Караколы - Телецкое.

 

Когда мы вернулись из поездки в Тобольск, у меня стало возникать понимание того, что организм хочет чего-то более экстремального, чем простое передвижение по заснеженным дорогам и изучение доистопримечательностей. Также организм понимал, что скоро (sic!) 23 февраля, а значит, опять у нас в стране будут три дня официальных выходных, к которым относительно легко можно пристроить один или даже два отгула. Поэтому организм начал срочно придумывать, куда бы и с кем поехать. Вопрос "с кем" решился быстро - сплоченная команда не подвела и на этот раз, да еще пригласили Костю с Линой. А вот вопрос "куда" решался значительно дольше ... 

В прошлом году, на новогодние праздники, мы пытались наскоком залезть на Каракольские озера. Если бы мы были понастойчивей, попытка вполне могла бы быть успешной. Поэтому первой мыслью, конечно, было ехать до Чемала и постараться забраться все-таки на Караколы. Когда начали копать эту тему, стало выясняться, что снега в этом году существенно больше нормы и нас усиленно пугали, что проехать до озер невозможно, что по дороге застревают Уралы, "шишиги" и снегоходы. Скептически похихикав, стали подыскивать альтернативные варианты. В качестве рабочей идеи было закинута мысль скататься на Телецкое, чтобы посмотреть на фестиваль снегоходчиков "Телецкое снежное ралли". Когда же стали подыскивать варианты проживания на Телецком, она трансформировалась в идею проживания на удаленном (относительно) кордоне вдали от людей хотя бы пару деньков.
Итогом всей разведдеятельности стало бронирование на двое суток турбазы "Пеликан, что в поселке Узнезя Чемальского района и бронирование на двое суток усадьбы "Какаиха", что находится в одноименном урочище на берегу Телецкого озера в пяти километрах от поселка Артыбаш. Координаты баз дам в конце повествования.
А так как основное, за чем мы ехали на Алтай, было желание выдохнуть из себя гарь большого города, покопаться в снегу, еще раз проверить внедорожные качества своих машин и просто отдохнуть, то именно эту часть поездки я и буду описывать, опуская скучные подробности передвижения из точки А в точку Б и прочие, не имеющие отношения к делу, обстоятельства.

20.02.09. Пятница. Ороктой.

Новосибирск - Бийск - Майма - Усть-Сема - Узнезя (т/б "Пеликан") - Ороктой - Узнезя.


Общий пробег 663 км.
Из Новосибирска мы с Вадимом (Костя должен был приехать на базу к вечеру) выехали в 5.42 утра, в 13.25 переезжали мост через Катунь в районе Золотого ключика, что после Манжерока. Собственно, переезжали Катунь мы, чтобы добраться до горнолыжного спуска. Вадим решил проверить местную горку, а мы просто отдыхали от скучноватой дороги и чуть-чуть покатались по окрестностям.
   

   

Потратив часика полтора на катание с горки и обозревание окрестностей, двинулись дальше. В 15.42 мы уже стояли у ворот турбазы "Пеликан". Турбаза небольшая, уютная, благоустроенная. Разместились в номерах, сбросили часть "балласта". Только сидеть на месте было скучно и решено было отправиться в сторону Ороктойского перевала, пока позволяет световой день.
После Чемала двигались небыстро. Отметили гораздо большее количество снега вокруг по сравнению с прошлым годом. В 17.40, уже практически на закате, переправились через Ороктойский мост.
   

   

Двинулись было дальше, но тут же повстречали земляков - клуб "402км". Они как раз возвращались с разведки Ороктойского перевала. Получив у них кое-какие сведения и немного поболтав, двинулись дальше. Солнце к тому времени уже совсем село за гору и стремительно сгущалась темнота. Тем не менее, в самом начале седьмого (минут десять) мы благополучно миновали село Ороктой и подобрались к броду, о котором нас предупреждали "402-е". Сам брод оказался в общем-то несложным, сложноватым был подъем сразу после брода. Окончательно стемнело, но чтобы уж не совсем зазря ехать в такую даль, Вадим перебрался на другой берег и немного побуксовал на склоне. Выяснил, что подняться в принципе можно, но машину постоянно сносит с колеи в сугробы и она начинает рыть снег.
 

