В чайной было хорошо. Народу было не очень много, пили действительно чай и разговаривали о вещах понятных: что под Коробцом завалился, наконец, мостик и ехать теперь приходится вброд; что пост ГАИ уже неделю как с пятнадцатого километра убрали; что "искра -- зверь, слона убьет, а ни шиша не схватывает..."
Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."

Даже написание названия данной мини-экспедиции вызывает некоторые затруднения. Снежная Актру? Снежный Актру? Актру или Актуру? А может действительно Актру Snow? Вообще говоря, изначально Актру (или говоря по-алтайски Актуру) - это река, которая является левым притоком Чуи и впадает в нее напротив села Курай. Истоки этой реки находятся в системе одноименных ледников Северо-Чуйского хребта. Но остановлюсь-ка я все-таки на написании названия именно в варианте женского рода и более привычного нашему слуху - Снежная Актру.

Вообще идея экспедиции на Актру трасформировалась из идеи экспедиции на Каракольские озера, на которые мы чуть было не взобрались во время новогодних каникул. Идея рождалась в голове у Кости Гоппе, там же она оформлялась окончательно, приобретала законченные черты, обрастала подробностями и участниками. Попутно поменялся и пункт приложения сил - с Каракольских озер на Актру. К тому же в этом году на февральские праздники выпадало аж три выходных дня. А если к ним добавить пару отгулов - получится практически отпуск. И этого времени уже должно хватить для - пусть и маленькой - экспедиции.
Компания в экспедицию подобралась большая - пять автомобилей и двенадцать человек. Представлю экипажи:

Татьяна и Андрей. Машина Nissan Patrol.

Рита, Василий, Сергей и Андрей. Машина Mitsubishi Pajero.

Наталья и Евгений. Машина Toyota Land Cruiser Prado.

Элина и Костя. Машина Hyundai Accent (в подъеме не участвовал).

Катя и я. Машина Toyota Hilux Surf.
Надо отметить, что лично мы были знакомы только с Элиной и Костей. Плюс заочно я общался с Евгением, Василием и Андреем с Татьяной, с кем-то по электронной почте, с кем-то в аське.

22.02.08. Пятница. Дорога на Алтай.

Новосибирск - Тальменка - Бийск - Майма - т/б "Адару"


Собственно сегодняшний день являлся лишь доставочным до Алтая. Некоторая необычность состояла в том, что выезжаем мы после обеда. Примерно в 15.00 мы уже стоим на посту ДПС на выезде из Новосибирска и дожидаемся Ниссан с Андреем и Таней. Однако связавшись выясняем, что они слегка задерживаются и советуют нас не ждать. Что ж, поехали. На выезд из города поток не слишком большой. Помехой стал только ремонтируемый мост через ж/д пути в районе выезда из Академгородка по Университетскому проспекту. Пробрались через пробку. Дальше все проще. С каждым выездом из Новосиба в этом направлении привыкаешь к дороге все больше. Еще в городе нас "ловит" звонок от Евгения. Он предупреждает нас о непогоде и необходимости взять с собой дополнительный запас незамерзайки. По пути заскакиваем в два магазина, незамерзайку находим только в третьем, уже в Бердске. После Бердска до Искитима и Черепаново непогода, видимо, обходит нас стороной. Местами светит солнце, местами легкая облачность, но видимость отличная и никаких катаклизмов. От границы с Алтайским краем и до Тальменки немного хмурится и даже пытается пойти снег. В Тальменке традиционный перекус. Здесь же получаем SMS от Евгения, что он добрался до места. Дальше идем без приключений. Пытаюсь выставить на CB радиостанции волну "дальнобоев", но в основном получаю лишь шипение помех, да совсем изредка обрывки разговоров. Поворачиваем на Бийск. Погода здесь традиционно портится, но не настолько, чтобы говорить о буране или метели. Сильные порывы ветра, но видимость неплохая и достаточно щадящий поток транспорта. Идем достаточно ровно, изредка напрягаясь на обгонах большегрузов. В эфире по-прежнему молчание. Получаем еще SMS-ку от Евгения. Он справляется о нашем местонахождении и, видимо, поддерживает связь и с идущей за нами второй группой. Те отстают примерно на пару часов. В десятом часу проходим Бийск. Попутно выясняется, что радиостанция прекрасно ловит местных таксистов, а значит работает. Еще соточка уже совсем пустынных километров - и мы проходим пост ГИБДД на въезде в РА, потом Майму и добираемся до моста через Катунь в районе айского моста. Мост переезжается за 15 рублей, у взимающего плату спрашиваем про турбазу Адару. Нам по кольцу налево и еще 8 километров. Быстренько проезжаем их и находим турбазу. Заезжаем на территорию и пока рассуждаем, куда тут надо идти сдаваться,подходит Евгений. Знакомимся воочию, Евгений направляет нас к администратору, а затем провожает до домика. Выгружаем вещи, коротко договариваемся насчет завтрашнего подъема, ставим машину под присмотр охраны и расходимся по номерам. Номер поражает наличием центрального отопления, теплого санузла и горячей воды. Спать. Дорога пусть и не длинная, но немного утомила.
Итого за день 480-490 километров. Трек не сохранялся. Фотографий две - чтобы иметь представление о номере.
 

