Технический отчет о тренировочном походе по маршруту:

Новосибирск - Бийск - Майма - Онгудай - Акташ - Курай - а/л "Актру" - ур.Ештыкель - р.Мажой - Курай - Акташ - Онгудай - Курата - Нижняя Талда - Ороктой - Еланда - Чемал - Элекмонар - Ниж.Куюм - Верх.Куюм (нежил.) - р.Караташ - р.Бол.Курумдой - оз.Каракольские - г.Усть-Тура - р.Каракол - Элекмонар - Усть-Сема - Майма - Бийск - Новосибирск.

 

Вид туризма: автомобильный с элементами пешего
Категория сложности: н/о (предположительно II)
Протяженность: 1888 км
Ходовое время: 54 ч
Продолжительность: 8 дней
Сроки проведения: с 11.09 по 18.09.2010
Район проведения: Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай

Состав группы
Поход проводился на двух автомобилях.
1-й экипаж - Toyota Hilux Surf 185. Лифт 2", резина 32" МТ, лебедка электрическая, шноркель, 2 сэнд-трека, Hi-Jack, Hi-Lift, рация 27МГц, рация 144МГц/430МГц, портативная рация 27МГц, лопата, топор, бензопила, удлинительные тросы для лебедки, рывковая стропа, GPS навигация. Экипаж - пилот Дмитрий, штурман Екатерина.
2-й экипаж - Toyota Land Cruiser 80. Лифт 5", резина 35" МТ, лебедка механическая, три блокировки, 2 сэнд-трека, Hi-Jack, Hi-Lift, рация 27МГц, лопата, топор, удлинительные тросы для лебедки, рывковая стропа, GPS навигация. Экипаж - пилот Вадим, штурман Марина.
 

День 1. 11.09.10

 

Новосибирск - Бийск - Майма - Усть-Сема - Шебалино - пер.Семинский - Онгудай - пер.Чике-Таман

Старт 11:30, финиш 21:25. Ходового времени около 9 часов. Расстояние 662 км, асфальт. Перепад высот от 115м до 1721м (пер.Семинский).
Метеоусловия: +7 .. +12, пасмурно, временами дождь.

Из-за работы и прочих обстоятельств не успели собраться в течение недели, пришлось укладываться с утра в субботу и выезжать ближе к 12 дня. На трафике до Алтая сказывается "не сезон", поэтому ехать проще, чем летом. Дорога хорошо известна, единственное отличие - объезд по отсыпанной щебенке между Чуйским и Полеводкой после Бийска. Видимо, будут расширять трассу до 4-х полос, что несомненно хорошо. Заправлялись один раз в районе Налобихи, да и то больше по привычке. Задача на этот день стояла чисто транспортная - добраться до перевала Чике-Таман и заночевать на стоянке на Большом Ильгумене. Задачу выполнили, добрались до стоянки, правда, уже затемно, но относительно не поздно. Спать легли в машинах.


День 2. 12.09.10

пер.Чике-Таман - Иня - Акташ - Курай - р.Чуя - а/л Актру

Старт 9:37, финиш 15:50. Ходового времени около 6,5 часов. Расстояние 194 км, из них 159 км асфальт, 9 км гравийка, 26 км тракторный зимник в горах. Перепад высот от 706м до 2124м (а/л Актру).
Метеоусловия: -1 .. +8, пасмурно, временами снег.

