... или два дня из маршрута на Тигирек. Змеиногорск - река Белая.

Практически традиционно уже на майские праздники (первые или вторые) у нас организуется поездка своей маленькой, но слаженной командой. В этот раз идею поездки подал Вадим aka Bagum. На форуме сайта Almaty Drag Racing Club он нашел рассказ джиперов из Казахстана о том, как они ехали на прошлогодний ОффРоад Фестиваль на Алтае. 

Именно этот рассказ и послужил основой нашего маршрута. Мы его немного модернизировали, предусмотрели альтернативные варианты, но в результате остановились на следующем:

Змеиногорск - Барановка - Каменка - Шипуновское - Семеновское - г.Ревнюха - г.Горелая - р.Белая - Белорецкий - Андреевский - Тигирек - Камышлинка - Алексеевка - Майорка - Березовка - Чарышское.

Как потом оказалось - мы не учли два фактора: временной и административный. Но, тем не менее, общее направление на Тигирек нами выдерживалось до конца.
Со словом Тигирек обычно связано три понятия. Первое - это Тигирекский хребет, что находится на юге Алтайского края, на самой границе с Казахстаном, несколько восточнее Змеиногорска и Колывани. Второе - это Тигирекский заповедник, что был создан в 1999 году на территории 40 с небольшим тысяч га, примерно в тех же краях. Третье - собственно поселок с названием Тигирек, находящийся практически в центре заповедника.
Собственно о границах заповедника точной информации у нас не было, поэтому решено было ехать до "встречи с забором", то есть пока не наткнемся на прямой запрет ехать дальше. Для некоторой экономии времени было также решено отправиться в дорогу еще 8 мая вечером, сразу после работы с тем, чтобы заночевать у моих родителей в Рубцовске (огромная благодарность им за радушное принятие столь поздней и беспокойной компании).
Итак ...

09.05.09

Рубцовск - Змеиногорск - Барановка - Первокаменка - Шипуниха - Семеновка - река Глубокая - ночевка в Кипешных горах.


Старт 8.30. Предварительно заправившись, выбираемся через улицу Комсомольскую, Гражданский переулок в сторону моста через Алей. За ним неплохая асфальтовая дорога до Змеиногорска. Вокруг классическая степь Алтайского края - бескрайняя и ровная до горизонта. Деревеньки с родными названиями Поповка и Кузьминка перемежаются странными Варшава и Петроград.
 

После Белянинского выходим на дорогу Р370, что идет от Поспелихи до Змеиногорска через Курью. По дороге отмечаем появление сопок со странными для нас формами.
 

К 10 утра вкатываемся в Змеиногорск. В городе идет празднование 9 мая и потому приходится немного поблукать в поиске погранотряда, чтобы оформить пропуска. Но город маленький - один взятый "язык" и через 20 минут мы уже общаемся с пограничниками, сдаем документы. Теперь ждать. Пока суть, да дело, ездим до магазина за мороженым. Наконец, примерно через полтора часа, нам оформляют пропуска в приграничный район и проводят краткую инструкцию "чего можно и чего нельзя".
   

11.50. Уходим из Змеиногорска в сторону Барановки. До нее асфальт, после нее дорога резко переходит в грунтовку. Нам везет и дорога сухая, хотя и пыльная. Идем около 60 км/ч. В 12.30 проходим Первокаменку, в 12.45 - Шипуниху. Теперь у нас впереди только один населенный пункт, Семеновка, да и то в нее заезжать, судя по карте, не придется.
 

Так и есть, примерно к часу дня, перед самой Семеновкой, направо и вверх с дороги уходит малоезженый свороток. Проверяем дорогу вперед, но, убедившись, что дальше фактически начинается деревня, возвращаемся на него. Поднимаемся на небольшое плато и нам открываются просторы предгорий алтайских гор. Видимость на километры и десятки километров, яркое солнце в зените и предвкушение неизвестного впереди. Кайф!
   

   

13.30. Выходим на правый берег реки Глубокая. Ну, глубокая, это сильно сказано. Причем река течет нам навстречу, а значит, нам нужно подниматься. Большое количество глубоких луж. Поначалу боимся, мало ли какая яма там. Но потом успокаиваемся, хотя почти в каждой луже вода легко захлестывает пороги наших немаленьких машин. Нам сильно везет, что уже с неделю, а то и больше, стоит сухая солнечная погода. Если не обращать внимания на лужи, остальная дорога сухая и сравнительно легко проезжаемая. Но дорогой этой не пользовались, как минимум в этом году с зимы. То есть с тех пор, когда сошел снег. Следов колес нет, а скоро нам попадаются и более веские подтверждения этой теории.
   

