отпуск - так отпуск. Неделя судорожной подготовки машины, заключающаяся в замене давно подтекающего радиатора, масла в двигателе, фильтров, проверке подвески и прочего и вот …

.


28.08.01

6.40 утра, на спидометре 0 км - старт из Новосибирска (Северо-Чемской ж/м)

Утро прохладное и желание спать быстро пропадает; достаточно рано и дороги еще свободные. Затулинка, ОбьГЭС, Шлюзы, Бердск. За город выбираемся быстро и в 8.45 (155 км) добираемся до границы с Алтайским краем. Дорога ровная, знакомая, но иду спокойно 90 – 100 км/ч. Кстати, как только пересекли границу, 92-й бензин подешевел с 8,30 до 8,00, а то и до 7, 70 р. за литр.

10.00 утра, порядка 270 км - Новоалтайск

Поворот влево на Бийск сейчас сделали более правильный, теперь надо сначала повернуть направо и пересечь дорогу НовосибирскБарнаул в другом уровне. Далее дорога неплохая, но часов в 11 (350 км) попали на ремонт дороги. Всех заставляют съезжать с дороги в объезд по омерзительной пыльной щебенке. И так километров 7 – 10. Настроение упало, но когда выбрались – улучшилось. Больше всего убивает, что если выехать на дорогу раньше, чем кончится объезд (а иногда дорога уже готова), то в конце тебя поймают гаишники и сдерут штраф! Я, правда, на это не попался, но видел, как мужик на иномарке дважды влетал в западню.

12.10 (километраж засекать перестал) - добрались до Бийска.

Город проходится на "раз", указателей достаточно, все просто и понятно. Удивило только, что много машин едет с ближним светом. На обратном пути и я уподобился всем и зажег фары. От Бийска до Горно-Алтайска дорога ничего, только много сел и поселков, приходится притормаживать – 60 – 70 км/ч, однако родной ГИБДД нигде не видать, и если аккуратно, то можно проходить села на 80 км/ч. Из запоминающихся сел только Сростки (где Шукшин родился). Как-то не очень заметно на горизонте появились горы. Плату за въезд в республику Алтай по-прежнему не берут. Собственно граница видна только по большой стелле. Зато немного дальше пост ГИБДД и тормозят. Проверка документов, "Счастливого пути!" – экие вежливые. До Маймы считанные километры. Поворот на Горно-Алтайск в Майме, проезжаю сходу. Далее дорога в гору и пропали все указатели.

"Граница между Алтайским краем и Республикой Алтай"
"Горы на горизонте"

14.30 - Горно-Алтайск.

Куда ехать дальше – неясно. Интуитивно держался главной дороги. Перекресток, движение по полосам, левый ряд налево, правый прямо и направо. Посреди стоит на красный машина, пристраиваюсь справа. Правей меня останавливается еще одна. Зеленый, проезжаю прямо, вижу гаишника "местного разлива", взмах палочкой … "А чего ж вы налево не повернули ?" В общем, штраф 50 р. на месте и выясняю, что и далее мне надо двигаться по главной и так до выезда из города. В общем действительно – если никуда заезжать не надо, держитесь главной дороги и выедете в нужном направлении. В крайнем случае спросите, как проехать к пригороду "Кызылозек" или в направлении на Чою.

На самом деле года четыре назад я уже был в Горно-Алтайске на машине, но конечно забыл напрочь, как по нему ездить. Зато дорогу до него помню отлично. А вот после выезда из Горно-Алтайсканачинается неизведанная дорога.

И дорога, кстати, неплохая по качеству. Немного непривычные постоянные подъемы и спуски (причем с явным уклоном в подъемы), множество поворотов не дали сильно разгоняться. Комфортной показалась скорость 70 – 80 км/ч. Поэтому дорога от Горно-Алтайска до Артыбаша заняла порядка 3 – 3,5 часов. Ехать по такой дороге мне понравилось, тем более что до самого Артыбаша едва ли встретилось больше 20 машин. Километров за 50 до конечного пункта отличная асфальтовая дорога (говорят, раньше была крайне плохая гравийка). Справа от дороги течет Бия. Сам маршрут отслеживали по "энциклопедии", просто по списку населенных пунктов и вопросов не возникало.

