Во время первого серьезного выезда на Караколы мы приобрели некоторый опыт. Но опыт же надо куда-то применять и повышать свое мастерство. Ближайшие большие выходные выпадали на 23 февраля, и мы решили продолжить покатушки. Немного пометались во время выбора цели, но потом вспомнили об альплагере "Актру", до которого от ближайшего населенного пункта - Курая - всего около 30 км. Нам это подходит! К тому же мы там неоднократно пытались побывать именно зимой, правда безуспешно. Решено! Едем брать реванш!
К поездке Рыжик был немного доработан: установлены подножки со 150-го Динги и внедрен цифровой термометр, чтобы отслеживать температуру головки двигателя под свечой. Забегая вперед, могу сказать, что обе доработки вполне себя оправдали.

Описательная часть будет небольшая, в основном фотографии и подписи.

Так как времени на поездку отведено было немного (работа все-таки накладывает ограничения), а расстояние до нашей цели изрядное, то и график был очень плотный и непростой. 20 февраля нужно было покрыть чуть более 800 км и добраться до Курая и заночевать в "гостинке" у Болтокова. 21 февраля отводилось на подъем до альплагеря "Актру" (а ныне это горный центр "Алтай-Актру" под эгидой все того же Якубовского) и размещение на базе. 22 февраля покатушки и прогулки вокруг базы - куда доберемся, шашлык, баня. 23 февраля (повышенные обязательства в честь праздника) спуститься до Курая, разобрать технику, добраться до дома.

Итак, 20 февраля мы без особых приключений добрались до Курая. Выезжали часов в семь утра и по дороге наблюдали, как понемногу растягивало изначально облачное небо, появлялось все больше голубых просветов и окружающая действительность становилась все более позитивной. Описывать дорогу нет никакого смысла, она известна уже, по-моему, до последнего камешка на обочине. Поэтому просто фотографии.

 

В Курае сначала проехали до брода через Чую, который находится прямо в селе. Хотелось выяснить - придется ли делать крюк до капитального моста, который находится в степи, выше по течению. Оказалось, что брод вполне проезжаем, даже на наших мелких снегоходомопедах. Успокоившись на этот счет, поехали устраиваться на ночлег. Болтоков разместил нас в гостевой капитальной юрте. В ней свободно помещается пять кроватей, хорошая печка и приличных размеров стол со скамейками. Юрта уже была протоплена, что, безусловно, порадовало на фоне стремительно падающего столбика термометра. Кроме того, нас встретили три жизнерадостных лайки, которые весь вечер радостно виляли хвостами, надеясь на угощение, и даже ночевали возле порога юрты. Вечером по телефону поговорили с Якубовским, выяснили, что наверх в лагерь регулярно ходят машины и, в частности, даже "уазики". Информация дала пищу к размышлению - а не плюнуть ли нам на снегоходную идею и не поехать ли наверх на машинах. Решение вопроса отложили на утро. Оставшийся вечер прошел за приготовлением еды и разнообразными приятными разговорами. Ночью спали как младенцы.

 

На следующее утро, 21 февраля, погода привела в восторг. С неба пропали последние тучки, только за вершины СЧХ цеплялись небольшие белые клочки пушистых облачков. Морозец стоял изрядный. Судя по всему, ночью было за тридцать. Но в курайской степи такой мороз обычно не сильно чувствуется - там очень сухо. Пока готовился завтрак, я вылез из нашей берлоги и первым делом попробовал запустить Рыжика. Нехотя, с подгазовками, после нескольких попыток он все-таки завелся. Попутно я выдернул-таки провод из давно досаждавшей при заводке системы аварийной глушилки (она же "чека"). Теперь вспышки в цилиндре начинаются буквально на третий-пятый оборот стартера. А вот дальнейшая судьба зависит от тонкой игры "подсосом" и курком газа. В целом, запустить двигатель удастся с большой вероятностью, но нервы он потреплет.
Глядя на меня, Костя тоже вытащил двигатель снегохода из машины и запустил его с первого-второго рывка ручного стартера (почему-то батарейка электрический стартер не крутила). Таким образом, вопрос "на чем ехать" был решен в пользу снегоходов :) Дальше собирали снегоходы и собирались сами, грузили шмотки на санки. Собирались неспешно и выдвинулись только в начале двенадцатого, предварительно загнав машины во двор Болтокова.