23.02.08. Суббота. Курай - перевалочная база.

т/б "Адару" - перевал Семинский - перевал Чике-Таман - Акташ - Курай


Уговор был выдвинуться сегодня в 10 утра. Поднимаемся сами в 8. На Алтае всегда встаешь раньше, чем в повседневной жизни. Отличная погода, светит и пригревает солнце, блестит снег, плачут сосульки с крыш.
 
 
 
 
Идем знакомиться с базой, а заодно найти кипятка и забрать из машины зубные щетки. Воду греть в номере не стали, все-таки он деревянный. Стрельнули кипятка в кафешке и заварили себе шикарную лапшу на завтрак, сдобрив его кофе. Быстро собрали вещи и в два захода уложили их в машину. Мы готовы. Как раз параллельно с нами укладываются и Евгений с Натальей. Евгений настраивает СиБишку, а заодно проверяет и нашу. С ней все в порядке. Договариваемся о частоте и позывных. Звоним приехавшим позже ребятам, они только еще просыпаются. Ну что ж - догонят, тем более, что торопиться сегодня некуда. От турбазы до Курая немногим меньше 400 километров.
 
Выдвигаемся. Возвращаемся на айский мост, выбираемся на М52 и понемногу идем друг за другом, впереди Прадик. Перед Усть-Семой Прадик пополняет запас топлива, мы же заправились вчера вечером на границе Республики Алтай. Вместо бензина мы покупаем хлеба. Неторопясь, к половине первого, забираемся на Семинский перевал. Здесь погода похуже, сильный ветер, иногда начинает прибрасывать снежком. Технологическая остановка, звонки отставшим и в Новосибирск.
 
Идти ведомым - одно удовольствие, тем более за Гехтами, а тем более, когда есть связь. Про опасные встречные нас предупреждают заранее, заботятся о нас на обгоне, не дают скучать. Стараюсь "въехать" в правила общения в эфире, поддерживаю разговор, пытаюсь помогать по мере сил и малого опыта. Это мой первый выезд со средствами связи и мне все это жутко нравится.
К двум часам дня мы, по прежнему парой, поднимаемся на Чике-Таман. Зимой на этом перевале впервые и мы, и Евгений с Натальей. Устраиваем короткую фотосессию. Погода здесь немного теплее, чем на Семинском, однако вокруг по прежнему промозгло и хмуро. Проглядывающие кое-где островки голубого неба не могут преобразить общую картину.
 
 
Минут двадцать третьего спускаемся с перевала и идем к следующей контрольной точке - поселку Акташ. Там заправка "под горлышко", дальше на Актру и обратно надо добраться на своих запасах бензина. Идем ровно, машин на трассе практически нет. Да это и немудрено - сегодня ведь праздник, 23 февраля. Сделали только одну остановку для разминки конечностей - в Белом Боме. Кое-что из дорожных картинок попало в объективы наших фотоаппаратов.
 
