28/12/09
Кто куда, а мы на Актру. :)
Рано утром, с рассветом, 01 января 2010 года три джипа выдвигаются в сторону альплагеря Актру, коий будут пытаться штурмовать 2 января того же года. Надеемся на успех, ибо подготовка была проведена достаточно тщательная, хотя и, конечно, не настолько полная, чтобы говорить о 100% успехе. Надеемся проторить путь команде Василия.
Я, WildDim, и его друг и соратник Вадим. Сотоварищи, всего 10 человек. Авто - Корандо, Сурф и Террано.
gruss.


11/01/10
Хвастаться нечем
Хвастаться нечем. Пытались пробиваться два дня, 2-го и 3-го.
2-го в три машины через мост и через степь. Погода с утра не очень, после обеда растянуло. Снега много, он глубокий. Цепи помогали, но не сильно. Когда возвращались вечером в Курай - наших утренних следов уже не было видно - поземка затянула начисто. Снега в основном около 25-30 см. Много копали и толкали. Добрались до системы арыков. Попытались пройти их поперек, сорвали цепь на одном колесе и повернули обратно. Вернулись уже в темноте, от моста до гостиницы Болтокова шли полтора часа.
3-го уходили наверх уже в пять машин - добавились ребята из Новокузнецка на Прадике и Шнива из Новосибирска. Погода отличная, весь день солнце и морозно. Шли по колее 131-го ЗИЛа напрямую через реку и через "верх". ЗИЛ ушел вверх, нас ждать не стали, Шнива вернулась обратно примерно через пару часов (хотя шла очень прилично), с остальными мы рубились до темноты. Снег от 25 см внизу у реки и до 35-40 см наверху. Примерно полседьмого, не добавшись около 2 км до перевалки, встретили возвращающегося ЗИЛа. По словам водителя дальше ситуация была еще хуже, так как после перевалки он одел цепи (снега много и он глубокий) и несколько раз сидел. Решено было возвращаться обратно.
4-го ребята из Новокузнецка планировали попробовать еще раз пройти наверх за ЗИЛом, но у них еще было время до 8-го числа. Мы попытку повторять не стали ...
О глубине снега сужу по своему клиренсу - 25см до картера заднего моста и по клиренсу ЗИЛ-131 - объявленный 33см. Т.е. если ЗИЛ шел не цепляя мостами за снег - мы греблись довольно споро (за исключением Карандаша) если в колее появлялась борозда от мостов - нам приходилось тяжко и нужно было "бить" колею.
Как то так ...
WildDim

15/01/10
А как ты провел НГ каникулы?
Данная поездка планировалась заранее. Бронировались базы, гостиницы, поезда, самолеты и пароходы...
Где-то в сентябре было решено, что на НГ мы едем в Г.Алтай. Варианты "куда", сортировались по степени проходимости. Проходимость зависела от величины снежнего покрова.
В итоге было решено - Актру. Там рубимся, а потом на Чемал, там отдыхаем - матрасничаем.
Подготовку в общем опускаем. Отмечу, что были прикуплены два комлекта цепей типа "сота".
И вот настал НГ. Первого января, в семь утра старт! Редко в это время и этот день я бодрствовал. На дорогах никого. Думали, что все гайцы будут нашими. Фих. Они все или спят или мирно сидят в своих скворешниках.

Немного о составе. Первый экипаж - WildDim со спутницей и киндером 12 лет. Машина Toyota Surf, бенза, лифт подвески, шипованная хакка, лебедка и шноркель ;)
Второй экипаж - Bagum со спутницей и киндером 13 лет. Машина Nissan Terrano, дизель, небольшой лифт подвески, 31" мудрич и усё.
Третий экипаж - Gruss (на ngs.ru) со спутницей, киндером 16 лет. Машина Ssang Yong Korando, дизель, липучка, все остальное сток. В Онгудае к ним присоединилась еще одна дамочка.

За бортом -38. На крыше багажник и шмурдяк, который имеет совсем не аэродинамические формы. Расход соляры запредельный.
К Барнаулу начинает теплеть. Японческий градусник в машине оживает. Вместо "---" показывает сначала -30, а потом -29, -28.
В Бийске -20. Почти Африка.
Потом еще теплее. Семинский в снегах. Чикетаман в темноте. Дальше снега, гололед, прижимы и все это на моей мудовой резине, очень волнительно.
Приезжаем в Курай что-то около 22 часов. Предварительно залив под нехочу баки в Акташе.
Гостиница (если это можно так называть) у нас забронирована. Нас ждут хозяева, горячая печка, холодная вода, рукомойник времен гражданской войны и удобства на улице. Размещаемся, разгружаемся. Ужинаем и усугубляем. Без фанатизма. В девять утра выезд на маршрут.