После разведки Вадим вернулся на этот берег и мы еще немного проехали до второго брода, чтобы посмотреть и его. Проехали мимо, стали искать место для разворота. Я попробовал развернуться прямо на тропе, нахрапом, причем не включая межмостовую блокировку. За что и поплатился - легкий зад моментально зарылся в пушистом снегу и машина только свистела резиной, даже не пытаясь двигаться. Зацепили стропу за идущего сзади Тирку и в один прием поставили машину на тропу. Вадим нашел присыпанное ответвление с дорожки и развернулся сам.
   

18.37. Мы развернулись и двинули обратно на базу. Нас ожидал плов и встреча с догоняющим экипажем Акцента. Поэтому уже в 20.18 машины въезжали во двор "Пеликана".

21.02.09. Суббота. Караколы.

Узнезя (т/б "Пеликан") - Элекмонар - устье р.Тура - Узнезя.


Общий пробег 99 км.
Утром ранний подъем, короткие сборы, дорога ... Вообще, когда мы еще только собирались, практически до последнего дня перед поездкой, к нам собирался присоединиться еще один экипаж на подготовеннной машине с крепкими ребятами. С такой группой поддержки шансы, безусловно, повышались и потому мы планировали начать покорение Каракол прямо с утра. Но у экипажа поменялись планы, а мы не стали менять свои и в 8.37 уже выводили машины из ворот. Надо отметить, что температура ночью была крепко за 20, но и бензин, и дизель не подвели своих владельцев.
Задача на сегодня была сверхпростой - забраться как можно дальше в направлении Каракольских озер и зашашлычится там, по возможности с расчетом вернуться на базу до 20.00 (время заказанной бани). Поначалу правда, еще только отъехав от "Пеликана", в эфире звучали шутки, что мы либо без затруднений заедем на озера, либо застрянем сразу за околицей Элекмонара. Правда, в этом случае рассматривался запасной вариант отправиться продолжать покорять Ороктой.
На самом деле не оправдались как лучшие, так и худшие предположения. Дорога за Элекмонаром была, и была она относительно проезжей, во всяком случае следы колес на ней присутствовали, а кое-где даже попадались стоящие рядом с дорогой "пузотерки". Оказывается, что местные не боятся лазить на Королах по таким зимним колеям. С другой стороны - машина легкая, и три здоровых мужика могут вынести ее на руках. Но снега было очень много, явно больше, чем в прошлом году и чем дальше в сторону Каракол, тем больше было снега.
А еще за Элекмонаром была красота!
   

А еще за Элекмонаром нас удивили градусники наших машин. На обоих внедорожниках цифровые термометры упали до предельной величины, которой их научили японцы (у меня минус 30, у Вадима минус 29) и на ней зафиксировались. При этом, выходя из машины, такая температура вовсе не ощущалась. Светило яркое солнце, блестел и искрился снег, и в пуховике было явно жарковато.
Колея оказалась натоптанная, катилось по ней легко. Километров 18-20 в час получалось, за исключением мостов, коих на данном направлении, как известно, достаточно много.
Примерно без десяти десять, видимо заболтавшись и в полной эйфории от окружающей действительности, мы проскочили поворот в районе устья речки Каракол и благополучно отправились в сторону урочища Ингурек к одноименной ферме. Нас это не сильно смущало, так как красота вокруг была просто неописуемая. Взяли мелкий бродик, миновали мостик с развилкой, повстречали двух местных на тракторе, немного повозились вокруг двух покосившихся избушек, вернулись к мостику и двинулись было дальше, но тут пришло осознание, что давненько пропали знакомые ориентиры вокруг ...
   