Дорога до Курая прошла без вопросов. В обязательном порядке заправились в Акташе, ибо дальше по пути заправок не предвиделось. После Курая отправились к мосту через Чую (12:17) и от него на вершину с триангулятором. Обходили ее слева. Дальше немного блуканули по степи, но там "все дороги ведут в Рим". Практически повторили свой зимний "нижний" трек. Около часа дня прошли "перевалку". Река Актру в эту пору немноговодна, но русло, конечно, очень каменистое, вряд ли проходимое без потерь для стандарта. Дальше дорога представляла собой очень каменистую тропу с немногочисленными лужами, относительно сухую. Опасность представлял собой только большой холм, находящийся примерно на полпути от перевалки до альплагеря. Мимо его проехать невозможно, поэтому пришлось спускаться "в лоб". За ним находится болотистое место, отмеченное следами прошлых "боев". Мы его прошли относительно сухой колеей прямо посередине. Всю дорогу нужно внимательно следить за камнями под днищем и лучше всего снаружи, с помощью штурмана. При выходе на морену также есть неприятное место с крутым и каменистым перегибом, но вполне проходимо. Дорога по морене не сложная, заблудиться невозможно. Добрались до альплагеря, познакомились с сотрудниками ПСО и поселились у них в дальнем домике на "питьевом" ручье. В этот день по причине пасмурной погоды никуда не ходили. Готовили на ужин лагман и осматривались.








День 3. 13.09.10

а/л Актру - ледник Малый Актру - а/л Актру

Дневка
Метеоусловия: -3 .. +12, переменная облачность, ночью и утром снег.

Сегодня день пеших прогулок. Проконсультировались у сотрудников ПСО и отправились к леднику Малый Актру. Он самый близкий и самый доступный. Набор высоты от лагеря до подножия ледника около 200 метров. Расстояние от альплагеря до ледника - около 2,5 км. Туда отправились неправильной тропой и забрались на скальную полку выше подошвы ледника. Пришлось возвращаться и, чтобы не обходить кругом, к подошве ледника спускались по крупному курумнику. Опыта горных пешек у нас нет, но вроде все сделали правильно. Добрались до ледника, сфотографировались и спускались к Большой Актуру уже по руслу вытекающей из ледника речушки. Там попытались перебраться через Актуру, но удалось это только Вадиму. Разделились и в лагерь возвращались разными берегами. Так как гуляли неторопко, то к домику добрались уже часам к четырем. На ужин фирменный плов. Завтра спускаемся.








День 4. 14.09.10

а/л Актру - лог Аккобы - ур.Ештыкель - оз.Караколь - р.Мажой

Старт 9:20, финиш 17:38. Ходового времени около 6 часов. Расстояние 42 км, тракторный зимник в горах, 6 км пешком. Перепад высот от 2124м (а/л Актру) до 1548м.
Метеоусловия: -2 .. +13, переменная облачность, с утра снег.

Спуск от альплагеря вниз к перевалке оказался более быстрым, чем подъем, что неудивительно. Конечно, слегка тормознули на поляне перед холмом. Его пришлось брать в лоб, практически так же как и спускались с него. Актру возле перевалки прошли не торопясь, но попрыгать пришлось немного побольше, т.к. шли чуть иначе. Вышли в степь, проверили крепление всего, что разболталось и отправились в сторону урочища Ештыкель. Дорога степная, пыльная, кое-где с каменистыми выступами. На выходе из степи взяли вброд Актуру еще раз, хотя рядом был вполне приличный мост. Не поверили. Потом пару раз перешли вброд Корумду. Броды не слишком глубокие, примерно чуть выше порогов. Пришлось также обогнуть огороженную территорию, но колеи читались без вопросов и вели куда нужно. Урочище Ештыкель открылось видом на озеро Джангысколь. Озеро мелкое и, похоже, безрыбное. Я пытался бросать спиннинг, но безуспешно. Урочище представляет собой большую заболоченную территорию с озерами и озерцами, а также лентами проток - очень похоже на Укок в миниатюре. Но по краю его, ближе к холмам, идет вполне сносная дорога. После урочища нужно взять небольшой перевал, при спуске с которого открывается вид на озеро Караколь. После озера дорога уходит влево и, поднявшись по плато, выходит на крутой свал к берегу Мажоя. Там встретили МЧСников, снимавшихся с летней базы. УАЗик наверху ждал поднимавшегося ГАЗ-66, пришлось и нам его подождать. Немного поболтали. По словам МЧСников, перевал должен был быть очень крутым. На спуске мы почуствовали это в полной мере. Грелись и скрипели тормоза, узкая дорожка петляла между сосен, иногда выскакивая на обрыв в сторону Мажоя, под колеса некстати попадались крупные камни. Перепад высот на этом перевале составляет 262м на участке 1,4 км. По ощущениям - Кату-Ярыку до этого безымянного перевала далеко.
После спуска аккуратно прошли мост через Мажой, поддерживаемый МЧСовцами, немного покатались вокруг и сходили пешком к устью Мажоя. Автомобильной дороги до устья Мажоя нет после землетрясения 2003 года, а с лета этого года нет там и моста через Чую.. Ночевали на оставленной базе МЧС - тент, стол, скамейки, запас дров.

