Вот так выглядели наши папелацы вечером в Курае.

Утром подъем в семь. Два часа на сборы. Подлый будильник на телефоне, справедливо решил, что сегодня суббота и звонить не стал. Поэтому проснулись по движняку народа в доме.
Предыдущие поездки (особенно "Урал 2009", где вставать нужно было рано, а спать хотелось сильно) приучили нас собираться быстро. А тут два час - халява.

Загрузись, разогрелись. Ждем менее тренированный народ.


И вот мы на старте.


С нами весь этот день бегал вот этот пес. Бегал на трех лапах, так как одна была повреждена в боях. Упорно отказывался забираться в машину. Когда мы зарывались в снегу и выходили рыть толкать, он падал в снежок и начинал выколупывать снег между когтей. Жаль, что собаки не умеют разговаривать, думаю он бы нам сразу показал нужную дорогу.


Погодка стояла хмурая. Потихоньку начинало холодать.


WildDim в 2008 году уже пытался штурмовать Актру, имел навигатор и трек, знал собачку, поэтому поехал первым.


Пошли маршрутом через мост и дальше по колеям, направление которых совпадало с вектором нашего движения :)


WildDim пробивал колею


Местами копали. Местами толкали.


Вся подвеска замерзла в снегу и льду


Местами мой дизеляка выдавал вот такие черные следы на снегу. Наверно пора заниматься турбиной.



А вокруг были красоты

Цепи похорошему нужно было надеть еще базе. Решил попробовать надеть. Но что то ссыканул оставлять их спереди - очень близко находятся чашки стоек и нехотелось бы эти чашки потерять. Отложили цепи до более суровых мест, чтобы потом одеть на зад.


А это и есть цель наша.


Но цель не далась. Помыкавшись по колеям, которые местные накатали для своих нужд, поняли, что нам надо идти своим путем. Выбрали направление и пошли по целине. WildDim одел цепи на заднюю ось и попер как танк. Пер хорошо, но не долго. Цепь слетела во внутрь и заклинила. Хорошо, что ничего не размолотила. Цепи были сняты. Совет решил, что сегодня возвращаемся.

Назад пошли бодро. Но ближе к Чуе, наш утренний след пропал. Все замело. Снег начал покрываться настом. Пошли по треку. Рубили снег по очереди. Темнело. Первый периодически проваливался и второй его дергал.

Вот несколько фоток, которые хоть как то отражают наше возвращение в Курай.


Возвратившись в Курай. Выгружаем шмурдяк, женщин, детей и стариков. Сами метнулись в Акташ пополнить запасы топлива. Ведь завтра дубль два. Но уже более перспективный дубль. Мы пойдем за ЗИЛ-ом, который везет дрова в альплагерь.

Утро 3-го января. Красотища!


Ночером к нам в домик заселились ребята из Новосибирска, которые приехали на Ниве и тоже хотели забраться в альплагерь.
Утром подъехал Прадо коротыш, 42-го региона и тремя мужиками из Новокузнецка. Народ тоже планировал попасть в лагерь и искал попутчиков. В итоге нас стало пять экипажей. Пока ждали ЗИЛ, все перезнакомились.


ЗИЛ прогрелся, завелся и неспешно тронулся... в другую сторону. Оказывается местные зимой через мост не ходят, у них свои тропы, более короткие.


Сначала шли за ЗИЛом хорошо. Практически не отставали.




Хорошо себя показывала Шнива, за которую ее владельцы опасались.

Отлично шли мужики из Новокузнецка. Прадик был подготовленный. Одна у него была проблема - резина. Им бы что нибудь зубастое.


Но чуть дальше, снег стал глубже. Лифтованные машинки стали зарываться.


А Корандо, который вчера почти не доставлял нам хлопот, начал становиться якорем.



Таскали его по очереди. Сначала Прадик, пока у него коробка не перегрелась


И его самого пришлось толкать. Потом мы на терранчике, в конце WildDim.

Киндеры временами помогали, но в основном резвились. При этом бортовой термометр показывал -29.