 

Поехали. В деревне мы своей техникой, безусловно, произвели фурор. Дети застывали, открыв рты, а старики провожали нас мудрым взглядом, скептически (но по-доброму) улыбаясь. Правда, Рыжик ехать по сухой дороге не захотел, ему снег подавай. А где ж ему взять снег, если в деревне на улице только вытоптанный до бетонного состояния накат да кучи навоза вокруг? Но ничего, сразу за последним домом стало чуть получше, можно было периодически находить кусочки рыхлого снежка и забрасывать его на гусеницу для смазки склизов. Правда, там обнаружилась другая напасть - колея от разнообразных автомобилей, твердая и кочкастая. Хорошо, хоть снегоходы влезали в след, оставленный одной стороной машин. Ближний к деревне ручеек взяли вброд, а дальше поехали по построенным мостикам и по льду Чуи. За Чуей автомобильная колея забирала круто вправо, но деваться было некуда - ехали по ней, ругаясь на коров и лошадей (с их следами жизнедеятельности) и собирая выпадающие из саней от тряски шмотки.
Из-за неудобного движения по колее ехали не быстро. Но все равно, через пару часов пересекли по диагонали лог Аккобы и поняли, что сильно забираем вправо от предполагаемого направления на "перевалку". Даже было заподозрили, что где-то пропустили отворот. Но всем четверым не могло же приглючить :) Решили проехать еще пару километров и, если колея не будет поворачивать в нужном направлении, то будем возвращаться и искать поворот или ехать напрямую, по целине. Накатанная дорожка как будто поняла нас и начала забирать влево, а затем и почти развернулась в обратном направлении. А вот и знакомое сооружение - полуразрушенная плотина на реке Актру. Значит, нам до перевалки осталось совсем немного и едем в нужном направлении! Еще пара подъемов, выходим на занесенный старый снегоходный след. По нему ехать гораздо проще, хотя периодически он совершенно истоптан пасущимися там лошадьми (вот что они там едят?). Еще пара полянок, а вот и приходящие теперь уже слева следы уазика и дорога пошла в гору, значит, мы на верном пути. Да, еще подъем и вот она - "перевалка". По сути, это огороженная площадка и пара домиков, где летом туристы могут переночевать и бросить машины, пока люди пешком или на попутном транспорте добираются до альплагеря.
Времени три часа, а нам еще подниматься до морены, да и там состояние снежного покрова непонятно. Надо поторапливаться. Актру после перевалки пересекли по мосту, для снегоходов он вполне проходим. Пока поджидал Костю, задержавшегося на перевалке, встретил у моста спускающийся вниз уазик с алтайцами. Те вышли из машины, поздоровались все трое за руку, уселись на корточки возле снегохода, закурили и затеяли расспросы. Что за техника, сколько стоит, сколько весит, мощность, расход топлива, сколько человек тянет и т.д. Судя по всему, пришли к выводу, что техника годная для них и по цене устраивает :) Попрощались и поехали дальше. Я, честно говоря, все думал, что прямо сейчас начнут деньги доставать и предлагать продать :)
От перевалки до альплагеря около восьми километров. Из них последние четыре километра уже по морене. До нее мы добрались относительно быстро - примерно за час. Спуски и подъемы дались относительно несложно. А вот на морене изрядно раздолбанная грузовиками колея дала "прикурить". Несколько раз снегоходы выбрасывало из колеи и они, как одичавшие ослики, сбрасывали седоков. К тому же в паре мест все-таки шуга не до конца замерзла. Пришлось объезжать ее по пухляку, проваливаясь в воду, выступавшую из-под снега. Ничего, преодолели и это.
А вот показались и первые постройки - остатки летних шалашей туристов. Вот жилища "спасов" по правую руку, брод через Актру и мостик. Но мостик нам узок, а брод глубок. А вот слева от брода есть небольшой ледовый мостик, через него и поедем. На последнем подъеме к "Алтай-Актру" опять валимся набок, но это уже мелочи. Наконец добрались! Времени 17:15. Итого шесть часов ходового времени примерно на 25 километров. Не так уж и плохо, учитывая условия.
Знакомимся с комендантом лагеря, он показывает нам домик. Размещение шикарное: на четверых две комнаты (в каждой по три кровати) на втором этаже и собственная кухня с печкой на первом. Для порядка и знакомства снегоходы были облаяны местным псом, выяснили текущую обстановку, условия быта, расположение удобств, наличие и стоимость бани. Дальше размещаемся, готовим ужин, принимаем заслуженные 150 грамм и с чувством и удовольствием обсуждаем прошедший день. Мы молодцы! Мы добрались!