   

   

В общем, развернулись, благо, что ушли от развилки недалеко. На развилке встретили местных на двух машинах, они приезжали за сеном, которое огромным стогом лежало на прицепе, зачем-то брошенном прямо у дороги. На всякий случай уточнили направление и отправились восточнее вдоль чернеющей в снегах речки Каракол. Спокойно проехали мимо приюта, в котором в прошлом году спрашивали дорогу. Речку возле приюта переехали спокойно, по льду, крепкий он в этом году. Не удержались, опять встали на фотосессию. Отснимались, двинулись дальше и вот, наконец, выбрались к нескольким строениям, возле которых стояла "шишка" и мужики рубили дрова. Однако на подъезде ко всему этому находился небольшой такой бродик ...
 

Причем я четко вспомнил этот брод по прошлому году. Тогда мы не задумываясь и не вылезая из машины, прошли его ходом. В этом году брод представлял собой небольшую "ванну" размерами в ширину примерно с базу машины, в которой текла речушка (судя по карте, это был Огой). Справа по ходу движения над черной водой нависала крепкая (можно было ходить) ледяная перемычка. Дальше - снова открытое течение. Вышли, покумекали. Чувствуя сзади надежный тыл в виде Тирыча, рискнул аккуратно влезть в воду. И сразу уперся перемычкой рамы в противоположный берег. Костя взялся отколоть от бережка некоторое количество льда, пытаясь его сгладить. За этим занятием нас и застали подошедшие от "шишки" мужики.
   

Наши попытки подровнять берега общим мнением были признаны бесперспективными, а так как "шишка" уже собиралась обратно с полным кузовом отличных поленьев, то мы решили предоставить ей оперативный простор. К этому моменту сзади уже подошел УАЗик-таблетка (как позже выяснилось, с туристами) и ситуация стала напоминать Красный проспект в час пик. В общем, чтобы не создавать пробку, мы с Вадимом загнали машины поглубже в снег и стали наблюдать за прохождением тяжелой техники.
   

"Шишка" прошла спокойно, лишь разок взрыкнув двигателем. Правда, проезжая брод, она окончательно доломала закраины и теперь "ванна" стала больше походить на "бассейн" с вертикальными стенками. Хорошо, что проезжая, она не пошла по перемычке, и та осталась цела. После "шишки" брод отправился покорять УАЗик, правда, попросив водителя 66-го не уезжать для подстраховки. А подстраховка оказалась нужна ...
   

УАзик попытался бодро проскочить брод. Взбрыкнув, выбрался было даже передними колесами на другой берег, но его быстро стащило влево и поставило по диагонали. Попытка выйти враскачку не удалась. Передние колеса свистели по снегу, задние миксировали воду. Три человеческие силы помочь не смогли. Тогда водитель УАЗика призвал на помощь "старшего брата". "Шестьдесят шестой" тяжело развернулся в снегу и подошел на расстояние нескольких метров, размотав свою механическую лебедку. Я же, глядя на все это, пошел-таки снимать сэнд-треки с крыши - не зря же они с нами катаются уже не в первый раз :)
УАЗик был выдернут, потом состоялась еще одна, такая же бесполезная попытка пройти брод, и его выдернули во второй раз. Поняв бесплодность попыток, туристы, пассажиры УАЗика, стали перетаскивать через брод рюкзаки, лыжи и прочие вещи. УАЗик, свистя и вереща, развернулся и ушел вслед за 66-ым обратно, а мы стали разворачивать свою переправу через речку.
   