Нам тоже было где порезвиться

WildDim пробивая снег, сошел с полки и его начало стаскивать под откос. Мы все бросили Коранду, побежали выдергивать Сюрфа. Прадо прошел вперед. Лебедкой зацепили Сюрфа за Прадо и в два захода вернули WildDima на тропу.



ЗИЛ к тому време уже пропал из вида. Снега становилось все больше. Желания добраться еще больше. Вперед пустили меня, т.к. у меня самая злая резина. Следом Прадик, потом Сурф страхует Корандо. Ребята на Шниве развернулись и ушли в Курай :(

Повеселились изрядно. Чего только не было. В итоге когда до лесоперевалки оставалось порядка километра, на встречу нам выехал ЗИЛ. Уже на всех колесах цепи. Сказал, что дальше полная @опа. После недолго совещания зацепили Каранду за ЗИЛ и как по проспекту вернулись в Курай.

Как говорится - в этот раз не судьба.

Вот таким хороводом ехали назад.


На следущее утро неторопясь собираемся. Гружу машинку, смотрю подъезжает несколько эскудиков. Из машины выходит... Точно! Ёкорн!
Фоток данной встречи нет. Они тоже хотели на Актру, но по состоянию их автопарка, было понятно, что только на руках. В итоге договорились встретиться чуть позже и рвануть на Кату-Ярык.
Мы двинули в строну Акташа. Заправились. Чуть починились. Там опять встретили знакомых из Новокузнецка. Они искали цепи на Прадо. Ничего не нашли и в итоге уговорили меня продать им свои цепи. Как вчера стало известно, они таки забрались! С четырех до двух ночи рубились, но забрались! Респект и уважуха!

Из-за тусовок в Акташе, выехали сторону Кату ярыка поздно.
 

Красные ворота зимой


Заехали к эскудоводам во главе с Ёкорном. Они ехать на Кату ярык уже передумали, поздновато. Гоняли на снегоходе, пили пиво и я так понял - рыбачили.


Ёкорн покатал наших пацанов на снегоходе, а WildDim залебедил снегоход, после того, как тот неудачно зарылся в снегу.

Вид на озеро Узун-кель.


Ну а мы решили ехать до Кату-Ярыка пока не надоест. Чуть-чуть недоехали. Сначала увяз Корандо, а потом мы, шедшие впереди, напугали народ прижимом, что перед Кату-Ярыком и было решено возвращаться и двигать прямой наводкой на Чемал.

Выуживают Корандо


Так вот закончились первые три дня наших каникул. Потом был Чемал. Номера со спутниковым телевидением, горячий душ, унитаз, баня, шашлыки.

