Я сделал ЕУ и ТО, с величайшей осторожностью съездил заправиться к бензоколонке, пообедал в столовой э11 и еще раз подвергся проверке документов со стороны бдительного Ковалева.
Для очистки совести я спросил у него, какова дорога до Лысой Горы.
Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."

Ну, конечно, дорогу мы спрашивали не до Лысой Горы, но документы бдительные милиционеры у нас проверяли. Да к тому, собственно, были причины ... Но обо всем по порядку. Основная идея прохождения короткого участка нестандартного пути между Алтайским краем и Республикой Алтай на фактически стоковых внедорожниках появилась примерно в конце прошлого года, когда я вычитал на форуме клуба Алтай 4х4 о возможности проезда между двумя населенными пунктами - деревней Сентелек в Алтайском крае и деревней Коргон в Республике Алтай. Сама мысль пройти короткий, но, видимо, сложный участок, показалась мне интересной и я стал искать подробности. Подробностей было немного и все они сводились к паре упоминаний (без деталей) на том же форуме, да еще к короткому описанию с фотографими на форуме drom.ru от sadovnik'а, не относящегося, правда, впрямую к интересующему нас участку, но косвенно дающему понятие о тамошних дорогах. Кроме того, немного информации о состоянии дорог и их "проезжабельности" выдал мне Костя Гоппе, бывавший в тех местах.

Вообще, изначально я планировал посетить те места в конце лета - начале осени, когда погода обычно максимально сухая, чтобы повысить свои шансы на достижение цели. Но поставленные в начале весны внедорожные колеса Cooper Discoverer STT, удачно сложившиеся майские праздники и желание вырваться из города, проявленное Вадимом aka Bagum (кстати, также переобувшим своего Терраника в новенький BF Goodrich M/T) и поддержанное мной - и, как результат, данная попытка.

01.05.08. Четверг. Окольными путями.

Новосибирск - Камень-на-Оби - Тюменцево - Корчино - Буканское - Боровское - Алейск - Усть-Калманка - Маралиха - Чарышское - Сентелек


В предыдущий день, 30 апреля, сибирская природа "дала прикурить". Снег, выпавший приличным слоем, околонулевая температура, уже обутая внедорожная резина с крупными шашками грунтозацепов на некоторое время поставили вообще весь выезд под сомнение. Но решение было принято. Для минимизации возможных последствий плохой погоды решили выезжать пораньше, чтобы не болтаться в городе, и ехать через Камень на Алейск, надеясь что трафик там окажется минимальным. Ранее я уже возвращался из Рубцовска через Алейск на Камень и предусмотрительно записал трек. Сейчас он нам пригодился, и весь путь мы прошли как по рельсам, включая не самый прозрачный проезд через город Камень-на-Оби. Ну и надо признать, что опасения относительно погоды оказались лишними. Сама трасса была сухой, а погода не слишком прохладной. Вот пара фоток сразу после Камня.
 
Собственно сам маршрут до Алейска ничем не был примечателен, за исключением, пожалуй, не слишком хорошего дорожного покрытия. Однако, если не гнать и щадить подвеску машины, передвигаться по ней вполне-таки можно. Во всяком случае, уже около часу дня мы выбрались за Алейск в сторону Усть-Калманки и остановились перекусить. На трассе сделать этого не рискнули, зато залили баки до полного. В следующий раз мы остановились размять кости и запечатлеть суровую окружающую действительность уже после Новотроенки. Привлекли нас красивые, хотя и по осеннему хмурые виды Бащелакского хребта.
 