Собственно, еще в ходе моего первого "заезда" в брод стало понятно, что у машины не хватает углов съезда и въезда в первую очередь. Соответственно, нужно было уменьшить необходимые углы до приемлемого значения. А это можно сделать, подложив что-либо в нижней точке ямы или брода. А у нас "как раз с собой было". Уложили пару сэнд-треков на края "ванны" с перехлестом в нижней части для прохода левой части машины. С правой же стороны надеялись на ту самую ледовую перемычку. Ее грузоподъемности как раз хватило. Аккуратно "продернули" обе машины через брод и, сложив слегка обледенелые треки в машину к Вадиму (лень было крепить на крышу, да еще и возвращаться же надо будет), отправились дальше. На все-про все, вместе с ожиданием прохода "шишки" и попыток УАзика у нас ушло времени примерно минут 40.
Правда, после брода мы продвинулись не очень далеко. Проехали что-то вроде двора с несколькими домами и поначалу бодро отправились по не очень свежим "шишиговским" колеям. Но было видно, что снега в этом году действительно много. Какое-то время удавалось двигаться в режиме "маятника", без перегазовки и пробуксовки двигаясь пока колеса не начнут срываться в букс, откатываясь назад и снова пробивая себе дорогу. Но после прохождения Сюрфа колея "утюжилась" и верхний слой снега уплотнялся, что мешало более низкому Тирке срезать его бампером. Когда он пару раз забуксовал и для вызволения пришлось применять лопаты, была подана команда "обед".
   

   

Площадку расчистили, Тирку совместными усилиями доставили к месту обеда. Пока Лина с Костей готовили шашлык, я все-таки собрался попробовать цепи, что взял на время у знакомого. Для начала решил одеть их на передние колеса. Способ для одевания выбрал накатыванием. Для этого пришлось вычистить вперед машины колею почти до земли на расстояние пары метров. Обуть цепочки получилось не с первого раза. После одевания и двух-трех подтягиваний вроде бы добился нужного результата. Прокатился немного вперед по колее - едет. Причем просто едет без намека на пробуксовку. Потом посадил Вадима за руль для разнообразия мнений. Он тоже уехал вперед на некоторое расстояние, но буксанул, когда машина сошла с колеи. При самом начале пробуксовки я услышал громкий удар, похожий на металлический. Вадим вернулся обратно и мы обнаружили, что лопнуло по сварке одно из звеньев поперечной составляющей цепи. Конечно, у меня в запасе были еще две цепи и вполне можно было обуться повторно, но во-первых уже подоспел шашлык, а во-вторых сыграла роль обычная осторожность. Вперед лезть - нереально, так как Тирку придется постоянно копать, да и возможности более высокого Сюрфа явно уже на пределе. А назавтра нам предстоит "обязательная программа" - надо пройти до базы 1,5 км (как мы тогда думали) по снегу "где Уралы застревают". Посему машину "разули" и сгрузили цепи обратно в багажник.
   

   

Зашашлычились, попили чайку, запечатлелись (люблю крупноплановые портретные фотки), прибрались, погрузили вещи в машины и началась обратная дорога. Расчищенную под мангал и обед полянку использовали как площадку для разворота. Тирка поелозил и за несколько раз развернулся на обратные рельсы. Я же почему-то отнесся к процедуре легкомысленно и результат не заставил себя ждать - понеслась!
Сначала меня забросило не в ту колею, пытаясь выбраться на путь праведный, Сюрф раскопал весь снег до земли, но не смог сдвинуться с места - мелконарезанная Хаккапеллита с таким же удовольствием фрезеровала замлю, как и снег и машина опускалась все ниже. Подкопали, подтолкнули, выдернули. Вроде бы пошли вперед, Тирка впереди, но недолго. Неудачно зацепив край колеи, из нее вываливается Тирка. Копаем, но тут глубже, да и сидит он хорошо. Пытаемся снять его тросом за Сюрфа. Сдвигаю его назад буквально на полметра - метр и закапываюсь сам. Отцепляем стропу, берем лопаты. Хорошенько подкопав, ставим Тирку на землю и он, наконец, попадает в колею. Теперь очередь за мной. Тоже немного разбрасываем вокруг "белую грязь" и я тоже становлюсь на рельсы. Это все на каких-то ста метрах, причем уже пройденных в одну сторону!
   

