Умревинский острог. Геокэшеры. Клады. Предзимнее бездорожье. Военные части.
23 ноября 2008 года.

Чтобы не было скучно в предвверии истинно зимних маршрутов, возникло некоторое желание выехать "в поля". А куда? Ответ подсказал сайт геокэшеров http://www.geocaching.su
Оказывается, что в новосибирской области есть некоторое количество интересных мест с относительно несложной доступностью. Одним из таких мест указан был на сайте Умревинский острог.

 

Кое-какая информация из Википедии:
Умрева — деревня в Мошковском районе Новосибирской области. Деревня ведёт свою историю от Умревинского острога — одного из первых острогов на территории области.
Умрева расположена в 28 километрах к северу от посёлка городского типа Мошково, в 16 километрах к северо-западу от посёлка городского типа Станционно-Ояшинский, в котором есть станция на Транссибирской магистрали, в 11 километрах от федеральной автомобильной трассы М-53, в 8 километрах к востоку от села Ташара, на берегу реки Умрева, в 4 километрах от её впадения в Обь.
Навание села произошло от тюркского слова умрева — яма, низина.
Умрева — одно из первых русских поселений на территории современной Новосибирской области. В 1703 году в районе современной деревни отрядом служилых людей, посланных из Томска, был основан Умревинский острог для охраны русских поселений на южной границе Томского уезда. В 1706 году рядом с острогом основана крестьянская пашенная слобода. Земли в районе слободы оказались плодородными, и к 1727 году в Умреве было уже 50 домов. Развитию поселения способствовало то, что рядом с ним прошёл Сибирский тракт. В начале XIX века в Умреве возникла небольшая ярмарка.
Умревинский острог представляет собой археологическую ценность, его территория объявлена заповедником. Острог расположен в 4 километрах от современной деревни. Умревинский острог стал первым военным поселением, выдвиннутым в южном направлении из мест первоначального расселения русских в Сибири. Трёхбашенный острог был поставлен на высоком каменистом берегу реки Обь, и обеспечивал контроль за перемещениями как по реке, так и в пребрежной полосе. В настоящее время одна из башен острога восстановлена.
Часовня Спаса на Умреве — небольшая деревянная часовня, установленная в 1990-е годы к 400-летию победы русских завоевателей Сибири над ордой хана Кучума. Часовня освящена 25 августа 1998 года.

Собственно, кое-какую информацию об Умревинском остроге я читал и раньше, но вживую его никогда не видел. Мне стало интересно, Катя согласилась, а Данила очень взбудоражила возможность найти геокэшерский клад. Решено - поехали.

Выехали не рано - ноябрьские дни уже короткие и светает поздно. Погода тоже не особенно благоволила, но спасибо хоть снегом не завалило. Из города выбрались минут пятнадцать двенадцатого, но уже к двенадцати мы сошли с накатанной М53 и ушли в сторону поселка Красногорский сразу после Мошково, там еще указатель есть на Умревинский острог. Дальше пошли полями ...

Дальше был Старый Порос (видимо, где-то есть и Новый) и поселок Обской, в котором на развилке ушли направо, на Ташару. Вобщем, в половину первого мы были на исходных позициях, примерно в середине Ташары и капот машины смотрел в сторону берега Оби. Однако сначала попали в пару тупиков, потом все-таки через центральную улицу практически вышли за границу населенки и тут нам опять попалась дорожка в сторону реки. Поддались искушению и двинули по ней. Сначала попали на кладбище, потом дорога повернула вдоль реки и начала скакать ухабами, да показывать замерзшие лужи. Но нам торопиться было некуда и мы аккуратно огибали и объезжали все это великолепие. В целом было проезжабельно. Потом появилась четко видимая просека и мы уже было вознамерились так и приехать к самому острогу. Но на самом деле дорожка привела нас к небольшой строящейся базочке и, проскочив мимо нее, совсем уж закруглилась на полянке, на берегу реки, где стояли скамеечки и было разложено костровище. Видимо, тут отдыхающие с базочки жарят шашлыки и пьют горячительные напитки.
   
Дальше двигаться мешал изрядной глубины овраг и мы, чуток вернувшись обратно, стали искать объездные пути. Путей мы, правда, не нашли, зато по дороге нам попался удивительный закладной камень, который сообщал нам, что к 2003 году именно тут будет воссоздан Умревинский острог.

Однако вокруг него никакого острога не было, а мы точно знали, что острог существует. Значит, острог и камень существуют в разных местах. Значит, либо камень кто-то уже перенес с места его расположения, либо место расположения острога изначально не совпадало с местом установки закладного камня. Вобщем, мутная история :)
А мы, подивившись данным обстоятельствам, по какой-то подвернувшейся колее добрались до вполне наезженной трассы между Ташарой и Умревой. По ней мы и доехали до Умревы и послушно свернули по указателю "Умревинский острог". Зуд в известном месте, правда, покоя не давал и мы разведали еще одну развилочку, но вновь, переехав через мостик, уперлись в какую-то базу. Пришлось возвращаться и следовать указаниям GPS-навигатора.
 