Bagum

19/01/10
Письмо
Начну с последней нашей встрече в Акташе.
...С помощью льстивых слов и бодрых похлопываний по плечу мы выманили-таки у Вадима цепи (надеюсь он купил себе что-нибудь взамен). После этого состоялся короткий визит в магазины, сначала для приобретения гвоздей, потом для приобретения камеры от жучки. Вся обратная дорога до Курая была потрачена гужевой частью экипажа Прадика на изготовление крючков и натяжителей для колёс (фотоотчёт о том, как выглядит колесо позднее). И вот, уверенные в сверхъестественной проходимости нашего автомобиля, мы приблизились к первому ручью в Курае. После небольшого осмотра ходовой части, приблизительно в 16-00 мы пересекли сию водную преграду. Старт дан!!!
Первая часть пути (знакомая тебе не хуже меня) прошла комфортно и на ура. По пути нам повстречалась группа кемеровчан, в составе 6 или 7 человек на двух уазиках и сиротливо смотрящейся НИВЕ с кузовом (знаешь, есть такие, типа пятидверные):
- Здорово, я Гарри! - какой-то чумазый мужик с огромными прорехами в зубах поприветствовал нас, - А-а, новокузнечане, - продолжил он свой монолог.
Мы были несколько удивлены его познаниями о нашей прописке, но продолжали снисходительно молчать поглядывая из тёплого пространства японецкого внедорожника на озябших представителей столицы Кузбасса, столпившихся возле уазиков, к слову один из них был на верёвке.
- Да меня все знают, - продолжал сын угольного края, - Ну как так? - его таки не знали... - А у нас машина сломалась!!! - радуясь возможности переменить тему суетливо заегозился Гарри, к которому уже через минуту после расставания приклеилась кличка "Грязный", - А вы не знаете в лагерь дорога хорошая?
- У тебя цепи есть? - лениво спросили обладатели японского автомобиля у звезды кузбасского альпинизма.
- Нет.
- Ну тогда и нехер там делать, - ответили опытные джиперы, вкусившие накануне всех прелестей одной трети пути до альплагеря.
Гарри наивно предложил нам протаптывать для него колею, с чем мы, хмыкнув, согласились, и путь был продолжен.
Достигнув пригорка, на котором нас за сутки до указанного события покинула ШевиНива, мы напялили цепи и двинулись дальше. В салоне витал дух экскурсии. ...Здесь мы цепляли твоего Surf'а, чтобы вытащить с помощью лебеды, это участок имени Маринки, которая перекопала за два часа полстепи, а вот тут ты, Макс, помнишь, раза с десятого заехал, а сегодня посмотри-ка на раз!.. В общем прогулка, а не езда. А вот и рубеж которого мы вчера достигли. Взгляды посуровели... Колея была присыпана свежим снегом, по бокам колеи стали заметны следы от подножек ЗиЛа-131. В области желудка зашевелились первые червячки сомнения о правильности принятого решения пробиваться на Актру. Но, впрочем, Прадик отважно сражался с довольно мягким снегом. Мы даже попробовали двинуться по целине, но снега было выше решётки радиатора, мы благополучно упёрлись в сугроб чуть ли не лобовым стеклом и оставили эту пустую затею. Общее впечатление несколько портила регулярно греющаяся АКПП, впрочем остужать её с помощью снега и лопаты у нас получалось с каждым разом всё профессиональнее. На участке до перевалки мы пару раз толкнули машину, потом прогулялись порядка полкилометра, было принято решение подкачать колёса, что положительно повлияло на общую динамику движения, и вот мы достигли перевалки. Вид жилья, хотя и промёрзшего, вселил ещё большую уверенность в свои силы, и мы, не останавливаясь проследовали дальше...
В эсэмэске, посланной по прибытии в альплагерь, которую ты так и не получил, я написал об изобретателях внедорожных шин много добрых слов, и до сих пор считаю наиболее значимым изобретением в этой области цепи на колёса. Это жесть! Без них мы бы никуда не проехали. При переправе через реку (там местами торчат голые камни) из-под колёс летели искры, а сгустившаяся темнота придавала какой-то фантастический вид нашему автомобилю, который не только умеет скрестись по снегу, разбрасывать снег в разные стороны, но и вгрызаться в камень...
Мощно я задвинул, внушает.