   

   

Свалившаяся поперек дороги лиственница тормозит наше движение примерно на 15-20 минут. Бензопила, конечно, в таких обстоятельствах великая вещь. Но нужно ее достать, распилить ствол, растащить, обрубить ветки, чтобы не так царапать машину. А время идет. В 14.50 мы оказываемся примерно на траверсе горы Ревнюха. Здесь начинаются постоянные броды. Очень много бродов и очень много завалов. Бывает, что деревья лежат друг от друга в десяти минутах езды. Общая высота не слишком велика - всего 519 м, но это всего лишь по сути предгорья Алтая.
Справа открывается обширная поляна. По карте 1965 года на этой поляне должна находится деревня Ключи. Сейчас от нее совершенно ничего не осталось, с дороги невозможно углядеть даже малейших признаков бывшего жилья. Досконально конечно искать остатки жилья не стали, во-первых, нет времени, во-вторых, поляна изрядно заболочена. Здесь бы пройтись с металлоискателем ...
  

Снова завалы и снова броды. Где-то ищем объезды, где-то пилимся. Практически все броды Леха проходит ногами, мы его снабдили забродниками. Попутно он старается фотографировать моменты проезда бродов, а мы снимаем его. Каждый брод тоже отнимает от 10 до 15 минут. Если вызывает опасение - вперед идет Леха, меряет глубину, потом дает отмашки по направлению. Если брод кажется безопасным, тормозим Тирку, сначала бороздим воду сами, потом, уже выбравшись на сухое, даем отмашку Вадиму. Практически в каждой луже огромное количество лягушачьей икры и самих лягушек. Видимо, и прочей водной живности хватает, но на нее обращаем внимания меньше.
Несмотря на жаркую погоду, встречается изрядное количество подболоченных участков.
   

Иногда попадается живность, отличная от лягушек. После очередного поворота обнаруживаем сидящего на дороге представителя хищных пернатых. Видимо, это кто-то из семейства ястребиных.
 
15.37. Подходим к очередному броду. Выглядит страшнее, чем все остальные, так как является чем-то вроде залива у речки. Традиционно отправляем Леху измерять глубину, а девчонки по кустам лезут на противоположную сторону, чтобы оттуда заснять взятие водной преграды. Но брод оказывается неглубоким и каменистым (местами изрядно каменистым) и проходим мы его легко.
   

Небольшое видео прохождения того брода:
Прохождение брода - 19.9Mb
Дальнейшая дорога особым разнообразием не отличается - лужи, броды, деревья поперек. Река Глубокая выше устья ручья Большой Воровский становится совсем мелкой. Бредем ее несколько раз и выходим к развилке. На карте 65-го года она указана как "разв.Усова", ныне это урочище Усова. Здесь действительно имеется развилка, причем нужная нам колея уходит левее и практически по руслу ручья Банный Ключ, а вправо уходит другая (тоже на вид накатанная) тропа вдоль по речке Глубокая. На развилке приходится немного покрутиться, не совсем ясен выезд на нужное нам направление. Приходится вброд брать ручей под неудобным углом. Но проходим засаду чисто, только Террано, как бульдозерным ножом собирает "юбкой" бампера на себя грязь. Примерно где-то в этом же районе идущий вторым Террано глубоко проваливается задним левым в колею и приходится в первый раз разматывать стропу.
   

   

17.22. На пути лежит огромная лиственница. В несколько заходов пилим ее, обрубаем ветви. Но откатить не хватает сил, уж больно велика. Приходится задействовать Сюрфа в качестве лесовоза и стягивать ствол в сторону стропой.
   

Попутно выясняем, что мы фактически вышли на водораздел. Ручей Банный Ключ кончился, точнее, растворился в зарослях. Слева от нас безымянная высота 693 м, справа и чуть впереди - гора Маячная. За Маячной начинается территория водосбора реки Луговой, что впадает в Белую. Значит, нам туда. Понемногу вечереет, но сегодня решено идти до сумерек, максимально используя весь световой день.
Выбираемся на подобие заболоченной полянки, колеи по которой мечутся во все стороны. Определяем направление, перескакиваем плохой участок и практически упираемся в лужу, из которой колея с 90-градусным поворотом вправо уходит в овражек под уклон, там также на 90 градусов поворачивает влево и падает еще ниже, в текущий на дне овражка ручей. Выезд из ручья крутой, но практически без поворотов, там должно быть полегче. Выходим, прикидываем порядок прохождения. Проблема в том, что от точки въезда до ручья внизу не дотянется одна стропа и сложная траектория. А это значит, что вытягивать назад будет крайне сложно. Но вариантов нет - надо двигаться.
Сюрфа Вадим руками наставляет на путь истинный, разворачивая на пятачке и направляя вниз в ручей. На скорости проходить его опасно, поэтому вход пытаюсь сделать помягче, а на выезде дать газ. Почти получается, но не хватает динамики и задняя ось буксует. Газ в пол, грязь ошметками во все стороны, несколько покачиваний рулем и машина выпрыгивает на относительно сухой участок.
Пытаемся повторить то же самое с Террано, но у него низко висит бампер и потому в ручей он въезжает по миллиметрам. Соответственно, тяги не хватает и шансов у него меньше. Цепляем за него стропу и вывозим наверх. Время 18.16. Вырвались.
 

