Бешеной собаке двадцать верст не крюк
Народная пословица.

Всем Любителям Отдыха Вне Дорог ,Привет!

Ждем своих друзей и единомышленников на Фестивале!
Как и на прошлом фестивале, будет много интересного, небольшие однодневные экспедиции на на красивейшие и чистейшие горные озера, к водопадам, соревнования внедорожной тематики, конкурсы водительского мастерства, фестиваль(в фестивале) фото-видеофильмов экспедиционного и туристического формата(вечерами на большом экране) .Вы увидите уникальное астрономическое явление, над лагерем Фестиваля 1-го августа произойдет полное солнечное затмение!
.....а Баня, горная река,......также будет организована торговля от шашлыка, плова и пива до...
Конечно не забудем и об подрастающем поколении(ждем многих с детьми), пригласим детский театр, будут конкурсы.

Одним словом, Приезжайте!....с джипом во главе колонны!
А клуб постарается сделать ваш отдых активным, а значит интересным.

На сайте клуба открыта Фестивальная страничка, которая постоянно обновляется, ждем ваших вопросов и пожеланий. http://www.altai-offroad.ru

Ждем старых и новых друзей в Гости!

С Внедорожным,
Вадим Санаев(Apelsin)
Клуб "ALTAI OFFROAD"

 

Примерно такого рода сообщения появились на всех внедорожных форумах страны в конце мая этого года. Надо сказать, что джип-фест этот предполагался уже не первый и даже не второй, а целый третий. И если к первому я вообще не был готов, ко второму подготовился физически, но не подготовился морально, то к третьему сам Бог велел подготовиться и так и так и, наконец, посетить сие мероприятие. Чем я и озаботился.
Сам фестиваль должен был проходить в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, полная информация о чем была размещена в несколько этапов на сайте Алтай OFFROAD.
Решено было ехать на одной машине, ибо я готов был ехать на своей, а Вадим aka Bagum не готов на своей. Кроме того, в попутчики на этот раз взяли с собой новичка в лице Михаила. Надо же как-то взращивать молодое поколение ;)
Никакого "тяжелого" оборудования с собой не брали, а поехали фактически налегке (даже без дополнительной канистры), прихватив только стандартный набор бивуачного оборудования + хай-джек. Так как нас поехало трое, то одному нужно было спать в палатке. Вадим взял это тяжелое бремя на себя, правда, предварительно, заготовив надувной матрас.
Так как Усть-Коксинский район является приграничной зоной, то для въезда на его территорию необходимо было получить разрешение от пограничников. Для этого на сайте разместили образцы Ходатайства и приложения к Ходатайству - Списка группы, который нужен был в двух экземплярах. Оба документа я старательно заполнил и распечатал еще дома, но благополучно забыл их взять. Пришлось по дороге, в Бийске, засылать Михаила в попавшийся на пути компьютерный магазин с просьбой распечатать нам недостающие документы, благо файлы находились на ноутбуке. Распечатали.
Работа, к сожалению, не позволяла ехать полностью на весь фестиваль, но для общего понимания хватило и четырех дней с 26 по 29 июля.

26.07.08. Суббота. День шлагбаумов.

Новосибирск - Тальменка - Бийск - Солонешное - Черный Ануй - Усть-Кан - Усть-Кокса - Мульта - поляна Фестиваля


Все несложно, дороги знакомые. По пути традиционно посетили Денисову пещеру, показали ее Михаилу. 
 