 
 
 
 
Без пяти пять мы в Акташе. Сворачиваем на АЗС. Евгений кормит своего "коня" 92-м, я по привычке 96-м. Бак у Прадика 90 литров против моих 70. Однако у меня есть "рояль в кустах" - дополнительная 20-ти литровая канистра. Дай Бог, чтобы не пригодилась. Пока заправляемся, нас, наконец, догоняют отставшие экипажи. Знакомимся уже воочию. Ребята заправляют машины. Договариваемся о порядке следования. Меня определяют в голову колонны, как знающего поворот в Курае :)
А 17.40 колонна входит в Курай, сразу поворот направо и уходим в его вторую, дальнюю от трассы, часть. Чуток поплутав, выезжаем к гостинице Олега Болтокова, ориентируясь на белую юрту во дворе. Дом топится, но на дверях замок. Пока звоним Олегу и выясняем подробности (по информации из альплагеря река вскрылась, вода поднялась на 40 см, но прорваться можно, просили захватить с собой бензин) появляется хозяйка, открывает дом. Шесть вечера. На сегодня дорога окончена.
Внутри тепло, располагаемся. Вроде мест хватает на всех, но еще приедут Костя с Элиной, надо будет положить и их. Ужин, разговоры, поздравления мужчин с праздником. На улице крепчал мороз ...

24.02.08. Воскресенье. День "Ч".

Курай - мост через Чую - перевалка (нижняя база) - моренная долина Актру - Курай


Подъем сегодня опять был ранний. Ночью приехали Костя с Элиной и теперь вся штурмовая группа была в сборе. Выезд вчера назначили на 10 утра, но завтрак затянулся и в результате общая готовность образовалась только к 10.45. Зато к моменту выезда успели поснимать и гостиницу, и общую обстановку, и видимый, как на ладони, Северо-Чуйский хребет.
 
 
 
 
 
10.45. Ключи на старт. Высота 1500 м. Меня опять ставят головным. Почетно, но ответственно ;) В принципе, есть наш летний трек, так что в глухую, конечно, не заблудимся. До моста через Чую идем свободно, практически по степи. Колея чуть угадывается, но снега немного, поэтому едем легко. При переезде через мост поразило, что снега в русле реки наметено практически вровень с мостом. После моста нет летнего многообразия дорог в разные стороны. Есть лишь две колеи, одна из них шла в нужном нам направлении. Отправляемся по ней. В 10.56 встаем на фотосессию. Заснеженная степь, горы на краю степи, бескрайний простор, белое и черное ... и бесконечно голубое небо над головой. Как раз тут нас догоняет один из псов из гостиницы. Видимо, он посчитал, что не стоит оставлять туристов без присмотра :)
 
 
Еще до подъезда к общеизвестной вершине с геодезическим знаком на ней (ее, кстати, прекрасно было видно издалека) колея забирает круто влево. Рассуждая, что по такой наезженной колее народ не может тут ездить куда-либо кроме альплагеря, двигаем влево. Вобщем-то, вплоть до переправы через речку Тюте направление колеи совпадало с нашим общим направлением движения, хотя и существенно отличалось от летнего трека. Но в результате, двигаясь по прилично прокатанной колее, приехали к ферме, хозяйка которой сказала что дальше дороги нет. Пришлось возвращаться. Попутно выясняем, что собака за нами не побежала. Возможно, у нее конфликты с собаками на ферме, а может быть решила что лишнее расстояние бегать незачем, все равно вернемся.
 