Порядок следования через населенные пункты от Горно-Алтайска:

(вдоль реки Карасук) КарасукСухой КарасукПаспаулТуньжаЧоя (там большой бетонный мост, после него направо);

(вдоль реки Иша) Ускуч и далее в направлении на Верх-БийскТулой;

(вдоль долины реки Бии) КебезеньАртыбаш.

18.00 (ориентировочно) - Артыбаш

Сам поселок небольшой и вытянут вдоль левого берега Телецкого озера. Практически сразу после въезда в поселок по правой стороне встретился мост через вытекающую из Телецкого озера Бию. Правда, сначала виден лишь большой недостроенный бетонный мост, но за ним прячется старый и рабочий деревянный мостик. А за мостом, на правом берегу озера, уже другой поселок – Иогач. Он гораздо большеАртыбаша, но беднее и очень грязный. Вообще, оба поселка произвели не лучшее впечатление. Дома бедные (за редким исключением), грязно, мусор везде. Поселки встреченные по пути выглядели более приятными. И сразу по въезду в поселок начинаются указатели на различные турбазы, объявления о сдаче дома, комнаты, прогулки по озеру. Проехали весь поселок до турбазы "Телецкое озеро" и тормознули: на турбазу селиться неохота, да и не по деньгам наверное. Решили искать комнату, благо сезон уже кончился, должно быть гораздо дешевле. Встретившаяся по дороге женщина сначала предложила купить сувениры, а потом показала где можно снять комнату, но для этого пришлось переехать через мост в Иогач (кстати там домов и комнат под сдачу больше). Обычный деревянный дом, короткая торговля с хозяином и за 600 р. на три дня нам достались апартаменты: три комнаты и кухня с холодильником и электроплиткой (по 100 р. с носа в сутки, с детей ничего не берут). Хозяева при этом жили в сенях за занавеской. В огороде место под машину, баня.

"Наши апартаменты"
"Вечернее озеро"
"Флот Телецкого озера"
В общем, в этот день только поели, немного прогулялись вдоль озера и спать. Общий пробег за день 700 км и 11 часов в пути (из них час на всякие остановки). Погода выдалась отличная, было даже жарковато. В общем – добрались !

29.08.01

Несмотря на намотанные вчера километры, поднялись пол-девятого (и вообще на природе почему-то спать по утрам не хочется). Дальнейшие действия в этот день полностью определялись той информацией, которую удалось почерпнуть в отчете Евгения Гехта (отдельное ему спасибо!). То есть, мы прямо с утреца, позавтракав отправились на водопад на Третьей речке. Вернулись в Артыбаш, проехали его до конца, объехав слева турбазу "Телецкое озеро" и, не забираясь во всякие тупики, которых там достаточно, добрались до вертолетной площадки. Стало понятно, где можно расположиться с палатками, когда заберемся в эти места в следующий раз. Но на этот раз проехали дальше, до крепостных ворот.

"Крепостные ворота"

Там на берегу озера есть холмик, на котором уже стояла чья-то машина и возле него еще пара машин из Томской области. Сфотографировались на фоне этих ворот. Ввиду начинавшего крапать дождика и непонятности дальнейшей дороги оставили машину неподалеку от отдыхающих, дальше отправились пешком. Пара километров - и практически закончившаяся дорога превратилась в тропинку. Зато эта тропинка привела прямо к водопаду. Это конечно не Ниагара и даже не Корбу (на который в этот раз не попали), но все своеобразно и очень красиво. Рассказывать бесполезно, но несколько фотографий дадут представление об этом месте.

"Третья речка"
"Переправа. Надо скакать по камням"
"Полазить по камням - любимое занятие"
"Предвверие водопада"
"Сам водопад"

Пролазив там около пары часов, вернулись обратно в "апартаменты" по дороге разведывая всевозможные места. Из-за наличия ребенка больше одной приличной вылазки в день не делали, зато вечером много гуляли вдоль озера.

"Поле перед турбазой =Телецкое озеро="
"Кривой бар"
"Оконечность вертолетной площадки"

30.08.01

Вследствие не очень приятной погоды (моросящий дождик и сильный ветер, а после обеда сильный дождь) вторую половину дня просидели в доме, а до обеда успели прогуляться по правому берегу озера в направлении Алтайского заповедника. Все равно природа отличная даже в плохую погоду и по дороге, не сильно напрягаясь, успели набрать пакет кедровых шишек. Попадались грибы, но собирать не стали. От Иогача до заповедника идет дорожка. Между ней и озером идти еще можно, а вот глубже за дорогой в сторону гор практически непролазно.