Народу в этот раз в Дениске оказалось много (прямо перед нами туда приехала большая семья алтайцев), что не способствовало спокойному созерцанию и впитыванию ощущения времени. Но что есть, то есть.
Больше ничем особенным путь не отличался вплоть до Усть-Кана. После него мы обычно ездили на Кумир, но в данном случае нам нужно было немного в другую сторону. Поворот на Усть-Коксу мы немного пропустили и, видимо, пропустили не одни, так как на встречу уже ехало штуки три внедорожника разных марок, которых мы видели ранее и которые, судя по всему, направлялись также на джип-фест.
Поселок Кырлык и Кырлыкский перевал прошли успешно, только где-то в степи были пойманы местными представителями ГИБДД за превышение скорости. Те, видимо, уже были извещены о нашествии джипов с разных краев и областей в подведомственную им местность и не преминули этим воспользоваться. Как мне кажется, никто, ни до этого события, ни после него, не видел на этом безобидном участке ровной асфальтированной дороги с одним плавным поворотом знака ограничения скорости в 40 км/ч. Сколько срубили штрафов ГИБДДшники за дни фестиваля - мне неизвестно, но думается, что много и следующего такого "рыбного" сезона будут ждать в этих краях еще очень долго.
Немного приличной асфальтовой дороги - и впереди уже виднеется очередь из машин, стоящих к Талдинскому погранпосту. Оперативно встав в конец очереди схватил подготовленные бумаги, паспорта и рванул вперед к пограничникам. Там выяснилось, что народ стоит уже порядочно, что скорость пропускания невелика и что народ в основном действительно на джип-фест. Правда, часть очереди оказалась не такой подготовленной и заполняла бумаги прямо на посту на коленках, нам же оставалось только ждать. Попутно пообщались с джип-народом, послушали истории о том, кто и как добирался. Надо отдать должное - начальник погранпоста даже в тяжелых и жарких условиях тесного и душного вагончика не терял выдержки и удивительного чуства юмора, несмотря на очевидные бестолковости в вопросах некоторых желающих попасть "за границу". Терпеливо дожидаясь своей очереди, мы наслушались такого, что можно было написать небольшую книжку с юмористическими высказываниями.
Подготовленные нами бумаги не давали никаких оснований для дополнительных вопросов и нас оперативно пропустили, поинтересовавшись, правда, а не был ли Вадим в этих краях ранее (его фотография в паспорте показалась начальнику погранпоста знакомой). Мы ответили, что не был и были отпущены. Суровый пограничник проверил только что выписанный пропуск и поднял шлагбаум.
Талда, Абай, Амур (!), Юстик и совершенно русское название - Красноярка. За Тюгурюком дорога пошла вплотную к реке Кокса и виды были достаточно впечатляющие, чтобы сфотографироваться.
 
Следующим пунктом нашей программы стала собственно сама Усть-Кокса, где мы залили бак до полного с тем, чтобы на все время фестиваля не иметь проблем с топливом. АЗС там вполне современная, аккуратная. Ценник, правда, как и на всем протяжении республики Алтай несколько выше, чем по пути до Бийска. Так как на сайте организаторов феста был заблаговременно выложен трек от М52 через Усть-Кан, Усть-Коксу и до самого места лагеря, то по выезду из райцентра мы не испытали трудностей с маршрутом. Немного отъехав от Усть-Коксы, свернули с трассы по направлению на Верх.Уймон, перебрались через Катунь по отличному железобетонному мосту и поехали по неплохой щебенке до деревни Мульта. Уже в Мульте повстречали нарисованные от руки указатели "Фестиваль Алтай-OFFRoad" со стрелками и добрались по ним до самого лагеря.
Лагерь располагался в долине речки Акчан, на ее правом берегу. Подъезд к лагерю ознаменовался переправой через речку по бревенчатым мостикам и коротким, но очень крутым подъемом. Времени было уже около половины девятого вечера, основную часть пути я провел за рулем, частично меня подменял Вадим. В общем, усталость давала о себе знать. Орги встретили нас, открыли шлагбаум (уже второй за день), усадили на лавочку, попросили заполнить анкету, внести взнос, получить памятные сувениры и выбрать порядковый номер.

Номер мы выбрали 109, оплатили, получили, заполнили и двинули выбирать место под стоянку. Народу уже было изрядно, и судя по всему, ожидалось еще столько же, если не больше. А с местами было уже не так уж и свободно. Добравшись до конца поляны, занятого полностью джиповодами из Кузбасса, развернулись и наткнулись на омичей, деловито разбивавших лагерь. Напротив них, чуть дальше от речки, была свободная площадка, ее то мы после предварительного согласования и заняли. Паролем послужили слова "Евгений Гехт", которого знали они и которого знал я. На этом и познакомились. Евгения ждали назавтра после обеда.
Разбивание палатки, организация ночлега в машине, готовка ужина и после некоторого "взбадривания" организма - спать. На сегодня активных действий со стороны орг.комитета предусмотрено не было.

