... или нестандартными тропами.

Весной мы обычно выбираемся на природу. Майских праздников много и получается неплохо покататься. Изначально, для майских праздников 2013 была другая идея, но большой снеговой покров зимой и поздняя весна нарушили наши планы. Тогда Вадим aka Bagum взял в руки карты и получился следующий маршрут ...

Новосибирск - Бийск - Советское - Нижнекаменка - Алтайское - Никольское - Куяган - Черный хребет - Дёмино - Степное - Черный Ануй - Яконур - Усть-Кан - Усть-Кумир - Коргон - Сентелек - Чарышское - Маралиха - Новошипуново - Усть-Козлуха - Курья - Саввушка - Колывань - Курья - Николаевка - Поспелиха - Алейск - Боровское - Буканское - Корчино - Шарчино - Тюменцево - Камень-на-Оби - Ордынское - Новосибирск.

Из этого маршрута два участка можно честно назвать категорийными. Один посложнее: Куяган - Черный хребет - Дёмино, другой попроще: Коргон - Сентелек. Команда подобралась та же: экипаж WildDim'а aka Прибой, экипаж Вадима aka Мираж, экипаж Алексея aka Доктор и экипаж Владимира aka Пож@р_NiCK. 

Примерные расстояния.

Новосибирск(0) - Бийск(380) - Алтайское(70) - Никольское(28) - Куяган(13) - Демино(20) - Степное(14) - Черный Ануй(27) - Усть-Кан(50) - Кумир(33) - Коргон(24) - Сентелек(26) - Колывань(181) - Николаевка(77) - Алейск(108) - Камень-на-Оби(191)  - Новосибирск (200) - расстояния округленно
Продолжительность: 30 апреля - 5 мая.
Спецучастоки: Куяган - Черный Хребет - Дёмино и Коргон - Сентелек

День 1. (30.04.13)

Из-за разного времени окончания работы и других организационных вопросов, стартовали все в разное время. Дорога, соответственно, тоже всем досталась разная - кому-то дождь и ветер, кому-то сухо и относительно спокойно. Но и трафик всем достался разный, из города выезжать с каждым разом все проблематичнее. Чтобы выбраться за Бердск теперь нужно постоять по пробкам до пары часов.

Мы выезжали позже всех и до нуля часов 1 мая успели добраться только до Евсино и покрыли всего 65 км, если судить по треку.

 

День 2. (01.05.13)

Но до 4 часов утра 1 мая мы успели покрыть еще 306 км и добраться до симпатичной полянки за Бийском на Катуни, чуть выше устья Каменки. Быстро разложили походный спальник в машине и улеглись втроем, палатку ставить не стали.

Разбудили нас раненько, наверное около восьми, вежливым и веселым постукиванием в окошки. Короткий завтрак и в дорогу.

В Алтайском заправились под завязку и сошли с асфальта. До Куягана вполне терпимая гравийка, дальше начинается то самое, ради чего мы убегаем из города. Поначалу колея бежит вдоль речки Песчаная, потом начинает лезть на склон, обходя гору Караульная справа. Мы поднимаемся на Черный Хребет. Поначалу пытаемся идти вдоль Архипова ручья, но там совсем непролазно. Откатываемся назад, спускаем колеса, ищем объезд. Времени примерно 11.30.

Объезд нашли быстро. Правда при проходе седловинки садим в болотце оба Сюрфа. Выбираемся на лебедках. Тем временем, спустившие колеса 80-ки пролазят страшненькой колеей наверх и спускаются к нам уже сверху для оказания моральной и прочей поддержки. Барахтания в "жыже" и объезд занимают час. Наконец мы снова на колее.

Дальше дорога пару километров идет вдоль речки Гремишки, левым ее берегом. Колея "читается" хорошо, ехать относительно несложно. Применение лебедек - обычное и даже слегка веселое дело. Доезжаем до устья ручья Малофеевского и идущий первым Доктор хорошо садится в болотине. Вытягиваем и снова начинаем искать объезд. Вроде бы находим его. Судя по карте, колея должна обойти справа небольшую горку и вернуться на дорожку, что показана на карте. Так оно и происходит, но времени это занимает почти три часа, а пройденное по прямой расстояние меньше двух километров. 