 
Дальше двигались почти на одном дыхании, хотя дорога и изобиловала всяческими спусками-подъемами, поворотами и изгибами. Примерно около трех миновали Маралиху, а к половине четвертого вкатили в Чарышское. В Чарышском у нас было две задачи - заполнить баки до пробки, так как наличие заправочных станций на дальнейшем пути было маловероятным, и посетить магазин. Заправку мы нашли сразу на въезде, но она нам также сразу и не понравилась. Хотя, наверное, была достойной представительницей казалось бы канувших в лету контейнерных АЗС. Пытаясь найти другую (наивные!) выбрались практически до выезда из деревни Красный Партизан, а это как бы слившийся с Чарышским его пригород. Поняли свою ошибку, повернули обратно. Вернулись к АЗС, в несколько приемов залили горючее. Я, соответственно, 92-й, Вадим солярку. Расход оценить было трудно, но от Алейска до Чарышского примерно он вышел одинаковым на обеих машинах. Заправившись, попутно выяснили у заправщика, что его АЗС тут единственная и дальше никаких автозаправок нет.
Пока Вадим с Алексеем тормозили у магазина, я в очередной раз двинул в сторону Красного Партизана, договорившись встретиться на повороте. Наши метания по Чарышскому не остались незамеченными местными представителями ГИБДД и я был остановлен. Проверили документы, сверили валидность техосмотра, пожелали счастливого пути. Оговоренный поворот был совсем недалеко и пока я там фотографировал куриц, следом за мной тормознули и Вадима. Конечно - пара неместных джипов мечутся по селу в поисках не пойми чего, нарушая местное спокойствие :)
 
 
Двинули было дальше, но сразу после моста через Чарыш были повторно остановлены, на этот раз пограничниками. Молодые ребята с видимым интересом расспросили о цели путешествия, сообщили, что для дальнейшего передвижения нужно сделать пропуск и отправили нас на заставу, которая, конечно, находилась опять в центре Чарышского. На заставе уже предупрежденные сотрудники по написанному Вадимом заявлению оформили на нас групповой пропуск в погранзону и мы еще раз продефилировали через все село. Подъехав к посту подождали, пока нас отметят. В это время туда же подъехал экипаж ГИБДД и мы даже немного разговорились. По их словам выяснилось, что через Покровку на Коргон никто не ездит, что ездят вроде бы вдоль реки, что зимой ездят свободно по льду на легковушках, а вот в теплое время только на тракторах и на УАЗиках с цепями. Как именно ездят эти загадочные водители - выяснить не удалось. Собственно, после отметки на посту нам пожелали счастливого пути и хорошего отдыха. Времени было фактически пять вечера.
В 17.20 проскочили Березовку и в 17.33 тормознули для очередной фотосессии.
 
 
 
Сам Сентелек проскочили на раз. Отметили для себя поворот на Покровку и ни на что особо не надеясь, а просто подыскивая место для ночлега, укатили за Сентелек на берег Чарыша. Примерно так километров на 12. Видели подвесной мост на другой берег и даже обосновавшуюся на том берегу компанию с большим шатром. Но мы любители тишины, а потому искали уединения. Докатив по вполне понятной дорожке (проезжей даже для легковых) до какой то фермы, уткнулись в тупик. Но вернувшись обратно, выскочили на идущую в гору колею, которая потребовала от машин первых серьезных усилий. Колея была сдобрена изрядным количеством липкой глины. Нас немного потаскало, но колеса гребли и догребли нас до брода через речушку, которая оказалась в дальнейшем Малой Татаркой. Здесь мы приняли первые водные процедуры. Отсюда до места ночевки было всего около километра.
 
 
 
Подобравши пустую и практически стерильно чистую полянку на Чарыше, решили уже и ночлежиться. Костер, ужин, шашлык из индейки, спальник в машине.
 
Спать.

02.05.08. Пятница. Вверх по Чарышу.

Устье р.Малая Татарка - устье р.Большая Татарка и обратно


Ночью, надо признаться, было прохладновато. Во всяком случае вода, в оставленных на улице бутылках, замерзла. Но в спальнике ночевалось достаточно комфортно. Правда, как обычно, не хватало длинны спального места, чтобы не сгибать ноги в коленях. Я, может быть, поспал бы и подольше, но был поднят требованием выдать кухонную утварь и прочие причиндалы, которые я вчера, по своей извечной привычке, втиснул полностью в машину. Люблю, знаете ли, спать готовым в любой момент двинуться в дорогу ;)
Кстати, утром Вадим видел двух рыбаков, которые протопали вверх по Чарышу с мешками под рыбу и длинными удилищами. Переговорить с ними не получилось.
Погода с утра была не очень приветлива. Но стараниями экипажа Тирыча весь состав экспедиции был накомплен горячим и питательным завтраком и вроде бы даже погода стала более приветливой.
 