   

Только выбравшись к броду через речушку, почуствовали, что вырвались. Безусловно, это была больше забава, но забава с серьезными корнями. Скорее, тренировка. А натренированные - мы сила! Вот и сейчас, добравшись до брода - перемахнули его в два приема, без вопросов. Оставшаяся дорога до Элекмонара с точки зрения проходимости для нас была уже не страшна, а только интересна. Снимали.
До Элекмонара добрались в половине шестого, а на базе были в половине седьмого. По дороге заскочили посмотреть на турбазу "Благодать", что на Куюме. Оценили.
   

   

А вечером была баня, как и положено с паром, с пивком и прыжками в сугроб. День удался!

22.02.09. Воскресенье. Телецкое.

Узнезя (т/б "Пеликан") - Усть-Сема - Майма - Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск - Усть-Пыжа - Артыбаш - усадьба "Какаиха".


Общий пробег 250 км.
Подъем в восемь, полдевятого народ уже в кухне - термоса и завтрак. Еще через полчаса вещи собраны, машины загружены и бьют копытом. Сделали несколько снимков базы на память, попрощались с хозяевами и "Алга, комсомол!"
   

   

В 14.26 мы уже стояли за мостом через Бию в Артыбаше и ждали представителей турфирмы, через которую бронировали жилье. Попутно закупались минералкой и хлебом в магазинчике напротив. Через двадцать минут приезхала девочка из турфирмы и очень большой мужчина, хозяин усадьбы. Познакомились. Изложили свои планы - добраться до заимки, пусть и потратив на это остаток дня. На это тут же получили приговор "вы там не проедете, я пробовал на Урале, не прошел, вернулся обратно, сейчас вызовем снегоход, он всех отвезет". С одной стороны опасались банального желания побольше подзаработать на туристах (снегоход-то небесплатный), с другой - было острое желание серьезно порубиться в снегу и пройти именно до базы. Спросили, сколько от последнего проезжего места до усадьбы, хозяин ответил, что километра полтора. Мы были непреклонны - будем рубиться, полтора километра готовы перекидать лопатами (благо, их много). Сошлись на том, что подъедем и увидим ...
Поехали. Добрались до конца поселка, обогнули турбазу, полезли в горку. Ведущая нас девятка с хозяином буксанула на подъеме и, пока мы втаскивали ее наверх, нас обогнал снегоход с самодельными санками. Судя по внешнему виду - Буран. Как оказалось, здесь это имя нарицательное. Подъехали к одному из домов, где оставили Костиного Акцента и перебросили все их вещи нам в машину. Потом, неугомонные, поехали по дороге еще километра полтора, где тот же хозяин показал нам свороток с чищенной дороги на колею от тяжелой техники, посреди которой шла протоптанная снегоходом тропинка - "буранка", как ее тут называют. Внешний вид своротка не впечатлил :)
На этом перекрестке, под сильным давлением хозяина, решили, что девченок с вещами на базу отвезет снегоходчик, а мы попробуем тут чего-либо добиться. Собрали самое необходимое (попутно, конечно, кое-чего забыв) и снегоход убыл. Хозяин же, зовут которого, как оказалось, Борисом, остался с нами, ибо, как он сказал, он должен тут присмотреть. 
Пока мы лопатами разбивали и расширяли свороток с основной дорожки, Борис рассказал, что последний раз он ездил здесь после Нового года. На Урале он проезжал до базы и все было в порядке. Но потом неделю валил снег и дорогой он долгое время не пользовался. Когда же после снегопадов попробовал проехать, то смог пройти только метров триста-четыреста, застрял, кое-как выбрался и задним ходом вернулся обратно. С тех пор прошло больше двух недель и никто тут не ездил, а снег шел еще не раз.
К концу расчистки на мобильник отзвонилась Катя и сообщила, что ехать не стоит, так как дорога до базы существенно длиннее , чем ожидавшиеся полтора километра и что дороги нет совсем, только тропинка от Бурана. Оптимизма сообщение, конечно, не добавило, но отступать, не проверив все на своей шкуре, мы не привыкли.
   