На этот раз уже четко выехали на большую прибрежную поляну и увидели разом и часовню Спаса на Умреве, и башенку восстановленного острога. Оставив часовню "на сладкое", проехали сразу до башни. Первая цель сегодняшнего выезда была достигнута.
Быстренько осмотрели постройку, оббежали окрестности. Из восстановленного - только одна угловая башня, да часть частокола. Видимо, запал по восстановление острога быстро пропал и идею забросили, как и многие другие.
   

  
Побегав вокруг, немного замерзли и залезли в машину согреться и перекусить. Перекусили. А так как перед нами виднелась колея в сторону Ташары, как раз там, где мы не смогли проехать, то и отправились мы сначала туда, проверить дорожку. Проверили. Километра полтора дорожка еще была неплохой, потом повернула вправо, вышла на берег, где на реке уже намерзли закраины и, перепрыгнув ручеек, опять спряталась в кустах. Решили, что это будет нашей отправной точкой для следующей экспедиции.
   
На обратном пути притормозили около часовни Спаса на Умреве. В саму часовню заходить не стали - ибо праздное любопытство, а вот снаружи осмотрели и даже заглянули в окно. Внутри все чисто, видно что иногда заходят верующие, ставят свечки. Около часовни что-то типа символичной могилы, хотя, конечно, никого там похоронить по идее не могли.
 
Теперь надо было двигаться ко второй цели нашего путешествия - хоть какому-нибудь бездорожью. Обратно решено было двигаться по маршруту: Умрева - Ташара - Обской - Дубровино - Успенка - Белоярка - Полеводка и далее на Пашино. Во всяком случае на карте дороги разного качества между этими населенными пунктами присутствовали. Подозрительным, правда, казался участок между Белояркой и деревенькой Локти, в которуюзаезжать мы поначалу не планировали. Но дорога и погода распорядились иначе.
Итак, минут пятнадцать четвертого, что по предзимним меркам уже почти вечер, мы покинули Умреву и отправились "по азимуту"...

Дальше фотографий не делали. Поначалу было нечего фотографировать, потом стало не до того ...
Дорога от Умревы до Ташары и Дубровино ровная, но скользкая. Дальше дорога похуже, но скорость все равно удавалось держать около 50-60 км/ч. Основное началось за Белояркой. Мы не стали прижиматься к реке, хотя на карте в ту сторону также была прорисована дорожка. Мы уверенно пошли на Полеводку, считая ее крайним населенным пунктом, от которого до заведомой цивилизации (отлично прорисованная дорога) было по прямой порядка 5 километров.
Дорога от Белоярки до Полеводки представляла собой странную насыпь посреди моря кустов и деревьев, но с глубокими колеями и подмороженными лужами на всю ширину. Стараясь ехать аккуратно, скорость держали в районе 20 км/ч. Полеводка оказалась полузаброшенной фермой или чем-то подобным. После нее дорога кончалась совсем. И все-таки нам повезло, так как в чистое поле от последних строений уходила неширокая колея, похожая на УАЗиковскую. Потом ее перемело, потом она стала больше похожа на Ураловскую. Так же очень хорошо оказалось, что снега в полях было еще совсем немного. Машина уверенно шла по любой колее, навигатор писал трек, времени до ночи было достаточно, чтобы развернуться и уйти по своему следу обратно на трассу. Но мы упорно искали среди расходящихся и сходящихся следов тот, который бы шел в нужном нам направлении. Особенно нас впечатлила колея, которая плавно сворачивала с поля и уходила прямо в чащу кустов. Видимо, здесь особенно не заботятся выбором дороги, а предпочитают направления. Через чащу кустов мы не поехали, а продолжали искать объездные пути.
Каково же было наше счастье, когда мы выбрались на просеку, посреди которой стояли мачты ЛЭП. А выбравшись на просеку, почти тут же увидали и свет фар. Двинувшись на него очень скоро выбрались на приличного качества дорогу, по которой к тому же ездили легковые автомобили. Шла она в нужном нам направлении на Пашино и я уже считал, что дело сделано и через 30-40 минут мы выберемся на окраины города. К этому времени уже совсем стемнело и потому, когда в конце ровного участка дороги стал виден свет, нас это слегка насторожило. Чем ближе мы подъезжали к освещенному участку, тем более явно становилось, что это что-то типа КПП со шлагбаумом, противотанковыми ежами и прочими атрибутами военной части. А так как к тому времени по сторонам этой слишком отличной для леса дороги мы уже неоднократно видели военную технику и людей, то быстро догадались, что добрались до расположения одной из военных частей, что находятся вокруг поселка Пашино.
Судьбу решили не испытывать, а пообсуждав ситуацию, вернулись на развилку, замеченную нами ранее, и быстро выбрались в деревеньку Локти. Это уже была настоящая цивилизация с фонарями на улицах (правда, единичными), людьми и даже чем-то наподобие киосков. Оттуда по вполне приличной дороге выбрались на М53 в районе Мочище, а дальше все было уже знакомо. Только вот не удалось удержаться и после пашинского переезда свернули мы на Северный объезд, пройдя через Обь по новому, недавно открытому мосту.
В 19.00 машина уже стояла в гараже. Вторая цель нашего сегодняшнего выезда также была достигнута :)

P.S. Общая протяженность маршрута "от дома до дома" по GPS составила 269 км.
P.P.S. Совсем недалеко от дома существуют и интересные места и труднопроходимые маршруты.
P.P.P.S. Геокэшерский клад Данил не обнаружил.