День 5. 15.09.10

р.Мажой - ур. Ештыкель - р.Чуя - лог Аккобы - мост через Чую - Курай - Акташ - Иня - пер. Чике-Таман

Старт 10:30, финиш 19:47. Ходового времени около 7 часов. Расстояние 225 км, из них 40 км тракторный зимник в горах, 15 км степная колея, остальное асфальт. Перепад высот от 1962м до 692м.
Метеоусловия: -2 .. +16, переменная облачность, с утра снег, днем солнце, к ночи дождь.

Вчера вечером и сегодня утром готовились к подъему на плато. Разгрузили по возможности верхние багажники, привязали покрепче вещи, постарались изменить развесовку в сторону большей нагрузки на переднюю ось. Отправили наверх штурмана второго экипажа с рацией, чтобы никого на спуск не пускал. Помолясь, двинулись. Уже на автомате переехали мостик, договорились о порядке движения - и в путь!
Первым шел первый экипаж до более-менее горизонтального места. Дойдя, давал отмашку второму, и так далее. Как оказалось ближе к выходу на плато - разведчика вперед отправляли не зря. К спуску подъехал 120-й Прадик из Омска и, если бы не предупреждение, на спуске могла бы создаться пробка. Поднявшись, пообщались с омичами. В результате они решили сходить вниз пешком, а машину оставить наверху.
Технически спуск, наверное, сложнее и страшнее подъема. Подъем - это дорога обратно, основные засады известны, заранее продуманы методы их прохождения и пути выхода из аварийных ситуаций. Конечно, все это теоретически, но это лучше, чем ничего. Оценивая всю поездку, могу сказать, что спуск к Мажою и обратный подъем были, пожалуй, наиболее серьезными препятствиями всего похода.
Выбравшись из каньона Мажоя, отправились в сторону Курая. По дороге встретили давешних МЧСников и, пообщавшись с ними, решили завернуть к Чуе, попробовать рыбацкого счастья и разведать дорогу к бывшему мосту через Чую. В результате от озера Джангысколь поднялись по логу Салганду и спустились к реке по сильно заросшему серпантину. Остатки моста были найдены в виде бревенчатого настила на самом берегу Чуи. Рыбалка не задалась, но немного отдохнули и перекусили. Попытка на обратном пути сократить путь привела нас к цирку с крутыми, каменистыми краями. Подниматься в лоб, наверное, было можно, вряд ли там было круче, чем на Тигиреке, но весь сегодняшний запал мы уже израсходовали утром. Поэтому поднимались опять по серпантину, нещадно царапая борта машин колючими зарослями. За отклонение от основного маршрута были вознаграждены, увидев пару раз на обратном пути глухаря, один раз совсем близко оленей.
Остальная часть пути на сегодня оригинальностью не отличалась - задача была "чисто транспортная - добраться до перевала Чике-Таман и заночевать на стоянке на Большом Ильгумене" (с). Добрались без проблем, на Ильгумене никого не было, поэтому стоянку выбрали по своему вкусу. Ужин и спать.








