Константин Гоппе человек творческий, постоянно меняет средства передвижения. В последний раз он осваивал водные пути и резиновые лодки в качестве транспорта. Оригинал рассказа можно посмотреть здесь.

Далее текст автора. Орфография и эпитеты сохранены.

 

Прошлогодний пеший поход на Актру разбудил фантазию. Поразмыслив, что еще можно такого совершить, я постепенно пришел к мысли о сплаве. Вначале это была просто фантазия, ибо первоначально планировалась поездка в Туву и Хакасию, пока ознакомительная. Вскорости фантазия стала сильно будоражить разум. Поскольку все мои турпоездки никогда не преследовали цель чего-то там «покорить», а скорее носили чисто созерцательный характер, о профессиональном категорийном сплаве речи не было. Ну, максимум, 1 или 2 категории, ибо без инструктора и вряд ли на рафте или катамаране. Фантазия оформилась в конкретное желание, когда, как озарение, пришло решение главной проблемы такого рода путешествий – заброски и снятия с маршрута. Есть хорошая, большая, почти некатегорийная, но с сильным течением река – Чарыш. В числе её дополнительных преимуществ – безлюдность и девственная чистота района, по крайней мере до райцентра Чарышского, и достаточно теплая вода, гораздо теплее Катунской. Сей фактор, как оказалось далее, сыграл не последнюю роль. Ну, и главным аргументом в пользу Чарыша стало то, что мой отец живет в 20 км. от реки в её нижнем течении, и то, что я достаточно хорошо знаю характер реки на всём её протяжении. И заброска-доставка, благодаря оставшимся связям с малой родиной, решалась просто, путем найма машины прямо в деревне.
Желание, выросшее из фантазии, уперлось в отсутствие сплавсредств. Возможно, оно опять вернулось бы в разряд фантазии, если бы не случай. Весной 2005 года, блуждая в недрах форума ngs.ru я наткнулся на объявление Алексея (в дальнейшем Алексей 1), в котором он приглашал на сплав-рыбалку по какой-нибудь некатегорийной реке. Сплавсредство у него было. Ответив и предложив вариант Чарыша с заброской, я, неожиданно для себя, сильно заинтересовал Алексея 1. Уже через неделю мы договорились встретиться у него дома в Академгородке. Он говорил еще и про попутчиков в виде его знакомой коллеги по работе в Институте цитологии и генетики СОРАН, с сыном 13 лет. Таким образом, формировалась команда из взрослых и детей, ибо я тоже хотел пойти на сплав с одиннадцатилетним сыном. Приехав на встречу, я обнаружил там еще одного человека, ставшего впоследствии ключевой фигурой сплава, ибо он был единственным, кто имел достаточно богатый опыт сплавов. Зовут его также Алексей, он преподает историю и ОБЖ и регулярно путешествует с детьми по рекам Новосибирской области и Красноярского края. На простых рыбацких резиновых лодках.
Общий язык мы нашли достаточно просто и быстро, и наметили сплав на десятые числа июля, но прежде решили организовать небольшую проверку снаряжения путем двухдневного мини-путешествия по Ине – речке, протекающей около Новосибирска в достаточно красивых местах. Понятно, что она безо всяких категорий и со слабым течением, но важно было проверить лодки и хоть как-то понять, у кого какие навыки, и все ли понимают, что такое вообще сплав.
Проверочка вышла еще та ... На следующей странице, по ссылке, рассказ Элины - очевидца и участника «проверки». К сожалению, в «основном» сплаве она затем не участвовала.
Да, ссылка на фотоальбом в конце последней, 4 части рассказа!