 

Собственно, начало было не очень страшное. Расковыряли съезд с прочищенной дорожки, которая вела до какой-то базы. Потом, покидав лопаты в машину, я с пятой попытки вылез через свороток и попробовал рулить по присыпанной Ураловской колее. В принципе получалось неплохо, машина подбуксовывала только на подъемах, когда не хватало тяги (а шел я на второй пониженной со всеми имеющимися блокировками). Приходилось сдавать назад и по отработанной методике потихоньку, без пробуксовки, накатывать колею. За мной, спустив мудовую резину до одного очка, достаточно споро шел Вадим. И хоть Ураловский отпечаток колес шире нашего и приходилось одно колесо пускать в колею, а второе ютить на рыхлом бугре, продвигались мы достаточно споро. Мне даже показалось, что и Борис стал поглядывать на машины чуть более уважительно. Правда, все это очень скоро кончилось. Добрались мы до места, где Урал встал и откуда задним ходом отправился обратно. Дальше шла только буранка и на ее ширину рассчитывать не приходилось. Рядом с этой полянкой наглядно были представлены следы от зарывшегося в снег Бурана, пытавшегося тут развернуться. Попытавшись почистить площадку для разворота, обнаружили, что глубина снега тут превышает полтора метра. Чистить пятачок до земли не представлялось разумным и решено было отправиться обратно без разворачивания, т.е. задом. Но при попытке заехать на площадку я тут же увяз и был вытащен назад только с аккуратной помощью Тирыча.
Обратно тоже поначалу пошло гладко, главное не слишком вертеть головой и стараться по зеркалам отслеживать колею и свое положение в ней. Естественно, не буксовать - только на малой тяге, иначе копать под колесами полтора метра снега до земли. Конечно медленнее, чем вперед, но все-таки относительно быстро добрались мы до развилки. Вадим тоже с пятой попытки, но вылез все-таки на чищенную дорогу. А вот у меня случился казус. То ли Тирыч подразбил снег на выезде, то ли надо было все-таки попробовать спускать колеса (хотя в эффект от спущенной Нокии я, честно говоря, не верю), то ли слишком резво пытался вылезти на дорогу, чуя близкое окончание короткого вояжа ...
В общем, при попытке выезда на дорогу корму снесло в сторону озера. Из-за неудобной конфигурации примыкания колеи к дороге не оправдала себя и попытка выдернуть машину Тиркой. Корму только сильнее втискивало в сугроб и наваливало на ближайшие березы. А за березами обрыв в сторону озера метров на пять. Сдергиваю машину вперед с помощью Вадима. Начинаем копать массу снега на выезде. По дороге приезжают два снегохода с туристами. Терпеливо ждут, пока мы пытаемся создать для них возможность проехать - они как раз собрались прокатиться вдоль озера. Наконец с трудом, но все-таки пропускаем их. Продолжаем копать, потом еще одна попытка, снова безрезультатная - машина не хочет разворачиваться в рыхлом снегу, цепляет за возвышающиеся по сторонам сугробы и вновь буксует. Пытаюсь развернуть машину в сторону дороги с помощью ручной лебедки - капроновый фал за дерево через корозащитку, лебедку за проушину и пытаюсь натягивать. Но машина сидит глубоковато, а в первый раз с лебедкой работать страшновато - все натянуто и все рядом, если лопнет - достанется всем, а особенно тому, кто качает ручку. Решили снова копать. На этот раз Вадим подал идею копать канавки под колеса с выводом их на нужную траекторию. Прокопали, попытка номер ...дцать. Поначалу машина действительно идет куда надо, но в самый критический момент вновь сбивается с пути и вязнет. Опять Тирку на исходную, опять выдергивание вперед с параллельной колеи. Снова копать. И только теперь, спустя примерно пару часов после первой попытки выезда на очищенную дорогу, общие усилия увенчались удачей. Машина на твердом покрытии, остается только побросить шмурдяк в багажник, развернуться и отправиться на ранее указанное место стоянки.
Из-за постоянного ныряния в сугроб и промокающих ботинок ноги мокрые и ледяные до щиколоток (дальше спасает термобелье), руки дрожли, всего колотило. Кое-как собрав из машина что попалось под руку, поставили их на сигнализацию и сели в сани снегохода. Поначалу было я хотел поехать стоя на запятках саней, но своими 100 кг при рывке снегохода оторвал у него спинку - пришлось ехать сидя на ногах у Вадима.
А теперь хочется сказать отдельное спасибо хозяину усадьбы Какаиха Борису и неизвестному водителю снегохода, которые абсолютно того не желая, попали с нами в эту передрягу (по нашей прихоти в общем-то) и не только не бросили нас разбираться самостоятельно, но и всячески помогали выбраться из снежного плена. Спасибо!
Фоток всего этого безобразия, к сожалению, нет, так как фотографировать было некому. Все кто был способен держать ложку, держал лопату ... Поэтому фотографии уже от наших девченок и их глазами.
   