 
 
 
После завтрака максимально быстро свернули лагерь, погрузили манатки в машины и забыли на дереве мясо, специально купленное для плова :) Мы же еще не знали, что нам придется сюда вернуться. Мы реально быстро собрались и уже в 9 с настроенными GPS-приемниками и двумя (!) ноутбуками выдвинулись на вчерашнюю колею, горя желанием покорить всё и вся. Действительность вернула нас на грешную землю уже через полтора километра и всего-то пятнадцать - двадцать минут. Полуразрушенный мостик с подгнившими досками остановил Тирку жестким ударом в бампер. Сначала вытащили Тирку назад, но при втором заходе он провалился уже задним колесом. Тащить назад его уже не было смысла, поэтому был выдвинут последний аргумент - Hi-Jack. Спасательные работы длились около часа, скорее всего, конечно, по неопытности, кроме того Джек оказался каким-то не очень дружественным - поднимал машину на ура, а вот опускать не хотел категорически, пришлось его уговаривать (ну и заметочка на будущее - сэнд-треки это не простые блестящие железяки). Тирыча поддомкратили, подложили перепиленное бревешко, оказавшееся удачно рядом и протолкнули его дальше. Я проскочил вторым уже более свободно.
 
 
Дальше дорога поползла в гору. Нам это не понравилось. Колея глинистая, машину мотает изрядно, справа косогор, слева тоже метров на 15 вниз к реке. В результате мы нашли съезд и пошли низом. Проскочив через рощицу по вполне изъезженной колее, даже как бы со свежими следами, вышли мы к каменной полке прямо у среза воды. Для спуска на нее надо было спрыгнуть со ступеньки высотой с полметра. Перед тем как двинуть низом, решили протопать дорожку ногами.
 
 
 
 
Дорожку протопали. Нашли один неплохой заломчик, видимо созданный Чарышом во время разлива. Немного собирали и разбрасывали камни. Я даже один сломал ;) Добрались до следующего препятствия, состоящего из загаченного русла ручья. Причем загачено было такими бревнами, что по ним в пору ездить на колесном тракторе. Видимо, на нем и ездили, судя по следам. Обратно возвращались верхом. Там обнаружили неудобоваримые колеи все с теми же косогорами и вдобавок с бревнами в лужах. Нам это не добавило оптимизма. Посему решили ехать низом по камням. Там хотя бы твердо.
 
 
 
Ну и поехали. Алексей в качестве штурмана вел сначала Тирку с Вадимом, затем меня с Сюрфом. Отсутствующий по началу опыт подобного штурманинга приобретался прямо на глазах. Вадим шел более-менее ровно, у меня же выяснилась одна неприятная особенность. Подуставшие пружины до предела снизили клиренс, а подушатанные амортизаторы опасно раскачивали автомобиль при каждом соскакивании с камня. При одном таком соскакивании Сюрф крепко приложился об камень защитой бензобака. Защита выдержала.
 
 
 
 
 
Вобщем, если не считать инцидента с защитой бензобака, прошли мы достаточно чистенько. Добрались до гати ... примерились и проскочили ее.
 
Проскочив, немного пободались с приличными такими колеями и даже уже вроде бы их победили ... но тут кончилась дорога. Главное вот только что она была, с явно различимыми следами от трактора (правда, в начале были и следы УАЗика) и вот уже нет. Причем не просто нет, а видимо никогда и не было. Потому что разум просто отказывался рисовать картинку, как по ЭТОМУ проезжали на чем-то колесном. Пустились в пешую разведку. Немного поблукали и нашли отвороток влево, фактически на островок, который при большой воде явно отделяется от берега протокой. Так как предполагаемая дорога шла фактически по руслу реки, то состояла она из неплохих округлых валунов размером от "с голову" до "с ведро" и больше. Кое-как проскакали и там. Попутно Вадим выяснил, что при развороте оторвал брызговик и поехал его забирать. Забрал. Дальше дорога опять окунулась в бывшую протоку, на этот раз с водой. Выезд из бродика на большую кучу рыхлого песка, но колеса справились. Дорогу дальше преградило поваленное дерево. Мы остановились его отбросить, а заодно вернулись к протоке, так как мне показалось, что я видел следы и следы явно не человеческие. Оказалось - не показалось.
 