Зато дальнейшие тысячу триста метров мы продвигаемся почти час. Дорога представляет собой тропу, переходящую с одной стороны глубокой рытвины на другую. Рытвина, видимо, образована талой водой, что и сейчас еще весело журчит по ее дну. Может быть для какой-нибудь "шишки" эта дорога и будет достаточно проезжей, но для наших машин на 31-32 колесах это серьезная преграда. Сначала проводим машины руками с одного берега на другой. Затем дорога уходит дальше с серьезным уклоном вправо. К тому же узко, и при попадании правых колес в рытвину мы имеем практически гарантированные "уши". Во избежание ищем и находим проезд через кусты с минимальными повреждениями для растущего подлеска. Правда, Тирка все-таки садится в рытвину, но в мелком месте и выбирается сам.
   

Мало едем и много стоим. Ищем объезды, советуемся, водим руками. Становится понятно, что команда устала, солнце клонится к закату, время почти семь вечера. Надо искать место ночлега. Берем еще пару луж, причем в одной из них сажусь и я, пытаясь пройти ее нахрапом, и выходим на полянку слева от дороги, освещенную заходящим солнцем.
   

Все, привал.
Разбиваем лагерь. Готовим место под очаг, попутно находя червяков-мутантов. Разводим костер. Вадим готовит традиционный плов. Всего за сегодня пройдено 163 км, из них 17 можно с чистой совестью считать категорийными. Причем потрачено на них суммарно почти шесть часов. Средняя скорость, конечно, впечатляет :) 
На сегодня последние фотографии и отбой.
   


10.05.09

Место стоянки - верховья реки Луговая - точка возврата - урочище Усова - ночевка под горой Ревнюха.


Старт в 9.35. Согласен, немного поздновато. Но вчерашний день нас слегка вымотал, поэтому встали не рано и собирались долго. Первая засада - дерево поперек дороги - не заставляет себя ждать, за ним сразу следующее. Все это буквально в 100 метрах от нашей ночной стоянки.
   

 

Поначалу, после деревьев, идет сухая неглубокая колея. Потом еще несколько завалов, но в основном объезжаемых, необъезжаемые мы пилим. Понемногу продвигаемся, переезжаем пару поперечных промоин. Здесь нам впервые приходится снимать треки и выкладывать их в качестве мостков. По остаткам уложенных поперечно стволов видно, что место мостили очень давно и со временем вода почти все размыла.
   

10.30. Выезжаем на обширную поляну, дальний край которой заперт изрядного размера лужей. Колея идет непосредственно через нее, так как слева густой кустарник и сразу за ним обрыв, а справа заболоченная площадка по которой сверху течет вода и сливается в бетонную трубу (!), которую кто-то когда-то здесь установил. Измерения глубины лужи показывают, что сидеть мы в ней будем долго, если рванем напрямую. Здесь наша мысль (и не только мысль) буксует. И буксует долго - на протяжении почти трех с половиной часов. На самом деле ситуация банальна: по прямой лужу не пройти, так как глубокие колеи (верная посадка на мосты), топкое дно (обеспечено микширование воды и грязи вместо передвижения), объезды справа и слева фактически закрыты, длина участка больше того, что можно пройти с разгона плюс возможный выброс из колеи влево, а там обрыв.
Решаем фачится по полной. Для начала выкапываем канаву для слива воды из лужи и пока она сливается, начинаем по шагу проводить Сюрфа. Попытка пройти по гребню удается лишь до середины, затем машину стаскивает. В ход идет весь арсенал средств спасения - треки, хай-джек, ручная лебеда, лопаты. Копаем, подкладываем, поднимаем, тянем, толкаем, получаем ручкой джека по морде, украшаем себя абстракциями из грязи. В конечном счете, последние сантиметры, машину вытягивает ручная лебеда и сила двух мужиков.
Вторую машину проводим альтернативным методом - постоянным перекладыванием сзади вперед сэнд-треков и по другой стороне лужи, хотя там и уже, но пока еще твердо. Опыт и альтернативный путь дают свой результат. Тирку мы протягиваем минут за сорок вместо двух с лишним часов.
По результатам трех с половиной часового сидения в луже, можно сказать, что наличие электрической лебедки для подобных маршрутов надо считать обязательным хотя бы на одном автомобиле.
   

