Времени было мало, планов было много. Хотелось за три дня (пара выходных и отгул) объехать и посмотреть как можно больше. В результате удалось проехаться практически по всему Чуйскому тракту, завернуть на Чемал и смотаться к Телецкому озеру.
Дело было давно, поэтому смогу вспомнить только то, что было записано в процессе поездки. Поэтому прошу прощения за телеграфный стиль ...
Позже появилось время и я добавил некоторые комментарии.

06.09.03

6.15 утра, выбрались из гаража. на спидометре 0 км - старт

Вообще-то мы проспали :) Было желание встать в 4 утра и полпятого - пять выехать. Но сборы предыдущим вечером, а также то, что я забыл завести будильник на мобильнике немного поломали планы. Возможно эта задержка немного повлияла на темп передвижения по дороге. Возможно и вся поездка сложилась бы по-другому.

6.50 - проехали Бердск

6.56 - Искитим

7.46 - граница с Алтайским краем

8.40 - Новоалтайск

Далее Бийск, Сростки ... Вообще вся дорога до Маймы была пройдена на одном дыхании, лишь с небольшими "технологическими" остановками. Природа понемногу меняла свои цвета на осенние и наблюдать за этим было очень интересно. В этом плане мне особенно нравится часть трассы после выезда из соснового бора после Бийска.

11.04 - Майма (442 км по внутреннему одометру)

После Маймы где-то за Манжероком наконец выбрали заправку и залили около 35 литров бензина. В предыдущий день бак был практически полон. Только я немного пожадничал и последние пара литров вылились уже из горловины заправочного люка. "Отсечки" на этой АЗС конечно не было.

После Усть-Мунов решено было остановиться и перекусить, что и сделали, свернув направо к Катуни с трассы. Однако только мы расположились на багажнике со снедью, в поле зрения появился молодой человек немного бомжеватой наружности и для видимости поубирав вокруг бумажки, заявил, что вообще-то это платная стоянка и он хочет за все 20 рублей. Как он объяснил - за уборку территории. Предложил дрова. Денег дали, хотя вокруг еще было что убирать. Дров не взяли - ибо не было необходимости. А зря :)

13.00 - выехали со стоянки за Усть-Мунами

14.35 - Семинский перевал (593 км)

На Семинском перевале я был впервые, и фактически сам перевал стал ощущаться только незадолго до верхней точки по необходимости снижать передачи в КПП. Хотя особенного уклона было просто незаметно. На самом перевале как обычно стоял автобус с шашлыками, пара парней предлагали кедровые шишки и орехи мешками, да пара проезжающих машин остановилась. Порешили, что шишками мы займемся на обратном пути, а пока короткая остановка и дальше ...

15.26 - Онгудай (646 км)

Где-то между Семинским и Чике-Таманом приключилась с нами такая история. Там достаточно много населенных пунктов которые надо проезжать 60 км/ч. Однако народу в них практически не наблюдается, а уж на дорогах тем более (то ли все в поле?). Поэтому деревни я проезжал где-то на 80, практически не снижая скорости. Так вот в одной (название которой не отложилось) возле навеса автобусной остановки узрел я ГАИшника, да он к тому же палкой полосатой мне махал 8-О Пришлось оттормаживаться, лезть за документами, выходить из машины, придумывая на ходу отмазки ... Все оказалось проще. Рядом с ГАИшником стоял дедушка и паренек лет восьми. Вот всю это компанию мне и предложено было отвезти куда-то там по дороге. Что я и сделал. Мне же не жалко! :)

16.00 - Чике-Таман (676 км)

Вот это настоящий перевал! Хотя он и ниже Семинского, но его серпантин по-настоящему дает понять, что такое горная дорога. Красотища неописуемая! Особенно когда выходишь из машины и пытаешься с края разглядеть находящийся ниже виток дороги. А еще очень заманчиво выглядит старая трасса перевала. Ее видно на соседней горе. Интересно было бы попробовать пройти по старой дороге! Думаю, что проехать там наверняка проблематично, а вот пройти пешком можно. Но в этот раз времени на такую экспедицию не было.

А вот окружающие виды после Чике-Тамана изменились достаточно радикально. До этого преобладали веселенькие хвойные леса вперемешку с лиственными деревьями, местами сменяющиеся лугами с веселыми речками. После перевала природа стала более суровой. Горы, плоскогорья, склоны, все это поросшее травой. Но вот деревьев там полное отсутствие. Стали посещать мысли о возможной ночевке без костра и горячей пищи. А ведь предлагала моя жена взять дрова с собой. А я, дурак, гордо отказался, полагая, что не в пустыню едем. Кстати, позднее опасения подтвердились ...

Вообще говоря уже после Чике-Тамана мы стали приглядывать место для ночевки. Однако достаточно пустынный пейзаж как-то не впечатлял. Поэтому решили проскочить до Акташа, а потом может и чуть подальше и по дороге приглядывать место. Пару таких мест приглядели, но время еще было и поехали мы до Мертвого озера, что за Акташом, надеясь после него найти более веселое местечко.