После ручья начались горы, поросшие тайгой, и темп движения изменился. Некоторые склоны машина проходила без проблем, другие давались с трудом. Коварные подъёмы с поворотами показали новую опасность: при прохождении такой сложной траектории машина вылетала из колеи и... "У нас же цепи" - подумали мужики. "У нас же мужики" - подумали цепи. Синхронно рождённые мысли породили эффект резонанса и мужики познали великую мудрость: цепи не только непревзойдённо гребут по снегу и грязи, но и с не меньшим успехом закапываются в вышеупомянутые покрытия российских направлений (как-то неловко упоминать в данной ситуации слово "дорога", с ударением на втором слоге). "У нас же лопаты" - подумали мужики, и принялись вышибать клин клином: цепи копают и мы копаем. Но что такое снег против снегоочистителей, вооружённых лопатами от снегоходов? Да тьфу! А что такое машина против снега, который валит с октября месяца? Да тьфу! короче, после успешного преодоления двух препятствий подобного рода мы попали в настоящую засаду. Машина повисла всеми четырьмя колёсами, из-под которых летели грунт и камни, и не двигалась ни на миллиметр. Откапывание приводило к продвижению ровно на корпус машины либо вперёд, либо назад, а далее цикл повторялся с устойчивой монотонностью. Слава богу, мы не пали духом и помощь таки пришла. В виде ЗиЛа, который увёз утром дрова в альплагерь.
За рулём молодой парнишка, который накануне провожал нас в дорогу, так бестолково закончившуюся, звать Сашка. В кузове ещё два кренделя местного происхождения.
- Сань, дёрни нас!
Саня зацепил и поволок двухтонную машину с лёгкостью пушинки. Чем-то наш Прадик напомнил Карранду, та же беспомощность и обречённость.
- Сань, а как в пойме со снегом? У нас ЦЕПИ! - как заклинание твердили мы волшебное слово, успокаивая самих себя.
- Да нормально, проедете, - сказал Сашка, окинул нас оценивающим взглядом и добавил: - Копать надо больше, копать.
Дверь грузовика хлопнула и ЗиЛ умчался в облаке снежной пыли назад, в Курай.
Лопаты и наш характер сделали своё дело и самый непроходимый до сей поры участок был пройден почти без проблем. Мы перекусили и почувствовав сытость в желудках почувствовали прилив сил. Очередной подъём, спуск, подъём...
- Братэллы! Мы приехали! - Макс разглядывал открывшееся за деревьями пространство. Это была пойма реки Актру. Где-то за ней, в зоне прямой видимости находился альплагерь, жаль только, что прямая видимость отсутствовала из-за полной темноты. Путь нам озаряли только звёзды...
Мы аккуратно спустились с очередного склона в долину, предвкушая быстрый комфортный проезд до лагеря, и менее чем через два часа приобретённая нами мудрость о пользе цепей плавно переросла в высшую стадию - просветление. И это просветление выразилось в самых простых словах: КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
Первые пятьдесят метров пути не предвещали ничего страшного, а потом...
КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
Колея Прадика немного меньше колеи ЗиЛа и поэтому вполне естественно случилось следующее...
Машина плавно сползла с колеи и забуксовала. Логичное решение вытолкнуть её назад оказалось невыполнимым. Колёса крутились, автомобиль благополучно висел на балках и на брюхе.
КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
Наши чудеса снегоуборочной техники в виде лопат (к тому же облегчённый снегоходный вариант) с трудом справлялись с поставленной задачей. Суть в том, что колея и её середина были плотно утрамбованы прошедшими ранее ЗиЛами, потом всё это дело подтаяло, потом подмёрзло, потом опять подтаяло и подмёрзло. В итоге снег приобрёл твёрдость камня. Мы его выковыривали из-под машины по миллиметру.
КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
Расковыряв снег под машиной, мы выталкивали её назад, где её ждала всё та же твёрдая как камень колея. И всё начиналось сначала... Кое-как мы попадали на колею, но даже не садились в машину, зная, что нас ждёт через пять минут.
КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
Временами мы выкапывали такие воронки, что казалось дорогу бомбили. После двух часов войны у нас не осталось ни капли сил. Вдалеке показались светлячки фонариков и через некоторое время подоспела помощь в лице ребят, которые накануне не поехали с нами на ШНИВЕ, а пошли пешком. Ещё минут через 20 подошёл Володя - смотритель базы, принесший с собой лопату. Дела пошли быстрее. Всё-таки толкать и выкапывать машину в шесть харь гораздо приятнее, чем в две или три. И вот преодолев 6 км пути за четыре часа, мы въехали (а кто-то и вошёл..) в лагерь. Силы просто иссякли. К слову сказать, когда я попытался поднять володину лопату, я не смог оторвать её от земли и, честно говоря, решил, что она примёрзла. Володя сам молчком отнёс её к дому. Путь от Курая до базы занял 10 часов, ровно столько же, сколько у тех ребят, которые шли пешком накануне...
Первые выводы по нашей поездке были сделаны тут же. Мы потеряли в снегу одну лопатку, выяснили, что лучшим изобретением в области внедорожных шин является лопата, а местный абориген Сашка не иначе, как пророк.
КОПАТЬ, НАДО БОЛЬШЕ КОПАТЬ...
sergofan aka Сергей