   

Дальше неинтересно. Переоделись, обсохли, обогрелись, пообедали. Хозяин показал нам как заводить генератор (а заводить движок Subaru оказалось одно удовольствие) и отбыл вместе с водителем Бурана. Мы же оказались предоставлены сами себе, на некотором расстоянии от цивилизации, на уединенной базе, чего собственно и добивались.
Поэтому приведу несколько фотографий и закончу повествование сегодняшнего дня.
   

 

23.02.09. Понедельник. Телецкое.

Усадьба "Какаиха" - Артыбаш - усадьба "Какаиха".


Общий пробег порядка 14 км и то, в основном пешком.
С утра, после вчерашних переживаний и трудов, спали :) Потом завтракали, во время завтрака решали, что делаем сегодня. Выяснили, что забот на сегодня немного - прогулки на свежем воздухе, шашлык, баня (да простят меня любители активного отдыха). Но, чтобы совсем уж не заматраситься решили мы с Катериной прогуляться до Артыбаша, да заодно проверить машины и забрать оттуда кой-какую мелочевку, что вчера по запарке забыли. Соратники же наши решили прогуляться до заповедника, посмотреть местные красоты. И нам, и им повезло просто феноменально - погода стояла солнечная, великолепная, морозная. Удрать в Артыбаш мы решили налегке - только рюкзачок пустой за плечами.
   

По дороге встретили собаку, которая носилась вокруг тропинки и поначалу нас облаяла, а потом вроде бы даже подружилась и отправилась с нами в поселок. Периодически она занималась поисками зайцев, следов которых вокруг было изрядное количество, но всякий раз возвращалась обратно. Как мы позже выяснили - это оказалась собака хозяев "Какаихи". Может потому она нас и сопровождала, чтобы присмотреть за "своими" туристами.
По дороге попалась пара рыбаков, сидевших на льду озера. Уж не знаю, как у них были успехи, но особой активности видно не было. Стоящая вокруг тайга искрилась присыпавшим ее снегом и настроение создавала практически праздничное. Ходоки мы, конечно, не очень, но шлось легко, практически без устали, хоть и не очень быстро. Судя по тому, что до Артыбаша мы шли около часа, расстояние от базы до него примерно равно 3 - 4 км. Во всяком случае, о вчерашних заявленных полутора километрах речи, конечно, не было.
Добрались до машин, убедились, что с ними все в порядке. Завели Сюрфа. Чуствовалось, что ночью было прохладненько, заводилась машина неохотно, а на прогрев мы ее не ставили. Остальные машины не заводили - ключей не было. Раз уж завелись - решили прокатиться до магазина, прикупить пива к бане.
   

