Базу со смешным названием "Чулан" нашел Костя Гоппе еще в 2005 году, сплавляясь по Чарышу. Собственно на самой базе он тогда не был, но его впечатлил стоящий на утесе домик базы. Поэтому, когда мы обсуждали, куда можно съездить поздней осенью, одним из мест сразу всплыла база "Чулан". Вот и пришло время добраться до того домика и даже немного пожить в нем.


Действующие лица и исполнители:

Наталья и Виктор на Ford Explorer
Элина и Константин на SsangYong Korando
Екатерина и Дмитрий на Toyota Hilux Surf

В дорогу выбрались еще в пятницу, 23 октября в районе 5 часов. Задача, поставленная на этот день (добраться до деревни Осколково Алейского района Алтайского края, где у Константина живет отец, где и заночевать) была благополучно решена к половине одиннадцатого. Погода благоприятствовала - несколько ниже нуля и сухое покрытие на трассе, поэтому средняя скорость передвижения была достаточно высокой. Ну добрались и добрались - потискали хозяйскую кошку, улеглись в спальники и задрыхли до утра.

Задача на субботу, 24 октября, была сложнее - нужно было добраться до самой базы Чулан. Дорога до Чарышского была нам известна и мы покрыли ее с половины девятого до половины двенадцатого с заездом в Усть-Калманку для закупки продуктов.

В Чарышском, а точнее в Красном Партизане, который является по сути продолжением Чарышского, мы должны были встретится с хозяевами базы. Планировалось, что они проводят нас до базы, либо, в крайнем случае, подробно расскажут куда ехать. Но вышло немного не так ... Хозяев не оказалось дома и дозвониться до них по сотовому мы не смогли. Решили двигаться сами, во всяком случае, примерно направление Костя знал.
Направление мы выбрали верное и буквально сразу за околицей попали в сложную обстановку. Каменистая колея и лужи изрядной глубины не давали расслабиться.

Но даже такая дорога была недолгой и скоро мы добрались до прижима, вдоль которого бульдозером была выбрана неширокая полочка.

Местами скала обвалилась и пришлось буквально на цыпочках перебираться через завалы. Однако и прижим кончился очень скоро. О том, что дальше дороги нет, красноречиво говорила рукотворно наваленная куча камней. Пришлось выйти и оглядеться.

После недолгого изучения окрестностей выяснили, что дорога выходит на другом берегу неширокого заливчика Чарыша. Судя по обстановке, он должен был оказаться и не глубоким. Но на всякий случай вперед отправили нас на Слоненке, как имеющем наибольший клиренс и шноркель вдобавок.


В общем, за мной отправился Карандаш, а за ним также благополучно преодолел водную преграду Форд. Конечно, это была лишь первая преграда и не самая сложная, но все ее преодолели достойно. Дальше нас опять повела колея от одной лужи к другой. А свежепроломленный лед на лужах явственно говорил о том, что кто-то двигался здесь не далее, как сегодняшним утром. Нас это только вдохновляло - значит мы двигались в нужном направлении.

А меж тем время двигалось быстрее чем мы. Времени было около двух, а мы еще не только не добрались до базы, но и даже не знали - в правильном ли мы направлении движемся. Но мы все-таки двигались и двигались до тех пор, пока дальнейшая дорога не стала совсем уж неочевидной. В одном месте колея просто уходила в воду и нигде не выходила из нее. Точнее, где находился один выезд можно было предполагать, но зачем надо было ехать на продолговатый полуостровок посредине широкой протоки - мы представить не могли. Пометались по берегам, попытались дозвониться в очередной раз до хозяев - все безрезультатно. Совсем было уж решили, что надо возвращаться назад и пытаться искать дорогу выше по горам, но я уговорил ребят подождать, пока я "сплаваю" на полуостровок. Пока я стоял на мыске и рассматривал в бинокль широкий поток Чарыша, надеясь найти следы выезда на берег, Костя не стал ждать и отправился через протоку к нам.

Следов выезда мы не нашли, как ни старались. Но глядя на поверхность воды и на бурунчики широкой дуги слива, я вспомнил про поездку на Урал и мне пришла в голову мысль, что по линии слива вода должна быть неглубокой. Примерно в середине русла из воды торчал небольшой островочек буквально из нескольких камней. Добраться до него и оглядеться - вот задача-минимум, на которую я отважился. Предварительно только перегнали на полуостровок к Карандашу еще и Форд. Дав ребятам инструкции не двигаться, пока не сообщим им результатов разведки, мы отправились в длительное плавание.