Как проверка стала экстремальнее главного сплава.
Я все упаковала как примерная, оставались мелочи - купить хлеб, уголь, пленку для фото, запаковать отдельно лопату, коврики и уголь. Костя планировал в 15.00 освободиться, я поняла это как то, что в 15.00 он будет дома. Ага, разбежалась. Освободиться с работы в три - означало принестись в 15.45 в мыле, в то время как электричка уходила в 16.30!
Причем в 15.35 мне сказал по мобильному, что «ты мол не волнуйся, что все в порядке мол, что он дескать будет через десять минут и что покупает уголь в магазине» (который вообче-то должон был купить в течение дня, где-нить на трассе, а он все трассы-то объехал, но гады-продавцы, как назло смылись все с трасс-то! Вот и стоит он теперь в длинную очередь в кассу в тормозном магазине «Эконом» с не менее тормозными кассиршами.) А ехать от магазина до гаража-то 5 минут, машинку в гараж поставить от 3 до 5 мин и добежать из гаража бегом 10 минут а быстрым шагом 15 минут.). Итого от 18 до 25 минут. Поэтому и приехал Костя к подъезду на машине, рассчитывая поставить ее в гараж после выхода из дома, о чем он мне радостно сообщил.
Дома выяснилось, что почему – то Костя обещал взять посуду на всех участников сплава, о чем мне сообщил, но за 2-3 минуты до выхода, дескать нечего природу одноразовой посудой портить. Логики я не поняла, но думать не стала и рванула искать еще четыре набора тарелок, чашек и ложек. Поспихав лопату и уголь в завернутые коврики, но при этом не закрепив их, мы вышвырнулись из дома, понимая, что уже не успеваем поставить машину в гараж , а только на стоянку напротив дома. Только что прошел ливень.....
Примечание:
Надо сказать, одному богу известно куда утекло время.... Обычно сборы проходят спокойнее. А в этот раз я учла практически все. Оставались мелочи ... Наверное дело в них ...
И вот те на ...
На стоянке мы поставили машину и выяснилось, что куда-то не туда. «Кудабля?» - спросил Костя у стоянщика. «Тудабля!» - сказал стоянщик и мы поняли, что даже такси уже наверное не спасет.
Пока Костя маневрировал между рядами на машине, я поймала мужика на четверке, показав куда ему припарковаться и сообщив, что он, как честный человек просто обязан еще подождать второго 3 минуты. Второй (Костя) принесся как бешеный верблюд, которого не было видно из-за тюков и рюкзака. Но мужику отступать было поздно ...
Мужик все же поинтересовался, "а когда, уважаемые, электричка-то?" . После Костиного ответа уверенно кивнул: "не успеем, на мосту авария и пробка.» Не могу сказать, что мы были рады ответу.
Мобильники наших родных со-группников не отвечали, и Костя ехидно заметил, что видимо мы не поедем на сплав в этот раз, но я с ехидной радостью возразила! Весь провиант-то был у нас!!!
Пробка на мосту была не большая. Мы дозвонились-таки до коллег и сказали, что если что, чтобы на «Отгонке» встречали нас, а мы приедем следующей электричкой. Мы везли с собой два трехлитровых жбана пива (на компанию), которые на заднем сиденье курировала я. Выкатившись из машины, на мосту (на Восходе) и пожелав мужику крепкого здоровья Костя рванул останавливать электричку, а я принялась собирать по тротуару выпавшие из ковриков лопату и уголь. Я никогда не умела прыгать через 8 ступенек.... Как всему можно обучиться быстро ...
Мы успели!!! Радости не было предела. Доехали с шутками и с предвкушением суперсплава. Практически на подъезде к нужной нам станции капитан команды Алексей, заподозрил, что у наших товарищей по походу маловато вещей. Оказалось, как-то так получилось, что они не взяли...... не поверишь...лодку. Ну подумаешь, у нас оставалось еще две лодки вместимостью на 5 персон на группу из шести человек и небольшую тонну груза!
Решено было тут же в электричке , что мы премся с вещами до начала сплава, а Костя мотает на последней электричке в город и на первой в субботу приезжает с той самой двушкой, с которой мы на Выдрихе в прошлые выходные были.