Прокатились по поселку, посетили магазин, спокойненько вернулись обратно. Прогулка еще раз показала, какое огромное количество снега в этом году навалило на Телецком. Завалено было все - от дворов до маковок церкви, которая относительно недавно появилась в Артыбаше. Поставив машину на прежнее место, забрали из нее все необходимое от противосолнечных очков до GPS-приемника, который вчера по запарке оставили в машине. Из-за этого, а также по причине того, что у Вадима не заводился коммуникатор с GPS, нам до сих пор не удалось точно определить месторасположение усадьбы. Сейчас же я подключил GPS к коммуникатору, загрузил Озика и поставил его на запись трека, в данном случае пешеходного. Уложив все взятое в один рюкзак, отправились в обратный путь.
   

Пока мы ездили в магазин, хозяйская собака, похожая на лайку убежала. Зато на смену ей нас стал сопровождать другой, белоснежный пес с шикарным хвостом. Обратно, хоть и с небольшим грузом, шлось тоже неплохо. Морозец немного отпустил, да и нагрузка сказывалась, поэтому чаще останавливались, смотрели по сторонам, любовались природой. Зато пес носился вокруг нас просто с неудержной энергией, отставал, догонял, пытался играть и в конце концов добрался с нами до базы. На базе народ уже тем временем начал жарить остатки шашлыка. Они к тому моменту уже сбегали до границы заповедника, налюбовались прителецкой тайгой, разведали медвежьи берлоги и устроили себе настоящий снегопад.
   

   

   

   

После обеда продолжали топить баню. Так как процесс этот не быстрый, то успели и в снегу поваляться, и слазить на пирс (точнее, на то место, где он заканчивается) и прорубить лунку во льду и, конечно, во всю грудь подышать свежим, морозным воздухом. Потом была баня (кстати, адская, но слегка не устроенная) с выпрыгиванием в снег, потом более спокойный ужин и, конечно, беседы до позднего вечера, изучение уже сделанных фотографий и планирование завтрашнего дня. Кстати, заодно рассмотрели наш дневной трек и расставленные точки и выяснили, что от места, где мы оставили машины до Какаихи по прямой около 3,5 км, а "по кривой" так и все 5 км. День закончился на конструктивной ноте - завтра ехать весь день :) Ну и несколько фотографий этого длинного дня напоследок.
   

   

   

24.02.09. Вторник. Алтай - Кузбасс.

Усадьба "Какаиха" - Усть-Пыжа - Верх.Бийск - Турочак - Каяшкан - Таштагол - Чугунаш - Темиртау - Мундыбаш - Кузедеево - Пуштулим - Ельцовка - Мартыново - Тогул - Кытманово - Заринск - Залесово - Акулово - Тальменка - Новосибирск.


Общий пробег 780 км.
День был чисто ходовой. Однако для интереса решили двинуть домой нехоженой ранее дорогой - через Турочак на Таштагол и далее с возвратом на трассу М52 в районе Тальменки. Весь путь проделали по дорогам разного (в основном неплохого) качества. Оценили недавно построенный участок дороги между Алтаем и Кузбассом. Времени затратили на дорогу почти 13 часов с одним обедом. Дорогу описывать большого смысла нет, поэтому предлагаю только некоторое количество фотографий для иллюстрации обратного пути.
   

   

   


Обещанные данные по базам:
Турбаза "Пеликан"
Село Узнезя, Чемальского района, ул. Новые Черемушки, 30. Сотовый 8-913-214-7756, телефон администратора (38841) 2-76-07.
   


Усадьба "Какаиха"
На берегу Телецкого озера, в 5 км от села Артыбаш, в 3 км от границы Алтайского государственного заповедника. Сотовый 8-961-984-9311, 8-905-083-4258, телефон местный (38843) 2-73-75.