В целом воды, конечно, было не так много, как казалось с берега. Ну чуть выше наших ступиц, иногда до порога. Но под колесами камни, местами крупные, а самое главное - очень подвижные. Буксовать нельзя, иначе легко зарыться. Добрались до упомянутого островка, я по рации отправил Костю к нам, попросив Виктора подождать, пока пройдет Карандаш. Сам вылез на подножку с фотоаппаратом, снимать. Дождавшись, когда Корандо доберется до нас, попросил Виктора подождать еще, пока я не переберусь окончательно на другой берег протоки, пройдя вторую половину. После этого нужно было подтянуть Форда к Корандо, а уж затем передвигать Коранду ко мне. В общем, все по очереди. Ситуация немного осложнялась тем, что у нас на три машины было только два комплекта CB - стационарный у меня в машине и портативный Alan 42 с "каблуком" и внешней антенной на Форде. Косте приходилось либо кричать, либо договариваться заранее. Но сейчас общая ширина протоки между берегами составляла метров 300 и перекричать шум горной речки не представлялось возможным.

Вторая половина протоки была несколько сложнее тем, что в конце у нее находились две серьезные промоины. Их даже видно на фотографиях. Глубина в них доходила мне примерно до верха бампера. Для остальных участников поездки такая глубина являлась еще более серьезной. Сам то я прошел промоины аккуратно, не нагоняя лишнюю волну, и потому спокойно. Тут-то я и допустил тактическую ошибку - не обратил внимание идущих следом экипажей на необходимость проходить глубокую воду медленно и аккуратно. Не имея достаточного опыта, Костя и Виктор прибавили ходу и в промоинах черпнули хорошенько воды.

Из воды вылезли сами. Способствовало, видимо, то, что Форд шестицилиндровый и горшков хватило вытащить себя, а Корандо глотнул воды немного, да и ему проще с намоченной аппаратурой - все-таки дизель.
Природа вокруг особыми красками не баловала. Все было после первых заморозков и немного в снегу. Из живых существ - только лошади на правом берегу.

В общем, после водных процедур мы все оказались на противоположном, левом, берегу широкой протоки Чарыша. Но база-то, как нам было точно известно, находилась на правом берегу реки! Соответственно нужно искать дальнейшие пути переправы на "наш" берег. Мы опять двинулись на разведку, а ребята открыли капоты и пытались определить степень "затопления". У Коранды действительно все обошлось, может быть потому, что трудно открутить крышку корпуса воздушного фильтра :) А вот с Фордом вышло похуже - машина перестала держать холостые и глохла без подгазовки. Виктор быстро скинул воздушный фильтр, обнаружил его совершенно мокрым, стал проверять и остальные системы. Константин же прогазовал несколько раз и на том решил не заморачиваться. Машина работала ровно и без сбоев.

Немного проехав вдоль левого берега по воде и прибрежным зарослям, выбрались на очередную каменистую косу. На этот раз она разделяла русло реки на два мощных рукава, один из которых (левый орографически) нам был не нужен, а вот второй, похоже, нужно было пересекать. И вновь дальнешее направление становилось совершенно неочевидным. Где въезд в воду, где выезд - непонятно. Но немного покрутившись и спокойно осмотрев поверхность воды и камней, обнаружили уходящие в поток колеи от колес. Ширина русла до каменистой отмели была относительно небольшой - метров 30, но течение сильное и глубина, видимо, приличная. Поэтому вернулись на прямую видимость к Форду и устроили короткое совещание.