Вообще команда наша подобралась бойкая и оптимистичная. Решения мы принимали быстро, еще быстрее мы их меняли и также шустро проводили в жизнь. Где наша не пропадала.... Рискнули вместиться вшестером с грузом ориентировочно 70-80 кг в 2 лодки общей вместимостью на пятерых!!!
Приехали, распределили груз и поперли по лесу после дождя, по траве, местами доходившей до пояса. Шли быстро, сосредоточенно. Решили свернуть для сокращения пути через болото... Вовремя опомнились. В общем, пропилили километров семь. Один из нас, невозмутимый доходяга по Алтаю по имени Алексей, заядлый рыбак, зачем-то взял лишнюю палатку и три насоса на одну лодку и пер на себе сзади рюкзак весом кг 15 и спереди обычную дорожную сумку на шее кг на 20, умудряясь сохранять при этом равновесие и невозмутимое выражение лица. Пришли на место ночевки. У Татьяны был день рожденья, пели песни, все ночь орали благим матом соловьи!!! В общем здорово было, правда вспомнили, что второпях забыли купить хлеб!!!
На утро раскачивались долго. Один из нас поднялся в 5 утра, решил пойти посмотреть берег и поняв, что рыбачить невозможно, и тем более спускать лодки (со спуска 3 метра высотой можно сигать разве что на жопе в воду но никак не на лодках с грузом,) спокойно ушел спать. Я поднялась в 6 утра от шума в голове и решила полечиться чайком. На занимающийся костер вылез другой участник 13 лет и стал жаться ближе к чайнику. Пока я ходила по мокрому лесу бодун рассеялся. Лагерь мирно спал, сопя, и кряхтя, досматривая утренние сны. Я попыталась попинать Костю, но это оказалось абсолютно бесполезным занятием.
Тот, который просыпался в пять утра опять вылез из палатки , постоял у костра и философски заметил, что наверное, надо-бы побольше дров. Медленно и задумчиво, не мелочась, он приволок дровину, величиной с дерево, совершенно не напрягаясь и засунул ее в костер. Скоро подоспела каша. Народ вылез на запах, настроение улучшилось. Костю пинала долго и больно ... К 9 утра он выполз, спросив, «а где соловьи, которые пели ночью?». Получив ответ, что дело уже видимо сладилось у соловья с соловьихой, чего петь то, Костя не успокоился и стал выяснять, а как у них это сладилось, если в темноте ничего не видно... В общем, в философских беседах о животном мире, искусстве и сексе был съеден завтрак, после чего Костя незаметно слинял в палатку, и минуты через полторы оттуда донеслось довольное сопение. Я решила, что я тоже не рыжая и решила вздремнуть.
Капитан команды активизироваться, и хотел было активизировать других членов группы, но видимо что-то такое понял и вздохнув, сказал «ну ладно, отдыхайте пока». Проснулись мы от клича капитана: «ребята, 12 дня, пора выдвигаться.» Мы вылезли из палатки и удивленно отметили, что команда практически уже готова к сплаву. Надо упомянуть, что капитан снял в это утро клеща, правда он (клещ) его не укусил, и еще одного нашел на палатке.
Мы очень весело спускали вещи и лодки на воду! Сами спустились на жопе по траве, вспомнив детство и горки. В трешке были Алексей 1 на носу и с помпой в руках похожей на женскую грудь, которую он все дорогу тискал с умиротворенным видом (лодка несколько сдувалась, приходилось прямо на ходу подкачивать), одновременно он выполнял функции вперед смотрящего (Тудабля). Костя - первый "Гребибля" расположился лежа и задом наперед по ходу движения), Татьяна лежала в позе напоминающей Маху с картины "Маха обнаженная" поперек лодки, но в резиновых сапогах и с веслом. Лицо у нее было тоже, как у Махи, блаженное. Она время от времени выполняла функции "Гребубли". Святая "троица" бала перемешана с рюкзаками и тюками и непонятно было где чьи ноги и зачем и куда эти люди плывут. Вторая лодка, двойка, смотрелась не менее эротично. Вперед лицом сидел капитан, Алексей 2, весом 115 кг , он осуществлял командование, а также выполнял роли тудабли, гребибли и гребубли одновременно. Длинноногий мальчик Саша - юнга 13 лет разместился глубоко внутри лодки с другого конца между лавочкой и стенкой лодки, таким