Пройден маршрут:Нск-Кузбасс-Хакасия-Тыва-Горный Алтай-Нск. Яркий пример того, как дОлжно использовать вседорожники, к каковым и относится Mitsubishi Delica. Уже известный нам Митька сотоварищи заехал в Горный Алтай со стороны Хакасии. Ниже краткие зарисовки с маршрута.
Оригинал рассказа можно посмотреть здесь.

Далее текст автора. Повествование ведется от имени Митьки.

 

Вступление:
Прошли по кольцу следущий маршрут:

Нск - Кемерово - Ачинск - Абакан - Абаза - Ак Довурак - Чадан - Хандагайты (недоехали и свернули на) - Саглы - Мугур Аксы - Кызыл Хая - Кош Агач - Горно Алтайск - Нск


Вообщем проехали из Тувы в Горный Алтай напрямую. Впечатлений масса, ожидается подробный отчот. Почти 500 метрофф фоткоф и почти 3 часа видео. Вообщем больше всего поразила Тыва. Но не там где есть асфальтовые дороги и некое подобие цивилизации. Ехали по диким местам вдоль границы с Монголией. Жутко красивая природа. Настоящая дикая природа которая просто пронизывает животным страхом и трепетом по отношению к себе. Очень глухие места, дорог нет - одни направления.
В отдаленных деревнях люди не знают русский язык. Те кто еще вырос в СССР худо бедно лапочут а новое поколение вообще не в зуб ногой. Было страшновато. Явной агрессии не испытали на себе но напряжение постоянно висело. ПРИРОДА... !!!! Честно скажу - впечатлило больше чем Горный Алтай. Может потому что тывинцы вообще игнорируют цивилизацию и живут как тысячи лет назад. Нету диких туристов, нету никакого влияний цивилизации в виде турбаз, гор мусора и механизма которые старается выжать деньги на каждом шагу. Когда возвращались по Чуйскому тракту я вообще не выходил из машины, было просто непривычно и противно от засилья народу и полной окомерцилизации всего и вся. Цивилизация проглатывает Алтай. С каждым годом надо забираться все дальше и дальше от этой всей грязи. Продолжение следует... :)
Выкладываю фотки с небольшими комментариями:

Вид с перевала в Хакасии
Увеличить
Я на реке Она
Увеличить
Панарама на реку Абакан (первая ночевка)
Увеличить
На перевале в Хакассии (недалеко от турбазы Снежный Барс)
Увеличить
Увеличить
Дорога в Хакасии
Увеличить
Сторожка промысловиков
Увеличить
Перевал на границе Тывы и Хакасии
Увеличить
Увеличить
Магазин в Тыве
Увеличить
Мы на дороге
Увеличить
Панарама с перевала в Тыве
Увеличить
На какомто перевале висит такой плакат
Увеличить
Указатель
Увеличить
Стелла
Увеличить
Одинокий указатель в степи
Увеличить
Панарамы Тывы
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Зверюга (можно рассмотреть если присмотрецца)
Увеличить
Опять панарамы
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Мы на границе с Монголией
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Опять панарамы
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Самая удаленная если судить по путеводителю деревня в Тыве
Увеличить
Начало дороги по ущелью на Алтай
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Потом дорога вышла на огромное плато
Увеличить
Увеличить
Просто посередине этого плато лежит двигатель (похоже ктото на коленках в боевых условиях менял его :))
Увеличить
Встретилось озеро по дороге
Увеличить
Увеличить
Снова дорога (если можно так назвать)
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Заезд на последний перевал перед Алтаем (очень тяжелый подьем)
Увеличить
Спуск с него
Увеличить
Вот в далеке виднеется пограничный пост с Республикой Алтай (две белые точки если приглядецца) Но дорога кончилась - вернее свернуло прямо в речку и проходило по ее дну.
Увеличить
Увеличить
Победа!
Увеличить
Дорога в сторону КошАгача
Увеличить
Увеличить
Проезжая мимо Курая решили заехать на ледники Актру. Кусок дороги туда
Увеличить
Увеличить
Хозяин стоянки перед мостом через реку Актру. Не дурак выпить
Увеличить
Собственно мост
Увеличить
Идем на Актру и фотаем пейзажи
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
За нашей спиной ледник малый Актру
Увеличить
Туда нам надо возвращацца (около 10 км)
Увеличить
Водопад
Увеличить
Актру
Увеличить
Увеличить 

 

Ну вот такой небольшой отчот получился. Если будут вопросы относительно маршрута и всяких мелочей, обращайтесь чем смогу помогу. :)

Я в шоке! Как там можно проехать?! :( Как удалось не заблудиться? По фоткам кажись и направления порой исчезают. тройной RESPECT!!!