18.20 - Акташ (812 км)

Поселок так ничего себе. Что сильно поразило - большое количество нормальных домов и достаточно большое количество русских. До этого после Усть-Семы наверное, количество алтайцев все возрастало.

19.33 - обратно с Мертвого озера

Мертвое озеро привело в некое уныние. После него даже не захотелось ехать дальше и искать место ночевки. Решили вернуться обратно на одно из присмотренных по дороге мест, километров за 35 до Акташа. На самом озере видели четверых молодых парней на двух новых Авенсисах (по-моему) с московскими номерами. Пока мы осматривали окрестности и фотографировались, они сели в машины и сделав синхронный разворот ушли обратно в сторону Акташа. Больше мы их не встречали. Вот как далеко людей на колесах заносит.

20.00 - стоянка на 753 километре Чуйского тракта на берегу (вот какой реки - уже не скажу ... надо карту смотреть ... вроде Чуя)

Именно Чуя. Стоянку мы облюбовали чуть в стороне от трассы. Скажем так: в петле дороги, где сама дорога немного отходит от реки. Место это с дороги не видно, но может быть видно пламя костра. А так ночью проезжающие машины светом фар спать не мешали. Дров на месте конечно не нашлось, но нашелся кем-то брошенный столбик или большая оглобля. В общем некое бревнышко диаметром сантиметров 15 - 20. Пришлось от него отпилить пару кусочков и поколоть их на дровишки. Разгорался костерок плоховато, но через полчасика огонь был добыт. Неиспользованные полешки побросал в багажник на будущее, а на костре приготовили несложную закуску и поужинали. Банка пива сверху и уже практически в полной темноте стали укладываться спать.

Для спанья Нексия пригодна, но не очень. Передние сиденья вровень с задними не раскладываются, поэтому получаются два сильно откинутых кресла. Но детский матрас сверху, подушку на подголовники, на ноги шерстяные носки, сверху пуховое одеяло. Костерок практически погас, машину закрываем изнутри и СПАТЬ!!!

Фотографии первого дня марафона


Встречал Алтай хмуро ... это остановка после Усть-Мунов.


Меня хлебом не корми - дай по камням полазить.


Вот такая она - Катунь в сентябре.


Зато за Семинским перевалом по прежнему лето.


Дороги Алтая - в этой части достаточно спокойные ...


а рядом с ними текут симпатичные речушки. Эта - вроде бы Яломан.


Конечно перевал Чике-Таман был для нас открытием. Он просто поражал нас, городских жителей, своим величием.


После Чике-Тамана немного пустынно, но до чего сильные виды открываются !!!


Прекрасный вид на место слияния Чую с Катунью.


Белый Бом.


Красные Ворота по дороге на Мертвое озеро.


А это само Мертвое озеро. И действительно так ... мертвое.

07.09.03

6.10 утра, подъем, температура за бортом +6 по Цельсию

Несмотря на достаточно плотный график предыдущего дня, проснулись рано. Да и раньше я замечал, что на Алтае спишь меньше, а высыпаешься лучше. Костер восстанавливать не стали, перекусили всухомятку, отмыли лобовое стекло и фары от всяких летающих насекомых и в путь.

7.20 - отъезд со стоянки

По дороге наблюдали, как немного хмуроватое, сырое утро превращается в солнечный день. Правда верхушки гор наверное до полудня находились в тумане. Еще раз подъехали к месту слияния рек Чуя и Катунь. На этот раз с другой стороны. Просто отличная панорама. А внизу на другом берегу Катуни увидели пару машин, палатки, людей и огромную надпись НОВОСИБИРСК, вытоптанную на песке. К сожалению на фотографиях этого не видно. Причем среди машин была "девятка", значит переднего привода для того, чтобы туда попасть, вполне достаточно. Очевидно они перебрались на тот берег через мост ниже по течению и потом добрались сюда. Надо будет как-нибудь попробовать это сделать.

9.00 - подъезжаем к Чике-Таману

9.25 - Хабаровка

10.21 - Семинский перевал, кедрач

Вот здесь мы позволили себе отдохнуть и по очереди набрали по пакету шишек. Причем не сильно удаляясь от дороги, да и явно было видно, что до нас здесь уже все собрали. Но мы люди не жадные, нам много не надо. Себе погрызть и знакомым/родным на гостинцы.

11.04 - двинулись с Семинского

Перед Усть-Семой тормознули перекусить. Свернули с дороги на приглянувшейся полянке и пожевали. Мусор после себя не оставляем, а все везем с собой обратно. Ибо там и без нас уже намусорили.

12.45 - Усть-Сема и поворот на Чемал

15.00 - после осмотра Чемальской ГЭС и отдохнув, забравшись немного за Чемал дальше по дороге, порешили что неплохо бы успеть смотаться еще и на Телецкое. Двинулись.