19/02/10
Письмо 2
Таки надо продолжить ранее начатый рассказ о путешествии на Актру. С этой целью я открыл нашу переписку, кое-что освежил в памяти, заодно обнаружил ссылку на твой сайт, на которую не обратил внимания в первый раз.
Теперь продолжу свои зарисовки о путешествии.
Вообще довольно занятно писать о каких-то событиях не сразу, а через некоторое время... Надо вот ещё попробовать описать какую-нибудь поездку сразу по окончании путешествия, а потом не перечитывая, через некоторое время написать ещё и сравнить, где больше наврал...

... Первая часть поездки закончилась глубокой ночью. Мы, обессилевшие, ввалились в ПСС (поисково-спасательная станция) к Володе, он напоил нас чаем, потом накормил. Жизненный опыт подсказывал, что нормально уснуть не удастся, поэтому была откупорена бутылка водки и мы выпили по 150 для расслабления. По ходу то ли позднего ужина, то ли раннего завтрака был произнесён тост за японских производителей японских машин (дифирамб "Тойоте"), после чего мы побрели к месту ночёвки-домику под названием "Карандаш".
... Утро, начавшееся ближе к обеду, было тяжким. Ноги лежали отдельно, руки отдельно, голова как титька мягкая. Кое-как собрав скелет в одно целое мы согрели чай и приступили к завтраку. Припаркованный возле ПСС наш боевой автомобиль красноречиво сообщил всем обитателям альплагеря о прибытии пополнения. К нам потянулись гости. Сначала зашёл Володя, который поведал о том, что мы в этом домике обитаем на птичьи правах. Суть его слов состояла в том, что его зарезервировали кемеровчане (те, которых мы встретили накануне недалеко от Курая), и он нас таковыми и считал всю ночь (а чё там мелочиться, Кемерово, Новокузнецк, всё едино). Но сегодня утром эти самые кемеровчане отзвонились и подтвердили своё намерение прибыть в альплагерь. Мы не горели желанием втроём отапливать восьмиместный коттедж, поэтому с лёгким сердцем согласились освободить его вечером, если бригада Грязного Гарри всё-таки доберётся сюда. Потом заглянули две девицы, которых звали Ленами, поведавшие о том, что: 1. Я тут в прошлом году фонарик (или ещё что-то подобное) потеряла, можно посмотреть; 2. А нас вчера лавиной завалило. Новости сыпались как горох. Мы собирались на Актру, основываясь на прошлогоднем опыте и на рекомендациях местных жителей. А этот опыт и рекомендации говорили, что самое лавиноопасное время на Актру-март, а снега в горах в январе по щиколотку (сам понимаешь, прыгая два дня по пояс в снегу думать было некогда, наверное высокогорье вызывает обострение глупости).
Мы потребовали подробностей, на что нам было заявлено, что фонарик должен быть вон в той комнате...
- Про лавину давай! - известие было не совсем обнадёживающее.
Далее выяснилось, что вчера группа томских альпинистов и инструктор (если мне не изменяет память, из Барнаула), в целом 10 человек, решили штурмовать пик Актру. Ребята все опытные, инструктор классный, не удивительно, что выбрали самый безопасный маршрут - по вершине гребня ... Поэтому, когда увидели лавину, двинувшуюся с противоположного склона, то были уверены, что она останется внизу. Однако природа распорядилась по другому. Снежная река скатилась со склона, и преодолев противоположный склон, накрыла часть группы. Троих присыпало снегом, причём одного довольно прилично, торчала одна рука. Двое выкопались сами, Мишу (рука которого торчала из-под снега) выкопали коллективно. Все были живы-здоровы, поэтому вся группа вернулась в лагерь от греха подальше.
Переваривая столь ошеломляющую информацию мы закончили приём пищи и побрели в ПСС к Володе, забирать вещи, оставленные у него сушиться ...
... А там тёплая компания из разных городов (Горно-Алтайск, Барнаул, Томск, первопрестольная) ужинает (ещё с предыдущего дня). В нас безошибочно признали экипаж машины боевой и мы были приглашены к столу. С нашей стороны был принесён нехитрый закусон, потом не менее нехитрый пузырь, потом хитрый пузырь, предназначенный к употреблению после покорения гор. В итоге ужин продолжался не менее 5-и часов, было всё подъедено и вообще всё выпито. Но поскольку наши запасы алкоголя были не то что бы скромны, а скорее скудны, к тому же весь остальной присутствующий в ПСС народ торчал на базе с конца декабря, то большого разгула не получилось. Была гитара, были песни под гитару, задушевные разговоры, и казалось, что мы все знакомы миллион лет. И тут...
