Следующим, кто съездил на Алтай из моих знакомых был Вадим Табунщиков. Ниже приведен его рассказ с фотографиями. Оригинал рассказа можно посмотреть здесь.

Далее текст автора. Орфография и эпитеты сохранены.

 

Вот и я решил приобщиться к Горному Алтаю. Сам там не был, а только читал отчеты. Хотелось пошупать. Тем более на Камчатке был, а на Алтае не был. Непорядок.
Вообщем ничего выдающегося в этой поездке нет, но может кому будет полезен мой опыт.
Чего хотелось. А хотелось сначала прокатиться по Чуйскому тракту, а потом посетить озеро Телецкое, откуда и отбыть на родину. Как обычно получается, жизнь вносит свои коррективы.
Хотели доехать Семинского перевала и назад, изучая местные достопримечательности. Заночевать на Катуни где-нибудь между Усть-Сема и Майма. Или же в районе озера Ая (наивный :)) или озеро Манжерок.
Поехали на моем марковнике. Два человека.
Выехали рано по утру из Новосибирска. Барнаул, Бийск, Майма. В Майме последние закупки. Хотя как потом выяснилось, закупки можно сделать в любом населенном пункте.
Дальше интереснее - горы, море зелени и необъятные просторы. После поселка Известковый остановились у Катуни перекусить.

Место нашей первой стоянки

Я считал, что в Катуни должна быть прозрачная вода. А нет. Она мутная, каким-то серобелым цветом. Геройский поступок искупаться в этой мути оставили на потом, к тому же она еще и холодная :)
После Усть-Семы, где Катунь временно прощается c Чуйским трактом, стало веселее. Туристов меньше, горы круче. КРАСОТИЩА! Ехать сплошное удовольствие.
Проблемы создавали только местная живность. Один раз чуть не наехал на группу свинок, резво выскочивших из придорожных кустов. Радикально черного цвета. Не знаю, порода такая или грязные просто. Но эффективность торомозов пришлось проверить.

Ну и конечно же коровы.

Это нечто. Они везде. В горах, реках, озерах и конечно же посреди дорог. Машин они похоже не видят вообще. Они для них не существуют. Еще поразила меня одна собачка, которая вела себя один в один, как корова. В одной из деревень она лежала посреди дороги и мутным взгялдом провожала объезжающие ее машины. Чует мое сердце, бычек какой-то у нее в роду есть. На обратном пути с Телецкого видели трех коров, валяющихся по обочине дороги. Или их машиной сбило, что маловероятно, т.к. их было три или они свалились с близлежащего обрыва. Мало того, там был еще повален знак и дорожник смотрел куда-то вниз. Так что не всегда коровам там везет. Были еще овечки, козлики, лошадки. Но это так, они мирно щиплют травку на обочине.
Отвлекся. И вот разглядывая просторы и объезжая дремлющих коров проехали Чергу, Шебалино и добрались до Семинского перевала. Нужно сказать, что ожидал я увидель большего. А выглядело это как обычно. Только в обе стороны дорога вела преимущественно вниз.

Стелла на перевале Семинский.