День 6. 16.09.10

пер. Чике-Таман - Онгудай - Шашикман - Курата - Ниж.Талда - пер.Ороктойский - Ороктой - Еланда - Чемал - Элекмонар - устье р.Куюм - Ниж.Куюм - Верх.Куюм (нежил) - истоки р.Караташ

Старт 10:00, финиш 20:07. Ходового времени около 9 часов. Расстояние 185 км, из них 53 км тракторный зимник в горах, 14 км гравийка, остальное асфальт. Перепад высот от 395м до 1638м.
Метеоусловия: +2 .. +15, переменная облачность.

Основной задачей на сегодня являлось взятие Ороктойского перевала. Задача не представлялась особенно сложной, но место безусловно интересное, да и перевал вполне зачетный. С утра перевалили Чике-Таман и заправились в Онгудае на единственной АЗС, находящейся на трассе. В Курате свернули чуть раньше знака-указателя "Нижняя Талда". До нее идет приличная гравийка, катись хоть 60. В Нижней Талде залились на водонапорной колонке водой, победили запаску на калитке у второго экипажа и двинулись в поля. Начало перевала совершенно ясно, дороги и окружение напоминают чем-то Мариинский перевал в самом его начале. Поначалу шли даже на заднем приводе, потом подключили полный, но ничего более не требовалось. Вокруг попадались строения, заборы маральников и вообще присутствие человека совершенно четко прослеживалось везде. Чуть выше впадения речки Шибе в речку Башлан (вдоль которой мы ехали) дорогу перегородило, видимо, крайнее сооружение человека, разгораживающее разные районы Республики Алтай - ворота. После них грязь стала преобладающим дорожным покрытием, к тому же ситуацию усугублял выпавший то ли вчера, то ли позавчера снег. После ворот подъем стал совсем уж ощутимым и через четыре-пять километров мы забрались на перевал. Спуск в сторону Ороктоя существенно круче подъема, местами серьезные размытые колеи, но в основном все проходимо, а если в сухую погоду, то даже и на стандарте. Пройдя вброд Ороктой, набрав на берегу набросанных поленьев, отправились за село Ороктой и встали на обеденный перерыв на берегу Катуни. Времени к тому моменту было два часа дня и, по здравому размышлению, решено было захватить в эту поездку еще и Каракольские озера. У нас был трек окружного заезда к ним с севера и наличие его внушало.
Быстро прохватили по гравийке от Ороктойского моста до Еланды, а за ней по асфальту до устья реки Куюм. После поворота в сторону Ниж.Куюма уверенно добрались до него по хорошей гравийке. Дорога знакомая, были неоднократно. А вот после него дорога резко испортилась, причем была произнесена даже в рацию сакраментальная фраза "ну пусть они не любят Верх.Куюм, но зачем дорогу-то портить?"
До правого притока Куюма - речки Сараскыр - добрались все-таки относительно быстро, всего за полчаса. Но туда хотя бы народ ездит, пусть и на грузовиках и тракторах. А вот дальше, как мы догадывались, народ ездит лишь изредка. Колея, конечно, присутствует, но есть и болотины, и боковые уклоны, и прочие радости. До Верх.Куюма успели и посидеть и полебедиться. От самого Верх.Куюма остался лишь остов одного дома (и то, судя по внешнему виду, более поздней постройки, чем сама деревня) и остатки бревенчатого моста через приток Куюма. Все остальное совершенно поглотила природа. Проходили Верх.Куюм около 18 часов, солнце начинало садится за горы, но никакой приемлемой площадки для стойбища не обнаруживалось. После него пошли серьезные верховые лужи, глубокие и с непонятным дном. Приходилось замедляться и искать пути обхода или проезда. Когда добрались до левого притока Куюма, реки Караташ, то не обнаружили четко читаемой колеи на его другом берегу, зато вверх по руслу Караташа (вправо по курсу), огибая справа гору Каракол, уходила хорошая четкая колея. Отправились по ней. Практически через километр, шедший впереди первый экипаж, провалился задним левым в глубокую промоину. На вызволение ушло около получаса, спасли треки и лебедка шедшего сзади второго экипажа. Стало понятно, что дальнейшее движение, в начинающихся сумерках, чревато. Решили искать площадку для ночлега. Отличная, открытая площадка нашлась буквально через три километра. Это было что-то вроде небольшого перевала с прекрасным видом и назад, и вперед, на белки хребта Иолго, у которого и находилась наша цель - Каракольские озера.