Где-то в этих краях совершенно неожиданно для себя встречаем группу разновозрастных детишек во главе с женщиной (учительницей?), которые добрались сюда пешком из Демино. Живут в небольшом домишке, собирают дрова, которых много, чем еще занимаются - непонятно. Трудовой лагерь? Ссылка для трудных подростков? Далековато ...

После встречи бродим небольшой ручеек и полностью теряем направление. Ну то есть вроде бы тут земля чуть более примята, вроде бы там кусты чуть пожиже ... В результате забираемся на неудобоваримый склон и утыкаемся в тупик. Ехать дальше некуда. Хорошо, что Данил, кажется, углядел в кустах подобие колеи. Оказалось, что это объезд вдоль той тропки, по которой мы сюда приехали.

Возвращаемся назад и пара пешеходных разведчиков наконец-то обнаруживают надежную колею. Действительно хоженую, хотя и давно. Но это лучше, чем пытаться искать дорогу в лесоповале, да еще если ее там нет :)

Выходим в урочище Дубняки, времени половина восьмого вечера. Пора табориться. Пробиваемся еще немного вперед и в районе брода через речку Большая Тихая находим полянку. Она, правда жидковата, но вокруг все сырое и найти лучшее место фактически нереально. За сегодня пройдено 398 км.

 

День 3. (02.05.13)

Выспались, позавтракали, собрались. Поехали.

Сразу, прямо от места стоянки, брод на другую сторону речушки. Удачно проскакивает Доктор, Пожарника и меня он дергает стропой. Мираж, замыкающий процессию, проходит сам. Потом некоторое количество времени плутаем по густому молодому ельнику. Судя по расставленным кое-где табличкам, посаженному рукотворно. Ближайшая цель - небольшой перевальчик, с которого начинается спуск в сторону Демино. До перевала от места ночевки около 5 км. Добираемся быстро, часа за три. Ничего особо страшного - скользим, подтягиваемся, поддергиваем друг друга. По дороге преодолеваем небольшой брод через приток Большой Тихой.

В 12.00 стоим на перевале, пьем чай, немного отдыхаем. Дальше под горку все попроще, правда присутствуют изрядные колеи. Земля глинистая, влажная. Приходится внимательно следить за пробуксовкой колес. Минут через 50 после начала спуска с перевала, вкатываемся в деревеньку, предварительно отмыв в небольшой речушке стекла и фары. Собственно дальше цивилизация, пусть и плохонькая, но гравийная дорога, выводящая нас на Степное и далее на дорогу Солонешное - Черный Ануй, по которой мы уже ездили неоднократно. Там же, на Ануе, около двух часов дня встаем на обед.

Дальнейшие планы на сегодня - добраться до Кумира через Усть-Кан. До Усть-Кана добираемся в начале пятого, заправляемся, докупаем кое-какие продукты в магазинах. Около шести сворачиваем от Чарыша на Кумир. Стоянки на Кумире все известны, народу немного. Выбираем ту, что меньше загажена, прибираемся, ставим лагерь. Пройдено сегодня немного, всего чуть больше 150 км, но утреннее начало было вполне интересным. Завтра будем проходить участок Коргон-Сентелек.

 

День 4. (03.05.13)

Сегодня надо пройти Коргон - Сентелек, повторив в обратном направлении наш маршрут 2008 года. Надеемся, что с нашей текущей подготовкой это не станет слишком сложным.

Встаем рано, в 9 уже выдвигаемся. До Коргона ведет стандартная в этих местах раздолбанная гравийка. В начале одиннадцатого выходим на исходную позицию, но выясняется, что у Володи Пожарника на одном из колес вздулась грыжа. Пробуем заклеить - не получается, приходится обуваться в запаску. Хоть и не тот рисунок, зато надежнее. Заодно остальные проверяют крепление, а я спускаю наконец резину до 1,2. В 10.40 стартуем на спец.участок.