Так как до хозяев мы дозвониться до сих пор не могли (хотя здесь связь была, во всяком случае Билайн) и неясно было в правильном ли направлении мы едем, а так же учитывая неполные пока возможности Форда, решили, что я быстренько сбегаю обратно и исследую один из поворотов вверх, в горы. Чисто теоретически он мог привести нас в нужное место, так как с текущей точки мы видели спускающуюся сверху автомобильную колею. Константин же пока продолжит дозваниваться до хозяев и уточнять дорогу, а Виктор с Натальей постараются привести Форд в чуство. На том и порешили.
Я рванул обратно, попутно захватив у Виктора воздушный фильтр, поставив печку на HOT и просушивая его по дороге. Через 300 метров брода проехали аккуратно, но уже без прежнего пиетета. Выпрыгнули из русла и полетели было дальше до предполагаемого поворота в горы, но тут справа увидали телегу, лошадь и вроде бы рядом человека. Отправились сначала туда - постараться "взять языка". Добрались до телеги, оказалось, что лошадь держит женщина. У нее-то и попытались узнать дорогу до базы Чулан. Но то ли женщина была не местная, то ли действительно не знала окружающих дорог. В общем, вразумительного ответа мы от нее не получили. Отправились было дальше, но тут зазвенел сотовый. Константин возвращал нас обратно! Он дозвонился-таки до хозяев и те подтвердили правильность направления нашего движения, усомнившись, правда, в том, что мы доберемся до базы своими силами. Костя описал им наше местоположение и они, еще раз удивившись, сказали, что протока, перед которой мы встали - последняя серьезная на пути к Чулану. От этой протоки до базы около 2,5 км. Кроме того, они же сообщили, что вода серьезно поднялась именно за последние день-два. Вроде как перед этим выпало приличное количество снега, а после на него пошел дождь и всю эту влагу смыло в Чарыш.
После таких известий обратно к месту встречи мы летели как на крыльях, правда, протоку пришлось пересекать уже в третий раз :)

Виктор тем временем нашел вымокший датчик массового расхода воздуха и сушил его, а также обнаружил в закромах старый воздушный фильтр, который тем не менее вполне можно было использовать. Собственно, пока я катался туда-обратно, он уже почти закончил работы по просушке и занимался сборкой. Мы же добежали до страшного потока и стали готовиться к его пересечению. Из закромов появился капроновый 14-мм трос, удачно взятый с собой. На концах завязали узлы и продели шаклы. Теперь нужны было определить порядок движения - совсем как в задачке про капусту, козу и волка. Договорились, что сначала идем мы, Костя нас страхует сзади. Потом мы отдаем трос обратно и Костя тем же порядком страхуется за Форда и пересекает протоку. Ну а Форда мы перетянем вслед за Корандой. Ну что ж, страховка привязана, блокировки включены, вперед!


В целом протоку преодолели успешно. У Сюрфа лишь немного переставило задний мост, правда вода просочилась через уплотнения дверей правого борта. Карандаша существенно сдвигало течением, но он быстро зацепился передними колесами плюс страховка сзади. Форд же из-за своей массы вообще прошел протоку относительно спокойно. Свернули страховку, поделились впечатлениями и дальше. Точнее в последнюю на сегодня протоку, к счастью не такую глубокую, как предыдущая.
Но даже выбравшись из реки на нужный нам берег, мы еще не добрались до базы. Нам предстояло преодолеть несколько изрядных луж, скользкие колеи, крутые подъемы и обычные ямы. Времени к тому моменту было уже около половины четвертого и нужно было торопиться, чтобы до наступления темноты попасть на базу.




Оказалось, что и правда, перед самой базой, буквально метров за 250-300 - скальный прижим. И эти последние метры можно пройти на машине либо по очень низкой воде, либо зимой по льду. Сейчас же погода этому не способствовала и потому пришлось брать вещи в руки и зубы и тащить все на базу.

На базе никого не было, по договоренности все доступные помещения были открыты. В принципе, была связь, иногда лучше, иногда хуже. Не смогли завести генератор (военный, 70-го года выпуска), он только чихал, но работать отказывался. Зато у нас были налобные фонари, лампа на газу, достаточное количество дров на базе и изрядное количество продуктов. Так что вечер прошел в "теплой и дружественной обстановке".


Задач на воскресенье, 25 октября, практически не было. Планировали только прогуляться немного вокруг, протопить и попользовать баню, дожарить остатки шашлыков. Плюс со вчерашнего - попробовать-таки оживить генератор. Скажу сразу - оживить генератор не удалось, хоть над ним и плясали с бубном и без. Он лишь чихнул пару раз, но работать отказывался. Зато вся остальная программа удалась на славу.

Сначала отправились к устью Бащелака. И хотя его и не достигли, с удовольствием посмотрели суровые осенние виды в долине Чарыша.