На самом деле практически заранее мы знали, что на Чемале нам не понравится. Наверняка много народу, мало места, много мусора и мало удовольствия. Но все там были, значит надо и свое мнение составить. Худшие ожидания оправдались. Очевидно теплая погода и выходные выгнали в эти места половину населения Барнаула и Новосибирска, я уж не говорю о других городах. Сама Чемальская ГЭС - сооружение вызывающее удивление. Пытались найти дорогу на остров Патмос, даже связывались с Новосибирском. Но людская суета надоела раньше и мы рванули из людных мест дальше за Чемал. Километров через 15-20 нашлось вполне симпатичное место, правда как и везде, достаточно загаженное. Уже было воткнули машину, немного прибрались, уже было настроились на спокойное ничегонеделание, солнечные ванны и прочее (с тем, чтобы завтра с утра спокойненько двинуться в сторону дома), но неспокойная душа снова позвала в дорогу :) Как так - были на Алтае и не заехали на Телецкое? Да туда три-четыре часа езды! Поехали!

15.35 - опять Усть-Сема Уже третий раз!

16.40 - выезд из Горно-Алтайска через Кызылозек

Дорога от Горно-Алтайска до Телецкого знакома и абсолютно лишена всяких сюрпризов. За исключением одного места: где-то незадолго до Артыбаша я не обратил внимания на чуть-ли не от руки написанный, стоящий на обочине плакат "Снизьте скорость!". Результатом явился кратковременный полет, за которым наблюдали сидящие на обочине мальчишки. На дороге оказалась достаточно высокая "волна" из асфальта, подбросившая машину в воздух. Так что обращайте свое внимание на все дорожные знаки, даже написанные от руки.

18.50 - стоянка на Телецком (вертолетная площадка за Артыбашем)

Любимое место на холмике за вертолетной площадкой. Правда раньше с него были видны крепостные ворота (их фотографии можно посмотреть в моем отчете по поездке на Телецкое в 2001 году). Оказалось, что их уже разобрали и растащили предприимчивые строители местных коттеджей. Остался только массивный фундамент. Грустно. Зато народу практически никого и мы располагаемся как хотим. Полноценный костер, горячая еда, печеная картошка и ночевка в машине, к которой я стал уже привыкать. Все-таки люблю я Телецкое!

Фотографии второго дня марафона


Место первой ночевки на берегу Чуи. Дров было не найти, пришлось какой-то столбик распилить.


Великолепные виды, только фотик не передает всего великолепия.


Еще раз посмотрели на слияние Чуи с Катунью, немного с другого ракурса.


Мост через Катунь. Будь у меня полноприводная техника - можно было бы двинуться в сторону Тюнгура.


На подъезде к Чике-Таману. Только с другой стороны.



Подвесной мостик по дороге на Чемал.

Чемальская ГЭС. На тарзанке прыгать не стал.



Стоянка за Чемалом.

 

08.09.03

6.44 утра, подъем

9.00 - поехали на Третью речку

11.10 - уехали с Третьей речки после небольших приключений. Поехали вверх по речке Иогач.

12.44 - выезд из Артыбаша в сторону Горно-Алтайска за Артыбашем остановились на берегу Бии пообедать

13.20 - двинулись с обеденной стоянки

13.33 - Кебезень

14.25 - Чоя

15.20 - Горно-Алтайск

15.32 - выезд из Горно-Алтайска

16.45 - выехали из Бийска ...

Все ночевки в машине, хотя палатка была с собой. Правда Нексия не слишком для этого предназначена. Температура воздуха по ночам приближалась к нулю, зато днем прогревало до 20 - 25 градусов. Да и вообще с погодой повезло. Мое мнение - ехать на Алтай надо в конце лета или начале осени, когда поток туристов спадает, а погода остается летней. Многое удалось увидеть, еще больше осталось на следующие разы. Наверняка эта поездка была не последней.

Фотографии третьего дня марафона

 


Телецкое утром - это что-то. Все-таки я очень люблю это место, несмотря на туристов и их следы.

По дороге на Третью речку
По дороге на Третью речку
По дороге на Третью речку.
Жаль на машине нельзя в гору залезть
Жаль на машине нельзя в гору залезть.
Водопады на Третьей речке
Любимые водопады на Третьей речке.
После нырка в воду
Правда на этот раз мне повезло меньше - соскользнул и шлепнулся в воду ...
Коварный камень
может как раз с этого камня.
Вверх по речке Иогач
Вверх по речке Иогач.
Мост через Бию
Мост через Бию. А что вместо него было всего пару лет назад ...
После обеда на Бие
После обеда на Бие. Во время обеда подъезжали двое мужиков, предлагали совместно с ними прокатиться на водопад Корбу. Надо было ехать ...
Последний перевальчик по дороге с Телецкого
Последний небольшой перевальчик по дороге с Телецкого.

А это карта нашего осеннего марафона
Карта осеннего марафона