Да, надо отметить один момент. Когда мы только отъехали от оргов и осматривались по сторонам через открытые окна в поисках площадки под стоянку, какой-то проходящий мимо человек с бутылкой пива в руке поприветствовал нас как знакомых и в ответ на молчаливый вопрос полуутвердительно-полувопросительно произнес: "Вилддим? Читал, знаю." 
Видимо, не зря я сейчас пишу эти строки ... кто-то все-таки это читает 

27.07.08. Воскресенье. Открытие фестиваля.

Поляна Фестиваля - устье Акчана - Замульта - поляна Фестиваля


Утром спали недолго, в девять были уже на ногах. Этому способствовала и бодренькая погода, и не сразу попадающее в распадок солнце. Для понимания общей ситуации привожу пару фотографий.
 
 
Приготовили завтрак, совершили утренний моцион, утрясли вещи, прибрались на стоянке. Взяв у оргов цветную ленточку, оградили место стоянки, сказались на всякий случай омичам и отправились прокатиться и попытать рыбацкого счастья к устью Акчана.
Расстояние там невелико - по прямой километра три с половиной, а по дороге и тропинкам около пяти. Однако видно, что народу там бывает немного. Все еще чистенько и только редкие костровища говорили о том, что мы не были первооткрывателями. В общем, поблукали немного по тропинкам, добрались до брода через Акчан, оставили его на потом, развернулись и выбрались на берег Катуни, как раз напротив прижима дороги, ведущей от Усть-Коксы на Катанду и Тюнгур. Снарядили пару спиннингов и отдали дань речному простору.
 
 
 
Ловля на обычные "вертушки" не принесла никакого успеха. Из рыбы нашли только пару мальков на берегу, но в воде никакого движения не наблюдалось. Поэтому мы еще немного пофотографировались, позагорали и побездельничали, а потом вернулись к найденному броду.
 
 
 
Немного подумав, перебродили речку на другой берег и попробовали проехать по имевшейся колее. Однако колея не тянулась и километра. Обнаружились какие-то, явно используемые, постройки. Подбежали и облаяли нас собаки, люди, правда, не появлялись. Так как особо ехать было некуда, а крутиться между строений не было настроения, мы развернулись в обратную сторону. На пути второй раз взяли брод, причем Михаил вызвался заснять все это на камеру. Мы снарядили его в болотники и снабдили фотоаппаратом. Пересечение брода засняли, потом засняли как Мишка перебирается через бурную речку в сапогах. Действие закончилось благополучно. Кстати, по карте примерно на этом месте был нарисован мост, но в наличии его не оказалось.
Сгоняв в Замульту в магазин, пополнить запасы продуктов, вернулись в лагерь. Жизнь там кипела, несмотря на серьезную полуденную жару. Евгений Гехт сотоварищи еще не приехал, поэтому мы занялись приготовлением съестного и осмотром лагеря. Пока готовили и отдыхали, в начале седьмого появилась 80-ка Евгения, притащившая за собой "Жигули" и в компании с 90-м Прадиком. Поздоровались, быстренько обменялись последними новостями и дали им возможность начать обустраиваться.
 
 
После ужина я отправился по лагерю с целью пофотографировать и сам лагерь, и его обитателей, и их боевых (и не очень) коней. Лагерь к этому вечеру очень сильно разросся. Орги вынуждены были перенести регистрационный пункт вниз, под горку. Очень много к вечеру появилось местных жителей на разнообразных транспортных средствах, для которых подобное мероприятие, безусловно, являлось событием. Собственно фотографии неплохо передают атмосферу того вечера. Смотрите.
   

   

   

   

   

   
Так, двигаясь обратным ходом и фотографируя по пути все, что вижу, я вернулся на нашу стоянку. Там тем временем на стоянке омичей собрался народ из разных областей и увлекся дискуссией. Спустя некоторое время влился в эту компанию и я. Самое время представить кое-кого из омичей, рядом с которыми мы разбили свою стоянку.
   