"Шишки под ногами валяются"
"Избушка на курьих ножках"

31.08.01

Очевидно, в качестве компенсации за вчерашнюю непогоду светило приятное солнце, иногда даже очень грело. Решили предпринять вылазку вниз по Бие. Пошли по левому берегу Бии и, то забираясь периодически на доступные обрывы, то спускаясь к самой воде (и даже строя мостки из валяющихся в большом количестве досок), добрались до обрыва напротив турбазы "Юрток" в районе впадения речки Юрток в Бию. Места по дороге отличные, по берегу идти несложно, но в основном по камням.

"Берег Бии"
"Вид на Бию с небольшой высоты"
"Немного видно мост через Бию"
"Собственно с этой высоты"

Очевидно, из-за этих камней я и оторвал подошву на одном из своих любимых армейских ботинок. Обратно в поселок пришлось ковылять, постоянно ощущая оторванную подошву. Вода в Бие очень прозрачная и довольно холодная в отличие от теплой воды в озере. В следующий раз обязательно надо будет наведаться сюда со спиннингом. По-моему, рыбалка должна быть отличная.

Пообедали, собрались, попрощались с хозяевами и, пополнив запас продуктов, поехали к тем самым крепостным воротам на уже упоминавшийся холмик. Он оказался свободным и мы его заняли. Через пять минут к подножию холма подъехали две машины с алтайскими номерами, как позже оказалось из Бийска. Вечером озеро было крайне спокойным. Успели и к соседям сходить на уху, и у костра посидеть. Только вот ночью погода совсем испортилась и мы проснулись от мощной грозы с ливнем. Но далеко от гравийки не отъезжали, поэтому утром на дорогу выбрался легко. Кстати, спали в машине, оказалось вполне приемлемо на одну ночь.

"Вечер 31 августа"
"Утро 1 сентября"

01.09.01

7.30 утра - старт в обратную сторону

Трасса уже понятна, никаких особенностей в обратном пути не было, поэтому кратко перечислю основные пункты и время.

"На трассе"
"На трассе, дубль"
"2/3 экипажа и автомобиль"

10.35 - Горно-Алтайск

Единственное отступление от маршрута - после Горно-Алтайска проехали немного дальше по Чуйскому тракту до села Манжерок и источника Аржан-Суу. Но место возле источника уже настолько проезжее, что интереса практически не представляет. Все захламлено и большое количество народа. Даже фотографироваться не стали.

14.15 - Бийск

16.20 - Новоалтайск

17.25 - граница Алтайского края

18.45 - Новосибирск

19.20 - дома

Но это все лирика, а теперь некоторые цифры.

Итого: пройдено 1 500 км (я не подгонял, цифры сами вышли круглые), израсходовано 115 литров 92-го бензина. Средний расход – 7,6 л/100 км (я считаю очень неплохо). Средняя скорость туда – 70 км/ч, обратно – 73 км/ч. Обратно ехал быстрее, так как дорога известна, да и домой всегда быстрее едешь. Местами запросто можно выжимать 130 – 140 км/ч, да машину жалко. При поездке вопросов к машине не было – возила куда скажут. Ничего особенного с собой не брал, только обычные запчасти и инструменты, из специального только лопата и канистра на 20 л, хотя топор и ножовка все-таки нужны. Дрова-то на берегу есть, но руками их ломать неудобно.

При подготовке использовались следующие материалы:

1. "Путеводитель по Алтаю" из серии Ле Пти Фюте. Кто такие – неизвестно, но путеводитель достаточно качественный. Выше обзывается как "энциклопедия".

по путешествию на Алтай в 1999 году - http://gekht.narod.ru/altay99.htm.

3. Рекомендации и советы:

Аркадия Немцева aka festmen+ из конференции "Масла и смазки"

Игоря Зюзина (прочитать его письмо не успел, но интересно было потом сравнивать)

Павла aka SPF из конференции "ВАЗ-классика"

ВиТим'а из конференции "Отдых и Путешествия"

Все конференции расположены на сервере http://www.auto.ru/

 

Ну и самое последнее:

Средство передвижения – ВАЗ 2106, 1994 года выпуска, пробег на начало поездки 91 885 км.

Экипаж – двое взрослых и один ребенок 4-х лет.