образом, что были видны его голова, кисти рук и две ноги по разные стороны кормы. Юнга напоминал юного монстра Арахнид-Анансик из фильма-мультика с одноименными названиями, только в резиновых сапогах. Между ними на лавочке просунув эротично ноги между ногами капитана сидела я!!! Я была назад смотрящим! Деревенские люди и редкие рыбаки сначала удивленно на нас смотрели, потом начинали радостно приветствовать а потом усиленно желали нам доброго пути. Решено было остановиться на обед не доезжая Изынского. Оказалось: место райское! «Именно здесь и начинали житие Адам с Евой», подумала я и радостно, вприпрыжку побежала собирать дрова и фотографироваться в чащу со странными огромными растениями мне по плечи, с резными листьями диаметром с два метра, с коридором-аркой из ив. Здесь мы не хило заправились, поймали рыбу одну!!!, оставив ее в последствии на берегу загорать и двинулись до Буготака. Тут я почувствовала безобразия с внутренней стороны коленки и задрав штанину увидела, животное, которое явно давно не ело, то есть клеща. Укусить успел, залезть не дала. Положила его любовно в баночку. Настроение резко испортилось, причем участники приуныли больше чем я. Я решила плыть дальше и по ходу решить че делать, все равно вакцину можно ставить в течении 48 часов. Проплыв минут десять, Костя провел рукой по шее и снял с себя такого же голодного , но не слишком шустрого, укусить не успел! Назревало решение о завершении тура. Тут я увидела коричневое пятно на Костиной майке цвета хаки, это был второй его питомец, который отправился за первым , в воду. Народ переполошился и стал задирать майки и обнажать тела прямо в лодке. Третий, более шустрый дорвался до Костиной груди и вовсю работал конечностями, спасая свою задницу и пытаясь забраться внутрь. Задницу не спас, только голову, и то это ему не помогло. Решение было принято мгновенно, как и то, что наш капитан решил не делать тур с детьми через неделю (он учитель в школе и делает сплавы с детьми), а перенести сплав на август. Проплывая через паромную переправу, спросили у каких то местных где и что за станция ближайшая. Получили ответ: «Изынская, и что ходу до нее бодрым шагом 25 минут через лес.» До электрички оставалось 50 минут. Мы доплыли до берега, вытащили лодки, выгрузили, сдули их, еле обсушили, скатали, погрузили, распределили груз и рванули к электричке. Надо сказать , что накануне в деревне, умирающий от жажды народ, дорвавшись до магазина, купил целую упаковку «Карачинской» и бог знал как ее тащить. Впереди несся мальчик, дальше скакала Татьяна, потом быстро семеня мчалась я , сзади было зрелище не для слабых. Два мужика - Кастя и Алексей 2, тот который 115 кг, и который тащил на себе чертову прорву как дисантник на марш броске, несли еще за ручки огроменную и совсем не походную сумку. Причем Костя на подогнутых бежал впереди, а Алексей 2, прицепившись к сумке в припрыжку несся позади. Алексей 1 все с тем же странным философским выражением лица и всклокоченными волосами, вразвалочку торопился позади. Он и на станцию пришел с таким же выражением, вроде: а что случилось, и где мед, что уже все съели? На электричку мы успели. Причем Костя купил билеты на всех, хотя у Алексея был ветеранский билет.
Ночью тех же суток, я сняла штаны и обнаружила второго клеще на пузе. Он тоже успел лишь тяпнуть и отправился в ту же баночку, что и первый. Из последних сил мы завершили путешествие в инфекционной больнице где нам ширнули, Косте 9 доз а мне 6 в мягкое место. Счастливые, вернулись домой и вырубились. Утром позвонили Друзьям: один спал (время было 12 дня и сонным голосом заверил, что никого на себе не нашел) второй (он живет в Академе) сказал что нашел одно животное и направляется в больницу на ул.Пирогова. У Татьяны трубку никто не брал и Костя пошутил , что наверное они уже там (на Пироговке) ... что впоследствии оказалось правдой. Таким образом из 6 человек укушено 4, 5 укусами, то есть где то 75% участников похода.