Первые трое только что завершили основную часть своего Саянского кольца 2008.. Поэтому рассказать было что. Дальнейшее общение затянулось далеко за полночь, часов до четырех утра. А общение - это и есть самое главное, за чем стоит ездить на такие фестивали. Ведь так?! 

28.07.08. Понедельник. Второй день фестиваля.

Поляна Фестиваля - Катунь - Замульта - поляна Фестиваля


Утром вставали неторопко. Давали знать о себе вчерашние посиделки. Выяснилось, что за ночь (точнее ближе к утру) к нам добавились еще экипажи. На этот раз прибыли ребята, ехавшие из Казахстана. Правда, в Казахстан они попадали абсолютно разными путями, в том числе и из Москвы. Мы же, немного оправившись от посиделок, двинули еще раз попробовать выловить хоть какую-то рыбу. На этот раз уехали немного подальше, чуть ниже по течению Катуни.
 
 
 
 
Вернувшись в лагерь после неудачной рыбалки опять малость ничегонеделали, фотали лагерь, наблюдали за жизнью его обитателей, немного общались с народом. Поэтому еще немного фотографий.
   

   

   
Так и закончился второй день фестиваля. А назавтра нужно было ехать домой ...

29.07.08. Вторник. У "бешеной собаки" тяга к неизвестному.

Поляна Фестиваля - Усть-Кокса - Усть-Кан - Яконур - Усть-Мута - Турата - Мариинск - Ильинка - пер.Верх.Кукуя - Улусчерга - Черга - Усть-Сёма - Майма - Бийск - Новосибирск


Так как 30-го числа нам с Вадимом нужно было уже быть на работе, приходилось сегодня выдвигаться в сторону дома. Поэтому поднялись рано, прибрали территорию стоянки, вернули все в первозданный вид, упаковали вещи в походное положение и пошли сдаваться оргам. За чистую стоянку нам вернули "экологический сбор" и за не полностью проведенное на фестивале время - также часть взноса. Попутно захватили с собой одного из москвичей, которые стояли рядом с нами, до Мульты. Они, оказывается, пытались пройти до Мультинских озер, но не по стандартному пути через маральник, а обходными тропами. До конца им это не удалось, а на обратном пути случилась проблема с раздаткой. Вот за запасными частями к ней этот коллега и направлялся. Конечно хорошо, что у него был УАЗ, потому что вряд-ли удалось бы найти в Мульте запчасти на иномарку. Но, высаженный в Мульте, наш коллега опытным взглядом углядел возле местного магазина УАЗик и решительным шагом двинулся в его сторону. Мы же пожелали ему удачи и двинулись в сторону дома.

До Усть-Коксы добрались неторопясь, но быстро. Также быстро заправились на уже знакомой АЗС и выдвинулись в сторону погранпоста. Процедура его прохода в обратном направлении была существенно короче. Отдали пропуск, нас пересчитали по лицам и открыли шлагбаум. Правда, и народу на проход в обе стороны "границы" фактически не было. Примерно полдвенадцатого мы уже проходили малозаметный Кырлыкский перевал (всего в 1471м по карте), находящийся на границе Усть-Коксинского и Усть-Канского районов.
 