   

   

   

14.14 берем еще один брод. На этот раз неглубокий, но с нехорошими кочками в нем. Видимо, это как раз Луговая. Проходим его и едем дальше. Как выяснилось - недалеко.
  

Сначала идем по-над глубокими колеями. Такими глубокими, что падению в любую из них для нас равносильно перевороту. Потом берем две лужи, в каждую из которых приходится укладывать по паре сэнд-треков, чтобы пройти одной стороной по краю, а второй по трекам. Потом приходится объезжать особо засадный участок с лужами и завалами из стволов по заболоченному полю. Прорываемся по нему без засад и опять лезем на дорогу, вверх. Следующая засада на первый взгляд кажется непреодолимой - справа и слева идут две колеи, в каждой из которых легко сядет "шишка". Чисто теоретически можно взять левую по гребню колеи, но он узкий и машину легко может стащить. Катя отправляется в глубокую разведку, взяв с собой рацию. Мы же несколько раз крутимся и так, и сяк, пытаясь найти верный путь. В результате проходим по правому объезду, по самому краю, где правее нас только заросли тонких кустов и обрыв в несколько метров вниз. Хорошо, что ширина машин позволяет это сделать. Катя возвращается и говорит, что нас ждет не сильно глубокая колея, идущая к тому же по выемке, но из-за этого заполненная снегом. И если вниз удается ехать, отчаянно скользя и порой почти боком, то думать о том, чтобы в случае необходимости здесь подняться, просто не хочется. Пробираемся вперед и выходим к месту, угаданному нами потом на фотографиях ребят из Казахстана - сами мы уже забросили фотографировать, все заняты. Довольно узкая полка вплотную к склону, справа обрыв. Полка качественно изрезана стекающим ручьем и дорогу можно только угадать. Примерно через сотню метров ручей стекает вправо, но он вырыл в этом место изрядную промоину. Как проходить ее - непонятно. Катя опять уходит вперед. После внимательного рассмотрения этого участка становится понятно, что ничего невозможного нет, но времени на него уйдет много. Катя по рации зовет к себе. Идем, прихватив только видеокамеру. В том месте, куда она нас звала, открывается вид на глубокую промоину в насыпи дороги - река подмыла трубу (!), уложенную для нее в основании дороги, и полностью размыла полотно. Слева крутейший спуск вниз к броду и заваленное подручными материалами русло. Видно, что здесь народ с трудом переправлялся на другой берег. Дальше колея опять выходит на насыпь и скрывается за поворотом.
Время почти четыре часа, народ основательно измотан. Но хуже всего то, что у нас жестко ограничено время возвращения в Новосибирск. 12-го с утра мы должны быть на работе. При данном темпе передвижения время до выхода в "цивилизацию" определить не удается.

Короткое совещание. Возвращаемся ...

Казалось бы - команда явно устала, самые засадные места, которые мы проходили и сидели там - разворочены, про склон со снегом даже вспоминать не хочется, еды не было с утра ...
И тем не менее, все собранны, деловиты, ни лишнего движения, ни недовольства. Все четко, слаженно, отработанно.
Склон со снегом проходим с треками наперевес, постоянно строя из них рельсовую дорогу под одной стороной машины. Утреннюю лужу берем почти бегом, только я чуть не переворачиваю машину, перегазовав лишнего и народ почти 15 минут висит на подножках, пока Леха подкапывает по очереди два правых колеса, опуская машину в горизонтальное положение. А перед самым оврагом с 90-градусным поворотом из леса выходят люди (скорее всего, охотники). Как выясняется - приехали сюда на УАЗе. Немного поговорили, они показали нам объезд засадного места. Но я все равно прохожу прямо, по старому варианту, а Вадим лезет в кусты по свежепоказанному.
Пройдя основную часть бродов, дальше движемся уже спокойно, подыскивая площадку. В результате добираемся до отличной полянки, примеченной нами еще на пути туда, где и размещаемся на ночлег. Время 20.41.
Итого с утра до точки возврата мы прошли около 4,5 км за почти семь часов. А от точки возврата до места ночевки 11 км за 4 часа. Вот что значит путь домой.
   

   

11.05.09

Место ночевки под горой Ревнюха - Барановка - Змеиногорск - Саввушка - Курья - Поспелиха - Барнаул - Новосибирск.


Дорога сегодня уже не является сложной, это всего лишь рулежка домой с рассматриванием по пути всего что попадется. Поэтому текста никакого не привожу, размещаю лишь некоторые фотографии с подписями.
   

   

   

  


P.S. итого за четыре дня было пройдено 1291 км, из них категорийных - около 30. Места посетили красивейшие и, хотя и не прошли намеченного маршрута, все равно остались довольны. Нужно подготовиться и вернуться в эти края снова.

Ну и напоследок небольшой ролик из той поездки ...


Ролик на Рутубе