Вернувшись на пару километров назад, нашли присыпанную снегом колею, сворачивавшую вдоль системы арыков, которые питались когда-то водой из Актру. Направление нам подходящее. Сворачиваем туда. Идем по-прежнему достаточно легко. Добираемся (судя по карте) до основного арыка, перебираемся через него и дальше движемся уже вдоль его правой стороны. Высота 1640 м. Впереди нарисовался небольшой подъемчик. Летом, конечно, никто бы на него и внимания не обратил. Но сейчас на склоне чуть больше снега, чем на равнине и я пытаюсь включить понижайку. Включение дает свои плоды - меня стаскивает с колеи и Сюрф буксует в снегу. Делаю еще пару попыток - результат тот же. Сдаю назад, высаживаю пассажиров, они идут вверх по склону. Снизу, не включая понижайку лезет Паджерик, имеющий самую зубастую резину. Идя строго по заснеженной, но колее, он доходит почти до самого верха и лишь там отклоняется в горизонталь, видимо, не хватило оборотов и мощности двигателя. За ним накатывает колею Ниссан, за Ниссаном Прадик. Ну а по получившемуся после трех машин хайвею, наверх забираюсь и я. Чуть позже пришлось еще раз убедиться, что в снегу понижайка не нужна, а нужны обороты двигателя, пусть даже и с пробуксовкой колес. С последней отлично справляется Нокиа Хаккапеллита.
 
 
 
Выходим все на верх холма. Перекур и перестроение в прежний порядок. Фактически метров через триста-четыреста колея четко ложиться на летний трек и начинается дорога в горку к нижнему лагерю или как его еще называют - перевалке. Собственно, три минуты, крутой подъем между сосен и лиственниц, видимо некоторое количество камней, нынче присыпанных снегом и вот она, перевалка. Сразу следом за ней есть полуразобранный мост (скорее похожий на гать) через Актру и рядом зимний брод, наполовину замерзший. Попутно снимаются прямо из окна такие виды, что на зависть большинству иностранцев и уж точно недоступны всем горожанам.
 
 
Спускаемся и начинаем проходить. Если проходить неторопясь, вдумчиво, то даже хорошая ямка справа по курсу принимает машину хорошо, мягко, попутно обнаруживая приличную артикуляцию заднего моста.
 
Сразу после переправы уходим вверх по склону до ближайшего более-менее горизонтального места на две-три машины, чтобы дать задним пространство для маневра. За нами подтягивается Ниссан. Ждем остальных. По рации Евгений докладывает, что он сел при проезде переправы. Оставляем девчонок в машине, сами уходим назад на подмогу.
 
Оказалось, что при проезде Прадик слишком сильно взял влево, пытаясь избежать ямы по правой стороне. В результате сел на левую часть заднего бампера и на мост, полностью вывесив левое заднее колесо. Женя достает домкрат, альпинистский шнур, корозащитку, блок. Разворачиваем спасательную операцию.
 
 
 
Кстати, на переправе нас опять догнал пес ;)
Все заняло около 40 - 50 минут. Дальше сухо, хорошие, крутые подъемчики, но проходим все весело. Понижайку больше не включал, а ставил "двойку" на автомате и поддавал газу, чтобы движку хватало мощности и тяги. Сам иду в рваном режиме - поднимусь до плоского места, ждем последнего. Как только скомандуют, что последний в пределах видимости предпоследнего - отрываемся дальше.
 
Опять же виды по сторонам ...
 
 
Выходим в небольшую долинку. Начинаются разнообразные наледи. От обычной замерзшей лужи прямо на колее до фантастических куполов и ледяных тропинок с разнообразными препятствиями. Причем лед такой, что стоять на нем невозможно. Скользит даже собака и предпочитает ползать по льду.
 
 
Первую наледь проходим. Дальше была целая ледяная долина. Не знаю почему, но проезжаем ее очень удачно. Следом за нами проходит и Ниссан. А вот остальным приходится труднее ...
 
 
 
Примерно к половине третьего мы, наконец, выходим на моренную долину Актру. На самом выходе я расслабляюсь и иду глубже, чем следовало, собираясь объехать камень. В результате стаскивает в снег, где я хорошенько буксую, в основном без толку. Выгоняю пассажиров. Они немного копают вокруг. Тут я совершаю вторую ошибку - не выхожу для изучения ситуации сам, ленюсь. Приходится брать помощь клуба. Ниссан объезжает меня и поддергивает стропой вперед. 
 
И вот перед нами во всей красе открывается моренная долина реки. Именно тут становится понятно, о чем нас предупреждал Болтоков со слов звонивших из альплагеря.
 