 

На следующий день мы никуда не торопились. Спокойно позавтракали, спокойно завели снежики, опять были облаяны местным псом. Вопроса "куда ехать?" не стояло, в альплагере вариантов немного. Попробовали ехать по тропе, что ведет к Бараньим лбам. Оказалось, что за мостиком через Актру сразу идет глубокая, примерно по колено, протоптанная туристами тропа. Ехать по ней на снегоходах оказалось несколько проблематично, снегоход задирает нос вверх, роет снег и передвигается с трудом. Но все-же сколько то метров мы проехали. Добрались до прижима перед камнем с табличками. Там и оставили снегоходы. Можно было, конечно, брать штурмом сугробы и пытаться прорваться дальше, но это выходило за рамки "легкой прогулки", которую мы себе на сегодня наметили.
Взяли с собой по яблоку в карман и термос с чаем на всех, две рации, бинокль и одни ледянки. Потопали. В целом, подъем не особо сложный. Можно было бы добраться и до лбов, но солнце закрыл Караташ и в тени было прохладно. Да и лень, наверное :) В общем, погуляли, поглазели по сторонам. Проводили группу из шести человек, что выдвинулись вслед за нами из альплагеря и пошли на перевал, должны были ночевать у озера в хижине. Они поржали над нами, особенно над ледянкой :) В целом, ребята какие-то отстраненные, неразговорчивые. Даже поржали как-то хмуро. Мы же спустились обратно, по дороге поставив галочку в графе "спуститься с Актру на ледянке" :). Возле снегоходов попили чаю, схрумкали яблоки и потихоньку поехали обратно. В лагере готовили обед, жарили шашлыки, много разговаривали, вспоминали и обсуждали. Потом ходили в баню. Прекрасный день, хотя практически пляжно-банный :)

 

День последний выдался длинным и нелегким. Надо было спуститься от лагеря до Курая, упаковать снегоходы и покрыть 800 километров трассы до Новосибирска. Последняя часть, безусловно, обещала быть длинной и утомительной. Но сначала спуск.
Встали пораньше, собрали и упаковали шмурдяк, погрузили санки, заправили снегоходы бензином. До свидания, Актру!
Раннее утро хорошо еще тем, что морена вся подмороженная с ночи и шуга проблем не доставила. Правда, это не спасало от кочек и колдобин на дороге. Ехали медленно и аккуратно. К тому же было относительно тепло, и Рыжик норовил перегреть мотор. Приходилось тормозить и остывать. В общем, дорога до перевалки была скучной и утомительной. Но вот когда спустились в степь, то вместо езды по накатанной ЗИЛами колее решили рвануть по более короткому направлению. И тут очень удачно подвернулась старая, сильно заметенная поземкой, снегоходная колея. Шла она примерно в нужную сторону, и мы пошли по ней. Во-первых, ехать по ней оказалось гораздо удобнее и быстрее, снегоходам хватало и того, что когда-то тут прошел предыдущий снежик и слегка уплотнил снег. Во-вторых, не было утомительных кочек и осточертевшей колеи. В-третьих, я шел первым и припорошивший снегоходный след снег обильно взлетал в воздух и охлаждал двигатель. Температура болталась в районе 160-180 градусов, что было просто отлично. В-четвертых, выяснилось, что даже по совсем уж нехоженой целине на первой передаче тоже можно ехать, хотя и росла температура, и скорость сильно падала. Но надо делать скидку на полную нагрузку снегохода + санки на прицепе. Такая езда понравилась гораздо больше. Суммарно часа за четыре (с восьми до двенадцати) мы добрались до своих машин. Еще час потратили на разборку и упаковку всего и вся в машины и примерно в час отправились в обратный путь.
Дорога до Новосибирска действительно слишком знакома, хотя и по-прежнему интересна в пределах Горного Алтая. Она просто достаточно длинна. Но с небольшими остановками на перекусить мы к двенадцати ночи покрыли эти километры и добрались до дома.

 

P.S. Опять не подвела погода, опять все получилось как задумали :) За погоду просто отдельное спасибо кому-то там "наверху". Мы подняли свой опыт еще на одну ступеньку, но это не повод останавливаться :)

P.P.S. При подготовке отчета использованы фотографии всех участников вылазки.