... Опаньки! Прибыли кемеровчане во главе с Грязным Гарри и ещё некая группа во главе с некой Хелен. Володя уведомил нас о перемене местопребывания и мы пошли собирать вещи, чтобы перебраться в другой домик. А попутно отвести кемеровчан к "карандашу", чтобы не блудили. Кемеровчане оказались настолько суровы ... Челябинские парни отдыхают. Мы решили им помочь и подхватили пару мешков. В мешках был ... УГОЛЬ!!!! Не, конечно я всё понимаю, я сам родился в угольном городе Киселёвске, но тащить уголь в горы!!!! Если я живу в Новокузнецке, это не значит, что для обогрева мне нужна доменная печь, и опять же уголь к ней! Грязный Гарри оказался большой оригинал. Мы похихикивая над земляками перебрались в другой домик и вернулись в тёплую компанию. Разговор опять оживился, мы поведали о возникновении прозвища "Грязный Гарри", и с удивлением обнаружили, что он хорошо известен обитателям базы, правда с нехорошей стороны. Оказывается этот крендель некоторое время назад (год или два) будучи в альплагере умудрился ухлопать отопление одного из домиков, который по сей день стоит размороженный. Других подвигов за ним не замечено, зато все его знают, как он и говорил.
... Вечер продолжался. После выпитых стаканов, спетых песен разговор крутился около альпинистских тем. Был и нам задан, с виду безобидный, вопрос о нашем маршруте. Мы откровенно ответили, что собрались пройти траверс по "подкове" ... В образовавшейся неловкой тишине пришла на ум единственная приличная мысль, тут же высказанная:
- Но... по такому снегу конечно ограничимся подъёмом на Голубое озеро.
Последовавший за нашим сообщением хор голосов поставил в конец оборзевших "альпинистов" на место.
- А у вас какая подготовка, а у вас какое снаряжение? А вы знаете, что таким маршрутом даже летом никто никогда не проходил?
Самое паскудное в этом было то, что нельзя было даже разговор на другую тему перевести. Попытавшись ответить на вопросы о снаряжении и подготовке мы ещё больше убедили собравшийся народ в нашей беспросветной глупости. На нас махали руками, нам хором говорили, что это крайне опасно. Но были, были люди, которые верили в нас!!!!
- Да они врут всё!!! - одна из Ленок спасла неловкости, - Это какие-то мастера спорт, наверное. Не могут же люди без подготовки идти в такой маршрут!
Эх, Лена, Лена! Твои бы слова, да богу в уши.
Время было позднее, поэтому мы пошли спать. По дороге мы хохотали над сложившейся ситуацией. Вновь испечённые мастера спорта по альпинизму не могли поверить свалившемуся на них счастью. Ощущения были средними между снежным человеком и человеком-пауком. Вечерний чай был бодрым, молчаливое решение никуда не ходить было пересмотрено в сторону похода на Голубое озеро, а "там поглядим".
... А в то время вернувшиеся к себе в домик томичи ломали голову над нашими рассказами.
- Вроде опытные ребята.
- Что-то не вериться.
- Да точно я тебе говорю...
- Непонятно мне.
- Надо поближе познакомиться.
К нам были высланы разведчики в составе мужчины и девушки. Данная комиссия, представляющая противоположные точки зрения в стане томских альпинистов, должна была поставить точку в спорах.
Незадолго до окончания ужина лазутчики сидели в нашей комнате и вынюхивали обстановку.
- Какая-то снаряга у вас интересная. - По всей комнате валялась спелеологическая обвязка, о чём беззастенчиво было сообщено тайным агентам томичей. Потом побеседовали о том, как мы посещали пару пещер, они тоже что-то рассказали. На этом разведывательный рейд завершился. Позднее мы узнали вердикт высокой комиссии:
"Действительно опытные, но не альпинисты, а спелеологи!". Вывод однозначный, без вариантов и не менее комичный чем предыдущий. Богатый на знакомства и события день наконец закончился и троица альпинистовсплеологовмастеровспорта улеглась спать, чтобы с утра пораньше двинуться в горы...
"Пораньше" началось часов в 10 утра. Неспешный завтрак, ленивые сборы, и вот мы во второй половине дня выдвинулись в сторону Голубого озера. Тропа по которой мы шли пробивалась всем личным составом альплагеря три дня (помнится в прошлом году Макс и ещё двое парней сходили туда и обратно, а я за это же время только успел сварить компот). Навстречу нам попадались группы туристов, ушедших в горы с утра и уже возвращающиеся домой. Нам пожелали доброго пути и поход продолжился.
Идти было тяжеловато, но потом организм втянулся, дыхание наладилось. Вначале путь шёл вдоль склона с минимальным подъёмом. Показались две скалы, названные благодаря своему внешнему виду "Бараньи лбы". От них начинался крутой подъём. Впрочем настроение было бодрое, и все подъёмы как пологие так и крутые, как большие так и малые были успешно преодолены. Правда погода, которая с самого утра была не ахти к вечеру совсем испортилась и мы подходили к месту ночёвки уже по приличному бурану. Тропу заметало моментально, но ориентиры ещё оставались, поэтому финиш был довольно обыденным: подошли к хижине гляциологов, побросали рюкзаки и сели в снег. Потом будничные хлопоты, включающие в себя ужин, распаковку рюкзаков и подготовку ко сну. После нескольких дней тяжёлой работы сон сморил мгновенно...