Мы ни разу не заплутали хотя там легче заплутать чем проехать правильно. По дороге мы встретили два уазика. Ребята с Алтая приехали в Тыву порыбачить (на речку вдоль которой идет дорога). Както поговорить за рыбалку не удалось и поэтому остается догадываться что там за чюдесная рыба водится ради которой километров 100 надо ехать по серьезному бездорожью, причем на самом Алтае есть рыбалка. У нас была с собой карта генштаба за 1980год. Нашли в инете, выкачали и распечатали. Как оказалось - в реале это только схематическя карта (ну или за 25 лет местность сильно изменилась) Расхождения приличные у карты и реальной местности. У нас был обычный компас. Когда нужно было определять направление движения, мы смотрели карту. Примерно обозначали свое местоположение, определяли по карте направление в котором надо ехать. Вытаскивали компас и вычисляли в каком направлении двигацца. После этого доставася бинокль и просматривалась степь на предмет свежих узавских седов. Когда все три составляющих были приведены к одному знаменателю, только после этого начинали движдение. Было прикольно ;)

какие были машины в смысле подготовки для бродов и камней, размер колес, сколько по времени заняло это отличное путешествие, какие дорожные препятствия встретились.

Машина была одна Mitsubishi Delica 96. Специально никак не готовилась к этому пробегу. Стояла новая резина Bridgestone Dueler A/T 225/80 R15 на обычном деликовском литье. На непроффесиональный взгляд торсионы были подтянуты за счет этого возможно увеличился клиренс. Но тут я могу ошиьаться. Что можно сказать о нюансах:
1) Было несколько участков когда приходилось выходить из машины и она всеравно цепляла днищем за камни. Заезд на последний перед Горным Алтаем перевал со стороны Тывы очень тяжелый. Много больших волунов прямо в колее по которым сложно ехать и даже скажу что наверное невозможно на обычной делике. Обьезжали все это дело по склону по траве. Если бы был дождь это могло обернуться серьезной проблемой тк по скользкой траве делать такие передвежения рискованно.
2)Было несколько бродов, но тк мы ехали не в половодье проблем это не доставило. Хотя по косвенным признакам видно что есть места где речки хорошо разливаются и проехать там на машине будет непросто если ехать весной или в начале лета.
3)Обязательно надо иметь запас солярки. От последний заправки в Тыве до заправки в КошАгаче ушло полный бак+20 литровая канистра. Заправлятся там негде. Поэтому топливо надо брать с запасом если хочется там поездить по всяким закаулкам в тех краях.
4)По карте прикидывали что суммарный пробег по Тыве будет гдето около 400-450км. По обычной трассе это гдето 5 часов. Мы заложились на всякие форс мажоры и оценили время прохождения в 10-11 часов. В итоге ехали больше 20 часов. Дорога тяжелая.
5)Были участки где дорога подходила прямо к нейтральной полосе. Это видно на фотках. Часто встречаются плакаты что это приграничная зона и вьезд по пропускам. Пропусков у нас небыло ровно как и паспортов. Проезжали мы этот участок рано утром и погранцов небыло хотя шлагбаумы встречали на дороге в нескольких местах но они были открыты. Может кроме местных там никто особо не ездит поэтому они там так смотрят на это сквозь пальцы. Вообщем рекомендую захватить с собой паспорта в обязательном порядке.
6)Еды там особо негде брать поэтому провизию стоит захватить с собой
7)Места очень дикие и народ там вообщемто суровый. Не скажу что в обязательном порядке необходимо оружие но это както может греть душу. По рассказам - суровые тывинцы лазиют по горам вооруенные винтовками с оптикой и поэтому против этого дробовик не поможет. Говорят что всякую наркату там выращивают и охраняют ее. Воруют скот у алтайцев и тп Надо быть готовым ко всякого рода проишествиям - если комунить понравится ваша машина и они решать ее забрать то больших проблем это не составит и искать там никто вас не будет. Повторюсь места очень дикие. Сами с непосредственной агрессией не сталкивались но и особо в контакты невступали с местными жителями.
8) Русский язык знают очень плохо. Взрослые еще мал мало лапочут и можно понять что к чему а молодеж не понимает.
9) Хорошобы иметь с собой ноутбук+ГПС+карты генштаба отколиброванные. Очень сильно думаю облегчет жизнь при ориентации на местности. Фотки с фотикоф опятьже есть куда сливать
10) Ехать лучше на 2х и более машинах. Потому как если какаянить поломка не дай бог случится. Вызволить оттуда машину сложно будет. Ну на вскидку вроде обрисовал проблемы, если будут еще вопросы - помогу чем могу :)

Похоже, что вам крупно повезло и с тывинцами и, особенно, с погранцами. Нервотрепки по этому поводу нет, если этого всего не знаешь ;), а теперь вот я один даже на Алтай в Улаганский район один не поеду- встретили знакомых нынче- всю ночь под ножом алтайцев просидели, потом правда отпустили и ничего не забрали- видать дурь у них к утру прошла.

Вообщемто отмороженных можно встретить и в Нске запросто. И такие ситуации возможны хоть где и надо быть готовым к ним. По одиночки не надо ездить вообще никуда лучше компанией и чем больше тем лучше. Алтайцы тоже люди и с ними можно договаривацца ну это как себя поставишь сразу впрочем как и везде. Но по возможности надо избегать общения с ними по вечерам и не разбивать рядом лагерь с деревнями ;) С погранцами нашими договрицца думаю проблем больших бы не составило. Знаю случаи когда улаживали подобные несостыковки буквально за пиво :)
Вообщемто в следущем году думаю проехать там еще раз но подготовицца более основательно и набрать побольше народу ;) Чтоб веселей было :)