Погода отличная. Солнце, тепло. Начало пути до известного нам крена проходится вообще на "раз-два". Видно, что периодически дорогой пользуются, колея отчетлива и явно раскатана внедорожной резиной. Не то что в 2008. В паре мест приходится немного поработать штурманам, проводя машины неявными курсами, но в целом все едут самостоятельно. После переезда через небольшой брод встречаем змею, которая шустро от нас ретируется. Крен мы с Пожарником проходим как положено, с висящими на бортах штурманами. Но это скорее дань традиции, чем реальная необходимость. Крузаки проходят это место самостоятельно, без посторонней помощи. Колея дальше в основном сухая, хотя кое-где в лощинках попадается нерастаявший снег. Приходится пилить некоторое количество упавших стволов, видимо после зимы тут еще никого не было. После крутого спуска (который в прошлый раз был для нас подъемом) встаем на сухой полянке на обед.

Потом знакомая развилка и мы уже быстро спускаемся по Большой Татарке к Чарышу. Есть, конечно, пара засадных мест, но не страшных. Часам к четырем примерно мы выходим к летнику и броду через Большую Татарку в сторону Сентелека. Особо неторопливые успевают даже перебродить речку, когда Катя, ушедшая на разведку сообщает, что дороги по Чарышу нет. Обвалилась скала, перебраться через завал совершенно не возможно. Обдумав минут за 10 все фантастические способы преодоления завала, начинаем возвращаться обратно к развилке. Обратно все выходит еще веселее и к половине шестого мы уже снова "на позициях" - ищем дорожку в сторону маральника и Покровки. Дорожка находится быстро и она, в общем-то, несложная. Если не считать головокружительнейших подъемов и спусков. Благодарим погоду, что относительно сухо, хотя и не везде. Если бы вчера-сегодня прошел хотя бы малейший дождик, нам пришлось бы гораздо сложнее. Но погода благоволит нам и, перебравшись вброд через Малую Татарку, мы не менее крутыми спусками-подъемами едем вдоль забора маральника. Особенно доставил один подъем, на котором примерно посередине надо было пару раз нырять в глубокие, размером в машину, рытвины.

В начале восьмого въезжаем в Сентелек, а без двадцати восемь мы уже встаем на ночевку на берегу Чарыша.

 

День 5. (04.05.13)

Ну что ... сегодняшнее утро не было для нас неожиданным :) Да-да, утро снова встретило нас снегом :)

Собирались в результате быстро, выезжали тоже. В начале девятого уже стартовали. Дорога, конечно, не радовала. Скользко, грязно. Хорошо, что больше грязно, чем скользко. Падающий снег превратился в снег с дождем только в Чарышском. На АЗС, что на выезде с Чарышского в сторону Алейска мы были уже почти в 11. Там нам пришла пора расстаться. Доктор с Пожарником уходили напрямую на Новосиб, чтобы сегодня быть дома. А мы с Миражом решили немного продлить отпуск и скататься до озера Белое. Вадим там еще не был, да и мы не против были туда еще раз сгонять.

Ехали долго. Хотя снег и перестал, но полевые дороги развезло настолько, что попытавшись в районе Алексеевки уйти сразу на Усть-Козлуху, мы влетели в совершеннейшее "мыло". Поелозив с десяток минут, поняли, что никакого желания возится в этом растворе мы сегодня не имеем. Вернулись на асфальт и дали небольшой круг через Маралиху - Новошипуново. Далее Краснощеково, Курья, Саввушки. Немного перекусили на берегу Колыванского озера, разглядывая нестандартные округлые сопки. Затем ушли на Колывань, немного вернувшись назад по трассе. За Колыванью следовал поселок 8 Марта и вот оно, озеро Белое. Берега очень жидкие, много воды, кое-где лежит снег. Забурились на юго-восточную сторону, встали на ровной, но мокрой полянке в пять вечера. Зато народу вокруг ни души. Спокойно посидели, поговорили. Вспомнили поездку, посмеялись.

 

День 6. (05.05.13)

Озеро Белое - Курья - Поспелиха - Алейск - Камень-на-Оби - Новосибирск. Просто дорога домой.

 

В отчете использованы фотографии участников похода.