Собственно, про сам сплав.
По итогам «проверочного» сплава Алексей 1 сообщил, что он «пас», здоровье подкачало. А зря, таких передряг с пешими выходами и клещами на Чарыше не было. Довезли нас до кромки воды и забрали так же. Клещей не наблюдалось. Погода была чудной почти до конца.
Место Алексея 1 занял Кирилл, ученик Алексея 2, 16-ти лет. Таким образом, участниками стали 3 взрослых и 3 детей. Лодок взяли тоже 3, пара двухместных и одна трёхместная. Программа сплава была рассчитана минимум на неделю, максимум на 10 дней, в зависимости от погоды и настроения. Начальный пункт практически не обсуждался – подвесной мост у села Сентелек Чарышского района, крайнее место, куда можно добраться по дороге в верховья Чарыша со стороны Алтайского края. Можно было бы, конечно, поехать в самые верховья, в Усть-Кан, но это удлиняло дорогу почти втрое, потому что через Чарышский район в Республику Алтай дороги нет, нужно добираться через Солонешное и Черный Ануй. Сняться с маршрута в идеале хотелось в Усть-Калманке, но 350 км. водного пути пугали, а скука степи в нижней части реки удручала. В итоге, уже при посадке в микроавтобус в деревне, сложилось окончательное мнение, что плыть достаточно до Краснощеково, т.е. примерно 150 км. по воде. Там можно было либо позвонить водителю, что доставлял до Сентелека, либо нанять кого-нибудь из местных. Краснощеково – райцентр, со всеми вытекающими возможностями, и стоит село как раз недалеко от выхода реки из гор.
Четверо из команды купили билеты на поезд 641 «Новосибирск-Рубцовск» до станции Алейская и выехали вечером 10 июля, а я с сыном и всеми лодками, палатками и набором еды на несколько дней (собирались по дороге потом докупать, чтоб не перегружать лодки) поехал на своём автомобиле еще днем, чтобы на следующее утро встретить остальных на станции налегке.
Погода установилась просто чудная. Спала жара, томившая перед этим пару недель, температура установилась около 25 градусов, дождей не предвиделось. Микроавтобус с водителем Андреем подъехал к дому отца, как и договаривались, в 10.30, а в 11.00 мы отчалили.
Уже при переезде Чарыша в его низовьях, в районе Усть-Калманки кто-то из команды воскликнул «ого!». Удивление касалось размеров реки. Никто и не подозревал, что на Алтае есть еще река, почти сопоставимая по мощи с Бией. И, кстати, немного на неё похожая, начиная с цвета и прозрачности воды, и заканчивая рельефом гор, в которых он протекает в среднем течении. Вот только Бия сразу многоводна, а Чарыш в своем начале – маленький ручеек, и лишь при впадении крупных «бешеных» притоков Кумира и Коргона становится мощным потоком. Вместо предполагаемых 3 часов мы ехали 170 км. все 4 часа, потому что при въезде в горы старенький микрик тяжеловато брал затяжные подъемы. Дорога петлявая и идет почти всегда не по долинам речек, а почти по гребням плоскогорья. В немногочисленных долинах речек она может более 10 раз пересекать один и тот же ручей, проходя практически над ним.
До Чарышского с прошлого года дорога полностью асфальтирована, за исключением небольшого участка с затяжным перевалом. Далее до Сентелека 30 км. довольно качественной щебенки. Перед самой деревней затяжной перевал с достаточно крутыми подъемом и спуском. От деревни до моста 3-4 км. Направление – пос. Аба.
В 15.00 11-го июля мы высадились на берегу Чарыша. Настроение было приподнятое, река быстрая, погода солнечная. Уже через полчаса мы отчалили.
К сплаву подготовились достаточно хорошо. Помимо вещей и еды имели карты района масштаба 200000 с привязкой к местности, у Алексея 2 был спутниковый навигатор GPS, две рации. Я распечатал с сайта google.map.ru космические снимки русла в масштабе около 50000, ибо русло Чарыш меняет достаточно часто и быстро, особенно в нижнем течении, и карта может не отражать действительности. Но дальнейшее показало, что снимки особо не понадобились. Так, любопытства ради, смотрели иногда и сравнивали карту с реальностью.
Вода была невысокая, причем спала она буквально за несколько дней до нашего приезда. После выхода было решено остановиться в устье ручья Кедрового. И вообще, поскольку трое из нас были как бы рыбаками, они предложили всегда останавливаться в устьях речек и ручьёв. Увы, за всё время только пару раз это удалось. Как, впрочем, и рыба за всё время была поймана одна – довольно крупный хариус. Хотя при этом местные рыбаки, буквально параллельно с нами сплавлявшиеся и рыбачившие, на наших глазах таскали хариуса и даже тайменя. Кто его знает, почему так, метода, видимо, особая нужна?
Течение оказалось серьёзным для некатегорийной реки, местами до 17 км/ч. Не прошло и получаса, как на одной из шивер две из трёх лодок серьезно черпанули. Ничего, зато сразу научились правильно грести. И здесь же была намочена одна из раций. Впоследствии она высохла, но так мы ими и не пользовались реально, стараясь на реке просто не упускать друг друга из виду.
Через час после отплытия попали в первую серьёзную передрягу – крутую шиверу со сливом и камнем, с поворотом под него. На наш взгляд, тянуло это на 2 категорию, что для рыбацких лодок, согласитесь, серьёзно. Ребята на трёхместке крикнули нам, чтобы остальные обносили, но сами пошли на прорыв. Прорыв удался ценой зачерпывания пары ведер воды. Радости и эмоций не было предела. Подумалось – а что же тогда такое Чулан, про который нам говорили очевидцы, что это якобы самое сложное место на реке?