День 7. 17.09.10

истоки р.Караташ - брод через р.Элекмонар - верховья реки Большой Курумдой - хребет Иолго - Каракольские озера - ночевка между вершинами 1374,2 и 1448,3

Старт 08:55, финиш 19:28. Ходового времени около 9,5 часов. Расстояние 23 км, тракторный зимник в горах. Перепад высот от 971м до 1777м.
Метеоусловия: -1 .. +11, переменная облачность.

Утро этого дня выдалось тревожным. Чистое вчера небо сегодня затянуло тучами и все намекало о возможном дожде. Причем уже не о летнем, коротком ливне, но об осеннем, затяжном и беспросветном дождике, размывающем все вокруг. В связи с этим встали рано и тронулись в путь рано. Надежду внушало только то, что до озер по прямой оставалось всего-то 12 км. Кроме того, судя по карте, всего через два километра мы должны были оказаться на треке, который точно выведет нас к озерам. Да и через всего три километра была возможность уйти на запасной отходной вариант - добраться до лесоучастка Ингурек, откуда должна быть дорога до фермы Ингурек, где мы уже были и откуда точно есть дорога до Элекмонара. Но запасные варианты нам не понадобились.
Мы немного покрутились возле брода через Элекмонар, перебрались через него и отправились вверх по течению притока Элекмонара - речки Большой Курумдой. Резкий набор высоты привел нас к замечательной болотистой поляне, которую, судя по следам, штурмовали во всех доступных направлениях. Выбрали оптимальное для себя направление и двумя рывками преодолели ее. На карте около этого места указано наличие какого-то амбара, но мы не видели даже его остатков. Зато практически сразу после этого сложного места трек и колея повернули вправо на 90 градусов и мы вступили в предгорья хребта Иолго. Дорога сразу стала сложнее. Если до этого момента преобладала относительно сухая, ровная полевая колея, то здесь она превратилась в очень каменистую, размякшую от выпавшего недавно снега и непросыхающую колею. Приходилось быть осторожнее и уже совсем скоро первому экипажу пришлось разматывать лебедку, чтобы продернуть себя через размешанную полянку. Безусловный плюс этой части дороги заключался в наличии деревьев в подходящей доступности для лебежения в любую сторону.
Четыре километра и мы были вознаграждены видами, открывающимися с безымянной вершины 1782м, украшенной целым триангулятором. Радовались правда, мы недолго - еще пара километров и на очередном подъеме мы сначала откатились назад, попытались обойти справа, увязли в болотистом пологом подъеме, заросшем кустарником, вернулись и взяли таки первоначальный каменистый подъем. Попытались найти колею и пошарившись по кустам, выскочили на верховое болото, где вода просто плескала во все стороны из под колес. Камней там конечно было достаточно, зато не было практически ни одного нормального дерева, кроме чахлых березочек и лиственниц чуть выше пояса. Но нас было уже не остановить ... До озер оставалось буквально два - два с половиной километра и две машины с экипажами просто рвались вперед, протискиваясь между дереьвями (это снова въехали в лес), прыгая по камням и постоянно борясь с земным притяжением и глинистой, мыльной колеей. И вот прошли каменистое поле со странными, высохшими деревьями, крутой поворот вправо и вниз, последняя каменистая ступенька и мы выкатываемся на поляну, по краю которой выстроены домики базы, а за ними - озеро. Мы добрались ...
Пообщались со смотрителем базы, отдали по 100 руб рекреационного сбора (вот интересно - на что), перекусили и решили, что надо начинать путь вниз. Завтра к вечеру хотелось добраться до дома, а дорога вниз обещала быть интересной ...
Самое начало дороги мы знали, так как нужно было немного вернуться по тому же пути, что и приехали на озера. Зато дальше пошла конкретная жесть - дорога была истоптана колесами "шишек", что постоянно возят туристов на озера. Колея местами глубиной превышала возможности 35-х катков второго экипажа, сопровождалось все это камнями, уклонами и густым подлеском по краям колеи, мешавшим найти обходной путь. Пару раз даже мелькала мысль возвращаться той же дорогой, что и приехали на озера - там хотя бы не так все разбито. Но мысль эта как пришла, так и ушла. Здесь до первого жилья внизу - всего около 8 километров, да и дорога постоянно вниз, а кроме того - надо закрыть Каракольское кольцо, иначе и уважать себя не за что. В общем, ломились вниз как могли - искали объезды по лесу, лебедились через колеи, проходили все ногами и лишь потом пускали по пройденному колеса. Движение прекратили уже в сумерках, на небольшой, относительно ровной поляне, с которой открывался вид на противоположный склон долины реки Огой. Оставалось до нее на тот момент чуть больше двух километров. Потери на вечер этого дня составляли помятый бампер у первого экипажа и потертости задних крыльев у обоих экипажей вследствии контактной борьбы с деревьями.



