Присутствовала стелла, деревья завешаные тряпочками-памятками, табличка сообщающая о энергетике этого места и о том, что если ты не понимаешь тайной сути завязывания веревочек на деревьях, то привязывать их не нужно. Стоял автобус, с которого торговали напитками и съестным. Можно было заказать шашлык. Рядом виднелся спорт комплекс. Как я потом узнал у аборигена шашлычника, это база олимпиского резерва. Тренеруются там лыжники и биатлонисты. А еще дальше виднелась... башня "соты". О чем мне тут же сообщил телефон, звонили с работы... Пришлось вырубить :)
Пока кушали машлык и разглядывали окрестности из-за гор появилась не хилых размеров тучка, солнце пропало и пошел ливень с градом. Через минут двадцать все кончилось и опять солнце. Подумав, что Семинский это не совсем то, хотелось увидеть, решили ехать дальше. Горы становятся все меньше покрыты растительностью. Туэкта, Каракол, Онгудай, Хабаровка и пошел подъем на перевал Чике-Таман. Вот это уже настоящая горная дорога.
Заехав на смотровую площадку вышли оценить пейзаж. И тут... Я замечаю, что левое заденее колесо у меня спущено. Накачиваю. Слышу - шипит. Ну блин... Достаю докатку, ключ. Пытаюсь открутить гайку. Фиг сказала она. Тогда всем весом своего тела наседаю на нее и она пошла. Радостно начинаю крутить другую. Но не другая, не последующая, не даются. Кто их так затянул, я не знаю, т.к. задние еще не снимал. Полез за набором с головками, которые специально взял, на этот случай. И тут выясняется, что мне нужна головка на 21, которой у меня нет...
Сам я не смотрел в каких дервенях есть шиномонтажки, но у проезжающих узнал, что ближайшая рабочая в Онгудай. Подкачав колесо тронулись назад в Онгудай.
Первая шиномонтажка не работала, во второй не нашлось нужно инструмента. Поехал на тамошнюю СТО, которые находилась в обычно частном доме. Увидев городского лоха, который не может открутить колесо, местный ломастер оторвался от чрева "копейки", которую он потрошил и с важным видом достал головку на 21, вороток и трубу для усиления. Неспешно проседовал к машине. Надел головку. Уууууу. И вороток превращается в букву "Г". Явно погруснев парниша убежал дальше курочить "копейку". Я поехал еще в одно СТО, которую видел при поисках шиномонтажки. Там прыгали вокруг машины около часа. Открутили еще одну. К остальным предложили приварить железяку и таким образом отрутить. Меня это не устраивало. Тут я вспомнил, что метода заделывания бескамерок не требует разбортовки. Попрощался с ломастерами и поехал на монтажку, уламывать лечить колесо не снимая. Мужика я уговорил. Подомкратили (моим домкратом, местный не мог понять машину так высоко), нашли проблему. Оказалось острый камушек, который я похоже поймал, объезжая ремонт дороги перед перевалом. Залечили, подкачали.
Начали решать, что делать дальше. Ехать с неоткручиваемым колесом через перевал Чике-Таман или же назад. Мужик сказал - в одну воронку, дважды не попадает. А я почему то подумал, что если бы спускало значительно быстрее, как сильно бы я накачал себе мускулы на ногах. И порешили мы вернуться поближе к цивилизации. Да и время было уже позднее.
После Усть-Семы начали присматривать место для ночевки. Но после дождя, мой маркуша никак не хотел ехать по грязи. Нашли более менее сухой спуск к Катуни только чуть недоезжая поселка Усть-муны. Называлось это "Турстоянка..." и какое то матерное название на алтайском. Кроме сухого спуска, радовало наличие дров, которые искать времени уже не было. Как потом выяснилось, стоянка машины стоит 20 руб, палатки 50 руб. Полешко дров (четвертина от полена) - 3 рубля. Меня еще не знакомого с местной турсистемой покоробили эти цифирки. Но вариант был идеальный и мы через полчаса уже закусывали водку, свежесваренной едой.
Утром порешили ехать на Телецкое, по дороге посетить озеро Ая и Манжерок. Но доехав до места, где продают сувениры, я выяснил, что мое "любимое" колясико опять существенно спущено. На травке этого как-то не было видно.
Побыстрому, минуя достопримечательности поехали в Майму, надеясь, что в центре этой цивилизации все же открутят колесо. Там на первой же шиномонтажке, паренек почти сходу откручивает все гайки 8(
Просто у него был правильный инструмент, который как он сказал, был куплен за тысячу рублев в Новосибирске. В колясике нашлась еще одна дырка. Вылечили.
Пополнив запасы спиртного и забыв заправиться и купить питьевой воды поехали на Телецкое. На выезде из Горно-Алтайска увидел убогую заправку и понял, что мне придется ехать назад и искать более менее приличную заправку. Еще два раза прокатились по Горно-Алтайску. Дальше без проблем добрались до Телецкого озера. Народу тьма (как потом выяснилось это еще были цветочки). Насколько я мог проехать на маркуше, весь берег усеян отдыхающими. Снимать домик - это не спортивно. Нашли место на так называемой вертолетной площадке. Дров нет. Благо я подрезал с десяток полешек на турстоянке на Катуни. Место неплохое. Рядом мужичек из Бийска, как он сказал многозначительно - "с одними девками и детьми". Как потом выяснилось очень нудный. Любит учить всему насвете. Чтобы он отвял, пришлось его споить.
Вода в озере очень холодная. Не знаю сколько надо выпить, чтобы в ней купаться. Я столько не выпью.
Утро в пятницу ничего хорошего не обещало. Начал подтягиваться народ. Приехала толпа 22-го региона. Разбили лагерь. Врубили на всю катушку музыку и начали жрать водку, переодически отбиваясь от женщин, которые требовали культурной программы.
Мы с утречка посетили за некислую сумму "Каменный залив" (знал бы, что это так недалеко и так загажено, вжисть не поехал бы)