Устье Кедрового благополучно проскочили. Остановились недалеко от устья Теплой, по левому берегу, в красивом месте, у скалы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что у нас соседи – турбаза Зазубра. Это первая из трех увиденных нами турбаз на Чарыше. Проехать к ней можно с дороги от Чарышского на Сентелек, где-то вдоль Теплой, которую вышеуказанная дорога пересекает. На мой взгляд, турбаза не очень, стоит она на широком лугу, можно сказать покосе. Хотя виды вокруг, конечно, шикарные. Долина Чарыша в этих местах окружена лесистыми горами. И вообще, растительность по всей долине весьма разнообразная и густая. При этом кровососущих тварей минимум. Не то чтобы их вовсе нет, как на Катуни, но – минимум, особо не досаждают. Факт сам по себе довольно удивительный, ибо сырых теплых мест для разведения комаров достаточно, как и коров для селекции паутов (слепней по-научному).
В эту ночь спали, как говорится, «без задних ног». Воздух гор даже вызвал небольшую головную боль одного из участников. Слишком свеж оказался!
Утро 12-го выявило проблему наших рыбаков, так и нерешенную до конца путешествия – хариус упорно не хотел брать наживку. Для остальных утро ничем не было омрачено. Мы окончательно забыли про городские проблемы, наслаждались отдыхом и видами. С утра на другой стороне реки рычал медведь, судя по всему, медвежонок. Рык был недовольный. Наверное, мать не пускала к воде попить, почуяв людей.
После завтрака отчалили. Всё время ожидали «страшный» Чулан, по дороге к которому прошли еще одно место, очень похожее на вчерашнее. На этот раз Алексей 2 с Кириллом, после прохода его на трёшке, решили пройти еще раз на двушке без багажа. Удалось шикарно, что было заснято на видео. Шивера с поворотом и двумя сливами, после чего валы высотой до метра. Лодку колбасило нещадно, один раз казалось, что вот-вот перевернется судёнышко. Остальные участники похода завистливо смотрели с берега.
Пообедать остановились в районе бывшей деревеньки. Решили плыть до устья реки Бащелак. Судя по карте – довольно крупной. Увы, вновь благополучно не заметили. Зато сразу увидели турбазу Чулан, по домику на высокой скале над рекой. Подплыли, поговорили, посмотрели. Оказалось, Бащелак мы проплыли только что. Следовательно, Чулан стоит практически в его устье. Добраться до него можно, повернув, не доезжая Чарышского, налево, на село Новый Бащелак и затем Боровлянку. Где-то от неё и есть дорога на турбазу. Чулан – самая красивая турбаза на Чарыше. Нам сообщили, что можно снимать всю базу на компанию до 15-20 человек за 3000 руб. в день (без учета еды).
Привлекательна она своей дикостью, девственным окружением, отсутствием толп «матрасников», как на Катуни. Из обычных развлечений – только баня и рафт.
Сразу после базы Чарыш разбегается на протоки. Это и есть сам Чулан, как природное явление. На наш взгляд, он гораздо проще пройденных перед этим шивер и опасен только камнями, которые нужно успевать обгребать. Не знаю, в высокую воду там возможно сложнее. Хотя и в низкую мы черпанули слегка.
В этот день было решено остановиться так, чтобы затем провести дневку. Младший состав пытался протестовать, но был быстро поставлен на место путем убеждения в том, что дальше горы скоро кончатся и будет менее интересно, а отдых не может быть полноценным без хотя бы одной дневки. Менее чем через километр мы увидели остров посередине реки, с сосновым лесом. Нашли хорошее место и разбили лагерь. День прошел плодотворно, проплыли не один десяток километров, погода просто удивляла.
На следующий день я, Татьяна и двое младших сделали небольшую вылазку на близлежащую гору. Было жарковато, сильно высоко мы не поднялись, но красотами речной долины и всего Чулана полюбовались. Наш подъем сопровождали удивленно-любопытные взгляды стада коров, мирно жевавшего утреннюю порцию проглоченной травы. Вот ведь что интересно: в горах стада коров можно встретить за десятки километров от деревень. Причем необязательно с пастухом. И как их хозяева находят?
И еще на всём протяжении сплава нас сопровождали выводки крахалей – смешных уток, предпочитающих не летать, а бегать по воде, причем очень быстро!
Наши рыбаки всё еще пытались что-то поймать ... 14-го поплыли дальше. В этот день был поставлен рекорд, прошли, наверное, чуть ли не 50 км., миновав Чарышское и проплыв полпути от него до Усть-Пустынки. Буквально за пару часов дошли до Красного Партизана – «пригорода» Чарышского, в котором часть команды ушла закупаться в магазин. На аппетит никто не жаловался, купленных до того продуктов еле хватило. Особенно народ налегал на сгущенку ...
Перед Чарышским пейзажи изменились: горы остались, лес кончился. Каждый день мы думали, что теперь-то всё станет спокойнее и мы будем плыть без приключений. Куда там! Только вдоль Чарышского зачерпнули пару раз на нехилых шиверах. Через полчаса после села Чарыш сделал серьёзный финт – резкий поворот влево, с ударом под скалу и встречными валами. Зачерпнули и здесь ...
Обедать остановились, попутно просушив лодки и вещи, на пустынном берегу. Дров, несмотря на отсутствие леса, было достаточно, поскольку вся пойма реки заросла кустарником и лиственными деревьями. Где-то после устья Сосновки остановились на ночлег. Место было в целом неплохое, не считая коровьих «лепешек». Кажется, эти животные есть всюду. Купались в Чарыше. Не сказать, чтобы сильно комфортно, но в целом более-менее. Ночью было безумно душно, даже открытый полог палатки не помогал. Я спал поверх спальника.