 
 
Песок был достаточно рассыпчатый и ветер, наверное, быстро заровнял бы следы. Могу предположить, что косолапый был там незадолго до нас.
Еще немного езды по бывшему островку между деревьями и мы опять вышли на оперативный простор на очередную каменистую полку. Здесь уже долго не раздумывали, а сразу двинули в бой. Однако то ли камни тут были покрупнее, то ли я расслабился. Результатом стал помятый порог на Сюрфе. А пройдя камешки обнаружили еще один залом, а за ним открывался вид на устье Большой Татарки. И на этом фоне увидели мы утренних рыбаков.
 
 
Тут мы опять тормознули и отправились топать дорогу ногами. Залом определили как разбираемый, хотя с собой была только ручная ножовка и пара топоров. А вот камни явно оказались больше и неудобнее, чем в прошлый раз. Так, понемногу обсуждая предстоящий проезд, добрели до реки. Обнаружили остатки старой переправы (явно больше одного года назад сломанной паводком), мостик в отличном состоянии, правда с непонятной грузоподъемностью и явно узковатый для наших машин, а также брод, через который вполне можно было перескочить на другой берег. Оставалось узнать, а есть ли в этой переправе смысл ...
 
 
 
Рыбаков мы тоже нашли и даже поговорили с ними. Просто пока мы неторопливо шли к Татарке, они уже возвращались берегом обратно.
 
Общались они неохотно, но из того, что рассказали, выяснилось следующее. Вдоль по Чарышу на Коргон народ не ездит уже давно. Дорога чем-то перекрыта - то ли обвалилась скала, то ли размыло какой-то остров. На Коргон ехать можно только "в гору" (видимо, гора Воровская) по руслу Большой Татарки. Причем, Татарку бродить придется неоднократно. А вообще на Коргон народ ездит "другой дорогой", как я понял через деревню Татарка и маральник. Есть дорога по правому берегу Чарыша (если повезет переправиться через Белую), но в районе Коргона нет ни брода, ни моста, чтобы вернуться на левый берег и соответственно уйти на Усть-Кумир и далее на Усть-Кан. Улова, по их словам, не было, может потому и неразговорчивы были рыбаки.
Мы же покумекали около получаса, заодно перекусили, согрели чаек. Времени было уже начало четвертого. Пройдено было всего-то около пяти километров от нашей стоянки.
 
 
Большинством голосов - двое против одного, решили возвращаться обратно. Можно считать это в первую очередь моим решением, так как я все-таки предпочитаю подготовленные поездки. В процессе сегодняшнего передвижения выяснилось, что автомобили наши не совсем готовы к местным условиям. А организовывать эвакуацию хотя бы одного в случае возможных неприятностей - значит, решать уже возникшие проблемы вместо их недопущения.
Обратная дорога заняла около полутора часов. Конечно, никакой разведки ногами, все только с ходу и лишь кое-где на камнях вели машину штурманом. В общем-то уже подустали, и потому совершали больше ошибок. Вадим сел раздаткой на камень, да мы не сразу прошли колеи перед гатью из бревен. Вот несколько фотографий возвращения.
 
 
Ну и как точка в движении этого дня.

Разбили лагерь на том же месте. Немного приняли с устатку. Вадим сготовил свой фирменный плов (мясо дождалось нас). А на завтра у нас оставался последний из запасных вариантов ...
 
 
 

03.05.08. Суббота. По запасному варианту.