 
Видимо, не так давно вода в долине поднялась. Соответственно дорога, по которой обычно (не так давно) могли проехать даже легковушки, была затоплена, и затоплена прилично. УАЗик, спускавшийся сверху, попал в засаду, но вынужден был прорубаться вниз. Видимо, ломали лед весом машины и складывали его кусками по сторонам от предполагаемого места проезда. В результате для УАЗика была фактически прорублена ванна, которая по глубине вполне была проезжабельна. За время до нашего появления вода вновь замерзла, но лед не достиг нужной толщины. Пустив вперед тяжелый Ниссан мы, с одной стороны, не дали возможности попробовать переправу более легким машинам, а с другой - Ниссан провалился бы все равно и нам пришлось бы дробить команду, либо бросать машину у этой ледяной ванны. Но команда есть команда и если приехали вместе, значит, вместе должны и уехать ...
Ниссан проваливается под лед сначала правым передним, а затем, при попытке выбраться назад, и обоими правыми колесами. Цепляем стропу к Сюрфу и рывками вытаскиваем его назад, попутно ломая весь лед в этой огромной ванне. Из воды Ниссана вытащили. Андрей решает, не сбрасывая стропу (на всякий случай) попробовать сломать лед. Для этого вновь бросает машину в лед и воду, теперь уже пытаясь максимально пробиться вперед и, если возможно, зацепиться передними колесами за кромку льда. Однако бампер явно не годиться на роль фортшевня, а Ниссан не похож на ледокол. Становится понятно, что льда ему не сломать. Выбирается обратно. Совещаемся. Костя уходит вперед на разведку. К нему прилагается пес.

Разведка показывает, что проблемное место фактически находится у самого спуска с холма, как раз где мы и стоим. И при условии прохождения этих 20-25 метров дальше можно ехать достаточно спокойно. Однако как раз эти метры проехать и не можем. Попытки погулять вокруг приводят к тому, что проваливаешься практически сразу в снег, под которым выступает вода. Недалеко от нашей "ванны" вправо уходит колея, которая заканчивается в не очень большой, но, видимо, мало проезжей луже. Во всяком случае следы в нее есть и следы из нее обратно есть, а вот следов дальше нет. Василий пытается проехать слева от ванны, но фактически сразу проваливается в снег с водой. Обратно его тащит Ниссан на почти 30-ти метровой связке из всего имеющегося. Вытащив его, Ниссан на какое-то время остается без движения, а когда через некоторое время Андрей пытается сдать назад, выясняется, что у него примерз ручник. Вперед двигаться может, назад никак. Разматывается лебедка Паджерика и Патруль с ее помощью ставится в нужном направлении. Пытается тронуться - его сносит влево и опять садится носом в сугроб. Теперь уже разматывают лебедку на Патруле. Тем временем мы обходим Прадика, которого стащило с колеи и поддергиваем его вперед, через бугорок на длинном тросе. Попутно наконец удается поменять промокшие насквозь ботинки и носки на запасные, сухие и теплые.
 
 
Примерно в полшестого вечера вся колонна наконец разворачивается и ложится на обратный курс. Дорога обратно проходит под знаком пониженной передачи в раздатке и второй в коробке. Если вторую сменить на L, то машина без применения тормоза спускается с таких крутяков, что сам успеваешь соскользнуть с сидения. До выхода в долину спускаемся примерно за час, практически без приключений, если не считать того, что я умудрился по сумерченому времени попасть левым передним в ледяную ямку с водой, из которой вылезать для ускорения пришлось с помощью идущего сзади Прадика. В степи пытались найти дорогу, более похожую на привычный летний трек, но не рискнули сильно отклоняться от утреннего маршрута. Так по нему и вернулись. Собака, кстати, немного было отстав, видимо двинула домой по короткому пути. В гостиницу она появилась лишь немногим позднее нас.

Дальше было размещение в гостинице, из которой уехали только утром. Совместный ужин и разговоры допоздна. На дворе снова подмораживало ...

25.02.08. Понедельник. Возвращение к цивилизации.