Про сплав, часть последняя.
План 15-го числа был – доплыть до устья реки Иня и остановиться неподалеку от турбазы «Эльдорадо». Останавливались на обед после деревни Усть-Пустынка. Один раз еще остановились на покосе половить кузнечиков для рыбаков наших. Пейзажи вновь поменялись. Горы раздвинулись, появились огромные пространства межгорных долин, захватывающие дух. Как мы потом выяснили, в районе Усть-Пустынки есть пещеры и старые демидовские шахты, которые стоит посетить в следующий раз.
Вообще, касаемо долины Чарыша и окружающих гор – они имеют богатую историю и богатые недра. В 18 веке вдоль Чарыша проходила укрепленная казачья линия, по границе с Джунгарией. На месте форпостов ныне деревни. Где-то недалеко от нынешней Усть-Калманки даже хотели строить город Чарыш. А Коргонский и другие хребты весьма богаты полудрагоценными камнями и полиметаллическими рудами. Именно на Коргонском хребте был взят огромный блок порфира, из которого в Горной Колывани изготовили Царицу ваз – чашу диаметром и высотой несколько метров, стоящую в Эрмитаже. До камнерезной фабрики блок доставляли зимой, причем тащили его два месяца люди.
Когда плывешь по реке и смотришь на дно, удивляет разнообразие расцветок камней. Такого я не встречал нигде.
Проплыв под железным автомобильным мостом, мы стали искать устье Ини. Поиск прошел с приключением. Иня впадает слева, посему мы шли по левым протокам. Заходя в очередной поворот, мы поздно увидели дерево посередине довольно бурного потока, а далее слева – низкие и густые кусты над водой. Первая лодка на моих глазах чуть не перевернулась из-за того, что Кирилл схватился за кусты. На мой вопрос, зачем он это сделал, Кирилл сказал: «Хотел оттолкнуться»! Это при скорости-то около 15 км/ч! Остальные прошли без потерь, просто упав на дно лодок. Устье Ини было сразу после этого приключения. Затормозить и причалить удалось метров через 200 ...
Стоянка была сделана на высоком берегу, на краю большого луга, поросшего невероятно густой травой. Вечером ребята сходили на турбазу докупить кое-каких продуктов. По дороге перешли вброд Иню. Утром я повторил сей подвиг, потому что хотел посмотреть на «Эльдорадо» своими глазами. Честно говоря, база, на мой взгляд, в запустении. Старенькие корпуса и бунгало, грязноватый бассейн. Похоже, хозяева забросили мысли о развитии. То ли денег мало, то ли из-за плохой дороги никто не едет? Хотя цены, судя по прайсу, вполне немаленькие для такого уровня.
Утро 16-го ознаменовалось единственным достижением наших рыбаков: Алексей 2 поймал хариуса! Умудрились сварить уху из рыбки в 20 см., вполне вкусную.
С утра уже ходили тучки, пока безопасные на вид. Отплыли после обеда, в очередной раз с уверенностью, что теперь-то уж не намокнем. Ага, обрадовались ...
Пейзажи в очередной раз изменились. Горы почему-то стали выше на некоторое время, а река – заметно больше. Это-то и привело к очередному приключению.
Количество людей на реке увеличилось. Причем стали появляться туристы на автомобилях. В устье Белой были рыбаки с закидушками-ловушками, об лески от которых мы чуть не порезались.
На небе сгущались тучи, и через час ударила сильнейшая гроза. Гром буквально оглушал. В один из моментов, когда мы подплывали к очередному крутому повороту, начался ливень. Высадиться до прохождения поворота не удалось, а на повороте нас ждали валы по полтора метра, ибо воды в реке стало много. Так, с прибаутками, черпая воду снаружи и поливаемые сверху, мы причалили, чтобы переждать ливень.
Через час после очередного отчаливания горы резко закончились и перешли в низкие холмы. Чарыш расширился и превратился в почти равнинную реку со множеством рукавов, но всё ещё быстрым течением. Менее 5 км/час не было, даже когда река была совершенно спокойной и ровной.
Проплыли интересное место – скалу посреди чиста поля. Вокруг уже никаких признаков гор, а скала стоит у края реки. Большая, и, похоже, гранитная, розоватого цвета, с гротом. Вся исписанная.
Поняв, что до ближайшей деревни Маралихи мы сегодня не доплывем, остановились на острове. Количество проток увеличилось до такой степени, что уже и непонятно, что куда течет. Вокруг острова торчали корни огромных деревьев, стащенных могучей рекой во время весеннего половодья и летнего паводка. Это ж сколько воды в нем в это время!?
На следующий день планировали доплыть до Краснощекова, откуда сняться. Но погода внесла свои коррективы. Всю ночь и утро шел дождь. Команда приуныла, Алексей 2 высказал мысль, что это надолго. Но я, как местный, предположил, что дождь, скорее всего, прекратится к обеду и до вечера будет передышка. Так оно и случилось. Мы быстро собрались и поплыли до Маралихи. Чуть не заблудились в протоках. Подплывая к предполагаемому месту, вначале обнаружили на берегу УАЗ-буханку. Водители оказались по причине воскресного дня уже «готовенькими». Доплыли до деревни, вышли на берег, на котором обнаружили двоих молодых людей с мотоциклом, мирно пьющих пиво. На вопрос «есть ли кто в деревне, кто отвезет за 120 км?» был получен ответ: «Ну ты нас озадачил, где ж в воскресенье трезвого найти?» Тем не менее путем мозговых усилий один из них вспомнил, что его отец трезвый, а у него – полугрузовая «Газель». Этот добрый человек и довез нас до места, откуда мы стартовали – деревни моего отца. Может, кому в дальнейшем понадобится сняться в этом месте со сплава (самое удобное, по-моему, потому что горы как раз кончаются и это – первая деревня), обращайтесь: Березиков Виктор Павлович, с.Маралиха Краснощековского района, ул.Школьная,41, тел. 38575 23126. Он вроде собирается уехать жить в другое место, но это пока только планы дальние.
В 15.00 17 июля мы прибыли в деревню. Уставшие и довольные. Вечером я отвёз всех на станцию, а сам с сыном еще продолжил отпуск, съездив в Белокуриху и на Бирюзовую Катунь – искусственное озеро напротив Манжерока.
Вывод – сплавляться на простых лодках прикольно и можно. И, главное, дешево, если сумеешь организовать доставку-снятие с маршрута. Главное – желание, хорошая команда и хорошая река. Уже в конце сплава мы планировали следующий год. Хотим либо по тому же Чарышу, но начать выше, от Тюдралы, проехав туда через Усть-Кан. Либо пойти на Бию.
По поводу транспорта в районе Чарыша: есть автобусы от Барнаула до Чарышского, до Краснощекова, до Усть-Калманки. От Чарышского до Сентелека тоже автобусы ходят. Похоже, в любой мало-мальски крупной деревне можно недорого договориться с доставкой. Для примера: заброска на Сентелек (170 км) стоила нам 1500 р., доставка от Маралихи (120 км.) – 1200 руб. Причем практически без торговли.