Пробуждение было довольно бодрым, но потом прыти поубавилось. За стенами хижины разгулялась настоящая буря. Ветер просто ревел. Откровенно говоря, я подраскис. Было жутко представить как передвигаться в такую погоду. Но делать нечего, вернее делать что-то надо, и следуя старинной русской поговорке "взялся за грудь - говори что-нибудь" мы стали собираться в обратную дорогу. Сборы были тщательными. Стихия за стеной не предполагала возможности поблажек.
И вот мы стартуем в обратный путь. То что мы увидели, выйдя из хижины, было гораздо хуже того, что мы слышали. Вернее будет сказать, мы не увидели ничего ... Абсолютно белая пелена и всё. Если накануне, даже при сильном ветре и снегопаде мы могли различить склоны гор, какой-то рельеф, то сегодня только белая пелена. Везде. Вверху, внизу, впереди, сзади. Отойдя метров на 30 от хижины нельзя было различить и её, хотя она выкрашена в ярко-жёлтый цвет. Вытащишь ногу из снега, а поставить не знаешь куда, взгляд сосредоточить не на чем, вертящиеся с громадной скоростью снежинки размывали очертания любого предмета. Тропа была погребена под снегом, который выглядел вековым. К слову мы её потеряли почти сразу и первое время двигались в снегу по пояс. Тропу нащупывали палкой, которую забрали в хижине. Мы её, эту самую тропу, таки нашли. Иначе брести нам по целине дня три.
Продвижение было довольно медленным, с частыми остановками. Возле Бараньих лбов тропа пропала опять. Снега за ночь намело столько, что мы её просто не могли нащупать. Спуск должен был происходить вдоль скалы, но их было две, и где мы поднимались сутки назад определить было невозможно. Решили просто выбрать самую безопасную дорогу. Но полностью безопасной дороги просто не было. Слева шапкой нависали снега, справа - пропасть. В общем обстановка ещё та. При движении по снегу он буквально уходил из-под ног и потихоньку скатывался по склону, набирая скорость. Было впечатление, что снег вокруг дрожал ... Я думаю, что это дрожали мой поджилки. Насупишь возле скалы и проваливаешься по пояс. А нога-то болтается, опоры нет, начинаешь шевелиться, чтобы выбраться, а проваливаешься ещё глубже. Жесть! Упрёшься пяткой в снег, он уходит из-под ног, плюхнешься на задницу и вместе с сугробом сползаешь вниз, а до скалы не докопаться. Упора нет и где остановишься неизвестно, то ли на дне кулуара, то ли упрёшься в торчащий из-под снега камень. Было страшно. Спустившись пониже мы повернули за скалу ... И увидели над головой сотни тонн снега. Хотелось преодолеть опасный участок побыстрее, но как это сделать по пояс в снегу, когда за спиной нехилый рюкзак? Кое-как проскочили.
Потом полегчало, ближе к лагерю из-под снега появилась тропа и мы задвигались поживее. Судя по следам, если тут и был ветер, то не сильный, а снег вообще не шёл. После небольшого отдыха мы без остановок добрались до лагеря, где нас ждали ставшие почти родными томичи. Всё время нашего небольшого похода мы связывались с ними по рации и если бы что-нибудь случилось с нами, то они были бы нашими спасителями. Потом была баня, были вечерние посиделки, мы спалили фейерверк, обменялись телефонами со всеми новыми знакомыми и пошли спать.
Утром, естественно, мы зашевелились последними. Лагерь опустел, приехавший ЗИЛ вывез большую часть обитателей лагеря, засобирались и мы. Погода стояла изумительная, светило солнце, потеплело. Мы с грустью подумали, что природа выгоняла нас с Актру. Но решили, что и ладно, от греха подальше. Потому что пока мы ходили прямо в лагере сошло две лавины, причём одна недалеко от ПСС. Дорога в Курай заняла около четырёх часов, львиная доля из которых ушла на подготовку и прогрев нашего жипа. За всю дорогу ОДНА (!) остановка, когда Макс сполз с колеи. И уже поздно вечером мы заселились в номер на Семинском перевале, где, как и на Чемале, электричество, ужин в баре, туалет в номере. С утра мы не спеша выдвинулись в Новокузнецк, а вечером у нас была привальная, шурпа из козлятины и баня.
Очередная поездка в горы оставила массу новых впечатлений, а особенно новых знакомых. Мы осуществили ещё один этап в нашей затее по прохождению подковы Актру, которую пока ещё никто не одолел. Тем почётнее быть первыми.

















sergofan aka Сергей

P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участвовавшими экипажами.