Курай - Акташ - перевал Чике-Таман - перевал Семинский - т/б "Адару"


Утром термометр в машине показывает "всего лишь" -32о. Зато краски вокруг - не описать словами, не передать современной цифровой техникой. Но я попробую.
 
 
А эту фотографию дарю на обои. Разрешение 1024х768.

Мы с Гехтами оказываемся ранними птичками и уже без пятнадцать десять выезжаем из гостиницы. Задача на сегодня - спокойно и вальяжно добраться до т/б "Адару" и заночевать там перед окончательным рывком в Новосибирск (нам) и до промежуточной точки (Гехтам). "Команда искателей" собирается добраться сегодня до Семинского перевала и покататься там на лыжах. Костя с Элиной в раздумье, но будут двигать в обратную сторону.
В 10 мы уже в Курайской степи, на трассе М52 и тормозим для фотосессии СЧХ. Впервые я вижу его без облаков и без дымки, да еще в зимнем нарядном обрамлении.
 
 
Дальше мы движемся без остановок, теперь уже ведущим я. Примерно полпервого мы уже взбираемся на Чике-Таман. Погода по прежнему отличная. К двум часам проходим Семинский. Контрольная точка у нас Золотой (или Шоферской) ключик, что перед Манжероком. Там экипажу Прадика нужно прикупить сувениры домой. Туда мы и добираемся около четырех. По дороге, уже не тормозя, делаем несколько фотографий.
   
   
   
Еще в Усть-Семе, пока Прадик заливает горючее, нас нагоняют Костя с Элиной. Они решили присоединиться к нам и заночевать на "Адару". Попутно Костя показывает дорогу по левому берегу Катуни. Полпятого машины поставлены на стоянку, а мы размещены в практически пустом пансионате. Немудрено, ведь завтра рабочий день. Зато мы сами себе хозяева - готовим ужин, принимаем душ, располагаемся для спокойной трапезы и беседы в номере и достаточно долго разговариваем. Вспоминаем прошлые поездки, подкидываем идеи на будущее. Расходимся до завтра. Завтра последний день этого короткого отпуска ...

26.02.08. Вторник. Еще одна дорога до Бийска.

т/б "Адару" - Ая - Алтайское - Бийск - Тальменка - Новосибирск


День последний этой поездки не был бы примечателен ничем, если бы обратно мы не возвращались в Бийск через Аю - Алтайское. Таким манером мы еще не проезжали, а значит, хоть что-то новое да присутствовало в общем-то в обычном возвратном маршруте.
С утра позавтракали в кафешке турбазы, попутно обсуждая кто и как поедет до Новосибирска. Евгений еще пытался прибросить дорогу до дому не через Новосибирск, а через Алтайский край. Но решил просто отпустить нас и двигаться в удобном темпе, а мы с Костей в качестве идеи рассказали, как можно попробовать прорваться через Новосибирск с трассы М52 на трассу М51, избежав передвижения по городским улицам. Уложили вещи по машинам, устроили все поудобнее, настроили навигацию. Попрощались. Двинули. Костя довел нас до Алтайского через миниатюрный перевал Бирюксинский. Высота его всего 476 метров. За Алтайским попрощались и с Костей и Элиной. Костя полетел вперед, так как по трассе ходит существенно быстрее нас. Выехав с турбазы в 10 утра, до Новосибирска мы добрались в районе пяти часов вечера.
Закончена очередная экспедиция, пора думать над следующей.

Треки экспедиции:
23.02.08 - 436,0Kb
24.02.08 - 80,4Kb
26.02.08 - 557,0Kb

P.S. Готовиться к поездкам надо тщательнее.
P.P.S. А на Актру мы еще вернемся ;)
Отчет Евгения Гехта
Отчет команды Искателей Креатива
P.P.P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участвовавшими экипажами.

Чуть больше 1800 километров от порога до порога. Из них около 1000 - дороги зимнего Горного Алтая. Средний расход - порядка 16 л/100 км. Если учесть практически не глушащуюся машину, утренние заводки в -30 и "прелести" горных направлений - считаю, что это в самый раз.