Еще примерно через час (а точнее в 12.37) мы уже валили на всех парах по давно известному участку дороги от Яконура на Келейский перевал. И уже тогда нам, сидящим в машине стало скучно ехать по накатанному. На что Вадим (по-моему он) высказал мысль, что вроде как на джиповский фестиваль, дескать, ездили, а никаких особых проблем с передвижением не испытали. И что неплохо бы показать моложежи (Михаилу, значит), как должны ездить настоящие джиперы. Высказав подобную идею, он углубился в изучение "Атласа автодорог алтайского края". Я вроде как поддакнул, что значит скучно-то скучно, но надо же какое-никакое направление избрать, на котором можно было бы показывать как должны ездить ... В общем, пока мы добрались до Келейского перевала, идея уже оформилась - будем искать неизвестную дорогу с трассы Усть-Кан - Черный Ануй - Солонешное на трассу М52!
Бегло просмотрев "Атлас", а также запустив, наконец, Озика на ноуте, выбрали перспективную "полоску" на карте, ведущую от селения Турата на Мариинск и далее через Ильинку на знакомый уже перевал Верх.Кукуя. Как запасной вариант, до Мариинска можно было добраться от Черного Ануя. Но пока же мы свернули направо по указателю на Белый Ануй и буквально через 500 метров въехали в Турату. Погода стояла сухая и солнечная и перспектива побуксовать где-то в грязи была очень призрачной. Свернув влево примерно в середине Тураты в поля, мы выбрались на довольно утоптанную полевую дорожку, ведущую к склонам ближних гор. По карте справа от нас текла речка под названием Бурта. Вживую же мы ее фактически не увидели. Передвигались мы тут достаточно резво, порой до 50 км/ч. Однако по мере увеличения высоты с 850 до примерно 1080 метров, скорость падала. К тому же дорожка перестала быть полевой и ровной и понемногу превращалась в каменистую и ухабистую. Примерно в том месте, где по карте должна была вливаться тропка от Черного Ануя мы даже немного сплоховали и двинули не туда. Но "не туда" быстро привело нас к какому-то временному жилью, в котором явно ощущалось недавнее присутствие человека. Но к нам никто не вышел, поэтому пришлось думать самим.
 
 
Дорожка тут явно не претендовала на автомагистраль масштабов страны. Впрочем, и на межрайонную трассу она также не походила. В случае дождя она наверняка превращается с очень серьезное препятствие даже для подготовленных машин - хорошие уклоны и высокогорная грязь. Но пока было сухо - все выглядело более-менее пристойно. Попродиравшись между косогорами и даже кое-где подключая блокировку с понижайкой (крутоват был подъем), поднялись мы еще на две с лишним сотни метров и оказались на перевале, впоследствии названном нами Мариинским. Конечно, официально такого названия на картах вы не найдете, но в интернете попадаются описания этого участка между Мариинском и Туратой с обозначением перевала именно как Мариинского. Будем же считать это название как минимум устоявшимся.
Высота сего перевала составляет 1343 метра и надо признать, что взобраться на него как со стороны Тураты, так и со стороны Мариинска, является как минимум нетривиальной задачей, а в плохую погоду - достаточно сложной. Под плохой погодой следует понимать обильные осадки в виде дождя (размывает глину и есть опасность сползания с серьезных уклонов) или мокрого снега, а также снега вообще (трудно будет найти правильную тропинку и правильно оценивать обстановку).
Виды, открывающиеся с перевала безусловно заслуживают того, чтобы спокойно помедитировать над их созерцанием хотя бы с полчаса. Мы, правда, столько времени не уделили. Сфотографировались, посмотрели, поохали и в путь.
 
 
Спуск прошел под тем же знаком, что и подъем, только он бы существенно длиннее. Местами вниз шла хорошая наезженная колея, а местами разбегалась на несколько, обозначая существовавшие в непогоду засады. Очень скоро колея вышла на берег речушки с названием Верх.Этогол и вдоль по ней шла до самого Мариинска. Кстати, к тому Мариинску, в котором выпускают одноименную алгокольную продукцию, алтайский Мариинск никакого отношения не имеет. Собственно за ним фактически мы попали в цивилизацию и стали передвигаться по гравийке разного, но постоянно улучшающегося, качества. Дорога же за Ильинкой уже никакого интереса с точки зрения внедорожности не представляет.
Таким образом, дальше мы выбрались через перевал Верх.Кукуя на Чергу, а с нее дальше покатили по асфальту знакомого Чуйского тракта, тем самым удлиннив себе путь домой примерно на 50 км, подтвердив старую поговорку про собаку. Зато мы взяли еще один перевал и побывали там, где побывает не всякий.

Для "не всяких" могу выложить подсказку в виде карты и прорисованного на ней трека.

И, как обычно, ...
P.S. Надо чаще сбиваться с проторенного пути и только тогда откроется неизведанное ранее.
P.P.S. Фестиваль как идея, видимо, остался мне непонятен. ИМХО - это должно быть место встречи единомышленников. В таком случае на фестивале 2008 года около половины участников были лишними. Как бы это грустно не звучало. Ехать ли на фестиваль еще раз - не знаю. Посмотрим ...