Понедельник, 26 октября, поднял нас с кроватей шумом капающей воды и падающими хлопьями мокрого снега. Вчера мы планировали выехать в 10 утра. Но погода нам совершенно не понравилась, и потому в 8 утра мы уже стартовали с площадки перед прижимом, где оставляли свои машины. Поначалу шла грязь и размокшие от снега колеи, что позавчера давались нам относительно легко.

Вперед отправился Карандаш. Дорога до бродов через Чарыш понятная и относительно несложная - нужно только аккуратно нырять в ямы с водой и пересекать колеи. Но рядом с размокшей колеей почти всегда находилась еще не раскатанная трава, можно было передвигаться по ней.

За время нашего пребывания на базе вода в Чарыше сильно упала. По моим ощущениям - не меньше, чем на 30-40 см. Через протоку я перебрался уже спокойно. На всякий случай привязали за собой более легкого Карандаша, а Форд переправился самостоятельно. На этом месте уже можно было сказать, что Чарыш нас отпустил :)


Длинный же брод, в котором мы в самом начале искали дорогу, теперь практически весь обнажился. Он представлял собой колеи, продавленные в галечном пляже, по которым можно было ехать как по асфальту.


Даже при не очень быстром темпе передвижения, по знакомой дороге к половине десятого (т.е. за полтора часа) мы добрались до Красного Партизана и отправились к хозяевам базы. Оплатили, поговорили немного за жизнь, узнали подробности существования базы и доступности ее в разное время года.
Казалось бы, можно и выдохнуть ... Нужно было только подзаправить Форда и можно было выбираться на трассу. Но вот тут-то мы и поняли, что расслабляться совершенно рано ... Самое интересное только начиналось.

Мокрый снег все усиливался, а постоянно понижающаяся за Чарышским температора быстро превращала его в отличный гололед. Плохая видимость постоянно напрягала нервы, колея после двух наших прошедших машин обледеневала и машина просто не держалась на совершенно обычных боковых уклонах. Тому сильно способствовала грязевая резина, очень полезная в предыдущие дни. Приходилось постоянно пытаться идти рядом с колеей, но дорога из достаточно широкой двухполосной почему-то превратилась в узенькую однополосную, да еще с неясными границами. Поделать с этим ничего было нельзя. Оставалось только расслабиться и если не получать удовольствие, то хотя бы не особенно напрягаться.
Только это не очень-то получалось. Сначала, неудачно сманеврировав, на встречную обочину и в кювет уходит Форд. Спасибо тому мужику, что успел поставить поперек дороги шедший сверху УАЗик. Форда быстро достали, восстановили порядок движения.

Потом остановились попробовать помочь водителю грузовика с молоком. Того стащило на косогоре, больше похожем на яйцо, несмотря на цепи на задних колесах. И хотя весовые категории у нас явно разные, мы его все-таки выдернули. Две тонны - есть две тонны :) Но когда шедший впереди Костя тормознул у Камаза, я подумал, что с ним я уже не справлюсь :)

Дальнейшее движение ограничивалось в основном скоростью 20 км/ч и постоянным опасением слететь в кювет. Из этой медленной и напряженной рулежки не запомнилось практически ничего, за исключением одного случая, когда на слегка подчищенном бульдозером спуске машина отказалась тормозить совершенно. Малейшее прикосновение к педали тормоза вызывало работу АБС и машина начинала неуправляемо скользить, догоняя идущий впереди Форд. Пришлось сделать наоборот и чуть добавив газу, обойти Форда, хорошо, что позволяла ширина. В общем, и тут обошлось.

Немного отпустило только, когда мы прошли Новокалманку, то есть выбрались на равнину. Ну а уж когда мы примерно в полтретьего прошли по объездной Усть-Калманку, ехать стало можно и 60, и 70 км/ч. Дорога почищена и посыпана, иногда посолена. Но все равно, к Новосибирску мы добрались только в десятом часу вечера очень усталые, но довольные. 
Ну что ж, задачу, поставленную на сегодня - добраться до дому, мы выполнили полностью. Таким образом мы умудрились не только закрыть осенне-летний сезон, но и открыть зимний :)


P.S. Считаю, что все участники поездки, несмотря на некоторые неожиданности, приобрели еще малую толику опыта передвижения по пересеченной местности, который им в дальнейшем вполне может пригодиться.
P.P.S. Связь для группы - едва ли не важнейшее условие!
P.P.P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участвовавшими экипажами.