День 8. 18.09.10

ночевка между вершинами 1374,2 и 1448,3 - Новосибирск

Старт 08:11, финиш 16:13. Ходового времени около 7 часов. Расстояние 557 км, из них 4 км тракторный зимник в горах, 24 км обычная горная грунтовка, остальное асфальт. Перепад высот от 1340м до 115м.
Метеоусловия: +3 .. +14, переменная облачность.

Сегодняшняя задача звучала до обыденного просто - добраться до дому. Однако перед этим нам еще предстояло спуститься до Усть-Туры. По прямой - 3 км, по дороге - около 4. Поехали. Оказалось, что "реальной" дороги не так уж и много. Конечно, хватало и грязи, и камней, но против вчерашнего - считай, что по ровному ехали. Примерно к половине десятого выбрались на открытое место, что-то типа луга, то есть совсем уже полого. От грязи это нас, конечно, не избавило, зато практически пропали камни. Колеи были по-прежнему глубокие и мы даже раз подсадили второй экипаж, пришлось размотать лебедку первого и вытащить его назад. Затем нашли объезд по траве, совсем недалеко, потом еще раз и вот уже к десяти мы добрались до первого жилья. Что характерно - рядом с жильем стояла Нива, а это значит, что мы выбрались в цивилизацию ...
На самом деле оффроад на этом, конечно, не закончился. Было еще множество бродов, много грязи, но фактически мы уже расслабились и проходили все препятствия "на автомате". Подыскали полянку на берегу Элекмонара, тормознули ненадолго. Слегка смыли грязь со стекол, перекусили и переоделись, утрясли вещи в машинах, протянули треки на багажниках. И пошли дальше уже налегке - до самого дома, практически не останавливаясь. Одно только расстраивали нас (первый экипаж) - на месте этой стоянки случайно забыли в реке свою легендарную лопату, оставляли ее там помыться :( Координаты этого места 51 градус 26,4414 минут северной широты и 86 градусов 6,0306 минут восточной долготы. Если кто-то вдруг наткнется на нее и сможет передать нам - будем очень благодарны. Лопата дорогА нам как память :)





Вот так, одним броском, мы закрыли три давние туристические цели (Актру, Ороктой и Караколы) и одну свежую (Мажой), которая зато дала пищу для размышлений и новые горизонты. Мы замкнули этот алтайский треугольник, но нам есть куда вернуться и есть к чему стремиться!

 

Треки экспедиции:
Треки - 270,0Kb, ZIP

P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участвовавшими экипажами.