Устье р.Малая Татарка - Чарышское - Сваловка - Мал.Бащелак - Бол.Бащелак - Тальменка - Солонешное - Усть-Кан - р.Кумир


Еще дома, прокладывая предполагаемые маршруты на карте, я, на всякий случай, заложил кроме рабочих еще один, запасной вариант маршрута. Во всяком случае, назвать его тривиальным нельзя, хотя, конечно, и особой сложности он из себя не представляет. Все-таки это дорога, к тому же ее в последнее время достаточно интенсивно приводят в состояние, годное для круглогодичного проезда легкового транспорта. Маршрут этот заключается в участке от Чарышского до Солонешного через села Малый и Большой Бащелак и перевал Сваловское седло.
Утром подъем был достаточно ранним и в процессе завтрака в качестве хоть какой-то компенсации за вчерашнее, было решено попробовать проскочить по правому берегу Чарыша вверх по течению до первого более-менее серьезного препятствия. Но чтобы попасть на другой берег, сначала нужно было вернуться почти до Сентелека и переехать Чарыш по мосту.

В 9.50 мы уже были на другом берегу и уперлись в россыпь камней, которую надо было проезжать как вчера - т.е. медленно и по указаниям штурмана. Собственно, для этого уже не было времени. Решили возвращаться обратно.
 
Безусловно, возвращаться без результата было грустновато.

Дорога до Чарышского ничем отличительным не запомнилась, а потому не будет удостоена описания. В самом Чарышском сдали пропуск на посту пограничников, заправились до горлышка на уже знакомой АЗС и сразу после выезда из села повернули направо на Сваловку. Дорога тут, конечно, не асфальт, а всего лишь укатанная щебенка, но для нас она казалась автобаном и потому скорость держали приличную - в районе 60км/ч по GPS. Перевал Сваловское седло не высок - всего лишь 705 м и примечателен лишь упоминанием на карте. В Малом Бащелаке надо аккуратно найти проулок, в котором дорога на Большой Бащелак ныряет влево. Нам пришлось "брать языка". После выезда из села дорога (по прежнему укатанный щебень) идет по невысоким горкам по-над обрывом, открывая справа красивую картину причудливо змеящейся реки Бащелак и уходящей за нее долиной. Сворачивать там негде, как негде и заблудиться. Однако, дорога идет несколько иначе, нежели показано на картах 85 года издания. Доехав до села Большой Бащелак (который на самом деле меньше Малого) появляется ощущение, что дорога стала лучше и возможно за ближайшим холмом вдруг станет заасфальтированной. Но за ближайшим холмом обнаружилась лишь временная база строителей дороги. Из-за праздничного дня вся техника стояла на базе, видимых признаков наличия людей я не обнаружил. Проехали далее. Еще несколько километров вплоть до недостроенного моста-переезда через речку-ручеек с незамысловатым названием Большая Речка. Дальше отсыпанной дороги еще нет, хотя вдоль по всей предполагаемой трассе будущего полотна вбиты деревянные рейки. Т.е. заблудится невозможно (да и рельеф не даст), но проехать местами сложновато, цепляли мостами. Особой грязи уже не было, так как более-менее подсохло. Грязь началась только незадолго до Тальменки, а в самой Тальменке перед въездом в нее обнаружили неплохой бродик. Наше появление в деревне никаких эмоций не вызвало, а значит там частенько ездят по недостроенной дороге и, видимо, не только на внедорожниках. От Тальменки до Солонешного дорога вообще никаких вопросов не вызывает. Все просто и понятно. Фотографий по пути между Бащелаками и Солонешным не делали, как-то все было не до того.
В Солонешном после короткого совещания двинули на Усть-Кан с целью еще раз побывать на Кумире и показать его Алексею. Тирыча я отпустил вперед и сам спокойно катился сзади на комфортной скорости (а там от Солонешного до Яконура асфальта нет). Ребят догнал у Денисовой пещеры и ушел вперед вследствии своей тихоходности. Тормознул только на вершине Келейского перевала, там появилась связь и я отправлял домой SMS-ки. Здесь же мне позвонил Вадим со странным вопросом - "где я болтаюсь?" и что они уже подъезжают к Усть-Кану. Немного офонарев и чуть не начав верить в параллельные миры, я рванул вдогонку. Нагнав экипаж Тирки на заправке в Усть-Кане, выяснил, что они двинули на Яконур не через Келейский перевал, а через Белый Ануй. Причем торопились настолько, что обогнали меня по существенно более плохой дороге.
За Усть-Каном погода испортилась и на подъезде к знакомому мосту через Кумир вовсю накрапывал дождь. Когда же мы добрались до прошлогодней стоянки, то пришлось делать навес от дождя и сидеть в основном под ним. Мужики только сходили на километр вниз по течению, немного пофотографировали, нацепляли на себя по паре клещей и вернулись обратно. После этого готовили ужин, устраивались на ночлег. Было грустно и по-осеннему сыро.
 