Каменный залив.

Вид на Телецкое из катера.

Записались на посещение водопада "Корбу" в субботу.
Посмотреть на Телецком озере, можно все и на всем. Только плати. Хочешь на лошади, велике, катере, вертолете, гидроплане. Но... После обеда начался дождь, который кончился только на следующий день утром... Насидевшись в палатке и в машине, было принято решение - не кваситься на Телецком, а поехать изучать достопримечательности на машине.
Вернулись в Майму и поехали на озеро Ая. Тут то я понял, что есть такое настоящий туризм по горному алтаю. Каждый шаг - плати. Через мост - 20, на озеро 15, стоянка 35. Само озеро Ая представляет из себя большой городской пруд, по которую снуют водные велосипеды. Рядом обещают вечером дискотеку со стриптизом. То, что ты находишься в Горном Алтае можно было почувствовать по предложению "Сплавится". Вывески "Бар, Пиво, Сплав", "Кафе, Шашлы, Сплав", "Баня, Тарзанка, Сплав" висят на каждом углу.

Озеро Ая (плохо вышло конечно :().

Кстати, бродя утром по берегу Катуни около поселка Усть-Муны (тут находятся Усть-мунские пороги), я наткнулся на несколько плит - "Здесь тогда-то тогда-то, погиб тот-то, тот-то".
Мало уже на что надеясь посетили озеро Манжерок. Народу поменьше, но тоже не впечатлило. Одно грело душу, что где то здесь находятся эти самые реликтовые Челимы.

Озеро Манжерок.

Посетили водопад "Камышан", минут тридцать тепать от стоянки Царская охота. Дальше проехали на уже знакомую турстоянку в Усть-мунах, где и заночевали.

Царская охота, вид с подвесного моста.

Водопад Камышан.

На следующий день решили поехать в Чемал. У каждого интересного для туриста места - море народа. Вроде едешь, думаешь, вот никого нет, сейчас мы туда приедем и там в тишине все посмотрим. Как только подъезжаешь, сразу понимаешь - фиг. Тут таких как ты уже несколько десятков.

Посетили Чемальскую ГЭС.

Здесь народ сигает на тарзанке. Не знаю, увидите или нет...

Скит на острове Патмос. Очень красиво, но народу как в советские времена в мавзолей.

На обратном пути, начали искать где заночевать на Катуни. Но как выяснилось, практически везде непролазное болото. Были неплохие места, но вероятность увязнуть не радовала. Так доехали до уже ставшей родной стоянке в Усть-мунах. Правда заехали с другой стороны залива. Там круче берег, но зато утром много солнца. Времени было море и было решено... залезть на близлежащую гору. Туда то залезли влет. А вот спускаться было грустно :)
После альпинистких подвигов захотелось принять на грудь. Время 22-00. Делать нечего, пошли в Усть-Муны искать подпольных торговцев спиртным. Но в действительности оказалось все проще. Оба магазина еще работали.

Вид, который нам открылся, когда забрались на близлежащую гору.

Следущий и последний день загарали (благо солнце светило ярко) и готовились к отбытию домой.
Вот собсна и все.
Общий пробег составил 1950 км.

ЗЫ Прошу не пинать, если ошибся в названиях. Все по памяти. А названия там ....