Ниже фотографии и комментарии к ним автора. WildDim.

В Курайской степи

Ура! Прибыли на место!

Чарыш у базы Зазубра

Там вдали лодка

Шивера

Скалы

Такое растет на скалах

Турбаза Зазубра

Слив через "камешек"

Где это мы? Ищем по GPS

Домик турбазы Чулан

Долина Чарыша в районе Чулана

Скала в виде головы змеи (или черепахи)

Скала в виде головы змеи (или черепахи)

Стоянка на острове

У костра

Впереди очередной поворот

Пещера у реки

Красота!!!

Причудливые скалы

Быстро и под уклон!

Устал

Плывем уже долго!

Идём под скалу

И опять под скалу!

Покос в горах

Не видишь, мы кушаем!

Горы снижаются

Автомобильный мост в районе устья Ини

Скалы ниже, воды больше

Просторы!

Турбаза "Эльдорадо"

Остановка на обед

Горы у Ини

Непролазный лес!

Информационная доска в Эльдорадо

Какие луга!

А мы всё плывём.

Надвигается гроза.

Протоки

Скала в степи. Откуда?

Скоро заканчиваем. Протока у Маралихи.

Снялись! Ждем транспорт.

Прибыли на "промежуточный" пункт.

Прощальное фото команды

Теоретически хотели сняться здесь, около Усть-Калманки.

Частный дворик в Белокурихе.

"Бирюзовая Катунь" - искусственное озеро

Есть и горки

Маршрут путешествия.
Зеленым цветом выделена автомобильная часть маршрута
Синим цветом выделена сплавная часть
Красные точки - места стоянок.