 

04.05.08. Воскресение. Возвращение.

р.Кумир - Усть-Кан - Солонешное - Бийск - Новосибирск


Конечно, последний день краткосрочного отпуска особой радости не доставлял. Погода этому способствовала как могла. Всю ночь, не переставая шел дождь. На утро промокшим оказалось все вокруг стоянки, а от висевшей в воздухе сырости влажным было и то, что находилось под навесом. На скорую руку позватракали, кое-как попили чай и собрались. Пара фотографий даст общую картину того влажного утра.
 
 
Вобщем, противно было настолько, что уже в самом начале девятого лагерь был собран, машины упакованы, вещи сложены и мы готовы к движению. По дороге, пока выбирались на гравийку, опять перелезали снежно-ледяные нерастаявшие перекаты-наледи на дороге. На трассу выбрались быстро. Отпустил Вадима вперед и понемногу потрясся в сторону дома. Договорились, что тормознем на ближайшей стояночке возле родника, чтобы обменятся фотографиями. Тормознули, слили со всех трех фотоаппаратов все фотографии на мой ноут и переписали каждому по экземпляру. На этом совместное путешествие фактически окончилось и, чтобы не мелетешить перед Тиркой, а также чтобы его не тормозить - отправил я их вперед. На подходе к Усть-Кану мужики мне отзвонились - что прошли Усть-Кан и движутся дальше. У меня тоже было все в порядке. Дальше расстояние между нами только увеличивалось вследствии разности в скорости движения, а также потому что я постоянно тормозил для съемок. Вот некоторое количество фоток, которые я сделал в пути до Солонешного.
 
 
 
Как видно по фотографиям - погода меня не баловала. С Келейского спускался в такой картинке, что в самую пору подумать, что вокруг зима. Хорошо, что встречных и попутных практически не было - первый рабочий день после праздников ;) По дороге чего-то призадумался и подвез сначала алтайку от села до села. Поговорили немного о погоде и транспортной связи между селами. А после нее расслабился второй раз и уже в Алтайском крае подвез нетрезвого после вчерашнего тракториста. Тоже поболтали о том, о сем. Второй случай более прикольный, так как тракторист мало того, что был подвезен, так еще и стребовал 15 рублей на опохмел :) Фактически взял плату за провоз себя любимого :) Ну да и ладно ...
В 12 я уже был за Солонешным, где меня нашел в Билайне Вадим. Без пятнадцати час прошел Смоленское, а в полтретьего выбрался наконец-то из Бийска. Дальше фактически шел без остановок (за исключением пары раз на пару минут - размять кости). Барнаул прошел около четырех, а в Новосибе был уже около шести.
Дома бегом в ванну, в гараж выкинуть все из машины и на мойку, чтобы не держать в гараже этакую грязь. Отмывали полтора часа, вымыли с машины килограмм пятнадцать качественной алтайской глины. Машину в гараж. Сам ужинать, показывать жене фотографии и спать.
Так вот мы покатались на первомайские праздники ... 

И напоследок - небольшое видео
Прохождение брода - 10Mb

P.S. В этой поездке по моему мнению сильно не хватало связи. Приходилось за каждой мелочью выходить и разговаривать голосом.
P.P.S. Пора прекращать "лазить" на стоковой машине и бояться каждого камня. Надо готовить универсального проходимца и для дорог и для бездора.
P.P.P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участниками вылазки.

Мы подготовимся и вернемся!